Зрелость человека 4

Зрелость человека 4

Содержание

Характеристика периода зрелости

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, то есть 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах — от 25 – 30 до 40, иногда даже 50 и более лет.

И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий в учебном пособии по возрастной психологии предлагают принимать границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактическогоухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60 – 70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей. В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью.

Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, 2001).

В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, то есть была ситуацией организации соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Э. Эриксон подчеркивал, что каждый достигший зрелого возраста человек должен или принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям (цит. по Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2010).

У части людей в зрелом возрасте бывает «внеплановый» кризис, возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как бы повторение кризиса тридцати лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

При таком кризисе человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей» (А.В. Толстых, 1988).

Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис сорока лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие близкие люди старшего поколения.

В случае возникновения кризиса сорока лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой – профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, 2001).

Проблемы профессиональной продуктивности многие психологи связывают с «акме». Часть исследователей, например известный швейцарский психолог Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и, соответственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.

Г. Крайг отмечает, что зрелость может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями (Г. Крайг, Д. Бокум, 2008).

В период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время работы Б.Г. Ананьева и его учеников (петербургская психологическая школа) показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза – фаза прогрессивного развития общих свойств функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих свойств функции с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т.д. (Б.Г. Ананьев, 2000)

В соответствии с представлениями об «акме» как сравнительно узком периоде наибольшего расцвета, их сторонники видят основную задачу акмеологии в установлении закономерностей проявления этого наиболее продуктивного периода зрелости, тех условий, которые способствуют оптимальному протеканию этого пика или, возможно, пиков.

Наличие пика профессиональной, в том числе творческой, продуктивности для большинства профессий не обязательно и определяется индивидуальными особенностями человека. Иногда временное или окончательное снижение уровня творческой продуктивности наступает вследствие тяжелых жизненных обстоятельств. Однако решающая роль в наличии либо отсутствии в профессиональной продуктивности периода «акме», после которого следует спад, обычно принадлежит направленности личности, доминирующему мотиву.

Резюме

Проблема возрастной периодизации на сегодняшний день остается нерешенной, поскольку в психологии и акмеологии отсутствует единая общепринятая классификация периодов развития личности. Существующие периодизации имеют ряд недостатков, а также они слабо применимы в акмеологии, поскольку в них отсутствует акмеологическое содержание. Наиболее востребованы в акмеологии периодизации, выходящие за границы детства и юности, и охватывающие весь жизненный путь человека.

Вопрос о хронологических границах зрелости так же остается открытым и варьируется в диапазоне от 25 до 60-65 лет. Границы абстрактны, поскольку варьируются индивидуально для каждого человека. Зрелость может рассматриваться в акмеологии как этап жизни человека и как личностное качество. В понятии «личностная зрелость» аккумулируются такие характеристики как ответственность, активность, сформированное мировоззрение и жизненная философия.

Основным психическим новообразованием периода зрелости является продуктивность, интегрирующая достижения в профессиональной сфере и реализованность в семье.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите известные вам периодизации возрастного развития, применяемые в акмеологической практике.

2. Перечислите основные виды зрелости и их критерии.

3. Раскройте понятие «зрелая личность».

4. Дайте психологическую характеристику периода зрелости (взрослости).

Список рекомендуемой литературы

Акмеология: учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М: РАГС, 2006.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2000.

Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 3-14.

Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995.

Общая характеристика периода зрелости

Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно.

Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности.

В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета.

В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).

Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других.

Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.

В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

Признаки психологически зрелой личности

Необходимо понимать, что речь идёт о достаточно «подвижной» модели зрелой личности, допускающей различный набор характерологических признаков, однако, предлагаю рассмотреть определённые факторы, способные составить центральный каркас такой личностной модели:

1. Аутентичность (самобытность)

Известный американский психотерапевт Дж. Бьюдженталь* называет аутентичность важнейшей экзистенциальной ценностью человека. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
— полное осознавание настоящего момента жизни;
— самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
— принятие личной ответственности за данный выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к другому. Аутентичный человек хочет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведёт себя как влюблённый, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они очень много жизненной энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать её на решение своих реальных проблем. Если человек большую часть времени будет прятаться за маской какой-либо выбранной им роли, то неудивительно, что в ответ он будет получать аналогичное неискреннее отношение других. Аутентичность наиболее полно служит примером гибкого поведения.

2. Открытость собственному опыту (принятие своих чувств)

Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит отрицать, отбрасывать свои чувства, в особенности отрицательные. Давление окружающих заставляет вытеснять или подавлять печаль, раздражительность, злость. «Не плачь», «не нервничай» и пр. Психологически зрелый человек не будет отгонять прочь любые чувства, в том числе отрицательные. Он их будет, как говорится, проживать. Только в таком случае можно успешно контролировать своё поведение, поскольку вытесненные чувства являются иррациональными, то есть становятся источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаём свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в каждой ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Поэтому человека можно считать только тогда психологически зрелым, когда он проявляет терпимость ко всей гамме своих и чужих эмоциональных реакций.

3. Развитие самопознания

Ограниченное самопознание подразумевает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в своей жизни. Чем больше человек знает о себе, тем лучше он поймёт других людей, и наоборот – чем больше человек понимает других, тем он глубже стрессу и понимает себя. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность в жизни. Очень важно реалистично и осознанно относиться к себе.

4. Сила личности и идентичность

Зрелый человек должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу и что неважно. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни человеку не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность к неопределённости (умение выдерживать неопределённость)

Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостаёт структуры, ясности, определённости. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», любому человеку совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределённости. Ведь мы, по большому счёту, никогда не знаем, что день грядущий нам готовит, с какой именно проблемой мы столкнёмся и какие придётся нам принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убеждённость в конструктивности принимаемых решений и способность оправданно рисковать – все эти качества помогают человеку переносить напряжение, создаваемое неопределённостью возникновения всей череды жизненных ситуаций.

6. Принятие личной ответственности

Поскольку большинство жизненных ситуаций в жизни возникают под контролем человека, то он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент коммуникации – соглашаться с доводами собеседника или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не запускает в действие механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни человека.

7. Глубина отношений с другими

Личностно зрелый человек, разумеется, оценивает других людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты характера, но делает это без осуждения и наклеивании каких-либо ярлыков. Такой характер отношений с другими весьма важен, тем не менее, следует учитывать все те страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, тёплые отношения со знакомыми. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает и тем самым ограничивает свободу и делает их уязвимыми. Кого-то страшит неприятие партнёром положительных чувств, поэтому для него наиболее безопасной позицией представляется отказ от близких отношений, устраивает общение с партнёром на дальней дистанции. А вот психологически зрелому человеку чужды такие страхи, он способен достаточно свободно выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные, при общении с другими людьми.

8. Постановка реалистичных целей в общении
(отказ от перфекционизма)

Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот – опустить ниже планку личных притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит вам никакого удовлетворения. Итак, любому человеку желательно понимать ограниченность своих возможностей. Мы все не всемогущи. В действительности ни один человек не в состоянии построить правильные взаимоотношения с абсолютно каждым человеком. Считать, что он может умело общаться с кем бы то ни было, а в случае если отношения «не идут», то в этом виноват другой, по меньшей мере наивно. Такой наивный оптимизм может стать причиной психологического «холодного душа» в будущем.

На самом деле человеку вполне возможно отказаться от нереального стремления стать совершенным и преодолеть все грядущие сложности в уже имеющихся и в будущих коммуникациях. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живёт иллюзиями, что способен познать и понять другого человека. Человек будет винить себя за допущенные им ошибки вместо извлечения полезных уроков. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины перед другими. В этом случае отношения с другими становятся более глубокими и одновременно реалистичными. Точная оценка собственных возможностей позволяет нам ставить перед собой достижимые цели.

9. Чувство эмпатии к другим

Эмпатия – это сочувствие и понимание чувств партнёра по общению, а также обязательный учёт их в процессе общения. С точки зрения психологии, способность к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. И диапазон её проявления варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее. Психологи считают, что человек проявляющий эмпатию осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Психологическая зрелость предполагает обязательное владение данным навыком проявления эмпатии.

* Джеймс Бьюдженталь (англ. James F.T. Bugental), род. 25 декабря 1915, ум. 17 сентября 2008, — американский психолог и психотерапевт, один из основателей экзистенциального гуманистического подхода в психологии и психотерапии. Был профессором Сэйбрукского Института, Почетным преподавателем Стэнфордского университета и Почетным профессором Института Гуманистических Исследований. Удостоен награды «За выдающийся вклад в клиническую психологию» Американской психологической ассоциации и первой награды Ролло Мэя за вклад в гуманистическую

Опыт и зрелость среднего возраста

Главное, что традиционно связывается со средним возрастом, — это опыт, однако он имеет две стороны. Люди среднего возраста, достигшие пятидесяти лет и проигнорировавшие возможность переоценки в переходе к середине жизни, могут оказаться в положении обычного твердолобого защитника своего статус-кво. Таких людей называют “консерваторами”. Другая фигура — “ребенок” среднего возраста, который отрицает свой возраст и, тем самым, свой опыт: производитель с тонкими усиками, который хочет оставаться двадцатишестилетним, пока ему не исполнится шестьдесят лет, миссис Лаудс, которая носит бантики и предлагает муженьку поиграть ими, профессор, который, исходя из здорового скептицизма, приветствует евангелизм молодежи и образ жизни латиноамериканского революционера.

С другой стороны, люди в среднем возрасте видели, чувствовали и верили в свои личные истины в переходе к середине жизни: не нужно больше ожидать осуществления несбыточной мечты и защищать негибкую позицию. Проверив разные способы решения проблем и изменения жизни, они модифицировали многие предположения и иллюзии молодости, проверили их на практике и теперь, зная, какие из них работают, могут принимать решения и экономить действия. Как только люди зрелого возраста приходят к суждению на основе внешнего и внутреннего опыта, “красная ленточка” поведения разрезается. Бернис Нойгартен отмечает, что поразительное улучшение в принятии суждения говорит о том, что человек достиг среднего возраста.

Философия людей среднего возраста

Определенный аспект в жизни, который раньше доминировал и удовлетворял вас (например, возбуждение от соперничества в бизнесе или заботы о детях), не может навсегда остаться основным направлением вашей жизни. В среднем или пожилом возрасте могут расцвести и стать делом всей жизни интересы, которые раньше были вторичны. Каждое проникновение в новый сосуд высвобождает в последующие годы очередной энергетический резервуар.

Но в пожилом возрасте вам придется не просто, если в середине жизни вы не почувствуете потребность развивать параллельные интересы. Мужчина, который выходит на пенсию в шестьдесят пять лет, не возьмет внезапно в руки фотокамеру и не произведет обновление за счет обретения второй карьеры, став фотографом. Имеет человек какой-нибудь талант или нет, все равно любой учебный период требует готовности пережить неопределенность и замешательство. Даже в пятьдесят лет человек склонен осознать и пройти этот этап.

Например, представьте доктора, мужчину среднего возраста, который занялся фотографией в тридцатилетнем возрасте. В сорок пять лет он добился великолепного качества снимков. Он использовал новый подход в цветной фотографии. Сначала это было только хобби, но затем стало вторым основным занятием. С тех пор прошло много лет, он объездил весь мир (часто он брал с собой жену) и во время путешествий снимал любимые ландшафты. Сегодня ему семьдесят лет, однако он до сих пор находится в прекрасной физической форме и обладает хорошим психическим здоровьем мужчины в расцвете лет.

Зрелый возраст мужчин и женщин

Мужчины среднего возраста ощущают его в зависимости от карьеры и изменений в состоянии здоровья. А женщины среднего возраста склоняются к его определению в зависимости от событий в семье. Женщины больше озабочены контролем за организмом мужа, чем за своим собственным. Они не так часто страдают от сердечных приступов, как от вдовства. Женщины зрелого возраста должны обрести чувство значимости и средства к независимому существованию, прежде чем в опустевшем гнезде ее чувства станут ненужными. В противном случае, она отдается своим страхам перед будущим, которое представляется ей в мрачных тонах. Ей кажется, что она становится беспомощной и может полагаться на здоровье и постоянство своего мужа, на щедрость своих взрослых детей. Любая женщина боится стать типичной вдовой, которая вторгается в семейную жизнь детей или, напротив, отходит в сторону и смело заявляет: “У детей своя жизнь”. Независимо от того, будет ли она болтаться по миру на круизных судах, или сидеть на скамейке в парке и кормить голубей, — все равно она становится старой девой, ожидающей смерти.

Менеджеры в корпорациях должны работать интенсивнее, чтобы найти новые источники энергии, так как приближается срок выхода на пенсию. Некоторые корпорации начинают сокращать своих менеджеров уже в шестьдесят лет. Другие обсуждают возможность выхода руководителей на пенсию с пятидесяти пяти лет. Люди, которые принимают такие решения, должны ознакомиться со статистикой самоубийств. Оказывается, наибольший рост случаев самоубийств зарегистрирован у мужчин в возрасте от пятидесяти пяти до шестидесяти пяти лет. Это доказывает, что многие мужчины после выхода на пенсию ощущают себя выброшенными на свалку за ненадобностью. Более гуманный подход мы наблюдаем в Швеции, где работникам фирмы с шестидесяти до семидесяти лет предлагается постепенное сокращение рабочих часов, как бы подготавливающее их к “постепенному выходу на пенсию”. Мы можем организовывать кампании в поддержку реформ, однако нам трудно рассчитывать на успех.

Бизнесмены-руководители ревниво жалуются на то, что государственным служащим живется легче. Они могут получить хорошую пенсию лет через двадцать, когда им будет чуть больше сорока, и легко сделать вторую карьеру или сочетать прежнее хобби с бездельем во Флориде. Поразительное большинство чиновников выбирают раннюю пенсию, если это не влечет за собой потерю в доходах. А те, кто не находится на государственной службе, должны вновь и вновь использовать свои собственные ресурсы для достижения поставленной цели. Мудрые люди так и делают и готовятся к отставке, начав изучение новой профессии по книгам. Для некоторых это проходит очень просто. Другие, кто всю свою жизнь жадно читал книги, с позиции хитрого интересного собеседника оценивают свою жизнь за последние годы.

Наше видение самих себя больше, чем что-либо, определяет богатство или недостатки среднего возраста у мужчин и женщин. Люди, которые сталкиваются со своим возрастом, не ожидают, что их организм будет функционировать так же гладко, как и раньше, без всякой посторонней помощи. Однако Френкель-Брунсвик заметила, что знание и опыт противодействуют биологическому упадку.

Современный человек среднего возраста уже не ощущает себя больным. В симптомах, которые испытывают мужчины и женщины этого возраста, были отмечены глубокие изменения. Сегодня такие люди спокойно получают консультации в клинике, чего не было двадцать лет назад. Аналитики Лайонеллс и Манн из института Уайта обнаружили в сравнительном исследовании, что психосоматические жалобы, связанные с важными личными проблемами и выражавшиеся в “неясном смешанном чувстве усталости и апатии”, столь характерные для среднего возраста в прошлом, сегодня воспринимаются так, как надо: это вопросы самореализации и удовлетворения.

Концепция “чем больше мы используем, тем меньше потеряем”, взятая на вооружение исследователями полов, проявляется и в других областях, например, в способности учиться. Чем больше мы развиваем наш мозг, тем дольше он продолжает работать на нас. Высокообразованные люди практически не демонстрируют своего страха перед физическим старением. Обычно восприятие с годами улучшается, после пятидесяти лет мы теряем скорость, но не качество восприятия, что свидетельствует о наличии кризиса, если таковой имеется. Способность к учебе у взрослого человека, в общем, не снижается, но в более позднем возрасте он хуже усваивает незнакомый материал.

Хорошо, если одно из новых выбранных занятий будет связано с пребыванием на открытом воздухе. Конечно, после сорока лет мы будем быстрее уставать после физических упражнений. Регулярные упражнения лучше, чем внезапные рывки. Физическая пассивность не принесет вам ничего хорошего. Мозгу нужен кислород, а легким нужна помощь в его обеспечении, так как естественное расширение грудной клетки с возрастом снижается. Сердечная мышца может использовать новые пути для циркуляции крови, которые открываются при регулярных физических упражнениях. Умело подобранные упражнения могут задержать процесс старения.

Процессы физиологии и психологии в зрелом возрасте

Мужчины и женщины среднего возраста, которые ведут сидячий образ жизни, должны считаться с возможными неблагоприятными реакциями, грыжей, травмами и сердечным приступом. Вялое сердце уже не удовлетворяет потребности человека, так же как и дряблые мышцы не могут оказать достаточную поддержку позвоночнику и жизненно важным органам. Повторим снова: чем больше мы используем, тем меньше мы теряем.

Выбор активного дела в середине жизни не означает, что вы попали в ловушку, соревнуясь с более молодым атлетическим организмом. Приобретенные в борьбе в течение первой половины жизни ресурсы и опыт могут быть направлены к достижению других целей, других призов. На Востоке, например, наиболее ценными считаются такие занятия, подготовка к которым занимает много лет (созерцание, медитация, поэзия и искусство). Возрастная группа людей от сорока до пятидесяти лет считается относительно молодой. В нашем обществе повсеместно распространено мнение о том, что в среднем возрасте цвета становятся менее яркими, запахи, вкусы и звуки запоминаются хуже, чем в дни юности. Такой стереотип практически не находит поддержки среди психологов. Восприятие среднего возраста имеет свое очарование.

“Я должен” двадцатилетнего возраста, которое превращается в “я хочу” в тридцать лет, в сорокалетнем возрасте опять преобразуется в “я должен”. Некоторые из долженствовании являются слишком реальными. Например, плата за обучение детей в колледже часто совпадает с потребностью стареющих родителей в материальной поддержке. Но большая часть отношения “я должен”, которое распространяется на пятидесятилетний возраст, окрашено привычкой и формой опыта, почерпнутого в ранние годы.

Сегодня люди старшего среднего возраста, являясь представителями поколения Великой Депрессии, научились восторгаться материальной обеспеченностью. Прошло много времени после того, как голод отступил от дверей их дома и они стали материально обеспеченными людьми с кредитными карточками и роскошными машинами, однако привычка к осторожности у них все же осталась.

Если для одних людей переломным моментом обновления является переоценка отношения к деньгам, то для других этот момент связан с вопросами веры.

Исследователи, которые занимались характеристикой среднего возраста, регистрируют поразительный подъем удовлетворения брачным союзом у сорокапятилетних супругов, которые вместе прошли переход к середине жизни. Дело, конечно, не в том, что партнеры чудесным образом меняются в лучшую сторону, просто мы перестаем обвинять друг друга в наших внутренних противоречиях. Резкий подъем удовлетворения брачным союзом достигает пика после пятидесяти лет.

Партнеры в это время уже очень хорошо знают друг друга (хотя всегда есть — и должно быть — что-то, что может их удивить). Многие супружеские пары в среднем возрасте сталкиваются с возможностью надежных дружеских отношений.

Однако ясно, что должны иметь место и взаимные интересы, и уважение к желанию уединенности. Прекрасно, когда рядом с вами находится человек, который стареет вместе с вами, человек. с которым вас объединяют общие друзья, воспоминания и прогулки под дождем, который вместе с вами занимается домом, где уже нет детей, и который находит удовольствие, живя рядом с вами.

Первичные брачные союзы у людей среднего возраста являются редкостью. Но те, кто развелся, готовы и хотят попробовать вступить в новый брак. Среди тех, кто заново вступает в брак, двадцать пять процентов составляют люди среднего возраста.

С возрастом снижается желание сравнивать себя с другими. Люди больше заняты своей внутренней жизнью. В качестве награды за это они получают две наиболее ярких характеристики зрелости: понимание и философское созерцание. В процессе познания себя люди начинают получать удовольствие в отрешенности от других.

Партнер рассматривается как ценный источник общения, а не как замена отца или матери. Обычно мы удивляемся, когда выросшие дети становятся прекрасными компаньонами. Особенно когда они уже освободились из-под влияния родителей и позволяют себе насмешливо улыбаться, глядя на их манеры, и оставлять банки из-под колы на полу по всему дому. Это не означает, что с возрастом мы теряем интерес к другим. Писатель из Флориды Скотт Максвелл замечает с высоты своего восьмидесятидвухлетнего возраста: “Независимо от возраста мать всегда ищет в своих детях среднего возраста признаки улучшений”.

Середина жизни определенно является временем уважения эксцентричности. Это становится возможно, когда мы преодолеваем в себе привычку пытаться угодить каждому, это относится к позднему развитию многих женщин. Так считает известный физиолог доктор Эстелль Рамей. Ей около шестидесяти лет, дети выросли. Она считает, что сейчас стала больше говорить правду:

“Раньше я даже не понимала, что лгу. Я просто думала, что это относится к манерам, принятым среди леди. Хотелось быть, как все. А сейчас я не обращаю внимания на великосветские манеры и забочусь о том, чтобы нравиться лишь некоторым людям”.

Люди, которые остаются одинокими в среднем возрасте, должны быть готовы принять это. В принципе, это может быть даже хорошо, особенно если вы подавлены личностью партнера или, много лет просуществовав в корпоративной ячейке, каковой является супружеская пара, не знаете, есть ли в вас ресурсы, чтобы выжить одной. Поверьте, опыт покажет вам, что, конечно же, можете.

Вдовец отметил такое же изменение в себе. После смерти жены он не был уверен, что сможет хорошо воспитать дочь-подростка, которая тяжело переживала смерть матери, и начал унылые поиски женщины, которая могла бы стать женой ему и матерью девочке. Прошел год, потом два. Он все еще оставался одиноким. Однако через некоторое время он перестроил свою работу и освободил время для общения с детьми и вскоре почувствовал в себе уверенность как в родителе. И хотя он поддерживал дружеские связи с несколькими женщинами, однако с удивлением обнаружил в себе способность самостоятельно готовить и довольствоваться собой.

Наверное, наиболее ярким примером женщины, которая проявила уверенность в своих силах в среднем возрасте, является Кэтрин Грэхэм. Она была робкой и зависимой женой, в то время как ее муж, человек очень энергичный, руководил работой в “Вашингтон Пост”. После самоубийства мужа она выступила против передачи газеты в ведение других менеджеров. Понемногу она собрала в себе силы, разбудила дремлющие способности и через некоторое время, к своему удивлению, стала одним из самых сильных и уважаемых генеральных директоров газет в стране.

Независимость как важный атрибут среднего возраста

Одно из самых больших вознаграждений, которое дает нам разложение себя на составные части для обновления, — это самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей. Испытав различные модели поведения и дойдя до благородства, которое стоит защищать, можно достичь того, что Эриксон называет объединением. Под этим он понимает достижение такого уровня развития взрослого человека, когда человек может дать благословение своей собственной жизни.

Такой шаг означает отказ от модели поведения, оказавшейся неудовлетворительной. Это определенно означает осознание своего образа жизни, который вы собираетесь использовать, но не хотите, чтобы он вас разрушил.

Было бы поразительным, если бы мы не испытывали некоторые муки, оставляя знакомую ступень развития взрослого человека и поднимаясь на другую, еще такую неопределенную, ступень. Однако готовность продвигаться через эти переходы эквивалентна готовности жить в изобилии. Если мы не меняемся, мы не развиваемся. Если мы не развиваемся, мы не живем реально. Развитие требует временного отказа от безопасности. Это означает отказ от известных, но ограничивающих моделей поведения, надежной, но не приносящей удовлетворения работы, от ценностей, в которые больше не веришь, отношений, которые уже потеряли свою значимость. Достоевский так говорил по этому поводу: “Люди больше всего опасаются сделать новый шаг, произнести новое слово”. Этот страх необходимо преодолеть.

Если физическая сила и удовлетворение чувств считаются наибольшими ценностями жизни, то мы отрицаем в нас все, что находится за рамками молодости, то есть наш опыт. Если мы не видим ничего, что могло бы соперничать с накоплением хороших дел и успехов, то загоняем себя в ловушку утратившего новизну повторного среднего возраста. Удовольствие от саморазоблачения всегда под рукой. Хотя наши любимые входят в нашу жизнь и выходят из нее, однако ниша для любви остается. И для мозга, освобожденного от постоянных стремлений юности, пришло время непрерывно разгадывать тайны существования.

Смелость предпринимать новые шаги позволяет нам пройти каждую ступень развития с чувством удовлетворения и найти свежие ответы, которые покажут нам богатство других ступеней развития. Силой, которая может оживить в нас все периоды жизни, является наша внутренняя сила.

>Какие границы у понятия «зрелый возраст»

Психологические особенности зрелого возраста

Зрелость – самый протяженный период жизнедеятельности человека. По разным источникам он варьируется от тридцати – тридцати пяти до шестидесяти – шестидесяти пяти лет, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Зрелый возраст наступает тогда, когда получен определенный жизненный опыт. Для одних зрелость — это просто цифры в паспорте, а у других заметно теряется интерес к жизни, и все чаще проскальзывают слова: «куда мне клубы/короткие юбки/учиться/переезжать (нужное подчеркнуть), ведь мне уже тридцать/сорок/пятьдесят лет».

В зрелом возрасте личность приобретает и раскрывает новые качества: уверенность в своих силах, умение оказать поддержку другим, реализм, желание передавать свой опыт. Бесспорно, в этом возрастном периоде уже нет юношеского максимализма, человек понимает и принимает себя таким, какой он есть. Он умеет расставлять приоритеты и признавать свои ошибки.
На период зрелости часто приходится два психологических кризиса: тридцати и сорока лет, когда важно переосмыслить свою жизнь и сделать выводы, как жить дальше.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. зре́лость зре́лости
Р. зре́лости зре́лостей
Д. зре́лости зре́лостям
В. зре́лость зре́лости
Тв. зре́лостью зре́лостями
Пр. зре́лости зре́лостях

зре́-лость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -зре-; суффиксы: -л-ость .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. то же, что спелость; состояние готовности плодов к сбору ◆ О зрелости ягод можно судить по небольшому матовому налету на их поверхности. Татьяна Мироненко, «Ягодный парад», 2002 // «Семейный доктор» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. то же, что спелость; мера близости плодов к зрелости ◆ Сахарный сироп для заливки персиков готовят крепостью 35 или 40% в зависимости от зрелости плодов. Воробьева Т.М., Гаврилова Т.А., «Домашнее консервирование», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Объективными показателями, характеризующими зрелость персиков, являются их размер, окраска и твёрдость. Воробьева Т.М., Гаврилова Т.А., «Домашнее консервирование», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. состояние расцвета, наибольшей силы, эффективности некоего объекта или явления, в котором развитие полностью завершено, а деградация еще не началась ◆ Зрелость политической системы во многом определяется как раз тем, что она сводит эту роль случая к минимуму, равно как и последствия случайностей, то есть их воздействие на политику, а нередко и на судьбы государства. Георгий Арбатов, «Человек Системы», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Хотя он едва достиг зрелости, но раннее вступление в жизнь и интенсивность пережитых ощущений дали ему опытность человека на десять лет старше его. С.М. Степняк-Кравчинский, «Андрей Кожухов», 1898 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. перен. период в жизни организма или явления, соответствующий взрослому состоянию, зрелости ◆ Для многих, прежде всего для сверстников, он оставался Колюшей, для тех, кто знакомился с ним в зрелости, он был Тим. Д. А. Гранин, «Зубр1987» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Согласно представлениям некоторых теоретиков развития локальных цивилизаций, каждая нация, как и отдельная человеческая личность, переживает рождение, детство, юность, зрелость, старость и угасание. Наталья Троицкая, «Сакральные символы мировых цивилизаций», 2001 // «Жизнь национальностей» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

  1. половозрелость

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-зре-»
  • существительные: зрелость
  • прилагательные: зрелый, незрелый, недозрелый, перезрелый; половозрелый, неполовозрелый; полозрелый, неполозрелый
  • глаголы: зреть; вызреть, вызревать; дозреть, дозревать; созреть, созревать; недозреть, недозревать; перезреть, перезревать

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • аттестат зрелости
  • половая зрелость
  • пожарная зрелость

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: ripeness
  • Французскийfr: maturité ж.

возраст

  • Английскийen: ripeness
  • Французскийfr: maturité ж.

Библиография

  • Зализняк Анна А., Шмелёв А.Д. Время суток и виды деятельности //Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 42.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются.
Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов.
Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.
Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.
Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.
У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.
Ранний юношеский возраст — это пора первой любви, возникновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают определенный, индивидуально своеобразный ответ на вопрос «каким быть?».
В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Формирование и развитие морали
1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юношеском возрасте.
2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.
3. Основные нравственные вопросы ранней юности.
4. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклассниками.
Тема 2. Становление мировоззрения
1. Структура мировоззрения старших школьников.
2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников.
3. Экономическое мировоззрение и культура.
4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов.
Тема 3. Нравственное самоопределение
1. Начало реализации жизненных планов.
2. Поиски ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?».
3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени.
4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений.
5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности.
Тема 4. Основные черты психологии старшего школьника
1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости.
2. Оформление морально-нравственной сферы личности.
3. Профессиональное самоопределение.
4. Личностное самоопределение.
5. Юность — пора первой любви.
6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.
Темы для рефератов
1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте.
2. Личностное самоопределение в ранней юности.
3. Общая характеристика личности старшеклассника.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников.
2. Природа и дальнейшая судьба эмоционально-личностных аномалий, наблюдаемых в ранней юности.
3. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными периодами жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *