Жизненные сценарии берн

Жизненные сценарии берн

Содержание

Сценарий, в трансакционном анализе

Одним из наиболее известных приверженцев теории сценариев был психолог и психиатр, создатель трансакционного анализа, Эрик Леннард Берн (1910—1970). Он изложил свои наблюдения и выводы по этому вопросу в своей книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Список основных сценариев

«Пока не»

Есть огромное количество разнообразных вариантов этого сценария, но, в общем, их сценарные директивы сводятся к мысли о том, что ничто хорошее не случится, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать», «В другой жизни мне воздастся по заслугам» и прочее.

«После»

Сценарий «после» в каком-то смысле представляет собой сценарий «Пока не» наоборот. То есть, после чего-то хорошего должно обязательно приключиться что-нибудь плохое. Оно послужит своеобразной расплатой. Например: «Я могу радоваться сегодня, но завтра должен буду за это заплатить», «После женитьбы (или замужества) жизнь состоит только лишь из одних обязательств» и прочее.

«Никогда»

Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу».

«Всегда»

Данный сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения». Эрик Берн приводил по поводу этого сценария такой пример: человек, который застрял посреди шоссе, из-за того, что у него внезапно закончился бензин, за несколько дней до происшествия, сам не замечая того, начинает поглядывать на указатель.

«Почти»

При объяснении сути этого сценария можно вспомнить миф о Сизифе. Этот знаменитый герой древнегреческих мифов прогневал богов и был обречён вкатывать на гору огромный камень. Когда Сизиф почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился к подножию. Нечто похожее происходит и в жизни человека, обладающего этим сценарием: он пытается что-то сделать, но редко ему удаётся довести дела до конца.

Ссылки

  • Сценарий жизненный личности по Эрику Бёрну
  • Эрик Берн — популярно. Родитель-Ребёнок-Взрослый. Треугольник Карпмана: Агрессор-Жертва-Спаситель. Сценарий и антисценарий // Форум Александра Вакурова.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Множество факторов влияет на то, как выстраиваются судьбы, главный — сценарий жизни людей.

По теории Эрика Берна начинается формирование этого сценария еще до рождения, продолжается наиболее активно в период детства, и на протяжении взрослой жизни постоянно дополняется, изменяется с нашим сознательным или неосознанным участием.

С момента зачатия и весь период до рождения развивающийся организм берет не только гены, но и впитывает в себя сценарии жизни людей, энергетику родителей, приходит в этот мир уже с каким-то настроем, оптимистичным или пессимистичным, с глубоко бессознательным мироощущением. Затем начинается процесс воспитания, адаптации, и вместе с этим огромное влияние установок, стереотипов мышления и поведения ребенок безоценочно перенимает у воспитателей.

В теории Эрика Берна встречается такое понятие, как сценарий судьбы. Сценарием жизни людей по теории Эрика Берна считается повторяющееся поведение, человек как бы возвращается снова и снова в обстоятельства и переживания своего детства, и продолжаться это может всю жизнь. Кроме того, в детском и подростковом возрасте составляется жизненный план, и если в основе дальнейших событий лежит такое решение, можно говорить о сценарии. На практике это может выглядеть как одни и те же неудачи, человек постоянно втягивается в повторяющиеся неприятные ситуации, и т д.

Примеров может быть очень много:

один ребенок постоянно слышит, что жизнь полна опасностей, обмана, что людям нельзя доверять;

другому внушается, что деньги приносят несчастья, зависть и разочарования, лучше держаться от них подальше; третьего призывают стремиться к власти и превосходству, иначе никто не станет его ценить и уважать;

а четвертому рассказывают о том, что в этом мире всегда можно найти друзей, любовь, благодаря доверию и сотрудничеству с людьми быть богатым и счастливым.

Каждый из этих детей начинает строить свои мысли, цели соответствующим образом, погружается в соответствующие переживания, и тем самым постепенно создает свой сценарий, формирует свою судьбу.

Ребенка могли считать в детстве слабым и болезненным. Если он впитал это, и принял решение быть слабым, в его судьбе разворачивается сценарий беспомощности – неверие в свои силы, неспособность успешно работать, создать семью, и даже ухудшение здоровья.

Еще опаснее если кто-то принял решение быть плохим. Под влиянием нелюбви к ребенку и раздражения такие внушения тоже не редкость – что он нехорош, что от него одни неприятности. Такое убеждение, встроенное в сценарий жизни людей, может разрушать не только собственные судьбы, но и благополучие окружающих.

Услышанные в детстве сказки согласно теории Эрика Берна тоже оказывают незаметное влияние на нашу систему ценностей, желания, цели и задачи во взрослой жизни. Если вспомнить свои любимые сказки, можно заметить сколько качеств мы переняли у любимого героя, а иногда даже повторяем его поступки, его достижения и ошибки.

Основные принципы, которым следовал Э. Берн:

Вера в человеческую природу – люди хороши по своей сути. В процессе жизни они могут неправильно воспринимать идеи, усваивать ложные ценности.

Даже при наличии эмоциональных затруднений человек остается разумным, полноценным существом, способным анализировать опыт и исправлять ошибки.

Любые эмоциональные проблемы разрешимы при наличии необходимых знаний, правильного подхода и помощи.

Это говорит о том, что человек может вернуть себе власть над своей судьбой.

Если вам хочется покончить с повторяющимися неприятностями, переписать сценарий своей жизни, изменить судьбу к лучшему, самым разумным выбором будет обращение к психологу за соответствующими подсказками и поддержкой.

Провести самоанализ сложно, но возможно. Не так просто осознать установки, полученные в далеком, иногда забытом детстве, все же взрослый человек может самостоятельно попытаться.

Для этого лучше поговорить с кем-то близким, другом, членом семьи, вспомнить о чем говорили родители, и подумать над влиянием этих слов, советов на свое отношение к жизни.

Особое внимание следует обратить на самое раннее воспоминание детства, именно оно может оказывать сильное влияние на жизненный сценарий.

После того как основное препятствие найдено, возможно освободиться от заложенной в подсознании программы, которая мешает развиваться.

Этапы самостоятельной работы:

Анализ событий жизни, их повторяемости.

Поиск убеждений, установок, с ними связанных, поиск причин.

Изменение негативных или устаревших убеждений и верований на новые, полезные.

Сложность в том, что причина не всегда на поверхности.

Умная, эффектная, энергичная женщина в третий раз выходит замуж за алкоголика. Мотивы самые лучшие – любовь, вера в человека, желание помочь и победить болезнь. Но для чего все это ей снова и снова?

Глубинные причины могут быть очень разными:

Родительское внушение вроде чувства неполноценности, недостойности, ненужности успешному мужчине;

Обязанность заботиться и быть с тем, кому нужна помощь, и только так можно надеяться на ответную любовь;

Потребность в превосходстве над партнером, в желании быть в роли лидера.

Очевидную негативную установку, как в первом случае, легче найти, хотя не так легко избавиться. Для изменения сценария достаточно повысить самооценку и видеть своим спутником здорового, позитивного человека.

В двух других случаях сложнее, здесь нет явной негативной установки, и избавиться от подобных заблуждений можно только с помощью жизненного опыта.

Чтобы сценарий изменился, его приходится активно проживать с внимательным анализом.

Например:

первый партнер воспользовался добротой и совсем расслабился, продолжал деградировать;

второй изменил;

третий просто не испытывает никакой благодарности и ведет себя эгоистично.

В результате такого личного опыта заблуждение может быть пересмотрено, и осознано то, что забота и самоотдача не гарантирует ответной любви, и даже не обязывает к этому, может быть бесполезной в некоторых случаях, а любимой можно быть и просто так, ни за что.

Измененный сценарий больше не ищет нуждающихся в спасении, и есть готовность принимать «незаслуженную» любовь от жизнерадостных людей. Так же и желание доминировать над партнером в личном опыте может принести неприятности, ссоры и разочарования вместо ожидаемого комфорта, быть пересмотрено и удалено из сценария судьбы.

Если получится уловить закономерности, то причины несчастий можно найти в себе и сделать соответствующие выводы на будущее, отменить сценарное решение, взяв на себя ответственность за свое самочувствие, поведение. Это не делает жизнь проще, но она становится интереснее и успешнее.

Очень важно освободиться от чувства вины и обиды на близких.

Родители желали вам только добра и верили в то, о чем говорили. Давая различные установки, они хотели защитить своего ребенка от негативных влияний и жестокости мира.

В этой работе вам помогут Индивидуальные Трансформационные Программы, — ряд интенсивных практик для работы с прошлым и будущим. Только проанализировав прошлое, можно избавиться от его негативного влияния и создать новый сценарий будущего. Каждый выбирает программу, которая кажется ему более понятной и эффективной.

После проработки прошлого и устранения ошибочных, устаревших и негативных установок, можно приступить к формированию нового сценария жизни и нового будущего.

Для этого необходимо:

Умение организовать свою жизнь.

Избавиться от ненужных качеств.

Приобрести полезные качества.

Результат достигается если желания сознания и подсознания одинаковы, а их силы действуют совместно и сообща с ресурсами организма. Другими словами, желание должно быть искренним, глубоким, сильным и осознанным, а также необходимо верить в его осуществимость, в себя и в успех.

Не стоит ждать мгновенных результатов, чаще всего изменения в человеческой психике происходят постепенно. Разумнее просто принять свою судьбу со всеми заблуждениями и ошибками, как есть, простить эти заблуждения и себе, и близким, проанализировать последствия и сделать вывод, принять свое осознанное, ответственное решение. Только таким образом, меняя ход мыслей, содержание переживаний, ожидание, мироощущение, мы можем изменять свою судьбу. Только при условии успешного решения жизненных задач сценарий развивается в наилучшем направлении.

Если вы решили, что вам нужны изменения, вам надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли. Обращайтесь. На индивидуальных занятиях я помогу Вам:

Осознать, что именно Вы не принимаете в себе, за что не можете себя простить и по каким причинам.

Понять, как именно неприятие себя влияет на Вас, на Вашу жизнь, как окружающие Вас люди воспринимают Ваши переживания и поведение, почему некоторые люди (возможно) отвергают Вас, а Вы превращаетесь в жертву.

Снизить нервно-психическое напряжение, тревожность и обрести внутренний ресурс для работы над преодолением внутреннего дискомфорта.

Осмыслить, проработать и отпустить психологические травмы детства.

Освоить эффективные методы прощения и принятия себя, избавляясь от эмоционального груза прошлого.

Улучшив свое самочувствие, стать намного счастливее и успешнее.

Улучшить (или восстановить) отношения с близкими людьми.

Получить огромный заряд энергии для решения других личностных проблем.

Запишитесь на консультацию и мы вместе найдем выход:

Базовые понятия сценария жизни человека

Содержание этого поста позволит нам прикоснуться к теме сценария жизни в общем. Рассмотрим основные термины и понятия в этой теме.

Сценарий жизни — это не осознаваемый план движения

Помните! Любые осознания во время уроков являются ценными и их следует записывать в свой дневник. Более подробно тема жизненного плана человека раскрыта в специальном разделе блога ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ.

Сценарий жизни: что это?

В детстве каждый из нас пишет собственный сценарий жизни. В нем есть начало, середина и конец. Основной сюжет мы пишем в детстве до того, как научились говорить. Позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию.

К 7 годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть.

Будучи взрослыми, мы обычно не сознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее в точности ему следуем.

Свой жизненный план мы сформировали в раннем возрасте — пора написать взрослый!

Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, что определили в детстве.

Как Вы думаете — к какого рода финальной сцене вы себя готовите?

Игнорирование, искажение, симбиоз

Маленький ребенок принимает решение написать жизненный сценарий потому, что он (сценарий) представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существовани в часто кажущемся ему враждебном мире.

В эго-состоянии Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире — это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию.

Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий.

Это называется искажением или игнорированием.

Например, если наша финальная сцена — мрачная жизнь в одиночестве, мы будем склонны искажать наше восприятие так, чтобы не замечать счастливых и радостных моментов, мы будем отстраняться от контактов с другими людьми, думая внутри себя, что мы никому не интересны.

Как Вы думаете, каким образом проявляется искажение и игнорирование в вашей жизни?

Для сохранения нашего жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют наши отношения с родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно.

Симбиоз — это когда одна на двоих личность в отношениях

В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя или Взрослого, а другой — Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния.

Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Например, если у Вас в детстве был авторитетный папа, Вы можете впадать в симбиоз с авторитетными людьми — отдавая им роль эксперта или наставника. Тогда с ними, Вы как бы становитесь на ступень ниже, то есть входите в коммуникацию из эго-состояния Ребенок.

Как Вы думаете, с кем из Ваших нынешних партнеров по общению вы вступаете в симбиотические отношения?

Рэкетные или запретные чувства

В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для того, чтобы быть принятыми и получать поглаживания нужно использовать только разрешенные чувства.

Как Вы думаете, какие чувства были в вашей семье под запретом?

В одних семьях запрещалось бояться или открыто проявлять чувство недовольства, в других игнорировалась радость — ее нельзя было выставлять напоказ. В третьих под запретом были: гнев, возмущение или грусть.

При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте.

Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными).

Сценарий жизни человека в гештальт психологии

Сценарий с точки зрения гештальт психологии — это ранняя детская ситуация, которую мы, будучи детьми, не смогли закончить и которая требует завершения всякий раз, когда мы встречаемся с похожими ситуациями во взрослой жизни.

Подобно тому, как надкушенный бутерброд всегда привлекает наше внимание, пока не будет проглочен целиком, так же и детские травмы требуют отмщения, исцеления или искупления.

Очень важно осознать эту травму или ситуацию и завершить ее внутри, выразив чувства и дожив их до конца на приеме у психолога или на сеансе самотерапии!

Какие ситуации из Вашего детства вызрели и требуют немедленного завершения прямо сейчас?

Как изменить свой сценарий жизни

Неважно, как вы пришли к осознанию сценария жизни — самостоятельно, или пройдя специальный онлайн курс СЦЕНАРНЫЙ ПАСПОРТ от автора этого блога — психолога и сценарного аналитика Молярука Александра.

Важно принять решение и изменить неосознанный план жизни на новые модели поведения. Важно изменить свою судьбу как можно раньше!

ВЫВОД: Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли нас заставить развиваться в каком-то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление.

Однако мы сами принимали решение, подчиниться ли этому давлению, либо восстать против него или игнорировать.

Та же модель поведения свойственна и нам взрослым.

Другие люди (окружение) не могут заставить нас чувствовать или вести себя каким-то определенным образом. Они способны оказывать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет.

Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение.

Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить.

Это справедливо и для наших детских решений, которые мы приняли о себе и об окружающем мире.

Мы можем их изменить и сформировать другие — более благоприятные для нас.

Поделитесь этой информацией в социальных сетях:

Введение

Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией очень давно. Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать. Оригинальную идею высказал снователь транзактного анализа, Э.Берн, котрый полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.

Объект исследования: поведение личности.

Предмет исследования: жизненный сценарий человека.

Цель исследования: изучить состояние вопроса жизненного сценария в современной психологической науке.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы определить понятие жизненного сценария.

2. Выявить основные механизмы влияния сценария на жизнь человека.

3. Изучить основные моменты возникновения и развития жизненного сценария человека.

Понятие жизненного сценария

Известный психолог Э. Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или «жизненных сценариев». Они диктуют нам и наши поступки, и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей транзактного анализа.

Что такое «сценарий»? Берн определил его, как «бессознательный жизненный план», который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую структуру: начало, середину и финал. Человек бессознательно, действует по плану, который для него привычен, понятен и ,предсказуем передают ему иллюзию «привычности», а значит контроля над ситуацией и безопасности. Начиная, реагировать на то, что с ним происходит в жизни, следуя привычному сценарию, он уже знает, какое будет начало и каков финал. Можно сказать, что жизненные сценарии это подсознательная психологическая защита человека от всякого рода эмоциональных стрессов. И защита настолько прочно укоренившаяся и привычная, что стала уже частью его личности, характера. Часто бывает , что человек не осознает, что живет по сценарию. Тем не менее, он поступает так, что четко движется к тому финалу, который был определен привычным сценарием, сложившимся еще в детстве. Позже, Берн определил сценарий, как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала. В некоторых источниках жизненный сценарий также называют скриптом.

Однако, судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный человек как личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А человек, действующий по формуле, — это уже нереальная личность.

Теория сценариев Берна

В статье даётся краткий обзор теории сценариев Берна и предложенной им структуре личности. Разбираются особенности отношений: взрослый Ребёнок – Родитель.
Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач. Развивая идеи психоанализа, он предложил новую структуру личности, а в ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе представил научному сообществу собственную теорию. В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году была создана Международная Ассоциация Трансакционного Анализа (1).
В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9). Трансакции подразделяются на дополняющие, пересекающиеся и скрытые.
Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: структуры личности по Берну, теории сценариев и анализа игр, предпочитаемых человеком.

Часть 1.
Теория сценариев.

Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев» (4, гл. 3).

Трёхлетние ребятишки одного из детских садов города Свердловска.
Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

«Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
«Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?… Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).
Согласно теории свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру. Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
«Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Структура личности по Берну.

Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.
Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.

За работой. Автор фото неизвестен.
Источник: «Живой Журнал», страничка пользователя ladyinred

«Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Реализация сценария.

Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).
Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов Фрейда остался незыблем). Посредством игр человек воплощает свой жизненный сценарий. «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой… Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
«К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада… В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен… Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Часть 2.
Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель.

В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.
«Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).
Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека. Положения, когда родители привязывают ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия.

Фотография J Pat Carter/AP. Показ собачьей моды во Флориде, США.
Источник: развлекательно-познавательный сайт.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, при которых со стороны старшего поколения сохраняется контроль над жизнью уже взрослых детей, являются, увы, далеко не редким проявлением для нашего социума. В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.
Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».
Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типовое поведение в данных отношениях, но совсем не обязательное. Ситуацией привязывания является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной своей опорой на протяжении всей жизни.

Игра: Родитель – взрослый Ребёнок.

Есть ли смысл менять отношения, насколько они нежелательны для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда уступать себе подобным в борьбе за пищу, за партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые универсального ответа нет.
Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием – положение, при котором Родитель будет выставлен любимым взрослым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая свой срок мебель.
Справедливости ради стоит отметить, что другая крайность, когда родитель перестаёт интересоваться ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант.

Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши, рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры.
Источник: страничка журнала Esquire.

Прежде чем менять отношения, нужно хорошо понять свою вторичную выгоду, а она есть всегда. Будет ли вам лучше, если вы её потеряете?
Изменить отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, – значит защитить свою самооценку, личное пространство и собственные интересы от навязчивого вторжения Родителя или того, кто выступает в его роли.

Как изменить отношения?

Чтобы изменить игру, необходимо полностью содержать себя и свой образ жизни и быть морально готовым к возможной потере отношений с близким человеком (крайний, самый худший вариант). Если таковой готовности нет, то отношения лучше не менять, а принять их как судьбу, как свой жизненный сценарий. Принять, согласиться с ними и перестать жаловаться.
1. Защитить свою самооценку. Нельзя оправдываться и чувствовать себя виноватым за свои желания. Вы не обязаны вести себя так, как того хочется другому, и чувствовать за это вину, даже если он настойчиво даёт понять, что он на вас обиделся. Докажите другому человеку, что он перед вами виноват, и вы можете делать с ним, что «захотите». Нельзя в этом случае соглашаться с позицией виноватого.
2. Защитить личное пространство. Под личным пространством понимается собственная территория, на которой комфортно. При необходимости надо отстоять право побыть одному на своей территории, даже если кому-то другому в это время очень хочется «общества».
3. Защитить собственные интересы. При необходимости можно оградить себя от ответственности за положение или жизнь другого человека, какими бы безотлагательными и безвыходными он их для вас не представлял. Можно оставить другому право решать свои сложности в этот раз без вашего участия, если вы, конечно, не боитесь аналогичных ответных действий.
Сложившиеся отношения: взрослый Ребёнок – Родитель сопровождаются конкретным поведением, которое с годами настолько глубоко закрепляется, что его можно отнести к устойчивым свойствам личности, к свойствам характера. Кардинально изменить их крайне трудно, но поменять отдельные правила – задача вполне посильная.
Литература:
1. Информационный ресурс по вопросам психологии: «Психология на русском языке».
2. Э. Берн. Игры, в которые играют люди, 1964.
3. Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых, 1968.
4. Э. Берн. Люди, которые играют в игры, 1972.
5. А. М. Прихожан. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте. Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения. Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским воспитанием.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Негативный сценарий жизни: как распознать?

Негативный сценарий жизни — это скрипт, принятый нами в детском возрасте от года до 7 лет под влиянием негативных, непродуктивных эго-состояний родительских фигур.

Все Вы слышали высказывание: «Характер — это судьба». В сценарном анализе оно бы звучало как: «Сценарий жизни, принятый нами в детстве — это судьба, а его характер, негативный, позитивный или банальный определяет как сложится вся наша жизнь». Александр Молярук.

Вот почему важно вовремя распознать свой жизненный сценарий и его характер, особенно негативный.

В основе такого анализа — часто повторяющиеся ситуации в отношениях на темы: «не могу», не могу не», «снова и снова», «опять» и полная эгограмма-тест личности.

Например, «не могу не пить» или «снова и снова изменяю мужу», «опять я взорвался и меня уволили».

Поделитесь! Понятно ли то, что вы только что прочитали?

Понятно, что у человека с негативным сценарием жизни преобладают непродуктивные эго-состояния и продуктивные состояния «Я» в минусе.

Сегодня подробно опишу именно непродуктивные состояния Я.

Характеристика непродуктивных эго-состояний

Если Вы впервые слышите о продуктивных и непродуктивных эго-состояниях, пройдите эгограмму-тест, чтобы составить энергетический профиль состояний своего «Я».

Какие ваши эго-состояния преобладают, а каким явно не хватает энергии или ресурсов, чтобы проявиться.

Из каких непродуктивных эго-состояний Вы общаетесь на работе и дома?

Эго-состояние личности КОНТРОЛИРУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ

Установка и поведение:

Придерживающееся традиций, верное принципам, ответственное, высокомерное, не доверяющее, всезнающее, авторитарное, ригидное.

Я — в порядке, другие делают ошибки.

Склонность наставлять, заботиться о порядке, устанавливать границы, предписывать, контролировать, конфронтировать, критиковать, осуждать, делать выговоры, упрекать, морализировать, обесценивать.

Стиль коммуникации:

  • Безличные формы предложений.
  • Нужно, можно, обязаны…
  • Никогда, всегда, каждый раз.
  • На месте…
  • Это ничего не значит!
  • Мы все придерживаемся мнения…
  • Это же смешно!
  • Это должен знать каждый!
  • Это должно было так случиться.
  • Как Вы только можете!
  • Мы же все хотим!

Избегание «Я», обобщения, поговорки, предостерегающие пословицы, морализирующие комментарии, риторические вопросы, чрезмерно детализированные объяснения.

Тело, мимика, голос:

Руки уперты в бока, поднятый указательный палец, прямая спина, корректность до чопорности, высоко поднятые брови, закатывание глаз, взгляд сверху вниз, лоб в складках, качание головой, наморщенный нос.

Резкий голос, холодный тон, короткий лаконичный текст.

Эго-состояние личности БУНТУЮЩИЙ РЕБЕНОК

Установка и поведение:

Непослушное, в постоянном противоречии, все время против, преувеличенное, самоуверенное, упрямое.

Я — в порядке, я еще покажу Вам это.
(За этим: Я — не в порядке, но именно поэтому… Вы еще все увидите!)

Склонность противоречить, нападать, бравировать, бороться, держать ухо востро, отказываться, горячо протестовать, упорствовать, ставить под вопрос, оспаривать.

Стиль коммуникации:

  • Зачем это?
  • Мне все равно.
  • Ба!
  • Как бы не так!…
  • Почему я?
  • Какая чепуха!
  • Я не думаю об этом.
  • Мне это не нравится!
  • Не так!
  • Это Вас не касается!

Сперва сказать нет, давать всему негативные определения, в отграничении от …, много мелких упреков, скрыто агрессивный.

Тело, мимика, голос:

Откинут назад, закрытые мимика и жесты, губы и подбородок выпячены, руки скрещены, кулаки сжаты, бездельничает, топает или качает ногой, корчит гримасы.

Своенравный голос, требующий, ворчливый, громкий.

Эго-состояние личности АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Установка и поведение:

Пугливое, неуверенное, озабоченное, осторожное, покорное, подчиняющееся, фаталистичное, сознающее свою вину, сконфуженное, робкое, вежливое, старательное, ощущающее себя зависимым, слушающее авторитеты, без своего мнения, оппортунистическое.

Я — не в порядке, другие всегда все могут и знают лучше.

Склонность быть предусмотрительным, спешить, проявлять послушание, выжидать, внимательно наблюдать, что делают другие, ловить каждое слово, ждать форы, направлять себя на других, а так же на власть, отстраняться, надувать губы.

Стиль коммуникации:

  • Простите?
  • Большое спасибо!
  • Может быть, я бы мог…
  • О, жаль…
  • Я боюсь…
  • Я не могу это…
  • Если Вы считаете…
  • Я бы могла попробовать разок.
  • Всегда я…
  • Да — но…
  • Это так низко!

Пассивная речь, много вопросов, уклончивый, робкий, монотонный голос, много фраз в условном и сослагательном наклонениях, оборванные предложения, ожидающий подтверждения.

Тело, мимика, голос:

Сутулая осанка, опущенные или высоко поднятые плечи, сложенные на груди или спрятанные за спиной руки, скрещенные руки и ноги, напряженный опущенный взгляд, закрытый, вытаращенные глаза, много кивков, покачиваний головой, пожимания плечами.

Тихий, сдавленный голос, монотонная мелодия речи, смиренный, плаксивый, мягкий, умоляющий, ноющий.

Психолог сказал — психолог сделал. Теперь ваш ход — жду бурных комментариев, узнаваний себя и анализа как эти эго-состояния Вашего Я влияют на Вашу жизнь. Как именно они делают Ваш сценарий негативным?

Негативный сценарий жизни и профиль личности

В структуре личности #СценарныйАналитик выделяет 5 эго-состояний: КР, ЗР, В, СД и АД и сегодня на #прямойэфир_happy вы узнаете какая эгограмма указывает на негативный #СценарийЖизни_happy Ну а сейчас кратко распишу каждое эго-состояние.

КР = Контролирующий Родитель. В позитивной своей части — это критическое мышление, позволяющее трезво смотреть на происходящее. В негативной содержит угнетающую психику критику и избыточный контроль, сковывающий и сдерживающий рост. Подавляющий.

ЗР = Заботливый Родитель. В положительном ключе поддерживает и разрешает. В негативной части рассказывает как жить. И душит избыточной заботой.

В = Взрослый. Набор стратегий и программ как приспосабливаться к окружающей действительности. Бывает иррациональным, это как ПК, зараженный вирусами.

СД = Свободное Дитя. Позитивно: творческая, энергичная полная желаний и чувств часть. В негативном ключе: стихия, захватывающая территорию, нарушая правила и границы.

АД — Адаптивное Дитя. В плюсе: учитывает границы других людей и правила. Соблюдает законы и рамки. В минусе: бунтующая, вышедшая из под контроля часть.

ЭГОГРАММА — это гистограмма (см. рисунок 2 в галерее поста) на которой отражено энергетическое соотношение 5 эго-состояний. По эгограмме личности ТА аналитик (автор этого поста) может легко понять проявление сценарий жизни прошедшего тест.

Пройдите тест на составление эгограммы по этой ссылке>>>

Пример эгограммы от сценарного аналитика и автора этого блога — составь свою!

Негативный сценарий жизни можно изменить на продуктивный

Хотите узнать какое эго-состояние преобладает в структуре вашей личности? Перейдите в мою новую статью и определите, что вам мешает в жизни, составив эгограмму.

Видео: Эгограмма. Как составлять эгограмму?

Посмотрите прямой эфир в Инстаграм профиле автора этой статьи и перейдя по ссылке выше пройдите тест и составьте собственную эгограмму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *