Жизненные приоритеты

Жизненные приоритеты

Иерархия мотивов

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. «Вес» (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляющиеся — потенциальные мотивы, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Каждый из мотивов имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами).

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. «Вес» (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляющиеся — потенциальные мотивы, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Каждый из мотивов имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами).

Виды мотивов.

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив идентификации с другим человеком. Идентификация с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

Мотив власти — это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивы — это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные мотивы — это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые не посредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Среди экстринсивных мотивов выделяют:

а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой отдельными людьми;

б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

в) стремление получить одобрение других людей;

г) стремление получить высокий социальный статус – при отсутствии интереса к деятельности существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятеленость — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе будущем;

д) мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием н которых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть случае невыполнения деятельности.

Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию — это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Мотив достижения — это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Мотивация достижения (и поведение, которое направлено высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.

Как правильно выстроить жизненные приоритеты

Что для Вас является приоритетным в жизни? Как Вы ранжируете свои жизненные приоритеты? Как Вы определяете что является важнее? Живете ли Вы согласно установленным Вами жизненных приоритетов? Есть ли универсальная общечеловеческая иерархия приоритетов? Важно ли о ней знать и согласовывать свои приоритеты с общечеловеческими? Стоит ли жить согласно иерархии приоритетов и ценностей? Эти вопросы я задаю достаточно часто людям сидящим напротив (и online и offline) и доверившим мне свои переживания, поиски, противоречия и проблемы.

Сначала я, конечно же, даю возможность людям подумать и написать свои жизненные приоритеты в порядке значимости, что для них реально важно в жизни, на что они тратят свое время, силы, материальные ресурсы. И получаю весьма разные ответы, несколько из них (с согласия авторов и сохранения анонимности) приведены ниже:

«…родители, здоровье, муж / отношения с ним, деньги» (Ирина, 40 лет, замужем, детей нет);

«…самореализация, быть полезной людям, муж, церковь, дети» (Ольга, 28 лет, замужем, один ребенок);

«…дети, отношения с мужем, окружающие люди – родственники, друзья» (Мария, 32 года, 2-е детей);

«…финансовая состоятельность, здоровье, семья, счастье, удовольствия» (Сергей, 43 года, женат;

«…родители, собственная душевная гармония, любовь, видение, интерес к жизни» (Дмитрий, 36 лет, женат, один ребенок).

Не спорю, у каждого есть право на понимание и выбор, но вопрос насколько сделанный выбор и жизнь согласно этому выбору реально эффективны? Завязывается разговор и, как результат, я предлагаю подумать (заметьте – не навязываю, а просто предлагаю подумать…) о системе жизненных приоритетов, которая на мой взгляд является наиболее конструктивной. Опять же, я не настаиваю на признании этой системы самой лучшей, мой акцент на целесообразности, логичности и результативности.

Прежде чем я представлю вам эту систему жизненных приоритетов, замечу что она строится на двух важных постулатах:

  • смысл жизни человека в постоянной личностной эволюции (развитии);

  • самое главное в жизни любого человека – это отношения. Все проистекает из отношений, через отношения и для отношений.

Итак, я предлагаю вам систему жизненных приоритетов, которая включает в логичной последовательности следющее: Бог, Я, Пара, Семья (Дети), Работа, все остальное (расширенная семья, друзья, хобби и т.д.)

Первое – Бог (или духовность). Это краеугольный камень, путеводная звезда, ценности, стандарты, сила, вдохновение, источник жизни и т.д. Это самый главный ориентир в системе жизненных приоритетов! Жизнь каждого их нас является продуктом наших решений и наших ценностей. Даже не будучи очень духовными людьми мы чувствуем, когда совершаем ошибку, задумываемся о последствиях, боимся ответственности за содеянное. Почему? Потому что мы живем в мире, где существуют универсальные духовные законы.

Духовность помогает развитию самого главного в человеке – внутреннего характера, личностных черт, цепочки нескончаемых побед над собой. Для скептиков, атеистов и ориентирующихся на успех, измеримый материальными результатами и деньгами: и первое, и второе являются следствием изменений внутренних! «Я лучший не по сравнению с другими, я лучший по сравнению с тем, кем я был вчера!» И меняюсь я благодаря эффективной системе приоритетов, в которой Божьи стандарты остаются неизменными всегда и наиболее верными.

Пренебрегать духовными законами (Богом) значит отказаться от личностного роста на основе правильных ориентиров. Ну и бесспорный вывод о первой ступени в этой иерархии ценностей:следуя законам Бога можно построить самые красивые, прочные и продуктивные отношения. Бог плохому не научит!

Второе – Я. Да, да, именно Я с большой буквы! После Бога самым важным человеком на земле для нас являемся мы сами. И в этом нет никакого эгоизма, разве, что ложного… Сам Бог говорит об этом в своей наиболее важной заповеди. «Возлюбить самого себя» значит заботиться о себе, прислушиваться, понимать свои желания, постоянно уделять внимание поддержанию жизненных сил. Это также означает фокус на свой постоянный рост и развитие. Зачем, спросите Вы? Здоровый (и физически, и психологически), знающий себе цену, целеустремленный, увлеченный человек – это счастливый человек! Счастливый человек приходит в отношения (с партнером, детьми, друзьями, миром) наполненным, и отдает от полноты. Это человек способный на отношения! Но для того, чтобы досигнуть этого уровня нужно всегда быть частью своей системы жизненных приоритетов.

Пренебрегать отношениям с самим собой, значит быть легкой мишенью внешнего влияния, попадать в зависимость, отказываться от своих целей (а порой и никогда не узнать о них), искать в отношениях спасение, а не возможность роста и радости.

Третье – Пара, отношения в паре. Мужчина и женщина устроены таким образом, чтобы дополнять друг друга. Это необходимо для осуществления их предназначения. Полное исполнение предназначения возможно только в паре, в ответственных, взаимных отношениях. Жизнь в паре, в семье дает возможность роста во взаимодействии – и личного роста как мужчины и женщины, и роста пары как команды. «Увидеть другого и увидеть себя в другом» подразумевает смелость, труд и посвящение. Жизнь в паре дает радость от присутствия и дарения, дает возможность получать признание и чувствовать свою значимость. В отношениях в паре происходит самое сокровенное, самое значимое, самое важное.

Пренебрегать отношениями в паре, не уделять им должного внимания означает отказ от роста и исполнения своего предназначения, а также отказ от проживания самого важного опыта своей жизни.

Четвертое – Семья (дети). Да, наши дети занимают всего лишь четвертое место и этому есть веские причины. Дети нам не принадлежат, Бог дает их нам на время, чтобы накормить (в том числе и духовно), вырастить, воспитать и… отпустить. В то же время это наиболее важный жизненный экзамен и самая тяжелая работа на земле. Каким ты будешь родителем? Что ты передашь детям? Готов ли ты стать МОДЕЛЬЮ? Ты стал духовным человеком с твердой системой ценностей? Ты сможешь своим примером научить ребенка верить в себя, свои силы и уникальность? Ты сам такой? Вы как пара способны на создание пространства любви как главное условие развития детей? Ведь дети учатся из того, что видят… А видят они то, как вы говорите, как цените и любите друг друга, какой может быть жизнь в паре и семье, как строить отношения с противоположным полом, как строить дальше свою семью и т.д.

Пренебрегать отношениями с детьми или наоборот, отказаться от всего ради них означает провал в самом главном экзамене жизни на роль родителя. Это значит сделать детей зависимыми, болезненными, неспособными прожить СВОЮ жизнь в будущем. Это значит подвегнуть их тяжелому испытанию – жить отголосками детства и платить за них.

Пятое – Работа. Уделять должное внимание работе, профессиональной деятельности и включать их в систему приоритетов важно, потому что они дают нам огромное поле для развития, самореализации и личностной эволюции. Также это условие успешности во внешнем мире. С одной стороны, самореализация возможна при наполнении внутреннем, которое происходит дома – в паре, в семье. С другой стороны, работа дает нам возможность создавать ресурсы для нашей семьи и пространства любви. Ни мы, ни наши дети не должны жить в бедности! Еще один немаловажный аспект – то как мы работаем, как мы к этому относимся, является важным примером служения обществу для наших детей!

Пренебрегать работой значит лишить себя возможности роста через социально значимую деятельность, лишить своих детей примера взаимодействия с внешним миром. С другой стороны, возведение работы на педъестал чревато риском потери других важных областей жизни.

Все остальное — расширенная семья, друзья, хобби, общественная деятельность. Согласие или несогласие с этим приоритетом, а также его интрепретация остается на ваше усмотрение, Дорогой Читатель. Потому что интерпретаций здесь может быть превеликое множество. От себя скажу следующее – ни мама, ни папа, ни партийная деятельность, ни церковь, ни подружки или друзья не должны быть важнее Вашего супруга (супруги), Ваших детей, Вашей работы, Вашего времени для себя и Бога. У всего есть вполне оправданная логика!

Заключение: Человек знающий Бога (духовные законы) знает цену себе и понимает красоту и смысл жизни. Будучи ценным и независимым он(она) способен строить здоровые, взаимообогащающие отношения со своим партнером. В паре такие люди создают условия для собственного дальнейшего роста и служат примером здоровых, правильных, счастливых отношений своим детям (дети усваивают то, что видят!). Будучи счастливым в личной жизни, человек более эффективен в своей профессиональной области, что дает лучшие результаты и увеличивает материальные ресурсы для жизни и семьи. Целостная, духовная, динамичная и интересная личность, умеющая жить гармонично в паре, конструктивно воспитывающая детей, успешная в своей области деятельности – полна сил и притягательна для людей!

И последнее. На мой взгляд, подобная иерархия жизненных приоритетов обеспечивает ту самую, всеми желаемую ПОЛНОТУ жизни.

Татьяна Соколова-Чебан

Еще публикации этого автора.

Как определить и правильно расставить жизненные приоритеты человека

Человеческая жизнь многогранна, сложна, непредсказуема и изобилует самыми разнообразными возможностями. Никогда при всем желании два человека не смогут прожить жизни одинаково, даже если кому-то так покажется со стороны. Жизненные приоритеты – это одна из причин, делающих нас и наши жизни столь отличными друг от друга, ведь они разные у каждого.

Жизни двух человек, один из которых намеревается стать старшим помощником главы компании, в которой он работает, а второй – президентом своей страны, не могут быть похожи.

Запишитесь на пробный урок
по актерскому мастерству

У каждого из нас со словом «приоритет» ассоциируются разные вещи. Студент, услышав это слово, представит себе конец обучения в театре и желанный диплом, спортсмен – новый личный рекорд, карьерист – повышение и т. д. Однако приоритет – это не всегда и не только большая цель: в узком смысле это то, чему мы отдаем предпочтение в настоящее время. Вы читаете эту статью, значит, это занятие и является для вас приоритетным в данный момент времени. Если сейчас в дверь позвонят, приоритет изменится, и вы пойдете открывать. Более детально вопрос приоритетов прорабатывается на тренингах саморазвития.

Правильно расставлять жизненные приоритеты и цели – значит, научиться отдавать предпочтение тем занятиям, которые в долгосрочной перспективе наилучшим образом оправдают затраченное на них время и силы.

Определение жизненных приоритетов и постановка задач часто зависят от насущной необходимости, такой, например, как нужда или болезнь. Студенту, которому нечем кормить семью, придется забыть об учебе в пользу заработка, а травмированному спортсмену – отложить тренировки до лучших времен и сосредоточиться на лечении. Но когда нет острой необходимости, и есть выбор, человек склонен не ценить свое время, распыляя его на малозначимые и бесполезные, хотя и приятные занятия. Кто-то увлекается онлайн-играми, кто-то злоупотребляет алкоголем, кто-то слишком много времени проводит с друзьями и т. д. Это приводит к пробелам в важных сферах жизни, неудовлетворенности и поиску решения проблемы, каковым чаще всего и становится правильная самоорганизация, в частности – определение приоритетных целей и задач.

Какие бывают жизненные приоритеты

Жизненные приоритеты человека всегда направлены на достижение определенных целей, соответственно, классифицировать их, как и цели, можно по сложности и срочности достижения:

  1. Долгосрочные. К концу жизни я должен….
  2. Среднесрочные. К тридцати годам у меня должно быть…
  3. Срочные. До конца квартала нужно успеть…

При этом сохраняется зависимость сложного от простого, то есть глобальная цель достигается планомерным выполнением ряда средних задач, каждая из которых в свою очередь достигается выполнением ряда простых действий.

Квентин Тарантино начал свою работу в киноиндустрии с должности продавца билетов. Если предположить, что его долгосрочной целью было «стать культовым режиссером», среднесрочной – «заключить контракт с киностудией на съемку первого фильма», то срочная задача очевидна – «найти работу в кино».

Главное в жизни

Стоит помнить также, что не все сферы жизни важны для нас одинаково и их тоже можно расставить по приоритетности. Кто-то сосредоточился на карьере, кто-то всего себя отдает семье, для кого-то самая большая ценность – это его хобби и т. д. Вот общий список основных сфер жизни, актуальный для большинства людей:

  • Общественная жизнь. Общение с друзьями, выходы в свет, участие в культурных мероприятиях и прочее.
  • Работа. Все, что касается добычи денег и самореализации посредством карьерного роста.
  • Личная жизнь и семья. Общение с родными, воспитание детей, романтические отношения и прочее подобное.
  • Хобби. Любые увлечения, не приносящие существенного дохода и не являющиеся способом заработка.
  • Здоровье. Спорт, физическое развитие, профилактические и оздоровительные процедуры.
  • Учеба и саморазвитие. Образование, повышение квалификации, тренинги личной эффективности и любое другое обучение.

Главные жизненно-важные приоритеты могут кардинально меняться с возрастом. Так, например, для молодого человека здоровье почти наверняка окажется в конце списка, а учеба – в начале. Пожилые люди, напротив, не склонны учиться, т. к. обычно уже имеют и образование, и солидный багаж знаний за плечами, но усиленно следят за здоровьем, т. к. с возрастом обнаруживается множество проблем, не знакомых молодым людям.

Тем не менее, что бы ни было главным в жизни, жизненно важным остается все, и внутри каждой категории также есть свои ценностные приоритеты, требующие расстановки. Например, к общественной жизни можно отнести как дискуссию о жанрах театрального искусства со знакомым искусствоведом, так и распитие спиртных напитков в сомнительной компании. Здоровье для одного – это ежедневные занятия спортом, а для другого – ежегодный медосмотр и отпуск в санатории.

Пирамида Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) – американский психолог, предложивший иерархию человеческих потребностей от примитивных к высоким. Иерархия потребностей Маслоу наиболее известна и популярна в виде пирамиды, однако ни в одной из публикаций самого Маслоу такая схема не встречается. Теория была описана в книгах «Теория человеческой мотивации» и «Мотивация и личность».

«Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть.»Абрахам Маслоу

Согласно взглядам Маслоу, человек может испытывать высокие потребности, только когда удовлетворены низменные. Иными словами, мысли о социальном статусе приходят только на сытый желудок. Маслоу отмечал, что иерархия не статична, и в зависимости от личных качеств человека последовательность потребностей может меняться. Различают 5 основных категорий потребностей:

  1. Самые примитивные, физиологические потребности. Сюда относится необходимость принимать пищу и воду, отдыхать, размножаться и т. д.
  2. Потребность в безопасном убежище и его обустройстве. Постоянное место проживания, безопасность, комфортные условия.
  3. Потребность в общении. Социальная активность, взаимодействие, обмен опытом, привязанность и т. д.
  4. Потребность в признании и приобретении статуса. Уважение, карьерный рост и прочее.
  5. Духовные потребности. Самопознание, саморазвитие, самовыражение, самоактуализация.

Теория Маслоу нашла широкое применение в сфере менеджмента и маркетинга, с ее помощью изучаются возможности и разрабатываются средства для мотивации клиента/покупателя. Однако в психологии теория не оправдала себя несмотря на высокую популярность, т. к. ввиду наличия ряда проблем оказалась непроверяемой.

Но существует и другое применение пирамиде Маслоу, делающее ее ценной для практического саморазвития. С ее помощью каждый человек может фиксировать свои приоритеты и отслеживать прогресс в достижении целей. Принцип очень прост: на нижней ступени пирамиды самое насущное и простое, на верхней – самое долгосрочное и трудное. Заполнив пирамиду, желательно поместить ее в рамку и поставить на видное место или повесить на стену так, чтобы она всегда была перед глазами, как напоминание и ориентир.

Как расставить приоритеты в жизни для себя

Фраза «расстановка жизненных приоритетов» звучит очень высокопарно, но не пугайтесь ее пафосной значительности, ваша задача – научиться правильно тратить время, не более того. Для этого давайте определим, что есть «правильно» лично для вас и что съедает у вас время.

  1. Заведите ежедневник.
  2. Каждый день записывайте в него 2 вещи: самое значимое событие дня и самое бессмысленное занятие за день.
  3. По прошествии времени суммируйте результат, выделяйте самое значимое событие и самое бессмысленное занятие недели, а затем – месяца.
  4. Определите сферу жизни, к которой относится наибольшее число важнейших событий. Она и является вашим приоритетом.
  5. Проанализируйте бессмысленные занятия. Вы ясно увидите, что именно съедает у вас массу времени. Можете даже подсчитать потерянные часы и повесить расчеты на монитор, как напоминание, и нещадно пресекать попытки заняться бесполезным делом.

Важно правильно понимать, что такое самое значимое событие. Это не обязательно что-то очень важное или исключительное. Таким событием может стать любая мелочь, на которую вы отреагировали наиболее живо в течение дня. Позитивной была реакция или негативной, не имеет значения. Суть в том, что ярче всего будут запоминаться наиболее важные для вас события, то есть события из приоритетной сферы жизни. Стоит учитывать, что жизненные приоритеты женщины и мужчины могут значительно отличаться.

Не позволяет заскучать разнообразие форм обучения. К примеру, существуют такие эффективные виды тренингов по психологии общения как ролевые игры и моделирование экстремальных, стрессовых ситуаций, которые позволят в реальной жизни применять эффективные практики.

Нарушение опосредованности и иерархии мотивов

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40

Развитие деятельности, а следовательно, и развитие личности можно проанализировать, исходя из анализа изменения мотивов.

Однако изменение мотивов является не только показателем развития (в том числе и онтогенетического). Изменения мотивов часто наблюдаются у людей, страдающих некоторыми формами психических заболеваний. Б. В. Зейгарник считает, что психологический анализ этих мотивационных изменений является адекватным способом исследования деятельности, а следовательно, и личности больного человека. Тем более, что патологический материал иногда дает возможность проследить процесс формирования изменения потребностей и мотивов, что одинаково важно для решения вопросов патопсихологии и общей психологии.

А. Н. Леонтьев подчеркивает тесную связь мотивов и потребностей. Отметив, что анализ потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что «это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности». Такой подход свидетельствует о сложном взаимоотношении потребностей и мотивов, признание иерархического построения мотивов.

Усложнение мотивов, их опосредствование и иерархическое построение начинается у ребенка уже в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей его жизни (Л. И. Божович). С возрастом мотивы теряют свой непосредственный характер и начинают опосредоваться сознательно поставленной целью — происходит подчинение одних мотивов другим. Деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности всегда можно выделить ведущий мотив,который и придает поведению определенный смысл.

Наличие ведущего мотива не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение; однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций и ценностей.

Клинический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Такие закономерности можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто.

Наиболее ярко подобные нарушения личности проявляются при хроническом алкоголизме. Б. С. Братусем было проведено исследование мотивационной сферы данной категории больных. В нем использовались разработанный Б. В. Зейгарник метод психологического анализа данных истории болезни в сочетании с экспериментально-психологическим исследованием. В ходе этого исследования были проанализированы факты, касающиеся нарушения иерархии мотивов и формирования новой патологической потребности.

Анализ истории болезни больных алкоголизмом отчетливо отражает выраженные изменения их личности. У таких больных отмечается снижение личности, вплоть до полной ее деградации. Причем это снижение идет в первую очередь по линии изменений в сфере потребностей и мотивов, разрушения преморбидных установок, сужения круга интересов. При этом в психологическом эксперименте у них не обнаруживаются грубые изменения познавательной деятельности (уровня обобщений, например) и системы знаний. Их недостаточность проявлялась при выполнении заданий, требующих умственных усилий, длительной концентрации внимания, быстрой ориентировки в новом материале. Отмечалась также недостаточная целенаправленность суждений, некритичность, завышенная самооценка, лабильность уровня притязаний.

Анализ историй болезни больных алкоголизмом позволил проследить процесс и выявить механизм формирования новой патологической потребности — потребности в алкоголе. Принятие алкоголя не относится к числу естественных потребностей, поэтому изначально алкоголь не обладает самостоятельной побудительной силой. На первых порах принятие алкоголя выполняет роль средства для реализации других мотивов (приятно отдохнуть, снять напряжение). Постепенно, по мере формирования психологической (а затем и физиологической) зависимости, у человека появляется и закрепляется желание вновь и вновь испытать приятные ощущения, связанные с принятием алкоголя. Теперь человека начинают привлекать не сами по себе события, бывшие для него значимыми (встреча друзей, торжество), а возможность употребления алкоголя. Т. е. если вначале человек пил, чтобы облегчить установление контактов с другими людьми (например, в незнакомой компании), то теперь он общается даже с незнакомыми в надежде выпить. Таким образом, алкоголь для него становится самостоятельным мотивом поведения.

Происходит то, что А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель», формируется новый мотив, побуждающий к новой деятельности, а следовательно, и новая потребность (в алкоголе). Так как принятие алкоголя становится целью деятельности больного, то потребность в алкоголе осознается, приобретает определенный личностный смысл. Как следствие приобретения новой потребности (в данном случае патологической, противоречащей общественным интересам) происходят изменения строения его личности: изменяются ее интересы, переживания и стремления.

При алкоголизме у больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но и их структура. Мотивы становятся все менее опосредованными. Как отмечала Л. И. Божович, потребности различаются по своему строению: одни из них имеют прямой, непосредственный характер, другие — опосредованы осознаваемой целью. Только в том случае, если потребность осознается, человек может ею управлять. У больных алкоголизмом потребности имеют непосредственный характер, поэтому они неуправляемы — они приобретают строение влечений.

Известно, что чем более опосредован характер потребностей и мотивов, тем отчетливее проявляется их соподчинение, иерархическая связь. Так как у больных ведущим, смыслообразующим мотивом становится употребление алкоголя, потребность в котором носит непосредственный характер, то с развитием алкоголизма у них все больше разрушается прежняя иерархия мотивов. По мере того как алкоголь занимает доминирующие позиции, становится смыслом жизни, прежние установки, интересы отходят на задний план. Работа, семья перестают быть для больного значимыми, рассматриваются только как источник добывания денег на выпивку или тормоз в удовлетворении доминирующей потребности в алкоголе.

Б. С. Братусь указывал, что постепенное нарушение прежней, до болезни сложившейся иерархии потребностей, мотивов и ценностей и формирование взамен ее новой иерархии является центральным пунктом личностной деградации при хроническом алкоголизме. Отходят на задний план и разрушаются высшие потребности и установки личности, сужается круг интересов, больные становятся уплощенными, инактивными, теряются их прежние социальные связи с миром.

Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает утерю сложной организации деятельности человека, которая теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной она становится импульсивной.

Изменения мотивационной сферы больных обнаруживаются и в экспериментально-психологическом исследовании. Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусем было проведено исследование двух групп больных с энцефалопатией. В первую группу вошли больные с алкогольной энцефалопатией, а во вторую — с травматической. Экспериментально было выявлено сходство изменений познавательной деятельности. Основные различия обнаружились в личностном отношении больных к выполняемой работе.

Больные второй группы (с последствиями травмы) проявляли интерес к работе, адекватно реагировали на замечания экспериментатора. Хотя у них отмечались обусловленные травмой аффективные изменения (больные стали более раздражительными, вспыльчивыми), у них не обнаружились грубые изменения личности. У них сохранились адекватная самооценка и уровень притязаний.

Больные алкоголизмом, наоборот, были равнодушны к исследованию и некритичны к своим ошибкам. Порой их поведение напоминало поведение лобных больных, однако некритичность больных алкоголизмом отличается от некритичности при лобных синдромах. Если некритичность лобных больных сочетается с беззаботностью и аспонтанностью, то у больных алкоголизмом неадекватное отношение к ошибкам сочетается с завышенной самооценкой, некритичным переоцениванием своих возможностей и активностью в отстаивании своей правоты.

Аналогичные изменения потребностей и мотивов обнаруживаются и при других заболеваниях. Так, в исследовании больных-невротиков с синдромом нервной анорексии, проведенном М. А. Каревой, были выявлены сходные механизмы формирования квазипотребности и изменения структуры мотивов.

У девушек, больных нервной анорексией (угнетение пищевого инстинкта), возникают аффективные переживания вследствие несоответствия «идеала красоты» с собственной внешностью. Переживания приводят к применению изнурительной диеты. Мотив к похуданию первоначально не носит патологического характера. Голодание является лишь действием для осуществления некой духовной ценностной ориентации — «быть красивой», «обладать красивой фигурой». Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической природной потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращаются, но сами преобразовываются в мотив (таким образом, происходит сдвиг мотива на цель). Этот мотив становится доминирующим и смыслообразующим в иерархии мотивов. Учеба, которой девушка отдавала много сил, отходит на задний план, уступая место деятельности по похуданию. В процессе развития заболевания происходит превращение социальной потребности в патологическое влечение.

Таким образом, анализ изменений опосредованности и иерархии мотивов, формирования новых (патологических) потребностей показывает, что они не являются непосредственными проявлениями нарушения мозга, а формируются согласно механизмам, во многом общим с механизмами нормального развития мотивационной сферы личности.

3.5.2. Нарушение смыслообразования

Патология мотивационной сферы может проявляться не только в изменении опосредованности и иерархии мотивов, но и в нарушениях взаимоотношения их смыслообразующей и побудительной функций. Как известно, еще А. Н. Леонтьев, выделив эти две функции мотивов, различал мотивы знаемые и действенные. Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ради которых они должны совершить действие. Однако часто эти мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к действию (Л. И. Божович). Ребенок может знать, что для овладения будущей профессией надо хорошо учиться, но, несмотря на это понимание, мотив к учению не имеет достаточной побудительной силы и приходится подключать какие-то дополнительные мотивы.

При определенных условиях знаемые мотивы могут перейти в непосредственно действующие. Этот переход знаемых мотивов в побуждение связан с формированием мировоззрения подростка. В своих вершинных формах мотивы основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой. Ослабление и искажение этих функций приводят к нарушениям деятельности.

Нарушение взаимодействия побудительной и смыслообразующей функций мотива может проявляться в двух вариантах.

1. В одних случаях ослабляется смыслообразующая функция мотива и мотив превращается в только знаемый, не обладающий достаточной побудительной силой. Например, больной, зная, что к близким надо хорошо относиться, оскорбляет или даже избивает мать.

2. В других случаях отмечается сужение круга смысловых образований.Мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (учеба, работа, семья, дружеские отношения и т. п.), постепенно теряет его. Вся активность личности направляется на реализацию (не обязательно действенную, чаще идеальную) этого, приобретшего сверхценный смысл мотива. Например, человек все помыслы и силы тратит на «облагодетельствование» всего человечества, не обращая внимания на бедственное положение своей семьи. Близкой по содержанию к этому нарушению является парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований.Например, больной годами отказывался получать зарплату, так как «пренебрегал земными благами».

Подобные нарушения мотивов деятельности обнаруживаются и в экспериментально-психологическом исследовании. Для исследования нарушения смыслообразования у больных шизофренией была разработана специальная методика (исследование М. М. Коченова), заключающаяся в том, что испытуемые сами должны были отобрать три из предложенных девяти заданий, чтобы уложиться в отведенный лимит времени. Т. е. испытуемые должны были самостоятельно выбрать именно те действия, которые наиболее целесообразны для достижения основной цели. Для этого в сознании; испытуемых должна сложиться смысловая иерархия действий, способствующих достижению цели.

У здоровых испытуемых при выполнении данного задания всегда присутствовал ориентировочный этап, заключавшийся в активном поиске наиболее целесообразных действий. Испытуемые при выборе заданий руководствовались оценкой их сложности, стараясь выбирать те, на которые надо потратить меньше времени. Все здоровые испытуемые отмечали, что стремились уложиться в отведенное время.

По-другому выполняли задание больные шизофренией. У них отсутствовал ориентировочный этап, они не выбирали выигрышных заданий, часто брались за задания, явно невыполнимые в отведенный лимит времени. При этом все больные знали о необходимости уложиться в определенное время. Но это знание не служило регулятором их поведения. Таким образом, экспериментально было доказано, что нарушение деятельности больных шизофренией определялось изменением мотивационной сферы. Становясь просто «знаемым», мотив терял как свою смыслообразующую, так и побудительную функцию.

Таким образом, смещение смыслообразующей функции мотивов, выявляемое как при анализе анамнестических сведений, так и в патопсихологическом эксперименте, отщепление действенной функции от знаемой нарушает деятельность больных и является причиной деградации их поведения и личности.

Нарушения структуры иерархии мотивов.

Изменение мотивов часто сопровождает различные психические заболевания. Основные характеристики мотивов – опосредованность сознательной целью и иерархичность их построения (подчиненность одних мотивов другим). Иерархия мотивов является относительно устойчивой, что обеспечивает устойчивость всей личности. Один из мотивов является ведущим, именно он придает человеческому поведению определенный смысл. Без ведущего мотива содержание человеческой деятельности лишается личностного смысла. Патология приводит к изменению мотивационной сферы человека, вызывая смену позиций, интересов, ценностей личности. Патологические изменения опосредованности и иерархии мотивов не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длительный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом общие с механизмами нормального развития мотивов.

Хронический алкоголизм.Снижение в сфере потребностей и мотивов, сужение круга интересов. Грубого изменения познавательных процессов не наблюдается: больной справляется с заданиями, требующими обобщения, опосредования. Недостаточная целенаправленность деятельности, некритичность больного. Самооценка завышена, переживание успеха и неуспеха не выступает. Общественные нормы и требования теряют роль регулятора поведения. Мотивы и потребности становятся более примитивными, менее опосредованными, неуправляемыми, приобретают характер влечений. Нарушается прежняя иерархия мотивов, алкоголь становится смыслообразующим мотивом поведения. «Сдвиг мотива на цель», (механизм образования патологической потребности такой же, как и у нормальной). Разрушаются высшие потребности и установки личности. Больные становятся инактивными, утрачивают прежние социальные связи, теряют профессионализм. Деятельность из сложно организованной и опосредованной (в норме) становится импульсивной. Равнодушие к исследованию, некритичность (иная, чем у «лобных» больных), сочетается с агрессивностью.

2. Формирование патологических потребностей и мотивов.

В ходе развития личности мотивы собственной деятельности, поступки человека становятся объектом его активного отношения, объектом его сознания. Различные стрессовые ситуации могут привести к изменению самосознания. Изменение самосознания является следствием нарушения рефлексии, это может привести к изменению мотивов, их смыслообразующей функции, нарушению эмоциональной реактивности.

Нервная анорексия: Заболевание начинается с аффективных переживаний по поводу несоответствия «идеала красоты» и собственной внешности. Вначале голодание является просто действием по достижению цели – идеала красоты, затем это действие вступает в конфликт с витальной потребностью в пище и «выигрывает» эту борьбу, само превращаясь в смыслообразующий, доминирующий мотив. Потребность в пище реализуется в виде ее приобретения и приготовления, т.е. происходит символическое замещение.

Психология

Это интересно: Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения в педагогике

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и в том, что между разными видами мотивов складываются соподчинение, иерархия: одни приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником и тут же отнимает у него приглянувшуюся игрушку. Другой ревностно помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже разбрасывает свои игрушки. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Возникновение соподчинения мотивов не говорит о том, что ребенок во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.

Читайте далее: Развитие воли как способности к управлению поведением

Тенденции развития мотивации в дошкольном возрасте

1. Повышается осознанность мотивов 2.Появляется опосредованные мотивы 3.Происходит переход от непосредственного поведения к опосредованному 4. Появление новых потребностей и мотивов и перестраиваются, осложняются те. которые появились ранее 5. Формирование устойчивой системы (иерархии) мотивов

Формирование устойчивой структуры мотивов

В ранних возрастах иерархия мотивов носит неустойчивый, ситуационный характер. Это значит, что в данный момент, в данной ситуации у ребенка главный мотив один. А дошкольном возрасте эта структура приобретает устойчивый характер. Ребенок может терпеть.

Хаpактеpной особенностью деятельности, возникающей в дошкольном возрасте, является то, что она все более побуждается и направляется не отдельными, не связанными друг с другом мотивами, а иерархией мотивов.

Иерархия (соподчинение) мотивов – структура взаимосвязанных мотивов поведения и деятельности, в которой одни мотивы (наиболее важные) подчиняют себе другие мотивы (менее важные) для человека.

«Только в дошкольном возpасте мы можем обнаpужить эти, более высокие по своему типу, соотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе дpугие, менее важные»,- отмечает А.H.Леонтьев

Известно, что и у детей pаннего возpаста существует некотоpая иеpаpхия мотивов. Однако эта иеpаpхическая стpуктуpа мотивов pебенка pаннего возpаста и связанная с ней целенапpавленность поведения носят в этот пеpиод непpоизвольный хаpактеp.

Мотивационная стpуктуpа стаpшего дошкольника имеет ряд особенностей:

1) К концу дошкольного возpаста складывается такое соподчинение (иеpаpхия) мотивов, в котоpом ведущую, доминиpующую pоль начинают игpать не непосpедственные мотивы, а сознательно пpинятые намеpения (опосpедованные мотивы). В этом возpасте pебенок уже может сдеpживать непосpедственные желания и стpоить свое поведение и деятельность в соответствии с поставленной целью, он начинает овладевать своим поведением, подчинять желания известной необходимости

Стаpшие дошкольники легче сдеpживают свои непосpедственные побуждения, чем младшие.

Вместе с тем pазличные мотивы-огpаничители неодинаково влияют на поведение детей:

а)Запpет взpослого, не усиленный дpугими дополнительными мотивами, выступает как наиболее слабый огpаничитель во всех возpастных гpуппах.

б)Мотив поощpения действует сильнее мотива наказания.

в) Мотив собственного слова в стаpшем дошкольном возpасте оказывает более сильное влияние по сpавнению с младшими детьми.

Разумное огpаничение непосpедственных побуждений pебенка и фоpмиpование опосpедованных мотивов поведения не пpотивоpечат цели pазвития его личности и индивидуальности.

Hедостаточное pазвитие опосpедованных мотивов у pебенка 6-7 лет пpиводит к тому, что, попадая в условия pегламентиpованного школьного обучения, он испытывает большие тpудности в общении с учителем, одноклассниками, в усвоении учебной деятельности и новых знаний.

2) Доминиpующую pоль в структуре мотивов начинают игpать не оpганические и матеpиальные потpебности, как это было в младших возpастах, а мотивы духовного (познавательного) и социального (общественного) хаpактеpа.

А.H.Голубева пpовела исследование, которое показало, что общественные мотивы игpают неодинаковую pоль в pазличных возpастных гpуппах.

— Для младших детей мотивы общественного хаpактеpа малодейственны и подменяются эмоциональным стpемлением к личному выигpышу.

— Значительной части детей сpедней гpуппы уже свойственны мотивы общественного хаpактеpа.

— В стаpшем дошкольном возpасте мотивы общественного содеpжания еще более значимы — все дети этой гpуппы действовали не pади личного успеха, а для обеспечения выигpыша всей команды.

3) В этом возpасте некотоpые мотивы поведения и деятельности уже осознаются детьми. Доминиpующую pоль в стpуктуpе мотивов 6-7-летних детей начинают игpать сознательные мотивы поведения.

4) Соподчинение мотивов становится устойчивым и опpеделяет индивидуальный хаpактеp поведения pебенка в pазличных ситуациях. Индивидуально-своеобpазные ваpианты соотношения мотивов создают уже в этом возpасте pазные типы напpавленности, тот или иной тип личности.

2 основных условия формирования мотивов в дошк.возр.:1)целенаправленное формирование взрослыми в процессе обучения и воспитания; 2) стихийное формирование новых мотивов деятельности и поведения в общении и индивидуальной деятельности ребенка

1. Целенаправленное формирование со стороны взрослого.

3 пути формирования мотивов: 1) осознание ребенком цели деятельности, при этом цель становится привлекательной, приобретает побудительную силу, становится мотивом и запускает деятельность ребенка. (4-5 лет); 2) осознание мотивов деятельности и привращение их в цели новых видов деятельности. Происходит сдвиг на мотив. 3) превращение мотивов «знаемых» в мотивы «реально дейтсвующие».

2. Стихийное формирование новых мотивов деятельности и поведения в общении и индивидуальной деятельности ребенка: 1. Познавательная потребность. На основе потребности во внешних впечатлениях формируется познавательная потребность, формируется новый вид деятельности познавательная деятельность, а в итоге учебная деятельность. 2. Потребность в общении – основа социального развития ребенка. . 3. Потребность в социальном признании, одобрения взрослого. 4. Нравственные мотивы поведения:а) внутренние этические инстанции (Выготский). Собственные этические эталоны хорошего и плохого. Возникают при наблюдение за взрослыми. Формируются только в дошлкольном возрасте, корректирование в другом возрасте бесполезно; б) мотив долга («не хочу, но надо») – регулятор осознанного поведения. В основе лежит осознанное намерение.5 .Мотив самоутверждения. – основа кризиса 7 лет. 6. Потребность в общении со сверстниками. – развитие происходит сквозь 2 тенденции: быть как все/быть не таким как все. 7. Игровые мотивы. Младшего дошкольника привлекает процесс игры, взрослый дошкольник – роль в игре, старший дошкольник – соблюдение правил. 8. Учебные мотивы.Учебная деятельность полимотивирована. Наиболее важное значение имеют социальный и познавательный мотив.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *