Юнгианская психотерапия

Юнгианская психотерапия

К.Г.Юнг и аналитическая психология. Юнгианская психотерапия

Статьи по психологии

Пациентам:

  • Психологическая помощь
  • Что такое помощь психолога?
    • Кто нуждается в психологической помощи?
    • Психотерапия — какой она бывает?
    • Механизмы психологической помощи
    • Совершенствование психоаналитических приемов лечения
    • Эпидемиология психогенных заболеваний
    • Психоанализ и аналитическая психотерапия
    • Фокусная терапия — экстренное вмешательство — психоаналитическая консультация
    • Психоаналитическая групповая психотерапия
    • Психоаналитическая семейная терапия
    • Психоанализ супружеских пар
    • Детский психоанализ
    • Группы Балинта
    • Психоанализ в стационарных условиях
    • Как помогает психоанализ
    • Как победить стресс?
    • Зачем нужен психиатр? Консультация психиатра
  • Психическое страдание — что делать?
    • О требовании к пациенту
  • Какой специалист вам нужен?
    • Психоанализ и консультация психоаналитика
    • Отличия психолога, психотерапевта и психоаналитика
  • Что должен уметь психотерапевт
    • Профессиональные качества психотерапевта
    • Что «лечит» в психотерапии?
    • Психоаналитическое толкование
    • Перенос и контрперенос как лечебный фактор
  • О сотрудничестве с психотерапевтом
    • Рабочий альянс с психотерапевтом
    • Психоаналитический лечебный альянс
  • Невротические нарушения
    • Неврозы. Лечение неврозов
    • Психоанализ навязчивостей
    • Навязчивые состояния и мысли
    • Обсессивное «Я»
    • Обсессивно-компульсивное личностное расстройство
    • Навязчивые действия (компульсии)
    • Психоаналитическая методы лечения навязчивостей
    • Поведенческая психотерапия навязчивостей
    • Когнитивная психотерапия навязчивостей
    • Биологическая теория навязчивостей и фармакотерапия
    • Феномен компульсии
    • Влечение и защита в компульсивном неврозе
    • Психическая регрессия в компульсивном неврозе
    • Анальный эротизм и анальный характер
    • Компульсивные системы
    • Защитные механизмы при компульсивном неврозе
    • Мышление при компульсивном неврозе
    • Магия и суеверие в компульсивном неврозе
    • Соматическая установка при компульсивном неврозе
    • Психоанализ компульсивного невроза
    • Обсессивно-компульсивный невроз
  • Магическое мышление и магический запрос
    • Магический запрос к психологу
    • Психология магии
  • Депрессия и мания. Лечение депрессии
    • Депрессия это приговор?
    • Депрессивные неврозы
    • Психотерапия и психоанализ депрессии
    • Влечения и аффекты при депрессии
    • Психологические защиты при депрессии
    • Человеческие отношения при депрессии
    • Депрессия и самоуважение
    • О сложности механизмов депрессии
    • Печаль и депрессия
    • Мания: симптомы и лечение мании
    • Психоанализ о депрессии
    • Психотерапия депрессии в экзистенциальном анализе
    • Психотерапия суицидальности
    • Подавленное настроение не всегда депрессия
  • Травматический невроз
    • Что такое психическая травма?
    • Эмоциональные приступы
    • Бессонница при травматическом неврозе
    • Осложнения при травматическом неврозе
    • Психоанализ травматических неврозов
  • Сексуальные нарушения
    • Импотенция (эректильная дисфункция)
    • Фригидность: симптомы и лечение фригидности
    • Понятие транссексуализма
    • Трансвестизм
    • Фетишизм: психоанализ и лечение фетишизма
    • Садизм: психоанализ и лечение садизма
    • Мазохизм — что может быть лучше боли?
    • Садомазохизм
    • Перверсия
    • Гомосексуализм — взгляд психоаналитика
    • Психоанализ мазохизма
    • Что такое вуайеризм?
    • Мужская гомосексуальность
    • Женская гомосексуальность
    • Эксгибиционизм
    • Копрофилия
    • Психология сексуальной зависимости
    • Транссексуализм: взгляд психоаналитика
    • Фетишисткое объектное отношение
  • Психотические нарушения
    • Симптомы и лечение психозов
    • Симптомы и лечение шизофрении
    • Психотерапия шизоидного характера
    • Психотерапия психоза и шизофрении
    • Ребенок, которого ненавидели
    • Паранойя: симптомы и лечение
    • Психодинамика психозов
    • Психоаналитические исследования психозов
    • Симптомы регрессии при шизофрении
    • Отношения с людьми и сексуальность при шизофрении
    • Разрыв с реальностью при шизофрении
    • Пограничные случаи
    • Психоаналитическая терапия при шизофрении
    • Символизация и психоз
    • Встреча с Раскольниковым. Случай пограничного пациента
  • Истерия и конверсионные симптомы. Психотерапия истерии
    • Происхождение истерии
    • Психоанализ истерии
    • Тревога при тревожной истерии
    • Что такое истерическая конверсия?
    • Истерические припадки
    • Истерические боли
    • Истерические галлюцинации и двигательные нарушения
    • Истерические расстройства чувств
    • Эдипов комплекс, мастурбация и прегениталыюсть при истерии
    • Психическое вытеснение и расщепление в истерии
    • Истерия: кризис либидо в связи с дифференциацией полов
    • Отказ от женского у истерика
    • Истерия и пограничные состояния. Хиазм – новые перспективы
    • Истерия у детей и подростков
  • Заикание. Психогенные тики
    • Психология заикания
    • Психология тиков
  • Страх, фобии и панические атаки
    • Фобии и страх. Лечение фобий
    • Что такое паника и паническая атака?
    • Классификация фобий
    • Страх смерти. Боюсь смерти, что делать?
    • Я хочу любви, но боюсь любить
    • Я боюсь летать — страх самолетов
    • Боюсь секса! Страх секса — причины и лечение
    • Женские страхи: Я боюсь рожать!
    • Страх жизни: жизнь — опасная штука!
  • Психосоматические состояния. Неврозы органов
    • Понятие психосоматики
    • Желудочно-кишечный тракт. Язва желудка
    • Бронхиальная астма
    • Сердце и сосудистая система: тахикардия и аритмия
    • Заболевания кожи
    • Нарушения зрения
    • Ипохондрия: симптомы и лечение
    • Гипертоническая болезнь
    • Вазодепрессорный (ваго-вазальный) обморок
    • Головная боль — причины и лечение
    • Мигрень (головная боль) — что делать?
    • Ипохондрия. Анатомия ипохондрии
    • Психоанализ и психотерапия ипохондрии
    • Психоаналитическая психосоматика
    • Гормональные и вегетативные дисфункции
    • Природа органно-невротических симптомов
    • Гипо- и гиперсексуальность
    • Психогенные причины язвы желудка
    • Мышечная система
    • Нарушения в респираторной системе
    • Невроз сердца и эссенциальная гипертензия
    • Болезни кожи
    • Псиихогенез органических заболеваний
    • Причины ипохондрии
    • Психоаналитическая терапия органных неврозов
    • Эпилепсия
  • Психологические зависимости
    • Механизмы наркотической зависимости
    • Игромания-страсть к азартным играм
    • Пиромания
    • Клептомания
    • Наркомания без наркотиков
    • Нарушения пищевого поведения
  • Психоанализ и психотерапия
  • Зигмунд Фрейд и психоанализ
    • Идентичность психоанализа
    • Психология — «служанка» психоанализа?
    • З. Фрейд: биографический очерк
    • Психоаналитическая психотерапия
    • Теория влечений З.Фрейда
    • Психология «Я» в психоанализе
    • Психоанализ о человеческих отношениях
    • Психология самости
    • Почему важен психоанализ?
    • Фрейд и его время
    • Страсти в истории психоанализа
    • Творчество Анны Фрейд
  • Психоанализ о бессознательном
    • Бессознательное
    • Невроз и бессознательное
    • Понятие бессознательного
    • Бессознательное: история понятия
  • Психоанализ о психическом развитии
    • Первичная идентификация младенца
    • Всемогущество и самоуважение
    • Развитие двигательной сферы
    • Тревога
    • Мышление и развитие чувства реальности
    • Защита от побуждений
    • Классификация инстинктов
    • Существует ли влечение к смерти?
  • Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности
    • Понятие сексуальности
    • Мастурбация: нормальная и невротическая
    • Понятие мастурбации в психоанализе
    • Что такое влечение?
    • Инфантильная сексуальность и полиморфные перверсии
    • Оральная стадия психосексуального развития
    • Анально-садистская стадия
    • Уретральный эротизм
    • Эрогенные зоны
    • Скопофилия, эксгибиционизм, садизм и мазохизм
    • Страх кастрации
    • Зависть к пенису
    • Архаические типы отношений
    • Любовь и ненависть
    • Мать как первый сексуальный объект
    • Эдипов комплекс
    • От сексуального влечения к фрейдовскому Эросу
    • Сексуализация и десексуализация в психоанализе
    • Новое женоненавистнечество
    • Шкатулка и ее секрет: женская сексуальность
    • Психоанализ бисексуальности
  • Психология невротического конфликта
    • Типология конфликтов
    • Эдипов комплекс
    • Идеи Фрейда об эдиповом комплексе
    • О динамике эдипова комплекса
    • Невротический конфликт
    • «Ранняя» психическая триангуляция
    • Формирование эдипова комплекса
    • Что такое невротический конфликт?
    • Чувство вины
    • Отвращение и стыд
    • Симптомы невротических конфликтов
    • Торможение сексуализированных функций
  • Психологические защиты
    • Защитные механизмы психики
    • Примитивная изоляция
    • Отрицание
    • Всемогущий контроль
    • Примитивная идеализация (и обесценивание)
    • Проекция, интроекция и проективная идентификация
    • Расщепление «Я»
    • Диссоциация
    • Репрессия (вытеснение)
    • Регрессия
    • Изоляция
    • Интеллектуализация
    • Рационализация
    • Морализация
    • Компартментализация (раздельное мышление)
    • Аннулирование
    • Поворот против себя
    • Смещение
    • Реактивное образование
    • Реверсия
    • Идентификация
    • Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание)
    • Сексуализация
    • Сублимация
    • Понятие зашиты
    • Классификация видов защиты
    • Патогенные виды защиты
    • Защита от аффектов
    • Феномен проекции в психоанализе
  • Невротические симптомы
    • Формирование симптомов
    • Симптоматическое действие
    • Актуальный невроз
    • Психическая травма и травматизация
    • Психоаналитическая теория неврозов
    • Актуальные неврозы, симптомы торможения влечений.
    • Тревожный невроз
    • Нарушения сна, бессонница
    • Хроническая неврастения
    • Природа невротических симптомов
    • Случай ангела
  • Теоретический психоанализ
    • Теория влечений в психоанализе
    • Психоаналитическая теория объектных отношений
    • Теория нарциссизма в психоанализе
    • Психология самости
    • Психоанализ и когнитивная наука
    • Психоанализ половых различий
    • Эмпирико-номотетические исследования в психоанализе
    • Глубинная герменевтика и теория когерентности в психоанализе
    • Теория «Я» в психоанализе
    • Психоаналитическая концепция психологического развития
    • Психоаналитическая социальная психология
    • Эмпирические психоаналитические исследования
    • Что такое суперэго? Развитие суперэго
  • Сновидения. Толкование снов
    • Почему мы видим сны. Механизмы сновидения
    • Правила толкования сновидений
    • Депрессия и сновидения
    • Тревожные сновидения. Сны с преследованием
    • Сновидения и психоз
    • Смерть и убийство в сновидениях
    • Инцест- преступление в цивилизованном обществе
    • Мотив горевания в снах
    • Сновидения с домами
    • Автомобили в снах
    • Алкоголь и наркотики в сновидениях
    • Змеи в сновидениях
    • Сексуальные переживания в сновидении
    • Ответы на вопросы по сновидениям
    • Сновидение
    • Коммуникативная функция сновидений
    • Волшебные грезы
  • Детский психоанализ
    • Детский невроз
    • Особенности детского психоанализа
    • Психоанализ подросткового возраста
    • Исследования грудных детей и детей младшего возраста
    • Тревожная истерия у маленьких детей
    • Депрессия у младенцев и ранний детский аутизм
    • Психоанализ младенцев
    • Теория привязанности и психоанализ
    • Кризис подросткового возраста
    • Трансгенерационная передача и фантазийное взаимодействие
    • Методы детской нейропсихиатрии
    • Движение и речь ребенка в психотерапевтическом процессе
    • Групповая психотерапия для детей с нарушениями развития
    • Психотерапия ранних детских психозов
  • История психоанализа
    • Психоанализ в 90-е годы XX века
    • Психоанализ и академическая психология
    • Критика психоанализа в связи с недостатком эмпирических исследований
    • Критика психоаналитических учреждений
    • Критика критики психоанализа
    • Поведенческая психотерапия и психоанализ
    • Корпоральная психотерапия и психоанализ
    • Хайнс Гартманн и современный психоанализ
    • Развитие психоанализ в Латинской Америке
  • Современный психоанализ
    • Терапевтические цели психоанализа
    • Психотерапевтическая интерпретация в психоанализе
    • Заметки по теории агрессии
    • Заметки по теории агрессии. Часть 2.
    • Изменение терапевтических целей и техник в психоанализе
    • О контрпереносе в психоанализе
    • Проблема интерпретации в психоанализе
    • Применение психоаналитической техники
    • Техника психоанализа. Часть 2.
    • Психоанализ и исследовательская психотерапия
    • Переходные объекты. «Не-Я» предмет
    • Психоанализ и психодинамическая психотерапия
    • Внутреннее чувство безопасности и его значение
    • Интроспекция, эмпатия и психоанализ.
    • Множественная реальность
    • Нападения на связи
    • О проблемах достижения инсайта в психоанализе
    • О терапевтической работе в психоанализе
    • О терапевтической работе в психоанализе. Часть 2.
    • Оперативное мышление
    • Пограничная организация личности
    • Пограничная организация личности. Часть 2
    • Роль гомосексуального катексиса в психоаналитическом лечении
    • Способность к одиночеству
    • Торможение, симптом и страх: сорок лет спустя
    • Торможение и страх. Окончание.
    • Психоаналитическая психодрама
  • Психоанализ М. Балинта
    • Вклад Микаэла Балинта в психоанализ
    • Происхождение межчеловеческих отношений
    • Окнофилия и филобатизм
    • Генитальное удовлетворение и генитальная любовь
    • Вклад психоаналитика в процессе психоанализа
  • Гипноз. Лечение гипнозом и психоанализ
    • Недостатки гипноза
    • Гипноз в исторической перспективе
    • Свободные ассоциации или гипноз?
  • Детский психолог о детях и их матерях
    • Психология грудного вскармливания
    • Обычная преданная мать
    • Чему должна научиться молодая мать?
    • Новорожденный и его мать
    • Здоровое окружение в пору младенчества
    • Вклад психоанализа в акушерство
    • Зависимость и забота о ребенке
    • Взаимодействие и коммуникация ребенка и матери
  • Основные понятия глубинной психологии и психоанализа
    • Глоссарий
  • К.Г.Юнг и аналитическая психология
    • Биографический очерк К.Г. Юнга
    • Интроверсия и экстраверсия
    • Бессознательное и архетипы
    • Основные архетипы
    • Символы и активное воображение
    • Сны и толкование снов
    • Индивидуация
    • Религия и мистицизм
    • Юнгианская психотерапия
  • Популярная психология
  • Мысли психотерапевта о любви, семье и отношениях
    • Невротическая потребность в любви
    • Почему любовь, иногда, столь мучительна?
    • Если женщина зарабатывает больше мужчины…
    • Про тещу и не только про нее. Проблемы молодой семьи.
    • Раньше мой ребенок говорил мне все.
    • Нескучный секс. Романтика отношений
    • Где же ты, праздник?
    • «Отцы и дети» — взгляд психолога
    • Как управлять своими чувствами?
    • Психоаналитическое понятие любви
    • Как построить близкие отношения? Советы психолога
  • Популярная психология. Советы психолога на каждый день
    • Как бороться с бессонницей?
    • Стресс у женщин: учитесь сбрасывать тяжесть
    • Симптомы депрессии: когда обращаться к психологу?
    • Страх. Что делать?
    • Стресс у мужчин
    • Однообразие половой жизни
    • Дорожный стресс
    • Страх перед сексуальной неудачей
    • Одиночество
    • Как справляться с гневом?
    • Болезненный половой акт у женщин
    • Четыре мифа наркомании
    • Рекламные статьи
    • Английская ТРАНСкрипция
    • Комфортабельный дом престарелых — цивилизованное решение деликатной проблемы
    • Лечебный отдых в Черногории: поправляться и расслабляться!
    • Полюбите свои одуванчики!
    • Уход за больными: как не стать жертвой заблуждений?
    • Мат в офисе: истоки, причины проявления, последствия
    • Специфика телефонных переговоров
  • Психология и жизнь
  • Прикладной психоанализ
    • Психоанализ и политика
    • Психоанализ и литература
  • Книги по психологии и философии
    • Книги издательства Yoga X-Press
    • С. «Метафизическое сумасшествие»
    • С. «Новая деонтология»
    • Экзистенциальный анализ депрессии
    • Кагарлицкая Г.С. «Что зачем и почему?»
    • С. «Апология безумия»
  • Новости психологии

Глубинная юнгианская психотерапия 

Юнгианский анализ — это как минимум 50 минут в неделю, посвященных собственной душе.

Какие бы причины не привели в кабинет к психологу, психотерапевту (конфликты, депрессии, страхи, сложности в отношениях, потери) за ними часто стоит потребность в более осмысленной жизни.

Аналитическая психотерапия — не только возможность поговорить о своей боли в присутствии другого человека при условии, что все сказанное останется внутри кабинета, это еще и возможность услышать голос собственной души.

Мы мало осознаем события нашей психической жизни. Когда такое осознавание становится задачей и даже обязательством (пусть на 50 минут в неделю), это не может не изменить качество нашей жизни.

Часто душа говорит языком бессознательного. Юнгианская психология признает существование неосознаваемого измерения личности, это скрытый пока ресурс, потенциал развития человека. Но никто не может познать свое собственное бессознательное без помощи другого человека.

Важным аспектом работы аналитического психолога (психотерапевта) является разбор сновидений. Сны, видения наяву, какие-то события из прошлого указывают на новые неявные для дневного сознания направления в развитии.

По Юнгу, любой конфликт можно рассматривать, как проявление творческой энергии, которую можно направить в конструктивное русло. Однако психотерапия шире, чем просто решение конкретных психологических проблем, это исследование разных аспектов личности и признание их права на существование.

» А вот у меня метод немного другой, – сказал он, – хотя основа та же. Понимаете, по Юнгу вас надо было бы везти куда-нибудь в Швейцарию, в горный санаторий, сажать там в шезлонг, вступать в долгие беседы и ждать кто его знает сколько времени, пока эти символы начнут подниматься.

Мы такого не можем. Мы вас вместо шезлонга сажаем вот сюда, – Тимур Тимурович указал на кушетку, – потом делаем укольчик, а потом уже смотрим на символы, которые начинают поступать в б-а-альшом количестве. А там уже наше дело – расшифровывать и лечить. Понятно?»

В.Пелевин «Чапаев и Пустота»

Эта цитата отлично иллюстрирует путаницу в представлениях. Тимур Тимурович — психиатр, но считает себя психотерапевтом. А поскольку все три слова: психолог, психиатр и психотерапевт однокоренные, пугающие своей похожестью и стойко ассоциирующиеся с карательной советской психиатрией, то путаница усиливается еще больше.

Отличия же очень существенные, поскольку задачи стоящие перед каждым их этих специалистов абсолютно разные.

Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр подробно обсуждается ниже.

Юнгианский анализ — это одно из направлений психологии и психотерапии, которое решает не медицинские проблемы и использует не медицинские методы. Сам К.Г.Юнг начинал как психиатр, но разработанный им метод далек от психиатрии, это — скорее исследование души, а не её лечение.

Если психиатр в человеке, попавшем на прием, как правило, предполагает болезнь, то последователь Юнга даже в сильно нарушенном человеке видит прежде всего живую душу. И отношения строятся на установке, что клиент здоров, но как у всякого человека, у него есть проблемы.

Медицинское вмешательство несет в себе изрядную долю насилия: это и выполнение докторских предписаний, и пассивное согласие с точкой зрения специалиста как более знающего. Но в применении к вопросам души это означало бы усвоение системы ценностей психолога, а это и невозможно, и вредно.

Аналитический метод не предполагает существования какой-либо единственно правильной точки зрения, это позволяет исключить элемент осуждения или внушения, понятия «нормы» и «не нормы». Установка же на длительную работу снимает напряженность у обоих участников психотерапевтического процесса, когда не довлеет ожидание быстрых результатов, немедленного эффекта.

Поэтому расшифровывание символов бессознательного — процесс совместный, осознанный, исключительно захватывающий и поразительно целительный. Правда, действительно, не быстрый. То, что изменяется быстро, меняется не надолго. Только в длительных терапевтических отношениях возможно созревание психики: а именно расширение и интеграция сознания.

К сожалению, популярных восточных методик для таких изменений оказывается недостаточно: часто людям имеющим опыт длительных медитационных ретритов, оказывается не под силу провести полдня с несколькими капризничающими детьми.

В условиях психотерапии, когда создается возможность осознавать внутренние движения, появляются условия пережить и принять в себе противоположности, теневые (скрытые от сознания и проецируемые во вне) качества (в том числе, своих внутренних капризных детей). Это позволяет установить подлинную внутреннюю и внешнюю связь с миром и космическим миропорядком — то, что Юнг называл индивидуацией.

Как читать Юнга

Добро пожаловать в мир Карла Густава Юнга! Здесь вы найдете самую полную подборку трудов Юнга. Но прежде чем приступить к изучению, которое при серьезном подходе займет у вас не один год, позвольте наметить для вас некоторый план. Ведь если вы с первого раза решите взять «Aion», то, скорей всего, ничего не поняв, закроете эту книгу на десятой странице. И дело не в том, что «Эон» — недостойная внимания и траты времени книга, напротив, это одна из лучших книг юнгианского наследия. Просто в начале вам надо набираться той терминологической базы, которая позволяет осмыслить то, что описано в «Эоне». Потому, конечно же, начинать лучше с «Тавистокских лекций».

О последовательности в изучении Юнга существует много споров и версий. В самом деле, трудно однозначно сказать, с чего стоит начинать читать Юнга. По мнению одних, это автобиография, другие настаивают на «Тавистокских лекциях», третьи – на сознательной популяризации «Человек и его символы». Предлагаемая мной система не лучше и не хуже любой другой, важно то, что она была уже не раз проверена, и, следуя ей, читатель приходил к нужному результату.

В этой системе я разделяю ключевые работы Юнга, входящие в основной юнгианский курс, и вспомогательные, которые имеет смысл читать по прохождении основного курса. Основные работы дают ключи в мир идей Юнга, тогда как вспомогательные разбирают отдельные темы с позиции аналитической психологии.

Самым начинающим я рекомендую начинать не с самого Юнга, а с популяризаторов его идей. Работа Робина Робертсона «Введение в психологию Юнга» дает прекрасную возможность начинающему обрести необходимую базу понятий, которыми оперирует аналитическая психология, а мои 11 лекций, размещенных на Касталии в отдельном разделе, несколько уточняют акценты.

Далее советую читать Юнга в следующем порядке:

1) В первую очередь имеет смысл читать сборник статей «Человек и его символы», который был написан Юнгом совместно со своими лучшими учениками для объяснения основных идей аналитической психологии на самом простом уровне. В этих работах даны азы анализа снов, разъяснения таких базовых понятий, как тень, Анима, Анимус, архетипы, приводятся доказательства автономной жизни психики, не зависимой от воли сознания.

2) «Тавистокские лекции» — это курс лекций, прочитанных Юнгом, в которых он самыми простыми словами разъясняет суть своего учения. Психологическая типология, анализ сновидений, активное воображение, архетипы, о которых вы узнали из прошлой работы, здесь излагается немного под другим, более академическим углом, потому эта книга позволит вам значительно углубить ваши знания. Следует заметить, что читатель может без малейшего ущерба для себя поменять местами первый и второй пункт и начать с «Тавистокских лекций», позже ознакомившись со сборником «Человек и его символы».

3) Прочитав указанные две работы, читатель уже в состоянии решить, насколько ему близка аналитическая психология. Продолжать изучение Юнга имеет смысл книгой «Шесть архетипов индивидуации». Уже с этой книги от теории вы начинаете переходить к практике, поскольку здесь Юнг дает убедительные портреты людей, захваченных тем или другим архетипом. В самом деле интересно увидеть, как проявляется архетип и комплекс матери, Коры (девы), Трикстера, Духа или Анимуса, и, наконец, важнейший архетип – божественное дитя или Самость. Анализ последнего будет особенно интересен тем, кто знаком с символизмом Телемы и осознает, что новый эон есть эон побеждающего ребенка, Гора. Последним архетипом является архетип трансформации. Трансформация – ключевое слово для ищущего свободы, трансформация – это переход из одного состояния психики в другое. Реинкарнация, метемпсихозис, инициация, энантиодромия, словом, с этой статьи открывается ряд важных идей, связанных с переходом в иное.

4) Несколько более сложным в силу его специфики является сборник статей «Проблемы души нашего времени», с которым мы рекомендуем ознакомиться далее. Каждая статья – это ответ на конкретный вопрос, вынесенный в заглавие, поэтому по большому счету никаких особых дополнительных комментариев и не требуется. «Проблема души современного человека», «Проблемы современной психиатрии» «Противоречия Фрейда и Юнга», «Психологическая типология», «Душа и земля», «Архаичный человек», «Жизненный рубеж», «Аналитическая психология и мировоззрение», «Комплекс и миф», «Дух и жизнь», «Структура души», «Брак как психологическое отношение» — названия статей говорит само за себя. Эта работа важна тем, что мы потихоньку приближаемся к сердцевине юнговского учения – вопросу о мировоззрении.

5) Только изучив приведенные выше четыре работы, имеет смысл приступить к изучению автобиографии Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». Даже для подготовленного читателя её прочтение может оказаться немалым потрясением, ибо те видения, которые описывает Юнг в ней, фактически перебрасывают мост между психологией и магией, между великим деланием алхимиков и индивидуацией Юнга. «Воспоминания, сновидения размышления» являются мостом, перейдя который, вы оказываетесь во внутреннем дворце юнгианского учения и готовы воспринимать его гностические исследования. Очень важно, чтобы в вашем варианте автобиографии Юнга было его личное откровение – «Семь наставлений мертвым», в котором содержится символическая квинтэссенция учения. Некоторые юнгианцы советуют начинать с автобиографии, но мне такой подход кажется не совсем разумным, поскольку для неподготовленного читателя некоторые идеи просто останутся непонятны.

6) Но перед тем, как приступать к изучению королевских работ Юнга, связанных уже с юнгианским гнозисом, имеет смысл изучить два его труда. Первой из этих книг является работа «Символы трансформации», она же известна русскому читателю под названием «Либидо: метаморфозы и символы». Книга эта была переломом для самого Юнга, и именно она стала причинной его разрыва с Фрейдом. Хотя некоторые идеи, высказанные в ней, впоследствии были опровергнуты самим Юнгом, ценность предостережения этой книги огромна, ибо здесь Юнг предупреждает о необходимости «жертвоприношения ребенка» — то есть перед тем, как войти в мир архетипов, следует полностью разрушить инфантильные установки эго, принести себя в жертву. В противном случае для инфантильного сознания встреча с силами бессознательного могут обернуться безумием.

7) Так же имеет смысл очень внимательно изучить работу «Об отношении между эго и бессознательным». Эта работа является превосходной страховкой от возможной инфляции сознания, опьянения силой архетипического. Здесь превосходно описаны опасности, которые могут ожидать эго при встрече с бессознательным, а так же та единственная модель взаимодействия сознания и бессознательного, которая называется индивидуацией. Так же именно здесь Юнг окончательно опровергает односторонность фрейдисткой и адлерианской позиции.

7) «Синхронистичность». Эксперименты, проводимые Юнгом совместно с лауреатом нобелевской премии по физике Вольвгандом Паули, способны повергнуть в шок. В результате этих экспериментов наивный материализм оказывается низвергнут – между явлениями существует не только причинно-следственная связь взаимного отражения, как учит марксизм, но иная, более глубокая и тайная связь – связь смысла. Это открытие переворачивает все. Юнгу удалось невозможное – он научно доказал существование Дао и математически доказал правду астрологии.

8) Теперь, вооружившись знанием смыслов, вы можете рискнуть и погрузиться в сложнейшую проблематику взаимоотношения двух противоположностях. Речь, конечно, идет об одной из сложнейших работ Юнга «Aion». Здесь все: гностический символизм, единство Христа и Антихриста, парадоксальная зависимость астрологических циклов на события, происходящие в человеческой истории. «Эон» – это книга, взрывающая представление о реальности, если только у нас хватает сил её понять. Поскольку эта книга очень сложна, я рекомендую перед тем, как приступать к ней, ознакомиться с работой Эдварда Эдингера «Эго и архетип», которая написана несколько проще и готовит почву для восприятия сложнейшей системы «Эона».

Если вы достаточно хорошо знакомы с магией и оккультными традициями, то можете попытаться начать свое знакомство с Юнгом сразу с этой работы.

9) «Психология и алхимия». Название этой книги говорит само за себя, вы узнаете, как древние символы алхимии проявляют себя в сновидениях современных людей и в каком отношении находятся алхимия и религия. Чтобы найти свою Самость, современному человеку следует обратиться к богатству алхимического и гностического символизма – доказывает Юнг в этой работе.

Представления об алхимии как о дочери корысти и матери химии взрываются этой работой. Алхимия оказывается важной духовной, даже религиозной системой, компенсирующей односторонность христианского отрицания земного.

Впрочем, перед тем, как читать «алхимические» работы Юнга, я советую ознакомиться с трудом его прямой ученицы Марии Луизы Фон Франц «Алхимия». Эта работа написана предельно простым языком и на конкретных примерах рассматривает значение алхимических символов для психического, объясняя, почему именно алхимия особенно ценна для аналитической психологии.

9а) Если вас заинтересовала проблематика алхимического символизма, то вам имеет смысл прочитать несколько коротких работ Юнга, в которых он также обращается к этой теме: «Дух Меркурия», «Парацельс». Самое главное, что следует понять, читая эти работы, это то, что алхимия – не некая архаичная лженаука, давно ушедшая в прошлое, а живое и самое чистое отражение психологической динамики.

10) «Психология и религия». Очень важная работа, название которой говорит само за себя. В ней Юнг готовит почву для революционных идей, которые будут высказаны несколько дальше.

11) «Попытка психологического истолкования мифа о троице». «Вот трое, а где четвертый?» — вопрошает Гете в «Фаусте», повторяя извечный вопрос Платона. Архетип троицы, от Египта до христианства. Троица и четверица, интеграция четвертого элемента, объединения Бога и Дьявола в сосуде человеческой души – вот какие вопросы ставит Юнг. Здесь вопрос мировоззрения снова становится актуален, и мы начинаем понимать, как глубоко сходятся оккультное и юнгианское видение.

12) «Символы трансформации в мессе». Архетип причастия, от цивилизации майя до католической церкви. Читая, как Юнг разбирает символизм причастия, остается сожалеть, что он не знал о нашем, телемитском, гностическом причастии нового эона.

13) «Мистерия объединения». Самое подробное за всю историю исследование алхимического символизма. Касталия впервые публикует эту работу в Интернете.

14) «Ответ Иову». Однажды, за несколько месяцев до смерти, Юнг сказал удивительную фразу: «Если бы у меня была возможность переписать все написанное за жизнь, я бы это сделал, оставив неизменной только одну книгу – «Ответ Иову». Эта книга, является вершиной юнгианской метафизики, ставя вопрос вопросов – смысл человеческого существования. Юнг рискует дать очень дерзкий и нестандартный ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Но здесь я таинственно замолкаю, ибо и так сказано слишком много.

Подробнее идеи «Ответа Иову» развивает прямой ученик Юнга и кронпринц юнгианского анализа Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания», которую имеет смысл изучать параллельно «Ответу Иову».

К вспомогательным или специальным работам Юнга я отношу следующие труды:

1) Раннее (до разрыва с Фрейдом) исследование Юнгом шизофрении.

2) «Йога и запад». Этот сборник статей будет интересен тем, кто испытывал на себе очарование восточной философии. Хотя Юнг формально отрицал возможность прямого заимствования восточных практик западным человеком, восток всегда влек его своей тайной. Йога и запад, комментарий к тибетской книге мертвых, об индийском святом, к психологии восточной медитации, предисловие к и-цзин, комментарий к «тайне золотого цветка»…

3) Сборник «Психотерапия» содержит статьи «Цели психотерапии», «Некоторые принципиальные соображения относительно психотерапии», «Основные вопросы психотерапии»

4) Сборник «Психология и искусство» суммирует важнейшие работы Юнга, посвященные осмыслению художественного творчества. Как архетип проявляется в произведениях искусства? На какие категории можно разделить произведения искусства? Какова природа гения Пикассо, Джойса?

5) Узнать о юнговской теории сновидений и получить некоторые уточнения в теории бессознательного можно в сборнике статей «К вопросу о бессознательном». Какие есть подходы к сновидениям, как сновидения действуют на сознательный разум – это основная тема, которую освещает этот сборник. «Значение сновидений», «прошлое и будущее в подсознании», «функция сновидений», «анализ сновидений», «проблема типов», «архетип в символике сновидений», «душа человека», «значение символов», «излечение разлада», «практическое использование анализа сновидений», «психотерапия и мировоззрение», «умственное расстройство и психическое».

6) Сборник статей, известный в русском переводе как «Трансцендентная функция», расширяет понимание мировоззренческих аспектов юнгианства. «Трансцендентная функция» рассказывает об объединении противоположностей, «Нераскрытая Самость» описывает феномен индивидуации как отделения от матрицы коллективных ценностей, «Вотан» и «Борьба с тенью» описывают феномен нацизма с точки зрения динамики коллективного бессознательного.

Юнгианская психотерапия

Анима и Анимус — парный архитип. То, что должен найти в своей душе каждый, идущий по пути юнгианской психотерапии.

Путь к себе – основное направление движения юнгианской психотерапии. На этому пути психотерапевт выступает скорее не как лечащий врач, а как партнер клиента, “спутник на пути”. Они вместе работают с симптомами, со снами, эмоциями и поведением клиента, разбираясь, что через них открывает им бессознательное клиента.

В соответствии со взглядами К. Юнга, бессознательное человека живет в равновесии и поддерживает себя в этом состоянии. Проблемы клиента – это следствие нарушения равновесия его психики, но в ответ на это психика мобилизует другие свои части (комплексы). Комплесы несут определенный эмоциональный заряд, обычно неприемлемый для сознания и потому вытесненный, но проявляющийся в снах, различных симптомах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах и фантазиях, а также в поведении. Психологи юнгианского направления верят, что, распознав (с помощью терапевта) свои комплексы, сделав их осознанными и установив над ними контроль Эго, клиент избавится от своих проблем.

Как и в традиционном психоанализе, в юнгианстве большое внимание уделяются переносу – отношениям между психотерапевтом и клиентом, отражающими привычные для клиента способы взаимодействия со значимыми для него людьми. Проецируя на терапевта свои представления, ценности и проблемы, клиент видит в нем те качества — положительные и отрицательные, — которые известны ему по опыту отношений с родителями, братьями и сестрами, а также с другими значимыми в его жизни людьми, и которые инкорпорированы им в виде комплексов. Разбираясь в тех отношениях, которые видит и создает клиент, терапевт помогает клиенту начать выстраивать более здоровые отношения.

В юнгианской психотерапии нет определенной схемы психотерапевтического процесса, и невозможно заранее установить необходимое число сессий. Когда-то происходит выделение, исследование и интерпретация комплексов, в другое время клиент вместе с терапевтом пытаются понять цель патологии и найти потенциал роста. При анализе снов в центре внимания оказывается не столько интеллектуально удовлетворяющая их интерпретация, сколько переживание этих снов и их усвоение в эмоциональном плане.

Часть психотерапии происходит вне рамок запланированных встреч психотерапевта с клиентом, вне сессий. Клиент может часть работы выполнять сам: записывая свои сны и размышляя о их содержании, рисовать картины, изображающие образы его бессознательного, создавать скультуры и танцы, отражающие жизнь его внутренней вселенной, беседовать с персонажами, которые он может разглядеть в своем внутреннем мире.

Согласно Юнгу, целью психотерапии является не только снятие проблем клиента и избавление его от комплексов, но движение личности в сторону индивидуации, в сторону непрерывного процесса осознания клиентом своей уникальности и развитие клиентом своих творческих способностей.

Для юнгианского подхода к психотерапии характерно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, а также приспособление к индивидуальным особенностям каждого клиента. Психотерапевт поощряет проявления уникальности клиента, с уважением относясь к его внутренней мудрости и его возможностям обрести целостность. Психологи юнгианского направления не верят в возможности ума, более доверяясь чувству и внутренней мудрости. Это очевидно феноменологический и гуманитарный подход, где нет места науке и объективным поведенческим показателям.

Недостатки юнгианской психотерапии в основном представляют собой оборотную сторону ее достоинств. Среди них — ее относительная неэффективность при кратковременном применении. Хотя известны случаи, когда всего несколько сессий позволяли добиться желательных изменений, большинство клиентов все же нуждаются в долгосрочной психотерапии, требующей значительных затрат времени и денег.

Юнгианская психотерапия, направленная на трансформацию личности и индивидуальное развитие, часто оказывается неподходящей для индивидов, чьи проблемы требуют быстрых действий — например, в случаях зависимостей и насилия в семье. По этой же причине психотерапевты-юнгианцы зачастую избегают работать с детьми, парами, семьями и другими группами.

Внимание к снам и другой образной “продукции” порой оборачивается отрицательной стороной. Клиент может так увлечься игрой воображения, что проблемы жизни в бодрствующем состоянии отойдут на задний план, и внимание к внутренней реальности может начать разрушать внимание к реальности внешней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *