Выбор партнера по общению

Выбор партнера по общению

Как выбрать ребенка для усыновления или опекунства

Решение о принятии ребенка в семью – довольно сложное, ведь необходимо обладать определенными качествами и безграничной любовью и заботой. Даже после принятия такого решения, потенциальные мама и папа, сталкиваются с трудностями. На повестке дня стоит вопрос о том, каким должен быть ребенок: мальчик или девочка, возраст, даже внешность играет свою роль. Именно этот этап является наиболее сложным для будущих родителей, и, как правило, решение этого вопроса занимает большое количество времени.

На деле, большинство усыновителей или опекунов, хотят взять под свое крыло ребенка с приятной внешностью, младшего возраста, огромную роль играет состояние здоровья – ребенок должен быть здоров. Мало кто из опекунов готов взять на себя ответственность и усыновить ребенка с инвалидностью, дефектами внешности, или малыша с тяжелыми заболеваниями. В итоге, усыновители сталкиваются с некоторыми проблемами, от таких «идеальных» представлений приходится отказаться и столкнуться с суровой реальностью.

Для того чтобы принять здорового ребенка, его еще необходимо найти – потратить много времени, нервов на посещение соответствующих заведений. Согласно данным среди «отказников» на самом деле очень мало детей с безупречным здоровьем, причин этому много, но это уже отдельный разговор.

Психологи не советуют ставить перед собой жесткие критерии при выборе ребенка – это обязательно должна быть девочка, светлые волосы и безупречное здоровье – нет. Немало случаев, когда родители с проработанными критериями, после посещения детского учреждения, общения с малышами отказывались от первоначального плана и усыновляли совершенно другого ребенка. Также имеет место быть и нарушение планов в усыновлении количества детей. Иногда, усыновители, узнав, что у их малыша есть брат или сестра принимают решение принять в семью и второго ребенка.

Пол и возраст ребенка для усыновления или опекунства

При выборе пола стоит помнить, что найти мальчика немного проще, чем найти девочку в органах государственной опеки, объяснений этому точных нет, вот просто так исторически сложилось. Стоит помнить, что в системе дети развиваются медленнее, и поэтому не стоит ставить четких рамок по возрасту. Вполне вероятно, что четырехлетний ребенок будет выглядеть как трехлетний малыш. Лучше всего держать в голове возраст малыша, но не отказываться от знакомства с малышами старше или младше.

В случае если было решено взять в семью дошкольника, то ему необходимо время на адаптацию. Если взять шестилетнего малыша в августе, а в сентябре отдать его в школу – вылезут проблемы, как для родителей, так и для самого ребенка. Поэтому необходимо учитывать время и дать возможность ребенку адаптироваться. В идеале нужно оставить ребенка на год дома, и пусть опекунов не пугает что, что ребенок пойдет в первый класс на год позже, это на много легче, чем не адаптированный ребенок в семье, да еще и в школе адаптироваться надо.

Статус ребенка

Существует два вида статуса у ребенка в детских домах. Одних малышей можно взять под любую форму опеки – усыновление, патронаж, опекунство и т.д., других малышей можно взять только под опеку. Если было решено ребенка сразу усыновить, необходимо искать малыша с полным статусом.

Но есть и другая сторона медали, бывают ситуации, когда статус у ребенка практически есть, но для его реализации необходимо подождать некоторое время. На самом деле это далеко не плохая ситуация, ведь есть возможность взять ребенка под опеку «притереться друг к другу», и только после усыновить.

Полный статус у ребенка может отсутствовать по нескольким причинам, например родители ребенка находятся в тюрьме, в таком случае лишение родительских прав не возможно. Родителям ребенка могут дать ограничение прав по «поведению», такое ограничение накладывается на полгода, и попрошествии этого времени решается вопрос о лишении полностью прав, либо же возвращении ребенка в семью.

Статус может отсутствовать и по причине психических расстройств у родителей ребенка. Лишить полностью родительских прав таких родителей возможно только при признании их недееспособности и назначения опекуна. Но, с другой стороны, забрать ребенка такие родители не смогут. Самым спокойным вариантом считается отсутствие необходимого времени – полгода, которые должны пройти после лишения родителей их прав. Такой вариант не требует никаких дополнительных процедур.

Состояние здоровья ребенка для усыновления или опекунства

С учетом образа жизни родителей, которые оставили своих малышей, не слишком правильно искать малыша с полным отсутствием диагнозов – это на уровне фантастики. Практически нет здоровых малышей, чаще всего можно встретить малышей без серьезных патологий.

Перед тем как приступить к поиску ребенка, необходимо определиться какие диагнозы, мешают попасть ребенку в семью. Чаще всего опасаются ВИЧ, гепатит, синдром Дауна, ДЦП, умственная отсталость, аутизм и др. Но, необходимо хоть немного изучить серьезный диагноз, и понимать различия в медицинских терминах. Обычно родители, увидев аббревиатуру ВИЧ, сразу идут в отказ, и неважно в каком контексте стоит диагноз. «ВИЧ» и «ВИЧ-контакт» — это совершенно разные вещи.

То же самое касается эстетических нарушений внешности ребенка, например птоз/косоглазие, да ребенок выглядит не лучшим образом, и эта патология бросается в глаза. Но в косоглазие успешно лечится консервативными методами, а вот птоз, не менее успешно, но все же хирургическим путем.

Наследственный фактор – важный критерий, с которым также необходимо определится. Можно ли идти на риск, и есть ли готовность на этот риск, если доподлинно известно, что заболевание наступает в 25 – 30% случаев. Особенно сложно сделать выбор при наследственности, которая касается психиатрических заболеваний. Доктора утверждают, что говорить о наследственности в психиатрии можно, если известно, что диагноз имеется и у других родственников. Если речь идет о приобретенном психиатрическом диагнозе – алкогольный психоз, по наследству это заболевание не передается.

Стоит помнить, что подтвержденная алкогольная или наркотическая зависимость биородителей, существенно влияет на физическое здоровье и интеллект ребенка. Чаще всего это выражается в повышенной возбудимости ребенка, и такие малыша получают диагноз – синдром гипеактивности. В случае если приемная семья привыкла к тишине и размеренному образу жизни, то стоит хорошо подумать, ведь малыш будет очень активным, спортивным и любознательным, иногда даже слишком.

Именно оценка состояния здоровья делаемого ребенка должна занимать ведущее место, ведь необходимо трезво и здраво оценить, а будет ли возможность провести адекватное лечение и реабилитацию ребенка.

Критерии определенны

После осознания и понимая, какого именно ребенка хочет усыновить семья – пол, возраст, внешние качества. Необходимо приступать к поиску малыша. В первую очередь органы опеки предложат познакомиться с малышами, которые находятся на территории опеки. Но если на территории проживания нет подходящих малышей, или просто нет детских учреждений, то в дальнейшем поиски необходимо начинать самостоятельно. И здесь, существует прямая пропорциональность, чем больше положено сил и времени на поиски малыша, тем успешнее будет результат.

Не стоит начинать с телефонных звонков в органы опеки, идеальным и правильным вариантом является сбор всех документов, заключений. И как только они появятся в органах опеки, можно брать штурмом телефонные линии.

Если семья хочет принять в свою семью новорожденного малыша, то названивать органам опеки также не имеет смыла. Информация о таких малышах поступает спустя три месяца, а то и позже после отказа – такова система. Идеальным и правильным вариантом является получение информации, в какое именно лечебное учреждение поступают отказники. Посетить все опеки, на территории которых находятся стационары с поступающими отказниками и везде встать на учет. Некоторые регионы не отдают малышей из больниц, а дожидаются их перевода в дома ребенка, и в таких учреждениях также необходимо встать на учет.

В случае если было решено усыновить не новорожденного малыша, то сразу после получения заключения, необходимо записаться на прием в органы опеки региона. По приезду в приемный день, необходимо предоставить все документы и заявление о желании ознакомится с анкетами детей, закрепленными за территорией опеки. В случае если появились малыши, которые заинтересовали потенциальных родителей, необходимо получить направление на знакомство с ребенком.

Разговор с опекой

Первоначально необходимо ознакомится с личным делом ребенка, и узнать в каком возрасте ребенок поступил в учреждение, кто его биологические родители, результаты последних медицинских обследований, наличие возможные родственников и т.д. Опять-таки, стоит доверять только тем анкетным данным, которые подтверждены документально.

После изучения анкеты, перед встречей с малышом, в детском учреждении потенциальным родителям дают возможность изучить медицинскую карту ребенка, и скрывать диагнозы малыша от родителей не будут, скорее наоборот!

Идеальным вариантом, является помощь доктора, который поможет расшифровать непонятные медицинские термины, аббревиатуры и др. Не лишним будет изучение «типичных диагнозов малышей в системе».

Необходима консультация и педиатра, который закреплен за детским учреждением, необходимо выяснить какой диагноз основной, какие исследования проводились и каковы результаты в динамике. Потенциальные родители имеют полное право на независимое медицинское исследование ребенка.

Стоит помнить, что дети в системе отстают от своих сверстников воспитываемых в семье, и это, в большинстве случаев, не отставание в развитии, а просто запущенность ребенка. Просто малышам не хватает родительского внимания, да и не для кого стараться!

Дайте ребенку право выбора

Мы, как родители, стараемся дать нашим детям все самое лучшее и полезное, а значит и решаем за них что одеть, во что играть, что кушать и так далее. До определенного времени это нормально, правильно и безопасно для малыша. Но, наступает момент, когда нужно немножко отпустить свой тотальный контроль и дать ребенку, достигшему примерно четырехлетнего возраста право выбора. Давайте поговорим об этом более подробно.
Два взгляда на одну ситуацию
Рассмотрим на конкретном примере: одна мамочка выбирает за своего ребенка все, начиная от еды, заканчивая его развитием. Она встает утром, готовит ему вкусный завтрак, от которого ребенок отказывается, старается, ищет в интернете новые рецепты, чтобы удивить маленького гурмана. Одним словом, продолжает считать его настолько маленьким, что он не в состоянии иметь свой вкус в плане еды или игрушек.

Вторая мама немного отпустила свой контроль и дала ребенку право выбора: например, он с удовольствием встает утром и выбирает, что приготовить на завтрак. В этом есть несомненные плюсы: малыш самостоятельно выбирает утреннее меню. Для него это очень важно – таким образом, он чувствует свою значимость в семье, поскольку у него тоже есть право принимать решения. Для мамы тоже есть свои плюсы: не нужно каждое утро придумывать, что готовить, при этом ребенок всегда с удовольствием будет есть то, что выбрал именно он. Ну и самое, как мне кажется, важное в этом варианте – это то, что малыш учится делать свой собственный выбор, а значит, получает определенный стимул для развития своих личностных качеств.
«А кто же прав?» — спросите вы: «Мама из первого примера, или же мама из второго примера?» Должны ли дети с младых ногтей иметь право выбора в чем-то или же нет? Как мне кажется, определенное право выбора должно быть: ведь мы хотим, чтобы наши дети полноценно развивались и взрослели? Значит, будем пытаться давать им больше свободы.
Учимся делать выбор
Поверьте, даже новорожденные имеют свои предпочтения, пусть они пока неосознанные, не имеют обоснования. Но они есть. А вот ребенок в возрасте 4-6 лет должен уметь делать выбор. Для того, чтобы его выбор вполне осознанным – задавайте ему наводящие вопросы: почему он выбирает именно эту рубашку, игрушку или тарелку?
Задавая такие вопросы, вы должны понимать, что сразу ребенок не даст вам полноценного и исчерпывающего ответа по поводу своего выбора. Но со временем он научится это делать. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы, которые будут подталкивать его к формированию своего личного мнения, только не давите, пожалуйста.
Очень важно уважать выбор своего ребенка. Пусть даже он смешон или нелеп с вашей точки зрения. Критика в данном случае – табу, потому что она вполне способна отбить всякое желание делиться с вами своими взглядами и мыслями. Поставьте себя на место ребенка: вам понравится слушать все время насмешки и критику, чтобы вы не делали? Вот так и ребенку неприятно и обидно.
Не давите на ребенка
Конечно, родители гораздо умнее малыша: они и старше, и опытнее. Но это совершенно не означает, что нужно принимать решения за ребенка, не считаясь с ним и с его мнением. Такая политика чревата тем, что в развитии и становлении личностного «Я» малыша будут задержки.
Существуют следующие мнения по этому поводу: малыш вполне может делать свой выбор только в школьном возрасте или же, наоборот, после ее окончания. Однако, чем раньше наши дети получат возможность принимать самостоятельные решения, тем более уверенными в себе, активными, независимыми они будут расти. Такие дети в будущем не будут ждать решений от кого-то, а будут действовать самостоятельно.
Хвалите своих детей в их первых шагах делать свой собственный выбор, при этом не акцентируйте его внимание на ошибках. Так вы будете помогать ему расти смелым, уверенным в себе человеком и гармонично развитой личностью.
Задаем правильные ориентиры
Ребенку часто сложно сделать свой выбор: им хочется одновременно и туда, и сюда. Например, покататься на горке и тут же лепить куличики в песочнице. Как же быть? Надо помочь сделать выбор малышу, путем небольшой подсказки. Можно сказать: «Раз уж ты стоишь ближе к горке – прокатись раз или два и пойдем творить из песка». Пусть малыш подумает над вашими словами и примет СВОЕ решение (я специально выделила это слово). В данном случае вы просто предложили более разумный вариант, а вот согласиться с ним или нет – это право выбора ребенка. Таким образом, в этой ситуации, вы задали ориентир, направление действия, в результате которого малыш сделал выбор.

Но это простая бытовая ситуация. А вот в более сложных случаях ребенок будет держать ориентир на жизненные ценности, которые родители прививают ему с рождения. Например, общение с братьями нашими меньшими: домашними животными. Ребенок может сразу принять то, что щеночка или котенка нельзя обижать или же придется объяснять на своих примерах, сказочных историях.
Например: жила-была маленькая девочка, которая обижала животных. Она тянула за хвост котенка, кричала на щенка. И вот однажды, все животные обиделись на нее и перестали с ней играть. Они прятались, едва завидев девочку. И стало скучно девочке: ведь теперь не с кем ей поиграть. Сидела она в одиночестве во дворе, грустила, пока наконец не поняла, что с друзьями нельзя быть жестокой. Как только девочка все это усвоила – и котенок, и щеночек вернулись к девочке. Теперь они стали настоящими друзьями: они всегда вместе играют, и никто никого не обижает.
Очень важно, обучая ребенка правильным вещам, самим следовать своим принципам. Показывайте на личных примерах, что такое хорошо, а что такое плохо.
Ошибки неизбежны
Увы, но от ошибок никто не застрахован в этой жизни. И наши дети, в том числе. Однако, справедливости ради стоит заметить, что ошибки помогают нам накапливать опыт. Ведь как говорят? Опыт – это лучший учитель. Поэтому позволяйте малышу ошибаться. Конечно, при условии, что ошибка не грозит его безопасности. Например, если маленький упрямец хочет надеть сначала свитер, а потом майку – пусть попробует. Проведя такой эксперимент, он опытным путем выяснит, что действительно изначально нужно надеть майку и только потом, сверху, свитер.
Процесс учебы и накопления опыта всегда труден, не всегда гладкий. Вспомните, когда ваш кроха учился ходить, сколько раз он упал, пока научился держать равновесие? Но ведь научился же?
Безусловно, нужно всегда держать ребенка в поле зрения, обеспечивая ему безопасность. Но и предугадывать каждое его действие про принципу «подстелить соломки» — это будет скорее медвежья услуга, чем забота. Ребенок имеет право на ошибки, на свои ошибки, чтобы накопить свой жизненный опыт. Не живите за него. В процессе ошибок ребенок переживает эмоции, пусть они не всегда приятные, но, тем не менее, это уроки, которые он запомнит лучше, чем какие-то мифические рассказы о том, что может быть, если быстро бегать и не смотреть под ноги или, как было у меня, например. Мне столько раз рассказывали в детстве, что нельзя ничего совать в розетку, что однажды я таки взяла отвертку и полезла в нее. Здорово, что все обошлось только моим испугом, легким ударом тока и все. Но я запомнила на всю оставшуюся жизнь эти «прекрасные» ощущения и с электричеством больше не игралась. И очень здорово, что сейчас для безопасности наших малышей придуманы всевозможные заглушки, розетки в домах устанавливают так, чтобы ребенку было не так просто добраться до нее.
Наша с вами задача, дорогие мамы и папы, вырастить из наших сладких карапузов сильных и уверенных в себе людей, личностей. Так давайте с самых младых ногтей будем давать им возможность принимать самостоятельные решения. И действовать будем по принципу: от простых задач к сложным.>РАЗДЕЛ I. Психология общения

ГЛАВА 1. Характеристика общения

1.8. Выбор партнера по общению

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога – изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно – и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина – разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности – беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) – чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

1.8. Выбор партнера по общению

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно — и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности — один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *