Все откладываю на потом

Все откладываю на потом

Ирэна ft. G-Nise — Я жду тебя Я жду тебя всегда… Где бы не была ты — я с тобой, верь мне, Вместе с тобой так быстро летит время… Эти дни и ночи, хочу к тебе очень, В строках этих узнаешь мой почерк. Держи мою руку, не отпускай, Нам плевать на всех, нам подвластен рай! Небо для тебя, солнце для тебя! Мечта моя — быть с тобой опять… Нет! Снова, каждую минуту, каждую секунду, Пойми.. Без тебя я не смогу тут… Я жду тебя всегда… Ты где сейчас? Я не знаю, что сказать… В эту ночь не хочу тебя терять! Мы с тобою две планеты. Может сможем вместе мы понять? Припев: Зачем судьба со мной жестоко так играет? Я жду тебя, когда возьмешь меня с собой, Вся наша жизнь игру одну напоминает, И в ней ты мой один единственный герой. Как-то так мы.. Временно не рядом… Главное, любим, и плевать, что говорят нам. Проблемы/грусть оставим на потом, Нам большего не надо. Только быть с тобой вдвоем. Забудем все: обиды, ссоры… Помним лучшее. Давай забьем на все, разгоним тучи? Обними меня, не отпусти ни на шаг, Запомни! Без тебя я не смогу дышать… Знаем мы, что судьба нам быть вдвоем. Может быть все оставим на потом? Я лечу к тебе, как птица… Может сможем все же мы понять?… Припев: Зачем судьба со мной жестоко так играет? Я жду тебя, когда возьмешь меня с собой, Вся наша жизнь игру одну напоминает, И в ней ты мой один единственный герой. Я жду тебя всегда… Слышишь…

Определение

Прокрастинация проявляется в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), пренебрегает этой необходимостью и отвлекает своё внимание на бытовые мелочи или развлечения.

Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени субъект не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, возможно, находя те или иные самооправдания. От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек восполняет запасы энергии, а при прокрастинации — теряет.

В той или иной мере это состояние знакомо большинству людей и до определённого уровня считается нормальным. Прокрастинация становится проблемой, когда превращается в обычное «рабочее» состояние, в котором человек проводит бо́льшую часть времени. Такой человек откладывает всё важное «на потом», а когда оказывается, что все сроки уже прошли, либо просто отказывается от запланированного, либо пытается сделать всё отложенное «рывком», за невозможно короткий промежуток времени. В результате дела не выполняются или выполняются некачественно, с опозданием и не в полном объёме, что приводит к соответствующим отрицательным эффектам в виде неприятностей по службе, упущенных возможностей, недовольства окружающих из-за невыполнения обязательств и тому подобного. Следствием этого может быть стресс, чувство вины, потеря производительности. Комбинация этих чувств и перерасхода сил (сначала — на второстепенные дела и борьбу с нарастающей тревогой, затем — на работу в авральном темпе) может спровоцировать дальнейшую прокрастинацию.

Русификация термина

В русском языке прокрастинация, как явление, было отмечено ещё в XIX веке. Тогда в России получила распространение пословица: «Завтра, завтра, не сегодня! — так лентяи говорят», возникшая из попавшего в дореволюционные гимназические хрестоматии стихотворения «Отсрочка» в переводе Бориса Фёдорова (1794—1875). Также известна близкая по смыслу более старая русская народная пословица: «отложил на осень, а там и бросил».

На 2014 год для обозначения понятия пользуются калькой с английского языка, но учёные задумываются о переводе термина. Предлагаются варианты: «завтрачество», «переносительство», «напотомство», «промедление», но, среди прочих, особо выделяется термин «откладывание», как наиболее приемлемый. При переводе книги Кукла А. «Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» для обозначения этого явления использовался термин «затягивание». Это соответствует одному из значений слова «затянуть» и словосочетания «затянуть дело».

Причины прокрастинации

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2014 года.

Существует множество теорий, которые пытаются объяснить данное явление, но ни одна из них не является общепризнанной и универсальной.

Низкая самооценка

Очевидная причина откладывания дел на потом — низкая самооценка, неуверенность в себе, неуверенность в том, что это дело получится, будет принято людьми, есть ли смысл в этих тратах энергии, сил, времени, денег. Стоит человеку повысить свою самооценку, он начинает работать существенно быстрее, без откладывания дел на потом.

Перфекционизм

Причиной прокрастинации является также перфекционизм, проявляющийся в попытке достичь совершенства, концентрации на деталях и игнорировании ограничений по времени и сопряжённый со страхом возможного несовершенства, «неидеальности» результатов работы, которую необходимо выполнить. Перфекционисты также зачастую получают удовольствие от крайних сроков, от ещё большего давления обстоятельств, от работы «в последнюю ночь»; они сознательно или подсознательно убеждены в том, что качество их работы зависит от давления сверху, и чем оно больше — тем лучше результаты.

Самоограничение

По этой теории, прокрастинатор ограничивает себя из-за подсознательного страха стать успешным, выделиться из массы и показать себя лучше, чем другие (становясь, к примеру, возможным объектом завышенных требований, критики, зависти). Причём страх стать выделяющимся, успешным, может быть связан не только со страхом перед критикой и завышенными требованиями, но и являться следствием токсичных установок, заложенных в детстве (фразы в духе: «Не позорь нас с отцом», «Ишь чего захотел», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» и прочие). Кроме того, может играть роль субъективно низко оцениваемая личная способность действовать в изменившихся (после начала или завершения дела) условиях. В любом случае, как и в первой теории, ключевым словом является «страх».

Непокорность (дух противоречия)

В соответствии с данной теорией, людей раздражают навязанные роли, программы, планы, и они откладывают дело, чтобы продемонстрировать (окружающим, руководству, миру) свою самостоятельность и способность действовать в соответствии со своим собственным мировоззрением. Будучи подверженными внешнему давлению, они вступают в конфликт с массой или руководством. Этим способом «бунтари», анархисты, нигилисты отстаивают своё собственное мнение. Они в большинстве своем недовольны текущим положением и легко попадают в ловушку «неделания».

Теория временно́й мотивации

Все вышеперечисленные теории не объясняют проблему целиком. Оппоненты выделяют в них два основных недостатка: они объясняют причину уклонения от решения задач, но не причину их откладывания, и не объясняют главного — зависимости между прокрастинацией и беспокойством (к примеру, перфекционисты менее подвержены прокрастинации, чем другие люди). Более обоснованной считается теория временно́й мотивации (англ. temporal motivation theory).

Согласно этой теории, субъективная полезность действия (Utility), которая и определяет желание человека его совершать, зависит от четырёх параметров: уверенности в успехе (Expectancy), ценности, то есть предполагаемого вознаграждения (Value), срока до завершения работы (Delay) и уровня нетерпения, то есть чувствительности к задержкам (G). Человек считает более полезным дело, если уверен в его удачном завершении и ожидает по его результатам большого вознаграждения. Напротив, субъективно менее полезными кажутся дела, до завершения которых осталось ещё много времени. Кроме того, чем болезненнее мы переносим задержки, тем менее полезными нам кажутся дела, на завершение которых требуется некоторое время.

Следуя данной теории, можно сделать вывод, что уровень прокрастинации тем ниже, чем больше ожидания от дела и чем более ценны его результаты лично для человека, и тем выше, чем менее настойчив человек (так, импульсивные люди более подвержены прокрастинации) и чем дальше до достижения цели (чем ближе цель, тем усерднее мы работаем). Другими словами, наилучшим образом работа выполняется тогда, когда по отношению к ней имеются высокие ожидания и личная заинтересованность, а время достижения сведено до минимума.

Техники борьбы с прокрастинацией

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2014 года.

Поскольку прокрастинация напрямую зависит от степени мотивации (интереса к работе и позитивных ожиданий от её завершения), в некоторых случаях решить проблему можно, сменив работу (бросив учёбу), но это не универсальные и очень радикальные меры, и большинство людей к ним не готовы. К тому же если высокий уровень прокрастинации у данного человека связан с повышенной тревожностью и отсутствием навыков планирования, то высока вероятность, что и смена вида деятельности не поможет (или поможет только на первых порах).

Какого-то определённого рецепта, гарантирующего избавление от прокрастинации, не существует. Однако в рамках дисциплины time management (управление временем) существует целый ряд методик, позволяющих в большей или меньшей степени снизить уровень прокрастинации и, таким образом, повысить реальную отдачу от труда, что влечёт за собой повышение удовлетворённости от жизни и избавление от стресса.

Категоризация использования времени

Обычно не возникает особых проблем с прокрастинацией у людей, которые для себя могут провести черту, недвусмысленно разделяющую дела на срочные и те, выполнение которых может подождать. Люси Макдональд, ссылаясь в качестве источника на идеи Дуайта Эйзенхауэра, а также Стивен Кови, автор методики Franklin Time Management («Управление временем по Франклину») и книги «Семь навыков высокоэффективных людей», предлагают разделять все дела по двум критериям: важности и срочности. Таким образом, выделяется всего четыре категории дел, на которые уходит время:

1. Важные и несрочные (Important and Not Urgent — Priority Principle) Именно эти дела имеют наибольшее влияние на жизнь человека в целом, при этом прокрастинация, в первую очередь, затрагивает именно их. Сюда входит всё то, ради чего человек живёт, его наиболее перспективные цели и задачи, то, что придаёт смысл всей жизни. Поэтому необходимо осознавать наличие этой категории дел и помнить о них, как о вещах, определяющих направление движения. На ежедневном уровне это выглядит так:

  • Что соответствует жизненным целям и ценностям, то, с чего человек должен начинать свой день: вставая с постели, напоминать себе, что у него есть жизненный проект.
  • Выполняя важные и срочные дела из категории 2, следует помнить, что всё это делается ради «важных и несрочных» жизненных целей, и осознавать, для каких именно: работаю, потому что хочу здоровую семью, посещаю уроки английского, потому что хочу открыть дверь в Европу, вырываю больной зуб, потому что мне важно моё здоровье. То есть это ваш ежеминутный фильтр на любые дела.
  • В этой категории нужно учесть время на отдых и разрешить его себе предоставить. Без здоровья и сил следующие категории не понадобятся.

2. Важные и срочные (Important and Urgent — Crisis Management) Сюда входят все действительно неотложные дела: аварийная ситуация, болезнь, крайний срок, семейный кризис, угроза жизни. Как правило, с их исполнением не возникает особенных трудностей. 3. Неважные и срочные (Not Important and Urgent — Distractions as Denial) Всякие якобы неотложные, но в действительности не влияющие на жизнь мелочи. Соседи пригласили, 52-летие тёщи, ежедневные беседы во время обеда, 5-разовая встреча с покупателями, ежедневная уборка дома. Неважность этих дел не означает, что их все можно вообще не делать, но человек должен осознавать, что они не слишком существенны и отказ от них в пользу дел 1 и 2 категории, если это необходимо, должен быть лёгким и естественным. 4. Неважные и несрочные (Not Important and Not Urgent — Busy with the «Trivial Many») Это «тривиальное множество» (trivial many) — категория ежедневных дел, которые делают очень маленький вклад в качество жизни, либо не делают его вообще, но отнимают время. Этим делам даётся время, когда человек не знает, в каком направлении лучше двигаться: ответы на все звонки, болтовня с родственниками в рабочее время, затягивающиеся чаепития, деловой и личный спам, интернет-блоги, игра в карты, посиделки до поздней ночи.

Воспитание трудолюбия

Успех порождает успех. Исходя из этого, человеку следует поддерживать позитивный настрой, находя в любом предыдущем действии приятные последствия и, как следствие, делая их стимулом для дальнейшей активной деятельности. Необходимо награждать себя за успехи, поддерживать ощущение собственной полноценности. Начиная новое дело, быть уверенным в том, что в прошлом были успешные действия, праздновать маленькие ежедневные победы, но не останавливаться на них, отслеживать соотношение побед и задач.

Продуктивное осознание того, что бегство от неприятных переживаний, желание предельно облегчить свою жизнь за счёт развлечений ничем не обосновано и лишь усугубляет ситуацию. Поскольку неприятными переживания становятся только тогда, когда человек сам их так оценивает, ему следует учиться получать удовольствие от работы и избегать неудовольствия от оценки её количества.

Для избавления от «духа противоречия», чувства навязывания обязанностей извне, следует заменять формулировку «я обязан» (сделать) на «я выбираю» (сделать) — субъективно превратив обязанность в акт доброй воли. Вариантом данной техники будет составление расписания, в котором центральное место занимают не дела с перерывами на отдых, а отдых, перемежающийся с делами.

Планирование дел

Необходимо планировать свой день и выделять время на каждую работу с учётом отдыха, возможных задержек и так далее. Вместо последовательного выполнения задач, когда нельзя приступить к началу следующей, пока не закончишь предыдущую, одновременно осуществляется выполнение нескольких разных задач — по частям. Можно отводить короткие временные блоки (от 5 до 30 минут) на то, чтобы позаниматься чем-то и затем переключиться на другое, либо намечать в этом блоке сделать что-то конкретное и небольшое по объёму. Расписание нужно составлять заранее; лучше потратить на это какое-то время вечером, чтобы наутро знать, что делать и как разумно использовать время. Когда список дел нагляден, то, даже откладывая что-то на потом, вы всё равно выполняете полезную работу. Список можно составлять, ранжируя дела по приоритетам, но выполнять в распорядке важности не обязательно, сначала можно сделать то, что легче.

Одной из полезных для борьбы с прокрастинацией методик планирования является Getting Things Done («Доведение до результата»), разработанная Дэвидом Алленом. Базовая идея методики: стресс возникает, в том числе, из-за необходимости постоянно помнить о большом количестве дел различной важности и срочности и постоянно стоящей проблемы выбора: «Что же делать прямо сейчас?» Поэтому необходимо разгрузить мозг, перенеся все планы на внешние носители (записи на бумаге, электронные календари и планировщики и так далее), распределить их по категориям (текущие дела, проекты, постоянные обязанности и так далее), важности и срочности, чётко определив то, что нужно выполнить в конкретное время, и зафиксировав сроки, где они имеют значение. В результате в каждый момент времени чётко известно, какие дела необходимо делать в первую очередь, и можно сконцентрироваться на работе, выделив для периодических корректировок планов специальное время и более не возвращаясь к проблеме выбора между текущими делами.

Аллен настаивает на том, что любые дела, даже самые малозначительные, должны быть включены в план. Цель этого, однако, не в том, чтобы составить однозначный «календарь будущего» и придерживаться его со всей возможной скрупулёзностью, а прямо противоположная. Планируя свои дела, люди имеют склонность включать в планы, прежде всего, сложные, важные и трудоёмкие задачи, требующие большого времени на решение, а также дела, имеющие однозначную хронологическую привязку (встречи, совещания, официальные мероприятия). Прочие дела заполняют свободные места в рабочем графике. Но жизнь полна случайностей: запланированное совещание может начаться на 10 минут позже, оговорённая за месяц встреча может сорваться… В графике внезапно появляется «окно». Если у человека наготове список дел, которые он может выполнить в данных условиях за освободившееся время (а время, обычно, невелико, и «большие» задачи в него не втиснуть), он использует это время. Если списка «мелких» задач под рукой не окажется, время, с большой вероятностью, будет потеряно. Также Аллен советует при планировании «крупных» задач (проектов) не ограничиваться «крупноблочным» планированием (выделением времени на весь проект), а, напротив, для каждого крупного проекта всегда иметь хотя бы одну запланированную конкретную задачу (например, в рамках, возможно, многолетнего проекта «Разработка системы X для заказчика Y» в задаче «Согласование технического задания», на которую отводится месяц, должно быть запланировано с конкретной критической датой что-то вроде «Позвонить секретарю Семён Семёныча и договориться о совещании по согласованию ТЗ»). Для прокрастинатора такое планирование позволяет преодолеть боязнь начала конкретных действий по проекту, поскольку неопределённый план «сделать что-то по задаче» превращается в совершенно конкретное действие, не требующее дополнительных пояснений и размышлений.

Джон Перри — профессор философии из Стэнфорда, — ввёл понятие «структуризированной прокрастинации». Согласно его теории, прокрастинацию можно не подавлять, а превратить в подспорье для работы. Поскольку большинство прокрастинаторов, отлынивая от важных дел, всё равно чем-то занимается, нужно лишь направить их деятельность в более важное русло, чем, к примеру, просмотр Интернета. Профессор Перри предлагает выстраивать структуру задач так, чтобы важные и срочные дела, конечно, стояли во главе списка, но после них шли чуть менее важные, но, тем не менее, требующие выполнения работы. Заядлый прокрастинатор, естественно, пропустит самое важное дело, но зато вместо этого выполнит что-то полезное ,стоящее на втором месте. Перри отмечает, что структурированная прокрастинация требует определённой доли самообмана, поскольку, по сути, представляет собой подмену одних задач другими.

Однако если есть категория задач, которые данный человек откладывает упорно и постоянно, то, чтобы справиться с прокрастинацией, надо обязательно понять, что неприятного и невыполнимого есть именно в этих делах. Возможно, что эти задачи можно передать кому-то другому, или сделать так, чтобы их вообще не нужно было выполнять. Может быть, осознав причину, человек сможет сам избавиться от проблемы. В любом случае, нужно рассмотреть неприятные занятия глубже.

Распределение усилий

Эта техника знакома всем спортсменам — необходимо научиться распределять свои силы, планировать свою деятельность так, чтобы всё задуманное было осуществлено без надрыва.

Примечательно, что в восточных практиках дела, которые планируются и не исполняются, приравниваются к непосильной ноше. Энергия расходуется впустую, когда мы не осуществляем то, что запланировали, и планируем то, чего никогда не осуществим. Чувство вины съедает наши внутренние энергетические резервы. Чем больше остаётся незавершённых дел, тем меньше сил на то, чтобы их свершить.

Поэтому суть техники можно выразить следующими словами — не планируй вперёд, если есть незаконченные дела. Перед тем как начать, распредели свои силы заранее, оставив время на полный упадок сил. Держи дыхание, чтобы не стать загнанной лошадью.

Управление целями

Вышеупомянутые системы «управления по Франклину» и GTD рекомендуют выстраивать задачи по приоритетам, причём признаками особой важности может выступать как срок исполнения, так и значимость задачи. При этом планирование должно производиться на нескольких уровнях, от глобального («цели всей жизни»), через определение этапов достижения цели, и так — до конкретных планов на 3—5 лет, на год, на месяц, на ближайшие дни. На каждом из уровней должны быть определены базовые ценности, атрибуты, по которым можно будет определить степень достижения цели, навыки, которые должны быть освоены, максимально полное представление о себе, о том, чего лично человек собирается достигнуть.

С точки зрения борьбы с прокрастинацией всё это необходимо для того, чтобы при выполнении любого действия человек хотя бы отдалённо, в перспективе, представлял, для чего (в масштабах всей его жизни) это делается и на что влияет. Человек учится понимать, чего он хочет, чего добивается, что надо для этого сделать, каждое действие наполняется для него конкретным личным смыслом, в результате он реже откладывает по-настоящему важные дела.

В то же время это не решает основной проблемы, если человек дезориентирован в жизни и не может определить верную цель.

Правописание слова «на потом»

В дан­ном слу­чае исход­ное сло­во «потом» явля­ет­ся наре­чи­ем, обо­зна­ча­ю­щим некий вре­мен­ной отре­зок после чего-то.

И потом еще дол­го сидел в брич­ке, при­ду­мы­вая, кому ещё отдать визит, да уж боль­ше в горо­де не нашлось чинов­ни­ков (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

Он посмот­рел напра­во, потом нале­во, не зная, куда бежать ( Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Наречие «потом» сино­ни­мич­но сло­вам этой же части речи:

  • затем
  • после
  • вслед

Наречие «потом» с пред­ло­гом «на» упо­треб­ля­ет­ся в кон­тек­сте в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го. Чаще все­го оно исполь­зу­ет­ся в соче­та­нии с гла­го­лом «оста­вить», что сино­мич­но «оста­вить (на что?) на вре­мя, на срок». Как видим, ана­ли­зи­ру­е­мое наре­чие лег­ко заме­ня­ет­ся име­нем суще­стви­тель­ным, что сви­де­тель­ству­ет о том, что оно упо­треб­ля­ет­ся в его роли. В таком слу­чае соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии наре­чие с пред­ло­гом пишет­ся раз­дель­но.

Слово «на потом» с пред­ло­гом пишет­ся раз­дель­но.

Желание чело­ве­ка откла­ды­вать на потом так же ста­ро, как сама циви­ли­за­ция (Патрисия О»Коннелл. Как компании-лидеры избе­га­ют бес­тол­ко­вых реше­ний).

Аналогично пишет­ся раз­дель­но наре­чие «на зав­тра», если оно упо­треб­ля­ет­ся в роли суще­стви­тель­но­го.

Сравним:

Назавтра мы отпра­ви­лись в поход. = Утром мы отпра­ви­лись в поход.

Визит отло­жи­ли на зав­тра. = Визит отло­жи­ли на сле­ду­ю­щий день.

Оставить на потом? А нужно ли?!

У большинства из нас есть такая дурная привычка, как откладывать важные или не очень дела, так сказать, оставляем всё «на потом». Но так ли правильно это делать, или всё же откладывание дел не так уж и хорошо может сказаться на нас? Давайте это и обсудим.

Кто хоть раз не откладывал свои дела? Наверно каждый человек хоть раз, но оставлял что-то на потом. Причин, по которой он это делает, масса. Например, это может быть сомнение в результате, или же нежелание что-то сделать не так, банальная лень и куча всего другого. Однако часто, то, что мы откладываем всё «на потом», может негативно сказаться на нас. Очень часто откладывая на потом важные дела, люди забывают о последствиях своих отлагательств, а ведь они могут быть не самыми приятными.

Возьмём просто пример из сферы бизнеса. Например, у человека есть определённая сумма денег в иностранной валюте, причём сумма немаленькая. Наш предприниматель, о котором идёт речь, хочет поменять эту валюту на национальные деньги, однако что-то его останавливает. А мы с Вами знаем, что с учётом мировых изменений в экономике, курс валют скачет от большего, к меньшему, и наоборот. Но человек так и не решается менять свою валюту, на национальные деньги, всё откладывает, ожидая чего-то. А потом, неожиданно так, валюта, в которой он держит деньги, упала, причём настолько сильно, что человек потерял очень много. Вот он наглядный пример цены привычки «оставлять на потом». Да что там деньги, люди иногда откладывают на потом собственное здоровье! «Пока не заболит, в больницу не лягу!», — так думают многие. А ведь отлагательство на потом в этом случае чревато не только осложнением болезни, но и более серьёзными проблемами. Многие из нас часто не думают о том, какую цену придётся заплатить, откладывая всё на потом. Часто цена бывает на столько велика, что сидишь и думаешь, «и чего я не сделал всё сразу!». Но теперь уже слишком поздно…

Эта статья вовсе не к тому, чтобы испугать Вас или заставить всё делать немедленно. Вовсе нет, часто и спешка сказывается негативно. Выполняя то или иное дело, очень важно не спешить, но и не откладывать в долгий ящик. Любое дело должно быть тщательно обдуманно и выполнено сразу. Иначе есть риск очень неприятных последствий. Не стоит в жизни, и в важных делах спешить. Вы должны чётко знать, что каждому делу – своё время. И наступает оно тогда, когда то или иное дело обдуманно, тщательно взвешенно и рассмотрено со всех сторон. Не раньше, но и не позже.

Почему мы откладываем дела на потом? Есть несколько основных причин этого явления:

— Лень – чаще встречается именно она.

— Недостаток мотивации выполнить какое то дело – идёт сразу после лени в причино-следственных связях.

— Стресс – его может вызвать любое дело, которое чревато тревогой и беспокойством. Психологический фактор, который так же может повлиять на наши отлагательства.

— Перенапряжение и усталость – сродни стрессу, и так же сопутствует почти каждому делу. Однако в этом случае имеется в виду физиологический фактор, а не психологический.

— Недостаток дисциплины и самодисциплины – очень часто присутствует у совсем молодых людей.

— Неумение управлять своим временем – так же беда современного общества.

— Недостаток навыков – так же часто встречаемая причина отлагательств: не знаю – не делаю.

— Перфекционизм – желание сделать всё лучшим образом. А если не получается – нужно всё отложить.

Зная все эти причины наших отлагательств, хорошо подумайте – какая причина руководит Вами? Узнаете причину — найдёте как с ней бороться. Тут всё в ваших руках.

vadimnardin

У меня есть ужасная привычка оставлять все на потом, если это дело мне не особо интересно. Это приносит в мою жизнь много негативного и именно из-за этого я сейчас нахожусь в Бобруйске (хоть и временно), а не в Дубае, как планировал. И я это все понимаю, но не так легко изменить в себе привычку, которая формировалась годами.
Так ладно бы эта привычка откладывать все на потом проявлялась только в трудоемких делах, в монотонной работе, в делах, которые требуют много времени на их исполнение. Иногда это относится даже и не к делам.

К примеру, сейчас, разгребая фото из разных стран, в которых я жил, я понимаю, что у меня очень мало фотографий себя. Ужасно мало, хоть и мама практически каждый день напоминала об этом по скайпу и я всегда отвечал свое коронное «на днях сделаю».
В Дубае я прожил месяц, но у меня очень мало фотографий себя. Хорошо, что хоть «телефонных» фото немного больше. И самое интересное, что я много раз собирался прогуляться с одной из подружек, что бы сделать себе пару кадров, но каждый раз это откладывал, так как планировал в Дубае подольше задержаться и думал, что успею еще это сделать, но в итоге неожиданно пришлось уехать.
И это не в первый раз так. Из Доминиканы, к примеру, я так же «незапланированно» уезжал два раза, но прожил я там практически два года, а не один месяц, как в Дубае. А с фотографиями себя так же плохо.
Я негативное влияние этой привычки осознаю и хочу это исправить.
Знаю о некоторых «правилах», которые могут помочь в этом вопросе. Знаю о них давно, но что-то пока не очень получается их внедрять в свою жизнь.
Есть отличное правило «пару минут» — это когда дела, которые занимают мало времени нужно делать сразу и не откладывать на потом. Если бы я каждый раз, когда вспоминал, что было бы неплохо сделать фото себя — делал бы это, то у меня бы была тонна фоток из которых точно можно было бы выбрать пару нормальных.
Так же очень полезен принцип помидора — это когда ты делаешь что-то не отвлекаясь 25 минут, а потом 5 минут отдыха. Потом снова 25 минут дел и короткая пауза. Свое название этот принцип получил от сходства с кухонным таймером в виде помидора. Такой способ помогает взяться наконец-таки за дело и сфокусироваться на нем. И не обязательно сразу выделять под это целый день, иногда дело полезно разбить на 25-ти минутки. Именно эта небольшая цифра и помогает начать что-то делать, сдвинуться с места.
К примеру, в Дубае я хотел выделить целый день на «пофоткать себя», но в итоге так его и не выделил. А 25 минут было бы гораздо легче выделить и потом продлить еще на 25 минут хотя бы. Тем более я жил в очень фотогеничных районах Дубай Марина и JLT. Стоило всего лишь выйти на 25-ти минутную прогулку с фотоаппаратом и подругой.
Пример с фотографиями себя — это конечно смягченный вариант этой проблемы. Есть у меня из-за этой привычки куда серьезнее проблема, но о ней я напишу позже, как решу ее.
Самое главное, конечно, — не лениться! Это не так-то просто, но я буду стараться меняться.

А вы что-нибудь полезное по этой теме знаете?

Подписывайтесь на мои странички: Вконтакте / Twitter / Facebook / Instagram

Метки: жизненное, фото, фото меня

Что такое прокрастинация и зачем с ней бороться?

Книги, Библиотека » Психология успеха. Самоэффективность » Борьба с прокрастинацией

© Петр Людвиг

Фрагмент книги Петр Людвиг. Победи прокрастинацию. — М.: Альпина Паблишер, 2014.

Каждому из нас случалось откладывать на потом важные дела, максимально затягивая их выполнение, занимаясь вместо них чем угодно. Не в силах объяснить себе, почему мы так поступаем, после этого мы терзаемся чувством вины из-за сорванных сроков и того, что снова кого-то подвели. Автор книги, на собственном опыте убедившийся в коварстве прокрастинации, всесторонне изучил проблему, определил причины ее возникновения и предложил несколько простых и действенных способов борьбы с ней.

Когда мы не можем убедить себя в неотложности выполнения необходимых или желаемых задач, это означает, что мы прокрастинируем. Вместо важных дел, имеющих для нас смысл, мы занимаемся чем-то несущественным: смотрим сериалы, поливаем цветы в офисе, играем в компьютерные игры, тратим время в соцсетях, едим (даже если не голодны), делаем повторную уборку, бесцельно слоняемся по кабинету или просто «плюем в потолок». Позже из-за самоупреков и фрустрации возникает ощущение беспомощности, вновь приводящее к ничегонеделанию.

Но внимание! Прокрастинация — это не просто лень. Ленивый человек не хочет ничего делать и не испытывает никакого беспокойства по этому поводу. Прокрастинирующий же и рад был бы что-нибудь сделать, но у него не получается начать.

Прокрастинацию нельзя путать и с отдыхом. Во время отдыха мы наполняемся новой энергией. При прокрастинации, наоборот, ее теряем. Чем меньше у нас остается энергии, тем больше возрастают шансы отложить выполнение задачи на неопределенный срок и снова ничего не делать.

Люди любят оставлять все на последний момент, объясняя это тем, что им лучше работается в условиях аврала и приближения дедлайна. Но на самом деле это не так: откладывание дел на крайний срок — питательная среда для стресса, упреков и неэффективности. Здесь не помешает вспомнить известную пословицу: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня».

История синдрома откладывания

Люди страдали от прокрастинации с незапамятных времен. Еще античный поэт Гесиод уделял внимание этой проблеме в поэме «Труды и дни»:

И не откладывай дела до завтра, до послезавтра:
Пусты амбары у тех,
кто работать ленится и вечно Дело откладывать любит:
богатство дается стараньем.
Мешкотный борется с бедами всю свою жизнь непрерывно
(Перевод В. Вересаева).

Человек мешкающий, человек откладывающий, человек-недодельщик — так можно описать сегодняшнего прокрастинатора.

Римский философ Сенека предупреждал: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит». В этой цитате названа главная причина, по которой нужно бороться с прокрастинацией.

Прокрастинация ― одно из главных препятствий, мешающих нам жить полноценной жизнью. Сожаление об упущенных возможностях и связанные с ним самоупреки отнимают гораздо больше времени, чем ушло бы на решение задачи. Недавнее исследование показало, что люди, находясь на смертном одре, больше всего сожалеют о несделанном, а не о содеянном .

Из-за прокрастинации мы теряем время, которое могли бы потратить с пользой. Если нам удастся ее победить, мы сможем переделать больше дел и эффективнее реализуем наш жизненный потенциал.

Настоящее время: паралич принятия решений

Как в наше время обстоят дела с откладыванием на потом? Сегодня появляется все больше возможностей для прокрастинирования. Научиться бороться с прокрастинацией — одна из важнейших задач современного человека.

За последние сто лет средняя продолжительность жизни выросла почти вдвое. Детская смертность за это время снизилась почти в десять раз. Сегодня мы живем в мире, в котором насилия и военных конфликтов меньше, чем когда-либо в истории человечества. Благодаря Интернету нам доступны почти все мировые знания. Мы можем почти без ограничений путешествовать по всей планете. Знание иностранных языков помогает найти понимание в чужих странах. В карманах у нас мобильные телефоны, более совершенные, чем суперкомпьютеры 20 лет назад.

Возможности использования нашего потенциала, предлагаемые современным миром, огромны. Их можно представить себе в виде ножниц. Чем больше шансов для нас появляется в современном мире, тем шире можно раскрыть эти воображаемые ножницы возможностей. И сегодня количество этих шансов велико, как никогда.

Идеал современного общества строится на идее расширения индивидуальной свободы, на убеждении, что чем больше ее будет у людей, тем больше они будут удовлетворены. Согласно этой теории, с каждым раскрытием ножниц возможностей мы должны становиться все счастливее и счастливее. Так почему же сегодня люди не счастливее своих предков? Какие проблемы создает расширяющийся диапазон возможностей?

Это прежде всего проблема выбора: чем больше у нас возможностей, тем трудне на что-то решиться. Наступает так называемый паралич решения. Обдумывание всех вариантов требует таких затрат энергии, что в итоге мы не можем выбрать ни один из них. Мы откладываем принятие решения, а вместе с тем и совершение связанных с ним действий. Прокрастинируем.

Чем сложнее сравниваемые варианты, тем выше шанс отложить принятие решения. При наличии нескольких вариантов существует вероятность, что вне зависимости от выбранного мы все равно будем испытывать сожаление , представляя, что бы было при выборе другого варианта, или заметив недостатки принятого решения.

Знакома ли вам ситуация, когда вы знаете, что должны что-то сделать, но, несмотря на это, не делаете ничего? Когда вы в последний раз откладывали на потом какое-либо действие или решение? Случалось ли, что вы не могли выбрать ни одну из открывающихся перед вами возможностей? Какие чувства вы испытывали в тот момент?

Нарастание паралича решения способствует усилению прокрастинации. Откладывание приводит к снижению продуктивности. Осознание того, что мы не в полной мере используем наш потенциал, вызывает самоупреки и фрустрацию.

Существуют несложные инструменты (техники, методы), способные помочь вам каждый день использовать свой потенциал в полном объеме. Их применение займет всего несколько минут в день, но в итоге поможет получить несколько дополнительных продуктивных часов. Эти приемы дают возможность более эффективного использования человеческого мозга, а также врожденную или приобретенную склонность к неэффективности. Вторичным продуктом борьбы с прокрастинацией является более частое активирование центров удовольствия в мозге. Благодаря этому вы будете испытывать больше положительных эмоций.

Как вы себя чувствовали, действительно полноценно проживая какой-нибудь день вашей жизни? Когда это было в последний раз? Из книги вы узнаете и о том, почему ежедневная реализация потенциала является самым действенным способом достижения долговременной удовлетворенности.

Приступим! Как же в действительности работают наши мотивация, эффективность и удовлетворенность? Как победить прокрастинацию? Как достичь ощутимых и продолжительных изменений?

Мотивация

Когда-то мы родились, и когда-нибудь, к сожалению, умрем. Время нашей жизни ограничено и конечно. Поэтому самая большая ценность — именно время. А не деньги, которые, в отличие от времени, мы можем одолжить, сэкономить или заработать. Что же касается времени, то каждое его неповторимое мгновение уходит безвозвратно.

Факт конечности жизни выразил и Стив Джобс в своем обращении к студентам Стэнфордского университета: «Осознание того, что скоро умру, лучше всего помогло мне принять важные решения в моей жизни. Перед лицом смерти почти все теряет значение — мнение окружающих, амбиции, страх позора или провала, — и остается только то, что по-настоящему важно. Помнить о том, что умрешь, — это лучший известный мне способ избежать мысленной ловушки, которая заставляет тебя думать, что тебе есть что терять. Ты уже голый. И нет никаких причин не следовать зову своего сердца».

Осознание конечности жизни приводит к тому, что мы стараемся тратить отпущенные нам дни бережно. Начинаем искать то, чему бы хотелось посвящать свое время на планете Земля, — начинаем поиск личного видения.

Если нам удастся найти это видение, оно станет для нас самым действенным мотивационным магнитом. Оно поможет нам в настоящем делать то, в чем мы действительно видим смысл, и вместе с тем будет тянуть нас к нашему идеальному будущему.

Самодисциплина

Две основные составляющие самодисциплины — продуктивность и эффективность. В сутках только 24 часа. Если вычесть время, отведенное на сон, останется продуктивное время.

Продуктивность измеряется тем, сколько процентов времени мы тратим на действия, соответствующие нашему личному видению. Регулярный сон, тайм-менеджмент и позитивные навыки ощутимо повышают этот процент.

Эффективность — показатель того, являются ли совершаемые нами действия ключевыми, двигающими нас вперед. Сюда же относится умение расставлять приоритеты, делегировать полномочия и правильно разделять крупные задачи на меньшие части.

Представьте ваше видение как путь. Продуктивность — показатель того, как долго каждый день вы идете по этому пути. Эффективность определяет, делаете ли вы наибольшие шаги из возможных.

Самодисциплина — это общая способность действовать в русле вашего личного видения.

Результаты

Как гласит пословица, «Замысел без действия — грезы. Действие без замысла — кошмарный сон». Это изречение выражает две основные жизненные проблемы. У многих людей есть свое видение, но они ничего не делают, чтобы следовать ему. Другие же, наоборот, что-то делают, но не видят в этом смысла. В идеале нам необходимо как видение, так и действия. Если получится это совместить, появится эмоциональная и материальная отдача.

Эмоциональная отдача связана с выработкой дофамина — нейромедиатора, вызывающего чувство удовлетворения.

Материальная отдача представляет собой конкретные результаты труда.

Объективность

Последней важной частью в конструкторе личностного роста является наша объективность. У Андерса Брейвика, застрелившего в июле 2011 года на острове Утойя 69 человек, вероятно, были очень высокая мотивация и самодисциплина, что в конце концов принесло ему эмоциональную и материальную отдачу. Этот экстремальный пример показывает, насколько далеко можно зайти, если не следить за своей объективностью.

Объективность является важным инструментом для проверки нашей не всегда безошибочной интуиции, это метод познания природы вещей. Повышение объективности основано на получении человеком обратной связи от окружающей действительности относительно его взглядов и действий. Поскольку мозг имеет тенденцию верить в нечто, что в действительности не является истинным, нам необходимо неустанно обнаруживать места возможной необъективности.

Как говорил Бертран Рассел, лауреат Нобелевской премии и один из известнейших математиков и философов XX века, «проблема современного мира в том, что дураки уверены в себе, а интеллигентные люди полны сомнений».

Выводы

  • Прокрастинация — не лень, а неспособность заставить себя совершать необходимые или желаемые действия.
  • Заглянув в историю, мы обнаружим, что люди откладывали свои дела на потом с незапамятных времен.
  • Наше время способствует развитию прокрастинации, поэтому необходимо научиться с ней бороться.
  • Выбор возможностей, предлагаемый нам современным миром, самый большой за всю историю человечества. Ножницы возможностей раскрыты так широко, как никогда ранее.
  • Расширение возможностей выбора часто способствует возникновению паралича решения.
  • Из-за паралича решений, колебаний в их принятии и откладывания на потом жизнь проходит мимо нас, отчего мы испытываем неприятные эмоции.
  • Существуют простые инструменты, помогающие победить паралич решений и прокрастинацию.
  • Если мы используем свой потенциал, то в нашем в мозге активизируется центр удовольствия, вырабатывается дофамин, и мы испытываем позитивные эмоции.

См. также:

Прокрастинация и лень — не одно и то же
Прокрастинация или феномен «откладывания на потом»

Как ребенок медлит

Уточним сразу: мы рассматриваем промедление как психологическую проблему, которая способна не только обусловливать бездарную потерю времени, но и вызывать беспокойство, отравлять существование.

Промедление — это стратегия поведения, при которой человек откладывает свои дела на определенный (или, скорее, неопределенный) срок. Человека, применяющего такую стратегию, мы будем называть промедлителем.

Поведение промедлителя достаточно типично и может быть представлено в виде замкнутого цикла, который выглядит следующим образом.

Давайте рассмотрим данный цикл на примере подготовки к контрольной работе. Предположим, что в понедельник ребенку задали большое и сложное задание по математике, через неделю — контрольная. Для простоты будем привязывать каждый этап к конкретному дню, хотя это вовсе не обязательно — весь цикл промедления может быть пройден ребенком за один день.

Итак:

  • Понедельник: получено домашнее задание.
  • Вторник: «На этот раз я начну рано». Возникает желание начать готовиться пораньше, но, во-первых, и других дел много, а во-вторых, еще столько времени впереди…
  • Среда: «Скоро придется начать». Ребенок понимает, что, с одной стороны, уже пора начинать работу, но, с другой стороны, еще можно все успеть. А поскольку задание большое и сложное, и контрольная тоже будет сложная, то уже немного страшно… Поэтому надо отвлечься, занимаясь чем-то более приятным.
  • Четверг: «А вдруг я вообще не начну?» — задается вопросом ребенок и начинает переживать и чувствовать себя виноватым.

По утверждению психологов, большинство промедлителей постоянно чувствуют вину в связи с тем, что никак не могут начать работу. Именно в этот момент ребенок жалеет, что не начал выполнять работу раньше, но почему-то начинает делать любую другую работу, которая подворачивается под руку. Он может внезапно затеять уборку в комнате, чего в другое время от него не добиться, отправиться в магазин, словом, заниматься всем, чем угодно, лишь бы не делать сложное задание, которое его пугает. Мыслит он в этот момент примерно следующим образом: «По крайней мере, я хоть что-то полезное делаю», «Вот это сделаю, и ничто мне мешать не будет начать подготовку к контрольной».

  • Пятница: «Надеюсь, никто не заметит». Ребенку становится все более стыдно. В этот момент он может сказать, что плохо себя чувствует, что очень устал. Его очень беспокоит, что родители начнут интересоваться, как продвигается подготовка к контрольной, он даже может разложить нужные учебники и тетради, но в это время тихонько играть в игру на мобильном телефоне или переписываться в соцсетях.
  • Суббота: «Со мной что-то не в порядке». Наступает выходной день, и ребенок отправляется играть в футбол, встречаться с друзьями. Он прекрасно понимает, что занимается не тем, чем нужно, но теперь ему кажется, что у него вообще нет способностей, и он просто не в состоянии выполнить задание, в отличие от других.
  • Воскресенье: «Окончательный выбор — делать или не делать». Тянуть дальше просто некуда, и ребенок принимает решение. Первый вариант: он считает, что не сможет выполнить работу в оставшееся время и бросает об этом думать вообще. Второй вариант: от того, что промедление стало невыносимым, ребенок начинает действовать, и дело сдвигается с места. Постепенно ребенок включается в работу, она даже начинает доставлять ему удовольствие, поскольку, наконец, возникают первые результаты, и он понимает, что все получается. Ребенок жалеет, что не начал работу раньше и занимается изо всех сил, насколько это возможно.
  • Понедельник: «Никогда больше не буду откладывать». Измученный всем сразу, и собственными мыслями, и большим объемом работы, и самой контрольной работой, ребенок дает себе зарок впредь всегда начинать вовремя. Что интересно, такой же зарок дает себе и ребенок, который в последний момент бросил думать о задании.

Но, к сожалению, истинный промедлитель вскоре вновь оказывается в этом замкнутом цикле. Заметим, что дело не ограничивается плохой оценкой за невыполненную или плохо выполненную работу. Во-первых, ребенок тяжело переживает происходящее, и это снижает его самооценку, во-вторых, у него формируется привычка к промедлению.

Для того, чтобы помочь ребенку выбраться из этого замкнутого цикла, необходимо разобраться, почему так происходит, что вынуждает человека откладывать дела на потом. И, кроме того, если ребенок медлит, должен же быть для него от этого какой-нибудь толк. Сейчас нам надо понять, как объясняют свое промедление сами дети, то есть выявить так называемые предлоги промедления.

Как ребенок объясняет промедление

Тема предлогов промедления — очень доверительная, и обсуждать ее с ребенком нужно очень аккуратно и деликатно, ведь ребенок должен подумать, вспомнить и искренне признаться в том, какие оправдания он использует, чтобы не делать ту или иную работу. Разумеется, это не очень приятно.

Договоритесь с ребенком, что в течение недели вы вместе понаблюдаете за собой и при обнаружении предлога промедления будете сразу же записывать его на специально заведенный лист бумаги. Через неделю обсудите, что получилось, — как каждый из вас оправдывал промедление и что вам дал учет предлогов промедления.

Само привлечение внимания ребенка к проблеме промедления уже поможет ему распознать те уловки, которыми он неосознанно пользуется для откладывания дел. Если же он будет понимать, что и его родители иногда попадают в плен промедления и хотят устранить его из своей жизни, то он с гораздо большим воодушевлением отнесется к борьбе с промедлением.

Но на самом деле гораздо важнее истинные причины промедления, нежели предлоги, которыми мы его оправдываем, ведь именно причины нам требуется обнаружить, проанализировать и устранить.

Почему мы откладываем дела на потом: причины

Интересно, ведь если люди медлят, стало быть, у промедления есть свои плюсы? Поиграйте с ребенком в игру «Плюсы и минусы промедления». Будет намного эффективнее, если и вы, и ребенок подготовитесь к игре заранее.

«Плюсы и минусы промедления». В игре принимают участие не менее трех человек. Предположим, что это мама, папа и ребенок. Вместо или папы могут быть сестра, брат, бабушка или дедушка.

Ребенок выступает «за» промедления, мама — «против». Они поочередно высказывают по одному аргументу «за» или «против».

Самая ответственная роль принадлежит папе. Он стоит на равном расстоянии между, например, окном, которое впереди, и дверью, которая сзади. На аргумент «за» он делает шаг вперед, на аргумент «против» — назад». Куда он дойдет, до окна или двери — та позиция и победила. Например, как только дошел до окна, победила позиция «в пользу промедления». Если дошел до двери — позиция «против промедления».

В этот день вся семья живет в соответствии с победившей идеологией. То есть если победило промедление, то вся семья дружно медлит. Например, бабушка, когда обед или ужин готовит, медлит. Мама никак не погладит рубашку к завтрашнему мероприятию ребенка и т.д. Но уж если промедление проиграло, тогда все задания ребенок делает сразу же.

А вот теперь добираемся до реальных причин промедления. Это пока наш взрослый разговор, в который мы ребенка не вовлекаем, вначале разберемся сами.

Есть базовые психологические причины, с которых все начинается. Таких причин три:

  1. Боязнь провала.
  2. Боязнь успеха.
  3. Перфекционизм.

Представим себе, что ребенок должен сдавать важный экзамен и очень нервничает по этому поводу. Проследим возможный ход его мыслей: «Если я буду очень много готовиться, а потом получу трояк, значит, я бездарь. А если я буду готовиться немного и получу трояк, то это потому, что я мало готовился. А если бы я много готовился, так я бы, конечно, пять получил!» Вот она, боязнь провала.

А вот боязнь успеха: «Если я хорошо подготовлюсь к школьному конкурсу чтецов, то я хорошо выступлю, и меня отправят на районный или сразу городской конкурс, а это нервотрепка та еще», и т.д.

Перфекционизм — стремление человека делать все абсолютно правильно и очень хорошо. Перфекционист часто предъявляет к себе совершенно нереалистичные требования. Казалось бы, это должно мотивировать ребенка к росту, развитию и победам над собой. Однако происходит противоположное: ребенок осознает, что не в состоянии соответствовать столь высоким требованиям, но подсознательно не может с этим смириться и предпочитает не делать дело вообще, чем сделать его не идеально.

Кстати, это же нередко происходит, когда перфекционистами по отношению к ребенку являемся мы, родители. Предъявляя безумно завышенные требования к ребенку, мы делаем только хуже — формируем промедлителя, да еще с комплексами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *