Все что не запрещено разрешено

Все что не запрещено разрешено

Правовое регулирование

Не следует путать с Социальным регулированием.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Правовое регулирование имеет определённые стадии, при этом для каждой стадии характерен свой набор специальных юридических средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

Правовое регулирование и правовое воздействие

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под последним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Предмет и пределы правового регулирования

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Сфера и пределы правового регулирования

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Непосредственным предметом правового регулирования выступает, прежде всего, волевое поведение людей в тех или иных областях жизнедеятельности.

Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства.

В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений:

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия в своих интересах, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или вообще не воспользоваться своим правом (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершить определённое действие, при этом они не имеют возможности уклониться от исполнения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемых в процессе правового регулирования, и свойственных какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы

Классические типы правового регулирования

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный — субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности; осуществление гражданского и предпринимательского оборота.
  • Разрешительный — субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования — Дозволительно-обязывающего. Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов, их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
  • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм правового регулирования

Стадии

Стадии правового регулирования выглядят следующим образом:

правотворчество
(создание нормы права)
юридический
факт
возникновение правоотношения
реализация права
применение права
(факультативная стадия)

Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной (необязательной) стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • норма права;
  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;
  • правоприменительные акты.

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

  • нормативный правовой акт;
  • акты толкования права;
  • юридические факты;
  • правосознание;
  • правовая культура.

> См. также

  • Общественные отношения
  • Регуляторы общественных отношений
  • Право

Примечания

  1. Корельский, Перевалов, 1997, с. 258.
  2. Алексеев, Том I, 1981, с. 291.
  3. Алексеев, Том I, 1981, с. 290.
  4. Матузов, Малько, 2004, с. 230-231.
  5. 1 2 Алексеев, Том I, 1981, с. 292.
  6. Алексеев, Том I, 1981, с. 292-293.
  7. Нерсесянц, Общая теория права и государства, 2002, с. 435-436.
  8. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 259.
  9. Корельский, Перевалов, 1997, с. 259-260.
  10. Пьянов Н.А. Актуальные проблемы теории государства и права. — Иркутск, 2007. — С. 222-231.
  11. Общая теория права и государства / под ред. B.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2001. — С. 318.
  12. Пьянов Н.А., 2007, с. 231.
  13. Сильченко Н.В. Границы деятельности законодателя // Государство и право. — 1991. — № 8. — С. 16.
  14. Алексеев, Том I, 1981, с. 296.
  15. 1 2 3 Корельский, Перевалов, 1997, с. 262.
  16. 1 2 3 4 5 Матузов, Малько, 2004, с. 230.
  17. Алексеев, Том I, 1981, с. 294.
  18. 1 2 Черданцев, 2002, с. 345.
  19. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 261.
  20. Алексеев, Том I, 1981, с. 299.
  21. Черданцев, 2002, с. 344.
  22. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 263-264.
  23. Черданцев, 2002, с. 344-345.
  24. 1 2 3 4 Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его механизм». Сибирский Юридический Вестник. — 2003. — № 1. Дата обращения 12 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.
  25. Корельский, Перевалов, 1997, с. 271.
  26. 1 2 Матузов, Малько, 2004, с. 228.
  27. 1 2 Черданцев, 2002, с. 347, 350.
  28. Корельский, Перевалов, 1997, с. 267.
  29. Матузов, Малько, 2004, с. 228-229.
  30. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 268.
  31. Матузов, Малько, 2004, с. 229.
  32. Черданцев, 2002, с. 348, 350.
  33. Черданцев, 2002, с. 349-351.
  34. Матузов, Малько, 2004, с. 227.
  35. Черданцев, 2002, с. 350.
  36. 1 2 Матузов, Малько, 2004, с. 227-228.
  37. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 269-270.

Ссылки

  • Механизм правового регулирования: Лекция А.В. Малько
  • Механизм правового регулирования

Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

Ответ:

Нет единого нормативного акта, который устанавливал бы в нашей стране принцип «Все, что не запрещено, то разрешено». Однако данный принцип относится к одним из важнейших принципов правового государства и нашел свою отражение в некоторых статьях Конституции РФ, ГК РФ, ТК РФ и в других нормативных актах. Так, в данной ситуации можно сослаться на ст. 421 ГК РФ, в которой установлен данный принцип применительно к договорным отношениям.

Статья 34 Конституции РФ закрепляет, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Одним из важных конституционных положений является гарантированное ч. 2 ст. 45 Конституции РФ право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Принцип «Все, что не запрещено, то разрешено» также можно встретить в ст. 57 ТК РФ.

Статьей 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, согласно которому, если законом предусмотрено иное, применяются условия договора. То есть можно заключать любой договор с условиями, не запрещенными законом.

Организация, которая утверждает внутренние правила оказания услуг (обслуживания), не противоречащие закону, действует в рамках свободы договора, так как эти правила являются частью договора. Потребитель также самостоятельно определяет, соглашаться или отказаться от предлагаемых условий договора.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Разрешено все, что не запрещено (А. Бычков, «эж-ЮРИСТ», N 3, январь 2012 г.)

…но в частном праве действует

Как отметил ФАС ЦО, гражданское законодательство РФ основывается на принципе «все, что не запрещено — разрешено» (Постановление от 08.05.2009 по делу N А68-7419/08-240/4). Следовательно, участники гражданского оборота вправе действовать по своему усмотрению во всех тех случаях, когда правила их поведения прямо не предписаны законом, сообразуясь при этом с требованиями добросовестности и разумности и не выходя за пределы осуществления гражданских прав (ст. 9 ГК РФ).

Так, в одном деле этот же суд отметил, что нормы ни ГК РФ, ни ЛК РФ не содержат императивного запрета на предоставление участков лесного фонда нескольким арендаторам для разных целей использования. Значит, такое положение вещей допустимо исходя из принципа «разрешено все то, что не запрещено законом» (Постановление ФАС ЦО от 09.12.2009 по делу N А23-881/09Г-17-88).

В другом деле единственный участник юридического лица, приняв решение об отмене ранее принятого решения о реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, уведомил об этом регистрирующий орган, однако тот отказал во внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Удовлетворяя требования заявителя и признавая решение регистрирующего органа об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ незаконным, суд округа указал следующее.

Процедура аннулирования (исключения) записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Законе N 129-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ сведения, вносимые в ЕГРЮЛ, должны быть достоверными и соответствовать установленным законодательством требованиям. При наличии акта юридического лица об отмене ранее принятого решения о реорганизации этого лица и сведений в ЕГРЮЛ о реорганизации на основании отмененного решения имеет место недостоверность сведений, что недопустимо.

Отношения, связанные с созданием, ликвидацией юридических лиц, регулируются гражданским правом, метод регулирования которого соответствует принципу «разрешено все, что не запрещено». В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Нормы гражданского права, в том числе содержащиеся в Законе N 129-ФЗ, не запрещают юридическому лицу отменить собственное решение о реорганизации. При отсутствии запрета в регистрации таких изменений, а также наличии требований Закона N 129-ФЗ о достоверности сведений в ЕГРЮЛ основания для отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ отсутствуют (Постановление ФАС СКО от 02.11.2011 по делу N А53-2296/2011).

Таким образом, постулат «разрешено все, что не запрещено законом» выводится судами из толкования общих начал и смысла гражданского законодательства РФ (ст. 1 ГК РФ), а также пределов возможного поведения участников гражданского оборота (ст. 9 ГК РФ). Указанный принцип означает возможность определять свои действия по собственному усмотрению во всех случаях, когда правила поведения прямо не предписаны законом, сообразуясь при этом с требованиями добросовестности и разумности и не выходя за пределы осуществления гражданских прав.

Как характеризуется принцип «разрешено все, что не запрещено законом»?

Человек в государстве должен жить по определенным правилам, которые определяются законодательной базой. В тоже время, существует множество аспектов, которые считаются важным элементом защиты индивидуальных интересов. Это права человека, которые также прописываются в определенных законах. И, существует принцип, который указывает на то, что если то или же иное действие не запрещено законом, то его можно выполнять, так как такое действие автоматически становится законным правом гражданина. То есть, структура весьма понятна. Например, в гражданском кодексе указано, что нельзя увольнять женщин в положении при четко определенных условиях. Но, если руководитель изыщет новый способ увольнения, которые не попадает под категории установленных запретов, то данные действия не могут считаться незаконным. Конечно же, скорее всего, на такого руководителя будет подан иск. Но, грамотная юридическая защита укажет на то, что нет указаний в законе, которые определяли бы его вину. И соответственно, иск будет проигран. При обнаружении таких процессуальных ошибок, государство стремится сделать все возможное и невозможное, чтобы их исключить. Поэтому, начинается работа над внесением дополнений к законодательству. Тем не менее, на протяжении времени, которое будет потрачено на разработку доработок, можно активно пользоваться правом на возможность выполнения действий, не запрещенных законодательством.

Как используется на практике данный аспект?

В принципе, безнаказанно пользоваться можно всем тем, что не запрещено законом. И естественно, завтра такие аспекты могут быть устранены, но процессуальные ошибки всегда являлись неоспоримой основой активизированной деятельности опытных юристов.

  1. Таким принципом может пользоваться каждый житель нашей страны;
  2. Законы – основа, которая является обязательной к исполнению, но если в законе не прописаны никакие аспекты, которые вы можете использовать, то ваши действия будут законными и никакого наказания за них быть не может;
  3. Человек не может жить в полном ограничении. Вполне очевидно, что какие-то действия он может производить и не получать за них наказание, так как они в принципе не содержат в себе никаких негативных последствий;
  4. Все законы, которые существуют в нашей стране, четко ограничивают круг прав, норм и наказаний, которые формируются за исполнение или же не исполнение определенных действий.

P.S. Если Вам требуется купить насос глубинный — кликните по ссылке.

Что делает Совет федерации с федеральными законами?
Законодательная база нашей страны рассматривается и принимается исключительно на основании существующих норм конституции. То есть, существует четко определенная структура…

Сколько законов в России?
Вопрос, сколько законов в России является не совсем корректным. Все дело в том, что под понятие законов попадают многие нормативно-правовые документы, и посчитать их будет…

Как соотносятся между собой правовая норма и закон?
Законодательная база – необходимый элемент правового государства. Всем нам прекрасно известно, что есть такое понятие как закон, а также есть понятие, правовая норма. Возникает…

Почему нарушаются законы?
Казалось бы, наличие законов изначально определяет особенности поведения человека в обществе. Изначально вся законодательная база составляется для того, чтобы защитить интересы и…

Объясните утверждения «Разрешено все что не запрещено законом», «Сохранять традиционные ценности».

Первое высказывание относится к либеральной идеологии, и означает, что всё, что не запрещено законом — дозволено, и не должно быть никаких моральных норм. Например, если законом не запрещена беспорядочная половая жизнь, то в ней нет ничего предосудительного, и к тем, кто её практикует, не должно применяться никакое осуждение.

Второе высказывание относится к консервативной идеологии, и означает, что помимо писаного закона, существует неписаная мораль, нарушение которой должно осуждаться. Упомянутая в предыдущем примере беспорядочная половая жизнь противоречит этому моральному кодексу, также именуемому «традиционными ценностями» — поэтому ее необходимо осуждать и критиковать. В качестве инструмента осуждения часто используется религия, и религиозные деятели и священнослужители являются естественными союзниками консерваторов в их борьбе, так как могут предоставить осуждению реальную силу — например, отказаться совершать отпевание человека, умершего от венерических заболеваний в результате беспорядочной половой жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *