Воспитание к свободе

Воспитание к свободе

Свободное воспитание

Свобо́дное воспитание

Концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников С. в. — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи С. в. неразрывно связаны с педагогическими взглядами Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов С. в. была шведская писательница Э. Кей, которая в книге «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые другие требовали предоставить учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.

В конце 19 — начале 20 вв. идеи С. в. нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма — П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос по С. в., которое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект С. в., придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам С. в. принадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей С. в. в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. сложилась педоцентрическая концепция, сущность которой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематического обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.

В России идеи С. в. развивал Д. И. Толстой, который в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов С. в.

В период Революции 1905—07 в России и особенно после её подавления сторонниками С. в. были С. Т. Шацкий. И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель. Сторонники С. в. считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии учащихся и их родителей; учебные занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и учащихся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в «Доме свободного ребёнка» (в виде самоуправляющейся общины детей 5—10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи С. в. находили отражение на страницах журнала «Свободное воспитание» (1907—18).

Идеи С. в. в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части буржуазной интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. в. представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям — свободу педагогического творчества и др.

Отрицая идеи как авторитарного, так и С. в., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования всесторонне развитой личности.

Лит.: Кей Э., Век ребёнка, 2 изд., , 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П. — М., 1923; его же; Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей. Под ред. Н. К. Лебедева, П. — М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. — П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М. — Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957.

А. И. Пискунов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Теория и практика свободного воспитания

Фильм «Твои, мои и наши»

Свободное воспитание.

Фильм «Твои, мои и наши»

Свобода против порядка.

Фильм «Твои, мои и наши»

— Я считал, иногда хороший шлепок не повредит делу! — Нет. Моих детей бить нельзя.

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, было сильно продолжено Л.Н. Толстым. Большую известность получила школа Александра Нилла в Саммерхилле.

Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.

На практике, представители свободного воспитания больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали. Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель… Какие бы ни происходили споры, умные представители этого направления все-таки понимают, что всерьез выступать против любого принуждения в деле воспитания — просто нереалистично, и хотя бы один вид принуждающего воспитания допускают все: это воспитание, заботящееся осохранении жизни и здоровья ребенка и тех, кто с ним рядом.

Они убеждены, что все дети сами всегда тянутся к лучшему, если, конечно, им создать благоприятные условия. По их мнению, ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения, поэтому родители, взрослые и школа должны освободить ребенка от всего, что ему не нужно. Выбор своего жизненного пути — естественное право самого воспитанника.

Свободное воспитание отличается от традиционного, как правило, большей осознанностью, очевидно меньшим консерватизмом и, самое главное, существенно большим уважением к личности ребенка.

Конкретное видение свободного воспитания сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Чаще всего свободное воспитание воплощается в моделях, где убираются социальные запреты и ребенок развивается, встречаясь с природными обстоятельствами (модель «Чисто поле, лес густой») и в подходах, где социальные запреты минимизируются до предела (модель «Просторный дом»). Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.

Нередко свободное воспитание отождествляют с попустительским воспитанием, но это не так. Когда ребенок командует родителями, когда происходит «спустя рукава воспитания», когда родителям или другим воспитателям просто не до воспитания или когда ребенка оставляют наедине с самим собой, двором, телевизором или компьютером — это не свободное воспитание, а отсутствие воспитания. Аналогично, свободное воспитание — это не вседозволенность, что многократно и громко подчеркивали и Жан-Жак Руссо, и Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл, наверное один из самых последовательных, ярких и успешных лидеров ХХ века, занимающихся практикой свободного воспитания.

Однако на практике, в школах и семьях, где провозглашается свободное воспитание, вседозволенность нередко и практикуется, и разрешается. Основных причин две: когда-то осознанный радикализм, чаще — недостаток ума…

Свободное воспитание по мужскому типу отличается от свободного воспитания по женскому типу. Свободное воспитание по мужскому типу в первую очередь уважает свободу ребенку принимать самостоятельные решения и платить за собственный выбор, и основной задачей ставит лишь своевременно познакомить ребенка с последствиями произведенных им действий, чтобы ребенок имел достаточно данных для достаточно обдуманных поступков. В отличие от этого, свободное воспитание по женскому типу стремится в первую очередь оберечь ребенка от жесткости внешнего и жестокости взрослого мира, и действуя изнутри, играя на чувствах и обращаясь к чувствам, стремится содержать ребенка в возможно большей безопасности. Для многих в первую очередь женщин свободное воспитание — это воспитание, жалеющее ребенка, хотя идеи свободного воспитания с этим желанием не перетруждать ребенка и создать ему комфортные условия жизни не связаны никак.

По крайней мере Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания.

В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.

Как это сочетается с идеей отсутствия принуждения? Неожиданно, творчески, красиво, ловко. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, а то и прямо подговаривает других людей, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. Это подход Тактика и Манипулятора. Это — идеология Руссо.

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и, хотя не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода, именно гуманистический подход в настоящее время именно стал идейной основой свободного воспитания. Результаты свободного воспитания в большей степени определяются личностью воспитателя, а не используемой им методикой. В целом свободное воспитание явилось важным противовесом традиционному воспитанию и было историческим шагом вперед.

Тем не менее, свободное воспитание имеет много слабых мест.

Дороговизна. Традиционное воспитание проще, требует меньшей квалификации воспитателя и наносит меньший урон материальным ценностям: дети устраивают меньше пожаров и реже бьют окна. С другой стороны, свободное воспитание требует гораздо большей включенности воспитатели, его времени и его внимания, и нередко создает дополнительные трудности с окружающими, которым такие педагогические эксперименты непонятны и не нужны.

Непредсказуемость результатов. Свободное воспитание дает не предсказуемые результаты, поскольку, когда ребенка перестают воспитывать родители, ребенок реализует лишь то, что в него заложено изначально. Заложено хорошее — ребенок вырастет неплохим. Заложено спорное — у ребенка и с ребенком будут проблемы. Попытки осуществить свободное воспитание в массовом и предельном варианте до сих пор заканчивались печально. См.→

В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут? См.→

Непригодность к воспитанию элиты. Как основной путь, свободное воспитание мало подходит к делу воспитания элиты. Современную европейскую элиту воспитывают в Итоне, где воспитание скорее жестко-спартанское и требовательное, нежели мягкое и свободное. С другой стороны, опыт Царскосельского лицея говорит о том, что в окружении традиционно-тоталитарного воспитания островки свободного воспитания для специально отобранной элиты дают также впечатляющие результаты.

Важно: для специально отобранной элиты и в окружении традиционно-тоталитарного воспитания. Если эти два условия уходят, уходят и впечатляющие результаты.

Свободные школы

Среди инновационных учебных заведений выделяются так называемые свободные школы, провозгласившие оппозицию педагогическому авторитаризму. Они возникли в начале 1970-х гг. «Свободные школы» поощряют самообразование, самостоятельное познание мира в учебном заведении и за его стенами в обстановке игры, раскованных бесед, досуга. Учителям, ученикам и родителям предоставлена свобода выбора и использования собственного опыта. Любой гражданин вправе записать своего ребенка в такую школу. По социальному составу клиентура школы может быть самой разнородной.

«Свободные школы», реформируя педагогический процесс, намеревались выстроить по-иному отношения между людьми. Авторитаризм учителя отвергается не только во имя формальных результатов обучения и воспитания, но для воспроизведения модели человеческого общежития, основанного на сотрудничестве.

Приведем три образца «свободных школ». Эти учебные заведения, исповедуя сходные педагогические идеи, тем не менее, отличаются друг от друга.

В колледже «Иной путь» (г. Беркли, штат Калифорния), учрежденном белой общиной, занималось несколько десятков школьников, для которых была создана комфортабельная эмоционально-экспрессивная обстановка. Идея свободы учеников выливалась в хаотическую, но увлекательную жизнь. Например, устраивали совместные завтраки учителей и учеников, на которых на равных и непринужденно обсуждались текущие дела и социальные проблемы (экология, контроль рождаемости пр.).

В другой «свободной школе» г. Беркли, созданной афроамериканцами, отношения учеников с учителями не переходили в фамильярность. Но учащиеся были вправе посещать или пропускать учебные занятия. На уроках им позволялось бездельничать, читать газеты. Впрочем, в итоге необходимо было отчитаться о результатах учебы.

В колледже г. Миннеаполиса ученики получили свободу выбора между пятью основными формами учебных занятий: индивидуальные беседы с учителем; индивидуальные занятия в лабораториях и библиотеке; занятия в мелких группах; занятия в больших группах.

Школы будущего

В 1956 г. Национальная ассоциация средних школ США создала комиссию для определения и экспериментальной проверки модели школы будущего. Комиссию возглавил профессор Л. Трамп. В 1961 г., после предварительного эксперимента и обсуждений, комиссией была предложена модель инновационного учебного заведения – «Школа будущего». Такая школа должна была соответствовать, по крайней мере, следующим характеристикам:

  • – обучение бригадой учителей. Наиболее опытный педагог стоит во главе бригады и, как правило, занимается со всем классом, читает лекции. Остальные учителя проводят занятия в группах. Помощники учителей помогают организовывать занятия, оценивать знания учеников. Учителя вправе вести учебные темы на выбор;
  • – замена обычной классно-урочной системы. Часть занятий в виде лекций (особенно при освоении нового материала) идут в больших группах до 100 учеников. На это отводится около 40% учебного времени; на занятия в мелких группах по 15 учеников выделялось 20% учебного времени; такие занятия протекают в форме семинаров. Оставшиеся 40% учебного времени приходились на индивидуальную самостоятельную работу в центрах учебных ресурсов (библиотека, лаборатории и пр.);
  • – изменение режима ежедневных занятий в классе. Вместо обычных 40–55-минутных уроков вводятся два-четыре 15–20-минутных модуля, которые не прерываются звонками. Учащиеся занимаются по индивидуальным расписаниям;
  • – разделение программы на обязательную часть и области глубокого изучения, которые вариативны для разных учащихся. Доля областей глубокого изучения постепенно возрастает и достигает к последнему классу более половины учебного времени.

Модель «Школы будущего» Трампа проверялась почти в 100 школах различных штатов. Для сравнения с экспериментом, как правило, сохранялись контрольные классы с традиционной организацией. В разной степени полноты модель Трампа была осуществлена в Оклефском колледже (Питсбург), колледже Истон Эреа (Пенсильвания), колледже Сент-Джон (Аннаполис) и др. Так, ученики Оклефского колледжа занимались по индивидуальным планам (персональные задания в классе, консультации с преподавателями, самообразование). В Сент-Джоне широко практиковали утренние занятия в группе (не более десяти учеников); гораздо реже, и только в выпускном классе, проводили семинары, назначение которых состояло прежде всего в формировании культуры дискуссии. В колледже Истон Эреа занятия проводились по английскому языку, математике и истории. Члены бригады встречались не менее одного раза в неделю для обсуждения совместной работы. Лекции для больших групп учащихся проводились один раз в день. В школе применялась гомогенная группировка учеников по способностям и склонностям.

Вслед за моделью Трампа были предложены и апробированы иные модели «Школы будущего». Одна из них именовалась «Программа одного года». Вот как описывают ее сами авторы: «Мы как бы берем один толстый учебник и разбиваем его на 12 сравнительно небольших порций, каждая из которых ставит ученику некую достижимую цель». В течение 12 лет обучения каждый ученик, таким образом, должен освоить ежегодно одну такую порцию.

Авторы другого проекта – «Управляемое продвигающее обучение» пред лагали разноуровневые программы для каждого школьника. Вот как должно было выглядеть подобное обучение. Пришедшему в школу ребенку ставят «диагноз», основываясь на его способностях и интересах. Ему предлагают изучать программу на уровне той ступени, которая соответствует его способностям и интересам. Он может заниматься, к примеру, английским языком по программе 5 класса, математикой – по программе 6 класса, естественными науками – по программе 7 класса и т.д.

О⥕вл 5. Одному часу в в Женеве было создано Всешвейцарское гимнастическое общество, куда входили эмигранты революционно настроенные рабочие 1878 г. 1849 г. 1839 г

На военно-физическую подготовку в учебных планах 1 и 2 классов отводилось по … в неделю
три часа
два часа
одному часу
В … в Женеве было создано Всешвейцарское гимнастическое общество, куда входили эмигранты — революционно настроенные рабочие
1878 г.
1849 г.
1839 г.
В начале … происходит планомерное расширение программы Игр Олимпиад
1960-х гг.
1970-х гг.
1980-х гг. хз
На Играх I Олимпиады наибольшее количество медалей завоевали спортсмены …
США
Греции
Франции
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации достигла в 2012 г….
52,7 %
77%
35,5 %
В … среди простого народа бытовали излюбленные физические упражнения, к которым можно отнести борьбу и кулачный бой
XVIII в.
XIX в.
XVII в.
В … в дошкольные образовательные учреждения была введена должность инструктора по физической культуре
1994 г.
1991 г.
1988 г.
В … вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии»
1889 г.
1840 г.
1872 г.
В … вводятся новые программы по физической культуре, согласно которым на 1 и 2 курсах вузов были введены обязательные занятия физической культурой
1951г.
1960 г.
1948 г.
До 1990 г. физкультурные организации профсоюзов имели в общей сложности … всех спортивных сооружений России
70-75 %
80-85 %
60-65%
Реализацию Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» предлагается осуществить в…
2 этапа
3 этапа
4 этапа
Неверно, что в рабовладельческом обществе физическая культура .
приобрела классовый характер
приобрела связь с трудовой деятельностью
выделилась в самостоятельную часть культуры общества
Национальный олимпийский Комитет (НОК) Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) был признан Международным олимпийским комитетом в…
1950 г.
1963 г.
1978 г.
Третья глава Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» посвящена …
физкультурно-оздоровительной работе и развитию спорта высших достижений
деятельности Олимпийского комитета России, физкультурно-спортивных объединений и организаций
пропаганде физической культуры и спорта
При проведении урока гимнастики Ф. Аморос соблюдал принцип …
сложных упражнений
от легкого к трудному
от трудного к легкому
Концепция … основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией
Ф. Амороса
А. Шписса
П. Линга
В … на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования
1921г.
1919 г.
1925 г.
… создал двухтомное произведение «Опыт энциклопедии физических упражнений», в котором разделил все упражнения на активные и пассивные
Г. Фит
И. Песталоцци
И. Гутс-Мутс
Кампания за возрождение Олимпийских игр началась в … после публикации статьи П. де Кубертена, в которой он обратил внимание французов на необходимость более разносторонней физической подготовки детей в школах и объявил о создании Лиги физического воспитания
1898 г.
1880 г.
1887 г.
Систему физического воспитания «турнкунст» изобрел …
И. Гутс-Мутс
А. Шписс
Ф. Ян
… делил все упражнения и игры на элементарные и сложные
Дж. Локк
Ж.-Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци
При Екатерине II на физическое развитие оказывала влияние система физического воспитания …
французской дворянской молодежи
из немецких кадетских корпусов
английского общества
Сокольское движение связано с деятельностью …
М. Тырша
Ф. Амороса
Т. Арнольда
… использовал анатомический принцип классификации упражнений
Ж. Эбер
Н. Бук
Ф. Дельсарт
На Играх IV Олимпиады легкоатлеты из .. доминировали во всех видах программы
Великобритании
США
Франции
Теорию излишней биологической энергии выдвинул …
Г. Спенсер
К. Дим
Г. Плеханов
Количество граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в ходе реализации мероприятий Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» планируется увеличить до показателя …
80 %
40 %
20%
На Играх … в 1996 г. Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой
XVIII Олимпиады в Нагано
XXVI Олимпиады в Атланте
XXV Олимпиады в Барселоне
Французская гимнастическая система создана
П.Лингом
А. Шписсом
Ф. Аморосом
Фундаментом для работ … послужили античная гимнастика, рыцарские искусства, детские подвижные игры, народные игры сельского населения и искусство акробатов
Г. Фита
И. Гутс-Мутса
И. Песталоцци
В … вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии»
1889 г.
1840 г.
1872 г.
… составил «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором впервые на русском языке подробно и систематически излагались правила физического воспитания
В.Н. Татищев
А.П. Протасов
И.И.Бецкой
Значения … из 16 целевых индикаторов Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.»в 2012 году не достигнуты
8
2
4
Сокольское движение связано с деятельностью …
М. Тырша
Ф. Амороса
Т. Арнольда
В … в Женеве было создано Всешвейцарское гимнастическое общество, куда входили эмигранты — революционно настроенные рабочие
1878 г.
1849 г.
1839 г.
Фундаментом для работ … послужили античная гимнастика, рыцарские искусства, детские подвижные игры, народные игры сельского населения и искусство акробатов
Г. Фита
И. Гутс-Мутса
И. Песталоцци
Неверно, что в рабовладельческом обществе физическая культура .
приобрела классовый характер
приобрела связь с трудовой деятельностью
выделилась в самостоятельную часть культуры общества
В 1934 г. был введен комплекс «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), который носил … характер
только прикладной
только оздоровительный
прикладной и оздоровительный
На Играх I Олимпиады наибольшее количество медалей завоевали спортсмены …
США
Греции
Франции
В … среди простого народа бытовали излюбленные физические упражнения, к которым можно отнести борьбу и кулачный бой
XVIII в.
XIX в.
XVII в.
Неверно, что, согласно одному из основных положений теории П.Ф. Лесгафта,…
гармоничное развитие основывается на первенстве физических, а не духовных сил человека
системы физического воспитания подчинены закономерностям физиологии
нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического образования
В … вводятся новые программы по физической культуре, согласно которым на 1 и 2 курсах вузов были введены обязательные занятия физической культурой
1951г.
1960 г.
1948 г.
В Киевском феодальном государстве начиная с … в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей
IX в.
XII в.
Хв.
Неверно, что к принципам физического воспитания Ж. Демени относится принцип, согласно которому.
мышцы., участвующие в движении., должны быть полностью расслабленными
гимнастика должна быть динамичной
движения должны выполняться с полной амплитудой
Неверно, что в 1970-х и первой половине 1980-х гг. в физкультурном движении практическая деятельность физкультурных организаций оценивалась по…
подготовке отдельных спортсменов., «железных» зачетников
числу завоеванных кубков, грамот и медалей
развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы
В 1943 г. правительство приняло решение о создании спортивного общества которое улучшило спортивно-массовую работу среди учащихся ремесленных школ и училищ
Трудовые резервы
Цех друзей ГТО
Самый лыжный цех
Олимпийский комитет России был создан в …
1913 г.
1911г.
1898 г.
При Екатерине II на физическое развитие оказывала влияние система физического воспитания …
французской дворянской молодежи
из немецких кадетских корпусов
английского общества
В … на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования
1921г.
1919 г.
1925 г.
Кампания за возрождение Олимпийских игр началась в … после публикации статьи П. де Кубертена, в которой он обратил внимание французов на необходимость более разносторонней физической подготовки детей в школах и объявил о создании Лиги физического воспитания
1898 г.
1880 г.
1887 г.
В 1923 г. был образовал центральный орган управления -…
Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения
Государственный институт физического образования
Высший Совет физической культуры (ВСФК)
Наибольшее количество медалей на Играх XXVIII Олимпиады в Афинах было завоевано командой
России
США
Японии
Деятельность Международного олимпийского комитета (МОК) в 1926-1927 гг. была направлена на то, чтобы …
участие женщин в Играх стало символическим
расчленить Олимпийские игры по профессиональной принадлежности
расчленить Олимпийские игры на самостоятельные направления по региональному признаку
участие женщин s Играх стало реальным
На военно-физическую подготовку в учебных планах 1 и 2 классов отводилось по … в неделю
три часа
два часа
одному часу
Количество граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в ходе реализации мероприятий Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» планируется увеличить до показателя …
80 %
40 %
20%
… делил все упражнения и игры на элементарные и сложные
Дж. Локк
Ж.-Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци
В … в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет
1701г.
1727 г.
1698 г.
В 1904 г. была создана Международная …
федерация футбольных ассоциаций
любительская федерация плавания
любительская легкоатлетическая федерация
Французская гимнастическая система создана
П.Лингом
А. Шписсом
Ф. Аморосом
В шестой главе Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» речь идет о …
правах и обязанностях спортсменов., профессиональном спорте
ресурсном обеспечении в области физической культуры и спорта
социальной защите спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций
B Aфинaх пocлe 7 лeт дeвoчки …
Отметьте правильный вариант ответа:
продолжали воспитываться дома
посещали государственную школу
проходили обучение в гимнастической школе
Mocкoвcкий cтaдиoн «Динaмo» вcтyпил в cтpoй в …
Отметьте правильный вариант ответа:
1928 г.
1920 г.
1934 г.
Peaлизaцию Пpoгpaммы «Paзвитиe физичecкoй кyльтypы и cпopтa в Poccийcкoй Фeдepaции нa 2016–2020 гoды» пpeдлaгaeтcя
ocyщecтвить в …
Отметьте правильный вариант ответа:
4 этапа
2 этапа
3 этапа
Нaибoльшee кoличecтвo мeдaлeй нa Игpaх XXVIII Oлимпиaды в Aфинaх былo зaвoeвaнo кoмaндoй …
Отметьте правильный вариант ответа:
России
США
Японии
B нaчaлe … пpoиcхoдит плaнoмepнoe pacшиpeниe пpoгpaммы Игp Oлимпиaд
Отметьте правильный вариант ответа:
1980-х гг.
1960-х гг.
1970-х гг.
Нa вoeннo-физичecкyю пoдгoтoвкy в yчeбных плaнaх 1 и 2 клaccoв oтвoдилocь пo … в нeдeлю
Отметьте правильный вариант ответа:
одному часу
три часа
два часа
Дo 1990 г. физкyльтypныe opгaнизaции пpoфcoюзoв имeли в oбщeй cлoжнocти … вceх cпopтивных coopyжeний Poccии
Отметьте правильный вариант ответа:
60–65 %
80–85 %
70–75 %
B … вышлa в cвeт «Инcтpyкция и пpoгpaммa пpeпoдaвaния гимнacтики в мyжcких yчeбных зaвeдeниях и в apмии»
Отметьте правильный вариант ответа:
1889 г.
1840 г.
1872 г.
B … cpeди пpocтoгo нapoдa бытoвaли излюблeнныe физичecкиe yпpaжнeния, к кoтopым мoжнo oтнecти бopьбy и кyлaчный бoй
Отметьте правильный вариант ответа:
XIХ в.
XVII в.
XVIII в.
Peшитeльнo выcтyпaл пpoтив двopянcкoй cиcтeмы вocпитaния втopoй пoлoвины ХVIII в. …
Отметьте правильный вариант ответа:
А.Н. Радищев
В.Г. Белинский
И.И. Бецкой
Дoля oбyчaющихcя, cиcтeмaтичecки зaнимaющихcя физичecкoй кyльтypoй и cпopтoм, в oбщeй чиcлeннocти этoй кaтeгopии нaceлeния
Poccийcкoй Фeдepaции дocтиглa в 2012 г. …
Отметьте правильный вариант ответа:
77 %
35,5 %
52,7 %
Фpaнцyзcкaя гимнacтичecкaя cиcтeмa coздaнa …
Отметьте правильный вариант ответа:
П. Лингом
А. Шписсом
Ф. Аморосом
Нaциoнaльный oлимпийcкий Koмитeт (НOK) Kopeйcкoй Нapoднo-Дeмoкpaтичecкoй Pecпyблики (KНДP) был пpизнaн Meждyнapoдным
oлимпийcким кoмитeтoм в …
Отметьте правильный вариант ответа:
1950 г.
1963 г.
1978 г.
Cхeмa ypoкa для нaчaльнoй шкoлы пo пpoгpaммe физичecкoй кyльтypы oт 1927 г. cocтoялa из …
Отметьте правильный вариант ответа:
7 серий
6 серий
8 серий
… в cвoих тpyдaх пиcaл o тoм, чтo физичecкoe вocпитaниe дoлжнo coдeйcтвoвaть oздopoвлeнию и зaкaливaнию opгaнизмa
Отметьте правильный вариант ответа:
Д.И. Писарев
И.П. Павлов
К.Д. Ушинский
B Дpeвнeм Pимe в … гимнacтичecкиe тpaдиции были нaчиcтo зaбыты и cтaли элeмeнтaми вoeннoй пoдгoтoвки
Отметьте правильный вариант ответа:
царский период
императорский период
период республики
B шecтoй глaвe Фeдepaльнoгo зaкoнa «O физичecкoй кyльтype и cпopтe в Poccийcкoй Фeдepaции» peчь идeт o …
Отметьте правильный вариант ответа:
правах и обязанностях спортсменов, профессиональном спорте
социальной защите спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций
ресурсном обеспечении в области физической культуры и спорта
Пepвым cepьёзным пocлeдoвaтeлeм Oлимпийcкoгo cпopтa Дpeвнeй Гpeции пpинятo cчитaть …
Отметьте правильный вариант ответа:
Дж. Веста
Т. Кида
П. де Кубертена
Нa пepвoм этaпe peaлизaции Пpoгpaммы «Paзвитиe физичecкoй кyльтypы и cпopтa в Poccийcкoй Фeдepaции нa 2016–2020 гoды»плaниpyeтcя …
Отметьте правильные варианты ответа: НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ
разработка системы отчетности, характеризующей экономическую эффективность хода реализации Программы
создание научно-методической базы, повышающей эффективность решения задач Программы
строительство инфраструктуры федерального спортивно-тренировочного центра для подготовки спортсменов по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр
Cиcтeмy физичecкoгo вocпитaния «тypнкyнcт» изoбpeл …
Отметьте правильный вариант ответа:
И. Гутс-Мутс
А. Шписс
Ф. Ян
… oбocнoвывaл тeopию гapмoничecкoгo paзвития дyхoвных и физичecких кaчecтв paбoвлaдeльцeв
Отметьте правильный вариант ответа:
Аристотель
Платон
Сократ
… cocтaвил «Kpaткoe нacтaвлeниe, выбpaннoe из лyчших aвтopoв c нeкoтopыми физичecкими пpимeчaниями o вocпитaнии дeтeй oт
poждeния их дo юнoшecтвa», в кoтopoм впepвыe нa pyccкoм языкe пoдpoбнo и cиcтeмaтичecки излaгaлиcь пpaвилa физичecкoгo
вocпитaния
Отметьте правильный вариант ответа:
И.И. Бецкой
А.П. Протасов
В.Н. Татищев
… иcпoльзoвaл aнaтoмичecкий пpинцип клaccификaции yпpaжнeний
Отметьте правильный вариант ответа:
Ф. Дельсарт
Ж. Эбер
Н. Бук
Oлимпийcкий кoмитeт Poccии был coздaн в …
Отметьте правильный вариант ответа:
1913 г.
1911 г.
1898 г.
B Kиeвcкoм фeoдaльнoм гocyдapcтвe нaчинaя c … в княжecких и бoяpcких дoмaх пoявляютcя cпeциaльныe лицa для вocпитaния и
oбyчeния дeтeй
Отметьте правильный вариант ответа:
ХII в.
IХ в.
X в.
Coкoльcкoe движeниe cвязaнo c дeятeльнocтью …
Отметьте правильный вариант ответа:
Ф. Амороса
М. Тырша
Т. Арнольда
Нeвepнo, чтo, coглacнo oднoмy из ocнoвных пoлoжeний тeopии П.Ф. Лecгaфтa, …
системы физического воспитания подчинены закономерностям физиологии
гармоничное развитие основывается на первенстве физических, а не духовных сил человека
нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического образования
B … был пpинят Фeдepaльный зaкoн «O физичecкoй кyльтype и cпopтe в Poccийcкoй Фeдepaции»
Отметьте правильный вариант ответа:
январе 1996 г.
январе 1999 г.
декабре 1998 г.
B … Poccия впepвыe пoлнoй кoмaндoй oфициaльнo выcтyпилa нa Oлимпийcких игpaх в Cтoкгoльмe
Отметьте правильный вариант ответа:

2.2. Физическая культура дворянской империи XVIII века.

Деятельность Петра 1 содействовала обогащению и развитию национальной культуры, в том числе и физической культуры. Однако знакомство с западноевропейской культурой имело и негативные последствия. Российское дворянство, легко восприняв ее внешние атрибуты, слепо ей приклоняясь, стало проявлять пренебрежение ко всему русскому. Особенно это проявилось у высшего дворянства, окружавшего императорский двор. В результате дворцовых смут и переворотов, после смерти Петра 1 (1725) во главе государства нередко оказывались люди, стремившиеся насадить в России иноземные порядки.

Эта тенденция проявилась и в армии. Созданные Петром основы национальной системы военно-физической подготовки начали вытесняться прусской системой, основанной на муштре. Преуспел в этом фаворит Анны Иоановны – фельдмаршал Миних. При нем все внимание в подготовке солдат стали обращать на внешнюю выправку, парадность шага, равнение в строю. Всякое проявление инициативы строго наказывалось. Основным методом поддержанием дисциплины было наказание. Передовая часть русского офицерства старалась противодействовать этим тенденциям, сохранять и развивать петровские традиции. Среди них в те годы особо выделялся фельдмаршал П.А.Румянцев (1720-1796). Отказом от слепого подражания западным образцам и попытками улучшить военно-физическую подготовку солдат был известен Г.А.Потемкин (1739-1791).

Главная заслуга в развитии петровских традиций в армии принадлежит выдающемуся полководцу А.В.Суворову (1730-1800). Во времена Суворова во всех западноевропейских армиях господствовала линейная тактика, основанная на «кордонной», — защитной стратегии, а главная роль в боевых действиях отводилась огнестрельному оружию. А.В.Суворов, учитывая его небольшую дальнобойность и низкую скорострельность, выступил инициатором наступательной стратегии и маневренной тактики, суть которой — быстрое преодоление солдатом огневой зоны и мощный штыковой удар. Применение такой тактики требовало от солдат не только владения боевой техникой, но и высоких физических качеств, быстроты, умения определять дистанцию, проявления инициативы, смелости и решительности. Эти требования Суворов, с присущей ему лаконичностью определил в формуле «глазомер, быстрота и натиск». Свои взгляды А.В.Суворов изложил в сочинениях «Полковое учение» и «Наука побеждать». Физическая подготовка сол­дат подчинялась этим искусствам. Солдаты учились быстроте пере­строений и передвижений, меткому огню, рукопашной схватке, кото­рой придавалось решающее значение («пуля — дура, штык — молодец»). Знаменитый поход суворовской армии через Альпы стал воз­можным лишь потому, что в мирное время А.В.Суворов придавал большое значение воспитанию физической выносливости и закаливанию солдат. Учения и маневры включали в себя быстрые марши на большие расстояния, проводимые днем и ночью, независимо от погоды и условий местности, преодоление естественных препятствий, форсирование водных преград. Солдат обучали плаванию, бегу, лазанию по лестницам, переходам через валы и рвы и т.п. В результате А.В.Суворов поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной армии мира.

На флоте петровско-суворовские традиции военно-физической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф.Ушаков (1744-1817). Специальная физическая подготовка матросов включала упражнения в лаза­нии по канатам и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в установке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, прицельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои и десантные операции, штурмы крепостей и пр. Будучи одной из наиболее прогрессивных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.

С середины XVIII века представители передовой русской интеллигенции стали широко распространять идеи просветительства и прогрессивной педагогики, в том числе, и применительно к физиче­скому воспитанию. Своей деятельностью они внесли существенный вклад в развитие научных основ физического воспитания.

Гениальный ученый М.В.Ломоносов (1711-1765) поднял ряд вопросов личной и социальной гигиены, имевших общенародное зна­чение. Он считал, что особую роль в сохранении здоровья и физического развития имеет движение, и предлагал поставить перед правительством вопрос о государственных мероприятиях по организации физического воспитания граждан России. Одна из статей, которые М.В.Ломоносов собирался написать, названа «Олимпийские игры».

О физическом воспитании детей заботился и известный государственный деятель И.И. Бецкой (1704-1795). Будучи за рубежом, он познакомился с трудами Ж.Ж. Руссо и Д. Локка, а вернувшись в Россию, выступил с идеей создания воспитательных домов для детей разных сословий. Он разработал для них Устав и программу, а также подготовил методическое руководство — «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Бецкой установил пять возрастных групп детей, с учетом которых рекомендовал проводить занятия, направленные на развитие тела и укрепление здоровья воспитуемых. Лучшими средствами физического воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем воздухе, различные телодвижения, закаливающие процедуры. Старшие воспитанники привилегированных учебных заведений сверх того должны были заниматься «мячиковой игрой», верховой ездой, вольтижировкой и фехтованием. Как представитель дворянской педагогики, И.И.Бецкой выразил в своей воспитательной системе интересы, прежде всего, господствующего класса.

Значительное место физическое воспитание занимало в просветительской деятельности Н.И.Новикова (1744-1818). Он опубликовал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия», в которой изложил свои взгляды на систему воспитания, предназначенную для народа и состоявшую из трех составных частей: физического, нравственного и умственного воспитания. Начинать физическое воспитание он рекомендовал с грудного возраста, путем закаливания детей, в дальнейшем оно должно дополняться ходьбой, бегом, борьбой, подвижными играми и народными танцами. Распространение прогрессивных педагогических и просветительских идей Н.И.Новикова оказало большое влияние на формирование теоретических основ физического воспитания в России.

Еще более решительно против дворянской системы воспитания того времени выступал великий русский просветитель и философ А.Н. Радищев (1749-1802). Он считал, что оно рассчитано, главным образом, на подготовку «высокомерных щеголей», а главным, по мнению Радищева, в воспитании должно быть воспитание «истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа». Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания Радищев считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. В «Путешествии из Петербурга в Москву» он рассуждает о том, что нужно учить юношей не по паркетам ногами шаркать, а бегать быстро, плавать не утомляясь, поднимать тяжести без натуги, ездить верхом, стрелять, владеть холодным оружием. На страницах повести отведено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н.Радищева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека, как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер и одним из первых в нашей стране провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Просветительские реформы не оказали существенного влияния на практику физического воспитания, но, тем не менее, под их воздействием во второй половине XVIII века, у представителей привилегированных кругов наметился повышенный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В Россию активно стали приглашаться учителя фехтования, верховой езды, танцев, начали выходить пособия по обучению этим упражнениям. Так, в 1796 году, учитель фехтования Балтазар Фишер опубликовал книгу «Искусство фехтования во всем его пространстве». Значительное место в дворянском быту занимали игры с мячом, шахматы, шашки. При Екатерине II на берегу Невы архитектором Кокориновым был выстроен роскошный корпус для игры в мяч. Из Франции был выписан «профессор мячиковой игры», который обучал столичную молодежь игре в «же де пом», прообраз современного тенниса. Дворяне с увлечением играли в волан, игру, напоминавшую бадминтон, крокет, лапту и др. Во многих пригородах, городских площадях стали сооружаться катальные горки, на реках и прудах расчищаться катки для катания на коньках.

Известны факты проведения первых соревнований: «шлюпочный бег» по Неве — состязания типа открытых стартов, куда приглашались все желающие. Старт — у Летнего сада, финиш — у Сенатской площади, где победителям вручали денежные награды.

Увлечению столичной молодежи верховой ездой способствовало устройство в Петербурге российских каруселей — конных состязаний по образцу западноевропейских, пришедших на смену рыцарским турнирам. В каруселях состязались группы всадников и всадниц — кадрилии, участники которых одевались в разные наряды. Соответственно были кадрилии: римская, славянская, индийская, турецкая. Игры и состязания проходили на площади перед Зимним дворцом под наблюдением специально назначенных судей и пользовались большим успехом у участников и зрителей.

Возможно, под влиянием идей М.В.Ломоносова, Екатерина II уч­редила в 1766 году «Петербургские олимпийские игры» — праздник, в программе которого помимо аттракционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега». Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа. К сожалению, ни об условиях состязания, ни об именах победителей, пока сведений нет, но сам факт проведения таких соревнований примечателен для истории физической культуры России XVIII века.

Воспитание свободой

(3 голоса: 5.0 из 5)

Что такое свободное воспитание? Где границы свободы и вседозволенности, есть ли последствия такой свободы и что думают святые отцы о свободном воспитании.

Свободное воспитание – это идеология, для которой характерна крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание авторитарного воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.

Индивидуализация воспитания — это:

  • предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств;
  • деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;
  • деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации.

Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, у нас первооткрыватель этого направления — Л.Н. Толстой. Начиная с 20 века и до сегодняшнего дня, большую известность получили так называемые свободные школы, например, школа Александра Нилла в Саммерхилле.

Что же подразумевают под свободным воспитанием его идеологи? Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. То есть по сути это некая манипуляторная тактика, закамуфлированная под оболочку непринуждения.

Утверждение Толстого о том, что «воспитание не воспитывает, а только портит», что «лучшая система в деле воспитания – не иметь никакой системы», прозвучавшее в ряде его статей – «Кому у кого учиться писать: нам у крестьянских детей или крестьянским детям у нас?», «Воспитание и образование», «О народном образовании», у многих современников Толстого вызвало протест. Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л.Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя — следовать и развивать ребенка». Однако, поэкспериментировав в Яснополянской школе, Л.Н. Толстой признавал, что воспитательный элемент в его школе действительно существовал: «Я воспитывал своих яснополянских мальчиков смело…». В 1909 г. он ответил прямо: «То разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, – искусственно. И воспитание и образование нераздельно». Он указывал на то, что соблюдение условий свободы воспитания и обучения должно основываться на религиозно-нравственном учении. Но, чтобы эта свобода не превратилась в неразбериху и хаос, нужны общие основания, например, религия и нравственность.

Идеи Л.Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К.Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других.

Так, К.Н. Вентцель в своей работе «Освобождение ребенка» (1908) впервые обосновал право ребенка на свободу выбора: » Каждый ребенок, рожденный на свет, имеет право на воспитание, но она имеет также право и на то, чтобы его не воспитывали и особо не воспитывали чрезмерно» борьбе за свободу и права ребенка К.Н. Вентцель в своих педагогических трудах высказал ряд мыслей и положений, которые можно объединить в три раздела:

1.Права уравнивают возможности детей и взрослых: право ребенка участвовать в создании законодательных актов, регулирующих его жизни; право равенства со взрослыми; право создавать организации, союзы, кружки.

  1. Права, гарантирующие свободу и право выбора: право принадлежать самому себе; право уходить от родителей и воспитателей; право выбора учебного заведения; право на свободу вероисповедания и религиозных убеждений; право на сохранение своей самобытности; право свободы мысли; право уклоняться от того обучения и воспитания, которое идет вразрез с индивидуальностью ребенка.
  2. Права, обеспечивающие полноценное существование и развитие личности: право иметь надлежащие социальные условия; право на образование; право на жизнь; право на развитие способностей и потенциала; право на защиту от наказаний; право на материальное обеспечение.

Не из этих ли гуманистических идей о правах и свободах ребенка растут ноги у нынешней Ювенальной системы?

В советский период обрела популярность педагогическая система В.А. Сухомлинского — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. Вся образовательная система в Павлышской средней школе, руководимой Сухомлинским В.А., была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала участие самого ребенка.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского следующие:

  • доверие к детям,
  • учение без принуждения,
  • воспитание без наказаний,
  • сотрудничество детей и взрослых,
  • творческий труд и нравственная свобода,
  • возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
  • принятие ответственности за свой выбор.

Сухомлинский В. А. отмечал: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний. И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников — воспитывайте детей без наказаний».

Святителю Тихону Задонскому есть, что на это возразить:

«Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней” (Притч. 23, 13-14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их наказывает: “Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает” (Евр. 12, 6). Так и плотские родители должны последовать Богу и детей своих от любви наказывать. Ибо та любовь отеческая слепа, которая оставляет детей неисправных без наказания; истинная же и мудрая та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Притч. 13, 25).

  1. Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: “Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали” (Кол. 3, 21), но средним путем поступать, как выше сказано»

Многолетнее исследование психолога и педагога Н.М. Магомедова показало, что, если применять принципы свободного воспитания на практике, то воспитание превращается в особый процесс общения педагога с воспитанником как равный с равным. Но какова сущность этого равенства? Почему, если все так радужно в теории свободного воспитания, психологи утверждают обратное: детям нужен взрослый человек – опора, защита, пример, образец, к которому он стремится. Вот что говорит на эту тему детский психолог Ирина Медведева:

— Не могли бы вы привести примеры вредных современных педагогических методик?

– Иногда повышенные страхи бывают оттого, что некоторые современные родители исповедуют совершенно несвойственную нашей культуре, да и любой традиционной культуре, модель отношений с ребенком. Они вместо того, чтобы быть старшими друзьями своего ребенка, вместо того, чтобы проявлять свой родительский авторитет и четко ребенку объяснять, что хорошо и что плохо, где добро и где зло, играют в так называемое партнерство. Дескать, мы с тобой партнеры, мы такие же, как ты, ты мудрее нас, мы ничего не знаем, решай сам. Ребенок же не понимает, что это такая модная и очень вредная педагогическая инновация. Он думает, что его родители – слабаки. Они в его глазах перестают быть его защитой.

– Какие еще есть модели воспитания, которые нельзя воплощать?

– Есть еще модель, когда родители перестают делать детям замечания, когда родители думают, что замечания – это насилие над ребенком, когда они верят каким-то глупостям, что в Японии детям до пяти лет не говорят слово «нельзя». Рассказы про то, что в Японии маленьким детям не говорят «нельзя» – это чушь, потому что японская культура основана на чувстве долга. Оно стоит в центре национальной этики. Может быть, там и не говорится слово «нельзя», но при этом произносятся другие запретительные слова.

В отличие от Л.Н. Толстого, основатель школы Саммерхилл, успешно занимающейся практикой свободного воспитания, имеет такой взгляд на религию:

— Верите ли вы в Христа?

— Несколько лет назад у нас в Саммерхилле жил ребенок одного проповедника.

Однажды в воскресенье вечером, когда мы все танцевали, проповедник покачал головой. Нилл, — сказал он, — здесь такое чудесное место, но почему вы все такие язычники? Браун, — ответил я, — вы проводите свою жизнь, стоя на импровизированных трибунах и рассказывая людям о том, как им спастись. Вы разговариваете о спасении, а мы спасение проживаем. Нет, сознательно мы не следуем христианству, но, говоря более широко, Саммерхилл — это чуть ли не единственная школа в Англии, которая обращается с детьми так, что Иисус это одобрил бы. Кальвинистские священники в Южной Африке бьют своих детей точно так же, как и католики. Мы же в Саммерхилле даем детям любовь и приятие.

— Каким образом должны дети получить свои первые представления о Боге?

— А кто это — Бог? Я не знаю. Для меня это слово означает доброе начало в каждом из нас. Если убеждать ребенка любить какое-то существо, которое сам не особенно хорошо себе представляешь, то принесешь больше вреда, чем пользы.

Бог сделал человека свободным, дал ему свободную волю и наделил его свободой выбора. Но значит ли это, что нужно детей равнять на взрослых, что им необходимо предоставить полную свободу для развития, систему, в которой нет принуждения и наказания, нет рамок?

На практике больше вреда, чем пользы заканчиваются попытки осуществить свободное воспитание в массовом порядке. В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский очень точно прокомментировал бы отношение к свободному воспитанию:

«Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю прямо доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что “Царствие Небесное нудится”, что “нуждницы восхищают е” (Мф. II, 12)? А как не принуждать особенно мальчиков к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?».

Свобода – она разная. Иногда действительно необходимо предоставить свободу ребенку, не давить на него, не понукать, не заставлять, не требовать, иногда даже не говорить. Но только в том случае, если сердце продолжает неустанно молится о том, чтобы дарованная свобода пошла ребенку на пользу и стала бы душеспасительной. Закончить хочется словами прп. Порфирия Кавсокаливита: «Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда»

Свобода как метод воспитания

«Свобода — цель человеческого развития»

Э. Фромм

«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой»

Ф.М. Достоевский

Трудно не согласиться с тем, что свобода — необходимое условие здоровой, социально активной и творческой личности. Впервые разговор о свободе в жизни человека возникает не в его подростковом возрасте, как часто принято думать, а еще раньше — в возрасте трех лет, когда ребенок объявляет родителю, что теперь он все будет делать сам.

Однако когда ребенок маленький, родители вынуждены контролировать его и ограничивать его свободу с целью обезопасить малыша от внешнего мира. Как же воспитывать ребенка так, чтобы, с одной стороны, удержать правила и контроль, а с другой, предоставить ему свободу в действиях? Можно ли в принципе «дать» и «забрать» свободу? Какова мера свободы (сколько ее необходимо и сколько бывает достаточно)? Различается ли «количество свободы» для детей на разных возрастных этапах? Поделюсь своими размышлениями на тему.

Свобода и ответственность

Свобода — это состояние личности, в котором она переживает себя полноправным субъектом своей деятельности, то есть сама управляет ею и определяет ее. Это переживание, которое возникает при правильных взаимоотношениях ребенка и родителя, как проявление зрелой и здоровой личности.

С одной стороны, характеристиками свободы являются спонтанность, непредсказуемость, отсутствие давления. С другой стороны, слово «свобода» часто употребляется в контексте «свобода воли», то есть, свобода во многом определена волевыми процессами и ответственностью.

Проявление собственной свободы как спонтанности, непредсказуемости только тогда в полном понимании остается свободой, когда личность берет на себя ответственность не нарушать в этих проявлениях свободу другого. Свобода находится в хрупком балансе Я и МИР: мир, дающий мне пространство для жизни, и я, ответственно принимающий это пространство и не вторгающийся в пространство другой личности.

Таким образом, свобода неотъемлемо связана с темой ответственности и распоряжения собственной жизнью, с умением быть предоставленным самому себе. Однако родители и дети часто путают свободу с попустительством и вседозволенностью.

Внутреннее переживание свободы должно быть подготовлено рядом возрастных новообразований: таких, как осознанность, критичность к своим поступкам, способность адекватно соотноситься с социальными границами и правилами и т.д. Свобода всегда должна соотноситься с возрастом ребенка.

Часто родители дают свободу там, где ребенку она ЕЩЕ не нужна, и он не умеет ей пользоваться, а часто, наоборот, отнимают тогда, когда он без нее УЖЕ не может, так как она является важным условием нахождения себя и самоидентификации. Родителям важно учить своих детей правильно и разумно пользоваться свободой, а для этого им нужно понимать, какой своей деятельностью ребенок может управлять в том или ином возрасте.

Виды свободы и возраст ребёнка

В разных источниках упоминается о разных видах свободы. Мне хотелось бы выделить следующие:

1. Свобода физическая: телесное переживание «меня ничего не держит, не стесняет, я могу двигаться так, как я хочу».

2. Свобода развития: возможность заниматься теми видами деятельности, которые являются важными и актуальными для каждого возрастного этапа при становлении личности. Переживание «ничто не мешает мне развиваться, актуализировать себя».

3. Свобода личностная: внутреннее переживание «мир не вынуждает меня делать в данный момент то, что я не хочу. Я могу беспрепятственно являть, выражать себя вовне и внутри».

4. Свобода самореализации: способность принимать на себя ответственность за реализацию смыслов и ценностей в своей жизни. Здесь наиболее значимым компонентом является воля.

Свобода физическая

Необходимость свободы для ребенка мы наблюдаем на самых ранних этапах его развития. Первый вид свободы, который значим и важен для малыша, — это свобода физическая. Внутреннее свободное желание ребенка — бегать, прыгать, свободно двигаться.

Протест ребенка против ограничений его физической свободы наверняка наблюдал каждый родитель: когда на ребенка надели много одежды, и он стягивает ее с себя и плачет. Часто случается так, что родитель из-за своих тревог и переживаний за ребенка не разрешает ему залезать на горки, прыгать с перекладин и т.д.

Ограничение физической свободы приводит, прежде всего, к базовому недоверию к миру. Своими действиями и тревогами за ребенка взрослый транслирует ребенку различные мысли и чувства:

— мысль «Мир опасен» и чувство тревоги;

— мысль «Взрослый всегда бегает вокруг меня» и желание манипулировать, эгоцентризм;

— мысль «Пусть взрослый сделает это за меня, я сам не могу» — чувство неуверенности.

Учить свободе и ответственности нужно с самых ранних лет. Основная воспитательная установка родителя по отношению к ребенку: «Ты можешь двигаться свободно, но твоя физическая активность не должна причинять вреда тебе и другому». Это не просто слова — это смысловое содержание воспитательных действий родителя в отношении физической свободы ребенка.

Родители иногда спрашивают: «А если у ребенка возник интерес к розеткам? Мы объяснили, а он все равно лезет. Как тогда не ограничивать его свободу?». Здесь важно понимать, что ребенка нужно, прежде всего, научить не причинять себе вреда, и тогда четкое однозначное «нельзя» родителя не будет ограничением его свободы, а позволит ему ответственно с этой свободой обходиться: «Я могу бегать, играть, но трогать запретное нельзя, так как это принесет мне вред». Свобода не подразумевает отказ от правил.

Детская агрессия

Иногда можно наблюдать такую ситуацию: ребенок в силу каких-либо обстоятельств начинает бить взрослого, направляя свою агрессию на маму или папу… Родители реагируют по разному: злятся в ответ и бьют ребенка, трясут его и кричат на него, пытаются вести диалог, отшучиваются и пробуют переключить его внимание. Что же является правильным вариантом поведения?

Важно понимать, что ребенок в силу функциональной, анатомической, психической незрелости не всегда может сознательно себя остановить, и если он в состоянии аффекта, то ему сложно что-то объяснить — он будет просто кричать и махать руками и ногами.

Выражение агрессии родителя в ответ на действия ребенка лишь закрепляет такой образец поведения: «Если мне что-то не нравится — можно проявлять физическую агрессию». Поэтому родителю важно оставаться в спокойном, твердом состоянии и, обозначив ребенку категорический запрет на такие действия, помочь ему, усилив его контроль остановкой физических действий: например, схватить его руку в момент, когда он пытается ударить родителя, не позволяя ему сделать этого. Так родитель научит уважительному отношению к себе и к своей физической свободе.

Свобода личностная

С кризиса трех лет возникает вопрос о личностной свободе или свободе делать самому. Кризис трех лет знаменит своими протестными реакциями. В этом возрасте дети — маленькие борцы за свободу. И взрослому важно предоставлять ребенку эту свободу, поручать ребенку делать какие-то вещи самому. Даже если ребенок испачкается или сломает, или «сделает не так…».

Важно, чтобы у ребенка возникал опыт самодеятельности. Взрослые часто делают «за» ребенка или дают ему готовые стратегии выхода из ситуации, не давая ему возможность найти их самому. В результате получается, что дети оказываются безоружными перед сложившейся ситуацией, и, не находя подходящих способов совладания с ней, реагируют агрессией. Как понять, насколько ребенок от трех до семи лет умеет быть свободным?

Один из важных показателей гармоничного развития — это игра. Способность самостоятельно придумывать сюжеты, брать на себя роли, получать удовольствие от игры — очень простое и одновременно важное для детского развития, для переживания свободы и аутентичности. Многие современные дети, к сожалению, потеряли эту возможность, поскольку игру вытеснили планшеты, смартфоны и телевизор.

Все больше и больше детей не умеют играть, не могут придумать себе занятие, если нет электронных гаджетов. Такая бедность и ограниченность внутреннего пространства неумолимо ведет к утрате внутренней свободы. Ребенок попадает в зависимость от электронных средств. Он оказывается неспособен пойти за собственной фантазией, развернув всю палитру детской игры.

Часто родители жалуются на то, что дети ленятся, ходят по дому без дела. Или, наоборот, бегают, проявляя гипердинамию. Все это признаки того, что ребенка не научили быть в согласии с собой, быть свободным. Яркие проявления физической свободы во многом являются компенсацией фрустрированной личностной свободы.

Еще одним значимым ограничением свободы развития в дошкольном возрасте является замена игры на учебную деятельность. С раннего детства родители уделяют огромное внимание логике, письму, счету, чтению, не учитывая при этом особенности детской нейрофизиологии. Активная стимуляция функций коры головного мозга, к которой относятся все вышеперечисленные виды деятельности, приводит к дефицитарному развитию подкорки, приоритетами которой являются эмоциональная сфера, творчество, игра, двигательная активность.

Родители строят пирамиду детского развития сверху вниз, способствуя асинхронии в развитии центральной нервной системы и — как следствие — дезадаптации ребенка. В то же время следование естественному ритму развития ребенка, предоставление свободы заниматься теми видами деятельности, которые сообразны возрасту ребенку, закладывает прочное основание для его гармоничного личностного развития.

Свобода как метод воспитания

Стимулирование свободы ребенка можно использовать как воспитательный прием. Например, бывают ситуации, когда мы предлагаем ребенку что-либо, а он категорически отказывается. Мы продолжаем давить, настаивать, переубеждать, не учитывая, что в этой ситуации от ребенка требуется принять решение, а необходимыми условиями для этого являются пространство и опора.

Иногда важнее согласиться с мнением ребенка, даже если оно кажется нам абсурдным. Такое согласие дает ему уверенность, опору в себе и большую свободу — и только при таком самоощущении он может принять другое, более разумное решение.

Родитель: Малыш, пойдем обедать…

Ребенок: Нет, я не хочу обедать!

Родитель: Ну, хорошо, если ты не хочешь, мы не будем обедать.

Ребенок: Ну, если обедать не будем, хорошо, давай ужинать.…

Но чаще родители говорят категоричное «нет»: «Нет, ты будешь делать то, что я тебе сказал».

«Нет» — это то, что ограничивает и запрещает, это переживается как «раз и навсегда», как конец, утрата возможности. Как же важно сказать ребенку «да», перестроив фразу так, чтобы она из запрета стала предложением. Зажатые или стеснительные дети — это как раз те дети, которые, усвоив родительские запреты, сделали это способом обхождения с собой. Если ребенок внутренне зажат, он не может приспособиться к состоянию свободы.

Свободу невротическому симптому!

Необходимость в переживании внутренней свободы — то, что становится особенно важно при возникновении неврозов у детей. Психологи и психотерапевты нередко видят на приемах детей, которые грызут ногти, вырывают ресницы и волосы и т.п. Первая реакция родителей на такое поведение — это категорический запрет.

Очень хочется поделиться примером из личной практики. Однажды ко мне привели мальчика 9 лет. Увидев его, у меня возникло ощущение, что ребенок либо тяжело болен, либо перенес химиотерапию. Оказалось, что ребенок после нервного срыва вырвал себе ресницы и частично волосы. Остатки волос родителям пришлось побрить. Это привело родителей в неописуемый ужас, ребенку строго-настрого запретили трогать ресницы и волосы.

Каждый раз родители проверяли, подросли ли ресницы хоть немного, и пересчитывали, сколько осталось корешков ресниц. На мою просьбу не фиксироваться на симптоме, не запрещать ребенку это делать, родители отреагировали крайне возбужденно: «Что же нам теперь разрешить ему вырывать себе ресницы?!»

Вся семья была включена в этот невроз, установив строгий контроль за ребенком. Через несколько дней родители привели ко мне своего второго ребенка — младшую сестру этого мальчика, которая имела неосторожность сказать: «Меня не будет ругать папа, ведь у меня длинные ресницы». Чем, как вы думаете, это закончилось?

Мальчик схватил сестру и попытался вырвать ресницы и ей. И только эта крайняя ситуация помогла родителям понять, что контроль и фиксация на возникшем симптоме лишь усугубляет состояние детей. Постоянный запрет — это фиксация на симптоме, которая все глубже и глубже его укореняет.

Ведь то, что вызвало сам невроз, — это уже произошедшая утрата каких-то внутренних опор, это переживание «мир нестабилен, небезопасен для меня». Поэтому свобода является важной и неотъемлемой частью терапии невротических переживаний ребенка. Чтобы преодолеть невроз, нужно, прежде всего, дать ребенку свободу быть таким, какой он есть, принимать его в этом состоянии, не ограничивать, не сдавливать его запретами и наказаниями, а проявить поддержку, уважение, принятие и заботу. Это становится большой работой для самого родителя. Не зря говорят: «Симптом ребенка — симптом семьи»!

Между молотом и наковальней

Вопрос «Сколько свободы давать ребенку?» становится особенно острым в подростковом возрасте. Родители подростков, не зная, как поступить с подросшим чадом, либо дают ему полную свободу действий, не соотносясь с возможностями подростка отвечать за свое поведение и распоряжаться свободой. Либо, наоборот, полностью лишают свободы, опасаясь «дурного влияния» сверстников. Как же быть?

Известный английский педагог Александр Нилл писал: «Если дети свободны, на них не так-то легко повлиять, и причина в отсутствии страха». То есть, подростковая свобода должна быть подготовлена на предыдущих возрастных этапах развития ребенка. Подростковый возраст — во многом бунт и провокация!

То, что раньше запрещалось, подавлялось, ограничивалось, теперь, приобретя силы, рвется наружу. Это может проявляться в бурном и вызывающем внешнем виде, поведении подростка. Подросток активно требует личной свободы порой самыми деструктивными способами. Самая правильная тактика родителя, на наш взгляд, — внешне давать свободу, так, чтобы ребенку казалось, что он может распоряжаться своей жизнью сам, но внутренне усилить контроль и внимательно следить за тем, как подросток ищет себя.

Подростки — уже не дети, но еще и не взрослые. Им все еще важна поддержка и участие взрослых, несмотря на то, что их поведение может кричать об обратном. Это возраст противоречий. Рамки и правила воспринимаются как отнимающие свободу, но одновременно дающие опору. Сохраняйте с подростками разумные правила — это важно!

Давайте возможность выбора, возможность предлагать свои способы решения той или иной задачи. Спрашивайте о том, что подросток может и хочет предложить в той или иной ситуации. Не обесценивайте его мнение! Позволяйте делать ошибки.

В юношеском возрасте ракурс в вопросе свободы меняется: теперь важна уже не столько свобода от родителей, сколько свобода в выборе жизненного пути. Очень часто уже взрослые люди, жалуясь на то, что им не нравится их профессия или вид деятельности, вспоминают: много лет назад, когда я поступал в вуз, родители выбрали за меня, куда мне идти, а я в принятии этого решения не участвовал.

Бывает и другая крайность, когда родители говорят ребенку: «Выбирай сам, что хочешь», а ребенок теряется и не может сделать выбор. Здесь, как и во всем, важен принцип золотой середины: подростку очень важна опора в виде конкретных предложений или стратегий действий от родителей, чтобы он не чувствовал себя потерянным, но при этом делать выбор ребенок должен самостоятельно и осмысленно.

Поддержать, но не решить за ребенка — в этом особая мудрость родителей. Однажды Абрахам Маслоу на одной из своих лекций спросил студентов: «Кто из вас станет великим психологом?». Ребята засмущались, и никто не поднял руки. Тогда он сказал: «А кто, если не вы?». Эта очень важная педагогическая стратегия, когда мы авансируем успех, даем ребенку ощутить, что мы верим в него. Это создает у него особое переживание, что он свободен в своем пути, свободен в достижении особых высот.

Александрина Григорьева, кандидат психологических наук, клинический психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *