Военная психология

Военная психология

История профессии

С первых же организованных боевых действий в истории человечества мотивированность и боевой дух воинов ставились военачальниками во главу угла. Обещание материальной и нематериальной наград в случае победы и наказания в случае поражения, устрашение врага боевой раскраской, криками и пугающими нарядами, личный пример полководца и т.д. – всё это должно было, с одной стороны, оказывать психологическое давление на противника, а, с другой, – настраивать своих солдат на битву. Те руководители, кто учитывал психологическую составляющую, добивались наиболее впечатляющих побед, а их имена оставались в истории.

Однако военная психология как отдельная дисциплина долгое время не находила развития. В полной мере необходимость специалиста, готового не только мотивировать, но и оказать квалифицированную психологическую помощь, была осознана позднее. В XXI веке, когда информация стала рассматриваться как самостоятельный фактор, влияющий на победу, а способы передачи информации многократно умножились, роль психологического контроля возросла.

В России должность психолога полка в Вооружённых Силах была введена только с 1992 года, став следствием анализа воспитательной работы среди личного состава. Немного позднее появились должности психологов батальонов и психологов Центров (Пунктов) психологической помощи и реабилитации.

Однако с 2009 года с военных психологов «сняли погоны», передав должностной функционал гражданскому персоналу с изменением не только статуса, но и формата оплаты труда. Сохранение служебной нагрузки при одновременном снижении зарплат стало постепенно приводить к дефициту кадров. Сейчас в вооружённых силах РФ проводится масштабная реформа, которую планируется завершить к 2020 году. Она предполагает возврат военных на эту должность и структурное расширение института военной психологии.

Описание и характеристика профессии

Всех психологов принято разделять на три условных группы: исследователи, практики, преподаватели. В рамках этого разделения военный психолог в большей степени относится ко второй группе, для представителей которой характерно применение полученных знаний и профессиональных умений на практике в рамках определённой специализации. Деятельность в армейской среде предполагает изучение ситуаций служебной и бытовой жизни военнослужащих, поведения солдат и офицеров в стрессовые моменты, результатов собеседования, тестирования и анкетирования личного состава.

Собранная информация анализируется, и на основе результатов военный психолог устанавливает наличие проблемы и способы её решения. В рамках запланированных мероприятий психолог проводит профессиональный психологический отбор личного состава. В круг его полномочий входит устройство центров психологической разгрузки. Особой формой деятельности считается выступление с лекциями перед личным составом, а также проведение мини-тренингов. О проделанной работе психолог составляет отчёты и рапорты начальству.

В работе психолога в полку возможна частая смена объектов деятельности. Несмотря на высокий темп работы, возникает постоянный дефицит времени, часть которого отнимает заполнение многочисленной документации. В реальности работать приходится не с 8.30 до 17.30, а гораздо дольше. Поэтому психолог должен уметь волевым усилием регулировать и собственное эмоциональное состояние, особенно когда необходимо разрешать конфликтные ситуации.

Полковой психолог действует на всей территории расположения полка и подчиняется заместителю командира по воспитательной работе. Своих подчинённых специалист на этой должности не имеет. Решения о необходимых мероприятиях психолог принимает самостоятельно, но согласовывает их с вышестоящими лицами, поскольку в армии режим военной организации не должен этими мероприятиями нарушаться.

Многочисленные отзывы действующих представителей профессии о своей работе выявляют ряд типичных трудностей с организацией профессиональной деятельности. Так, например, выясняется, что военных психологов регулярно привлекают к деятельности, не связанной напрямую с их обязанностями, в результате чего дефицит времени постоянно накапливается. Под контролем одного специалиста находится порядка 700-1000 человек одновременно, что снижает качество работы с личным составом и не оставляет самим психологам времени на отдых и личную жизнь.

Фактически новые работники сами часто оказываются психологически не готовы к нагрузкам. После реорганизации института военных психологов пришедшие на должность гражданские лица не всегда могут принять армейские порядки и справиться с эмоциональной нагрузкой. В результате этого с учётом не слишком высоких зарплат, особенно у молодых выпускников учебных заведений, происходят постоянные кадровые замены и перестановки.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

До реорганизации института военных психологов специалист при приёме на работу должен был получить образование по специальности ВУС-390200, закончив высшие военные учебные заведения, и пройти 3-месячную стажировку. Кроме того, студенты гражданских вузов, пройдя обучение на военных кафедрах, также могли рассчитывать на эту должность. С принятием изменений и использованием на должности гражданского персонала для последующего трудоустройства достаточно отучиться по специальностям «психология», «психология социальной работы», «психология служебной деятельности».

Помимо многочисленных гражданских учебных заведений, армейских специалистов-психологов учат в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД, в МосУ МВД России им. В. Кикотя в Москве и в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.

В частности, в Военном университете Минобороны РФ можно выучиться на психолога на нескольких факультетах:

  1. Военно-психологический факультет. Был создан в 1994 году, но военных психологов начал готовить с 1996 года. С 1998 года началась подготовка кадров из числа гражданской молодёжи. С 2007 года на военно-психологический факультет был открыт приём для девушек-курсантов, причём конкурс составил порядка 10 человек на место, в результате чего университет стали относить к числу так называемых «ВУЗов для девушек». На факультете производится обучение по специальностям «психология» и «психология социальной работы». После окончания присваивается квалификация «психолог» и «преподаватель психологии».
  2. Внебюджетный факультет. Обучение по специальности «психология» проводится как в очной (5 лет), так и заочной (6 лет) формах. Второе высшее профессиональное образование занимает 3,5 года.
  3. Специальный факультет. Занятия проходят в форме очной и заочной адъюнктуры, докторантуры и др. Помимо специальности «психология», на факультете проводится обучение по специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск».

Среди региональных ВУЗов с военной кафедрой известностью у абитуриентов пользуется Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина.

Профессиональные обязанности

Работа психолога в армии направлена на повышение эффективности военнослужащих и поддержания у них устойчивого морально-психологического состояния. Нормативные документы определяют следующие служебные обязанности:

  • анализ происходящих в полку и подразделениях социально-психологических процессов,
  • изучение психологических качеств личного состава,
  • разработку предложений, направленных на укрепление дисциплины и профилактику правонарушений,
  • оказание психологической помощи тем солдатам и офицерам, которые имеют признаки нервно-психической неустойчивости,
  • помощь военнослужащим и членам их семей в психологической адаптации к условиям военной службы,
  • проведение работы по поддержанию боевой готовности,
  • психологический отбор личного состава,
  • взаимодействие с медицинской службой,
  • методическую работу для обеспечения психолого-педагогической подготовки военнослужащих,
  • создание условий для противодействия негативному психологическому влиянию на личный состав,
  • информирование о проделанной работе и проведённых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

В идеале для решения всех этих многообразных задач психолог должен собрать и обработать информацию об индивидуально-личностных качествах и психологическом состоянии каждого военнослужащего. Это знание, помимо прочего, позволяет ещё и оценить профессиональные возможности военнослужащего, что даёт возможность уточнить для него наиболее продуктивный вид воинской специализации. О своих наблюдениях психолог докладывает начальству, однако распространение информации не должны быть использовано в ущерб военнослужащим и членам их семей.

Как построить карьеру

Раньше карьера психолога в армии всё равно оставалась в первую очередь карьерой офицера с характерными для этого вида деятельности повышениями в звании и получением новых должностей. В вооружённых силах PФ была создана вертикальная система иерархии, которая допускала карьерный рост по психологическому направлению: офицер становился супервизором вышестоящих инстанций, которые контролировали и анализировали деятельность подчинённых военных психологов.

Однако с 2009 года наметилась тенденция к замене статуса. Военные психологи продолжали выполнять свою работу, но уже в качестве «гражданского персонала», что заметно сокращало возможности для построения карьеры.

Поэтому последующий профессиональный рост специалиста часто был связан уже не с армией, а с гражданской деятельностью в государственных и частных компаниях и корпорациях, в тренинговых центрах по подготовке персонала. Применение своим профессиональным навыкам специалист мог найти в перспективных профессиях бизнес-тренера, коуча, медиатора.

Перспективы профессии

Если военным психологам вернут погоны и принятые в армии оклады, профессия сможет быстро восстановить былую привлекательность. Интерес к ней со стороны выпускников профильных ВУЗов и сейчас не ослабевает. А программа реорганизации армии в части обеспечения психологической подготовки личного состава делает эти перспективы реальными. С учётом того, что от готовности и мотивированности солдата в современной армии в повседневной службе и особенно во время ведения боевых действий по-прежнему зависит успех проведения тактических мероприятий, для развития профессии открываются неплохие возможности.

Версия для печати Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 01-11-2016 Как известно, морально-психологическая подготовка личного состава вооруженных сил страны ориентирована на формирование навыков определенного поведения. Основное внимание акцентируется на поведенческом и нравственно-этическом аспекте.

Понятие психологическая подготовка включает в себя формирование у личного состава психологической устойчивости, т. е. таких психологических качеств, которые позволяют выполнять боевые задачи в сложных условиях, сопровожда­ющихся опасностью для жизни и фактором внезапности.

При употреблении понятия «психологическая подготовка», имеется в виду непосредственное формирование психологической устойчивости к воздействиям боевой обстановки. Понятие «морально-психологическая подго­товка» подразумевает усиление поведенческого, нравственно-этического аспекта. Понятие «морально-политическая и психологическая подготовка» обо­значает всестороннее воздействие на идейный, поведенческий и непосредственно психологический компоненты, т.е. правомерно употребление всех этих понятий, так как они обозначают различные аспекты работы с личным составом.

Для осуществления поставленных задач и военной доктрины, помимо экономических и поли­тических условий, не­об­ходимы условия, гарантировавшие бы выполнение всех задач политического руководства в военной и политической областях с максимальной эффективностью. Именно с этой целью в вооруженных силах ряда стран создана и функционирует система политической индоктринации и морально-психологической подготовки личного состава.

Целями политической индоктринации и МПП являются:

  1. Выработка у личного состава безоговорочной поддержки военно-политического курса нынешнего руководства;
  2. Формирование у личного состава беспрекословного подчинения военно-политическому руководству страны.

Такие цели и задачи политической индоктринации и морально-психологической подготовки активно проводятся и реализуются в вооруженных силах Северной Кореи.

В настоящие время отношения между Северной и Южной Кореей переживают самые худшие времена со времен их официального деления. Обстановка на полуострове накалена до максимального состояния с момента окончания активных боевых действий на территории полуострова, поэтому проблема сохранения КНДР своей государственности и статуса-кво на полуострове стала как никогда актуальной.

Следует отметить, что КНДР борется за выживание на мировой арене с самого начало своего существования, а руководство страны, понимая всю сложность положения, старается удержать власть в своих руках, так как это рассматривается ею как единственный способ сохранения государственности. Руководство КНДР использует политическую и идеологическую пропаганду, как один из самых эффективных способов влияния на общественное сознание.

Одним из важнейших факторов существования и выживания КНДР является армия (ежегодные расходы на содержание армии КНДР составляют более 50% государственного бюджета), и потому правительство КНДР уделяет особое внимание на морально-психологическую подготовку военнослужащих. Воинская повинность в стране является обязательной и всеобщей, а срок службы составляет 15 лет.

Личный состав Корейской народной армии насчитывает около 1 200 000 человек при общей численности населения в 22 665 345. То есть, в армии КНДР задействовано 5 % от общего населения страны (в США в армии служат только 0,4 % от общего населения).

Мобилизационный резерв составляет 4 700 000 миллионов человек. Соответственно 21 % населения страны подверглось морально-психологической обротке в армии. Поэтому морально-психологическая подготовка в Корейской Народной Армии (КНА) не только влияет на боевой дух солдат и офицеров, но и на моральный облик северокорейского народа в целом.

Так же следует заметить, что стратегическая линия на приоритет армии была подкреплена юридически в Конституции КНДР

Факторы, влияющие на морально-политическое состояние военнослужащих Корейской Народной Армии.

«Теория Вождя». В процессе морально-психологической подготовки особую роль играют такие мощные идеологические теории как чучхе, сонгун и пхёнчжин. Именно раскрывая эти важнейшие идеологические теории КНДР можно понять на чем строится морально-психологическая подготовка военнослужащих в КНДР.

Можно отметить ряд особенностей северокорейской пропаганды и морально-психологической подготовки КНА (кор. 조선인민군 — Чосонинмингун). И основой особенностью на которой строиться вся морально-психологическая подготовка военнослужащих КНДР в текущих реалиях будет так называемая «Теория вождя».

Согласно теории, вождём способен быть лишь тот, кто полностью отметил себя перед людьми, вобрал в себя их чаяния, заменил своё «я» на «Я» общества и действует только из этого нового «Я». Вождь способен руководить не потому что на него не влияют мнения и желания людей. Он способен руководить потому что не примешивает к этим мнениям и желаниям собственного эгоизма и потому он свободен в своих действиях. Вождь объединяет общину или народ против чужаков. Вождь способен построить систему прямого управления, которая будет эффективно контролировать народ и помогать ему руководить страной. В своих стремлениях вождь должен руководствоваться исключительно желаниями своего народа, а народ должен верить и помогать вождю в его стремлениях в самых сложных ситуациях. Народ согласен признать вождём лишь того, кто на самом деле живёт не ради себя.

Согласно данной теории Народ существует и может развиваться только во имя Вождя и благодаря ему: «В составе субъекта революции Вождь – высший мозг, центр единства и сплоченности, партия – политическая организация, воплощающая идеи вождя в жизнь. В 1997 году Северная Корея даже отказалась от христианского календаря и начала отсчет своей истории со дня рождения великого Вождя в 1912 году. В отрыве от идей вождя партия немыслима как руководящая организация». Вождь — это не просто центральная фигура власти, а фигура сакральная. «Судьба Вождя – это и есть судьба нации, народа, революции».

Идеологический стержень – «Чучхе» 주체. Следующим инструментом морально-психологической подготовки является государственная идеология «чучхе». Название государственной идеологии Северной Кореи не поддаётся адекватному переводу на русский или другие европейские языки. Естественно, в корейско-русском словаре есть перевод слова чучхе как «самобытность, основная часть». Но если сказать, что сущность идей чучхе – это представления о самобытности и самостоятельности, то это значит не сказать почти ничего.
Чтобы понять содержание этого термина, следует обратиться к значению слогов, составляющих его. Дело в том, что в корейском языке есть две большие группы слов – исконно корейские и слова, заимствованные из «кореизированного» письменного древнекитайского языка (ханмуна), широко использовавшегося в Корее вплоть до конца XIX столетия. В таких заимствованных словах каждый из слогов можно записать иероглифом, имеющим своё собственное значение. Слово чучхе как раз принадлежит к категории таких ханмунных слов. «Чу» означает «хозяин», а «чхе» – «тело, сущность, субстанция, природа». То есть чучхе значит не просто «самостоятельность», а такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира. Действительно, основополагающий философский принцип идей чучхе, сформулированный Ким Ир Сеном и подробно раскрытый в классической работе Ким Чен Ира «Об идеях чучхе» (1982 год) так и звучит: «человек хозяин всего и решает всё».

Иными словами, идеи чучхе ставят в центр вселенной, в центр общества человека. Для Северной Кореи использование подобного очень глубокого по содержанию принципа чучхе как основы для проведения политики самостоятельности и независимости было поистине мудрым решением, поскольку обосновывало не только саму политику, но и возможность её реализации.

В условиях ограниченных технических и технологических мощностей, теория чучхе должна была убедить граждан КНДР, что человек сильнее машин и может выжать из них даже ту производительность, которая в них изначально не закладывалась. Однако определение человека как центра вселенной совсем не означало того, что идеи чучхе поддерживают индивидуализм. Как раз наоборот, человек, согласно чучхе, может проявить себя только через коллектив, руководимый талантливым лидером, вождём.

Процесс формирования северокорейских идей чучхе, занял достаточно длительное время. Официальная северокорейская историография утверждает, что Ким Ир Сен создал идеи чучхе ещё в молодости, когда находился в Китае, где занимался организацией борьбы против японских колонизаторов за независимость Кореи. Окончательное формирование идей чучхе как идеологии и философской системы следует относить к 1980 – 1990-м годам. Именно в 1980-е годы стали выходить в свет различные статьи Ким Чен Ира об идеях чучхе, систематизировавшие выдвигавшиеся ранее чучхейские постулаты и придавшие идеям чучхе форму стройной теории.

Само по себе идея чучхе зародилась из теорий получивших свое распространение ещё в 18 веке, во время периода Чосон, и таких религиозных течений как тохак и чхондогё, учение небесного пути.

Для военнослужащих в первую очередь важна главная идея теории чучхе-«Человек – хозяин всего и решает всё» . Идеология чучхе прописана в конституции КНДР и она является фундаментом государства и армии, а так же основой легитимности власти.

Следовательно, 21% населения КНДР прошел морально-психологическую подготовку в армии.

«Асабия». Очередной важной составляющий морально-психологической подготовки армии КНДР является асабия. Асабия (asabiyya или asabiyah, араб.:عصبية) – арабское слово, изначально означающее «дух кровного родства» ,иначе коллективное сознание и чувство единой цели, совмещенное с крайним национализмом.

Культ личности вождя стал важным фактором «асабии» северокорейской руководства – члены руководства государства понимают, что ослушавшись вождя – тем самым выйдя из общего ряда – они обречены на гибель. Помимо прочего, политический класс КНДР связан кровными узами. Такая сплоченность политический элит между собой и вокруг лидера – фундамент государственности КНДР.

Информационная изоляция. В экономических и политических реалиях КНДР самым важным фактором успешного проведения морально-психологической подготовки является информационная изоляция. «Человек может быть уверен в том, что живет хорошо, до тех пор, пока не знает, что можно жить лучше». В КНДР методика контроля информации ориентирована на непосредственные запреты и направлена на изоляцию общества от внешних, «враждебных» источников информации. Поэтому в стране напрочь отсутствуют оппозиционные СМИ, которые могли бы стать противовесом изданиям, подчиняющимся приказам «сверху» и поставлять своей аудитории более объективную информацию. К тому же на территории КНДР практически невозможно получить негосударственную информацию, а любой разговор северокорейского военнослужащего с иностранцем – причина для расследования, которое почти всегда оканчивается одинаково.

Очень плотный поток пропагандисткой информации. В КНДР, особенно в КНА, поток пропагандисткой информации настолько плотный, что левые мысли просто не могут возникнуть. Все военные песни и марши посвящены великим вождям или призывают дать бой главному «противнику» нации. Обязательным является ношение на военной форме значков с изображениями вождей, а также размещение их портретов на стенах в казармах, жилых блоках, учебных классах, столовых и т.д.

Огромное значение имеют парады, демонстрирующие боевую мощь КНА, митинги и полсобрания, которые проводятся в ротах, батальонах, а иногда в масштабе полков. На таких митингах, выступают командиры подразделений, частей и их заместители по культурно-просветительной работе.

Антиамериканизм. Каждый военнослужащий Корейской Народной Армии (КНА) погружается в атмосферу полной ненависти к главному заклятому врагу «американскому империализму». Даже у армейской газеты центральный лозунг: «Уничтожим заклятого врага корейского народа – американский империализм». Большинство подобных антиамериканских лозунгах размешаются правительством на стенах в казармах, учебных классах и полигонах.

«Пёнчжин» –병진. Если термины чучхе (опора на собственные силы) или сонгун (приоритет армии) относительно известны массовой аудитории, то нововведение, связанное с молодым руководителем КНДР, еще не получило широкого распространения. «Пёнчжин» переводится на русский как «параллельное развитие». Опора на военнослужащих в целом и морально-психологическую подготовку в армии объясняется целым рядом причин:

  • Северокорейские военные, особенно офицерский корпус, относятся к элите. При всей нехватке материальных ресурсов, их значительная часть направлялась на нужды армии, концентрировалась на решающих направлениях. Возможно, благодаря этому КНДР продолжала поддерживать на достаточно высоком уровне военную промышленность, военное образование и науку, а представители армейских кадров были осведомлены о положении дел в мире и потому лучше понимали настоятельную необходимость срочного вывода страны из кризиса.
  • Северокорейская армия достаточно давно занимается хозяйственной деятельностью. В условиях ухудшения экономической ситуации армию все чаще использовали для затыкания дыр в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Все это отнюдь не способствовало повышению боеготовности КНА, однако это же значит, что ее представители имеют опыт «гражданской» управленческой деятельности и потому у них было меньше шансов оказаться некомпетентными на новых должностях, чем у военных, брошенных на народное хозяйство без такой подготовки.
  • В отличие от «зараженной двоемыслием и материализмом» гражданской партийной элиты, армия смогла если не полностью избежать всех этих пороков, то, во всяком случае, оказалась поражена ими в гораздо меньшей степени. Военные, особенно в частях, менее отягощены личным имуществом, они в большей степени живут, выражаясь северокорейской терминологией, общественной, а не личной жизнью. Моральные стимулы для них пока еще играют более важную роль по сравнению с «утратившим революционность» бюрократическим аппаратом. Это казалось весьма важным, так как распад СССР, по мнению северокорейской печати, произошёл не по причине экономической отсталости, а из-за начала экспансии буржуазной идеологии.
  • Управлять военной структурой проще, чем гражданской. Для армейских методов характерна более четкая система вертикального подчинения с меньшим промежуточным согласованием в процессе принятия решения. В КНА отсутствует одновременное подчинение нескольким одноуровневым инстанциям, зачастую выдающим взаимоисключающие распоряжения, действует жесткая система персональной ответственности, налицо конкретность задач и безусловность исполнения приказа вышестоящего начальника.

Механизм взаимоотношений «новых корейцев» с властями подобен взаимодействию военных и финансово-промышленных групп на Юге при Пак Чжон Хи, хотя то, что на Юге происходило в рамках взаимодействия бизнеса и государства, на Севере происходит в рамках взаимодействия бизнеса и отдельной государственной структуры. Власть обеспечивает «капиталисту» режим наибольшего благоприятствования, а тот в ответ выполняет стратегические указания этой структуры и делится с ней долей прибыли.

Таким образом, формально и неформально, новый курс молодого руководителя КНДР можно определить тремя вариантами «параллели»:

  • параллельное развитие военной и гражданской/партийной ветвей власти;
  • параллельное развитие военной и гражданской ветвей экономики – с обеспечением
  • суверенитета за счет ядерного щита;
  • параллельное развитие официальной и неофициальной экономики.

Система морально-психологической обработки военнослужащих Корейской Народной Армии.

Высокий моральных дух и патриотизм достигается путём политической работы, проводимой в войсках. В ее основе были разъяснение личному составу справедливых целей войны, воспитание у солдат и командиров ненависти и презрения к врагу, связь идеологической работы с конкретными боевыми задачами войск, учет сильных и слабых сторон противника, разоблачение его пропаганды, воспитание ненависти к врагу.

Большое значение ГПУ уделяет созданию кадров культурно-просветительных работников ротного звена, подбору и расстановке агитаторов подразделений, организации аппарата по ведению политической работы среди войск противника и военнопленных.

Широко развернута агитационно-массовая работа. В настоящие время наиболее распространенными формами этой работы являются митинги, военно-политические информации и беседы, а также такие средства, как печать, радио, наглядная агитация, выступления культурно-просветительных бригад.

«Сонгун» 송군. Первоочередной военной теорией в морально-психологические подготовки КНР является теория «Сонгун». Слово «сонгун» состоит из слогов, имеющих отдельное значение. «Сон» — означает «прежний, предшествующий, первый», а «Гун» — «армия». Поэтому иногда понятие сонгун переводят на русский язык словосочетанием «приоритет армии» или «политика приоритета армии». 1995-98 годы были для КНДР временем «трудного похода», когда природные катастрофы и голод сопровождались формальным безвластием, ибо Ким Чен Ир соблюдал траур по отцу. Чрезвычайное положение потребовало чрезвычайных мер, итогом которых стала политика «приоритета армии». «Линия сонгунской революции – это великая революционная линия нашей эпохи, всепобеждающее знамя нашей революции» — говорил Ким Чен Ир и официально расшифровал сонгункак «способ руководства революцией и ведения социалистической политики, которые предполагают считать военное дело важнейшим государственным делом и позволяют при опоре на присущие Народной Армии революционные качества и ее боеспособность защитить Родину, революцию, социализм и наращивать темпы строительства социализма в целом».

Основные положения «идеи сонгун»:

  1. Представление об оружии как основе идей сонгун. В основе общетеоретических положений сонгун лежит теория особой роли ружья. Ружье, согласно идее сонгун – это оружие классов, оружие революции, оружие справедливости – дух революции. Именно сила ружья, сила народа – необходимое условие для процветания. Если КДНР признают, как сильное в военном плане государство, то успех на всех других фронтах обеспечен. Следовательно, согласно идеям сонгун — «вооружение – это жизнь». И падение социализма в СССР, и поражение чилийской революции 1970-чх годов теория сонгун объясняет ослаблением вооруженных сил в указанных регионах. Таким образом, «в основе революционной борьбы лежит ружье».
  2. Проблема отношения к оружию и обращения с ним. Важно не просто «иметь» оружие, но и уметь с ним правильно обращаться. Ким Чен Ир говорил: «я ценю и люблю оружие». Однако, в данном случае, любовь к оружию означает «любовь к родине и народным массам, ненависть к врагу.» Практическое проявления любви к родине, согласно идеям сонгун, заключается, в основном, в противостоянии империализму.
  3. Теория силы оружия. Поскольку вооружение КНДР значительно уступает по качеству вооружению противника, боеспособность армии страны в наибольшей степени зависит от уровня психологической подготовки военнослужащих, их психологической стойкости. Можно сказать, что политика сонгун долгое время являлась даже своеобразной заменой религии, а бойцов КНА «духовно вооружали революционными идеями вождя». Одним из преимуществ такой психологической подготовки с позиции правительства КНДР является тот факт, что, по их мнению, «идеология не ограничена и ее сила больше, чем сила атомный бомбы». А идейная слабость соотноситься с «ржавлением» оружия, следовательно, происходит ослабление вооружённых сил, а в итоге и ослабление всего государственного строя. А главная причина «ржавления» — слабость перед капиталистическими пороками – такими, как увлечение алкоголем, женщинами, деньгами, азартными играми.
  4. Обеспечение крепости оружия через акт наследования. Необходимость передачи «оружия» по наследству (сохранение традиций в армии) — одно из условий обеспечения силы оружия.
  5. Теория революционной армии. «Армия не может быть без оружия, но оружие в армии используется на основе воли человека» — гласит идеология сонгун. Утверждение о главенстве человеческого фактора в ВС логически приводит к мысли о том, что КНА может быть одной из самых сильных и боеспособных именно благодаря особому воспитанию бойца.
  6. «Армия на первом месте в политике». Выходцы из вооруженных сил КНДР занимают ведущие места в системе политической власти и государственного управления.
  7. «Армия на первом месте в экономическом строительстве».
  8. Армия на первом месте в идеологии», которая служит как руководствующая идеология.

Таким образом, в заключение следует подчеркнуть, что, боеспособность вооружённых сил КДНР напрямую зависит от психологической подготовки военнослужащих ипроцесс морально-психологической подготовки построен таким образом, что вождь и его теории представляются военнослужащим как своеобразная религия или ее близкая замена. В Корейской Народной Армии бойцов «духовно вооружают революционными идеями вождя».

В современном противостоянии с США идеологический аспект, согласно идеям сонгун, играет не меньшую роль, чем собственно военный. Военная мощь оружия ограничена ТТХ, в то время как «идеология не ограничена и ее сила больше, чем сила атомный бомбы». Подорвать государственную систему как из вне, так и изнутри фактически невозможно. Несмотря на плохое экономическое положение в стране, боевой и моральных дух военнослужащих выше чем у военнослужащих большинства развитых и богатых стран. КНДР продолжают играть важную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Закалка бойца в армии происходит ненасильственными методами. Политическая работа строится таким образом, чтобы военнослужащий воспринимал команды и приказы вождя «сердцем». Такое восприятие строится на отношении военнослужащих к вождю и наоборот вождя к военнослужащим. Вождь, согласно идеям сонгун, относится к своим подчиненным с отцовской любовью. За 2015 год состоялось около 70 эпизодов личного посещения Ким Чен Ыном воинских частей и политическо-идеологоических мероприятий, например, таких как водружение боевого знамени ВВС КНА на «священной» горе Пэктусан.

Список источников

  1. Ганиев Т.А., Шур В.Г., Онищук С.М. Специальное страноведение. Факторный анализ. Электронный учебник. М.ВУ, 2016.
  2. Бурмистров А.А. Специальное страноведение. Корейский полуостров. Электронное учебное пособие. М.ВУ, 2016.
  3. Балканский, А. Жизнь замечательных людей. Ким Ир Сен.-.М.: Молодая гвардия, 2011.
  4. Ланьков,А.Н.: С новым вождем! Как изменится политика КНДР после смерти Ким Чен Ира
  5. Панина, И. Ю Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления. Теория и философия политики, история и методология политической науки .
  6. Ким Ир Сен. О чучхе в нашей революции. Т.1. Пхеньян, 1974; Т. 2. Пхеньян, 1975; Т. 3. Пхеньян, 1982.
  7. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. Пхеньян, 1982.
  8. Бажанова Н. Е. Внешнеэкономические связи КНДР. В поисках выхода из тупика. М., 1993.
  9. Денисов В. И. Корейская проблема: пути урегулирования.
  10. Жебин А. 3. Эволюция политической системы КНДР в условиях гло­бальных перемен
  11. Тягай Г. Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее.
  12. Корейская Народно-Демократическая Республика. Ответственный редактор М.Е.Тригубенко. М., 1985.
  13. Ю.Ким Ир Сен. Отчетный доклад ЦК Трудовой партии Кореи VI съезду партии. Пхеньян. 1980.
  14. Gleysteen W. Н. Jr. Маssive Еntanglement, Маrginal Influence. Саrter аnd Коrеа in Crisis. Washington, 1999.
  15. Parry, Richard Lloyd (June 24, 1998). «Captured sub shames North Korea». The Independent. Retrieved April 7, 2013.
  16. Bermudez, Joseph S. (2001). Shield of the Great Leader. The Armed Forces of North Korea. The Armed Forces of Asia. Sydney: Allen &Unwin.
  17. Homer T. Hodge, North Korea’s Military Strategy, Parameters, Spring 2003.

Гуляев Павел

Психолог Сергей Ключников

Дедовщина в армии, это совершенно уникальное социальное явление, причем по свидетельству различных авторов, российская армия выделяется этим «достижением» среди многих других армий мира, хотя это явление — интернациональное.

Судя по публикациям, министерство обороны кое-что делает в этом плане, однако такие «болезни» быстро не лечатся.

Армия с ее жесткой структурой и дисциплиной вообще является средой, где личность человека, молодого, а по сути, еще мальчишки, подвергается колоссальному прессингу.

Многие не выдерживают этого и либо покидают часть (причем такие побеги нередко кончаются трагически), либо даже накладывают на себя руки, причем процент подобных самоубийств достаточно высок и явно превышает те же показатели на гражданке.

Те, кто прошел испытания, становятся значительно сильнее, хотя процесс нравственного огрубения, изменения в психологии личности после службы в сегодняшней армии в каком-то смысле неизбежен.

Важно проходить подобные испытания с наименьшими потерями, а это возможно прежде всего в том случае, если человек заранее готовится к трудностям и более или менее представляет, в какую среду он попадет.

Вряд ли большое количество современных призывников будут специально искать в интернете информацию по психологической подготовке к службе в армии.

Однако у нескольких сотен тысяч призывников есть близкие, и может быть, первыми прочтут они, сделают свои выводы и каким-нибудь образом донесут вычитанную информацию до сознания тех, кому это адресовано.

Именно это соображение побудило меня разместить на сайте статью моего друга психолога Игоря Татарского, посвященную теме психологической подготовки службы в армии, в помощь призывникам.

Он делится соображениями о том, как надо готовиться к армии, как там вести себя и как противостоять армейскому моббингу.

О так называемых неуставных отношениях в армии слышали, наверное, все. Их можно разделить на две большие условные группы.

Первая группа включает в себя различные малоприятные «правила поведения» и ритуалы для каждого призыва. Эти «правила» передаются десятилетиями из поколения в поколение и касаются практически всех. Они немного отличаются в зависимости от рода войск и от географического размещения части.

Вторая группа — это просто издевательское поведение одних военнослужащих (более сильных) по отношению к другим (более слабым). Эти издевательства носят индивидуальный характер и зависят от конкретного садиста и его жертвы.

Чтобы это различие было понятнее, поясню на примерах:

Первый случай дедовщины в армии. После ужина некий взвод отправляется «на картошку» — чистить на кухне картошку для всей части.

Чистят, естественно, молодые солдаты — им «положено», а старослужащие лоботрясничают (в зависимости от степени попустительства офицеров «деды» могут пойти спать, пойти в другую роту поболтать с приятелями, выпить водки и отправиться «ловить» приключения и т. д.). Это «правила поведения».

Другой пример армейского моббинга. Некий «ветеран» заставлял нескольких «сынков» поедать письма из дома, которые находил в их карманах.

Причем давал на эту процедуру почему-то только две минуты. Поскольку с непривычки за это время письмо съесть довольно трудно, то он требовал, чтобы ребята тренировались на газетах. Ну и так далее. Так вот это действие можно отнести к категории индивидуальных издевательств.

Все эти неуставные отношения сильно попахивают смесью позднего рабовладельческого общества с ранним феодализмом.

Они в значительной степени ослабляют боеспособность армии. С ними борются отдельные офицеры, военные психологи, юристы, священники, общественность.

Однако проблема эта непростая и решается пока довольно медленно.

«Правила поведения» разделяются на две категории.

К первой категории относятся те, что ущемляют права самого молодого призыва — на нем лежит основная тяжесть бытовой работы в казарме. Например, уборка в роте или на территории, кухня и т. п.

В «поле», на боевом объекте бывает как раз наоборот — там основная ответственность лежит на более опытных старослужащих.

Вторая категория — это особые привилегии, касающиеся прослуживших от полугода и больше. Чем больше солдат или матрос служит, тем больше он имеет привилегий.

Само наличие этих привилегий практически никак не ухудшает жизнь «молодых» — они просто не имеют «права» ими пользоваться, им «не положено».

Например, старослужащие могут не ходить на зарядку и поваляться в постели лишних пятнадцать минут. Они могут ушивать форму, точнее, почти должны, иначе на них косо будут смотреть ребята этого же призыва, и «не поймут» молодые, мечтающие сделать то же самое.

Прослужившие полгода могут, осторожно, конечно, не сразу расстегнуть крючок у формы и слегка ослабить ремень. Те, кто прослужил год, могут позволить себе расстегивать верхнюю пуговицу, не по уставу носить ремень, модифицировать свою повседневную или парадную обувь и т. п.

Буйная же фантазия «ветеранов», прослуживших полтора года ограничивается только волей военных офицеров. Если офицер закрывает на это глаза, то «дедушка» может позволить себе абсолютно все.

Кстати, об одежде. Разница между старослужащим и молодым в одежде, в манере ее носить существует абсолютно по всем позициям: пуговицы, трусы, обувь, портянки, шинели, бушлаты, головные уборы, ремни, кокарды, брюки, погоны и т. п.

Неписаные «правила поведения», эти «положено — не положено» регламентируют абсолютно все стороны армейской жизни (за исключением боевой): прием пищи, ее количество, отход ко сну, место сна, место в машине или в клубе, место в строю, манеру строевого шага, время отбоя и подъема, порядок и форму отдыха, манеру ходить и говорить, порядок умывания, порядок увольнения в город, порядок соблюдения уставов.

Например, выпить или удрать в самоволку может себе позволить только старослужащий. Если это сделает молодой, то ему очень крепко достанется. Есть даже такое определение: «пьянка» — «в бой идут одни старики».

Конечно, в разных частях и ротах, на разных кораблях и «точках» могут быть свои вариации этих «правил»: где-то молодой солдат, исполняя стишок для ветеранов «Дембель стал на день короче», стоит на табуретке, а где-то на тумбочке; где-то хоронят окурки, а где-то нет; где-то принято носить «ветерана» ночью в туалет на одеяле, а где-то сам ходит.

Стратегии борьбы. Скажем сразу, борьба с неуставными отношениями — дело очень сложное и иногда небезопасное.

Только с ростом культуры всех военнослужащих: и рядовых, и прапорщиков, и офицеров можно достичь положительных сдвигов. Но армия и флот не существуют в отрыве от остального общества, поэтому окончательно решить эту проблему можно только, как говорят на Руси, всем миром.

1) Индивидуальная борьба против армейского моббинга. Возможна и эффективна против индивидуальных издевательств.

Против «правил» бороться очень сложно, так как в этом случае против борющегося выступает, как правило, почти весь старший призыв, ревностно следящий, чтобы «рабы» не бунтовали.

Надо стараться с самого начала не провоцировать своей слабостью любителей поизмываться.

Еще раз скажем: качайтесь, качайтесь, качайтесь! Над физически сильными ребятами очень редко издеваются. Следите за своим внешним видом, осанкой, походкой, речью.

Старайтесь быстро освоить свою воинскую специальность: над хорошими специалистами издеваются крайне редко. Если же кто-нибудь сделает такую попытку, то его быстро приведут в чувство ребята своего же призыва. Помните: не давайте повода!

2) Коллективная борьба с армейской дедовщиной. К сожалению, встречается очень редко, потому что молодые солдаты разобщены и не могут организоваться.

В крупных частях это сделать очень трудно, а вот в маленьких бывали случаи, когда целый призыв мог так себя поставить, что все старослужащие его не только уважали, но и побаивались.

Как-то раз пришло новое пополнение, в котором из 25 человек было пятеро спортсменов-борцов. Ну и сами понимаете…
Иногда помогают земляки из «стариков» — «наших» не трогай», — говорят они «ветерану», который ищет кого-нибудь, чтобы ему постирали одежду — «бери других».

Как же случается, что молодые солдаты, натерпевшись и настрадавшись, став старослужащими, сами начинают мучить молодых?

Некоторые считают, что раз их мучили, то теперь они «имеют законное право» измываться над другими. В качестве компенсации психологического ущерба. Накачав физическую силу, они остаются слабенькими в духовном плане.

Мне, например, один «дед» на полном серьезе пытался доказать, что он имеет право выбить мне зуб, так как ему год назад выбил зуб один сержант.

Стыдно и обидно за нашу армию, которая побеждала врагов тогда, когда Америку еще не открыли, а с этой проблемой до сих пор борется с переменным успехом.

Редко кто из уволенных в запас может рассказать своей девушке или детям, как он смело отбирал за обедом мясо у молодых или заставлял чистить себе сапоги.

Об этом многие предпочитают помалкивать. Постарайтесь в любой ситуации в течение всей службы оставаться человеком. Как говорили и говорят настоящие солдаты — «служить надо так, чтобы не было войны!»

Если вас достали. В любой армии мира случается всякое.

Бывает так, что неприятности валятся одна за другой: в казарме над вами издеваются, во время стрельб вы ухитрились сломать зарядное устройство и командир из-за вас решил наказать все отделение, вдобавок из дома приходят плохие вести, а впереди еще почти два года службы. Кажется, все — дальше жизни нет. Не делайте глупостей!

Потерпите. Как сказано в Евангелии: «Претерпевший же до конца — спасется». И не просто терпите, сложа руки. Работайте, работайте над собой. Качайте не только силу. Качайте мозги, качайте характер, закаляйте душу.

Не озлобляйтесь на людей, озлобляйтесь на вашу слабость и искореняйте ее. У вас есть для этого все необходимые ресурсы. Уже через неделю будет легче. Через две ситуация изменится в вашу пользу. А через месяц вы будете удивляться своим переживаниям.

Но, главное, — вы будете. Пока вы живы — вы все сможете. Вы обязаны вернуться — к своим родителям, к своей будущей жене, к будущим детям.

Дослужить и вернуться победителем. А дураков, которые мешали вам жить, вы забудете уже на второй день после дембеля. В кабине одного военного грузовика я как-то прочитал надпись: «Солдат, помни, тебя ждут дома!»

Психологическая подготовка к службе в армии очень важна.

Когда тяжело, надо просить помощи. В этом нет ничего стыдного — ведь мы же люди. Главное, не оставайтесь в одиночестве. Просите помощи у солдат своего призыва, у своих земляков, просто у хороших ребят.

Просите помощи у офицеров — это не значит ябедничать или «закладывать». В этом состоит работа офицеров — помогать солдатам. Им за это деньги, между прочим, платят.

Если в роте что-нибудь случится нехорошее из-за того, что кто-то терпел и боялся пожаловаться, то командира могут не только снять, но и под суд отдать.

Если вы считаете, что к ротному обращаться бесполезно, всегда можно подойти к комбату. В некоторых частях есть психологи, священники.

Вы можете написать письмо командующему округом, министру обороны, президенту, в газету, на телевидение, домой, в конце концов. Вы можете сообщить о своих неприятностях друзьям — бывает так, что «снаружи» больше возможностей для помощи.

Да, в армии не очень любят жалобщиков, особенно те, на кого жалуются.

Да, некоторые на вас могут неделю-другую косо смотреть, а некоторые — с уважением за то, что вы не побоялись, за то, что теперь стало больше порядка и дисциплины, за то, что после вашего звонка можно спокойно и нормально служить, а не пресмыкаться.

Во всяком случае, это лучше, чем удирать из части.

Роль и функции военного психолога Текст научной статьи по специальности «Психология»

Психологическая поддержка личности в профессии и профессиональном образовании

Е.Е. Кравцова РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА

Роль и функции военного психолога рассматриваются с точки зрения задач сопровождения психического и личностного развития военнослужащих. Показывается, что личностное развитие лежит в основе формирования психологической готовности к службе в армии.

Ключевые слова: военный психолог, функции военного психолога, психологическая готовность к службе в армии, психическое развитие, личностное развитие.

Военная психология как отрасль современной психологической науки имеет длительную историю. Более двадцати лет факультеты и институты психологии готовят военных психологов, ряд которых успешно работает в армии. Однако на сегодняшний день существуют весьма серьезные проблемы как в самой армии, так и в подготовке военных психологов. Есть весомые основания для решения этих проблем, и первый шаг в этом направлении связан с переосмыслением роли и функций военного психолога.

Нередко высокие армейские чины, объясняя тот или иной отрицательный феномен современной армии, справедливо ссылаются на то, что служащие армии приходят из общества с его проблемами и трудностями. Поэтому армейские проблемы и трудности во многом вытекают из этого. Представляется, что армейский психолог обеспечивает, вернее должен обеспечить, непосредственную связь армии и общества.

Работа с солдатами, приходящими на срочную службу из гражданского общества, обеспечение психического и личностного развития тем, кто связывает свою профессиональную деятельность с армией, создание условий для гармоничных полноценных семей военнослужащих, отбор и образование тех, кто приходит служить

© Кравцова Е.Е., 2009

по контракту — вот далеко не полный перечень тех проблем, решение которых связано с некоторым «мостиком» между армией и гражданским обществом, что должен обеспечивать военный психолог.

Итак, военная психология — это некоторый «мостик» между гражданским обществом и армией. С одной стороны, в этом тезисе нет ничего принципиально нового. Вместе с тем, с другой стороны, такое понимание роли военного психолога предъявляет особые требования и к его личности, и к его подготовке.

Военный психолог одинаково хорошо должен разбираться в разных проблемах современной психологии. Если придерживаться современной классификации психологической науки, то военный психолог одновременно должен быть и социальным, и педагогическим психологом, быть специалистом по психологии личности, разбираться в психологии развития, иметь навыки инженерной психологии и т. п. При этом он должен знать и понимать как проблемы гражданского общества, так и особенности службы в армии.

Представляется, что в этом контексте подготовка военных психологов должна осуществляться в гражданском вузе и при подготовке специалистов должен быть обязательно учтен универсальный характер военной психологии. Это обеспечит, с одной стороны, владение методами современной психологической науки, а с другой — психологическое осмысление гражданской жизни общества и себя в нем.

Одновременно будущие военные психологи нуждаются в организации разносторонней практики в армии. Так, это может быть и ознакомительная практика, когда студенты знакомятся с разными сторонами жизни армии, и производственная практика, когда они будут проводить диагностику, коррекцию, развивающие тренинги, индивидуальную психологическую помощь военнослужащим и членам их семей и т. п., педагогическая практика, в рамках которой они смогут научить армейский контингент разным умениям и навыкам как общекультурного характера, так и имеющим непосредственное психологическое значение.

В течение учебного года будущие военные психологи смогут проходить все эти практики в традиционных для психологов местах — образовательных и медицинских учреждениях, психологических консультациях и т. п. В течение же летних каникул они могли бы в разных формах реализовать полученные знания и умения в армии.

Итак, основная роль психолога связана с обеспечением непосредственной связи между армией и обществом. Такое понимание роли военного психолога диктует его основные функции.

Е.Е. Кравцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая функция военного психолога касается целенаправленного формирования у будущих солдат и их семей адекватного отношения к армии. Конечно, невозможно сформировать положительное отношение без качественных изменений условий срочной службы. Нынешние сроки службы, с одной стороны, радуют и будущих солдат и членов их семей, но с другой стороны, только уменьшением сроков службы невозможно вызвать доверие к армии и сформировать желание служить в ней.

Таким образом, формирование положительного отношения к армии и желания служить в ее рядах сопряжено с качественными изменениями в армейской жизни. Эти изменения должны быть специально изучены в разных психологических исследованиях. Есть некоторые основания считать, что военные психологи, которые будут целенаправленно осуществлять связь между гражданской и армейской жизнью, будут способствовать качественным изменениям в жизни военнослужащих.

Вторая функция военного психолога непосредственно связана с первой и может быть сформулирована как целенаправленное формирование психологической готовности к службе в армии. Многие проблемы не только военнослужащих срочной службы, но даже и тех, кто связывает свою профессиональную судьбу со службой в армии, имеют причиной отсутствие психологической зрелости, низкий уровень психологической готовности к службе в армии. Это может вызвать и побеги из армии, и неуставные отношения, и различные психологические расстройства, которые могут привести к серьезным заболеваниям.

Третья функция военного психолога также связана с предвоенной жизнью. Сегодня основными критериями, по которым тот или иной призывник отправляется в соответствующий вид войск, является состояние здоровья. Ни в коей мере не отрицая значение этого фактора, необходимо отметить, что, во-первых, нередко особенности соматического здоровья связаны с психологическими факторами, и, во-вторых, есть важные психологические предпосылки, по которым того или иного призывника противопоказано отправлять служить в определенный род войск.

Наряду с собственно психологической работой военный психолог должен повышать уровень психологической грамотности разных категорий военных. Поэтому четвертой функцией военного психолога является постоянная работа с военнослужащими. Это могут быть практические занятия, лекции, практикумы для тех, кто руководит разными категориями военнослужащих, это могут быть психологические консультации, направленные на решение личных и профессиональных проблем военнослужащих и их семей.

Важной функцией военного психолога является проектирование разного рода образовательных и коррекционных программ, развивающей среды, комфортных условий как для тех, кто в армии на короткий срок, так и для тех, кто связал свою жизнь с армией. Нередко проектирование досуга или отдыха солдат, офицеров и других служащих приводит к положительному влиянию на их психическое и личностное развитие, способствует более эффективному овладению новыми технологиями, повышает их профессиональный уровень.

В психологии почти аксиоматическим стало положение о том, что обучение ведет за собой развитие. К сожалению, этот тезис реализуется только в педагогической психологии. Значительно реже он используется в психологии развития. При этом само обучение понимается как процесс учения в образовательных учреждениях. Однако человек обучается всю жизнь, и в этом контексте любое место его длительного пребывания может и должно рассматриваться как процесс обучения, которое он в это время получает.

Армия, к сожалению, довольно мало рассматривается в этом контексте, хотя солдат срочной службы приобретает довольно большое количество самых разнообразных теоретических и практических знаний и умений. Эти знания и умения необходимы ему не только для реализации его службных обязанностей, но они оказывают довольно значительное влияние и на развитие человека. Одним это влияние позволяет стать более взрослым, ответственным, мужественным, у других повышается уровень агрессивности, противоправного поведения.

Без преувеличения можно сказать, что на сегодня это влияние знаний и умений на психическое и личностное развитие человека во многом стихийно. Это связано с разным психологическим возрастом военнослужащих. В армии служат и молодые ребята, пришедшие на срочную службу, и сверхсрочники, которые на несколько лет их старше, и офицеры. В то же время реальный, физический возраст человека далеко не всегда соответствует психическому. Во всех категориях военнослужащих есть люди, которые не вышли из детского онтогенеза. Они, как правило, не только имеют проблемы с окружающими людьми, но и серьезные личные проблемы, что нередко может привести к разного рода соматическим и психологическим заболеваниям или акцентуациям.

Другой фактор, определяющий влияние обучения на развитие, связан со спецификой личностного развития человека. К примеру, оружие в руках человека с высоким уровнем агрессивности, вызывает некоторую тревогу. Следовательно, и в этом случае перспективы подготовки специалиста напрямую связаны с решением проблем его личностного развития.

Основные направления работы военного психолога.

⇐ Предыдущая12345

Выполняя свои функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по решаемым задачам и характеру их применения в отдельные виды деятельности. К числу основных видов деятельности военного психолога относятся следующие:

1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности планируются и готовятся различного рода мероприятия, ведется документация и совершенствуются необходимая материально-техническая база, формализованные документы (справки, обзоры, донесения и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктируются и обучаются другие субъекты психологической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.

2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.

3. Психодиагностическая деятельность.Психодиагностика является основным «инструментом» психологического изучения военнослужащих. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего, социально-психологических характеристик деятельности воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность воинской деятельности.

Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Она осуществляется в целях индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и служебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослужащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения. Мероприятия, проводимые в рамках данного вида деятельности, позволяют осуществить прогноз дальнейшего развития объекта обследования; определить наиболее эффективные способы работы с ним; разработать конкретные рекомендации для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих условий жизни и деятельности военнослужащих. Результаты психологического изучения во многом определяют специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, а также содержание управленческих решений должностных лиц.

Арсенал психодиагностики составляют такие методы, как тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога (например, психологическое изучение личности военнослужащего, социально-психологического климата в коллективе и т.д.), и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи (например, предварительное изучение и получение сведений о клиенте в связи с его обращением к психологу по поводу решения определенной проблемы).

Основными типами психодиагностических ситуаций, возникающих в условиях воинской части, как правило, являются ситуации, связанные:

o с мероприятиями профессионального психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям и должностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу, выявить лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склонных к различным формам девиантного поведения;

o добровольным обращением военнослужащего (членов их семей) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) военнослужащего в профессиональной деятельности и личной жизни и определить пути их преодоления;

o аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в военном вузе;

o принудительным обследованием, проводимым по решению командования для получения необходимой информации (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т.п.);

o необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава;

o необходимостью получения заблаговременной объективной информации относительно уровня психологической готовности и психофизической надежности военнослужащих, заступающих на боевое дежурство (в караул), допущенных к выполнению задач, требующих особой ответственности и длительного автономного функционирования.

Полученные данные могут использоваться:

o — психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной или развивающей работы;

o — другими специалистами, например медицинскими, социальными работниками;

o — должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;

o — другими людьми (родственниками, представителями воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

o — самим обследуемым в целях саморазвития или коррекции собственного поведения.

Изучение индивидуальных и групповых психологических особенностей военнослужащих — важный, но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога, позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета при принятии управленческого решения. Наряду с другими функциями оно помогает выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нуждающихся в оказании им психологической помощи.

4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается система мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. Данный вид деятельности является, пожалуй, наиболее трудным, поскольку в наименьшей степени регламентирован, включает все вышеперечисленные виды деятельности и требует от психолога интенсивной эмоциональной и интеллектуальной «включенности» в ситуацию взаимодействия с клиентом.

В ходе оказания психологической помощи решаются следующие задачи:

o — разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;

o — поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

o — психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;

o — психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности;

o — повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих;

o — создание психологических условий в воинской части, исключающих необоснованные чрезмерные психологические и физические нагрузки на личный состав, способствующие благоприятному психологическому самочувствию военнослужащих, сохранению их психического здоровья.

Под психическим здоровьем понимается комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека .

Необходимость психологической помощи и сохранения психического здоровья военнослужащих обусловлена тем, что в условиях военно-профессиональной деятельности человек неминуемо сталкивается с многочисленными проблемными ситуациями, требующими наличия определенного уровня психического ресурса человека для их успешного преодоления. Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса соответствующего уровня и разбалансированности психического здоровья человека. Таким образом, объектом психологической помощиявляются военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления трудных ситуаций и расстройства психического здоровья.

Множество проблем, с которыми встречаются военнослужащие в своей жизни и деятельности, можно разделить на две категории: психологические и предметные, или непсихологические.

Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей человека, дисгармоничное состояние, вызванное определенными противоречиями в развитии или негативными изменениями (событиями) в личной и профессиональной жизни. Психологическая проблема отличается от непсихологической тем, что ее решение предполагает изменение личности (группы), в то время как непсихологическая проблема решается путем перемен в предметной среде человека. Так или иначе, изменение предметных параметров должно быть сопряжено со знанием психологической стороны проблемы, т.е. с характером отражения, восприятия различных ее аспектов человеком, знанием его психологических возможностей и особенностей и пр.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня, регламентированный режим поведения, невозможность уединиться, усиление ответственности, непривычные природно-географические условия — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих. Еще более мощные предпосылки для формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна и отдыха и многое другое являются основными факторами негативного воздействия на психику военнослужащих.

Наиболее типична по уровню субъективной трудности для большинства военнослужащих ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином «адаптация» понимается процесс приспособления человека к меняющейся обстановке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям.

Адаптация протекает сложнее и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый адаптационный потенциал.

Затрудненная адаптация может наблюдаться и у лиц, имеющих какие-либо дефекты строения тела или внешнего вида (избыточная полнота или чрезмерная худоба, большие нос, уши, кривые ноги, небольшой по размеру половой член и т.п.). Чаще всего именно эти люди становятся объектом насмешек и издевательств со стороны других, а названные недостатки — предметом собственных тягостных переживаний этих воинов.

Усугублять негативные психологические проявления могут не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со стороны командиров и т.п.).

Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военнослужащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие либо отсутствие отклонений от нее у конкретного человека.

Круг лиц, нуждающихся в оказании психологической помощи, не ограничивается теми, у кого наблюдаются некоторые отклонения от общепринятых форм поведения и реагирования. Очень часто военнослужащий, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности, не может самостоятельно найти выход из сложившейся обстановки, правильно определить для себя наилучшую линию поведения или, проще говоря, не обладает необходимыми навыками принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т. п. В этом случае также требуется квалифицированная помощь и поддержка со стороны психолога и лиц ближайшего окружения.

В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая.

Основными видами и методами психологической помощи являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, психокоррекция, психотерапия, психореабилитация. Рассмотрим их подробнее.

Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности. Необходимость данного вида психологической помощи обусловлена прежде всего его ролью: болезнь (проблему) легче предупредить, чем вылечить.

Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальными работниками, юристом и др.). Психологическая профилактика и психогигиена предполагают:

o — своевременное выявление таких индивидуальных особенностей военнослужащего, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;

o — предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в связи с возрастными и социализационными кризисами (психическое расстройство — общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает основание для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);

o — оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима деятельности и отдыха, выявление ситуаций и условий воинской деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологическое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания и т.д.).

Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической компетентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.

В ходе консультирования решаются следующие основные задачи:

o — оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи;

o — оказание эмоциональной поддержки, профессиональной помощи в решении заявленной проблемы;

o — информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей;

o — изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

o — повышение общей психологической грамотности военнослужащих и должностных лиц;

o — коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

o — выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

o — развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

o — повышение стрессоустойчивости;

o — повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческому освоению мира.

o Консультирование осуществляется, как правило, в форме специально организованной беседы психолога с клиентом. Оно может проводиться также путем организации почты доверия или телефонов доверия в рамках воинской части. Консультирование может быть индивидуальным или групповым.

Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его деятельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консультирования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у различных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25 % и более. Наиболее типичными темами, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к условиям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состояниями, обусловливающими обращение к психологу, являются испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т.п.

Характер консультирования в условиях воинской части отличается от консультирования, осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих; круг охватываемых проблем также значительно шире — наряду с помощью в решении сугубо личностных проблем осуществляется консультирование (в том числе командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.

Деятельность военного психолога отличается и спецификой ситуации, в которой требуются его профессиональные действия, и особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают исследования, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, связанных с повышенными требованиями и ответственностью за жизнь и безопасность военнослужащих.

Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, механизмах возникновения негативных психических состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Задачи психологического просвещения:

o — ознакомление военнослужащих с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития человека;

o — популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;

o — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с людьми или в интересах развития собственной личности;

o — достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе и др.

От консультирования просвещение отличается прежде всего наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведений, не соотносимых напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных военнослужащих.

Психологическое просвещение и обучение реализуются в системе общественно-государственной, командирской и боевой подготовки, а также # процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем. Формами психологического просвещения могут быть также выставки, подборка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов, оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии. Эффективной формой психологического обучения являются различного рода тренинги (психофизические, социально-психологические).

Психокоррекция представляет собой психологическое воздействие, направленное на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности. Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция, таким образом, — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человек а с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека.

Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) представляет собой систему лечебного воздействия психологическими средствами (вербальными и невербальными) на психику, а через нее на весь организм и поведение клиента. Психотерапия является деятельностью, направленной на обеспечение личностного роста военнослужащих, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование и развитие качеств, необходимых для их профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в воинском коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают еемедицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств).

Психические заболевания — это поведенческие расстройства, которые приводят к более высокому уровню заболеваемости и смертности. Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Психореабилитация, использующая в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов.

Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных условий.

Перечисленные виды деятельности военного психолога образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур исследовательского и управляющего характера решение задач оптимизации условий жизнедеятельности военнослужащих, обеспечения эффективного выполнения ими военно-профессиональных обязанностей и сохранения их психического здоровья. При этом каждый из выделенных видов деятельности (если за критерий их сравнения братьотношение к норме, рассматриваемой как оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:

o психодиагностика — как деятельность по определению актуального состояния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозированию его будущего состояния;

o психологическое консультирование и просвещение — как деятельность, направленная на осознание военнослужащими (членами их семей) феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;

o психотерапия, психокоррекция и психореабилитация — как психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, в целях возвращения его в нормальное состояние;

o психопрофилактика и психогигиена — как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии, с целью предупредить возможные последующие отклонения.

Военный психолог

Военный психолог — армейская должность, введенная в 2001 г. указом Президента РФ, обязательная для каждого полка.

Задачи военных психологов

  • Отбор курсантов и новобранцев для разных родов войск с учётом специфики военного дела. Разработка методов отбора.
  • Повышение психологической боеготовности личного состава и подразделений.
  • Улучшение межличностного взаимодействия в армии.
  • Организация эффективной деятельности военнослужащих.
  • Помощь в преодолении тяжёлых психологических состояний, характерных для участников боевых действий.
  • Помощь в адаптации к гражданской жизни военнослужащим, вышедшим в отставку.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу. Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.). В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации. Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией. Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе. Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования. Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.). Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы). Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *