В чем мудрость

В чем мудрость

Романова М.А. ПСИХОЛОГИЯ МУДРОСТИ: ИМПЛИЦИТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Проблема мудрости в психологии долгое время оставалась без внимания. Первые эмпирические исследования мудрости начали проводиться лишь в 70-х годах прошлого века. В нашей стране до сих пор существует мало работ и исследований, посвященных теме мудрости. Между тем данная проблема имеет большое теоретическое и практическое значение. С одной стороны, исследования, направленные на понимание природы мудрости, позволяют сделать весомый вклад в понимание процессов старения, сохранения интеллекта и психического здоровья в пожилом возрасте. С другой стороны, известно, что мудрость проявляется в умении решать разнообразные жизненные проблемы, ориентироваться в житейских ситуациях, а значит, изучение данной проблемы может помочь человеку развить в себе эти способности, научиться принимать решения в трудных и неопределенных жизненных вопросах и умело преодолевать кризисные ситуации и препятствия, с которыми все мы неизбежно сталкиваемся на протяжении нашей жизни. Кроме того, есть данные о значительном влиянии мудрости на сохранение удовлетворенности жизнью, особенно в пожилом возрасте с возрастанием количества различных физических и социальных ограничений, что также доказывает значимость и актуальность исследований, посвященных проблеме мудрости. Главные подходы к изучению мудрости могут быть классифицированы как имплицитно-теоретические, основанные в целом на поиске того, как
различные группы людей понимают, что такое мудрость, и эксплицитно-теоретические, имеющие в своей основе формальные теории мудрости, которые предлагают ее определение. В основу эмпирического исследования был положен имплицитно-теоретический подход. Таким образом, целью являлось не столько создание «психологически верного» представления о мудрости, сколько такого ее понимания, которое являлось бы правильным по убеждению людей. Данная цель конкретизировалась в таких задачах, как: изучение имплицитных моделей мудрости у различных возрастных групп; операционализация конструкта и создание опросника диагностики уровня мудрости; выявление различий в уровне мудрости у представителей различных возрастных, половых, профессиональных групп; изучение взаимосвязи между мудростью и некоторыми когнитивными характеристиками личности (рефлексия и направленность мышления).

В результате проведенного исследования был составлен список тех качеств, личностных характеристик, особенностей поведения и социального взаимодействия, которые люди различных возрастных групп вкладывают в понятие «мудрость».

В ходе анализа представлений людей о мудрой личности были выявлены различия в выделении основных характеристик мудрого человека среди разных возрастных групп: лица юношеского возраста ставят акцент на когнитивно-опытных характеристиках мудрой личности и умении эффективно преодолевать трудности, в то время как пожилые люди большее внимание уделяют качествам, проявляющимся в отношениях к людям и в процессе взаимодействия с другими людьми. На основе всего имеющегося материала путем теоретического анализа разработан конструкт мудрости. Создана методика диагностики уровня мудрости, прошедшая всю психометрическую проверку. Выявлены значимые возрастные и половые различия в уровне мудрости. Различия в уровне мудрости у представителей различных типов профессий не являются достоверно значимыми. Обнаружена значимая связь между мудростью и рефлексией. Связь между мудростью и направленностью мышления не является статистически значимой. Таким образом, нужно подчеркнуть актуальность и важность исследований по проблеме мудрости, имеющих как теоретическое, так и большое практическое значение. Данная тема является новой, мало изученной и обладает большими перспективами развития.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Живая Мудрость

(Ассоциации Спинозы при Обществе имени Рериха)

Одним из наиболее драгоценных для меня впечатлений останется центр Спинозы при нашем Обществе. Во времена беспокойства и смятения, во дни крушения механической цивилизации каждый знак духовного подъема особенно ценен.

Я вспоминаю, с какою устремленностью и упорностью д-р Кетнер пришел ко мне и какую пламенность я почувствовал в его приходе во имя великого философа Спинозы. Также драгоценно было для меня ознакомиться с устремленною группою молодых работников, объединенных великими идеями Спинозы, под руководством д-ра Кетнера. Не преувеличиваю, но только свидетельствую.

Конечно, великая духовная радость будет творяща для последующего. Представьте себе рабочую молодежь, бедную материально, трудами содержащую себя, но духовно объединившуюся вокруг великого имени и посвящающую все свободное время действенному изучению высокой философии. И не для отвлеченности изучают они. Нет, этим изучением они преображают жизнь свою и через свет их сердец начинают жить высокие идеалы. Эти светочи самоотверженности прободают окружающую тьму и создают еще одну твердыню против невежества. А ведь мы знаем, как воинственно невежество и как заразительна тьма!

Руководитель группы д-р Кетнер является истинным учителем, ибо он не только ведет собрания и читает лекции, но к нему приходят за советом во всех житейских дилеммах. И он вооружает прочным доспехом молодых воинов. Он говорит им, как практично Благо и как постыдно и разрушительно Зло. Он же скажет, что Благо там, где творчество, созидательность и духовность. В Благе и вмещение, и преданность, и любовь. Высшее – в свете самопожертвования и низшее – в тьме предательства. Отвлеченное для ограниченных мозгов понятие эволюции и подвига таким порядком становится жизненным краеугольным камнем каждодневности. Эти основы явлены там, где жизнь так трудна, там, где борьба иногда выбивает из строя лучшие силы.

Разве не трогательно видеть, как многочисленная группа молодежи избрала щитом своим высокую философию? Они объединили и укрепили себя именем Мудреца, который так безбоязненно и самоотверженно вносил в жизнь обновленное понятие Бытия. В его прозорливом понимании материя была возвышена и заняла должное место. А ведь всякое возвышение есть благородное действие. В возвышении всего мы неизбежно возвышаем и самих себя, ибо мы устремляем энергию вверх; от начала и до конца все будет восходить в том же направлении. Этим благородным подъемом приходит к нам нужное качество терпимости. Если мы будем вводить терпимость лишь условно и поверхностно, получится лишь лицемерие – одна из наиболее темных масок. Только благородным подъемом духа в неустанном осознанном труде приходит этот чудесный гость – просвещенная терпимость. Именно это качество, выросшее естественно, приносит с собою и улыбку мудрости. Говорю о той улыбке мудрости, с которою Мудрец выслушивает искателя. В его ободряющих глазах и молчаливом кивании выражено: «Пытайся, мой сын! Ничего не значит, если временно ты идешь боковою тропою. Лишь иди вперед, не оглядываясь, не страшась камней и терний. Помни, если крутой всход будет слишком гладок, то восхождение тебе будет еще более трудным. Камни не только не мешают тебе, но даже поддерживают тебя. Не забывай это и благословляй эти камни, ибо каждый может быть употреблен как ступень».

Вспоминаю, как однажды на Востоке ученый раввин сказал: «Вы тоже Израиль. Ведь каждый ищущий Света – Израиль». В этих кратких словах была выражена Мудрость незапамятных веков. В них звучала не только возвышенность, но и терпимость.

Когда вы, соучастники Центра Спинозы, сходитесь на собрание, вы одеваетесь в праздничные одежды, ибо, как я знаю, эти собрания для вас истинный праздник. Такое обыкновение является уже ручательством истинного понимания, следствиям которого будет и терпимость и вмещение. Вы знаете, как великий Спиноза страдал в своей жизни только потому, что он самоотверженно стремился выразить Истину. Но мы знаем, что мученичество есть нагнетение энергии. В этом нагнетении вы получаете право стучаться во все врата, где может быть укреплено полезное созидание. Повторяю, вы перенесли философию из абстракции в жизнь. В этом действии вы явили основы истинной эволюции, ибо все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста. Через этот Мост придет Вышний во Славе!

Знаю, что Центр Спинозы будет расти, ибо он был зачат на здоровых основах в жизненно ощутимой реальности. Не туман, но Свет в основе эволюции. Если мы понимаем, что Свет есть цвет и звук, мы также поймем, насколько все прекрасное необходимо для построения храма эволюции. Даже Джинны помогали Царю Соломону строить Храм. Призывая Свет и Прекрасное, мы также заставим даже Джиннов помогать в этом великом созидании.

Во имя великого Знания и прекрасного Подвига приветствую вас!


Умные люди приятно выделяются из толпы. Они особенные. Выделим их основные качества.

1. Умение принимать решения

Они решительны и уверенны, верят в себя, прислушиваются к интуиции и поэтому умеют принимать правильные решения. Нам всем приходится постоянно делать выбор. Куда пойти работать? С кем сходить в кино? Какой купить чай? Выбор – неотъемлемая и постоянная часть нашей жизни. Люди умные умеют трезво взглянуть на ситуацию, увидеть перспективы и принять решение по-настоящему правильное. Именно в этом секрет их успеха и заключается.

2. Достойное окружение

Воспитанные и интеллигентные люди выбирают окружение . Они заводят новые знакомства часто , однако очень разборчивы. И вот именно это качество выделяет умных людей из остальных. У них не много друзей, зато каждый из них сразу же придет к ним на помощь, достаточно попросить. Из качества и количества умные люди выбирают качество.

3. Мудрое использование возможностей

Люди умные быстро идентифицируют возможности, и, главное, умеют правильно ими пользоваться. Они внимательны, ответственны и усердны.

4. Нестандартное мышление

Образ мыслей – вот что отличает умных людей от всех остальных. Люди глупые ограничены в своих суждениях, а вот умные наоборот всегда открыты для новых идей. Им видны не только белое и черное, но и промежуточные цвета тоже. Умные не боятся думать иначе, поэтому именно они и являются двигателями прогресса

5. Непрерывное развитие

На протяжении своей жизни люди учатся. Умные люди регулярно что-то новое изучают, приобретают различные навыки и остаются в курсе последних событий и новостей. Обычно они имеют развивающее хобби.

6. Хорошее чувство юмора

Смех и веселье в нашей жизни, безусловно очень важны. Без радости наша жизнь была бы скучной и пресной. Умные люди очень любят пошутить , расслабить обстановку. Итак: чем больше мы смеемся, тем легче наша жизнь и ближе успех.

Основные качества умных людей.

Кого только не делала мировым кумиром современная мода! В почете уже были и легкомысленные блондинки, и роковые брюнетки и даже сверхстройные подростки. Но мода на умных и интеллигентных людей не прошла еще и не пройдет никогда, ведь мудрая женщина или мужчина все сделают для того, чтобы кумиры соответствовали им, а не наоборот. Но как распознать умного человека, не отягощая его сложными математическими уравнениями или иными расспросами? Можно ли приметить яркий интеллект в модели поведения и в стиле жизни? Что же, специалисты гарантируют, что это вполне возможно, ведь умный человек, как и любой иной, имеет при себе целый ряд примечательных качеств.

Смелость принимать решения – это первая из целого списка основных характеристик интеллигентной личности. Она трезво оценивает любую ситуацию, моментально видит все возможные перспективы и блестяще ориентируется даже в самых сложных проблемах. Умные люди сами принимают решение, ведь они никому не вверяют штурвал собственной жизни.

Соответствующее окружение – это еще одно неотъемлемое качество. Интеллектуал будет общаться только с равными себе, ведь недалекие личности не стимулируют к самосовершенствованию.

Грамотное использование своих возможностей. Мудрые люди никогда не упускают свой шанс, так как они не бояться строить карьеру и счастливую личную жизнь.

Обладание нестандартным мышлением – это привилегия только умных людей. Такие не делят жизнь на белые и черные полосы, ведь их ум способен различать намного больше оттенков и цветовых гамм. Именно подобное нестандартное мышление и сделало в свое время множество гениальных открытий, которые существенно облегчили жизнь. Интеллигент не устанавливает ограничений для собственных суждений, что и отличает его от заурядной личности.

Постоянное развитие у воистину умных людей всегда стоит в первой тройке жизненных приоритетов. Они точно знают, что несколько дипломов высшего образования – это еще не гарант безграничной эрудиции. Поэтому и посвящают всю свою жизнь непрерывному и масштабному обучению.

И самое последнее качество умных людей – это наличие хорошего чувства юмора. Конечно, и глупые личности могут шутить, но их шутки будут поверхностными. А интеллигент может преподнести жизненную реалию так, чтобы окружение посмеялось из глубинного смысла, а не с банальностей.

Настоящего интеллектуала всегда можно приметить сразу, ведь, кроме вышеописанных характеристик, он еще отличается великолепным воспитанием, тактичностью, порядочностью и сильной своей харизмой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *