Уважение к детям

Уважение к детям

Уважение к ребенку — ключ к развитию его личности

(1 голос: 5.0 из 5)

Все родители мечтают о том, чтобы в жизни их детей все сложилось наилучшим образом, чтобы дети были здоровы, счастливы, успешны. Родители говорят, что готовы сделать все ради этого.

Сегодня многие родители понимают, что вырастить сына или дочь — это не только накормить, одеть и дать образование, но и помочь своему ребенку стать цельной, крепкой, уверенной личностью, которая сможет найти свое место в обществе, не сломаться, не озлобиться, сталкиваясь с разными проблемами. Что же нужно для того, чтобы ребенок стал успешным, любящим человеком, умеющим уважать себя и других?

Все довольно просто. Если мы хотим, чтобы дети уважали нас, то нужно с пеленок уважать их и видеть личности в них.

Уважение проявляется в том, как мы говорим с человеком. Человека воспитывает слово, не только его значение, но и интонация, эмоциональный настрой, вложенный в него. В будущем, в своем общении с окружающими, наши дети будут отражать нашу манеру разговора, наши выражения, наши типы эмоционального реагирования на различные ситуации. Соответственно, если родители с детства не уважают ребенка, позволяют себе постоянно критиковать его, кричать, делать ежеминутные замечания, унижают обидными словами («ты тихоня», «у тебя ничего не получится», «у тебя нет слуха», «вечно ты копаешься»…), то, во-первых, родители сами программируют детей на неудачу, а во-вторых, могут быть уверены, что когда ребенок подрастет, он будет вести себя точно также по отношению к ним. Жизнь все расставляет по своим местам — то, что вы отдаете, то и получаете обратно.

У нас в стране сложилась культура «негативных высказываний» — нам намного легче критиковать, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Давайте стараться изменить эту традицию и не передавать ее нашим детям.

Попробуйте внести в свой лексикон, особенно в общении с детьми, как можно больше приятных, позитивных слов — сказанное часто реализуется. «У меня все хорошо», «Я счастлива», «Ты у меня такой сообразительный», «Как у тебя это хорошо получилось», «Когда я тебя вижу, мне становится хорошо на душе» и т.д. Детям важно знать, что их любят и принимают такими, какие они есть, и тогда их таланты и способности будут расцветать на глазах.

Что ж, мы понимаем, что для того, чтобы вырастить успешного, хорошего человека, нужно с детства его уважать. Что же еще входит в это понятие «уважение»? Безусловно это права человека, которые он имеет уже по факту своего рождения.

Какие права имеет ребенок?

Право на уважение к его личности, т.е. к его мыслям, чувствам, суждениям, состоянию. Нам часто кажется, что только наше мнение имеет право на существование, что только у нас может болеть голова или быть плохое настроение, но это не так!

Право на ошибку. Ребенок живет первый раз, а расти и взрослеть так трудно. Есть ли среди взрослых хоть один человек, который не ошибался?

Право на уникальность. Каждый ребенок особенный, не надо сравнивать его с другими. У каждого свои способности и достижения. Пусть он не отличник по математике, зато он не выпускает из рук исторические книжки. Пусть он не умеет писать отличные сочинения, но зато он замечательно общается с людьми и у него много друзей. Постоянное сравнение ребенка с другими, приводит к снижению его самооценки. Ему начинает казаться, что у всех вокруг все получается, а он не может ничего. Помогите ребенку осознать свою изначальную ценность, увидеть и развить свой потенциал, поверить в себя!

Право на собственность. Перед тем как принять какое-либо решение по поводу собственности своего ребенка (игрушек, учебников, одежды…), спросите у него разрешения, посоветуйтесь с ним. Иначе вы рискуете вырастить бесхозяйственного человека.

Право на тайну. Если ваш малыш или подросток доверил вам тайну — храните ее так же серьезно, как тайну взрослого человека. Если ребенок случайно услышит, как вы ее кому-то рассказываете, то он больше уже никогда не сможет вам доверять. Как он может быть уверен, что это не повториться вновь?

Очень важно для полноценного развития личности ребенка создать в семье безопасную атмосферу.

Постарайтесь не срываться на детях. Вы пришли с работы, устали, возможно, у вас был неудачный день, но мы не имеем права вымещать все это на детях. Они не виноваты и не могут за себя постоять, они еще маленькие.

Также в семье необходимы обязанности и дисциплина, но не авторитарные отношения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос не инфантильным, а ответственным человеком, то постарайтесь не решать за него все его проблемы и удержите себя от искушения давать готовые рецепты и советы. Просто подведите ребенка к решению, которое он примет сам и сам за него будет отвечать.

Доклад на тему: «Уважение личности ребенка»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительное образование детей

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

города Миньяр Ашинского муниципального района

Челябинской области

ДОКЛАД на тему:

«Уважение личности ребенка»

Подготовила:

Баньщикова Маргарита Сергеевна,

педагог дополнительного образования

2011 год

Уважение личности ребенка подразумевает уважение его мнения, желаний, чувств, взглядов и ошибок. И прежде всего надо ценить интеллектуальную собственность – мысль, мнение детей. Но как же ценить, если мысль – неразумная? Если желание – легкомысленное или опасное? Однако даже умудренные жизнью взрослые требуют права на ошибку, что ж говорить о детях? Тут-то и заложена цельная педагогическая позиция: уважение человеческого потенциала ребенка. Любовь к детям, уважение, терпеливость – вот слагаемое таланта воспитателя.

Однако на ребенка воздействует так много агентов влияния (вся жизнь её многообразия), что мы не можем гарантировать, что школьное воспитание возьмет вверх. Известно высказывание Ж. Ж. Руссо: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Дети не должны чувствовать себя воспитываемыми. Ведь искусство воспитателя заключается еще и в том, чтобы оставаться незаметным. К сожалению, педагоги и родители часто вынуждены прибегать к вербальным способам воспитания. Точнее, к передаче идей, истин, мнений, выводов, так называемых полезных советов из приобретенного старшим поколением жизненного опыта. Способом их словесного, насильственного внедрения молодого человека.

В воспитании ребенка первостепенную роль играют обстоятельство его жизни, а не лекции, не объяснения и поучения. Мы, педагоги детского туризма, это особенно ясно видим, потому что особенность нашей работы с детьми состоит в частой смене обстоятельств жизни. Современные дети, к сожалению, крайне избалованны благами цивилизации. В редкой семье – этом самом главном «институте воспитания» — родители являются толковыми педагогами, которые пусть интуитивно, не по науке, но понимают, что нельзя детей баловать «сладкой жизнью».

У Евгения Шварца в пьесе «Снежная королева» атаманша банды лесных разбойников выдает такой перл своей лесной педагогики: «детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники?». Метко сказано.

К сожалению, родители часто не могут преодолеть вредную «педагогику избытка жизненных благ», это неразумное стремление всячески облегчить жизнь ребенка, не заваливая его делами по дому («Он в школе и так загружен по горло!»), оградить от «черной» работы. Спору нет, перегрузки вредны, но и недогрузки – не полезны и даже опасны.

Так ли это плохо, если ребенок набил себе шишку? Важно не допустить непоправимой беды, а синяки и шишки пройдут. Жизнь, так или иначе, многому учит нас именно этим методом, несогласованным с научной педагогикой, но весьма действенным. Наверное, стоит и педагогике поучиться у жизни её методике воспитания. Уроки жизни часто бывают для нас горькими, но ведь «горьким лечат, а сладким — калечат».

В народе бытует истина: «что имеем, то не ценим, а потерявши…» сознанием ценность утрачена. Так что же делать? А что если лишить ребенка того, что он сейчас имеет? Лишить на время, изменить обстоятельства его жизни?

Как создать «ситуаций лишений»? неужели для этого необходимо отказаться от комфорта современной цивилизации и только возврат к первобытным формам жизни спасет нас от развращенности? И да, и нет. Сталь закаляется в резкой смене сред: нагрев – охлаждение. Решение надо искать здесь – во временных, но резких сменах среды обитания. Детям предлагается временно «потерять родителей», их надоедливую заботу, придирки, ругань, их непонимание интересов чуда – уйти в многодневный туристический поход. Такой поход, во время которого не бывает родительских дней и негде получить живую весточку от них. Действует принцип контраста: вот то, что было, а вот то, что есть.

Необходимость чего-либо не всегда очевидна для ребенка. Необходимость внушаемое (скрытое) и необходимость объективное и очевидное, физически ощущаемое – это и есть обстоятельство. Условия вынуждают человека (а родитель часто не может заставить ребенка) действовать. Они, условие, делают это великолепно: заставляют без принуждения. Это и есть элемент изменения обстоятельств жизни.

Ребенок подобен растению: если его из одной среды обитания (почвы) пересадить в другую среду, то он или погибнет, или приспособиться, приобретет новые качества. («гибель» — это, конечно, сказано для красного словца.) в условиях современной цивилизации туризм – одно из средств разрешения противоречий, лучшее лекарство от избалованности. На маршруте самодеятельного спортивного похода (подчеркиваем – самодеятельного!) человек лишен многих бытовых удобств, к которым он привык, как привыкает вольный зверек к своей клетке. Уже на второй-третий день похода ребенок, временно лишившись привычной семейной среды, традиционных – кормителей, ласкателей, уже по-иному оценивает для себя значимость своей семьи, дома, очага, ведь большое видится на расстоянии.

Часто приходится наблюдать, как в сложном многодневном походе дети начинают вспоминать о доме. Но не стоит думать, что это признак нелюбви к туризму. Просто ребенок осознал ценности привычной жизни на фоне контраста.

Мечта отправиться в настоящее путешествие всегда живет в ребячьих душах, и не потому, что их ждут какие-то необыкновенные приключения, но и поэтому, что туристам предстоит жить самостоятельно, как взрослым, без надоевших «сиди спокойно», «нельзя», «не чавкай за столом», и т.д.

Идут они по маршруту. Режут плечи лямками рюкзака, донимает жара (или холод, или дождь). Крутой подъем, лесная чащоба, зыбкое болото… как часто в эти минуты юный турист клянет себя: «и дернуло меня пойти в этот поход! Лежал бы сейчас дома на диванчике». Но теперь надо идти – тут уж никуда не денешься, не спрячешься от трудностей. Нельзя показать свою слабость, подвести товарищей. И как бы ни зарекался человек в походы больше не ходить, но проходит время – и вновь его тянет в дорогу.

Организаторы дополнительного образования не устают повторять, что педагогам – руководителям туристско-краеведческих объединений – надо постараться привлечь на свою сторону родителей воспитанников.

Кроме того, в лице родителей педагог дополнительного образования получает помощников в организации тех или иных туристско-краеведческих мероприятий – экскурсий, слетов, праздников, при подготовке снаряжения и т.д. особенно такая помощь нужна педагогу, занимающемуся с детьми младшего возраста. Правило это общее и касается не только объединений туристско-краеведческой направленности, и объединений юных натуралистов, техников и т.п. педагоги рассчитывают на помощь и поддержку семьи в целях более полного и глубокого воздействия на ребенка.

А на что рассчитывают родители, приводя ребенка в то или иное объединение (или соглашаясь с уже сделанным им самим выбором)? Разумеется, сам факт, что ребенок после уроков не болтается бесцельно на улице, а занимается полезным делом под руководством педагога, — уже благо. Если у ребенка ярко выражены способности к тому или иному виду деятельности – замечательно, в таких случаях родители согласны идти на значительные финансовые и временные издержки, лишь бы поддержать и развить его талант. А если ребенок обыкновенный и у него нет ни к чему явного интереса? В таком родители берут выбор деятельности на себя, исходя из наличия тех или иных кружков и секций в школе, доме детского творчества, если таковой поблизости имеется, а также своих представлений о том, какой род занятий будет не только интересен, но и полезен.

Чем может привлечь родителей туристско-краеведческое объединение? Результат занятий в нем не потрогаешь руками, как модель самолета, или мягкую игрушку. Туризм – это что-то происходящее вне поля родительского зрения и потому страшащее потенциальными опасностями: а вдруг ребенок потеряется, отстав от группы, или сломает ногу, получит воспаление легких, да мало ли что может с ним случится вдали от родительского гнезда. И чему можно научиться в туристических походах? Таскать тяжелые рюкзаки, спать в холодной палатке, питаться концентратами? Да нужно ли это ребенку в 21 веке?

Смеем утверждать – нужно. И не только потому, что никто не возьмется предугадать, как сложится в дальнейшем жизнь того или иного человека и пригодятся ли ему навыки существования в суровых полевых условиях. Но и потому, что и тяжелый рюкзак, и холодная палатка, и самостоятельно приготовленная на костре пища – все это требует преодоления себя, не только физических, но и душевных усилий, которые не остаются напрасными. Результат не сразу, не быстро – но будет. Будут постепенно усложняющиеся задачи по подготовке туристического путешествия, нарастающая сложность похода.

К сожалению, школа в последние годы практически устранилась от воспитания детей, оставив себе только обучающую функцию. Общество и семья (как его ячейка) заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок, подросток, молодой человек получил хорошее образование, а со временем создал крепкую семью, стал достойным гражданином своей страны. Однако каким бы глубоким и разносторонним не было общее и профессиональное образование молодого человека, ему нелегко будет найти свое место в жизни, если он ленив, безответственен, неисполнителен, не умеет работать в коллективе, не готов к сотрудничеству.

В советские времена воспитанием подрастающего поколения занимались общественные организации и не плохо с этим справлялись. Можно сколько угодно говорить о формализме и заидеологизированности пионерской и комсомольской организаций, но они развивали в подростках чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, нацеливали на общественно полезную деятельность. Пионеры и комсомолы приобретали полезные умения и навыки в школьных кружках, сдавали спортивные нормативы, трудились на субботнике, шествовали над малышами и ветеранами…

В связи с произошедшими в конце 20 столетия социально-экономическими изменениями входящие сейчас во взрослую жизнь поколение росло в неком воспитательном вакууме. Родители оказались не готовы взять на себя всю полноту обязанностей по воспитанию своих детей, поскольку были заняты поиском места в жизни средств к существованию в новых условиях. В значительной степени были утрачены традиции в семейном воспитании. Современная семья редко состоит из представителей трех поколений с непререкаемым авторитетом старших, заботой о младших братьях и сестрах, распределением домашних обязанностей, совместным проведением досуга. Родители все меньше бывают в курсе того, с кем и как проводит время их ребенок, с кем дружит, о чем мечтает.

Коллективные детские игры с четкими правилами и распределениями ролей сменились на индивидуальные развлечения – компьютерные игры, плееры. Молодые люди, не получившие навыков коллективного взаимодействия, с трудом входят в трудовые коллективы.

Современный быт уже не требует от членов семьи тех навыков и умений, которые еще не так давно были необходимы и естественны. Зачем девочке уметь шить и вязать, если магазины и рынки забиты ширпотребом. Зачем мальчику уметь работать инструментами, если есть мастера-профессионалы, которые и наладят, и отремонтируют. Творчество и инициатива сменяются пассивным потребительством.

Многие современные школьники даже не скрывают своего желания в будущем уехать из России и искать счастья за границей. Не потому ли не жаль им покинуть родину, что они ее не знают? И не их в том вина. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А как увидеть, если даже отдых в загородном лагере большинству семей не по карману? Занятия туризмом и краеведением становятся для детей из небогатых семей чуть ли не единственной возможностью ознакомиться с жизнью за пределами своего города или села.

Общие интересы сближают подростков, позволяют им лучше узнать друг друга. А в походах обнаруживаются как достоинства, так и недостатки каждого. Здесь, в необычных, зачастую экстремальных условиях, выявляется, кто чего стоит. Неудивительно, что увлечение туризмом нередко становится для молодых людей основной для создания семьи. Практика показывает, что туристские семьи отличаются стабильностью, в них нет деления на «мужские и женские» обязанности. Туризм, как правило, остается семейным увлечением, к нему с самого раннего возраста приобщают детей. Здоровый образ жизни, совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению семьи, установлению неформальных, дружеских отношений между родителями и детьми.

ЛИТЕРАТУРА:

Воспитание школьников. Научно-методический журнал. 2010, №7

Ребенок проявляет неуважение к родителям

Недавно ко мне на почту пришло письмо от мамы девочки 10 лет, которая проявляет неуважение к родителям, грубит, огрызается, может кричать. Мама пишет о том, что чем больше она ее наказывает, тем ситуация усугубляется. Давайте порассуждаем, почему так происходит в семье, и ответим на риторический вопрос: что с этим делать?

Как правило, дети учатся на тех примерах, которые видят в своей семье. Многие родители считают, что дети ДОЛЖНЫ с уважением относиться к своим родителям, но сами не проявляют должного уважения. Наказание – это способ, которым родитель показывает свое неуважительное отношение к ребенку. Что же делать, совсем не наказывать? А если ребенок говорит: «я тебя ненавижу» «лучше бы вас не было», а если он злится на родителей?

Давайте разберем эти ситуации. Когда ребенок говорит, что ненавидит своих родителей, это возмущает родителей. Если родители внимательны, они заметят, что такие фразы, не произносятся регулярно, а в каких-то конкретных ситуациях. Что родители начинают отвечать на такие сильные эмоции? «Нельзя так говорить родителям!», «Прекрати так думать!». А это запрет на чувства ребенка, их непринятие, обесценивание. Ребенок не чувствует, что его поняли. За этими чувствами могут стоять какие-то другие чувства (а так, как правило, и бывает) – обида, злость на родителей. Родителям важно в этом разобраться. Что произошло до то, как ребенок произнес эту фразу, какие чувства он мог бы испытывать, какая ситуация этому предшествовала. И если родитель был в чем-то не прав, дать ребенку почувствовать это. «Я тебя обидела? Извини, пожалуйста. Я не хочу обижать тебя, и не хочу быть обиженной тобой. Можем, мы попробуем по-другому?». Когда ребенок чувствует себя понятым и принятым, ему легче услышать родителя и наладить отношения.

Важно также найти источник проблемы. Это может быть плохое самочувствие ребенка, проблемы в школе, подростковый кризис, в котором находится ребенок. Если родитель нашел источник проблемы, важно понять, что с этим можно сделать – поддержать ребенка в кризисе, уделять ему больше внимания, проводить больше качественного времени с ним, помочь разобраться со школой или отношениями с друзьями.

Грубость – это нарушение границ. Родителям необходимо выстроить эти границы для того, чтобы дать понять ребенку, что так с ними нельзя. Можно произнести следующие фразы:

«Когда ты будешь поступать неуважительно по отношению ко мне, я выйду из комнаты. Когда ты успокоишься, я готова буду тебя выслушать».

«Очевидно, ты сейчас расстроена. Мне неприятно, когда ты разговариваешь со мной так. Мы можем поговорить позднее об этом, когда обе успокоимся»

«Очень жаль, что ты так говоришь, я готова тебе помочь, когда ты выразишь свою просьбу по-другому».

«В нашей семье никто не грубит другому».

После того, как была произнесена одна из этих фраз, родителю важно дать понять ребенку, что он настроен серьезно в ведении этого правила в их отношения. Если родитель говорит, что уйдет из комнаты, значит он уйдет. Если он говорит, что в семье никто не грубит другим, значит, ему самому следует быть внимательным к своей речи, интонациям, словам. Ребенок может (и будет!) проверять это правило на прочность. Потребуется время и терпение для того, чтобы это правило «прижилось» в семье, стало одной из ценностей семьи.

Если ребенок дальше продолжает проявлять грубость, не слышит фраз родителя, родителю необходимо начать вводить последствия. Это могут быть разного рода ограничения, лишение привилегий. Если ребенок настаивает на своем, родитель должен напомнить ему о том, что он сделал и стоять на своем, чтобы ребенок мог ощутить последствие его поведения на себе и сделать вывод: так поступать нельзя. Родителю важно не забывать про уважительное отношение к ребенку, не отвечать тем же – грубостью. Если поведение ребенка улучшается можно вернуть ему обратно его привилегии.

Наказания – это легкий способ потерять родительский авторитет. Наказания – это унизительная мера, которая рушит фундамент доверия между ребенком и родителем.

Выстраивание границ – проявление уважительного отношения к каждому члену семьи и к себе самому. Принятие чувств ребенка – это способ показать ему свою любовь.

Выбор, безусловно, за каждым родителем. Какая чаша весов перевесит у вас?

В процессе воспитания детей родители должны их уважать. Нельзя относиться к ним с пренебрежением, и совершать оскорбительные действия. Их нужно уважать как самостоятельную личность, у которой тоже есть своё мнение и набор личных качеств. Что произойдёт, если родители не будут этого делать?

Неуважение со стороны родителей проявляется в их поведении. Они различными действиями оскорбляют своего ребёнка. Оскорбление может быть физического характера и умственного. Физическое проявляется в том, что родители могут позволять себе избивать ребёнка, чинить насилие над ним. Стоит сразу сказать, что неуважение к ребёнку приводит к тому, что он потом будет пренебрегать своими родителями. Он запоминает такое отношение, уподобляется, поэтому в будущем будет вести себя таким же образом со своими родителями. И если его избивали, то, когда ребёнок вырастет, окрепнет, он напомнит о своём унижении с помощью грубой силы. Он не всегда будет маленьким, это нужно понимать. Ребёнок будет очень цинично и презрительно относиться к своим родителям, будет избивать их, толкать, пихать. Проще говоря, у него будет прогрессирующее чувство ненависти к ним. К этому приводят физические оскорбления. Не допускать их очень просто. Не нужно избивать ребёнка, чтобы он чувствовал свою слабость. Можно иногда отшлёпать, но без фанатизма. Такие меры должны быть крайними, если ребёнок начинает откровенно наглеть.

Умственное оскорбление проявляется в том, что родители всячески унижают ребёнка в его интеллектуальном развитии. Допустим, сын делает что-то хорошее, а папа ему говорит: «Соображаешь иногда». Звучит как: «Ну, надо же! Всю жизнь дураком рос, а тут что-то понял». Такое поведение развивает в ребёнке комплекс неполноценности. Во взрослой жизни он всегда будет бояться высказывать своё мнение, но при этом будет считать окружающих глупыми и недоразвитыми. И родители не станут исключением, поэтому ребёнок опять же не будет их уважать. «За что уважать людей, которые ничего не понимают?» — так он будет думать про всех окружающих.

Умственных оскорблений можно избежать, если прославлять ребёнка за хорошие поступки и деликатно указывать на плохие. Например, сын сделал что-то хорошее. Тогда папа может сказать: «Молодец, сынок! Всё правильно сделал. Горжусь тобой!». Таким образом, он будет ощущать величие своей личности. Нужно ни задаривать, ни сюсюкать, а именно прославлять. Тут нужно почувствовать разницу. Представьте, что к королю приходят подданные и пытаются его «прославить» фразами: «Ой, ты наш король! Ты у нас такой умница, такой замечательный! Чтобы мы без тебя делали? Солнышко наше ненаглядное!». Вряд ли он воспримет это должным образом. Скорее всего, он скажет: «Уберите этих подхалимом отсюда, чтобы я их больше не видел!». Тоже будет проявляться и в поведении ребёнка, если за хорошие действия его будут сюсюкать – его будет «тошнить» от этого. И он наоборот будет делать что-нибудь плохое или нейтральное, чтобы не сталкиваться с таким родительским вниманием.

Если ребёнок делает что-то плохое, то на его проступок нужно указывать благородно, с уважением. Например, можно сказать: «Вот все считают тебя хорошим мальчиком, достойным сыном, а ты так себя ведёшь? Почему ты так жестоко поступил с тем мальчиком, где твоё благородство?». И ребёнок чувствует свою вину, раскаивается. Можно продолжить разговор: «Ты понимаешь свою вину?», он скажет: «Да», тогда папа говорит: «Если ты чувствуешь себя виноватым, как бы ты себя наказал тогда за такое поведение?». Ребёнку будет очень стыдно в этот момент. Он полностью ощутит тяжесть своей вины. Папа в этот момент должен сказать: «Мне кажется, что твой стыд для тебя уже достаточное наказание, если ты считаешь себя достойным человеком».

Получается, что нельзя унижать личность ребёнка, а всегда нужно считаться с ней. Ни одному родителю унижения не помогли воспитать полностью здорового и духовно развитого ребёнка. Нужно проявлять терпение. Ребёнок может повторять одно и то же несколько раз, но родители должны его поддерживать: «Я знаю, ты хороший человек, поэтому я верю в тебя». Знания об уважении со стороны родителей просто останавливают ребёнка от совершения дурных поступков. Он подумает: «Да что же я делаю? Родители верят, что я достойный человек, а я тут занимаюсь такими вещами».

Уважительное отношение со стороны родителей действительно способно культивировать в ребёнке положительные качества. Он проникается любовью родителей и ему не хочется быть плохим человеком. По этому поводу можно посмотреть классический французский фильм «Игрушка». В нём очень подробно раскрывается вопрос родительской любви к детям.

По материалам лекции Сергея Серебрякова «Сила детского эгоизма»

Любовь и уважение к родителям

Приветствую всех, кто посетил мой сайт! В прошлый раз мною была написана статья: «Психология отношений с родителями». Если Вы ознакомились с ней, то я надеюсь, что нашли для себя что-то интересное. А сегодня я, как и обещала, постараюсь глубже раскрыть эту тему. Мы поговорим о том, что означает любовь и уважение к родителям и будем выяснять, почему нужно любить, ценить, заботиться и уважать своих родителей.

В нашей жизни мы всегда сталкиваемся с проблемой взаимоотношений родителей и детей. Почему они не могут найти общий язык и жить счастливой, дружной семьёй? На первый взгляд кажется, что это очень просто. Но, к большому сожалению, жизнь показывает нам обратную сторону и не всегда приятную.

Прочтите эту статью до конца и Вы поймёте, что причин для разных обид и конфликтов просто не существует. Всегда, при желании, можно найти общий язык со своими родителями, а также искренне любить и уважать их. Ведь они этого заслуживают.

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

Так в чём же кроется причина того, что отцы и дети не понимают друг друга? Они постоянно выставляют детям, а дети своим родным разного рода претензии и в основном, бессмысленные. Давайте подумаем, что нужно сделать родителям, чтобы ситуация вышла из этого тупика?

Оказывается, что всё очень просто. Необходимо создать своим детям такие условия, в которых они смогут реализоваться самим наилучшим образом. Вот тогда все обиды и претензии исчезнут навсегда.

Ваши самые любимые потомки будут относиться к Вам с почтением, любовью и большим уважением. Они никогда не оставят своих дорогих людей без помощи, внимания и постоянно будут заботиться о Вас.

Дети по своей природе очень добры. В них заложены самые лучшие черты характера. Просто каждому родителю необходимо изучить психологию поведения своих детей. Это приведёт к тому, что Вы с лёгкостью сможете устранять разные противоречия друг с другом.

Итак, попробуем разобраться в этой теме. Наша задача состоит в том, чтобы понять какие делаются ошибки и найти пути решения возникающих проблем.

В чём заключается любовь и уважение к родителям? Если поразмыслить, то оказывается, что на самом деле настоящей, искренней любви к своим самым близким и дорогим людям не так уж много. К сожалению, всё больше мы наблюдаем не любовь к родителям, а ненависть. А если существует ненависть, то понятно, что никакого уважения нет.

Но бывают и такие семьи, в которой дети до такой степени любят и уважают своих родителей, что готовы отдать им всё. Ради них они даже жертвуют своим счастьем. Дети ставят интересы родителей выше всего и полностью посвящают им всю свою жизнь.

Мне кажется, что это плоды их неправильного воспитания родителями. Так не должно быть! Разве это можно назвать любовью? Скорее всего похоже на жертвоприношение! Большинство людей согласятся со мной и также посчитают такое поведение большим заблуждением.

ЧЕМ ОПАСНА ЧРЕЗМЕРНАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ?

Если глубоко вникнуть в эту ситуацию, то можно сделать вывод. Чрезмерная любовь к родителям может создать очень большие проблемы не только детям, но и родителям. В жизни существует такой Закон:»Всё то, что чрезмерно, всегда создаёт дисгармонию и напрягает наш Мир.» А он, в свою очередь, старается всеми силами снять это напряжение.

Поэтому, когда в семье происходит такое явление, то между детьми и их родителями назревает множество конфликтов. Бывают случаи возникновения очень большой ненависти. Мне страшно об этом говорить, но она приводит к тому, что они могут выживать друг друга преждевременно из жизни.

Наш Мир, таким образом, даёт человеку подсказку. Он старается сделать так, чтобы люди поняли, что так жить нельзя! Это нарушение гармоничных законов Вселенной. Я считаю, что своих родителей нужно просто уважать и любить всем сердцем. А родителям – любить своих самых дорогих детей искренней любовью.

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Теперь давайте поговорим о таком ошибочном мнении, как чувство долга перед своими родителями. Начиная с раннего детства нас старались воспитывать в таком духе, чтобы мы всегда помнили самую главную задачу, которая стоит перед нами в будущем. Когда мы вырастим, то обязаны взять на себя всю заботу о своих пожилых родителях.

Я никоем образом не заявляю о том, что родителей нужно бросать и не заботиться о них! Наоборот, я считаю, что их всегда нужно поддерживать. Ведь забота-это самое главное! Но меня смущает это выражение: чувство долга.

Значит вывод такой: необходимо пожертвовать собой, своими интересами, работой, но полноценно помогать своим родителям. А если Вы не можете отдать свой долг, то обязательно должны испытывать чувство вины за это! Всё, вместе взятое, создаёт почву, чтобы родители выставляли претензии своим потомкам.

Они требуют, чтобы дети постоянно были рядом. Но это не всегда возможно. Психология поведения взрослых и детей отличается друг от друга. И этот момент нельзя не брать во внимание.

Родители хотят от своих наследников любви, уважения, помощи, а сами не желают менять свои застарелые взгляды на жизнь. Большинство взрослых относятся к своим детям с претензиями и заявляют: «В своё время мы всё отдали вам, а теперь ждём от вас возвращения своего долга перед нами!»

Так скажите, пожалуйста, что это за такая любовь, которая постоянно что-то требует?Лично я не понимаю, что значит возвращение долга? Большинство из Вас, уважаемые мои читатели, скажут:»Ну а как же может быть по – другому? Дети должны обеспечить старость родителей!» Да! Я согласна! Им очень нужна помощь детей и забота, но это не должно звучать как приказ о возвращении долга!

Данный ответ может кого – то шокировать и я понимаю, что не все согласятся с моим мнением. Но мне кажется, что никто никому ничего не должен и дети ничего не должны своим родителям!

Я не имею в виду отказаться от своих родителей. Ни в коем случае! Это было бы жестоко по отношению к ним! Наоборот, любите их, уважайте, помогайте, навещайте, весело проводите с ними время, заботьтесь о их здоровье. Только всё это Вы должны делать с любовью в сердце, а не из чувства долга перед родителями.

ЗАБОТА, ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Ваша душа должна быть наполнена чувством любви и уважения к своим родителям. Многие люди заблуждаются, когда считают, что любовь и уважение к себе детей можно завоевать, когда будут стараться уделять им больше внимания и вкладывать побольше средств. Но на самом деле, наука психология разъясняет суть нашего неправильного мышления по этому вопросу.

Вы никогда не догадаетесь, когда дети по –настоящему любят и уважают своих родителей! Искренней любви и уважения заслуживают те родители, которые:

1.Всегда любят и уважают друг друга.

2.Которые создали своё Пространство Любви, родили детей и позаботились о том, чтобы окружить Вас любовью.

3.Родители, которые всегда показывали и показывают Вам хороший пример долгой, счастливой супружеской жизни.

Если Вы ещё не до конца поняли каким образом правильно любить и уважать своих родителей, то чуть ниже вы прочтёте прекрасный ответ на свой вопрос. По- моему лучше, чем написал этот знаменитый писатель, не скажешь.

Истинная любовь к родителям проявляется в стремлении помочь им приобрести более верное мировоззрение, научить их любить себя и друг друга, избавить их от тяжёлого физического труда, наполнить их жизнь духовным содержанием, радостью и счастьем. Анатолий Некрасов

ЗАБОТА И УВАЖЕНИЕ- ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВАШЕЙ ЛЮБВИ К РОДИТЕЛЯМ

Сделайте всё, что в ваших силах чтобы они стали ближе друг другу, убрали взаимные претензии, злость и обиды. Помогите своим дорогим людям стать более счастливыми и наслаждаться жизнью. Ведь раньше у них никогда для этого не было времени. Именно такая забота, любовь и уважение к родителям обязательно принесёт Вам радость, счастье и гармоничные отношения между собой.

Помогите своим родителям изменить своё мировоззрение. Это очень трудно, но постарайтесь сделать так, чтобы они внутренне изменили свои взгляды на жизнь. В вашу задачу ещё входит помочь им избавиться от тяжёлого чувства обиды на всех, которые они накапливали в своём сердце долгие годы жизни.

Обида – это очень негативное чувство, которое разрушает человека, а также его здоровье. Когда они избавятся от этого «тяжёлого груза», то многое изменится в их жизни и жизни детей.

В детстве, а особенно в юности мы очень часто сами обижали своих родителей и держали в душе на них зло. Очень часто можно услышать глупые претензии детей к родителям. Но с возрастом, когда они сами становятся отцами и матерями, то начинают намного больше понимать своих родных и возникает сильнее чувство любви и уважения.

В завершении данной статьи, хочу ещё сказать Вам, дорогие дети, несколько важных моментов. Запомните их пожалуйста! Поймите, что родителям от Вас нужно только одно: любовь, уважение и забота. Может быть Вы ещё очень молоды, у Вас нет своих детей и Вы не понимаете, как родителям хочется видеть Вас, слышать голос, пусть даже по телефону.

Они, выглядывая в окошко, всё время смотрят вдаль с надеждой, что вдруг увидят Вас! Родители всегда, несмотря ни на что, любят и всегда молятся о Вашем здоровье. Найдите несколько минут в день чтобы позвонить им! Отбросьте все свои дела, почаще навещайте их, ведь никто не вечен на этом свете! Придёт время и Вам будет очень не хватать их! Всегда помните об этом!Цените их, любите и уважайте! Берегите своих родителей!

Как проявлять любовь и уважение к родителям.

Как проявлять любовь и уважение к родителям подросткам бывает непонятно. Родители в такой период семьи сетуют, что их ребенок стал неуправляемым и ничего не воспринимает. А ребенок- подросток говорит то как он видит ситуацию и находят оправдание своему поведению. К тому же начинают подключаться бабушки и дедушки ,которые могу очень сильно переживать за своего внука или внучку, так что круг людей с которыми нужно по новому расставлять взаимоотношения очень широк. Если в семье несколько детей, то некоторые проблемы могут удваиваться. Самим детям подросткам нужно научиться проявлять любовь и уважение друг к другу и еще к родителям. Это очень непростая задача.
Некоторые родители начинают вспоминать себя и укоряют своих детей. Раньше конечно стоит отметить времена действительно были другие и поколение родителей на самом деле относилось ко многим вещам по- другому. Но сейчас время другое, СМИ и общество совсем по другому влияет на формирование личности.
В этой статье обсудим как подростки могут проявлять любовь и уважение к родителям несмотря на веяния общества, но делать это в тоже время не как в 18 веке. А родителя в свою очередь могут постараться своих детей и провести анализ временной шкалы и быть более понимающими и гибкими. Эта статья как вы понияли уже будет полезна и родителям и их детям- подросткам.

Почему подросткам трудно проявлять любовь и уважение к родителям?

Изменения личности ребенка.

В каждом возрасте свои требования и нормы поведения и ребенок- подросток не может быть таким же как в детстве, но еще и не может понять как нужно себя вести. Да, на ребенка- подростка обрушивается сразу множество изменений, к которым он даже был возможно не готов и не знал об их существовании. Возможно, в какой- то мере это упущение родителей. Ведь именно родители должны подготовить своего ребенка к изменениям в характере, поведении, смене настроения и дать ему руководство как себя вести.
Как отмечалось в одной статье то именно родители должны дать своему ребенку половое воспитание и привить нормы нравственности. Именно они должны показать ребенку что его ждет в этом подростковом периоде. Если этого не было, то проблем будет больше. Ведь объяснять подростку что с ним происходит когда он уже в процессе изменений и ему самому непросто. Конечно, родители тоже очень много делают для воспитания своего чада, но все нужно по возможности делать вовремя.
Ребенок начинает формировать свое мнение по разным вопросам, начинает его озвучивать и отстаивать. Если раньше он не ставил авторитет родителей под сомнение и доверял им на 100%, то сейчас он все подвергает анализу и критике. Ребенок начинает стремиться к самостоятельности и нарушает ранее установленные для него границы, чтобы установить свои. Он считает, что родители слишком строги и выбирает свою линию поведения. Конечно, то что вы вложили в маленького ребенка в нем и останется, но подросток начинает анализировать происходящее самостоятельно и это нормально. Поэтому если вам кажется что ваш ребенок не проявляет к вам любовь и уважение, то может быть то совсем не так.

Родители не проявляют гибкости.

Некоторые родители относятся сами неправильно к уже выросшему ребенку. Их сильный родительский инстинкт не дает им хоть немного ослабить режим контроля и это конечно создает проблемы. Родители по привычке обращаются с подростком как с маленьким ребенком, даже не замечая этого. Они думают. Что их ребенок еще слишком неопытен и что мир таит в себе слишком много опасностей и продолжают оберегать свое чадо ото всего.

СМИ и окружающие.

К сожалению, во многих популярных телесериалах не видно проявления уважения к родителям. Такие сериалы полны сарказма и протестов к родительскому авторитету: родителям дают прозвища, нарушают их требования и грубо разговаривают. Например, часто подростки ведут себя неуважительно в школе по отношению к учителям и строят против них какие- то западни. Это все преподносится интересно и увлекательно, а самое главное- безобидно, поэтому подросток просто хочет получить такие же эмоции как и на экране телевизора. Также видно, что родители могут сами поощрять своих детей продолжать в том же духе, например, если не наказываю их за проступки и делая вид что ничего не произошло.
В школе и на улице тоже нормы морали стали не модными и те кто стараются поступать правильно выглядят как белые вороны. У подростков же очень сильна тяга быть признанным и принятым в определенный круг общения и они всеми силами будут подстраиваться под своих сверстников. К сожалению, здесь родители тоже могут упустить из виду важность благотворного общения. Некоторые родители не интересуются друзьями свои детей и не объясняют опасность плохого общения и детская психика, которая очень поддатлива, просто оказывается под нехорошим влиянием без особого труда.
Итак, как видно есть серьезные негативные факторы, которые могут разрушить любовь и уважение к родителям. К сожалению, не модно проявлять любовь и уважение к родителям. Поэтому встает вопрос а как же сохранить эти семейные ценности? Что могут предпринять и сами родители и дети?

Что делать, чтобы в семье проявлялись любовь и уважение?

Родителям.

1.1. Меняйтесь.

Меняйтесь, то есть растите вместе с вашим ребенком. Если вы будете продолжать относиться к нему как к маленькому, то он найдет способ доказать, что он уже не такой и отнюдь это будет не наилучший вариант. Если ваш ребенок раньше всегда послушен, то скорее всего вы много вложили в него хорошего и вы можете больше ему доверять, чем тому который вас и в детстве то мог не слушаться, согласны?

Поэтому пересмотрите свои требования.

Например, если ваша дочь всегда раньше была с вами на кухне и ей нравилось ваше общество, то теперь она может иметь какие- то увлечения помимо этого. Ведь так? Не ограничивайте выбор хобби ребенка, не принимая во внимание их вкусы. Если хобби ребенка не несет вреда- физического и эмоционального- ему и окружающим, то обсудите как ему его реализовывать.
Может быть вы хотели, чтобы ребенок пошел по определенной стезе, а он выбирает другую. Это сложная эмоциональная ситуация в семье, но родители должны проявить понимание ко вкусам подростка и принять их во внимание.
Если раньше ребенок одевал, то что вы ему говорили, то теперь старайтесь искать компромисс во вкусах и не делать из этого ежедневных баталий.

1.2. Вспомните себя.

Это хороший отрезвляющий момент. Дети иногда с самого детства похожи на родителей. Если кто- то из родителей, был непослушным, то может это отразится на ребенке. Но это только один момент.
Вспомните себя в том смысле, что вспомните свои чувства и переживания в этом возрасте. Помните как вам было непросто тоже выстраивать отношения с ровесниками ,что вы только и думали как бы кому понравится и чтобы над вами не смеялись .точно так же чувствует себя ваш ребенок- подросток. Вспомните как бы вы хотели, чтобы с вами разговаривали ваши родители в то время? Вы бы хотели, чтобы они вели с вами беседы на интересующие вас темы и были терпеливы и т. д. Постараетесь дать это своему ребенку. Поставьте себя на место вашего ребенка еще с учетом того, что сейчас давление окружающих более сильно и более негативно, чем когда росли вы. Если раньше вы росли среди своих сверстников, которые в большинстве своем слушались родителей, то теперь ваш ребенок растет в другой среде.

Подумайте как вы сами можете правильно себя вести, чтобы строить мосты к сердцу вашего ребенка, а не стены.

1.3. Будьте примером.

Если вы сами видите свои недостатки или даже имеете вредные привычки, то начните с себя. Если маленький ребенок не анализировал вас в качестве примера для подражания и просто слушался вас без вопросов, то подросток так делать не будет. Подросток не будет слушаться вас в том, что вы сами нарушаете. Если вы имеете вредную привычку ,например, курение, то как ваш ребенок будет слушать от вас совет «Не кури!»!? Конечно, семьи бывают разные, но зачем сбивать с току своего ребенка собственным примером?!
Этот принцип применим ко многим другим ситуациям. Вы может быть не в силах изменить сове детство, но вы можете изменить будущее своего ребенка подавая ему сами хороший пример.

1.4. Обстановка разговора.

Раньше когда ребенок был маленьким, вы могли читать ему свои указания в назидательном тоне и не принимая никаких «но». Но сейчас все не так. Поэтому измените поход в разговоре- разговаривайте с ребенком как с другом. Именно дружеское отношение и совет он воспримет лучше и гораздо быстрее последует ему, чем вашим приказам.
Конечно, вы родители и вы до определенного возраста имеете власть устанавливать правила в своем доме, но для начала почему бы их не озвучить в дружеской спокойной манере и может вы увидите, что ваш ребенок вовсе не против ваших пожеланий. Например, вы хотите чтобы ребенок- подросток возвращался домой раньше, чем того хочет он. Часто разговоры времени просто заходят в тупик или перерастают в ссоры. Поэтому когда вы будете в хорошем расположении духа и ваш ребенок тоже. Сядьте и обсудите этот вопрос.
Как и что говорить? Не говорите, что он еще ничего не понимает и что его любой взрослый обманет, свяжет и украдет. Может вы и правы, но доказать в это не сможете.

Попробуйте взывать к хорошим чувствам вашего ребенка, которые он к вам испытывает.

Он не хочет вас огорчить или расстроить и не хочет, что бы вы плакали. Поэтому говорите о своих чувствах и переживаниях, которые у вас возникают когда его долго нет дома вечером. Конечно, можно и нужно рассказать об опасности, которая реальна всегда. Постарайтесь совместить эти два аспекта- опасность и ваши чувства и вы увидите, что ваш ребенок не бунтарь, а вполне понятливый человек, с которым уже можно договориться по взрослому. Если ребенок нарушает простые ваши правила, это уже другая тема, которая будет обсуждаться чуть позже.

читайте также полезную статьи «Как получить больше свободы от родителей?» и «Как избежать спора родителей и детей».

Подросткам.

2.1. Держи эмоции под контролем.

Это непросто, ведь даже за один день у тебя может несколько раз смениться настроение. С утра ты можешь быть весел и вежлив, а вечером не подпускаешь к себе никого, и наоборот.
Поэтому постарайся понять, что это период взросления, что у тебя сейчас идет гормональная перестройка и что родители не виноваты во многом что с тобой происходит. Очень часто сами родители не могут понять что сказать и сделать лишь бы тебя не обидеть.

практичная статья «Воспитание и обучение детей- самообладание.».

Поэтому если ты чувствуешь, что опять что- то не так, постарайся сдержаться: не говори обидных слов и не делай «резких» движений, о которых потом пожалеешь. Не принимай никаких решений находясь под эмоциями. Например, многие подростки решают уйти их дома после очередного простого недопонимания с родителями. Если дело заходит далеко, то получается очень много проблем- приходит ставить в известность органы опеки и полиции, и в семье эта тема потом долго причиняет боль.
Поэтому подумай что сейчас можно сделать чтобы сбавить пыл? Может ты любишь бег? Тогда можно пробежаться на стадионе (если он находится в разумной отдаленности от дома)?! Может ты просто послушаешь любимую, спокойную музыку или скушаешь что- нибудь вкусненькое? Через время, когда эмоции придут в равновесие, то ты увидишь выход из проблемы или просто забудешь о ней, так как она была в действительности не такой важной.
Если ты сделаешь, что против своей семьи, то будет ли это проявлением любви и уважения к родителям, которые тебя вырастили и воспитали? Да, может родители где- то перегнули палку или где- то слишком строги, но это не дает тебе право мстить им и проявлять неуважение.

Один тот факт, что это твои самые близкие люди на земле, должен тебя остановить от неправильных поступков, которые бы им причинили боль.

Особенно, будь осторожен, если в семье есть дети младше тебя. Они тоже смотрят на тебя как на пример для подражания и легко могут пойти за тобой на что- то не правильное. Даже если этого не происходит сейчас, то как это на них отразится потом? Старайся быть и для них хорошим примерным братом или сестрой.

2.2. Учись разговаривать.

Точно так же как родители должны учиться разговаривать с тобой, также и ты должен прилагать усилия со своей стороны.
Замечал ли ты как часто ты говоришь своим родителям что не хочешь с ними разговаривать? Наверно, родители иногда не знают как вообще начать с тобой разговор, чтобы ты не ушел в свою комнату! В чем же проблема? Ты можешь просто бояться разговора, потому что сам не знаешь как его вести.

Поэтому тебе нужен план разговора.

Если тебя что- то тревожит или ты видишь что родители будут с тобой о чем- то разговаривать, то возьми листок и напиши тему разговора. Потом отметь свои мысли, как ты видишь ситуацию. Потом напиши, что думают родители. Можешь это сделать по колонкам. В последнем столбике, напиши объективное решение недоразумения. Старайся не быть резким в высказываниях, поэтому и стоит написать это на бумаге, потому что письменная речь не такая резкая как разговорная. Теперь когда у вас начнется разговор ты будешь хоть как то подготовлен к нему. Даже можешь дать этот листок родителю и пусть он прочитает твои мысли написанные в уважительной манере. Потом у вас состоится хороший разговор.
Если тебе неловка тема разговора, то листок бумаги тебе поможет и будет говорить за тебя. А если ты почувствуешь что можешь просто держать листок в руках и иногда заглядывать в него, то будет твоей шпаргалкой в разговоре.
Попробуй примени этот совет и ты увидишь пользу. Ты не будешь уже так сильно бояться разговоров, потому что будешь знать о чем и как говорить.
Если беседа начинается, а ты не подготовлен, то никогда не позволяй себе называть родителей неподобающе и с сарказмом. Может твои родители плохо разбираются в технических новинках, но они лучше разбираются в жизни, поэтому проявляй уважение к их возрасту и опыту.

Проявить любовь и уважение можно сидя к родителям лицом, а не спиной, а также отвечая на их вопросы, а не игнорируя их и делая гримасы.

Согласись, если молчать, передразнивать, стоять неуважительно к родителям, то это ни к чему хорошему не приведет.

Проявлять любовь и уважение к родителям возможно. Этому нужно учиться. Старайтесь всегда держать дверь общения открытой с обеих сторон и вы увидите, что можете о многих моментах договариваться спокойно.

также читайте практичные статьи «Как научить ребенка безопасно пользоваться Интернетом?» и «Трудности воспитания — родной родитель и не родной.».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *