Ты не обиделась

Ты не обиделась

Компоненты чувства обиды

Необходимо обратить внимание на то, что в ситуациях нанесения ущерба, реакция потерпевшей стороны бывает разной. Например у разных людей, возникают разные чувства когда их обманули, или плохо обслужили, или неуважительно отнеслись, или исказили информацию о них, или забыли куда-то пригласить и т.д.. . Одни могут разгневаться или возмутиться; другие оскорбиться или удивиться; третьим станет очень жаль себя; у четверых возникнет чувство бессилия и несостоятельности. Все эти чувства являются составляющими чувства обиды, потому что несут в себе одну информацию: «Меня тут не любят, не уважают!». Просто реакция на эту информацию разная, но она есть и является появлением недовольства.

Появляются такие чувства у тех, кто ждёт к себе особого или какого-то определенного отношения. Таким образом и появляются неоправданные ожидания, зачастую завышенные.

После того, как человек испытал чувство неприятной неожиданности, а вслед за ним неудовлетворённость своим положением, ему хочется эти чувства выразить и он так и делает привычным для него способом: гнев, возмущение, злость, плач, оскорбления, претензии и т д. Это и есть проявления чувства обиды.

Вышеперечисленные эмоции, хотя и входят в один комплект с обидой, но они не будут этим чувством, если не было жалости к себе после событий, воспринятых человеком как неожиданное ущемление его интересов. Таким образом, любой набор отрицательных эмоций связанных с ощущением, что твои ожидания не оправдались и возникшей в этой связи жалостью к себе, можно назвать чувством обиды.

Если эти чувства не связаны с ожиданиями по отношению к себе, то они и называются по-другому. Например, если человек не ждал, что его пригласят в гости, он и не почувствует себя оскорбленным (если не пригласили); если не считал, что его должны называть только по имени-отчеству, то и не заметит, что назвали только по имени; если человек не считал, что его должны повысить в должности, то и не обидится, если повысят кого-то другого, а не его и т.д.

Психология обидчивых людей

Неудовлетворённость своим положением и жалость к себе — это основа обиды. Даже очень большие неприятности не выбьют человека из колеи надолго, если у него нет особых требований по отношению к своей персоне. И совсем наоборот, если человек живёт с ощущением «Меня никто не любит, никто не понимает», то у него большие проблемы и куча причин для истерик.

Жалость к себе — вот настоящая проблема и источник негатива. Отсутствуют запросы на определенное отношение к себе — отсутствуют и источники обид и возмущений. Тогда и неприятные неожиданности передаваться гораздо легче. Например, если человека обокрали, но он понимает, что ворам всё равно кого обворовывать и он случайная жертва, то стресс у него пойдет гораздо быстрее чем того кто думает: «Именно меня обокрали. У всех других все нормально. Именно меня этим хотели оскорбить. Почему это произошло именно со мной?» и так далее.

Сформированные ожидания определённого поведения со стороны других людей являются производителями такого чувства как обида. Именно в своих собственных глазах человек выглядит несправедливо обделённым страдальцем и испытывает острое огорчение от того, что его интересы в чем-то ущемили, или хотят ущемить.

Итак, обобщая вышесказанное, чувство обиды это — реакция на какое-либо событие, сопровождающаяся жалостью к себе, ощущением причиненного вреда и отсутствия реализации определенных ожиданий по отношению к себе.

Заметили, что при обиде человек ощущает себя жертвой? Людей-жертв называют виктимами, это слово произошло от английского viktim — жертва. Понятие это появилось в криминалистике и психологии, так как учёные заметили, что жертвами преступников становится чаще всего люди с определенным набором качеств. Подробнее читайте

Схожим образом, возникают чувства, когда несправедливо обращаются с другими людьми (тоже либо кажется, либо в действительности). Но это обида за другого. Эмоциональным людям, кстати, свойственно не задумываясь реагировать так, как им кажется или видится. И они думая, что их друзей или родственников обижают, готовы ввязаться в борьбу, драку, тяжбу и т.д. Но, часто это только вредит и усугубляет ситуацию. Поэтому царь Соломон сказал: «Глупый обнаруживает своё раздражение в тот же день, а рассудительный покрывает бесчестье.» (Притчи 12:16)

В этом случае эмоциональный «борец за права ближнего», тоже может испытывать обиду, так как своего родственника или друга считает частью своего (мира, семьи, сознания, себя) и это может быть связано с ожиданиями по отношению к себе и чему-то «своему». Защищая другого человек моет оказаться втянутым по жизни в роль Спасителя — «Рыцаря на белом коне». Обидчивый же человек, в таком случае, обычно, выступает в роли Жертвы, которую должны защищать и успокаивать. Так, незаметно для себя, люди попадают и в другие (смотрите по ссылкам выделенным синим) ловушки мышления, называемые ещё ментальными ловушками.

Обидчивость. Определение

Эмоциональность и завышенные ожидания приводят к такому качеству как обидчивость. Завышенные ожидания создают кучу причин для необоснованных обид. Вот вам и такое качество как обидчивость: эмоциональность + ожидание особого внимания к своей персоне. Поскольку никогда весь мир не вращался вокруг одного человека, то у того, кто много ждёт всегда есть ощущение, что у него что-то отняли или ему недодали или ущемили. Получается, что обидчивость — это некая форма самообмана. И чем выше запросы, тем сильнее чувство этого ущемления и жалости к себе любимому, но обделенному.

Поэтому, одна известная личность (апостол Павел), сказал: «Любовь долготерпелива и добра…., не ведёт счёт обидам,…(1 Коринф 13:4,5). Действительно, адекватная самооценка и любовь к людям препятствует развитию обидчивости

Объективная оценка ситуации требует времени и дополнительной интеллектуальной нагрузки (сбор и анализ информации о произошедшем событии), а этим считают нужным заниматься здравомыслящие, уравновешенные люди. Так не спроста, получается, говорится в Библии, «что обида живёт в груди глупых». (Притчи 7:9)

Эмоциональным людям, вообще, необходимо быть очень бдительными и развивать самообладание и познавательный интерес, чтобы как можно дальше уйти от виктимности. Ведь это легко обнаруживают мошенники, которые любят использовать в своих целях слабости людей. А такая черта, как обидчивость явно не является сильной стороной личности человека. На ней легко можно играть, так как любая сильная эмоция создает препятствие объективной оценке ситуации. А жалость к себе, особенно…И чем выше эмоциональный накал, тем сложнее ситуация поддаётся анализу.

Примеры ситуаций обиды, как справляться с обидами и радоваться жизни вы найдете в следующих статьях:

Примеры ситуаций и советы как справляться с обидами

  • «Дорогая, ты плохо готовишь», или как не обижаться.

Как развивать позитивное мышление

  • Оптимизм жизни — это здорово!
  • Больше смеха и улыбок

Обидчивость

Обидчивость — негативное и неконтролируемое свойство человеческой психики часто реагировать на слова или действия других людей тяжелым чувством обиды. Обидчивость присуща исключительно людям с анальным вектором и крайне негативно влияет на весь жизненный сценарий человека.

Обида – эта реакция анальной психики на попытку нанести ей ущерб, ущерб фундаментальным ценностям, заложенным в мироощущении анального вектора, попытку смешать с грязью самое чистое и важное для анального человека. Сознательно и чувственно вся полнота мироощущения воспринимается анальным человеком в категориях “чисто-грязно”. Такого человека от природы тянет наводить вокруг себя порядок, убираться, причем чистит он не просто чтобы грязи и беспорядка не было видно, а с душой, очищая все до блеска. Он получает удовольствие от выявления и устранения всевозможных изъянов, доведения того, чем занимается, до совершенства. В отношениях с людьми здоровый анальник непременно стремится, чтобы те чувствовали себя рядом с ним хорошо, а на работе трудится так, чтобы по окончании результат было не стыдно показать людям и, если понадобится, с чистой совестью передать работу тому, кто придет ему на смену.

Реализованный анальник — специалист, для которого важно быть и ощущать себя самым лучшим. Обида — это реакция на смешение с грязью этого его внутреннего ощущения и желания быть самым лучшим, реакция на кажущуюся или реальную несправедливость по отношению к себе, критику, высмеивание, позор, предательство. Анальник ожидает от людей уважения, прямоты, честности, равенства, и вообще желательно братского отношения.

Сталкиваясь с прямо противоположным, враждебным отношением, психика воспринимает его как удар и реагирует торможением, ощущает, что дальше двигаться опасно, тяжело и болезненно. Обида внутренне воспринимается как ощущение сильнейшей несправедливости, которая создает перекос анального психического квадрата вовнутрь. Почему квадрата?

Квадратность психики характеризуется тем, что именно анальнику нужно для того, чтобы ощущать состояние психологического комфорта. А это когда все в жизни происходит по вышеупомянутому сценарию, в котором жизнь справедлива, люди открыты и честны, прямолинейны и уважительны, когда между членами коллектива есть ощущение дружбы, братства и равенства. Это — ровный квадрат, геометрия психологического комфорта анального вектора. Обида — это перекос верхнего ребра квадрата вовнутрь, потеря комфорта.

Обида естественным образом понятна каждому русскому человеку. Конечно, именно анальный человек в обычном общении будет искренне заботиться о том, чтобы не обидеть другого, но даже кожный человек понимает, что других можно задеть, и формально извиняется, если думает, что мог кого-то своими словами или действиями обидеть. Для кожного человека, да и любого другого, кроме анального, чувственное восприятие обиды связано с тем, что раскрывается в детстве как часть культурного слоя, но само чувство обиды он испытать не способен, и даже понять, что на самом деле испытывает обиженный анальный человек, ему сложно.

Обида удивительным образом может тормозить человека в его развитии, в его способности идти дальше по жизни, способности полноценно получать удовольствие. К тому же, у обиды есть тенденция накапливаться, поэтому чем дольше человек не способен восстановить утраченный баланс внутреннего равновесия (восстановление справедливости, отмщение), тем большим бременем отягощает его обида.

Ценности, свойственные анальному вектору, комплементарно уживаются в культурном пространстве уретрально-мышечного менталитета России. Поэтому для очень многих русских анальников обида, долгое ее размусоливание, застревание в ней вместе с жаждой мести и правосудия не встречает никаких внутренних психологических тормозов. Ведь поделиться негодованием и накопившимся со временем недовольством можно с едва знакомым человеком, например, за бутылкой спиртного, и это не вызовет у того, в большинстве случаев, ничего, кроме сочувственного понимания. Человек западный, выросший в пределах прагматичного и ни за что не согласного терять время на пустые и горестные ожидания справедливости кожного менталитета, обычно не застревает в обидах, а бессознательно начинает переформатировать свое чувство в нечто рациональное, вытесняя его из бездонного пространства души, не давая тому заполниться вязкостью и тяжестью, которая со временем способна сделать человека психически неподъёмным. Хотя далеко не каждому западному анальнику удается не впасть в болото обид, все же это явление встречается в кожном менталитете намного реже.

Механизмы возникновения обидчивости как свойства

Человек — это принцип наслаждения. Психически человек устроен так, что способен получать наслаждение от жизни лишь вполне определенными способами. Первостепенно эти способы определяет векторальный набор человека, развитость его векторальных свойств в социуме и в паре, ментальное пространство, в котором он вырос и живет. Анальнику во взрослом состоянии для ощущения удовлетворения от жизни необходимо реализовывать свои врожденные свойства, глубоко знать область, в которой он работает, быть специалистом, профессионалом, человеком, который знает, как нужно правильно делать вещи. Но и этого недостаточно. Ему так же необходимо реализовать себя как семьянина, в роли мужа и отца, поскольку это одна из фундаментальных ценностей анальной психики.

Постоянная реализация своих жизненных сил в комплементарной врожденным свойствам ипостаси дает ощущение баланса жизни и чувств, между миром внутренним и внешним. По-другому анальный человек позитивные эмоции извлекать из жизни не может, да ему и не нужно это мочь. Его психической природой предписано исполнять свою видовую роль, а это накопление информации и передача ее во времени, например, младшему поколению, или конвертируя свои знания в реальных проектах, дающих конкретные, осязаемые результаты. Однако не всегда это легко сделать, и многим это сделать не удается в мере, достаточной для своего темперамента. В таком случае человек не становятся знатоком своего дела, не получает должного признания со стороны коллектива, других людей, а значит, не ощущает заметной отдачи от жизни.

Однако, даже если человек ничего не делает для своей реализации намеренно или вынужденно, его психика (психическое желание) будет требовать наполнения, и будет извлекать его любыми доступными методами, это бессознательные процессы. Наполнение далеко не всегда означает наслаждение. Жизнь людей может быть наполнена позитивными или негативными ощущениями. Даже кажущаяся пустота в жизни, которая может быть следствием апатии или откровенного длительного бездействия, на самом деле вызывает у человека тяжелые внутренние ощущения. Человеческая психика не может быть пуста, в том числе и в сознательном спектре наших ощущений и чувств. Поскольку человек с рождения научается определенным способом извлекать из окружающего мира наполнение для своего психического желания, диапазон разных по своей сложности и изощренности способов добыть необходимое наполнение постоянно расширяется, а вместе с ним раскрываются и иные виды самих наполнений. Ребенок естественным образом устремляется к свойственным его векторальному набору видам наслаждений. Однако его в этих устремлениях надо поддержать, направить, помочь понять, где он мог бы реализовать свой интерес. Если же ребенок натыкается на неадекватные ограничения, оскорбления, постоянное недовольство со стороны родителей (тех, от кого он в детстве получает необходимое для его психосексуального развития чувство защищенности и безопасности), для него это стрессовый фактор, фактор, обратный развитию. Анальник в таких ситуациях обижается.

Большинство анальников рано знакомится с чувством обиды и тем наполнением (ярким, негативным внутренним ощущением), которое оно с собой несет. Если анальный ребенок не получает необходимого позитивного наполнения своего желания, он легко поддается уже знакомому ему стимулу — ощущению того, что его недооценили, ему не додали (любви, похвалы, просто внимания), его не заметили, одним словом, так или иначе обделили. Это темное, медленно разливающееся чувство заполняет пространство ощущений внутри психического желания. И через некоторое время принцип наслаждения (человек) подстраивается под этот вид наполнения. Это и определяет свойство обидчивости, такие люди по большому счету готовы обидеться на любую мелочь, их психика буквально выискивает, где и как это можно сделать.

Обидчивости особенно способствует неустойчивость психического квадрата анальника. Что это значит и что придает ему устойчивость? Адекватную устойчивость и определенный иммунитет к обидчивости анальной психике дает приобретение навыков и положительно окрашенных ощущений от реализации своих свойств. В детстве это происходит под присмотром и опекой родителей, а во взрослом возрасте человек это делает сам, движимый желанием к наслаждению. Адекватная уверенность в себе, ценность самого себя, устойчивость анального психического квадрата произрастает из степени реализации своей жизни, своей врожденной видовой роли.

Будучи неспособным во взрослом состоянии адекватно реализовать себя и неся обиды из детства, анальный человек может буквально искать новых доз жгучих обид, несмотря на их негативный окрас. Часто такие люди своим поведением буквально подставляют себя под удар обидным словом. И, получив его в свой адрес, надуваются еще больше прежнего, испытывая при этом сильнейшую ненависть к обидчику. Обиды имеют тенденцию накапливаться, однако в случае обидчивости человек просто ищет где бы и на кого ему обидеться. Например, выставляет себя не в самом удачном свете, буквально провоцируя удар или колкости со стороны других людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *