Ценность

Ценность

ЦЕННОСТЬ

Смотреть что такое «ЦЕННОСТЬ» в других словарях:

  • ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… … Философская энциклопедия

  • Ценность — Ценность ♦ Valeur То, что ценится. Можно ли сказать, что ценность – это то, что имеет цену? Только в отношении того, что продается. Возьмем, например, ценность товара. Цена на этикетке указывает его меновую ценность в условиях данного рынка… … Философский словарь Спонвиля

  • ценность — См. важность, достоинство, значение, цена определять ценность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ценность важность, достоинство, значение, цена; стоимость, значимость,… … Словарь синонимов

  • ЦЕННОСТЬ — ЦЕННОСТЬ, ценности, жен. 1. только ед. Выраженная в деньгах стоимость чего нибудь, цена. Определить ценность меха. Вещь высокой ценности. Посылка с объявленной ценностью. 2. перен., только ед. Важность, значение. Его мысль имеет большую ценность … Толковый словарь Ушакова

  • ценность — То, что для вас важно в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) это то, что мотивирует вас в жизни. Все стратегии мотивации имеют кинестетический компонент. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.… … Большая психологическая энциклопедия

  • ЦЕННОСТЬ — (value) Ценность, которую кто либо придает чему либо. Определение стоимости является одной из основных проблем экономической науки; существует два принципиальных подхода к решению проблемы. В классической политической экономии (Classical school)… … Словарь бизнес-терминов

  • ЦЕННОСТЬ — термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных… … Новейший философский словарь

  • ЦЕННОСТЬ — ЦЕННОСТЬ, и, жен. 1. см. ценный. 2. Цена (в 1 знач.), стоимость. Картина большой ценности. 3. чего. Важность, значение. В чём ц. этого предложения? Большая ц. работы. 4. обычно мн. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности … Толковый словарь Ожегова

  • ЦЕННОСТЬ — англ. value; нем. Wert. Особое общественное отношение, благодаря к рому потребности и интересы индивида или соц. группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные соц. свойства, не связанные прямо с… … Энциклопедия социологии

  • Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных… … Энциклопедия культурологии

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни он от рождения имеет органические потребности. Потребность — это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект — в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Существуют различные классификации потребностей человека. Например, их разделяют па материальные (потребности в пище, жилье, одежде, предметах обихода) и духовные (потребности в общении, занятиях наукой, искусством).

А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека:

  • 1) витальные (биологические), их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни;
  • 2) потребности в безопасности;
  • 3) потребности в любви и признании у других людей;
  • 4) потребности самооценки, самоуважения;
  • 5) потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж. Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей:

  • 1) органические потребности (потребности в пище, сексуальное побуждение, общая активность);
  • 2) потребности, относящиеся к условиям среды (потребности в комфорте, приятном окружении);
  • 3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство);
  • 4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе);
  • 5) социальные потребности (потребность в других людях).

На уровне субъектиости доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения.

Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительный характер, а другие — притягательный. К побудительным относят установки, влечения, желания; к притягательным — интересы, мечты, идеалы, убеждения.

Влечение неосознанно и беспредметно. Когда человек испытывает влечение, он не знает, чего он хочет и какой предмет это влечение удовлетворит, соответственно перед ним пет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие.

По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Теперь он может поставить сознательную цель и организовать деятельность по ее достижению.

Интерес — форма проявления познавательной потребности субъекта, он сказывается на направленности внимания и мыслей. Иными словами, интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого. Она выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта — это своего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

Идеалы представляют собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором развития человека.

Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия — одни мотивы занимают ведущее место, другие — подчиненное.

Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим параметром и механизмом ее развития и определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения, регулирует направление наших мыслей и поступков.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • 1) мотивы имеют иерархическую структуру;
  • 2) чем выше уровень мотива, тем менее жизнеиио необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
  • 3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
  • 4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Маслоу отмечал, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если они удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива — смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Деятельность человека является, как правило, полимотиви-рованной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. При этом одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл; другие, сосуществующие со смыслообразующими мотивами, выполняют роль побудительных стимулов. Однако необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, по и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего — от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *