Термин вытеснение в бессознательное ввел

Термин вытеснение в бессознательное ввел

Что такое вытеснение

Из множества трактовок термина «вытеснение», которые можно встретить в популярной литературе, корректными с психоаналитической точки зрения можно считать две:

  1. В раннем психоанализе вытеснение – это действие психики по устранению из сознания представления, мысли, образы, воспоминания, которые связаны с влечениями.
  2. В более поздних исследованиях вытеснением называется защитный механизм высшего порядка, сложное явление, применимое как к отдельным мыслям или образам, так и к опыту в целом, к аффекту, к фантазиям и желаниям. Важное значение при этом имеет не только устранение содержания из сознания, но и процесс удержания этого содержания в бессознательном.

Вытеснение в широком смысле считают универсальным и базовым психическим процессом, так как именно этот механизм лежит в основе формирования бессознательного как отдельной области психики.

Те импульсы и влечения, репрезентации которых вытесняются и перестают осознаваться, на протяжении всей жизни остаются частью психики и влияют на формирование личности и характера, на эмоциональные реакции, переживания и принимаемые решения.

Вытеснение – это элементарная защита Эго (той части психики, которую мы называем собственно «Я»). Психика каждого человека прибегает к использованию вытеснения в самом начале жизни (начиная с полутора лет), и по мере взросления возвращается к этой защите в те моменты, когда не срабатывают или оказываются недоступны более гибкие и сложные способы защит.

Urs Fischer

У некоторых людей вытеснение становится базовым способом реагировать на внутренние конфликты, что приводит к развитию определенного типа личности – истерического или диссоциативного (в тех случаях, когда вытеснение охватывает всю личность в целом и становится диссоциацией).

Частный случай вытеснения, когда объем и качество вытесненного материала оказывается разрушительным для личности и вызывает патологические изменения, касается вытеснения целых значительных участков воспоминаний, длительных периодов времени.

Часто такому масштабному вытеснению подвергаются воспоминания о физическом (в частности, сексуальном) насилии в детском возрасте или другой травматический опыт.

В результате может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, а если это происходит в раннем детстве — диссоциативное расстройство личности – личность человека в этом случае как бы распадается на несколько осколков, не связанных друг с другом.

India Lawton

В редких случаях каждый из этих «осколков» демонстрирует удивительные адаптивные способности психики и формирует самостоятельную функционирующую личность. Такие случаи называют раздвоением личности или множественными личностями.

Что именно вытесняется

При нормальном, не патологическом вытеснении в том смысле, который придает ему современный психоанализ, вне сознания оказываются представления, идеи, образы и мысли, связанные с влечением.

Например, если человек страстно желает сексуальной связи с тем, с кем ее желать нельзя– он вытесняет все мысли о связи с этим человеком, однако сексуальное возбуждение остается и ищет удовлетворения в другом объекте — более приемлемым в социальном и моральном смысле (замещение – еще одна защита).

Примером может послужить гомосексуальное влечение в традиционном обществе с запретом на гомосексуализм.

India Lawton

Нэнси Мак-Вильямс указывает на то, что для использования репрессии (еще одно названия вытеснения) по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, и обладать чувством целостности собственного Я. У тех, чей ранний опыт не позволяет обрести эту целостность, неприятные и беспокоящие чувства обычно сдерживаются более примитивными защитами – такими, как отрицание, проекция или расщепление.

У здорового человека примером вытеснения может быть временное забывание в разговоре имени человека, к которому есть неприятные (или напротив, приятные и непозволительные) чувства.

У маленьких детей вытесняются обычно агрессивные фантазии по отношению к родителям – например, желание убить одного из родителей, чтобы полностью завладеть другим.

То есть наиболее часто подвергаются репрессии те элементы эмоциональной жизни, которые вступают в конфликт с другими: желание того, что может навредить другим, или ненависть к тому, кто одновременно симпатичен. Провоцируют вытеснение также и желания, противоречащие морально-этическим нормам – например, желание украсть что-то или совершить другое преступление.

Urs Fischer

Как это работает

Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся структуры процесса вытеснения в разных его формах. В настоящее время обычно рассматриваются три этапа этого процесса:

  1. Первичное вытеснение. На этом этапе из сознания устраняются элементы, которые первоначально связаны с влечением. Из этих вытесненных репрезентаций влечения затем создается бессознательное «ядро вытеснения», которое подобно магниту притягивает другие элементы психики, подлежащие вытеснению.
  2. Собственно, вытеснение как процесс устранения от осознания представлений и образов, который вызывает одновременное возникновение тенденции к возвращению вытесненного.
  3. Возврат вытесненного. Это волнующий и загадочный процесс, который мы наблюдаем в виде сновидений, разного рода симптомов (психических и соматических), ошибочных действий и так далее.

Эти этапы характеризуют вытеснение в широком смысле. В то время как собственно вытеснением (как динамическим процессом), строго говоря, является второй этап, и хронологически третий этап скорее присоединяется к этому процессу, а не сменяет его.

Jesse Draxler

Возврат вытесненного

Возвратом называется процесс, при котором бессознательным элементам, которые были вытеснены, удается вновь появиться в сознании. При этом конкретные представления, как правило, меняют форму, искажаются под воздействием вытеснения и проявляются только в тех состояниях, которые меньше всего находятся под контролем.

Например, по сигналам, которые подают нам эмоционально заряженные образы из сновидений, мы можем распознать то или иное вытесненное содержание.

Стоит обращать внимание на сны, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию – страх, сексуальное возбуждение, эйфорию и другие. Особенно важно стараться понять эмоциональный смысл тех образов, которые поначалу кажутся бессмысленными.

Процесс возвращения вытесненного материала не равномерен, он может провоцироваться усилением влечения, ослабеванием защит, например, в процессе психотерапии, в измененном состоянии сознания или в психотическом бреду.

Очень часто возращение представлений, которые не удалось вытеснить окончательно, сопровождаются болезненными переживаниями, таким образом выражается сопротивление – еще один защитный механизм. Это может быть неясное чувство вины, стыд, страх, отвращение или ненависть к себе.

Эти чувства наряду с актуальным влечением могут быть весьма интенсивными и вызывать внутренний конфликт, становясь причиной развития невроза.

Одной из задач психотерапии считается возвращение неудачно вытесненного материала и развитие новых способов обращения с влечениями, которые позволят человеку стать более психологически устойчивым и адаптивным.

ВЫТЕСНЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

не находящиеся в сознании содержания психики, способствующие образованию невротических симптомов и возникновению психических расстройств.

При пространственном, топическом подходе к рассмотрению психики человека З. Фрейд различал сознание и бессознательное. Исследование последнего привело его к выделению скрытого, латентного бессознательного (предсознательного) и вытесненного бессознательного. Он исходил из того, что латентное бессознательное способно стать сознательным, в то время как вытесненное бессознательное само по себе и без дальнейшей работы над ним не может быть сознательным. Динамический подход к рассмотрению психики человека требовал особого внимания к изучению природы вытесненного бессознательного. Таким образом, в классическом психоанализе в описательном смысле речь шла о двух видах бессознательного – предсознательном и вытесненном бессознательном, в динамическом отношении – об одном, а именно вытесненном бессознательном.

Уточняя различие между бессознательным вообще и вытесненным бессознательным, в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907) З. Фрейд замечал: «Все вытесненное бессознательно, но мы не можем утверждать в отношении всего бессознательного, что оно вытеснено». Понятие «бессознательное» – чисто описательное, в каком-то смысле неопределенное и статичное. Понятие «вытесненное» – динамическое, принимающее в расчет протекание различных, часто противостоящих друг другу психических процессов и свидетельствующее о наличии какой-то внутренней силы (сопротивление), которая способна сдерживать психические действия, включая действия по осознанию отстраненного от сознания материала.

Согласно З. Фрейду, вытесненное бессознательное представляет собой такую часть психики человека, которая содержит в себе забытые восприятия и патогенные переживания, являющиеся источником невротических заболеваний. В вытесненном бессознательном находится и все то, что может проявляться не только в качестве невротического симптома, но и в форме сновидения или ошибочного действия.

В статье «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд писал о том, что в наиболее наглядной форме вытесненное бессознательное дает знать о себе в сновидении. В течение ночи вереница мыслей, вызванных к жизни дневной духовной деятельностью человека, находит связь с какими-либо бессознательными желаниями, которые имеются у сновидца с раннего детства, но которые обычно «вытеснены и исключены из его сознательного существа». Эти мысли могут стать снова деятельными и всплыть в сознание в образе сновидения, о скрытом смысле которого он, как правило, ничего не знает и, следовательно, не догадывается о содержании того, что находится в вытесненном бессознательном.

В работе «Я и Оно» (1923), в которой был изложен структурный подход к рассмотрению психики человека, З. Фрейд отметил, что вытесненное является типичным примером бессознательного. Одновременно он подчеркнул, что психоаналитическое понятие бессознательного вытекает непосредственно из учения о вытеснении и что в строгом смысле слова термин «бессознательное» применяется «только к вытесненному динамическому бессознательному».

В процессе аналитической работы, опирающейся на топическое (пространственное) и динамическое представление о психике человека, обнаружилось, что проведенное различие между предсознательным и вытесненным бессознательным оказалось недостаточным и практически неудовлетворительным. Выяснилось, что связанное с сознанием Я, с одной стороны, организует вытеснение, благодаря чему часть психики становится насыщенной материалом вытесненного бессознательного, а с другой стороны, оказывает сопротивление попыткам приблизиться к вытесненному при аналитической терапии. Так как сопротивление, о котором пациент ничего не знает, исходит из его Я и принадлежит ему, то, следовательно, в самом Я существует нечто бессознательное, которое проявляется, подобно вытесненному, но не является таковым. Как заметил З. Фрейд позднее в своей работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938), «верно, что все вытесненное бессознательно, но неверно, что все принадлежащее Я сознательно». Отсюда возникла необходимость в структурном понимании психики человека, в признании, наряду с предсознательным и вытесненным бессознательным, такого бессознательного в Я, которое было названо З. Фрейдом «Сверх-Я».

В соответствии со структурным подходом к рассмотрению психики человека, последняя представлялась основателю психоанализа состоящей из Оно (страсти), Я (разум, рассудок) и Сверх-Я (родительский авторитет, совесть, идеал). Коль скоро значительная часть Я оказалась бессознательной, как и Оно, то это означало, что в классическом психоанализе Я и Оно не разделены резкой границей между собой. Акцентируя внимание на этом обстоятельстве, З. Фрейд попытался внести уточнение в понимание бессознательного. В частности, он стал исходить из того, что вытесненное бессознательное сливается с Оно, но представляет только часть его. Благодаря сопротивлению вытеснения это вытесненное бессознательное обособлено только от Я. С помощью Оно ему «открывается возможность соединиться с Я».

Выделение в структуре психики бессознательного Сверх-Я вызвало необходимость рассмотрения соотношений между ним и вытесненным бессознательным. Предприняв попытку подобного рода, З. Фрейд высказал мысль, согласно которой Сверх-Я имеет как бы двойное лицо «Идеала-Я»: одно олицетворяет собой долженствование («ты должен быть как отец»); другое – запрет («ты не имеешь права делать все, что делает отец, так как только он имеет право на многое»). Исходящий из Сверх-Я запрет связан с вытеснением эдипова комплекса. Причем примечательно, с точки зрения З. Фрейда, то, что само возникновение Сверх-Я в психике человека обусловлено вытеснением, наличием вытесненного бессознательного. Чем сильнее был эдипов комплекс на определенной стадии психосексуального развития ребенка, чем быстрее под влиянием воспитания произошло его вытеснение, тем строже впоследствии оказывается Сверх-Я, которое властвует над Я в виде совести, бессознательного чувства вины.

В конечном счете в классическом психоанализе придавалось важное значение вытесненному бессознательному, природа, условия и силы образования которого были предметом как исследовательской деятельности, так и терапевтической практики. Не случайно анализ сновидений, ошибочных действий и невротических симптомов средствами психоанализа выявил существенную роль вытесненного бессознательного в образовании этих явлений.

Бессознательное в психологии

Роль бессознательного в жизни каждого человека очень велика. Привычки, умения и навыки несут в себе бессознательную основу. Осознание всех закономерностей взаимодействия сознания и сверхсознания, изучение свойств и приемов бессознательного, дает возможность каждому человеку уверенно идти по жизни, повышать эффективность своих действий, успешно решать свои жизненные задачи

Бессознательное в психологии обозначает совокупность психических процессов, явлений, действий и состояний, во влиянии и функционировании которых человек не в состоянии отдавать себе отчета. Они лежат вне человеческого разума, безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознания, по крайней мере, в конкретный момент. Первооткрывателем бессознательного в психике человека и целого раздела бессознательной психологии был Зигмунд Фрейд. Он один из первых поставил вопрос о неправильности отождествления сознания с психикой человека. Фрейд считает, что проблемы бессознательного предопределяют поведение человека.

Выделяют следующие виды бессознательного:

  1. Естественное бессознательное, которое состоит из инстинктов, влечений, коллективного бессознательного. Следует отметить, что термин «коллективное бессознательное» ввел в психологическую литературу швейцарский психотерапевт К.Г. Юнг. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга – это осадки функционирования предков животного ряда. Оно характеризуется тем, что его содержание никогда не было в сознании и достается по наследству от предков.
  2. Личный или индивидуальный бессознательный процесс состоит из содержаний, которые когда-то были сознательными, но с течением времени исчезли из сознания.
  • Выработанное бессознательное явление – это те навыки, умения, привычки, автоматические движения – опыт, который начинается формироваться еще с детства и продолжает накапливаться в течение всей нашей жизни.
  • Воспитанное бессознательное человека – это, так называемое, социальное бессознательное, те установки, возникшие под влиянием жизненного опыта в процессе воспитания, стереотипы поведения, которые сформировались под влиянием окружающих людей.

Бессознательное таит в себе огромный объем информации, переживаний и воспоминаний, намного больше, чем видимая нам сторона сознания каждого отдельного человека. Получить доступ к этому жизненному багажу не так-то просто, но тот, кому это все же удастся, навсегда забудет о неудачах в любой сфере деятельности.

Исследуем понятие «Бессознательное» с помощью текста Фрейда:
Текст «Бессознательное» показался мне неоднозначным, З. Фрейд как бы предлагает нам исследовать бессознательное вместе с ним, не дает нам готовых ответов, скорее дает возможность думать, рассуждать, толковать, следуя за его ходом мыслей.
Текст начинается с абзаца, в котором показано соотношение бессознательной инстанции психики и вытесненных представлений. Сущность процесса вытеснения заключается не в том, чтобы уничтожить представление, а в том, чтобы не допустить его до осознания. Раз представление после вытеснения продолжает жить, значит, должно быть, место, куда оно попадает после вытеснения. Это место и есть бессознательное. Бессознательное удерживает вытесненное представление, связанное с влечением. Но, даже, находясь в бессознательном психики, вытесненный материал имеет большое влияние на человека. Вытесненное стремится попасть в сознание, что проявляется в виде отрицания, симптома, ошибочных действий, сновидений и, одновременно, стремится вытеснить все, что хоть отдаленно, но напоминает о вытесненном представлении. Эти процессы происходят в бессознательном. Но, вместе с этим, вытеснение – это не есть всё бессознательное. Вытесненное – это пример бессознательного. Понятие бессознательного шире.
Дойти же до понимания бессознательного возможно только лишь, переводя в форму, доступную для сознания (слова), то есть, вернув вытесненное представление обратно в сознание.
З.Фрейд обосновывает допущение существования психического бессознательного, приводит доказательства его существования, рассматривая феномен с разных сторон. Часто происходящими актами в сознании невозможно объяснить многие психические явления. Есть феномены, которые нелогичны, не поддаются объяснению – оговорки, сновидения, мысли, посещающие человека в течение дня. Раз есть следы, значит и должна быть инстанция, которая их оставляет.
Так же мы сталкиваемся с так называемыми пробелами в памяти (забыли имя, которое помнили недавно), неожиданная для самого человека эмоциональная окраска на какого-то человека или ситуацию, неожиданная мысль, в которой есть элемент чуждости. То есть с точки зрения сознательного наблюдается прерывистость психических актов. Поэтому Фрейд считал необходимым допустить, что есть нечто еще, кроме сознания. Возникла необходимость ввести новое понятие – бессознательное. Таким образом, психические процессы непрерывны – любая мысль носит неслучайный характер, она как-то вписана в жизнь человека, любое представление множественно детерминировано.
Другим доказательством наличия бессознательного является тот факт, что сознание в каждый момент времени улавливает очень небольшую долю содержания (увиденного, услышанного), а основная масса знания, получаемая нами, проникает в нашу психику, и хранится в латентном состоянии, следовательно, занимает свое место в бессознательном психики. И проявляется, порой, неожиданно для нас.
В бессознательном так же, как и в сознательном, находятся представления, но отличие их в том, что они не осознаются. Содержимое бессознательного в процессе психоанализа может стать сознательным.
Отдельные латентные процессы могут находиться вне всякой зависимости друг от друга. И часть этих процессов кажутся нам невероятными, противоречащими свойствам сознания. Именно поэтому, мы не можем отнести данные процессы к сознанию и, опять же, допускаем существование психических актов, лишенных сознательности.
Осознавание психических процессов сознанием есть ни что иное, как познание своего внутреннего мира.
Фрейд говорит о многозначности бессознательного, а именно, выделяет две системы бессознательного: предсознательное и бессознательное.
Предсознательное – это та инстанция, представления которой могут быть осознанными. Представления, находящиеся в предсознательном отличаются от представлений сознания только лишь те, что являются временно вытесненными, латентными (не используемые в данный момент), во всем остальном они идентичны представлениям сознания. В бессознательном содержится вытесненные представления, которые не могут легко осознаться. Эти представления будут отличаться по своим характеристикам от представлений сознания.
Далее, рассуждая о введенном понятии предсознательного, стоит задуматься, действительно ли данная инстанция находится в бессознательном, учитывая свойства представлений. Еще важно то, что представление, находящееся в предсознательном, может быть легко изъято и перенесено в сознание, то есть не тратится энергия на его удержания в бессознательном.
Изначально всякий психический акт бессознателен и принадлежит системе бессознательного, если цензура его не пропускает в систему сознания, то он переходит в разряд «вытесненный» и продолжает оставаться в бессознательном. Если же цензура пропускает, то он проходит в систему сознательного, но он еще не сознателен. Он как раз попадает в предсознательное и при определенных условиях он становится объектом сознания. Таким образом, стоит сделать вывод, что предсознательное – часть системы сознательного. Место каждой инстанции в психическом пространстве, отношения между данными инстанциями получило название топического подхода. Так как психика не имеет своей локализации в физическом теле, определение предсознательного к одной из двух систем условно, необходимо лишь для лучшего понимания перемещения представлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
В бессознательном психики содержатся только представления, именно они вытесняются по какой-то причине (травмирующее воспоминание, запретное влечение), аффект же не может быть бессознательным. Говорить «бессознательное чувство вины» — ошибка.
Представление вызывает аффект, далее аффект и представление расходятся: представление может уйти в бессознательное. Аффект появляется, присоединяясь к другому представлению. Яркой иллюстрацией такого явления, на мой взгляд, являются страхи и фобии. Например, человек боится своего отца, но сознательно он считает своих родителей очень хорошими, идеализирует их и не может допустить, что отец вызывает у него страх. Тогда у него возникает, как вариант, необъяснимый страх находиться рядом с высоким деревом. Мы видим, что страх никуда не делся, но присоединился к другому представлению, представление, которое породило данный аффект вытеснено, не осознается.
Вытеснение – процесс, который совершается над представлениями на границе сознательного и бессознательного. В бессознательном представление активно, оно стремится вернуться в сознательное, но наталкивается на противодействие. С точки зрения экономического подхода вытеснение происходит в том случае, когда представление лишено предсознательной активности (аффективной, либидиозной энергии), оставаясь без заряда или получая заряд из бессознательного. Система предсознательного защищается от натиска бессознательного представления, создает первичное вытеснение и поддерживает его длительность. Чтобы обеспечить непрерывное противодействие, энергия отнимается у вытесненного представления. Именно поэтому вытесненное представление не может возобновить попытки проникнуть в сознание, благодаря своей активности.
Какими свойствами обладает система бессознательного? Ядро бессознательного состоит из желаний, которые не связаны друг с другом, но и не противоречат друг другу, существуют вне всякого влияния друг на друга.
-В этой системе нет отрицания. Человек, говоря о том, что он не хотел обидеть, только оглашает свои бессознательные намерения обидеть.
-Бессознательное существует вне времени, в системе отсутствует хронология. То, что было раньше в бессознательном существует в настоящий момент времени. То, о чем мы мечтаем в будущем, в бессознательном существует так же в настоящий момент, примером тому могут быть сновидения, в которых осуществляется желание, или разыгрывается травма из прошлого здесь и сейчас.
-Процессы бессознательного мало принимают во внимание реальность. Внешняя реальность заменена реальностью психической, и деятельность бессознательного подчинена лишь принципу удовольствия.
-Мы узнаем о бессознательных процессах через сновидения и симптомы (аффекты, телесное проявление), переводя эти явления на язык сознания (слово).
Говоря о продуктах бессознательного, Фрейд использовал слово отпрыски, возможно, показывая нам то, что продукты бессознательного – это результат действия, функционирования двух инстанций психики. Сначала представление вытесняется в бессознательное, потом, стремясь вернуться назад, проявляется в искаженном виде, нуждается в переводе. Это и есть продукты бессознательного, о которых уже не раз в эссе упоминалось: фантазии, случайные мысли, ассоциации, оговорки, ошибочные действия, сновидения.
Продукты бессознательного являются звеном между сознательным и бессознательным, именно она дают возможность для психоаналитической работы.
Бессознательное и психоз. В речи шизофреника наблюдается дезорганизация построения фраз, из-за чего содержание становится непонятным, воспринимается окружающими как нелепое. В речи часто проявлено отношение к телу, отдельным органам. З.Фрейд называет шизофреническую речь языком органов. У шизофреника нет метафорического понимания, воспринимаются слова буквально. Речь шизофреника можно сравнить со сновидением: присутствует бессвязность, нелогичность, сгущение.
При шизофрении слова не имеют перевода от словесного перевода к предметному; от слова идет движение к другому слову. Одно слово может заменить целую цепь мыслей.
Нет перевода из бессознательной системы в сознательную. Нет очевидной разницы между сознательным и бессознательным, бессознательный материал как бы напрямую проступает в речь.
Представления находятся в движении, сознательное и бессознательное обмениваются ими. Бессознательные представления являются образными, сознательные – словесно-предметные, то есть слово и предмет связаны между собой. При психозе эта связь восстанавливается посредством бреда.
2016 год
Моисеева Эльвира Ильдусовна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *