Терапия

Терапия

Происхождение метода

Терапия животными начиналась с использования в качестве первых лекарей обыкновенных прирученных собак. Появились неожиданные помощники впервые в 1796 году в филантропической клинике для психически больных людей, организованной усилиями британского гуманиста Уильяма Тьюка.

Подобный метод лечения не перекликался с общепринятыми научными стандартами и встретил бурное сопротивление со стороны общественности. Однако изучение психического состояния пациентов клиники спустя непродолжительное время после введения в состав персонала четвероногих помощников значительно поубавил агрессивные нападки противников из числа консерваторов.

Было доказано, что, общаясь с животными на примитивном тактильном уровне и получив возможность оказывать минимальный уход за собаками (выгуливая их, расчесывая, участвуя в кормлении), больные стали спокойнее реагировать на окружающие раздражители. Появились даже случаи возвращения бывших пациентов клиники к полноценной социальной жизни.

Но влияние консерватизма того времени оказалось слишком сильным, и методу не позволено было развиться в официальное направление медицины.

Произошло это только в середине 20-го века. Американский психиатр Борис Левинсон, проводивший сеансы терапии у себя на дому, был поражен, увидев реакцию одного из своих маленьких пациентов, девятилетнего аутиста, на внезапно вошедшую в кабинет собаку врача, которую обычно держали взаперти. Не шедший ни с кем на контакт, ребенок стал играть с большим псом и позволять тому прикасаться к себе, что означало уже беспрецедентный прорыв в лечении.

С этого момента Джингл стал участвовать в большинстве встреч доктора с пациентами и душевное состояние многих из них заметно улучшалось.

Коллегам Левингстона, встретившим новый метод терапии животными с насмешками, пришлось унять критику, когда стало известно, что сам Фрейд использовал своего пса Йофи в качестве основного помощника во время сеансов психиатрической помощи.

Суть зоотерапии

Основное направление терапии животными — работа с детьми и подростками, имеющими трудности в общении или нарушения моторно-двигательных функций. Последнее, ставшее очень важным, использование метода – это адаптивная терапия детей с синдромом Дауна. Животные, как будто перенимая на себя возможности больного ребенка и двигаясь всегда на шаг впереди, вместе с ним преодолевают важные шаги в социализации личности и физическом развитии.

Психологический аспект метода составляет 90 % положительного результата терапии с помощью животных. Ребенок, уставший от серьезного лечения, воспринимает сеансы общения с четвероногим другом как поощрение, радостное событие, игру, которая позволяет ему примерить на себя новые роли.

Животное не способно ответить, но оно чутко реагирует на любые звуки и прикосновения, поэтому пациент не испытывает стресса от чувства непонимания, не волнуется от того, что встретит агрессию или насмешки. Он раскрывает себя наиболее полно и сам инициирует побуждение к действию – к началу диалога с людьми или к первым самостоятельным шагам.

Нередки случаи, когда серия из 10-15 сеансов терапии животными сопоставляется по значению с полным курсом сильных антидепрессантов или ноотропов, но при этом лишена огромного количества побочных эффектов и противопоказаний.

Следующие 10 % успеха зависят от стимуляции на физиологическом уровне. Например, в процессе дельфинотерапии тело ребенка погружается в воду и на рефлекторном уровне начинает взаимодействовать со стихией, выполняя простейшие движения. Находящийся рядом специально обученный дельфин усиливает это взаимодействие, вынуждая пациента проявлять усиленную моторику для удобства взаимной игры.

Приблизительно тот же эффект, но с небольшими нюансами, наблюдается при общении с другими животными – везде используется всесторонняя стимуляция.

Основные функции метода

Животная терапия (иппотерапия, ихтиотерапия и т. д.) преследует основные цели, которые необходимо достичь в течение одного или нескольких курсов лечения. Условно общий эффект анималотерапии можно разделить на ряд узконаправленных функций, однако следует понимать, что даже при выборе только одного направления пациент так или иначе получает весь «спектр услуг», поскольку животное будет «выкладываться» полностью.

  • Взаимодействие на психофизиологическом уровне. Формируется на базе тактильного контакта с питомцем, в играх, в процессе ухода за любимцем.
  • Психологическое воздействие. Складывается из разных ситуаций, но чаще всего используется для развития в пациенте чувства ответственности, для отвлечения от серьезных проблем, для повышения самооценки и ощущения собственной значимости.
  • В целях реабилитации после травм или для частичного устранения врожденных физических и умственных патологий.
  • Расширение зоны комфорта для людей, имеющих фобии и серьезные комплексы, мешающие социальной адаптации.

Доказано, что общение с домашним животным как с членом семьи помогает людям справиться с депрессиями и чувством одиночества. Для многих пациентов, страдающих антропофобией (боязнью людей), безгласный собеседник даже стал пропуском в активную полноценную жизнь в обществе.

Фелинотерапия

Об энергетическом потенциале домашней Мурки, знают все. Так же как и о невероятной способности кошки распознавать слабые места человеческого организма. Кошка улавливает психоэмоциональный фон контактирующего с ней человека, при получении тревожных импульсов своими ласками вынуждает хозяина к тактильному ответу в виде поглаживания. В эти минуты организм человека неконтролируемо посылает ответную реакцию – усиленный синтез окситоцина, который при попадании в кровь вызывает психоэмоциональное ощущение нежности, любви, желания делать добро.

Люди, имеющие в анамнезе болезни сердца и сосудов, замечают, что после общения с кошкой показатели АД часто приходят в норму, тахикардия прекращается, уходят сердечные боли. Инсулинозависимые диабетики ощущают меньшую потребность в препаратах для снижения сахара, так как основная причина повышения уровня глюкозы – стрессы – подавляется в присутствии питомца.

В доме, где есть маленькие дети и одновременно проживает кошка, реже сталкиваются с педиатрическими и ЛОР-заболеваниями, аллергиями, желудочными расстройствами.

Список видов терапии

Смотреть что такое «Список видов терапии» в других словарях:

  • Список Героев Украины — Содержание 1 Неоднократные герои 2 Статистика 3 1998 год 4 … Википедия

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России с 2010 года — … Википедия

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России на 2010-2011 года — … Википедия

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

  • Методика трехмерной конформной протонной лучевой терапии — В настоящее время в Медико техническом комплексе ЛЯП ОИЯИ проводятся регулярные сеансы протонной терапии онкологических и некоторых других заболеваний (около 100 пациентов в год). Для облучения новообразований, расположенных вблизи жизненно… … Википедия

  • Терапия (лечение) — Эту страницу предлагается переименовать в Терапия. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 октября 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам… … Википедия

  • Терапия (значения) — Терапия (греч. θεραπεία лечение, оздоровление, лекарство): Терапия лечение болезней Терапия (внутренние болезни, внутренняя медицина) раздел медицины, изучающий внутренние болезни, их профилактику и лечение См. также Психотерапия (в… … Википедия

  • Терапия — (греч. θεραπεία лечение, оздоровление, лекарство): Терапия (внутренние болезни, внутренняя медицина) раздел медицины, содержащий учение о внутренних болезнях и их лечении Терапия лечение консервативными (нехирургическими) методами… … Википедия

  • Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1967—1979) — Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Значение слова терапия

(от греч. therapéia ≈ забота, уход, лечение),

  1. лечение так называемыми консервативными методами: лекарствами (фармакотерапия), в том числе антибактериальными (химиотерапия, антибиотикотерапия) и гормональными (гормонотерапия) средствами; сыворотками и вакцинами (серо- и вакцинотерапия); различными видами ионизирующего излучения (лучевая терапия); климатическими условиями, движением, грязями, минеральными водами, массажем, электричеством и др. физическими факторами (санаторно-курортное лечение, физиотерапия, лечебная физкультура); лечение питанием (диетотерапия), охлаждением (криотерапия) и т. д. Ср. Хирургия .

  2. Внутренняя медицина, клиника внутренних болезней, основная клиническая дисциплина (см. Медицина ), изучающая так называемые внутренние болезни: причины их возникновения (см. Этиология ), механизмы развития (см. Патогенез ), методы распознавания (см. Диагностика ), лечения (кроме хирургического и лучевого) и предупреждения. К внутренним болезням принято относить патологию внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения, почек, крови, системы соединительной ткани (см. Коллагеновые болезни ), желёз внутренней секреции и обмена веществ.

    История терапии до 19 в. совпадает с историей медицины в целом: на протяжении нескольких тысячелетий медицинские профессии ограничивались Т. (или медициной), хирургией и акушерством; врач, то есть терапевт, как учёный-медик противопоставлялся, например в средние века, хирургу-ремесленнику. Соответственно этому величайшие врачи Древней Греции и Рима, Востока, Европы эпохи Возрождения были и основоположниками важнейших систем, школ и направлений в развитии Т. К ним относятся Гиппократ , утвердивший наблюдение у постели больного как собственно врачебный метод исследования, отметивший значение образа жизни и условий среды в качестве факторов, определяющих здоровье и болезнь, и обосновавший индивидуальный подход к лечению больного; Гален , который систематизировал накопленные врачами античного мира медицинского знания и показал, что анатомия и физиология ≈ научная основа диагностики и лечения; Ибн Сина , составивший энциклопедический свод медицинских знаний; Парацельс , сторонник опытного знания, применивший для лечения многие химические вещества, минеральные воды, разрабатывавший учение о дозировке лекарств и положивший начало ятрохимии . В 17 в. эмпирическая медицина достигла высокого развития в деятельности Т. Сиденхема . который отверг многочисленные догматические медицинские системы, противопоставил им практическую медицину, основанную на гиппократовом принципе врачебного наблюдения, сформулировал понятие о фазах болезненного процесса, описал признаки многих болезней. Наблюдение у постели больного стало основой врачебно-педагогической. деятельности Г. Бургаве . К. Гуфеланда . С. Г. Зыбелина . Г. И. Сокольского и многих др. врачей 2-й половины 17≈ 1-й половины 19 вв.

    Работы основателя научной анатомии А. Везалия и открытие У. Гарвеем кровообращения (16≈17 вв.), достижения патологической анатомии (Дж. Б. Морганьи , М. Ф. К. Биша , К. Рокитанский , Р. Вирхов , А. И. Полунин и др.), установившей локализацию и материальный субстрат болезней; разработка в 18≈19 вв. методов расспроса (М. Я. Мудров , Г. А. Захарьин ), выстукивания (Л. Ауэнбруггер , Ж. Н. Корвизар ) и выслушивания (Р. Лаэннек , И. Шкода ) больного, а также экспериментального метода научного исследования (Ф. Мажанди , И. П. Мюллер ) создали предпосылки для развития Т. как естественнонаучной дисциплины. В середине 19 в. этому способствовала научная и клиническая деятельность терапевтов разных стран: Л. Tpaубе (Германия), А. Труссо (Франция), Р. Брайта и Т. Аддисона (Великобритания), Р. Оппольцера (Австрия) и т. д. Начатая работами Л. Пастера и Р. Коха «бактериологическая эра» в медицине (1870-е≈ 1890-е гг.) сопровождалась не только открытием возбудителей многих инфекционных заболеваний, но и резким преувеличением роли бактериального фактора в происхождении болезней вообще.

    В борьбе с анатомо-локалистическим мышлением последователей целлюлярной патологии и недооценкой роли самого организма больного в патогенезе и процессах выздоровления формируется функциональное направление в Т., чему способствовали работы К. Вернара , И. М. Сеченова , основоположника научной Т. в России С. П. Боткина , И. П. Павлова , А. А. Остроумова , основоположника клинической кардиологии английского врача Дж. Макензи, немецкого терапевта Г. Бергмана и многих др. физиологов и клиницистов. Для этого направления характерны признание организма единым функциональным целым и аппарата нервной и эндокринной регуляции носителем этого единства; понимание болезни как реакции организма на повреждающее действие факторов среды, а нарушений функций органов и систем как определяющих её течение и исход; сочетание клинического наблюдения и эксперимента в научных исследованиях.

    Физиологическое направление развивали Е. О. Мухин и И. Е. Дядьковский ; оно стало основой научного подхода школы Боткина к проблемам клинической патологии ≈ это направление характерно для русской терапевтической школы. Другие типичные её черты ≈ внимание к вопросам профилактической медицины, разработка клинического метода и критика умозрительных медицинских систем. Этими чертами отмечено развитие Т. в России, начиная с С. Г. Зыбелина и его последователей профессоров Московского университета Ф. Г. Политковского и М. Я. Мудрова; клинический метод Г. А. Захарьина получил мировое признание.

    Достижения физики, технический прогресс и связанный с ним расцвет физиологии на рубеже 19≈20 вв. обогатили Т. новыми инструментальными методами обследования больного и резко улучшили возможности врача в распознавании болезней. Особое значение имели открытие рентгеновских лучей и быстрое развитие рентгенодиагностики , введение электрокардиографии (голландский физиолог В. Эйнтховен. 190

  3. и бескровного метода определения артериального давления (итальянский учёный С. Рива-Роччи. 1896; русский врач Н. С. Коротков. 1905). Внедрению новых методов в диагностическую практику способствовала деятельность П. К. Потена, А. Вакеза во Франции, Ф. Крауса в Германии, К. Ф. Венкебаха в Австрии, Т. Льюиса в Великобритании, Дж. Парди в США, М. В. Яновского, В. Ф. Зеленина в России и многих др. клиницистов. С развитием химии связаны расширение диагностических возможностей с помощью различных методов лабораторного анализа (крови, мочи, желудочного содержимого и т. д.) и получение многих новых лекарственных средств. Успехи микробиологии и иммунологии привели к лечебно-профилактическому использованию вакцин и сывороток, возникновению серодиагностики , первые достижения которой связаны с именем французского терапевта Ф. Видаля. применившего её при брюшном тифе (1896).

    В 19 в. начался обусловленный быстрым накоплением медицинских знаний процесс дифференциации клинической медицины: из всеобъемлющей Т. выделились в качестве самостоятельных дисциплин дерматология (1-я половина 19 в. ≈ Р. Уиллен в Англии, Ж. Л. Алибер во Франции, Ф. Гебра ), невропатология (Ж. М. Шарко , 1860; А. Я. Кожевников , 1869), позднее ≈ клиника инфекционных болезней, фтизиатрия и т. д. Для обозначения области собственно Т. вошёл в употребление термин «внутренние болезни», хотя многими клиницистами подчёркивались условность и неточность разделения болезней на внутренние и наружные.

    К числу выдающихся зарубежных терапевтов конца 19 ≈ начала 20 вв., создавших крупные школы, обогативших диагностику и лечение внутренних болезней, относятся А. Юшар (Франция), Э. Лейден, Б. Наунип, Э. Ромберг (Германия), У. Ослер, Дж. Б. Херрик (США) и многие др. Важный вклад русских и советских терапевтов в разработку диагностических методов ≈ предложенные В. П. Образцовым глубокая скользящая пальпация ; М. И. Аринкиным ≈ пункция грудины (1927) для изучения состояния костного мозга; С. С. Зимницким ≈ проба, характеризующая функциональную способность почек. Основоположниками советской терапевтической школы были: М. П. Кончаловский, работы которого охватывали общие вопросы Т. (периодичность в течении болезней, предболезненные состояния и т. д.). патологию крови и органов пищеварения, ревматизм и др.; Г. Ф. Ланг, которому принадлежат приоритет в выделении и изучении гипертонической болезни (1922≈48) и классификация болезней системы кровообращения (1935), ставшая основой их дальнейшего изучения в СССР; Д. Д. Плетнёв, развивавший клинико-экспериментальный метод в кардиологии, известный исследованиями нарушений ритма сердца, грудной жабы; Н. Д. Стражеско, который вместе с В. П. Образцовым дал первое классическое описание инфаркта миокарда (1909), выступил с концепцией стрептококковой этиологии ревматизма (193

  4. , описал ряд признаков болезней органов кровообращения и пищеварения.

    Проблемы современной терапии определяются изменением характера патологии, продолжающейся дифференциацией клинических дисциплин, широким внедрением лабораторно-инструментальных методов диагностики, особенностями лекарственной Т. В экономически развитых странах инфекционные болезни как ведущую форму патологии вытеснили сердечно-сосудистые заболевания ≈ основная угроза здоровью и жизни человека; выяснению их природы, разработке эффективных мер борьбы с ними посвящено наибольшее количество исследований. Процесс ветвления Т., сопровождающийся интеграцией смежных областей Т. и, например, хирургии, урологии, физиологии, экспериментальных патологии и терапии, привёл во 2-й половине 20 в. к организационному оформлению в качестве самостоятельных научных разделов не только кардиологии, но и гастроэнтерологии, нефрологии и т. д.; в связи с этим всё более острой становится проблема общетерапевтической подготовки врача и интегрирующих исследований во внутренней медицине. Непрерывное расширение лабораторно-инструментального обследования больного сопровождается изучением вопросов машинной диагностики и в то же время всё настойчивее выдвигает проблему клинического мышления врача. Сульфаниламиды, антибиотики, гормональные препараты, цитостатические и психотропные средства, вакцины и сыворотки приравняли терапевта к хирургу, вооружённому скальпелем: их применение в большинстве случаев вызывает выраженный лечебный эффект, но может сопровождаться осложнениями, в связи с чем возникли понятие «лекарственные болезни» и необходимость тщательного изучения новых лекарственных средств, их оптимальной дозировки и возможного отрицательного действия, стала развиваться клиническая фармакология.

    Особенности Т. в СССР обусловлены принципами советского здравоохранения и теоретической основой советской медицины ≈ учением о высшей нервной деятельности , которые определяют профилактическую и функциональную направленность научных исследований и врачебной практики.

    Т. как основная клиническая дисциплина преподаётся на кафедрах Т. во всех высших медицинских учебных заведениях; в СССР ≈ на 3≈6-м курсах. Дальнейшая подготовка и специализация врачей-терапевтов проводятся в интернатуре («седьмой курс» ≈ работа врачом-стажером в терапевтических. отделениях крупных больниц), ординатуре, аспирантуре, на кафедрах институтов усовершенствования врачей и на базе местных лечебно-профилактических учреждений (см. также Медицинское образование ).

    Исследовательские центры по проблемам Т.: специализированные научно-исследовательские учреждения (институты: кардиологии им. А. Л. Мясникова; ревматизма; гастроэнтерологии ≈ в Москве; пульмонологии ≈ в Ленинграде; клинической медицины им. Н. Д. Стражеско ≈ в Киеве; ревматизма ≈ в Белграде, Праге, Лондоне; Национальный институт сердца в Бетесде, США; кардиологический центр в Берлине и многие др.), крупные терапевтические клиники и кафедры высших медицинских учебных заведений. Более 30 тысяч врачей (1974) объединены Всесоюзным обществом терапевтов (основан в 1922). Российские съезды терапевтов проводились с 1909 (1-й в Киеве) по 1924 (7-й в Москве); начиная с 8-го (Ленинград, 192

  5. они назывались Всесоюзными; 17-й Всесоюзный съезд состоялся в Москве в 1974. Международные конгрессы проводятся как по общим проблемам внутренней медицины (с 1950), так и по отдельным её научным разделам (например, ревматологов ≈ с 1926, гастроэнтерологов ≈ с 1935, нефрологов ≈ с 1960). Проблемы Т. в СССР освещают «Терапевтический архив» (с 1923), «Клиническая медицина» (с 1920) и др. медицинские журналы; за рубежом ≈ «Archives of Internal Medicine» (Chi., с 1908), «Advances in Internal Medicine» (L.≈N. Y., с 1942); «Ergebnisse der inneren Medizin und Kinderheilkunde» (В., с 1908): «Journal of Japanese Society of Internal Medicine» (Tokyo, с 1913); «Excerpta medica». Sect. 6 Internal Medicine (Arnst., с 1947) и др.

    См. также Гематология , Кардиология , Нефрология , Пульмонология , Ревматология , Эндокринология .

    Лит.: Захарьин Г. А., Клинические лекции и избр. статьи, 2 изд., М., 1910; Плетнев Д. Д., Русские терапевтические школы, М.≈ П., 1923; Мейер-Штейнег Т., Зудгоф К., История медицины, пер. с нем., М., ; Ослер В., Руководство по внутренней медицине, пер. с англ., Л., 1928; Бергман Г., Функциональная патология, пер. с нем., М.≈ Л., 1936; Учебник внутренних болезней, под ред. Г. Ф. Ланга. т. 1-2, . 1938-41; Мудров М. Я., Избр. произведения, М., 1949; Боткин С. П., Курс клиники внутргених болезней и клинические лекции, т. 1≈2, М., 1950; Остроумов А. А., Избр. труды, М., 1950; Бородулин Ф. Р., С. П. Боткин и неврогенная теория медицины, 2 изд., М., 1953; Тареев Е. М., Внутренние болезни, 3 изд., М., 1957; Лушников А. Г., Клиника внутренних болезней в России первой половины XIX века, М., 1959; его же, Клиника внутренних болезней в России, М., 1962; его же. Клиника внутренних болезней в СССР, М., 1972; Многотомное руководство по внутренним болезням, под ред. А. Л. Мясникова. т. 10, М., 1963; Гукасян А. Г., Эволюция отечественной терапевтической мысли. (По материалам съездов и конференций терапевтов), М., 1973; Saintignon Н., Laёnnec, sa vie et son ceuvre. P., 1904; Spezielle Pathologie und Therapie innerer Krankheiten. hrsg. F. Kraus u. Th. Brugsch. Bd I≈II, B.≈W., 1919≈27.

    Е. И. Чазов, В. И. Бородулин.

    Терапия ветеринарная ≈ лечение незаразных и заразных болезней животных. Выбор методов и средств лечения зависит от вида животного, его возраста, пола, характера болезни, состояния организма и др. Т. ветеринарной условно называют также научную дисциплину, изучающую внутренние незаразные болезни животных (в том числе птиц, пчёл, рыб, пушных зверей). Её современные проблемы ≈ разработка методов ранней диагностики, лечения, профилактики болезней, изучение энзоотических болезней, болезней обмена веществ, наследственных болезней и др. Большое значение имеет создание проблемных лабораторий. Ветеринарная Т. преподаётся в ветеринарных и с.-х. институтах. См. Ветеринария .

    Н. М. Преображенский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *