Танцевально двигательная терапия

Танцевально двигательная терапия

Содержание

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Смирнова Светлана Александровна, учитель-дефектолог

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Введение.

Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, а проблемы их обучаемости не вполне разрешимы.

Современные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей в усвоении школьных знаний и формирование ВПФ. Например: целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно- ориентированные методы. Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления чаще всего сводятся к обычной суммации (например, в обычную коррекционную программу вводятся и когнитивные и двигательные методы). Но опыт показывает, что желаемые результаты часто не достигаются.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, внимание, память, процессы саморегуляции и т.д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы.

Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости создания комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии. С давних пор танцевально-двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступали как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.

Считаю, что использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции, таким образом воздействовать на продуктивность их учебной деятельности.

Подходы к организации танцевальных занятий.

Танцевально-двигательная терапия-это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология (наука о двигательных возможностях человека), нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., – т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.

Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Существует ряд различных методик применения танцетерапии. На мой взгляд интересными являются: эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудольфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал.

Разработка комплекса танцевальных занятий.

Наличие трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

В связи с этим мною был разработан танцевальный проект «Движение- танец», включающий в себя метод танцевальной терапии, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта: развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами танцевального искусства.

Основные задачи:

  1. Последовательно знакомить аномального школьника с различными видами танца.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
  3. Совершенствовать артистические навыки и умения в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях в танцевальных постановках.
  4. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка с проблемами в развитии.
  5. Формировать коммуникативные навыки, тем самым повышая уровень социальной адаптации учащихся в обществе.

Проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

Обучению танцам и пляскам детей с ограниченными возможностями здоровья предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего- с озорной плясовой. Задания должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку, Такой танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, ленивым подросткам полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма.

Проект состоит из трёх разделов: (сентябрь – ноябрь, декабрь – февраль, март – май).

Виды творческой деятельности Репертуар Сроки
Сентябрь – ноябрь
Знакомство с основами танцевального искусства. Позиции рук и ног, основные танцевальные движения. 1-3 нед. сентября
Знакомство с различными видами танцев (медленные и быстрые). Разучивание танц.движений для выступления на празднике. Современные и классические виды танцев. 4 нед. сентября, 1-2 нед. октября.
Танцевально-двигательная терапия Танцевально-двигательная импровизация перед зеркалом. 3-4 нед. октября.
Знакомство с танцами народов мира. Различные танцы народов мира. 2-4 нед. ноября.
Декабрь – февраль
Танцевально-двигательная терапия эвритмия, «Пять Танцев в вольном стиле» 1-2 нед. декабря.
Разучивание танц.движений. Характерные танцы. 3-4 нед. декабря.
Разучивание танц.движений (вальсовый шаг). Вальсы. 3-4 нед. января.
Разучивание танц.движений Вальсовый шаг, квадрат, продвижение по кругу. Вальсы. 1-2 нед. февраля.
Разучивание современных танц.движений Современное направление в танцевальном искусстве. 3-4 нед февраля.
Март – май
Разучивание движений танца к празднику. Вальс. Современный танец. 1-3 нед. марта.
Танцевально-двигательная терапия Танцевально-двигательная импровизация перед зеркалом, эвритмия. 1-2 нед. апреля.
Разучивание движений танца к празднику. Спортивные бальные танцы. 3-4 нед. апреля.
Разучивание новых танц.движений. Все виды изученных танцев. 1-2 нед мая.
Подготовка к заключительному выступлению. Все виды изученных танцев. 3-4 нед. мая.

С целью выявления результативности данного проекта, возможно, не только проводить мониторинг эмоциональной, двигательной (моторной), когнитивной сферы учащихся, но и наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках, школьных мероприятиях. Данный вид исследования помогает выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы, процессов саморегуляции, памяти, пространственного восприятия. К тому же участие детей в праздниках, школьных мероприятиях благотворно влияет на развитие чувств прекрасного, а положительное эмоциональное состояние – на продуктивность учебной деятельности учащихся.

Успешность реализации данного проекта, по моему мнению, положительно сказывается на развитии творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, повышает уровень психодинамических функций детей и благотворно влияет на продуктивность их учебной деятельности.

Над данной темой я работаю с 2008года, опыт моей работы подтвердил значимость применения метода танцевальной терапии на занятиях проектной деятельности, помог более успешно развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В течение этого времени наблюдалась стабильно положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся. Результатом чего явились показательные выступления на школьных мероприятиях, где дети проявляли дисциплинированность, выдержку. Это наглядно можно проследить по мониторингу, представленному в приложении (Таблица 1).

Систематическая работа по данной теме показывает, что в течение 3-х лет обучения неизменно повышался уровень двигательной (моторной) сферы, включающей в себя такие необходимые качества как: развитие общей моторики, умение повторять ритмический рисунок, точность координации движений, согласованность движений всех частей тела, синхронность выполнения движений в группе (Таблица 2).

Наблюдая динамику развития некоторых видов памяти на протяжении с 2 по 4 класс, можно убедиться, уровень незначительно, но повышается (Таблица 3).

Таким образом, по результатам мониторинга, можно сделать вывод, что в развитии творческих способностей, повышении уровня психодинамических функций и продуктивности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, немаловажную роль сыграло создание комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии.

Заключение.

Работа по теме: «Метод танцевальной терапии как средство для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья», помогла выявить ряд трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

Проверка эффективности использования предложенной мной методики показала, что создание комплекса танцевальных занятий, способствовало не только успешному развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшению психодинамических функций.

В рамках актуальности этой темы мною был обобщён имеющийся опыт использования метода танцевальной терапии и разработан танцевальный проект «Движение – танец», для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Считаю, что моя работа в этом направлении в условиях Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, помогает в решении ряда актуальных задач:

  • повышение уровня развития психических процессов,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • повышение уровня эмоционально-волевой сферы,
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

Список литературы:

  1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: “Просвещение”, 1986.
  2. Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: “Просвещение”, 1973.
  3. Курис. И. Биоэнергетика йоги и танца. – М.: 1994.
  4. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: “Академия”, 2002.
  5. Психотерапевтическая энциклопедия. (п./р. Б. Д. Карвасарского). – М.: 1998.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  7. Танцевально-двигательная терапия (сборник). – Ярославль: 1994.
  8. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика “СА-ФИ-ДАНС”. – СПб.: “Детство-пресс”, 2003.
  9. Шварц И. Искусство эвритмии в воспитании человека. – Журнал “Музыкальная палитра” №2 – 2000.
  10. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. – М.: “Гном и Д”, 2001.

Приложение, Презентация.

Танцевально-двигательная терапия. Где этому учат? И для чего это нужно?

Танцевально-двигательная терапия — что это? Где этому учат? Что требуется для того, чтобы получить образование, стать ТД-терапевтом?

Танцевально-двигательная терапия — это метод психологической коррекции, творческого развития, личностного роста и оздоровления детей и взрослых. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Её питают такие области знания, как анатомия, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, неврологические исследования, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, метод анализ движений Рудольфа Лабана. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве — единстве тела и психики, и имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.

Для танцевально-двигательной терапии нет ограничений по возрасту или по диагнозу. В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная и супружеская танцевально-двигательная терапия, где можно решить семейные проблемы. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребёнка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей, корректирующие дисгармоническое развитие ребёнка (такие, как задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и т.д.). Ведётся работа с детско-родительскими отношениями. В группах и индивидуально ведётся работа с людьми, страдающими различными расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными симптомами и другими соматическими нарушениями. Ведётся групповая работа с психиатрическими пациентами.

Танцевально-двигательная терапия на сегодня для России — это инновационное направление в работе с различными категориями лиц по оздоровлению, развитию и коррекции психологического и физиологического состояния. Спектр применения ТДТ очень широк. Нет ограничений в применении ни по возрасту, ни по типу расстройств и нарушений. Одним из самых важных моментов, которые использует танце-терапевт это то, что тело не лжёт, это единственная проявленная в движении составляющая человека, которая обладает таким свойством.

В чём инновационность подхода? Это прежде всего:

  • Совокупность использования знаний, навыков и умений, относящийся к различных направлениям (психология, терапия, физиология, искусство, творчество).
  • На сегодня уже не секрет для просвещённых, что только целостный подход в терапии любой сложности и любого вида расстройств, как тела, так и души, даёт реальный результат.
  • Если быть ещё более точными, то практически все болезни являются психосоматическими, т.е. прежде чем проявиться на телесном уровне, она появляется как мыслеобраз, на уровне психики. И с этой точки зрения всё, что используется в традиционной медицине, в подавляющем большинстве своём, безнадёжно устарело.
  • Доселе в нашем обществе существовал значительный пробел в развитии творческого мышления и подхода (большое внимание уделялось мыслительным процессам, когнитивным методам в ущерб развитию творческого, креативного мышления), т.е. развивалось только одно преимущественно полушарие. Для целостного и гармоничного человека свойственно развитость обоих полушарий.
  • Самое не изученное на сегодня, как ни странно это звучит, это человек, в особенности его тело, связь тела и психики.

Издревле Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. В танце человек передавал своё отношение с непознанным, с природой, свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики и выражал Сокровенное в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

ТДТ показана:

  • Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.
  • Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.
  • Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются настолько слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы выразить свои чувства, желания, потребности.
  • Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: с образом тела, трудностями в движении, с ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
  • Для людей, переживающих стресс или кризис в своей жизни, разного рода потери (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальные изменения своей жизни.
  • Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни «всё идёт не так».

Результатами решения задач ТДТ является то, что человек:

  • Начинает осознавать взаимосвязь своего тела и чувств, своих телесных блоков и эмоционального состояния;
  • Осознаёт, как можно ослабить напряжение, что для этого нужно сделать;
  • Научается это напряжение снижать и этим уберегать себя от телесных болей и заболеваний;
  • Находит приемлемые и желательные варианты поведения;
  • Улучшает способности гибкого поведения;
  • Обучается искусству управления своими чувствами и мыслями;
  • Развивает способности к доверительным гармоничным отношениям, находит способы получения творческих сил и доступ к внутренним ресурсам и многое другое.

У читателя может возникнуть вопрос: «А зачем мне всё это нужно?» Ответ: как известно, человек стремится жить более комфортно и телесно и духовно. А для этого важно знать, чего же я хочу как минимум и как этого достичь. И вот тут-то у него обычно возникает трудность. Многие не могут найти ответа на эти вопросы, не могут удовлетворить свои потребности, потому что не осознают причин того, что с ними происходит. А причины могут быть различными. С точки зрения ТДТ, причина может лежать, например, в самых ранних этапах развития, неудовлетворённых потребностях тела, в пробелах двигательного развития, в сдержанных эмоциях или просто в отсутствии понимания потребностей тела, и т.д. И всё это можно восполнить при помощи ТДТ, причём часто самым коротким способом.

Об обучении по Танцевально-Двигательной Терапии

Обучающая программа профессиональной переподготовки по Танцевально-Двигательной Терапии существует с 1995 года. Это самая первая и пока единственная в России программа по ТДТ, которая полностью выполняет квалификационный стандарт Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Эта программа осуществляется «Институтом Практической Психологии и Психоанализа» (НОЧУ ВПО «ИППиП») — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области психологии, клинической психологии, психотерапии и психоанализа.

Цель программы: всесторонняя профессиональная подготовка танцевально-двигательных терапевтов в соответствии с европейским образовательным стандартом по танцевально-двигательной терапии, готовых практиковать ТДТ в клинических, образовательных и творческих учреждениях согласно Этическому Кодексу и Кодексу практики Танцевально-двигательных терапевтов, принятых Ассоциацией Танцевально-Двигательной Терапии (Россия) и Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии.

К преподаванию привлекаются ведущие специалисты России, Европы и США.

По окончании программы выдаётся диплом о профессиональной переподготовке по программе «Танцевально-двигательная психотерапия» с правом на ведение профессиональной деятельности в области психологического консультирования.

Программа включает в себя:

  • Семинары по теории и практике танцевально-двигательной терапии;
  • Семинары по психологическому консультированию;
  • Прохождение танцетерапевтической клинической практики;
  • Супервизии и личную психотерапию.

Требования к поступающим:

  • Возраст не моложе 23 лет;
  • Высшее психологическое образование; или медицинское/педагогическое с переподготовкой по психологии и/или психотерапии;
  • Опыт практической работы в сфере психологической помощи не менее 2-х лет;
  • Танцевально-двигательный опыт, т.е. занимаетесь чем-либо, относящимся к движению или танцу.

Процедура приёма:

  1. Заполнить анкету и написать эссе.
  2. Пройти Вводный курс по танцевально-двигательной терапии. Программа курса включает: групповую танце-двигательную терапию «Основные жизненные темы» с последующим процесс-анализом (50 ак. часов); и основы креативного танца (10 ак. часов);
  3. Пройти собеседование.

На сегодняшний момент существует региональная программа обучения в Уфе. Центр исцеляющего искусства и творчества в сотрудничестве с ИППиП и Ассоциацией ТДТ проводит обучающие семинары, курсы в рамках требований, описанных выше. Вы можете пройти Вводный курс «Основные жизненные темы», «Креативный танец и развивающее движение» и другие программы по ТДТ и пройти процедуру приёма. Все специалисты приглашаются от ИППиП (Москва). После каждой программы выдаётся соответствующий документ.

Механизм воздействия

На тело пациента, принимающего бальнеотерапевтическую процедуру, воздействует сразу несколько факторов: механическое действие воды, температура воды и ее состав.

Но основной эффект от применения водных процедур во многом определяется именно составом воды, которая используется во время сеанса.

В результате лечения в организме человека наблюдаются сдвиги в обмене веществ, работе иммунной, сердечно-сосудистой и других систем организма. В норме сеансы улучшают адаптацию организма к условиям внешней среды и способствуют формированию большей устойчивости к заболеваниям и стрессам.

Если в результате лечения самочувствие человека нарушается, то на усмотрение врача-физиотерапевта лечение может быть прервано на некоторый срок или прекращено полностью.

В этом случае пациенту необходимо пройти курс лечения по поводу основного заболевания, и только затем вернуться к процедурам.

Основные виды применяемых вод это:

  • хлоридные;
  • йодобромистые;
  • сульфидные.

Также могут применяться радоновые и углекислотные минеральные воды.

Воздействие на организм:

  • при дыхании через легкие во время принятия ванн;
  • через кожу во время принятия ванн;
  • через желудочно-кишечный тракт при приеме минеральной воды внутрь.

Видео: Ручной подводный душ-массаж

Сульфидные минеральные воды

Основные эффекты от процедур с сульфидными минеральными водами определяются высоким содержанием сероводорода. На коже во время погружения с ванну с сероводородной водой появляется выраженное покраснение, ощущение покалывания. Постепенно пациент может почувствовать значительное расслабление и легкую сонливость. Все это – первые эффекты воздействия сероводорода на организм.

Под воздействием сероводорода раскрываются капилляры кожи и глубже расположенных тканей, таких как сухожилия, суставы, мышцы. Потому сероводородные ванны полезны тем, кто страдает от заболеваний кожи и опорно-двигательной системы.

Улучшение условий движения крови по кровеносным сосудам, влияние сероводорода на обменные процессы приводит к замедлению ритма сердечных сокращений, снижению нагрузки на сердце, увеличивает продолжительность периодов покоя сердечной мышцы.

Фото: озеро Провал

Влияют сероводородные ванны и на функционирование нервной системы: процессы торможения начинают преобладать над процессами возбуждения. Это приводит к тому, что у человека нормализуется настроение и сон, снижается чувство тревоги, проходят симптомы вегетативной дисфункции.

Нормализация работы сердечно-сосудистой и нервной системы зачастую приводят к нормализации артериального давления.

Прием сероводородной минеральной воды внутрь позволяет нормализовать работу желудочно-кишечного тракта, оказывает слабительное действие и улучшает отхождение желчи.

Имеет ли какие либо негативные последствия миостимуляция лица? Подробности в нашей статье.

Читайте отзывы и смотрите фото после миостимуляции тела, в этой статье.

Видео: Лечебные ванны

Хлоридные

У соляных ванн основное действие на кожу – это дегидратация (обезвоживание) и образование «соляного плаща», который длительно сохраняется на коже и оказывает воздействие на нервную систему и сосудистый тонус.

Дегидратация приводит к улучшению кровообращения, раскрытию капилляров, активизации противосвертывающей системы крови.

В таких условиях быстрее рассасываются воспалительные очаги, улучшается кровоснабжение кожи и внутренних органов. Одновременно повышается тонус вен, что способствует нормализации кровообращения и всей работы сердечно-сосудистой системы в целом.

Фото: хлоридные минеральные воды

Также прием хлоридных ванн приводит к снижению возбудимости нервных окончаний, уменьшению болевой и тактильной чувствительности. Действие соляных ванн на нервную систему двоякое. Если концентрация соли составляет менее 30 г/л, то такие ванны снижают возбудимость нервной системы и способствуют расслаблению. Если же концентрация соли приближается к 60 г/л, то такие ванны будут оказывать выраженный тонизирующий эффект. Это будет особенно полезно людям, страдающим от пониженного артериального давления.

Сочетанное влияние состава воды, ее температуры и физического воздействия (чем выше концентрация соли, тем сильнее вода выталкивает тело) приводит к снижению тонуса скелетных мышц, увеличению подвижности суставов, что используется для лечения заболеваний опорно-двигательной системы. Питьевое лечение хлоридной минеральной водой приводит к активизации работы желудочно-кишечного тракта: повышается секреция желудочного сока, увеличивается количество пищеварительных ферментов, улучшается перистальтика кишечника, нормализуется стул.

Фото: Мальцевы водопады

В ряде стран бальнеотерапевтические курорты имеют собственные градирни – специальные сооружения, которые ранее применялись для выпаривания соли, а теперь служат для создания микроклимата, напоминающего микроклимат морского побережья.

В градирнях соленая вода при падении с высоты разбивается на мельчайшие капли. Этот аэрозоль распространяется примерно на 500 метров вокруг сооружения.

Получается своеобразный естественный ингаляторий, в котором могут проходить лечение и реабилитацию пациенты с заболеваниями дыхательной системы, бронхиальной астмой.

Видео: Контрастные ванны

Йодобромные

Основные эффекты процедур с использованием йодобромных вод определяются как концентрацией йода и брома, так и содержанием поваренной соли. Чем больше в воде хлорида натрия, тем больше йода и брома проникает в кровь через кожу за одну процедуру.

Йод избирательно накапливается в щитовидной железе, хрящевых структурах и связках, бром в структурах мозга. Нормализует работу щитовидной железы, способствует снижению тонуса сосудов, а бром восстанавливает правильное соотношение процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

Оба вещества снижают активность желез внутренней секреции, что проявляется снижением активности реакции воспаления в организме, уменьшает степень выраженности аутоиммунных нарушений.

Фото: йодобромные воды

Такие ванны способствуют снижению способности крови к свертыванию, уменьшает способность эритроцитов к агрегации (слипанию), что благоприятно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, облегчает течение атеросклероза сосудов. Во время курса процедур заметно снижается частота сердечных сокращений, нормализуется артериальное давление, лишняя жидкость лучше выводится мочевыделительной системой.

Знаете ли вы, что одним из видов грязелечения является грязевое обёртывание?

Имеет ли миостимуляция противопоказания при миоме? Подробности .

Виды бальнеотерапии

На сегодняшний день разработаны десятки водных процедур, которые могут быть универсальными или наоборот рассчитаны на какой-то определенный вид минеральных вод. Рассмотрим основные из них.

Фото: водолечение под душем

  • Общие ванны.

В зависимости от вида минеральной воды и ее минерализации время процедуры может изменяться от 10 до 40 минут. Наибольший эффект будет от тех ванн, где есть движение воды во время процедуры или пациент может делать медленные размеренные движения.

  • Местные ванны.

Применяются в виде локальных ванн для рук и ног в тех случаях, когда пациенты плохо переносят общие ванны.

  • Контрастные ванны.

В этом случае применяются в течение одной процедуры два ванны с разной температурой воды. Пациент попеременно переходит в каждую из ванн и задерживается в ней на некоторое время. Подходит для людей с заболеваниями сосудов ног, некоторыми кожными заболеваниями, гипотонии.

  • Орошения.

Это один из видов душей, при котором минеральная вода наносится на кожу лица и волосистую часть головы, половые органы или другие ограниченные участки тела.

  • Восходящий душ.

Применяется для лечения заболеваний мужской и женской половой сферы, кожных заболеваний, проявления которых локализуются в области бедер и промежности.

  • Душ-массаж.

В этом случае проводится душ минеральной водой. Струи воды подаются к телу пациента с разной силой, что потенцирует действие минеральной воды на организм и дополнительно стимулирует нервную, кровеносную систему, способствует повышению тонуса кожи.

  • Подводный душ-массаж.

Применяется в ванная для улучшения микроциркуляции крови у пациента и одновременного повышения тока воды, скорость которого определяет количество полезных веществ, которые проникают через кожу.

  • Питье воды.

Прием воды внутрь в большей степени влияет на активность желудочно-кишечного тракта и мочевой системы, но также оказывает и системное воздействие.

Показания

Сероводородные минеральные воды назначают при следующих заболеваниях:

  • артериальная гипертензия, миокардиодистрофия, пороки сердца, склеротические изменения сердечной мышцы;
  • облитерирующий эндартериит, атеросклероз сосудов сердца, головного мозга, ног;
  • хронические посттравматические артриты, полиартриты различного происхождения, спондилоартриты;
  • остеохондроз позвоночника, болезнь Бехтерева;
  • последствия черепно-мозговых травм, менингоэнцефалитов;
  • невралгии, невриты, радикулиты;
  • хронические неспецифические заболевания мочевой системы, мужской и женской половой сферы;
  • снижение функции щитовидной железы;
  • нарушение жирового обмена;
  • диабет.

Фото: оздоровительные водные процедуры

Показаниями для лечения хлоридной минеральной водой являются:

  • нейроциркуляторная дистония;
  • артериальная гипертензия;
  • хроническая венозная недостаточность;
  • полиартриты;
  • последствия травм сухожилий, связок, костей;
  • плекситы, радикулиты, последствия травм спинного мозга;
  • ожирение;
  • псориаз, нейродермит, склеродермия;
  • заболевания органов дыхания;
  • вибрационная болезнь.

Показаниями для лечения йодобромной минеральной водой являются:

  • ишемическая болезнь сердца, атеросклероз сосудов, кардиосклероз, пониженное или повышенное артериальное давление;
  • хронические обструктивные болезни легких;
  • повышенная раздражительность, расстройство сна;
  • полинейропатии, дорсопатии;
  • болезнь Рейно;
  • болезни эндокринной системы;
  • заболевания пародонта.

Противопоказания

Сульфидные ванны

Сероводородные ванны являются самыми «сильными» по эффекту, который они оказывают на организм.

Потому и противопоказаний для их применения большое количество:

  • нарушения ритма и проводимости сердца;
  • заболевания, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения 2 степени и выше;
  • высокая активность воспалительного процесса при ревматоидном артрите;
  • туберкулез костей;
  • наличие анкилозов и необратимые изменения позвоночника, которые препятствуют самообслуживанию и передвижению;
  • повышение функции щитовидной железы (тиреотоксикоз);
  • бронхиальная астма;
  • повторные инфаркты миокарда;
  • аневризма аорты;
  • язвенная болезнь желудка и 12перстной кишки.

Видео: Польза контрастного душа

Хлоридные

  • обострение воспалительных заболеваний;
  • нарушения работы почек и мочевыводящих путей.

Йодо-бромные

  • лучевая болезнь;
  • гиперфункция щитовидной железы;
  • беременность;
  • крапивница;
  • непереносимость йода;
  • геморрагический диатез.

Узнайте в этой статье — что такое термотерапия.

Что такое аутогемотерапия? Схемы проведения процедур смотрите .

Помогает ли аутогемотерапия от прыщей? Читайте отзывы .

Из истории бальнеотерапии

Бальнеотерапия дошла до наших дней из глубокой древности, о ней знали и пророк Моисей, и древние египтяне. Таким образом, из века в век, совершенствуясь, она дошла и до наших дней. Долгое время курортное лечение заключалось в том, что человека часами, а не редко и в течение круглых суток держали в лечебных водах.

Людям даже для приема пищи не нужно было покидать водную стихию, так как столики с различными закусками располагались также внутри бассейнов. Одно из таких лечений под названием «Пожиратель кожи», например, проводилось в Карповых водах.

В результате многочасовых пребываний в бассейне на коже людей образовывались трещины, попадая через которые в организм человека живительная влага должна была промыть зачатки болезни и излечить человека. Очень часто купание в бассейнах сопровождалось светскими беседами, таким образом, люди вместе с лечением просвещались, делились своим мнением о происходящих в стране и мире событиях.

В девятнадцатом веке бальнеотерапия претерпела значительные изменения, так в эти годы появились отдельные мужские и женские бассейны, где можно было встретить мужчин одетых в стиле денди, и дам в кринолинах.

Сегодня же гидробальнеотерапия входит в состав множества комплексов, направленных на оздоровление и омоложение человеческого организма.

Разновидности бальнеотерапии

Гидробальнеотерапия довольно многогранна, наиболее широко распространенными ее разновидностями являются:

  • Прием лечебной живительной влаги внутрь.
  • Общие ванны.
  • Локальные (зональные) ванны.
  • Орошения и промывания минеральной живительной влагой.

Каждый человек, даже не посещая медицинского учреждения, может оздоровить свой организм одним из видов бальнеотерапии питьем минеральной живительной влаги, которая сегодня продается практически в каждом супермаркете.

В здравницах и на разнообразных курортах, получив рекомендацию врача, человек может принимать общие или локальные ванны. Общие ванны означают, что человек окунается в живительную влагу всем телом, а при принятии локальных ванных только те части тела, для которых рекомендовано такое лечение. Например, это могут быть камерные ванны для определенных участков тела.

Орошения и промывания применяются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Эти виды гидробальнеотерапии могут применяться как отдельно, так и в комплексе с другими методами излечения.

Методы бальнеотерапии

В наибольшей степени известными и распространенными видами гидробальнеотерапии является принятие различных ванн, сегодня врачи и косметологи все чаще обращаются к следующим методам бальнеотерапии:

  • Общие или как их еще называют индивидуальные ванны. Такое лечение назначается больным для укрепления всего организма, так как минеральная живительная влага при таком методе лечения укрепляет весь организм, все его органы. Такие ванны назначаются при болезнях центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, почек и других.
  • Локальные ванны, например, отдельно на руки и ноги. Такие ванны могут назначаться как в виде отдельного, самостоятельного лечения, так и в дополнении к общим ваннам. Такое лечение назначается лицам, страдающим от болезней конечностей, кожи и т. д.
  • Контрастные ванны, то есть изменение температуры живительной влаги во время процедуры. Этот метод бальнеотерапии применяется для улучшения кровообращения, при варикозном расширении вен.

В гидробальнеотерапии также широкое применение получили различные виды душей, так очень часто на курортах применяют следующие его виды:

  • Местный душ, то есть душ на определенный участок тела, например, головы, который назначается при себорее, болезнях волосистой части головы, неврозе и многих других.
  • Промежностный или так называемый восходящий душ, который чаще всего назначается при заболеваниях половых органов.
  • Душ с массажным эффектом чаще всего назначается при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и избыточной массе тела.Душ с массажным эффектом под живительной влагой при принятии таких водных процедур оздоравливающее действие на больного оказывает как состав воды, так и механические (массажные) колебания живительной.

Такое лечение очень часто назначается при ожирении, болезнях нервной системы и т. д. Принятие лечебных бассейнов. Выполнение гимнастики в бассейне с лечебной водой полезно при наличии тугоподвижности суставов.

Воздействие бальнеотерапии на организм

Лечение с помощью принятия водных процедур, несмотря на всю свою легкость и спокойность способно мощнейшим образом воздействовать на организм человека. Эффект от процедуры между тем в большей степени зависит от температуры живительной влаги.

Рассмотрим воздействие холодной, горячей и индифферентной температуры живительной влаги на человеческий организм:

  1. Горячая, теплая живительная влага. Принятие таких ванн рекомендуется, если имеются хронические воспалительные заболевания, а также при нарушениях в работе опорно-двигательного аппарата. Также горячая живительная влага является эффективным стимулятором обменных процессов, протекающих в организме.
  2. Холодная живительная влага.
    Холодная вода оказывает стимулирующее воздействие на сердечно-сосудистую и нервную системы.
  3. Вода индифферентной температуры.
    Вода температура, которой равна значению температуры человеческого тела успокаивающе действует при повышенной возбудимости также прием таких ванн полезен для лиц, страдающих болезнью сердца и бессонницей.

Порядок проведения процедуры

Как уже отмечалось выше, несмотря на кажущуюся легкость и простоту водные процедуры оказывают сильнейшее воздействие на организм человека, поэтому бальнеотерапия даже в домашних условиях должна проходить по определенному порядку, только в этом случае лечение принесет желаемый результат.

Итак, рассмотрим правила приема водных процедур более детально:

  • При водных процедурах нужно строго следовать всем рекомендациям лечащего врача и по температурному режиму, и по продолжительности водных процедур.
  • Нужно внимательно следить за своим самочувствием после принятия ванны, после бальнеотерапии не должна появляться усталость и утомленность.
  • Процедуры бальнеотерапии должны быть регулярными, без пропусков, в противном случае желаемый эффект не будет достигнут.
  • Женщинам не стоит принимать ванны в критические дни.
  • Водолечение не стоит проводить сразу после тяжелого физического труда, нужно подождать полтора-два часа до полного восстановления сил.
  • Не стоит переходить к водным процедурам и сразу после приема пищи также рекомендуется подождать два часа.
  • Температурный режим в помещении, в котором принимается водолечение должно быть в пределах 20-22 градусов.
  • Дома общие ванны можно принимать только в присутствии дома взрослого члена семьи, который в случае возникновения такой необходимости сможет оказать необходимую помощь.
  • Обычно длительность процедур, оказывающих сильное воздействие на организм человека, равна пяти-десяти минутам, процедуры среднего воздействия рекомендуется проводить в течение восьми-пятнадцати минут, а процедуры легкого воздействия можно проводить в течение десяти-двадцати минут.
  • Принимать лечебные ванны нужно в удобном положении (сидя или лежа) и со спокойствием на душе.
  • При принятии лечебных ванн также можно включить любимую музыку, это может быть как что-либо из классики, так и любая другая мелодия, естественно, с одной оговоркой музыка должна быть успокаивающей для закрепления лечебного эффекта.
  • При выборе температурного режима для водных процедур следует руководствоваться не личностными предпочтениями, а только рекомендациями своего лечащего врача, только в этом случае водные процедуры будут не только приятны, но и полезны для всего организма, и уж точно не навредят, а улучшат самочувствие и поднимут настроение.
  • Один курс бальнеотерапии, как правило, в среднем включает от восьми до двенадцати процедур, для закрепления эффекта рекомендуется повторение через пару месяцев. Одним словом, бальнеотерапия – это лечащее расслабление, которое каждый может проводить и в домашних условиях, но консультация с лечащим врачом обязательна.

Эффективность

Эффективность лечения путем принятия водных процедур была неоднократно доказана, так как бальнеотерапия оказывает не только лечебное, но и профилактическое действие. Во время принятия ванны, наполненной минеральной водой, полезные вещества сквозь поры кожи проникают внутрь организма, за счет чего и происходит излечение от коварного недуга.

Проступая сквозь поры, целебные вещества способствуют улучшению кровообращения, тем самым вызывая оздоровление всего организма.

Высокие эффекты от лечения гидробальнеотерапией зафиксированы при следующих заболеваниях:

  • Болезни опорно-двигательного аппарата.
  • Нарушения работы нервной системы.
  • Нарушения работы органов дыхания.
  • Болезни кровеносной системы.
  • Заболевания желудка и кишечника.
  • Нарушения в организме обмена веществ.
  • Заболевания эндокринной системы.
  • Нарушения работы почек и мочевыводящих органов.

Однако, для достижения только положительных результатов от этой лечебной процедуры, до посещения косметологического центра нужно обратиться к врачу и только после этого можно планировать дату первой водной процедуры. В этом случае все ожидания будут оправданы, а самочувствие будет на высоте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *