Свойства восприятия

Свойства восприятия

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
— стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
— деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика. Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й — образуемые в пределах одного анализатора; 2-й — межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия. К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок ЛИЧНОСТИ.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.

Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Тест по теме 3 Восприятие

ТЕСТ ПО ТЕМЕ 3 Восприятие
Баллов: 1

К свойствам восприятия относятся…

Выберите один ответ.

причинность

целостность

конкретность

синестезия

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Свойство восприятия, заключающееся в восприятии окружающих предметов как постоянных по форме, цвету и величине, – это…

Выберите один ответ.

константность

целостность

структурность

осмысленность

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Чувственная картина мира создается психическими процессами…

Выберите один ответ.

мышления и речи

все ответы верны

ощущения и восприятия

воображения и памяти

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Непроизвольное перемещение с основной деятельности на незначимые объекты называется…

Выберите один ответ.

флуктуацией

распределением

переключением

отвлечением

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Процесс формирования образа предмета, явления, непосредственно воздействующего на анализатор, называется…

Выберите один ответ.

восприятием

раздражимостью

ощущением

сознанием

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется…

Выберите один ответ.

избирательностью

предметностью

осмысленностью

адекватностью

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточению называется…

Выберите один ответ.

флуктуацией

идей-фикс

рассеянностью

отвлечением

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Выделение из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений лишь некоторых из них называется ____________ восприятия.

Выберите один ответ.

целостностью

обобщенностью

избирательностью

предметностью

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется…

Выберите один ответ.

иллюзией восприятия

апперцепцией

избирательностью

осмысленностью

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

В способности человека узнавать предмет по неполному изображению обнаруживается такое свойство восприятия как…

Выберите один ответ.

осмысленность

константность

предметность

целостность

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

У людей наблюдаются нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства и времени вследствие …

Выберите один ответ.

дезадаптации

информатизации

девиации

сенсорной депривации

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Сознательно воспринять предмет – это значит…

Выберите один ответ.

просчитать возможные последствия взаимодействия с этим предметом

«создать» образ предмета, не используя в восприятии мышления, память, речь

воспринять предмет под углом зрения потребностей

отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Нереальные образы, возникающие у человека при наличии внешних воздействий на органы чувств, называются…

Выберите один ответ.

галлюцинациями

грезами

иллюзиями восприятия

фантазиями

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Восприятие без объекта при отсутствии внешних раздражителей — это …

Выберите один ответ.

бред

парэйдолия

галлюцинация

иллюзия

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Зависимость восприятия человека от его прошлого опыта и индивидуальных особенностей обозначается как…

Выберите один ответ.

синестезия

апперцепция

константность

предметность

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Произвольное восприятие…

Выберите один ответ.

является высшей психической функцией

имеет биологическое происхождение

является продуктом созревания организма

остается постоянным

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Свойство восприятия, проявляющееся в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, – это…

Выберите один ответ.

константность

избирательность

структурность

осмысленность

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Свойство восприятия, состоящее в постоянстве восприятия предметов даже в изменившихся условиях, обозначается как…

Выберите один ответ.

предметность

целостность

апперцепция

константность

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта, происходящий…

Выберите один ответ.

при отсутствии воспринимаемого объекта

при его непосредственном взаимодействии с объектом

при отсутствии взаимодействия с объектом

при опосредованном взаимодействии с этим объектом

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Свойство восприятия, в котором отражаемые стимулы различаются как принадлежащие к отдельным подмножествам, называют…

Выберите один ответ.

категориальностью

предметностью

константностью

апперцепцией

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Восприятие, приобретающее целенаправленный, планомерный характер, становится…

Выберите один ответ.

анализом

наблюдением

вниманием

воображением

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Синонимом термина «восприятие» является…

Выберите один ответ.

наблюдательность

осязание

апперцепция

перцепция

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Восприятием называется психический процесс, суть которого в…

Выберите один ответ.

отражении в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств

опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов

отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира

абстрактном отражении предметов и явлений материального мира

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть…

Выберите один ответ.

аккомодация

стереоскопический эффект

восприятие движения

восприятие времени

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Тесты

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Начало формы

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Апперцепция это –

Выберите один ответ:

a. восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей;

b. непосредственное восприятие объектов окружающего мира.

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов это –

Выберите один ответ:

a. наглядно-образное мышление;

b. словесно-логическое (или понятийное) мышление.

c. наглядно-действенное мышление;

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Вид мышления, опирающийся на образы предметов, на представления об их свойствах это –

Выберите один ответ:

a. словесно-логическое (или понятийное) мышление.

b. наглядно-образное мышление;

c. наглядно-действенное мышление;

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями это –

Выберите один ответ:

a. наглядно-образное мышление;

b. словесно-логическое мышление.

c. наглядно-действенное мышление;

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Восприятие это –

Выберите один ответ:

a. Активное целостное отражение мира;

b. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта.

c. Отражение отдельных свойств предметов;

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Двигательная память это –

Выберите один ответ:

a. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений;

b. Память на картины природы, представления, звуки и запахи.

c. Память на чувства;

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Долговременная память представляет собой:

Выберите один ответ:

a. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени.

b. удержания на некоторое время данных;

c. процесс хранения информации;

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К интероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

a. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях;

b. Ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов.

c. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи;

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К проприоцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

a. Ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов.

b. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях;

c. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи;

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К эктероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

a. Ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов.

b. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях;

c. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи;

Вопрос 11

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Кратковременная память представляет собой:

Выберите один ответ:

a. процесс хранения информации;

b. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени.

c. удержания на некоторое время данных;

Вопрос 12

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений –

Выберите один ответ:

a. конкретизация;

b. сравнение;

c. анализ;

d. классификация;

e. обобщение.

f. систематизация;

Вопрос 13

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Мышление это —

Выберите один ответ:

a. Обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

b. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта;

c. Отражение отдельных свойств предметов;

d. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта;

Вопрос 14

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Образная память это –

Выберите один ответ:

a. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений;

b. Память на картины природы, представления, звуки и запахи.

c. Память на чувства;

Вопрос 15

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Оперативная память представляет собой:

Выберите один ответ:

a. процесс хранения информации;

b. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени.

c. удержания на некоторое время данных;

Вопрос 16

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Основными свойствами ощущений являются:

Выберите один или несколько ответов:

a. качество и интенсивность;

b. абсолютный и относительный пороги ощущений;

c. неконтролируемость;

d. рефлексивность.

e. Скорость и контролируемость;

f. продолжительность и пространственная локализация;

Вопрос 17

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ощущение это –

Выберите один ответ:

a. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта.

b. Отражение отдельных свойств предметов;

c. Активное целостное отражение мира;

Вопрос 18

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Память это –

Выберите один ответ:

a. Активное целостное отражение мира;

b. Отражение отдельных свойств предметов;

c. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта;

d. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта.

Вопрос 19

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Под константностью понимают:

Выберите один ответ:

a. Относительную независимость образа от условия восприятия.

b. Связь восприятия с мышлением;

c. Способность выделять в потоке связанных сигналов отдельные элементы;

Вопрос 20

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Под перцепцией понимают:

Выберите один ответ:

a. восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей;

b. непосредственное восприятие объектов окружающего мира.

Вопрос 21

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Предположение о том, что в восприятии сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта принадлежит:

Выберите один ответ:

a. деятельностному подходу;

b. ассоциативной психологии;

c. рефлекторной концепции.

d. гештальтпсихологии;

Вопрос 22

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку –

Выберите один ответ:

a. классификация;

b. анализ;

c. сравнение;

d. систематизация;

e. обобщение.

Вопрос 23

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Установление между предметами сходства или различия это –

Выберите один ответ:

a. конкретизация;

b. систематизация;

c. сравнение;

d. обобщение.

e. классификация;

Вопрос 24

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Утверждение о том, что процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью относиться к:

Выберите один ответ:

a. ассоциативной психологии;

b. рефлекторной концепции.

c. гештальтпсихологии;

d. деятельностному подходу;

Вопрос 25

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Эмоциональная память это —

Выберите один ответ:

a. Память на картины природы, представления, звуки и запахи.

b. Память на чувства;

c. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений;

Конец формы

Закончить обзор

Пропустить Навигация по тесту

Навигация по тесту

Вопрос 1 Эта страница Вопрос 2 Эта страница Вопрос 3 Эта страница Вопрос 4 Эта страница Вопрос 5 Эта страница Вопрос 6 Эта страница Вопрос 7 Эта страница Вопрос 8 Эта страница Вопрос 9 Эта страница Вопрос 10 Эта страница Вопрос 11 Эта страница Вопрос 12 Эта страница Вопрос 13 Эта страница Вопрос 14 Эта страница Вопрос 15 Эта страница Вопрос 16 Эта страница Вопрос 17 Эта страница Вопрос 18 Эта страница Вопрос 19 Эта страница Вопрос 20 Эта страница Вопрос 21 Эта страница Вопрос 22 Эта страница Вопрос 23 Эта страница Вопрос 24 Эта страница Вопрос 25 Эта страница

Закончить обзор

Константность восприятия

Распознавание образов

Для того чтобы понять, что за объект находится в поле внимания, индивид
должен не просто отделить его от фона, объединить элементы в некоторый
целостный образ, но и отнести этот образ к некоторой категории, типу объек-
тов, ранее воспринимаемых им. Процесс отнесения образов восприятия к неко-
торой категории называется процессом опознания, или распознаванием образов.

Интересно, что человек обладает способностью довольно легко распо-
знавать даже сильно измененные образы. Довольно трудно создать про-
грамму для компьютерного распознавания рукописного текста, а человек
в большинстве случаев понимает текст, написанный от руки, без особого
труда. Кроме того, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник,
несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке
имеет форму трапеции. Мы узнаем знакомую мелодию, если даже ее иг-
рают на другом инструменте или в другой тональности. Феномены подоб-
ного рода служили гештальтпеихологам одними из главных аргументов в
пользу того, что образ восприятия не сводится к сумме его частей.

Но, как и в случае других процессов восприятия, распознавание обра-

Константность восприятия

зов нельзя объяснить только особенностями стимульной ситуации. Значе-
ние имеет и «влияние сверху»: эффекты опыта, установок, личностных осо-
бенностей воспринимающего и т. п. Например, эффект влияния установ-
ки на распознавание образов может быть продемонстрирован следующим
экспериментом .

Критическим стимульним материалом в данном эксперименте была дву-
смысленная картинка (рис. 14а), на которой попеременно можно было ви-
деть то молодую женщину, несколько отвернувшуюся от наблюдателя, то
старуху в профиль.

Перед демонстрацией двусмысленной картинки одной группе испыту-
емых показывали недвусмысленное изображение молодой женщины (рис.
146), а другой группе— недвусмысленное изображение старой (рис. 14в).
Выяснилось, что испытуемые первой группы видели на двусмысленной
картинке молодую женщину, а испытуемые второй группы — старуху. На
идентификацию изображения повлияла установка, сформированная ранее.

Окружающий нас мир подвижен и переменчив: мимо на большой скорости
проехал автомобиль, прошел человек, ветер раскачивает кроны деревьев, и
солнце то выглянет из облаков, ослепительно озаряя все вокруг, то опять
скроется, оставляя нас и все окружающее в призрачном, сероватом свете.
Представьте себе, если бы мы видели все точно так, как это отражается на
сетчатке наших глаз. Удалившийся метров на 50 автомобиль выглядел бы иг-
рушечным, белый лист бумаги стал бы серым, как только солнце зашло бы
за облака, кроны деревьев воспринимались бы, как на прыгающей картин-
ке испорченного телевизора. К счастью, этого не происходит. А происходят,
если задуматься, удивительные вещи. Посмотрите на ваши пальцы. Вытя-
ните одну руку, а дру1ую поставьте перед глазами на расстояние, вдвое мень-
шее. Пальцы той и другой руки по размеру кажутся почти одинаковыми. Од-
нако их отображение на сетчатке отличается в два раза.

Теперь посмотрите на рис. 3.15а. Размеры сетчаточных образов мужчи-
ны и женщины соотносятся как 2:1. Но согласитесь, что мужчина не вос-
принимается в два раза большим, чем женщина. Они воспринимаются как
приблизительно одинаковые.

Извлечем изображение удаленной женщины из «реальности», не изме-
няя его, поместим рядом с мужчиной (рис. 3.156). Теперь видно, что раз-
меры их сетчаточных образов действительно отличаются разительно. Из-
мерьте линейкой женщину и мужчину и на первой, и на второй картинке
и вы увидите, что здесь нет обмана.

Итак, несмотря не непрерывную изменчивость обличия окружающих нас
объектов, мы воспринимаем их как относительно постоянные по форме, размеру,
цвету и т. д. Эта особенность нашей воспринимающей системы называет-
ся константностью восприятия. Для чего нам нужна контстантность? Преж-

Глава 3. Восприятие

Рис. 3 15а. Воспринимаемый размер и рассто-
яние (реальный образ).

Рис. 3.156 Воспринимаемый размер и рассто-
яние (образ без признаков удаленности).

де всего, если бы ее не было, то нам бы пришлось каждое мгновение пере-
сматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Кон-
стантность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, пре-
ходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно не-
изменное, а это, в свою очередь, избавляет нас от необходимости быть сво-
его рода флюгерами, дает нам возможность выработать некоторую линию
поведения (стратегию и тактику) по отношению к различным явлениям,

Простой пример. Воспринимаемая яркость объекта зависит от его отра-
жающей способности: чем больше он отражает свет, тем более светлым он
кажется. Белая рубашка хорошо отражает свет, поэтому кажется белой. Но,
строго говоря, она белая только при ярком освещении. В пасмурную пого-
ду она серая. Представьте себе, что у вас нет константности по отношению
к яркости. Вы собираетесь на официальную деловую встречу. Вы решили по
такому случаю одеться строго: белая рубашка и темный костюм. Вы выни-
маете из шкафа белую рубашку и начинаете ее гладить. Внезапно заходит
солнце, и вам уже кажется, что рубашка сероватая. Вы откладываете ее в сто-
рону и ищете другую. В тот момент, когда вы открываете шкаф во второй
раз, выходит солнце, в комнате опять светло, и следующая рубашка вам ка-
жется белой. В течение 10 минут вы старательно ее гладите. Когда уже по-
чти все готово, вновь становится пасмурно. Вторая рубашка тоже не выдер-
живает испытания изменением освещенности. Все повторяется вновь и
вновь. Перебрав таким образом все свои рубашки, вы вряд ли попадете на
деловую встречу. К счастью, такого не случается с нормальным человеком,
так как он воспринимает мир относительно постоянным, константным.

Однако за счет чего, каким образом человек компенсирует стремительную
изменчивость стимульной информации? Один из ответов на этот вопрос на
рубеже XX века попытался дать Гельмгольц . Для иллюстра-
ции его концепции воспользуемся примером с константностью величины.
Согласно точке зрения Гельмгольца, наблюдатель располагает двумя основ-
ными источниками информации. Первый источник — это информация, по-
лученная от сетчаточного отображения объекта, второй — разного рода при-

Константность восприятия

знаки глубины, которые дают наблюдателю представление об удаленности
объекта. Предшествующий опыт научил наблюдателя одному общему прави-
лу: чем дальше расположен объект, тем меньше его сетчаточный образ. На-
блюдатель может сделать вывод об истинных размерах предмета, принимая
во внимание его «сетчаточный размер», расстояние до него и связь между пер-
вым и вторым (сетчаточным образом и расстоянием). В результате наблюда-
тель как бы уменьшает близко расположенные объекты и увеличивает те, ко-
торые расположены далеко. Гельмгольц, конечно, понимал, что в данном слу-
чае речь не должна идти о каком либо сознательном вычислении размера
предмета. Однако он был убежден, что существует некоторый бессознатель-
ный процесс, направленный на вычисление размера предмета на основе ин-
формации о размерах его сетчаточного образа и расстояния до предмета. Этот
процесс был назван Гельмгольцем бессознательными умозаключениями.

Следует отметить, что концепция бессознательных умозаключений —
это одна из первых попыток проанализировать влияние высших процес-
сов на восприятие. Суть концепции состоит в том, что восприятие только
частично обусловлено сенсорной или чисто стимульной информацией.
Существенную роль в перцепции играют психические процессы более вы-
сокого порядка, которые по своей сути сродни мышлению. Точка зрения
Гельмгольца очень близка мнению многих современных исследователей
восприятия, которые рассматривают функцию решения проблем (централь-
ный момент мышления) в качестве одного из компонентов восприятия
.

Несколько иным образом объясняют константность восприятия Гибсон
и его сторонники . По мнению Гибсона, в самом
сетчаточном образе содержится информация об истинной величине объек-
та. Размер предмета является не результатом умозаключения, как считал
Гельмгольц, а продуктом непосредственного восприятия. Дело в том, что
объект, как правило, воспринимается субъектом на фоне чего-то — деревь-
ев, листьев, травы, камней. Эти окружающие объекты (наряду с информа-
цией об удаленности вспомним градиент текстуры) обеспечивают наблюда-
телю возможность непосредственного восприятия относительной величи-
ны предметов. Причем (что принципиально для Гибсона) эта информация
содержится не где-нибудь в мышлении, ожиданиях или результатах умоза-
ключений, она непосредственно представлена в сетчаточном образе объек-
та. Грубо говоря, человек, стоящий рядом с кустом крыжовника и по высо-
те превышающий куст в два раза, воспринимается как человек среднего ро-
ста. Как точка зрения Гельмгольца, так и точка зрения Гибсона, по-види-
мому, имеют право на существование. Во всяком случае, данные одних ис-
следований подтверждают первую из теорий, данные других — вторую.

Как бы то ни было, константность существует. Тут невольно возникает
вопрос о ее происхождении: имеет ли свойство константности врожденный
характер или же, как считал Гельмгольц, оно приобретается в течение жиз-
ни? Некоторые наблюдения говорят в пользу того, что константность при-
обретается и зависит от условий жизни человека. Например, было исследо-
вано восприятие людей, постоянно живущих в густом лесу. В силу сложив-

Сущность, виды и свойства восприятия

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Восприятие (лат. perseptio) — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением.

Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Свойства восприятия:

  • · Предметность восприятия заключается в том, что человек, воспринимая информацию от внешних источников, относит их к реальной внешней (предметной) среде. Другими словами, воспринимаемые человеком психические образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира.
  • · Целостность восприятия выражается в формировании целостного образа объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его отдельными составляющими. Даже при неполной информации об объекте восприятие позволяет мысленно «достраивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем.
  • · Структурность восприятия состоит в том, что в сознании человека объект отражается не по одному своему признаку, а по мере последовательного поступления других признаков. В этой последовательности человек узнает устойчивое соотношение различных признаков объекта, т.е. его структуру.
  • · Константность восприятия выражается в относительной способности сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия.
  • · Осмысленность восприятия состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных образов просто не существует. Восприятие включает в себя непрерывный поиск наилучшего объяснения (осмысления) того, что отражается в сознании индивида. Осмысленность всегда дополняется прошлым опытом и предполагает обязательное понимание того, что воспринимается.
  • · Избирательность восприятия состоит в том, что более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном.

Все предметы и явления окружающего мира существуют в пространстве и во времени. Пространство и время — основные формы существования материи. Объективно существующие пространственно-временные отношения между предметами и явлениями отражаются восприятием. В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений.

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. При бинокулярном зрении изображение предмета падает на диспаратные, т. е. на не вполне соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Эти точки располагаются на несколько неодинаковом расстоянии от центральных ямок сетчатки (в одном глазу — справа от центральной ямки, в другом — слева от нее). Когда изображение падает на идентичные, т. е. вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское.

Если же диспаратность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывает заметные проприоцептивные ощущения как результат напряжения мышц глаза. Эти ощущения идут от мышц, сближающих и разводящих оси глаз, и от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика.

При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд направлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. ощущение физиологический восприятие осмысление

Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздражителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков.

Особенности восприятия человека человеком обусловлены прежде всего тем, что человек есть существо социальное. Для человека наиболее значимыми оказываются социально обусловленные, личностные характеристики собеседника (степень его доброжелательности, способность к эмпатии, надежность в дружбе, постоянство взглядов и т.п.). Оценка таких качеств осуществляется через перцептивные процессы: человек вглядывается в черты лица собеседника, его жесты, позы, мимику, походку, наблюдает поведенческие привычки и манеры.

При восприятии окружающей предметной среды человек стремится найти в ней гармонию, отражающую соразмерность и упорядоченность частей и целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объектов. Это естественно, так как он воспринимает все то, что его окружает, как сферу жизнедеятельности. Внешняя дисгармония воспринимается как фактор неуравновешенности, нецелесообразности и вызывает соответствующие негативные психические состояния.

По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции:

  • * Перцептивный образ движущегося объекта формируется в результате последовательного слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения.
  • * Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений движения, а сразу в виде неразложимого ощущения движения благодаря специфическим перцептивным переживаниям, которые соединяют ощущения соседних положений объекта.

При характеристике индивидуальных различий в восприятии и наблюдении важнейшее значение имеет та черта, которая называется наблюдательностью. Этим словом обозначается способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но мало заметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей.

Наблюдательность не сводится к одному лишь уменью вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности их, своеобразную «охоту за фактами».

Наблюдательность проявляется не только в те часы, когда человек специально занят наблюдениями в лаборатории, музее, на наблюдательном посту и т. д. Наблюдательным мы называем человека, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

Наблюдательность — очень важное качество, ценность которого сказывается во всех областях жизни. Особенно необходима она в некоторых видах деятельности, например в работе учёного. Недаром великий русский учёный И. П. Павлов на здании одной из своих лабораторий сделал надпись: «Наблюдательность и наблюдательность». Без наблюдательности невозможна работа писателя-художника: она даёт возможность писателю накапливать те запасы жизненных впечатлений, которые служат материалом для его произведений.

Сущность и основные качества восприятия

Сознание своего несовершенства приближает к совершенству.

Я. Гёте

Характеристика восприятия. Свойства и виды восприятия. Индивидуальные различия в восприятии. Нарушения восприятия

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, а в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы он ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но было бы ошибочным полагать, что оно является простым суммированием отдельных ощущений. Этот процесс гораздо сложнее. В нем задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, подключаются память и мышление. Поэтому его часто называют перцептивной системой человека.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы

ЧУВСТВ.

%/

Восприятие зависит от психических особенностей личности. Что-то для него в данный момент является основным, а что-то — второстепенным. То, что находится в центре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное — фоном. Эти элементы динамичны, они могут меняться местами.

К свойствам восприятия относятся апперцепция, константность, целостность, предметность, структурность, осмысленность, активность.

Восприятие зависит от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний.

Например, котята, выросшие в клетке, прутья которой были направлены вертикально, позже оказались неспособными узнавать горизонтальные линии. Алеуты, обитающие в круглых жилищах, с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных линий.

Следующее свойство восприятия — константность. Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в 8—9 раз светлее, чем мел в сумерках. Однако мы восприиимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках будет для нас белым.

В отличие от ощущения, восприятие дает целостный образ предмета. Целостность выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание до целостного образа конкретного предмета.

Структурность заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений. Мы воспринимаем фактически обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда наступает информация озвучании новой ноты. Слушающий обычно понимает мелодию, т.е. он воспринимает ее структуру в целом.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность.

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные органы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Это выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить его сходство с другими предметами. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Активность — это свойство заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или группу предметов, в то время как остальные являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Например, на лекции вы слушаете внимательно лектора и не воспринимаете, что происходит вокруг вас. 11о как только вы повер-

Рис. 5. Классификация основных видов восприятия

нетесь назад или обратите внимание на то, что делают другие, и вы станете воспринимать те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

Таким образом, мы полагаем, что активность восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте посмотрим, какие виды восприятия существуют.

Существуют различные подходы к классификации восприятия. Мы остановимся на наиболее распространенной (рис. 5).

Различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Около 90% информации нам поставляют глаза.

Очень образно сказал об этом поэт Э. Межелайтис:

Глаза — широкие ворота,

Весь мир проходит через них.

Идет без спросу и отчета Добро и зло мастей любых…

Все, что вне нас И вокруг нас,

Вбирает, поглощает глаз.

Мы остановимся более подробно на сложных видах восприятия. К ним относятся восприятие времени и восприятие пространства. Все предметы находятся в пространстве и всякое явление существует во времени.

Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие человеком пространства имеет ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно и поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета па сетчатке глаза, по и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. Учет удаления предмета осуществляется за счет нашего опыта. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов.

Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего настоящего роста.

Сложным является восприятие формы предмета, а особенно объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Этот эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Его суть заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета будет различно.

Например, возьмите полураскрытую книгу, поверните к себе корешком и поставьте прямо перед собой. Затем глядите на нее поочередно то левым, то правым глазом. Вы заметите, что выглядит она неодинаково, что объясняется смещением изображения книги на сетчатке в разные стороны. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке глаза вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета.

Важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу. Дело в том, что воспринимаемое пространство никогда не носит симметричного характера, оно всегда в большей или меньшей степени ас- симетрично, т.е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, а также дальше от нас или ближе к нам. Поэтому часто об удаленности предметов мы судим по косвенным признакам.

Следует отметить, что положение предметов в пространстве имеет для человека большее значение, чем удаленность. Ведь он ориентируется в пространстве и для этого должен получать информацию о расположении предметов. Однако бывают ситуации, когда ему недостаточно информации о расположении вещей.

Например, на станции метро имеются два выхода. Нам нужно выйти на определенную улицу. Как вы будете ориентироваться, если нс будет вспомогательных табличек? Нужен дополнительный механизм для ориентации. Таким механизмом выступают понятия «правее» и «левее». С помощью этих абстрактных понятий человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства. Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки: для большинства людей это правая рука. Когда еще ведущая рука не выделена, то стороны пространства будут путаться. Эти явления проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое отмечается у детей трех-четырех лет и затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется.

Восприятие времени изучено гораздо меньше, чем восприятие пространства. Сложность заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира.

Восприятие времени — процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире.

Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении времени. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью и каков ее характер.

Например, в книге «Один в глубинах земли» французский спелеолог М. Сифр, который провел шестьдесят три дня в иещерс пропасти Скарассон на глубине ста тридцати пяти метров без часов и других указателей времени, рассказывает об интересных явлениях, связанных с расстройством биологических часов. Через тысячу часов (более сорока суток) ему казалось, что прошло лишь двадцать пять суток. А когда добровольное заточение окончилось, ученый заявил: «Если бы я знал, что конец так близок, то давно бы съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Время, заполненное работой, протекает гораздо быстрее. Наиболее коротким нам кажется отрезок времени, в течение которого надо успеть сделать многое.

Это хорошо сформулировал С. Я. Маршак:

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет Неиагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки И очень краткие часы.

Мы физически ощущаем стремительный бег времени, его неумолимую последовательность, невозвратимость и личностную ценность. Если для одних высшая оценка времени — «время — деньги», то для других время — новые знания, впечатления, мысли, деяния.

Первобытный человек знал лишь недавнее прошлое и непосредственное настоящее. Медленно текло время для жителей средневековой Европы. Главным ориентиром времени суток был звон церковных колоколов. Поскольку основные занятия людей зависели от природного ритма, то потребности знать время не существовало. Даже после изобретения и распространения в Европе механические часы еще очень долго не имели минутной стрелки.

Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Установлено, что воеприятие времени — самая трудная задача для детей. И это вполне объяснимо:

  • — время не имеет наглядной формы;
  • — его невозможно понюхать, попробовать, пощупать, увидеть;
  • — его можно только прожить.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Так как люди различаются по своим интересам и установкам, то поэтому существуют индивидуальные различия в восприятии.

Можно выделить следующие типы этих различий (см. рис. 6).

Люди с синтетическим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности, поэтому они больше улавливают смысл целого и многие детали остаются незамеченными. Для того чтобы их увидеть, им приходится специально ставить себе задачу, выполнение которой дается с трудом. Лица с аналитическим типом восприятия, наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Понять суть явлений им трудно. Их рассказы всегда наполнены подробностями, описанием частных деталей, за которыми теряется смысл целого.

Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, нс пытаются объяснить себе суть воспринятых явлений. Лица, относящиеся к объяснительному типу, всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное.

Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

Рис. 6. Индивидуальные различия в восприятии

Лица с субъективным типом восприятия много привносят от себя. Рассказывая о чем-либо, они склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности. Это — умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза. Ее характерным признаком является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Она, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой и присуща не всем людям.

Важнейшим условием развития восприятия у детей являются труд и игра. К старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Можно выделить следующие характерные отличия нарушения восприятия.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Эти изменения восприятия называются гиперестезией.

Противоположное состояние — гипостезия — выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникающие без наличия реального объекта (видения, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Они являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Люди в это время действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии — ошибочные восприятия различных вещей или явлений. Главная их особенность — обязательное наличие подлинного объекта, хотя и ошибочно воспринимаемого. Они делятся на аффективные, вербальные и перейдолические.

Аффективные (аффект — кратковременное сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением.

В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий — насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы в его адрес.

Очень интересны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, красочные панорамы.

Всякое явление в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже накопленных знаний, опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему уже имеющихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *