Свобода в выборе

Свобода в выборе

Свобода выбора и предопределенность

Как можно объяснить парадокс о свободе выбора и предопределённости?

На первый взгляд существует противоречие между наличием у человека свободы выбора и всезнанием Творца. Налицо парадокс: если Творец заранее знает то, что человек выберет, это значит, что у него никакой свободы выбора нет и всё предопределено! А, с другой стороны, если утверждать, что Творец не обладает этим знанием, значит, Он не знает будущего, то есть не всезнающий, что по определению не может быть!

Свобода выбора — противоречивое понятие, если считать, что знание Творца подобно человеческому. Но это не так

Обсуждение этого вопроса, одного из самых сложных в понимании еврейского мировоззрения, выходит далеко за рамки короткого стиля ответов, поэтому ограничимся общей идеей.

Итак, в постановке этого вопроса речь идёт о выборе человека и о знании Творца. Предположим, что нам понятно, что есть выбор человека, но понимаем ли мы, что есть знание Творца? Мы интуитивно предполагаем, что оно подобно человеческому. А так ли это?

Познание человека неразрывно связано с реальностью, в которой он находится. Это реальность Времени — прошлого, настоящего и будущего. Оно неизбежно ограничивает восприятие мира человеком исключительно этими временными рамками.

Как следствие:

1. Человеческое знание и сам объект познания существуют независимо друг от друга.

Предположим, что Абраша захотел узнать погоду в Москве. Это значит, что он этого в прошлом не знал. Когда же Абраша позвонит в Москву и ему расскажут о снегопаде, то только теперь, в настоящем, знание о погоде придёт к нему извне и станет частью его. То есть, само событие и сознание человека существуют раздельно.

2. Человеческая логика воспринимает мир посредством причинно-следственных связей. То есть, следствию в настоящем должна предшествовать причина в прошлом.

Вот такой процесс познания, свойственный человеку и приписываемый, по заблуждению, Творцу, неизбежно и приводит к вышеупомянутому парадоксу. Но подобно ли знание Творца человеческому? Простой анализ приводит нас к обратному выводу.

Творец сотворил время, значит Он — вне времени, то есть, нет у Него ни прошлого, ни будущего. Знание не может прийти к Творцу извне Его, так как всё в Нём. Это значит, что Его знания и Он сам есть единое целое, без причинно-следственных связей. Поэтому перед Творцом не только открыты наши ещё не принятые решения, но и вся история человечества управляется из будущего конца в прошлое начало.

Всё это следует из определения, что сущность Творца «простая».

Творец знает, что человек выберет, но это никак не противоречит возможности человека иметь свободу выбора

Вывод:

Познание Творца носит совершенно другой характер, отличный от человеческого. Творец знает, что человек выберет, но это никак не противоречит возможности человека иметь свободу выбора. Парадокс знания будущего и свободного выбора в настоящем может существовать только в сознании человека, живущего в мире, ограниченном временными рамками и, как следствие, неспособного воспринять реальности вне времени.

Отума.ру

В этой статье хотелось бы поговорить о том, что такое свобода выбора человека. Существует ли она на самом деле и есть ли в действительности у человека хоть какой-то выбор, не говоря уже о свободном. Вопрос назрел, а значит, есть смысл об этом поговорить. И разобраться в этом вопросе хочется основательно, опираясь на факты, а не на доводы.

Возможно, статья получится длинной, но зато она точно ответит на вопрос, что такое свобода выбора человека. Ну что, поехали – свобода выбора человека, что это на самом деле.

Если у человека действительно есть свобода выбора, значит, она должна фигурировать во всем и всегда, начиная с момента рождения и до самых последних дней своей жизни. И здесь сразу же хотелось бы заострить внимание на том, вольны ли мы были выбирать, когда и где нам родиться?

Свобода выбора человека при рождении.

Очевидно, что ответ на этот вопрос является отрицательным. Нет, мы не вольны были выбирать, где и когда нам родиться. Более того, мы не вольны были выбирать, рождаться ли нам вообще. А это значит, что рождение каждого из нас произошло без нашего на то желания. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что даже если свобода выбора человека и существует, то распространяется она не на все, и проявляет себя не всегда.

Понятно, что в момент своего рождения мы не располагали свободой выбора, т.к., этот выбор за нас сделали наши родители. Но теперь-то мы повзрослели и нам кажется, что сегодня мы имеем свободу выбора. Или не кажется?! Давай поговорим и об этом. Начнем с того, существует ли у человека свобода выбора в детстве, и вообще, разберемся с тем, с какого возраста эта свобода начинается.

Свобода выбора человека с детства и до юношества.

Очевидно, что в детстве свобода выбора человека ограничена властью его родителей. Это естественный процесс, т.к., будучи ребенком, человек еще не располагает достаточным опытом и знаниями для того, чтобы самостоятельно принимать решения, и выполнять различные действия.

Со временем, по мере роста, свобода выбора человека расширяется. Но, до какого-то определенного возраста она по-прежнему остается не достаточной. К примеру, в подростковом возрасте, когда ребенок хочет выйти на прогулку, он ограничен в своем выборе по времени, т.к., заботливые родители ставят перед ним условие, что гулять он может только до определенного времени.

И здесь мы приходим к выводу, что в детстве и юношестве свобода выбора человека так же ограничена. И это же, свидетельствует о том, что свобода выбора не распространяется на все, а значит она не существует в чистом виде.

Возможно, свобода выбора человека существует в более зрелом состоянии, когда мы обладаем достаточной самостоятельностью и вольны сами принимать решения? Давай поговорим и об этом.

Свобода выбора человека в зрелости.

И вот мы повзрослели, теперь родители не имеют над нами такого влияния, как в детстве. Свободны ли мы стали в своем выборе? На первый взгляд кажется, что да. Но т.к., суть этой статьи разобраться в этом вопросе основательно, давай будем копать глубоко, так, чтобы вообще не осталось вопросов на эту тему.

Очевидно, что у каждого из нас есть выбор, иначе, зачем было поднимать разговор на тему свободы выбора человека. Выбор во всем:

  • Работать, или заниматься бизнесом;
  • Ходить пешком, или ездить на автомобиле;
  • Создать семью, или остаться холостым;
  • Жить честной жизнью, или заниматься преступлениями;
  • Зависеть от мнения окружающих, или быть свободным от него;
  • Учиться, или оставаться необразованным;

Этот список можно продолжать до бесконечности. Тем более сейчас, в век невообразимых технологий, свобода выбора человека распространяется даже на то, кем оставаться в этой жизни, женщиной или мужчиной. Кажется, что человек постепенно начинает покорять природу, но говорит ли это о том, что человек становится более свободным в своем выборе?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубиться в рассуждения о том, от чего зависит свобода выбора человека. С чего вообще она начинается.

От чего зависит свобода выбора человека.

Здесь все очень просто. Свобода выбора человека зависит от желаний самого человека. Другими словами – свобода выбора всегда начинается с желания. Хочу ходить пешком, или ездить на автомобиле – какое желание преобладает, таким будет и выбор.

Но если свобода выбора человека зависит от желаний, то от чего зависят сами желания? Откуда берется желание ходить пешком, или желание ездить на автомобиле?

Очевидно, что когда мы пытаемся определить свои желания, мы заглядываем внутрь и там четко видим, чего на самом деле мы хотим. Я не хочу ходить пешком, поэтому мне нужен автомобиль – это один из примеров желания, от которого зависит свобода выбора человека. Если человек обнаруживает внутри себя такое желание, он начинает движение в сторону приобретения автомобиля, другого пути у него нет.

Но если желания определяют наш выбор, тогда где во всем этом кроется свобода? И если уж свобода выбора у человека действительно существует, то определенно она должна находиться не на уровне существующего выбора между тем и тем, а на уровне самих желаний, в противном случае свобода просто теряется.

Существует ли свобода выбора человека на уровне желаний?

Вернемся к примеру с приобретением автомобиля. У нас есть выбор, купить автомобиль, или нет. И на первый взгляд, кажется, что в этом выборе мы полностью свободны. Мы заглядываем внутрь себя и видим там желание – хочу купить, или не хочу купить. В зависимости от этого желания мы принимаем решение о том, или ином выборе. Но принимаем ли мы решение о том, чего нам хотеть?

К примеру, ты обнаружил внутри себя желание купить авто. Был ли у тебя выбор между желаниями, хочу купить или не хочу купить? Нет. Когда ты заглянул внутрь, определенное желание уже было там. Выбирал ли ты это желание? Тоже нет, т.к., оно уже было там до того, как ты заглянул внутрь. Если это так, тогда о какой свободе выбора человека здесь вообще можно говорить?

Получается так, что я принимаю свои решения исходя из желаний, выбор которых находится не в моей власти. Выходит, что свобода выбора человека заранее определена желаниями, которые мы можем обнаружить внутри себя, но никак не выбрать.

К примеру, если я задам тебе вопрос, хочешь ли ты манную кашу? Ты посмотришь внутрь себя и найдешь ответ, что не хочешь. Хорошо, если это так, тогда можешь ли ты сейчас захотеть манную кашу? Самостоятельно, без насилия над собой, просто взять и захотеть?

Скорее всего, твой ответ будет – нет. Тогда о какой свободе выбора человека здесь можно говорить?

В чем на самом деле заключается свобода выбора человека.

Если учесть, что свобода выбора зависит от внутренних желаний человека, а сами желания мы не вольны выбирать, то можно сделать один весомый вывод – свобода выбора человека похожа на езду по рельсам. Нам кажется, что мы свободны в своем выборе, но сам выбор возможен только между рельсами желаний.

Следует отметить, что вся эта игра желаний и мнимой свободы выбора человека находится в сознании. Сознание само рисует желания, а следом создает выбор и начинает движение в пользу того или иного желания. Таким образом создается иллюзия свободного выбора, который в действительности не свободен.

Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что единственная свобода выбора, которая может быть у каждого человека, это свобода от своих желаний. Только будучи свободным от них, человек может сказать, что он обладает хоть какой-то свободой.

Делать то, что необходимо в данной ситуации, независимо от своих желаний или не желаний, вот в чем заключается истинная свобода выбора человека. Начать хотеть то, что есть и перестать хотеть то, чего нет – в этом заключается истинное счастье человека. Быть независимым от мнения окружающих и делать то, что требует сердце – в этом заключается секрет успеха человека. Быть независимым от картины, которую рисует перед тобой жизнь и не вовлекаться в изгибы своей судьбы – в этом заключается истинная свобода человека.

Если тебе интересна тема свободы выбора человека, а так же свободы от своих желаний, тогда я рекомендую тебе прочесть книгу «Возвращение Домой». В ней ты найдешь многие ответы на свои вопросы. Скачать книгу ты сможешь по ссылке ниже —

Свобода выбора видов и форм деятельности

Хотя рыночная экономика и многозначное понятие, главный ее признак все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в, то, же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности».

свобода выбора деятельности

См. также в других словарях:

  • СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия

  • СВОБОДА ВОЛИ — понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… … Философская энциклопедия

  • Свобода личности — Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание … Википедия

  • Свобода (социальн.) — Свобода, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. В истории общественной мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли,… … Большая советская энциклопедия

  • СВОБОДА ВОЛИ — способность человека к самоопределению в своих действиях. В контексте раннегреческой культуры в понятии C.B. акцентируется не столько философско категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек это гражданин полиса, тот, кто живет… … История Философии: Энциклопедия

  • СВОБОДА ВОЛИ — способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек это гражданин полиса, тот, кто живет… … Новейший философский словарь

  • Свобода политическая — естественное, неотчуждаемое от человека, социальных общностей людей качество, позволяющее им выражать свои мысли и действия в соответствии с правовыми нормами, интересами направленности на стабилизацию, по­рядок в политико властных отношениях… … Политология. Словарь.

  • СВОБОДА — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и … История Философии: Энциклопедия

  • СВОБОДА — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и … Новейший философский словарь

  • Свобода совести и свобода вероисповедания — (англ. conscience and religion liberty) гарантированные Конституцией РФ* (ст. 28) гражданские свободы, относящиеся к основным правам и свободам человека и гражданина и характеризующие одну из сторон правового статуса личности … Энциклопедия права

  • свобода — СВОБОДА центральное понятие европейской культуры, характеризующее человека как источник и причину своих решений и действий; философская категория, характеризующая специфическую форму обусловленности личной и общественной жизни. Это… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Что способно возместить свободу выбора? в чем состоят гарантии будущего прогресса?

Поскольку потерпевшая не достигла возраста восемнадцати лет, действия названных лиц следует квалифицировать по пункту «а» части 3 статьи 131 ук рф (изнасилование несовершеннолетней). пленум вс рф в абзаце 2 пункта 10 пп вс рф 04.12.2014 года № 16 разъяснил, что изнасилованием, совершенными группой лиц, должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственное половое сношение, но и действия лиц, содействовавших им путем применения или психического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам. при этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового сношения или насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия или угроз содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в совершении изнасилования. на основании данных вс рф разъяснений можно сделать вывод, что денисов и антонов в силу части 2 статьи 33 ук рф будут являться соисполнителями названного преступления, а преступление в силу части 1 статьи 35 ук рф будет считаться совершенным группой лиц (а может, и группой лиц по предварительному сговору — нельзя сделать однозначный вывод на основании имеющихся данных), что в силу пункта «в» части 1 статьи 63 ук рф будет являться обстоятельством, отягчающим наказание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *