Субличность это в психологии

Субличность это в психологии

1.2. Парциальные и общие свойства нервной системы

Говоря о свойствах нервной системы, нельзя понимать дело так, что какое-то изучаемое свойство относится ко всей нервной системе как аморфному образованию. Исследователи полагают, что хотя любой функциональной системе мозга (возбудительной, тормозной) присущи все свойства, однако степень их выраженности в разных системах (мозговых структурах) различается. В этой связи возник вопрос об общих и парциальных свойствах нервной системы.

Представление о парциальных свойствах нервной системы выдвинул и описал Б.М. Теплов. Он писал, что у человека менее всего можно ожидать полного совпадения типологических параметров в разных анализаторах, а также первой и второй сигнальной системах. В ходе исследований, при сопоставлении типологических различий по свойству силы в различных анализаторах (зрительном и слуховом) не показало совпадения диагнозов. Тем самым был нанесен существенный удар по господствовавшим в то время представлениям, согласно которым свойства нервной системы характеризуют ее всю в целом. Теперь и наличие общемозговых свойств вызывало сомнение.

В.Д. Небылицын считал, что парциальность может быть обусловлена тремя моментами:

1) регистрацией разных эффекторных выражений рефлекторной деятельности (эффективный аспект);

2) применением раздражителей различной модальности (анализаторный аспект);

3) использованием различных подкрепляющих воздействий (в случае изучения типологических особенностей с помощью вырабатываемых условных рефлексов).

Таким образом, парциальность свойств нервной системы (типологических особенностей их проявления) может быть обусловлена тем, что в применяемых для их диагностики реакциях участвуют различные нервные структуры.

Роль различий в подкреплении, сказывающихся в проявлении парциальности типологических особенностей, была установлена еще А.Г. Ивановым-Смоленским (1935). Применяя три подкрепления — ориентировочное, пищевое и оборонительное, сотрудники этого исследователя обнаружили, что полное совпадение результатов по быстроте образования положительных и тормозных условных рефлексов было только в 22% случаев, а при двух подкреплениях совпадения регистрировались лишь в 50% случаев. Поэтому уже А.Г. Иванов-Смоленский говорил о парциальных типах нервной системы. Аналогичные результаты исследования получил и польский психолог Ян Стреляу (1982).

В.Д. Небылицын и его сотрудники показали роль модальности сигнала для расхождения в результатах диагностики. Причем главную «вину» за проявление парциальности типологических особенностей авторы возложили на межанализаторные различия.

Как отмечал В.Д. Небылицын, «особенности организации мозговой рецептивной системы принципиально, по самой ее функции, таковы, что ее функциональные параметры — частные свойства — едва ли могут служить нейрофизиологическими измерениями личности как целого, со всеми общими аспектами ее организации и поведения». Соответственно он выдвинул гипотезу о существовании и общих свойств нервной системы, которые связаны с выделенной им регулирующей системой мозга. Структуры, составляющие этот комплекс, он рассматривал как единую мозговую систему, выполняющую функции регуляции и управления всеми процессами, протекающими в организме — от низших биологических до самых высших психических (таких как потребности и мотивация, эмоции и темперамент, программирование движений и действий, интеллектуальное планирование и оценка результатов и т.д.). В отличие от анализаторской, регулирующая система не имеет прямого отношения к переработке сенсорных раздражителей.

Важными являются связи свойств этой системы со многими общеличностными характеристиками — моторной активностью, интеллектуальной активностью и особенностями установки личности, в то время как анализаторные (парциальные) свойства часто таких связей не обнаруживают.

Следует подчеркнуть, что В.Д. Небылицын, выдвигая понятие об общих свойствах нервной системы, рассматривал их не как чисто корковые, а как комплексные, отражающие функциональную систему, включающие в себя различные уровни центральной нервной системы. Можно считать, что под общими свойствами В.Д. Небылицын понимал скорее всего, свойства интегративных систем мозга, осуществляющих произвольные акты человека. При этом он отмечал, что свойства, обозначенные им как общие, строго говоря тоже являются частными, поскольку представляют собой параметры хотя и обширного, но все же ограниченно анатомически и функционально комплекса структур головного мозга.

Как полагал исследователь, представление об этих общих свойствах поможет понять, что же такое свойства нервной системы в целом.

В учении И.П.Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы — сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу воз­буждения и силу торможения ученый считал двумя независимы­ми свойствами нервной системы. ^ Сила возбуждения отражает ра­ботоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональ­ной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. ^ Сила торможения по­нимается как функциональная работоспособность нервной систе­мы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли дан­ный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойство нервной системы — подвижность возбудитель­ного и тормозного процессов, проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов про­является в способности к изменению поведения в соответствии с меняющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к друго­му, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противопо­ложностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Выделенные Павловым свойства нервных процессов об­разуют различные комбинации, которые и определяют тип не­рвной системы. Четыре основных типичных их сочетания пред­ставлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

  • сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

  • сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

  • сильный, неуравнове­шенный (холерик);

  • слабый (меланхолик).

Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характерис­тикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. В дальнейшем типология И.П.Пав­лова была дополнена новыми элементами. Были описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и пре­кращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положи­тельных (динамичность раздражения — возбуждения) и тормоз­ных (динамичность торможения) условных рефлексов. В настоящее время для составления психологических характе­ристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности ре­акций человека на внешние или внутренние воздействия одина­ковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энер­гично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает пре­пятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пла­стичность) или насколько инертно и косно его поведение (ри­гидность). ^ Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека). Экстраверсия-интроверсия определяет, от чего преимуществен­но зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечат­лений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от обра­зов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). ^ Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмо­циональной реакции, и скоростью ее возникновения. Все перечисленные свойства отражают психологические харак­теристики основных классических типов темперамента.

10 лучших фильмов о раздвоении личности (11 фото)

Властелин Колец (2001 — 2003) / The Lord of the Rings


Голлум не входит в число главных героев «Властелина Колец», но его сюжетный вклад оказывается удивительно велик. По этой причине для действия фэнтези-цикла важно, что Голлум страдает раздвоением личности. У него есть «мягкая» сторона (тот характер, с которым Голлум родился) и «жестокая» сторона, возникшая под влиянием магического Кольца. Противостояния между двумя личностями Голлума – это одни из самых памятных сцен «Властелина Колец».

Первобытный страх (1996) / Primal Fear


Раздвоение личности преступника может поставить суд и присяжных в тупик. Можно ли наказать человека за убийство, которое совершило его «альтер эго», если основная личность не помнит ничего из того, что натворило его тело? С другой стороны, если раздвоение личности может помочь преступнику отправиться в психбольницу, а не в тюрьму, то где гарантия, что злодей не будет имитировать заболевание? Эти интригующие вопросы рассматриваются в судебном триллере Грегори Хоблита на примере молодого человека, осужденного за жестокое убийство.

Я, снова Я и Ирэн (2000) / Me, Myself & Irene


Хотя главный герой фарсово-романтической комедии братьев Фаррелли работает в полиции, он настолько дружелюбен и покладист, что об него все вытирают ноги. В конце концов у Чарли случается нервный срыв, который приводит к появлению агрессивного и уверенного в себе «альтер эго» по имени Хэнк. И без того сложные отношения между двумя личностями героя становятся особенно напряженными, когда Чарли посылают отконвоировать в другой штат привлекательную преступницу.

История двух сестер (2003) / Janghwa, Hongryeon


Южная Корея славится впечатляющими мрачными лентами, и «История двух сестер» не исключение из правила. Это мистико-психологический хоррор о девушке-подростке, которая возвращается домой после пребывания в психиатрической лечебнице и начинает страдать от визитов призраков и ужасных отношений с мачехой. Ближе к концу повествования выясняется, что часть событий фильма – галлюцинации главной героини и поступки ее «второго я», имитирующего реальную, но не живущую в доме женщину. Впрочем, признак в действии тоже, вероятно, участвует…

Невероятный Халк (2008) / The Incredible Hulk


У многих супергероев есть «явная» и «тайная» личности, но в случае Брюса Бэннера это не разные костюмы, а разные тела и разные характеры. Когда сердце Брюса начинает часто биться, интеллигентный мужчина превращается в огромного здоровяка Халка, который крушит все на своем пути. Попытки Бэннера взять свое альтер эго под контроль – ключевая тема многих приключений с участием Халка.

Машинист (2004) / The Machinist


Психологический триллер Брэда Андерсона более всего известен тем, что Кристиан Бейл для изображения изможденного бессонницей главного героя похудел до опасных для жизни 54 килограммов. Однако мы сейчас обсуждаем не приверженность актера своему искусству, а раздвоение личности. В «Машинисте» от него мучается главный герой. Неутолимое чувство вины заставляет его развить «альтер эго», которое подталкивает персонажа к тому, чтобы признаться в преступлении и принять заслуженное наказание.

Идентификация (2003) / Identity


Фильм Джеймса Мэнгольда начинается как традиционный триллер. Десять незнакомцев оказываются заперты наводнением в придорожном мотеле, и кто-то начинает одного за другим убивать гостей. Однако в определенный момент в сюжет вмешивается раздвоение личности, и оказывается, что многое из того, что происходит на экране, – это галлюцинации психопата, который ждет казни за свои преступления. Некоторые персонажи оказываются личностями центрального персонажа, от которых он по определенным причинам пытается отделаться.

Истинная грусть (1997) / Pafekuto Buru


Психологический триллер японского режиссера Сатоси Кона – это рисованный мультфильм, но по своему содержанию «Истинная грусть» куда глубже, сложнее и взрослее, чем большинство голливудских блокбастеров. Главная героиня картины – молодая музыкальная звезда Мима, которая уходит из поп-группы и пытается сделать новую, актерскую карьеру. Смена профессии проходит с трудом, Мима балансирует на грани нервного срыва, и она с ужасом начинает подозревать, что у нее появилось «второе я», которое совершает убийства. В итоге виновником преступлений оказывается другой человек, помешавшийся на главной героине и развивший «второе я», считающее себя «настоящей Мимой».

Бойцовский клуб (1999) / Fight Club

К сожалению, мы не можем обойтись без раскрытия всего сюжета, чтобы объяснить, как «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера попал в наш список. Ведь почти на всем своем протяжении этот культовый и провокационный политический триллер настаивает, что персонажи Брэда Питта и Эдварда Нортона – два разных человека. Лишь в кульминации выясняется, что экстремист Тайлер Дерден – альтер эго безымянного главного героя и что все их беседы и даже потасовки были в голове персонажа Нортона. Благодаря этому сюжетному ходу картина позволяет опомнившемуся главному герою попытаться остановить теракт, который организовало его «второе я».

Психо (1960) / Psycho

Маменькин сынок 80-го уровня, главный злодей «Психо» Альфреда Хичкока не может избавиться от материнского гнета даже через много лет после ее смерти. Хотя Норман Бейтс убил свою мать, он не смог закопать ее и забыть о ней. Вместо этого его сознание раздвоилось, и «второе я» Бейтса начало изображать его мать, носить ее одежду, ругать сына… И даже совершать убийства из ревности. Конечно, надо быть исключительным психом, чтобы ревновать к своей второй личности! Но на то «Психо» и классика «маниакального» хоррора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *