Субкультура

Субкультура

§ 3. Субкультуры

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub — под и культура) — совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи­нальных и реальных групп людей и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура — это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на­селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек­ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстре­мальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сек­суальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учите­лей, рабочих).

Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер­претированными и трансформированными в соответствии с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан­тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо­лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «бездели­ца» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них — те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами — «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото­рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направлен­ность, а порой прямо антисоциальны.

В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкуль­туры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрас­судков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой — сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност­ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен­ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).

В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль­турах нормативная регуляция — жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае — положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп­пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра­женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос­тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз­недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле­нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина­комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.

Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа­ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet’e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран­ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак­терными для субкультуры ценностными ориентациями, определя­ет во многом содержание общения ее носителей.

Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно об­наружить более или менее ярко выраженные общие для ее носите­лей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными осо­бенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможно­стями, а также модой.

Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные транс­формации, которые зависят от характера той среды, в которой мо­да функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.). В связи с этим мож­но говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.

Следование моде — важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музы­кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей осо­бенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обо­их полов. В то же время мода может более или менее трансфор­мироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских субкультурах — панки, металлисты, хиппи и др. — мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от об­щепринятой.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры — музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников — компетент­ность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солис­тов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современ­ной аппаратурой и музыкальными записями.

Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры являет­ся жаргон — своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

Жаргон — явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. Первая — общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень — доллары, предки, шнурки — родители, упакован выше крыши — очень модно одет). Вторая — общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значитель­но большем количестве случаев, чем это принято речевыми нор­мами (железно, крутой). Третья — слова, бытующие только в жар­гоне (баксы, салага, клевый, прикид — одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). Четвертая — слова и выражения, употребляе­мые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяни­ях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Музыкальный фольклор — это, как правило, песни, выражаю­щие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, от­ражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событи­ях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интел­лектуальные, карточные — в девиантных, подвижные — в детской и т. д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифи­цированные), которые стали значимыми как признак принадлеж­ности играющих к той или иной субкультуре.

Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальян­ского «graffito» и означает «проводить линии», «писать караку­лями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и ка­рандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити со­держат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисун­ки, символы. Граффити — средство утверждения групповой иден­тичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, на­званий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культур­ных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответст­вующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А.А. Скороходова). Существует особая субкультура немногочисленных «граффитчиков», в которой разрисовка стен является конституирующей дея­тельностью.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа­лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциа­ции развитых национальных культур, их вли­яния на те или иные общности, а также маркирования (обозна­чения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под­ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас­пектов.

В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но­сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под­ростково-юношеской субкультуры — следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи — способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой.

Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз­можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.

Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно­шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере­жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощуще­ния, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.

Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствую­щего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив­ный мир — конкретный, «приземленный», в нем нет места сомне­нию, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас­суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский).

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль­ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело­века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува­жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо­ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Субкультура и воспитание. Педагоги в своей работе так или иначе стал­киваются с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. Хотя им прихо­дится иметь в виду и особенности субкультур, которые склады­ваются в ближайшем социальном окружении воспитательных ор­ганизаций.

Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и вклю­чает в себя, по мнению М.В. Осориной, совокупность своеобраз­ных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с поло­возрастными особенностями психического развития и характером социализации детей.

Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкуль­тура. Здесь педагоги сталкиваются наряду с общей для всех подрост­ков и юношей субкультурой с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входят в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам необходимо, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкуль­тур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.

Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятель­ность воспитательных организаций, принимать в расчет позитив­ные и негативные особенности субкультур. Так, веяния моды могут отражаться, например, в быту, в оформлении интерьера поме­щений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие популярными благодаря телевидению).

Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут исполь­зовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспита­тельных организаций, и оказывать индивидуальную помощь вос­питанникам.

Знание и принятие в расчет субкультурных особенностей пред­полагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.

Фэндом и возникновение молодёжных субкультур

Панк с причёской «ирокез». Вызывающий образ молодёжных субкультур — одновременно выражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих

Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего связано с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры и т. п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего образа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить её субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Для поклонников visual kei имидж — один из важнейших элементовАнх — традиционный символ готов

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (образ), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный образ и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур XX века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

Стиль одежды для представителя субкультуры — в первую очередь демонстрация всем своим видом убеждений и ценностей, пропагандируемых субкультурой. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды «готическая лолита» и «готический аристократ» уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Примеры субкультур

Музыкальные субкультуры

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Образ музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому образу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи, молодёжное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их образа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение растафари (растаманы), которое, помимо музыки регги и специфического образа, обладало определённой идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е годы вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной либо аполитической позицией либо же, ярко выраженной политической позицией, для политизированного панк-рока девизом является идеализированная анархия (но не всегда). С появлением готик-рока, в 1980-е годы появилась готическая субкультура. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп-культура со своей музыкой, внешностью и образом жизни.

В 1990-е и 2000-е годы распространёнными молодёжными субкультурами стали эмо-киды и киберготы. Субкультура эмо одна из самых молодых (многие из её представителей — несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и выразительность эмоций. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса.

Арт-субкультуры

Большинство молодёжных субкультур, не связанных с музыкальными жанрами, произошли из увлечений определённым видом искусства или хобби, как например граффити.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 1990-х годов, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

Основная статья: Индустриальные субкультуры

В начале XX века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодёжи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К популярным спортивным субкультурам можно отнести:

  • Субкультура футбола и околофутбола — футбольные клубы, футбольные фанаты и чирлидинг.
  • Спортсменов, или «качков» (анг. sportsman — «состязающийся человек», «игрок для развлечения толпы»), включающих в себя увлечённых и практикующих фанатов силовых и боевых видов спорта (культуризм, пауэрлифтинг, воркаут, различные боевые искусства и прочее). В позднем СССР и России первой половине 1990-х «спортсмены» использовались прополитическими движениями в борьбе с «неформалами», были известны как «люберы». В дальнейшем, оставшись не у дел, использовались криминальным миром как пушечное мясо в криминальных войнах, запомнившихся в фольклоре 1990-х как «братва», «быки», «гопники» в спортивных костюмах.

Контркультуры

Основная статья: Контркультура

Старейшей является контркультура преступного мира. Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В России после 1990-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Ещё один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Не следует путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.

Мильё

Одним из видов субкультур можно считать мильё (фр. milieu – окружение, обстановка) – совокупность условий жизни человека и бытовая социальная среда определенной социальной группы или социального слоя. Социологи описывают мильё как группы людей, характеризующихся особыми признаками поведения, культуры, одежды и прочее. Образ жизни, ценности и поведенческие нормы в мильё складываются в процессе социализации человека.

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в XX веке. Пожалуй, самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и её потомки: готы и другие.

Конфликты

Между некоторыми видами субкультур существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы, трэшеры и поклонники гранжа.

> См. также

  • Неформалы
  • Список субкультур
  • Хронология субкультур

Литература

  • Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.
  • Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. — 2009. — № 26.
  • Субкультура // Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  • Дольник В. Р. «Непослушное дитя биосферы», глава 4-я, «Рок рока».
  • Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е. — Москва: Академический проект, 2001.
  • Левикова С. И. Молодёжная субкультура: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
  • Мацкевич И. М. д-р юрид. наук, проф. кафедры криминологии, психологии и уголовно — исполнительного права МГЮА. Криминальная субкультура // Журнал «Российское право в Интернете. — 2005. — № 1.
  • Омельченко Е. Молодёжные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
  • Свечников С. К. Методическое пособие «Молодёжь и рок-культура».. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007.
  • Тарасов А. Н. «Они нас изучают» // Сайт М. А. Пушкиной, 3-22 ноября 2002
  • «Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля»
  • «Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дмитрий Громов. Любера: как становились пацанами
  • «Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Джо Терни. Взгляд сквозь камеру слежения: антисоциальный трикотаж и «эти жуткие типы в капюшонах»
  • «Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Энн Пирсон-Смит. «Готы», «Лолиты», «дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии
  • Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодёжных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?
  • Щепанская Т. Б. Символика молодёжной субкультуры.

Понятие и характерные черты субкультуры

Научное осмысление субкультур и контркультур в современной культурологии началось в 60-х годах XX в. До этого проблемы субкультур исследовались, как правило, в рамках концепции, социализации, соответствующими научными отраслями — социологией, социальной психологией и культур антропологией (в бывшем СССР — этнографией). Учитывая то, что культура — это концентрированный и упорядоченный опыт деятельности конкретно-исторической, социальной, этнической общности людей в ограниченном временем и местом пространстве, объединенных общими интересами, потребностями, ценностями, нормами и стереотипами, было введено понятие «субкультура».
Каждое общество имеет определенную совокупность культурных образцов, которые принимаются и осознаются всеми его членами. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой (или всеобщей), которая функционирует на общественном уровне. Субъектом культуры на этом уровне выступает общество, как выразитель четко определенных культурных ценностей. Вместе с тем общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не воспринимаются всеми членами этого общества. Эти культурные комплексы отражают групповой уровень функционирования культуры, а лицо, носитель специфических представлений своего «личного» культурного опыта, — личностный уровень.
Каждая из групп людей развивает свои средства поведения, которые отличают ее от всего остального общества, создает собственную культуру. Некоторые социальные институты стремятся внедрить поведенческие образцы и ценности, которые отличаются от подобных образцов и ценностей других институтов. Такие выражения, как «культура производства», «культура обучения», «культура управления», «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке» и т.д., отражают картину культурных особенностей и образцов различных типов социальной жизни.
Как правило, субкультуры функционируют именно на групповом уровне. В любом социуме существуют социальные группы (коллективы), имеющие ориентацию на культурные ценности, нормы и традиции, отличающиеся от общепринятых норм и традиций подавляющего большинства населения. Поэтому культурные образцы, которые тесно связаны с общей доминирующей культурой и вместе, с тем, отличаются от нее своими специфическими чертами, называются субкультурами.
Понятие «субкультура» не тождественно понятию «социальная группа», а отражает лишь частное проявление последнего. Социальная группа определяется фундаментальными признаками социального размежевания — отношением к собственности, власти, местом в системе общественного разделения труда и т.д. Члены социальной группы не всегда обязательно связаны прямыми контактами, однако им присущи такие аспекты жизнедеятельности, как уклад, уровень, качество жизни, т.е. то, что сейчас все чаще называют «стилем жизни».
Субкультуры существовали с незапамятных времен, однако в патриархальные эпохи они отличались лишь так называемым «нормативным образцом» той или иной социальной группы. «Патриархально-крестьянское» образец, как личностный тип субкультуры, исторически сложившийся первым. Так, Гесиод (8-7 века до н.э.) в дидактической поэме «Труды и дни» добропорядочность этого типа связывал с собственными усилиями; законами, установленными богами; упорядоченностью, мерность, традиционностью жизненного уклада; совершенствованием мастерства в трудовой деятельности; стремлением к материальному достатку, обогащению не за счет насилия и грабежа, а хозяйственной самодостаточности. Жизненными установками такого типа являются: социальная осторожность, стремление к безопасности от сомнительного случае, подрывающие устоявшийся уклад и благополучия; добропорядочное отношение к соседу, в отличие от соперничества аристократов; прагматическая осмотрительность, а иногда и хитрость — он и хозяин в собственной семье или общине, и подвергнут «в мире». Такой нормативно-культурный тип может довольно живо трансформироваться как в тирана, деспота, так и в раба, хитрого холопа.
Вследствие урбанизации и становления новых капиталистических отношений возник «нормативный образец» личности буржуа. Он по-своему оценивает и понимает роль богатства: главная добродетель для него — деньги, которые обеспечивают его личную независимость и завоеванную демократическим путем свободу. Он признает высокую ценность труда-трудолюбие, деловитость, предприимчивость, что вместе с честностью и верностью позволяет достичь делового успеха. Он опирается на собственные силы, руководствуется принципом «человек делает себя сам, обязана себе самой, несет ответственность за себя, свои решения и поступки. Буржуазная этика поощряет скромность, бережливость, методический и холодный расчет. В то же время ценятся такие качества, как расходы на «добрые дела» — как на собственные и семейные нужды, так и на благотворительность и меценатство.
Нормативный вроде «благородного мужа» (аристократа) предусматривал соответствующую аристократическую этику. В древние времена — это древнеримский воин, скандинавский викинг, китайский мандарин, японский самурай; в средние века — европейский рыцарь, славянский дружинник или князь; английский джентльмен Нового времени. К характерным чертам такого «нормативного образца» можно отнести личное благородство, диктуемая родовым происхождением (наследование или дарение дворянского титула, посвящение в рыцарства), кодекс чести, слава, образованность, манерность и привычки (например, знание и употребление иностранных языков в общении) ; соперничество, воинственный характер пополнения собственности; пренебрежение физической, производительным трудом; расточительное отношение к собственности и т.д.
В каждую эпоху, кроме нормативных типов, существовали и ненормативные образцы субкультур: как субкультурные образования существовали культуры гладиаторов, риторов — в Древнем Риме, смеховая карнавальная культура Средневековья, мещанская культура изысканной эпохи Просвещения, бытовая городская культура второй половины XIX — начала XX в.
В основе современного нормативного образца личности лежит приоритет общечеловеческих ценностей культуры, которые имеют гуманистическое содержание: высвобождена труд и материальный достаток, обеспечивающий современный уровень комфорта, доступность образования и духовного развития личности, качество здоровья и его надежная охрана, личная безопасность и уважение достоинства лица, гарантированное благополучие в старости. Весомой ценностью остается институт семьи и воспитания ребенка.
Среди основных факторов, влияющих на формирование субкультур, современная культурология выделяет социальное положение, этническое происхождение (национальность), религию, место жительства, уровень образования, профессиональный статус, половые, возрастные различия и т.д. Любое сообщество — посей определенной субкультуры. Субъект в сообществе всегда формируется как противоречивое единство общества и личности, иерархии сообществ. Традиции, обычаи того или иного человеческого сообщества, образцы, нормы, верования, средства и цель собственной деятельности являются важными характеристиками культуры человека, непосредственным содержанием ее сознания и поведения. В этом смысле деятельность человека всегда культурно обусловлена ??и имеет определенный культурный смысл.
Методологическое значение категории «субкультура» заключается в том, что дает возможность не только представить общий вид культуры того или иного общества, но и увидеть довольно пеструю мозаику субкультур, которые по-разному взаимодействуют.
Во-первых, субкультура подчеркивает внутреннюю дифференцированность культуры. Именно в этой категории отражается и необходимость и потребность в культурном разграничении и самоопределении людей как членов вероятно очерченных социальных групп, каждая из которых имеет специфические признаки. Исследование динамики развития таких социальных групп, их устойчивости в определенном времени позволяет выстроить типологию субкультур. Кроме того, по этой категории можно отличить социально принятые формы культурной дифференциации (профессиональные, молодежные, научные, творческие, религиозные субкультуры, субкультуры национальных меньшинств) от антисоциальных субкультур (террористических группировок, преступных групп и т.д.).
Каждая субкультура — это продукт исторического развития общества. Поэтому важно исследовать дифференциации его групп не только по определенным признакам, но и за их устойчивостью во времени. По формам организации субкультуры неодинаковы: они могут быть формальными (действовать согласно уставу, правовых норм), например, политические партии, профессиональные объединения и т.п.; полуформальном-общественные социокультурные или социально-политические движения.
В последние десятилетия ученые отделили и неформальные субкультуры — они касаются главным творческих, самодеятельных и других кружков. При таком анализе субкультур внимание исследователей акцентируется больше на непосредственных связях между теми, кто их составляет, на их объединенности общими интересами, чем на выполнении ими социально значимых функций. В частности, различают внутригрупповые, межгрупповые и общесоциальные последствия деятельности субкультур. Да, культура диссидентского движения вполне удовлетворяла своих представителей, господствующая официальная культура считала ее чрезвычайно опасной для советского общества.
Существующие субкультуры оцениваются не только собственными представителями, но и представителями других групп. От того, какие оценки будут преобладать (положительные, отрицательные, нейтральные), зависит судьба субкультуры, ее устойчивость, напряжения связей в ней, возможности развития и т.п. Поэтому существующие в обществе субкультуры неравнозначны: одни пользуются большей, другие — меньшим уважением; одни ощутимо, другие менее заметно влияют на культурный прогресс общества в целом.
Ученые все больше склонны к тому мнению, что развитие культуры любого общества в современных условиях напрямую зависит от количества и состояния существующих в нем субкультур. Анализ динамики культуры становится эффективным благодаря выявлению норм поведения, устанавливаемых в обществе между его членами как представителями определенных групп (возрастных, профессиональных, по интересам и т.д.), а также специфики стиля их жизни и ценностей, которые они исповедуют. Выяснение экономических, социальных, демографических предпосылок развития каждой субкультуры, изучение факторов, обусловливающих их специфику, позволяют типологизировать субкультуры. Это, в свою очередь, позволяет определить особенности социально-группового состава каждой субкультуры, ее мировоззренческие и идейные основы, границы влияния на человека, общество и его культуру в целом, социальное значение и степень привлекательности для всех участников культурного процесса, помогает установить ее рейтинг и спрогнозировать возможные изменения (развитие, угасание, устойчивое воспроизводство, трансформацию) и социокультурные последствия этих изменений и т.п.
Таким образом, субкультура является производным понятием от общего понятия «культура» и означает культурную общность с некоторыми особыми чертами и признаками, выделенными по той или иной культуры. Каждая культура является целостным образованием, состоящим из множественности субкультур. Однако последние не являются механическими частями культуры. В реальной жизни они перекрещиваются, сливаются, немного разграничиваются или же очень отличаются по некоторым параметрам до противостояния основном массива культуры, превращаясь в его альтернативу.
Существуют базовые и периферийные субкультуры в базовых формируются устойчивые образования, которые сохраняют систему ценностей данной культуры, ее традиции, исторические достижения.
Базовые структуры имеют сложную структуру и не обязательно монолитную. Эта структура имеет возможность противостоять субкультурам как в собственных пределах общекультурного ядра, так в основном и в определенной степени традиционности и инновационности. Нарушение этой меры вызывает драматические конфликты.
Периферийные субкультуры культивируют черты, которые менее развиты или совсем неразвитые в центральных субкультурах, и они могут поддерживаться центром или не находить такой поддержки. Уровень усвоения субкультурной разнообразия обусловлено интегративными возможностями культуры.
Субкультуры, удаленные от центра, несут в себе разный смысл. Одни из них выполняют функции «накопителей» ранее открытого, исторически устоявшегося. Эти субкультуры — архаичные модели, сохранили и реставрировали те культурные достояния, для общества в целом связываются с патриархальностью и даже с анахронизмом. Другие инновационные субкультуры олицетворяют в себе новое, культивируют нетрадиционное, проявляют себя как «лаборатории будущего», как «экспериментальные» структуры культурного развития.
За последние 25-30 лет именно инновационные субкультуры привлекли внимание ученых и стали объектами культурологических исследований. Согласно их изучения было сделано принципиальные выводы.
Во-первых, инновационные субкультуры не всегда признаются нужными, не всегда несут в себе прогрессивное начало, а иногда и не приживаются в общем массиве культуры. Если инновация враждебная общекультурном «ядру» или «размывает» ценности базовой субкультуры конкретного общества, скорее всего она будет незамеченной или же энергично отрицаться или же подвергаться решительным изменениям под влиянием общекультурного окружения.
Во-вторых, для внедрения и распространения соответствующей инновации необходима мощная социальная поддержка, именно этим объясняется невозможность принятия далеких от центра инноваций: чем больше людей должны его принять и трансформироваться в своем мышлении и деятельности, тем сложнее это сделать.
В-третьих, способность к существенным изменениям в культурном развитии общества предопределяется состоянием центральных субкультур. Периоды, когда по каким причинам они находятся в состоянии кризиса или стагнации, а в обществе достаточно реформаторских сил для осуществления культурных сдвигов, является благоприятными для внедрения и распространения инновационных субкультур. Как правило, в такие периоды культура обладает значительным числом инновационных субкультур, активным становится и социальный запрос для введения таких инноваций. Когда центральные субкультуры находятся в стойкой фазе, и культура изменениям не подвергается, внедрение и распространение инновационных субкультур происходит в неблагоприятных для этого условиях.
Субкультура призвана удерживать социокультурные признаки в определенной изоляции от «других» культурных слоев. Большинство субкультур преимущественно функционирует именно по такому принципу, пытаясь отделиться от «официальной» культуры, сохраняя собственные ценности нетронутыми и не превращая их в «официоз».
Однако естественную динамику субкультур корректируют их отношения с социальными институтами. Эти институты, особенно те, которые наделены властью (например государство), поддерживают необходимые для своего функционирования культурные силы, стремятся усилить одни субкультурные образования и подавить или даже устранить другие. Хотя субкультуры не возникают в рамках социальных институтов, представители некоторых из них могут проявлять стремление к институциализации своей субкультуры. В таких случаях локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некоторую уни ¬ сальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, провозглашая новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультуре, а об их трансформацию в контркультуру.

Субъект субкультур. Характерные черты субкультуры

3.1 Субъект субкультур

Субъект субкультур — локальные человеческие группы, каждая из которых определенным образом отделена от общества в целом. Субкультуры представляют собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальные человеческие группы, занимающие в обществе специфическое положение, пытаются усвоить и переосмыслить доминирующею систему ценностей и значений и в ряде случаев противостоять ей.

Субкультуры дают входящим им людям доступные для них средства самопознания и самоутверждения. При этом особым образом осмысливается и мир в целом.

Субкультуры представляют человеку некоторый набор символов позволяющих ему придать смысл своему особому социальному положению. Поэтому субкультуры возникли за долго до появления «массовой культуры». В условиях «массового общества» многообразие субкультур становится отличительной чертой субкультуры в целом, а значение субкультур в жизни общества неизмеримо возрастает.

3.2 Характерные черты субкультуры

Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и определённой степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.

Субкультура — это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом её содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а так же при определённой самостоятельности и даже автономности.

Характерными чертами субкультуры являются:

«стиль», предполагающий создание и поддерживание определённого образа (костюм, причёска и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить данную субкультуру от остальных субкультур и культуры в целом;

манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);

жаргон.

субкультура контркультура корпоративный этнический

Виды субкультур

Субкультуры бывают различных видов. Одни определяются особенностями исторического развития, другие — способами и формами культурной идентификации конкретных людей.

Остановимся на основном спектре современных субкультурных вариаций.

4.1 Этнические субкультуры

Для иллюстрации обратимся к двум современным российским мегаполисам — Москве и Санкт-Петербургу. Здесь живут и трудятся огромное множество людей, причем наряду с русскими «по крови и паспорту», составляющими большинство, по Тверскому бульвару и Невскому проспекту ходят и представители других национальностей, не в меньшей степени, считающие себя коренными москвичами и питерцами. Сегодня едва ли возможно перечислить все этнические группы, которые избрали местом своего постоянного жительства Москву или Санкт-Петербург. Очевидно, что жизнь русской части населения этих городов отличается от жизни москвичей и питерцев-ассирийцев, цыган и пр. Одни этнические сообщества активно объединяются, создают землячества, имеют отчетливо выражаемые отличительные признаки, другие же, напротив, предпочитают не акцентировать внимание на своей инородности. Многие живут крайне обособленно. Ассирийцы, составляющие одну из древнейших этнических групп, известных в истории с библейских времен, несмотря на малочисленность, очень ревностно относятся к своим традициям: не утрачивают языка, постоянно встречаются друг с другом, вместе отмечают свои праздники, практически не ассимилируются. Между тем отличить ассирийца от неассирийца на улице практически невозможно. Чего не скажешь о другом народе — цыганах: они всегда заметны в толпе. Степень «закрытости» у цыган гораздо меньшая, чем у современных ассирийцев. Этнически субкультуры больших городов и соприкасаются, и не соприкасаются между собой. В нынешних условиях они, как правило, не мешают друг другу развиваться по собственным законам, хотя в каждом отдельном субкультурном комплексе практикуются различные кодексы морально-нравственных императивов.

4.2 Корпоративные субкультуры

Различные социальные группы различаются не только характером работы в общей системе разделения труда, но и «стилями жизни». Жизнь ученого отлична от жизни журналиста, бизнесмена — от шоумена, продавца — от официанта, дворника — от шофера и т.д. Манера одеваться, привычка проводить свободное время, набор поведенческих регламентов, мысли и чувства, материальные и экзистенциальные ценности, даже выбор места жительства подчас в большой мере зависят от того, к какой социальной прослойке принадлежит человек. Корпоративный принцип лежит в основании многих субкультурных образований, которые редко вступают в конфронтацию друг с другом, предпочитая мирно сосуществовать, не нарушая покоя.

4.3 Религиозные субкультуры

Ярко выраженным примером субкультуры в современном мире могут считаться религиозные секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе их стоят, как правило, харизматические личности. Строжайшая дисциплина, единомыслие, нетерпимость к другим культурным традициям, асоциальная направленность требований — все это доставляет массу хлопот власти. Очень часто секты вступают в открытую конфронтацию с доминирующей культурой. К таким субкультурам применяются строгие законодательные меры, которые, тем не менее, не дают желаемого результата. Не все субкультурные образования, выстраивающиеся по религиозному принципу, агрессивны. Многие мирно соседствуют с другими. В российских городах, где большинство исповедует православное христианство, такие субкультуры часто представлены приверженцами других Религиозных доктрин. Мусульмане, например, отмечают свои праздники, читают Коран на арабском, совершают паломничество к Каабе и пр., считаясь при этом россиянами и идентифицируясь с российской культурной традицией.

4.4 Возрастные субкультуры

Различные возрастные категории так имеют отчетливую тенденцию образовывать субкультурные комплексы. Люди старшего поколения ведут себя иначе, чем молодёжь, что проявляется практически во всех сферах жизни. Деление на возрастные категории не остается неизменным на протяжении веков именно культурой определяется распределение людей по разным возрастным объединениям, каждому из которых вменяется свой круг прав и обязанностей, тем не менее, подобная различенность в значительной степени определяется характеристиками человека как биологического вида. Вполне закономерно, что люди, прожившие двадцать лет и шестьдесят, не могут ни чувствовать, ни мыслить, ни двигаться, ни желать одинаково. В сегодняшнем мире прослеживается очевидная «юниоризация» культуры, т.е. в иерархии ценностей приоритетное место занимает молодость, что не является нормой для всех типов культур. Это обусловливает пристальный интерес к молодежным субкультурам. Отчетливый спектр различных субкультурных феноменов, основанных на ярко выраженном желании молодых людей заявить о своей автономности, стал проявляться в европейской культуре примерно с 1960-х гг. В коммунах хиппи, панков, рокеров, скинеров, баба и пр. наглядно проявилось взаимодействие субкультур с ведущими тенденциями культурно-исторического развития эпохи. Сегодня представители данных субкультурных объединений имеют большое количество приверженцев и в нашей стране. Практически нет такого способа различения людей, который не мог бы при определенных условиях лечь в основу субкультурной автономности: пол, цвет глаз, «вкус» в самом широком смысле слова, этическая доктрина… Следует также помнить, что в зависимости от конкретно-исторических условий внутреннее деление культуры на субкультурные элементы происходит по-разному. Субкультуры, отчетливо прослеживаемые на протяжении долгого времени, могут трансформироваться в иные или вовсе исчезнуть. Само основание для распределения автономных субкультурных образований в значительной степени определяется магистральными, ведущими тенденциями культуры.

Введение

В моей работе рассказывается об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество. Я рассмотрел только некоторые из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление.

Основной задачей данного реферата является попытка раскрыть само понятие о молодежной субкультуре, ее историю возникновения, основные причины возникновения и дать краткое представление о каждом типе молодежных субкультур.

Что такое вообще субкультура? По одному из определений – «неформальное объединение людей на почве общих интересов». У нас участники субкультурных группировок – неформалы – до сих пор считаются ненормальными, идиотами, фриками. Люди слишком привыкли жить как все, не выделяться из толпы. Менталитет меняется, но медленно.

Субкультурная молодежь всегда дистанцировалась, отличалась от большинства. И любая субкультура, – какой бы она не была – всегда остается меньшинством. Но в этом меньшинстве ты находишь таких, как ты сам, – ведь выживать в одиночку, один против всех, может не каждый. Вместе всегда легче, особенно если ты выделяешься, не похож на общую массу.

Субкультуры — это не что-то замкнутое и застывшее. Они пересекаются между собой – например, рэперы с графитчиками, а панки со скейтерами. Они развиваются, видоизменяются. У каждой субкультуры есть пик, когда она в моде, когда в нее приходят толпы молодежи – часто не вникая в смысл, просто потому, что это «модно», потому что там друзья, знакомые, одноклассники. Проходят мода, и остаются только «true» — те, для кого важна не внешняя оболочка, а суть, идея. Таких всегда мало, а «позеров», случайных людей – большинство, но они-то и делают субкультуру массовой.

Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур – это и есть цель моей работы.

1. Понятие субкультуры

Что же такое субкультура? Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же, субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д.

Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

2. История возникновения субкультуры

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века.

Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Здесь рассматривалось ненормативное поведение молодежи. Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

После второй мировой войны термин «молодежная субкультура» вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодежная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но правы, оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о «конфликте поколений», а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.

3. Причины возникновения субкультуры

Почему возникают субкультуры?

Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить повое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Соотношения между «главной» культурой и «отклонениями» пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодежные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.

Я уверен, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Говоря по-научному, субкультура — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Убедимся в том, что субкультуры — это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. Для этого, разберем кратко каждую субкультуру.

4. Классификация субкультур

Виды субкультур

Общее описание

Подвиды

Описание подвидов

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки.

Альтернативщики

Поклонники альтернативного рока, ню-метала, рэпкора

Готы

Поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва

Металлисты

Поклонники хэви-метал и его разновидностей

Панки

Поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии

Растаманы

Поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари

Рокеры

Поклонники рок-музыки

Традиционные скинхеды

Любители ска и регги

Эмо

Поклонники эмо и пост-хардкора

Имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению

Стиляги

Милитари

Политические и мирровозре-нческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям

Анархо-панки

Антифа

RASH-скинхеды (редскины)

НС-скинхеды

Стрейт-Эйджеры

Хиппи

По хобби

Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби

Байкеры

Любители мотоциклов

Хулиганские

Выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним.

Руд-бои

Гопники

Любера

Ультрас

Высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов

Футбольные хулиганы

5.1 Музыкальные

Го́ты — представители готической музыкальной субкультуры (Гот-субкультуры) , зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост-панка. Отличительные черты: 1. Огромная любовь к стилям готик-рок и дэт-рок 2. Мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и атрибутика и т. д. ) 3. Посещение концертов и фестивалей, связанных с готик-роком и дэт-роком.

Ранние готы выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя «готский ирокез» был обычно черным и намного шире чем панковский (выбрит только по сторонам) . Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль мэйк-апа, с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины) . Волосы обычно были закручены и начесаны.

Первоначально у мужчин волосы были довольно короткие и начесанные, но ближе к концу 80-х длинные черные волосы стали более предпочитаемы, и теперь чаще можно увидеть длинные ниспадающие чем сбритые по сторонам и торчащие кверху. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась, так теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или раннего 19-го веков, другие носят винил, кожу и сетку. (Мятый бархат наверное станет еще одним фаворитом) . А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя красный или пурпурный еще появляются. Характерными материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа и сетка.

Металлисты – это одна из самых многочисленных субкультур в мире, даже в мусульманских странах находятся ее представители. В России же, они появились к концу 80-х, первый метал-фестиваль прошел в Москве в 1989 году. Стереотип о металлистах, как о немытых, волосатых, сквернословящих и агрессивных подростках, конечно, ложен, — это пример самых худших представителей субкультуры. В основном же, металлисты – это меломаны тяжелой музыки, любящие татуировки, шумные концерты и алкоголь, а вот наркотики у них принимать не принято. Конечно, за счет философии независимости и свободы, к металлистам примыкают подростки, но часто субкультура перерастает в образ жизни. На концертах за пределами России можно встретить пенсионеров-металлистов или целые семьи. Металлистыв возрасте – это чаще всего серьезные предприимчивые люди, бизнесмены или творческие личности. Металлистыпредпочитают ярко выраженный внешний вид – это грубая кожаная одежда, металлические цепи, браслеты, футболки с символикой любимых музыкальных групп, татуировки и пирсинг, изображения черепов и магической символики. Из-за такого стиля металлистовчасто путают с байкерами, готами или сатанистами, но только с байкерами металлистыимеют общие корни. Излюбленный жест металлистов «коза» имеет древнюю историю: в средневековье он был защитой от сглаза. А в обиход рокеров и металлистов он вошел на концерте Ронни Джеймса. Среди металлистовпопулярна различная фантастическая и мистическая литература , а также скандинавская и древняя мифология . Сообщество металлистовочень дружное, выпускает собственные книги и фильмы, например, «Путешествие металлиста», и только благодаря энтузиастам выживают музыкальные группы, а в магазинах выпускается миллионными тиражами атрибутика.

5.2 Имиджевыесубкультуры

Стиляги — советская молодёжная субкультура конца 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

«Милитари» — стилевое направление в одежде, характеризующееся использованием элементов военного снаряжения и одежды в одежде для повседневной носки: военных ботинок, камуфлированной одежды, жетонов, брелоков в форме пуль и т. д.

5.3 Политические и мировоззренческиесубкультуры

Анархо-панк — политически активное направление панк-субкультуры. Контркультура, направленная на уничтожение ценностей господствующей культуры, поддерживающая идеологию анархизма. Панк – это протест обыденности жизни, он зарождался как протест против лживых политиков, которые врали и грабили, посылали на никому ненужные войны. Протестполицейским, которые не давали проводить концерты, притесняли и избивали тех, кто им подвластен. Протест фашистам, которые пытались уничтожить всех кто «другой».Протест возник в музыке и продолжился как жизнь. Анархо — более радикальны, у них есть идея. Есть альтернатива, к чему они стремятся и чего они пытаются добиться. Теперь протест выливается за рамки культуры. Они проводят акции, создают свои журналы, свои концерты, помогают людям, ведут агитацию.

Скинхеды. Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60‑х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода – модами, а так же с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени – регги и, в меньшей степени, ска. В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

— традиционные скинхеды — возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов — преданность субкультуре, память о корнях, антирасизм и аполитичность. Считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска, регги и современной музыкой Oi!

— S.H.A.R.P. — «Скинхеды против расовых предрассудков» . Появились в Америке 1980-х как противоположность НС-скинхедам, но остались аполитичными. «Отряды мщения, справедливости и братства» . В среде неонацистов часто приравниваются к R.A.S.H., очевидно из-за похожести аббревиатур.

— R.A.S.H. — «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение.

— НС-скинхеды — придерживаются национал-социалистической идеологии, крайние националисты и/или расисты, ратуют за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (чаще всего под белой расой подразумевается то, что нацисты называли арийской расой) . Значительная часть большинства неонацистских движений. Кроме частичного повторения внешнего вида, не имеют ничего общего с традиционными скинхедами. Противники НС-скинхедов называют их «бонхедами» для того, чтобы не путать со скинхедами.

Хиппи – это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Хиппи выражали протест против политических и социальных общепринятых норм, избрав для себя идеологию ненасилия, свободную от доктрин, ратующую за мир, любовь и свободу личности. Ненасилие было одной из основных ценностей хиппи. Они не признавали рамок, установленных обществом, для свободного человека считая их одним из главных проявлений давления. Ввиду практикуемой ими философии, многие хиппи становились убежденными вегетарианцами. Они подолгу медитировали, движимые либо личными побуждениями, либо принятым внутрь ЛСД или марихуаной. Одевались хиппи в свободную одежду ярких цветов. Их руки украшали многочисленные браслеты, называемые на сленге «фенечками». Иногда хиппи называют «детьми цветов». Действительно, иногда они вплетали цветы в волосы, либо же дарили их случайным прохожим или вставляли в дула огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной». Цветы хиппи также изображали на автобусах, на которых повсеместно путешествовали. В их грузовиках или микроавтобусах были устроены целые дома, которые свободно переезжали из города в город.

5.4 Субкультуры по хобби

Байкеры — любители и поклонники мотоциклов, но отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. В основе их идеологии лежат три символа: дорога, скорость и свобода. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Дух братства, свободы и правды, лежащий в основе философии истинного байкера, пытается противостоять искушениям и соблазнам общества потребительства и лицемерия. Мотоцикл всегда для байкера на первом месте. Затем все остальное, включая любовь и семью.

Кругозор члена байк-клуба включает знания технических тонкостей обслуживания любимого железного коня, а также истории движения и клуба, правил поведения. Многие мотоклубы имеют президента, вице-президента, сержанта по оружию, казначея, секретаря, исполняющих возложенные на них обязательства. Каждый байкер – активный участник мотоциклетной жизни, деятельность которого направлена на пользу сообществу.

Стиль байкеров: кожаная куртка-косуха, джинсовая или кожаная жилетка с символикой мотоклуба, кожаные штаны. Банданы, черные вязаные шапочки, защищающие от ветра, мотоочки, длинные волосы, борода и усы. Шлемы в виде стилизованных немецких касок времен Второй мировой. Символика: череп, число 13, железный крест и флаг конфедерации.

Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США откуда проникло в Европу и Россию. Несмотря на то, что СССР был вторым по количеству производимых мотоциклов после Японии, байкеры появились только на излете советской эпохи. В Америке к тому времени байкеры из «беспечных ездоков» превратились в крупные банды и промышляли всеми возможными видами криминала, но в основном крышевали нелегальный бизнес, торговлю наркотиками и охраняли концерты.

У советских байкеров, которых называли тогда рокерами, был свой собственный кайф. С 1984 года молодые бунтари, в большинстве своем одетые в кирзовые сапоги и телогрейки, встречались в Луже, после чего грохочущая стая из 50-200 мотоциклов марки «Ява» носилась по ночным улицам Москвы, будя и пугая несчастных обывателей. К концу 80-х часть мотоциклистов пересела на тяжелые ретробайки и «Харлеи», и именно они первыми стали называть себя байкерами.

5.5. Хулиганские субкультуры

Гопник (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне — «оборванец», «грабитель», преимущественно уличный) — мошенник, налётчик, погромщик, хулиган, опустившийся человек, бродяга. Примерно с 1970—1980-х годов гопниками называют примитивных, интеллектуально неразвитых, малообразованных молодых людей. Стиль одежды. Спортивный костюм. Реже — классические чёрные брюки, часто чуть большего размера, чем необходимо. Короткая куртка из кожи, кожзаменителя или ткани, либо жилетка из тех же материалов поверх спортивного костюма. Часто воротник поставлен «стойкой», также часто заправлена в штаны. На голове у гопника располагается кепка «таблетка», кепка-«восьмиклинка» или бейсболка. На ногах у гопников обычно надеты туфли с длинным или тупым носом (т. н. «гробы»), или дешёвые кроссовки. Типичная стрижка — налысо либо очень короткая, иногда с челкой.

Люберы — молодёжное движение (субкультура), существовавшее в 80-х годах XX века, в основном — в Москве и городах ближнего Подмосковья. Название движения произошло от города Люберцы под Москвой, где оно и зародилось. Любера выступали резко против всевозможных субкультур «западного» образца (хиппи, панков, металлистов и т. п.), пропагандируя социалистические ценности и культуризм. Одежда: в «Характерную униформу» люберов входили широкие клетчатые штаны, кожаные (чаще из кожзаменителя) куртки, белые рубашки и узкие черные галстуки. В качестве головного убора иногда добавлялись кепки. Отличительные черты: Культуризм, демонстративный консерватизм, выражавшийся в поддержке социалистического строя (одним из их лозунгов был «Социализм любой ценой!»), антифашизм , резкое неприятие западных субкультур, в основном — хиппи, панков, металлистов, и других представителей молодёжных субкультур, по их мнению, засорявших и разлагавших советское общество.

Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Заключение

Таким образом, анализируя состояние современной молодежной субкультуры, можно сделать вывод о том, что причины ее возникновения в основном связываются с кризисом социализации в «обществе потребления», с кризисом воспроизводства социальных качеств человека и способности культуры к воспроизводству себя как исторически определенной целостности, с кризисом ценностного сознания, а также неспособности современной техногенной цивилизации и массовой культуры удовлетворять все потребности подрастающего и постоянно эволюционирующего поколения. Основной целью является попытка преодолеть навязывание современной технократической культуры, поставившей человеческую личность и «среду обитания» на грань кризиса.

Современная стадия развития молодежной субкультуры позволяет отнестись к ней не только как к альтернативе «официальной» культуры общества индустриального типа, но и как к одному из приемлемых путей выхода из информационного тупика и познания себя через познание других. Мировоззрение, ценностно-ориентационные и морально-нравственные составляющие должны лечь в основу становления молодежной субкультуры и моделирования культурно — досуговых программ подрастающего поколения.

Использованная литература

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *