Стоики

Стоики

Стоицизм: Описание и зарождение

Приблизительной датой основания стоицизма считают IV век до н. э. Именно в то время в Портике Стоа Пойкиле произошло первое выступление Зенона Китийского, исполнявшего роль учителя, который рассказывал всем желающим о своих размышлениях и открытиях в сфере философии. Таким образом, он стал основателем нового течения, которое со временем быстро обросло другими стереотипами и догмами.

Если рассматривать в целом, то в философии стоицизм – это непоколебимость, мужественность, стойкость и твердость ко всем испытаниям в жизни. Можно уверенно говорить, что образ настоящего стоика, каким он должен был выглядеть в представлении античных философов, плотно укоренился в подсознании европейского общества. Этот термин всегда определяет человека несентиментального, выносливого, тех людей, которые испытывают чувство долга перед окружающими и самим собой. Также необходимо заметить, что стоицизм – это отвержение каких-либо эмоций, поскольку именно эмоции мешают человеку принимать правильные решения и здраво мыслить.

Периоды стоицизма

В данном вопросе научные мнения расходятся. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют нулевой период. Существует мнение, что мудрецы в Стоа Пойкиле, имевшие на жизнь именно стоические взгляды, собирались еще за несколько веков до рождения основателя данной школы, но, увы, их имена были утеряны.

  1. Первый период – Древняя Стоя. Продолжался с IV по II век до н. э. Его основным действующим лицом, естественно, был основатель стоик философ – Зенон Китийский. Вместе с ним выступали Хрисипп и Клеанф из Сол. Данный этап стоицизма считается исключительно греческим, поскольку за пределы этого государства учения пока никуда не выходили. После смерти основателей его делом начали заниматься ученики, среди которых можно отметить Антипатра, Кратета Малльского, Диогена Вавилонского и т. д.
  2. Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Просуществовал со II по I век до н. э. Основными действующими лицами этого времени являлись Панетий Родосский и Посидоний. Именно они начали перевозить в Рим свои учения и знания. Развивать течение продолжали их ученики – Афинодор, Диодот, Дардан и т. д.
  3. Поздняя Стоя. Продолжалась с I по II век н. э. Данное время также называют Римский стоицизм, поскольку именно в этой стране уже продолжалось развитие этой школы. Основными представителями третьего периода являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

На чем основана философия стоицизма?

Чтобы понимать, как в то время мудрецы излагали мысли, что они конкретно вкладывали в головы людей, нужно понять, что же именно представляло собой учение этой школы. Теория стоицизма, «запатентованной» Зеноном, разделялась на три части.

  1. Логика.
  2. Физика.
  3. Этика.

Именно такая периодичность.

Логика

У стоиков логика заключалась в сугубо теоретических предположениях, каждое из них должно было быть верным. Причем нужно сразу отметить, что их было невозможно сопоставить, поскольку каждое последующее предположение противоречит правильности предыдущего.

Пройти данный этап учения нужно по причине того, что, как говорил Хрисипп, это изменяет материальное состояние души. Итак, рассмотрим кратко несколько логических выводов стоицизма:

  • Если есть А, то есть и В. А существует, соответственно, существует и В.
  • Вместе А и В не существуют. А, соответственно, мы имеем, что В не может существовать.
  • Есть или А, или В. Причем В отсутствует. Соответственно, существует А.

Физика

Чтобы понимать данный раздел, необходимо вспомнить, что в философии стоицизм является сугубо материальной вещью. Все его учения основываются именно на материи, отвергающие и эмоции, и чувства, и другие проявления чего-то неосязаемого и необъяснимого. То есть, стоики это были люди, мир которым виделся как живой организм, являющийся материальной частицей материальным Создателем, создавшего это все. Именно такими представлены и непосредственно люди, у которых судьба предопределена Богом – в этом контексте она называется «роком». Так как любое возражение против замысла Создателя наказуемо и бессмысленно.

Стоики считают, что на этапе осуществления своего долга люди встречают страсть, становящейся основной их «занозой». Избавляясь от страстей, человек становится сильным и готовым к сражениям. При этом сила – это тонкая материя, посланная Всевышним.

Этика

Стоики в аспекте этики сравнимы с космополитами. Стоики считали, что любой человек – это гражданин вселенной, и любой человек равен перед Богом. То есть женщины и мужчины, греки и варвары, рабы и хозяева находятся на одной планке. Стоицизм в античной философии учит всех людей быть добрыми, заставляет совершенствоваться и саморазвиваться, направляет на путь истинный. Причем какие-либо отступления от правил, совершение грехов или предание страстям являются низшим поступком. Если говорить вкратце, то смысл этики стоицизма состоит в том, что любой человек является одним из многих элементов общего замысла. И тех людей, которые с этим согласны, судьба за собой ведет, а те, кто свое назначение опровергает, судьба тащит.

Обобщим информацию

Теперь, когда мы разобрали все части, из которых состоит стоицизм, вкратце его охарактеризуем. Жить надо не причиняя вреда самому себе и окружающим, в согласии с природой. Необходимо плыть по течению, подчиняться своему року, поскольку на все существует своя причина. Причем нужно оставаться мужественным, сильным и беспристрастным. Человек обязан быть постоянно готов победить любое препятствие, чтобы быть лучшим и полезным для вселенной и для Господа.

Также характеристика стоицизма заключается в его аффектах, которых насчитывается четыре:

  • Удовольствие.
  • Отвращение.
  • Вожделение.
  • Страх.

Не допустить их сможет помочь только «орто логос» – правильное мышление.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения. Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти. То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Соединение с христианством

На начальных этапах существования христианство находило своих приверженцев совершенно не в каждом уголке нашей планеты. Продолжительное время люди не могли отказаться от традиций своих предков, от древних верований. Нередко они объединялись с христианством (дуализм), эта же тенденция была и в Риме. С самого первого столетия нашей эры в стране в больших масштабах распространяется стоицизм. На единстве с природой и апатии жители Рама были просто помешаны, но довольно быстро их взгляды начинают изменяться под воздействием новой религии. Продолжительное время римляне не признавали христианства. Шло время, и основы данных теологических учений начали друг друга дополнять.

Нужно отметить, что христианство в то время являлось самой молодой религией, которой был необходим некоторый базис, и это обеспечил стоицизм. Сегодня можно четко проследить данную взаимосвязь. Так как в обоих учениях нам говорится о том, что нельзя предаваться страху, злу, порокам, нельзя быть пристрастным. И стоицизм, и христианство – это учения о силе, о знаниях, о доброте, а также о том, что неисповедимы пути Господни, и любой из нас обязан быть покорным Высшему Создателю.

Стоицизм сегодня

В современном мире встретить типичного стоика почти невозможно. Античные догмы учения изучают или ученные, вплотную этим занимающиеся, или теологи, причем в основном приверженцы восточных религий (у них больше общего с учениями стоицизма). Любой из нас в определенной мере сможет почерпнуть некоторые знания из Библии. Ради справедливости нужно заметить, что основное количество заповедей основаны на римской теологии.

Но в некоторых случаях современных людей все же называют стоиками. Это случается в случае, когда человек становится фаталистом, полностью сдается, утрачивает всякую веру в свои возможности и самого себя. Эти люди – типичные апаты, как должное принимающие всякий жизненный поворот, любую находку или потерю. Если случается что-то ужасное, то они толком не огорчаются и не радуются жизни.

В философии стоицизм – это огромная наука, существующая множество столетий и давшая начало множествам учениям и знаниям, которые появились в Средние века. Стоики были убеждены, что Вселенная материальна, и любая ее частичка, любой элемент имеет свое предназначение и судьбу. Поэтому ни в коем разе нельзя противиться происходящим событиям. Все, что происходит, имеет свои причины, и люди, которые живут в гармонии с природой, будут достойной частью Вселенной. Те же, кто всему этому противится, будут несчастны. Так как судьба их, так или иначе, предначертана, и от нее никуда не деться.

Философия стоиков

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» — название портика в Афинах, где она была основана). Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицеро­на, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков — главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктет.

Основателем данной философской школы считается Зенон из Китиона (не путать с Зеноном Элейским, автором так называемых «апорий» — парадоксов).

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

• ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;

• средняя стоя (II — I вв. до н. э.) — Панеттий, Посидоний;

• поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н. э.) — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие — вот их этический идеал.

Однако: «По кончине родителей надо погребать их как можно проще, как если бы их тело ничего не значило для нас, подобно ногтям или волосам, и как если бы мы не были обязаны ему подобным вниманием и заботливостью. Поэтому если мясо родителей годно для пищи, то пусть воспользуются им, как следует пользоваться и собственными членами, например, отрубленной ногой и тому подобным. Если же это мясо не годно для употребления, то пусть спрячут его, вырыв могилу, или по сожжении развеют его прах, или же выбросят подальше, не обратив на него никакого внимания, как на ногти или волосы» (Хрисипп). Список подобных цитат можно продолжить, и речь в них идет об оправданности самоубийства, допустимости в определенных ситуациях лжи, убийства, каннибализма, инцеста и т.д.

В основе стоического миропонимания, и всей стоической этики в качестве его концептуального осмысления, лежит фундаментальный опыт конечности и зависимости человеческого существования; опыт, который заключается в ясном осознании трагического положения человека, подчиненного судьбе. Его рождение и смерть; внутренние законы его собственного естества; рисунок жизни; все то, к чему он стремится или пытается избегать, – все зависит от внешних причин и не находится целиком в его власти.

Однако другим, не менее значимым, опытом стоицизма является осознание человеческой свободы. Единственное, что полностью находится в нашей власти – разум и способность поступать согласно разуму; согласие расценивать нечто в качестве блага или зла и намерение поступать согласно этому. Сама природа даровала человеку возможность быть счастливым, невзирая на все превратности судьбы.

Философия стоиков подразделяется на три основные ча­сти: физику (философию природы), логику и этику (фи­лософию духа).

Физика стоиков составлена главным об­разом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой ориги­нальностью.

В логике стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания — разуме, истине, ее источ­никах, а также о собственно логических вопросах.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

• высокий эстетизм в мыслях и поступках;

• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека(5 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

• проповедовал идеи добродетели;

• призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

• приветствовал покой и созерцание;

• был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

• верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

• преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;

• считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

• видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение «К самому себе».

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

• глубокое личное уважительное отношение к Богу;

• признание высшим мировым началом Бога;

• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

• объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

• видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;

• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

• разделение души и разума;

• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

• предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.

Стоицизм — это философия для строгих людей. Смысл, однако, не в том, чтобы быть суровым, а в том, чтобы принимать жизнь такой, какой она может быть: неприятной или радостной. Неприятности происходят, и мы не должны пытаться их избежать.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните происхождение слова «стоик».

2. Какова основная идея стоической философии? Что такое фатализм?

3. Чем положительно фаталистическое воззрение на мир?

4. В чем заключается стоическое счастье?

В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. История философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений — материализма и идеализма. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.

Лекция пятая. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средневековая философия, оторвавшись от одной мифологии – языческой, попала в плен другой мифологии – христианской, став «служанкой богословия», но сохранила за собой характер целостного, всеохватывающего мир миро-воззрения. Хроноло­гические рамки средневековой философии определяются, естественно, вре­менной протяженностью самой эпохи Средневековья. Начало Средневековья от­носят к окончательному падению Ри­ма и гибели последнего римского императора, малолет­него Ромула Августула в 476 г. Стандартная периодиза­ция — V—XV вв., тысяча лет существования средневеко­вой культуры.

Когда и с чего начина­ется Средневековье? — эта эпоха начинается тогда, когда корпус текстов Ветхого и Ново­го Завета обретает статус единственно безусловного текста.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости эта идея была совершенно новой.

На протяжении Средних веков в Европе и на Ближнем Востоке велась философская борьба. На одной стороне был авторитет церкви, которая считала, что религиозные догмы должны приниматься только на веру. С другой стороны стояли религиозные философы, которые стремились объединить религиозные идеи с философскими, взятыми из учений греческих классиков Платона и Аристотеля.

Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дальний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности — в силу врожденности человека в истину.

Причащенный разум — это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении «философия — служанка богословия». Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

В истории средневековой философии выделяют различные периоды: патристику (II- X вв.) и схоластику (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов различают рационалистическую и мистическую линии. Рационалистические линии патристики и схоластики подробно описаны в соответствующих разделах, а мистические линии мы объединили в статью мистические учения средневековья.

Наряду с христианской, существовала арабская, т.е. мусульманская, и еврейская средневековые философии.

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 4733;

Природа греческого стоицизма

Греческий стоицизм получил название от афинского портика Стои.

Стоик — это философская школа, проповедавшая независимость и непоколебимость человеческой личности. Школа основана Зеноном из Китиона около 300 лет до н. э.

Существует периодизация: Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э., Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики), Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э., Панетий, Посидоний) и поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Стоицизм просуществовал около 600 лет, сойдя со сцены только с утверждением христианства.

Зенон Китийский. Его девиз: «В жизни надо быть стойким». Философ вёл исключительно умеренный образ жизни.

Ел очень мало, был малоразговорчив, сдержан и даже суров, отличался кристальной честностью и справедливостью. Зенон разработал стройное учение, включающее в себя логику, физику и этику. Основным разделом его философии стала этика — наука о правильной, добродетельной жизни. Каждый человек, — утверждает Зенон, — стремится к счастью, но каждый понимает счастье по-своему — отсюда и все беды человечества. Поэтому необходимо выработать общее понятие счастья и придумать способы его достижения. Счастье не в тихом и безмятежном созерцании Истины, и не в осторожном следовании чувству меры, и, тем более не в добровольной нищете. Первое предназначено горделивым мудрецам, второе — обывателям, третье — неудачникам. А что же делать нормальному, «среднему» человеку? Следовать своей природе! — отвечает Зенон. Судьба неотвратима и часто жестока по отношению к человеку. От судьбы не убежишь! Однако ты можешь её встретить мужественно, с «открытым забралом».

Жизненный идеал мудреца-стоика Зенон назвал апатия, то есть невозмутимость, спокойствие, бесстрастность. Достигший его становится поистине счастливым человеком, даже если он раб. Ибо раб, стоически переносящий все свои страдания, считает Зенон, гораздо свободнее любого царя, который находится в плену необузданных страстей.

Свобода человека, считает философ, заключается в выборе своего отношения к судьбе — он может принять её такой, какая она есть, или не принять. Истинный стоик должен «слушать» и «слышать» свою судьбу, ни в коем случае не сопротивляться ей.

Хорошей иллюстрацией здесь может послужить известная стоическая поговорка: «Кто хочет, того судьба ведёт, кто не хочет, того судьба тащит». Сам Зенон на вопрос, что ему дала философия, ответил: «Я делаю с охотой то, что без неё я делал бы с неохотой».

Впервые в античной философской мысли философ отделил понятие добра и зла от вещи. Вино, нож сами по себе не есть зло.

Всё зависит от того, как их используют. Более того, даже такие ценные для всякого человека понятия, как здоровье, красота, богатство — совершенно не относятся, по мысли Зенона, к сфере морали. К примеру, богатство не может рассматриваться как безусловное добро, ибо огромные деньги могут принести человеку не меньший вред, чем их недостаток. Вне морали также находятся болезни, уродство, смерть, неволя, нищета и так далее.

Зенон считал, что перед лицом всесильной Природы все равны, не имеет значения, кто ты — царь или раб, мудрец или ремесленник, аристократ или погонщик мулов. Стоики вслед за Зеноном считали, что «Бог проникает всю реальность, он интеллект, душа, природа…».

Согласно Зенону мир порождается единым началом — божественным разумным Логосом. Причём этот Логос неотделим от самого мира и представляет собой особый космический огонь. Бог находится везде и во всём без исключения. Такой тип представлений о Боге называется пантеизмом. Мир погибает и возникает вновь, но после своей гибели обязательно будет восстановлен Богом в прежнем виде и объёме. Что касается души человека, то после смерти она погибает, чтобы когда-нибудь снова восстановиться вместе с прежним телом. Однако души мудрецов, по мнению Зенона, единственные могут пережить тело и сохраниться в божественном мире до следующего восстановления.

Стоицизм не стал ведущим учением в Элладе. Бесстрастие и аскетизм был не для весёлых и беззаботных греков. Несколько веков спустя стоицизм буквально расцвёл на совершенно иной почве: он был с энтузиазмом подхвачен и развит древними римлянами.

Третий период стоицизма 1-2 века н. э. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Сенека: Условие счастливой жизни — освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от политико-социальной среды. Примирись с роком, не сопротивляйся ему — вот одна из заповедей Сенеки.

Эпиктет (50-138 гг.) — римский философ, был рабом одного из телохранителей Нерона, затем был секретарём Нерона, позднее был освобождён.

Высшая цель, по Эпиктету, сознательное подчинение божественному закону, следование разумной необходимости. «Ты — актёр в драме и должен играть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Твое дело хорошо исполнить роль, выбор роли — дело другого».

Философ осуждает рабство как моральное уродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин — игрушка страстей — менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравственное совершенствование человека, которое носит либо форму приспособления, либо форму активного неприятия действительности (Сократ и Диоген). Достижение свободы понимается Эпиктетом как внутренний личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни.

Марк Аврелий (121-180), римский философ-стоик, император. Идеи стоицизма у философа сочетаются с некоторыми идеями эпикурейцев.

Этика. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок, свою судьбу. Переходных ступеней между глупостью и мудростью нет. Глупость — это сумасшествие, состояние, свойственное большинству людей, так что мудрецы — незначительная часть среди людей. Человек — высшее и разумное существо природы. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души.

Отсюда основные категории стоической этики — бесстрастие или отсутствие аффектов, непоколебимая моральная «выпрямленность» и «обязанность». Всякие потребности заслуживают презрения.

Человек должен следовать природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни.

Первоначальному стоицизму присущ абсолютный ригоризм (твёрдость, строгость, строгое проведение в жизнь какого-либо принципа, исключающее компромиссы, учёт других принципов в отличие от исходного) в морали. Мудрец может оказаться запутанным в хаосе жизненных отношений. Если он не может упорядочить этот хаос, он должен покончить с собой.

Стоицизм есть учение: познание философ стоицизм

  • 1. о выработке несокрушимой, бесстрастной непоколебимой личности;
  • 2. о всеобщей разумности мира;
  • 3. о подражании мудрецов природе с её бесстрастием.

Стоицизм сыграл огромную культурно-историческую роль наряду с эпикурейской школой и скептицизмом.

Эпикуреизм являлся полной противоположностью стоицизму. Если последний призывал к стойкости и мужеству по отношению к страданиям и тяготам жизни, то Эпикур был на этот счёт совершенно иного мнения. Онродился в Афинах, где в 32 года основал собственную школу. Как и любому живому существу для человека естественно стремление к положительным эмоциям. Именно в этом и заключается счастье человека. Такой вид философии, ставящий целью жизни удовольствие, называется гедонизмом. Удовольствия философ разделяет на три основные категории:

  • 1. Естественные и необходимые удовольствия;
  • 2. Естественные, но не являющиеся необходимыми;
  • 3. Неестественные и не являющиеся необходимыми удовольствия.

К первой группе Эпикур относил все удовольствия, которые связаны с удовлетворением естественных потребностей, как то: утоление голода, жажды, потребность в тепле и сне. Эти потребности связаны со стремлением человека сохранить жизнь и здоровье. Ко второй группе относятся такие же потребности, но удовлетворяемые уже сверх необходимой меры, то есть когда утоление голода и жажды перерастает в обжорство и пьянство, к тому же со стремлением к изысканным деликатесным продуктам.

Потребность во сне переходит в бесцельное валяние в постели, а необходимость в одежде — в погоню за модой. К третьей группе Эпикур относил все виды человеческого тщеславия и честолюбия. Таковыми, по его мнению, являются стремление к роскоши, славе, богатству, публичному успеху, всяким внешним эффектам и прочее.

Люди в большинстве своём несчастны, потому что постоянно переступают разумные пределы. Все удовольствия необходимо держать под контролем. «Довольствуйтесь малым!» — вот лозунг Эпикура. «Кто не удовлетворяется малым, тому всегда будет не хватать», — ещё одно его знаменитое выражение. А неразумность и неумеренность в потребностях ведут к суетности, постоянным тревогам, опасениям, страхам. Однако не столько даже сами наслаждения приятны, сколько чувство покоя. Избегать суеты, неприятностей, раздражающих страстей, страданий, тревог — короче всего, что может помешать душевному покою, — вот формула счастья по Эпикуру. Этот идеал эпикурейства называется по-гречески «атараксия», что значит безмятежность, умиротворённость, невозмутимость души.

Эпикур верил в существование богов, однако не считал, что они вмешиваются в земную жизнь людей. Их непричастность к материальному миру он доказывал наличием зла в повседневной жизни. Зло, по убеждению философа, порождается самими людьми, и боги здесь не причём. Их благостный удел — парить между мирами, постоянно общаясь друг с другом на языке мудрецов, и наслаждаться собственным совершенством и покоем. Они, согласно Эпикуру, могут рассматриваться как эталон блаженной счастливой жизни, у них и надо учиться всему этому.

Смерти не надо бояться, считал философ: «Пока мы живы — смерти для нас не существует, а когда мы умираем — нас не существует для неё».

Таким образом, О смерти вообще лучше не думать и не беспокоится по этому поводу. Все надежды людей на загробную жизнь бессмысленны и бесполезны, ибо в основании своём имеют жажду бесконечного существования, противоречащую самой природе всего живого.

Несмотря на довольно широкое распространение, эпикуреизм так же как и стоицизм, не приобрёл в Элладе всеобщего признания. Эпикурейцев (по незнанию) многие не любили и не уважали, считали неженками и слюнтяями, не достойными звания «настоящего мужчины». Другие же любили их за доброту и отзывчивость, а также за готовность всегда прийти на помощь, чего явно не хватало тем же стоикам.

Тихий, незаметный, размеренный образ жизни — это очень хорошо. Но нельзя себе представить на месте Эпикура, скажем, Александра Македонского, или Юлия Цезаря, Демосфена или Цицерона. Поэтому последнего утешительного слова эпикуреизм в истории античной греческой мысли не сказал. Окончательным абсолютом в античной философии является чувственно материальный космос, в философии средневековья — личность, которая выше всякого космоса и которая даже является его творцом.

Вся новоевропейская философия тоже исходит из личности, но только не абсолютной, а относительной, человеческой.

Человеческая личность, для которой чувственно-материальный космос уже меньше всего имел самостоятельное значение, а большей частью имел значение предмета научно художественных построений.

Стоицизм

Античная философия

Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н. э.)

Акусилай · Гомер · Гесиод · Лин · Мусей · Орфей · Ферекид · Эпименид

Натурфилософия
(VII—V вв. до н. э.) Милетская школа: (Фалес · Анаксимандр · Анаксимен) Пифагорейцы: (Пифагор · Алкмеон Кротонский · Архит · Тимей Локрский · Филолай) Элеаты: (Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс) Школа Гераклита (Гераклит · Кратил) Школа Анаксагора (Анаксагор · Архелай · Метродор Лампсакский) Атомисты (Левкипп · Демокрит · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл · Диоген Аполлонийский)

Софисты
(V—IV вв. до н. э.) Старшие софисты (Протагор · Горгий · Тисий · Антифон Афинский · Продик · Гиппий Элидский · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах · Калликл · Критий · Ликофрон · Алкидам

Классический период
(V—IV вв. до н. э.) Платоники (Платон · Спевсипп · Ксенократ из Халкидона · Полемон · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх) Мегарская школа (Евклид из Мегары · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах) Киники (Антисфен · Диоген Синопский) Киренаики · (Аристипп · Арета Киренская · Аристипп, сын Ареты · Феодор-Атеист · Гегесий · Аникерид · Эвгемер) Элидо-Эретрийская школа · (Федон из Элиды · Плистен из Элиды · Менедем) Другие сократики (Главкон из Афин · Кебет · Критон · Симмий · Симон-кожевник · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель · Теофраст · Эвдем Родосский · Стратон · Аристоксен · Дикеарх · Клеарх)

Эллинистическая философия
(IV в. до н. э. — V в. н. э.) Стоики (Зенон Китийский · Посидоний · Сенека · Марк Аврелий · Публий Клодий Тразея Пет) Эпикурейцы (Эпикур · Тит Лукреций Кар) п • о • р

См. также другие значения для запросов «Стоик» и «Стоя».

Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.). Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп, на перечне сочинений которого соответствующий фрагмент труда Диогена Лаэртского обрывается. Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Луций Анней Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.

В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях.

Периодизация

До выявления данной школы стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников.

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Схолархи Древней Стои:

  • Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) основал школу в Афинах в 322 г. до н. э.
  • Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.)
  • Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.).
  • Зенон Тарсский
  • Диоген Вавилонский в 155 г. до н. э. во главе посольства отправился в Рим и ознакомил римлян с идеями стоицизма.
  • Антипатр из Тарса

Также к Древней Стое относились Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Аполлодор из Селевкии,и др.

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме, тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Муссоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.

Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.

Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).

Учение стоиков

Диоген Лаэртский со ссылкой на Зенона Китийского разделял учение стоиков на три части: физику, этику и логику (последний термин, возможно, именно Зенон ввёл в философское обращение). По Э. Целлеру, это деление стоики заимствовали от платоников. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Клеанф же различал в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к делению Зенона, ставя, как и тот, на первое место логику. Но если Зенон ставил после логики физику, то Хрисипп — этику.

Логика

Логика состояла из риторики (наука говорить) и диалектики (наука спорить). Логика подразумевала учение о представлениях, суждениях, умозаключениях и доказательствах.

Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорил: «…что восприятие изменяет состояние нашей материальной души». Зенон полагал, что оно отпечатывается в душе, как в воске.

Физика

Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, поэтому стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытаниями. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.

Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса (экпиросис).

В центре теологии стоиков находится логос.

Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос.

Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.

Этика

В этике стоицизм близок киникам, однако не разделяет презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит».

Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением.

Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора).

Предпочитать следует вещи, связанные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

О. Б. Скородумова отмечает, что стоикам была свойственна мысль о внутренней свободе человека. Так, пишет она, убеждённые в том, что мир детерминирован («закон судьбы совершает своё право… ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость»), они провозглашают внутреннюю свободу человека как высшую ценность: «Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства».

М. Л. Хорьков отмечал интерес стоиков к проблеме поэтического. Так, «Зенон пишет книгу «О чтении поэзии», Клеанф – «О поэте», Хрисипп – «О стихах» и «О том, как читать стихи». Страбон, сам приверженец стоической философии, отмечает, что, по мнению стоиков, существует тесная связь между поэтическим и всеми без исключения частями философии». В связи с этим Хорьков считает символичным, что до появления в Стое философов, которые получили от этого портика и своё название, там обитали поэты, которых и называли «стоиками». В. Г. Борухович отмечал, что поскольку греческая проза появилась намного позже поэзии, то на этом основании грамматики стоической школы считали прозу выродившейся поэзией.

Во времена Римской империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа, причём по всей империи, а наибольшим влиянием пользовалось в Сирии и Палестине. В продолжение всей истории стоицизма Сократ был главным авторитетом стоиков; его поведение во время суда над ним, его отказ от бегства, его спокойствие перед лицом смерти, его утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто её совершает, чем жертве, — все это целиком отвечало учению стоиков. Такое же впечатление производили его безразличие к жаре и холоду, простота в отношении пищи и одежды и полное пренебрежение ко всякого рода удобствам. Но стоики никогда не принимали учение Платона об идеях, и большинство из них отвергало его доводы относительно бессмертия. Только языческие стоики более позднего периода, когда они противостояли христианскому материализму, соглашались с Платоном в том, что душа нематериальна; стоики раннего периода разделяли точку зрения Гераклита, что душа состоит из материального огня. Точно такую доктрину можно найти у Эпикура и Марка Аврелия, но у них огонь по-видимому не следует считать буквально одним из четырёх элементов, из которых состоит физический мир. Марк Аврелий в своих «Размышлениях» хвалит «политию, в которой существует один и тот же закон для всех, — политию управляемую, принимая во внимание равные права и равную свободу слова, — и царское правление, которое уважает более всего свободу управляемых». Не случайно Блаженный Августин так много заимствует у Марка Аврелия в своём сочинении «О граде Божием». У стоиков мы впервые находим в том виде, как мы их используем сейчас, позднее христианские идеи Логоса, естественного права и естественного равенства. Этика и физика стоицизма пользовались большим прямым влиянием не только в эпоху раннего христианства и Вселенских соборов, но и в эпоху Возрождения и в раннее Новое время, а в наше время оказывает косвенное влияние через христианскую культуру. Косвенное влияние стоицизм оказывает также через экономическую науку. Всегда спорили, оказал ли стоицизм, который преподавал в университете Адам Смит, прямое влияние на его экономическую теорию, или же его теория была всё же в большей степени обусловлена современным ему христианским стоицизмом, например, его учителя.

> См. также

  • Эллинизм
  • Кинизм
  • Неоплатонизм
  • Адиафора
  • Неостоицизм

Литература

  • Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.- 445 с. ISBN 5-86187-023-3
  • Степанова А. С. Философия древней Стои. — СПб.: Алетейя, KN, 1995.
  • Степанова А. С. Физика стоиков: Доминирующие принципы онтокосмологической концепции. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2005.
  • Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры.- СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. — 400 с. ISBN 978-5-9676-0425-6
  • Этика стоицизма. Традиции и современность. Под ред. А. А. Гусейнова. М., 1991.
  • Поляков И. В. Знаковая проблематика в философии Стои // Известия Сибирского отд. АН СССР. Сер. История, филология и философия. Вып. 2. № 10. Новосибирск,1988.
  • Рожанский И. Д. Естествознание в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: Наука, 1988.
  • Левек П. Эллинистический мир. — М., Наука, 1989. С.114-117.
  • Степанова А. С. К вопросу о параллелизме в истории философии: стоицизм и китайская философия // Paradigma. Журнал сравнительной философии. № 2. 2004.
  • Столяров А. А. Раннестоический корпус текстов: Принципы формирования и основные издания // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997.№ 3. С.155-162.
  • Крицкая С. Ю. Отражение языковых взглядов стоиков и атомистов в трактате Марка Теренция Варрона «О латинском языке». // Epistolai. Сборник статей к 80-летию профессора Наталии Александровны Чистяковой. / Отв. ред. Л. Б. Поплавская. СПб.: С. -Петербургский университет. 2001
  • Sambursky S. Physics of the Stoics. L., 1959.
  • Todd R. B. Alexander of Aphrodisias on stoic physics. A study of the De Mixtione with preliminary essays, text, translation and commentary. Leiden, Brill, 1976.
  • «Галерея античных философов»: В 2т.:В. Я. Кисиль, В. В. Рибери.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2002.-576 с.
  • X. S. Thani-Nayagam, «Indian Thought and Roman Stoicism, » Tamil Culture 10 (1963):1-36.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1991. — 512 с.
  • Массимо Пильюччи. Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь = Massimo Pigliucci. How to Be a Stoic: Using Ancient Philosophy to Live a Modern Life. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 279 p. — ISBN 978-5-91671-489-0.

Философия стоицизма
кратко: стоицизм

Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Философия стоицизма
Стоицизм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из г. Китиона, живший в конце IV – начале III века до н. э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др.
Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, все порождающей, во всем распространенной субстанции – разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала – деятельный разум (Логос, Бог) и разум пассивный (бескачественная субстанция, материя).
Главной частью учения стоиков была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривалась как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу – основное назначение человека.
Добродетель – это воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, приговоренным к смерти и т. д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он сможет освободиться от мирских желаний.
……………………………….
nitshe.ru и краткий курс философии

Философское течение – стоицизм.

Родиной стоицизма является Греция. Здесь начал учить и основал школу Зенон (ок. 300 г. до.н.э.)

В истории стоицизма выделяют три периода:

1. Ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики – 1-2 вв до н.э.)

2. Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний – 2-1 вв до.н.э)

3. Поздняя Стоя (Сенека, Музоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий и др. – 1-2 вв. до н.э.)

Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.

Логика трактуется стоиками предельно широко и включает в себя риторику, диалектику (грамматику, семантику и формальную логику) и учение о критерии (гносеологию).

Физика стоиков опирается на физику Аристотеля и космология Гераклита. Характерными чертами стоической картины мира являются всеобъемлющий соматизм («сома» — тело) и преобладание органических моделей. Космос, согласно стоикам, является живым «умным тело».

Этика стоицизма оформилась под непосредственным влиянием учения киников (сами стоики говорили, что кинизм – кратчайший путь добродетели), а также перипатетиков. Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель, определяемая как мудрость или благоразумие, является благом, и только порок является злом; все остальное – безразлично (адиафорон), посколько всецело подчинено судьбе и от нас не зависит.

Философское течение – скептицизм.

Скептицизм(от древне греческого – рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжной истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние уверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Основатели скептицизма считают Пиррона (360-270 до нашей эры). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Скептицизм Пиррона – это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления.

Философское учение – Эпикурейство.

Эпикурейство – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейство было одним из наиболее влиятельных философских течений в античности. Эпикур основывает свою школу в 307г. до нашей эры в Афинах. Школа находилась в саду философа, по это причине он получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Эпикур(341-270 до нашей эры) – основатель школы эпикурейства (341-270 гг. до Рождества Христова). В Афинах Эпикур основал свою школу – содружество, известную под названием «Сал Эпикура».

Главной составной частью философии Эпикура является этика как учение о способах достижения счастья. Для того чтобы стать счастливыми, человек должен познать законы природы. Эпикур написал свыше 300 сочинений: «О природе» в 37 книгах, «Об атомах в пустоте», «О судьбе», «О любви» и др.

Надо прожить жизнь незаметно. Эпикурейцы – ленивые мудрецы.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

· Отсутствие телесного страдания;

· Невозмутимость души;

· Дружба.

По Эпикуру, жизнь человека протекает между двумя полюсами: удовольствием и страданием. Страдание причиняет незнание подлинной природы вещей. Освобождение от незнания, от невежества, приносящее покой и равновесие, дает ощущение удовольствие. Однако удовольствие, доведенное до максимума, перешагнувшее границы меры, причиняет страдание.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие.

Пятница, 2 марта 2012 г.

Платон на опыте изучает формы власти в полисах:

1. Тимократия – власть яростных духом. Наиболее близкая к идеалу форма правления.

2. Олигархия – власть богатых. Богаты угнетают чернь, и чернь стремится к захвату власти. Таким образов Платон подчеркивает неустойчивость власти олигархов, так как власть богатых – это по сути революционная ситуация. Формируя основы идеального государства, не допускать ни богатства, ни бедности в крайних формах проявления, ибо ни то, ни другое не способствует хорошему труду и государственной стабильности безнародных восстаний.

3. Демократия – власть черни, но чернь быстро устает от власти, и власть переходит к богатым или к труд

4. Тирания – власть подлеца, захватившего правление в государстве и изображающего из себя защитника народа.

5. Монархия – власть, которая передается по наследству.

6. Аристократия – власть интеллектуальной элиты общества.

Мэддесон и Джей. Рассматривают вопросы справедливости. Основоположники Конституции США.

Никакой справедливости и тотальная ангажированность всего – результат конституции. Исток социального неравенства на крупные группы людей. В древнем обществе: рабы и рабовладельцы; варны и касты, которая создает сам Кришна; сословия в России (дворяне, духовенство, казачество, купечество, крестьяне).

Конституция СССР 1977г.

Гл. 8 ст.72: за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

Конституция СССР 1993г.

Ст.5 Федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов РФ.

Философия Средневековья.

Литература:

· Бертрам Рассеп «почему я не христианин?» (избранные атеистические произведения)

· Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового заветов.

· Коран. Перевод с арабского. Издание Санкт-Петербург 1907г.

· Аврелий Августин «исповедь блаженного Августина епископа Гиппонского».

· Панова, Вахтин «жизнь Мухаммеда»

· М. Саммерс «история колдовства. Зловещие страницы истории»

Основные понятия средневоковой философии

1. Теоцентризм – такое понимание мира, в котором источником и первопричиной всего сущего выступает Бог. Бог – начало и причина мироздания.

2. Креационизм – концепция, в соответствии с которой весь мир живой и неживой природы выполнен по замыслу верховного существа – Бога.

3. Провиденциализм – (провидение – божество) система взглядов в соответствие с которой миром правят провидение, т.е. сиоа Сакрального Абсолюта.

Два направления в философии:

1. Номинализм (от латинского nomen – закон): основывает свои суждения на идеях о том, что все в мире подчинено и развивается по законам природы. Материалистическая точка зрения. Подрыв церковных догм.

2. Реализм: утверждает, что идея (Эйдосы Платона) существует реально. Весь мир построен по проектам, идеям, предшествующим появлению материи определяющим все её свойства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *