Справедливость это определение

Справедливость это определение

Как добиться справедливости?

Хотите узнать, как восстановить справедливость? Предлагаем краткую инструкцию для тех, кто любит побеждать:

  1. Важно понимать, что для торжества справедливости не нужно только вздыхать. Если есть желание добиться правды, перестаньте плакаться и начните действовать. Вам предстоит вооружиться терпением, постараться собрать и проанализировать информацию. Вместе с тем обязательно хорошо подумайте над тем, стоит ли вопрос таких усилий. Постарайтесь объективно оценить ситуацию.
  2. Разберите интересующий вас вопрос. Соберите все данные и при необходимости обратитесь к действующему законодательству. Продумайте, как следует построить линию своего поведения.
  3. Не путайте месть и справедливость. Иногда обиженные люди думают, что нужно с обидчиками поступать так же. Однако всегда лучше отпустить обиду и простить человека, чем мучить себя негативными эмоциями.

Справедливость – одна из самых сложных этических категорий, затрагивающая широкую сферу человеческих отношений. Содержание этого понятия отражает экономические, политические и правовые условия жизни общества и тенденции их развития.

Понятие справедливости, наряду с такими этическими категориями, как истина, добро, правда, входят в мироощущение человека с давних времен. Эти понятия-ценности издавна и глубоко проникли во все формы общественного сознания, выступая как цели и регуляторы важнейших ценностно-смысловых идей и представлений.

Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания справедливости, для всех лиц полагаются одинаковые обязанности и уравнительное распределение, или разные обязанности для разных лиц и дифференцированное распределение.

В тоже время в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, что задевает каждого, вызывая самые различные переживания — от зависти и негодования до благодарности. Осознание справедливости тесно связано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально насыщено. Нельзя не отметить, что вера в торжество справедливости является мощным двигателем добродетельного поведения.

Проблема справедливости интересовала философов и ученых на протяжении многих эпох. При этом на каждом историческом этапе, эта категория имеет свое понимание, которое обусловлено условиями жизни людей и их представлениями об окружающем мире, а так же существующей структурой общества и местом человека в этом обществе.

Что же такое справедливость? Какую роль она играет в жизни человека? В чем она проявляется как добродетель?

Справедливость — категория не только морального сознания, но и правового, экономического, политического. Великие античные философы неслучайно выделяли справедливость в качестве основной категории для оценки состояния всего общества.

Особое внимание рассмотрению справедливости уделял Сократ, называвший ее предметом «драгоценнее всякого золота»и стремившийся доказать существование единого и общего понятия справедливости, связывая его с нравственностью и знанием. Несправедливость неестественна, так как является плодом незнания и заблуждения. Утверждая связь между добродетелью и мудростью, превознося красоту разума, смысла, сознания, он проводил логическую основу под понимание справедливости. Сократ рассуждал: «Справедливость и всякая другая добродетель — есть мудрость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши» .

Система взглядов Сократа оказала сильное влияние на формирование идей его ученика — Платона. В своих рассуждениях Платон относит справедливость к самому прекрасному, величайшему благу, которым следует обладать. Свое дальнейшее развитие у Платона получил и политико-правовой аспект справедливости. Извлекавший понятие справедливости из принципа устройства космоса, в соответствии с которым каждый человек и каждая вещь имеют свое место и функцию, отведенную безличным вселенским законом, Платон проводил аналогию между взаимосвязями в природе и в человеческом обществе. Он утверждал, что поддержание заданного порядка и гармонии, как во взаимоотношениях с природой, так и в человеческом сообществе, справедливо и мудро .

В своем основном сочинении «Государство», где важное внимание уделялось исследованию понятия справедливости, он рассматривал государство, с точки зрения проявления специфических функций, возникших на основе разделения труда. Правильность жизни, как в государстве, так и в отдельном человеке, заключается в том, чтобы каждый точно выполнял предназначенную ему задачу: одним заниматься науками и управлять государством, другим – добросовестно выполнять законы и храбро оборонять отечество, третьим – заботиться о необходимых материальных средствах и повиноваться правителям. Именно в согласовании этих трех сущностных составляющих государства заключается его совершенство, которое Платон и называет справедливостью. Справедливость выражается в преданности всех сословий своему делу, в том, чтобы каждый выполнял вверенные ему обязанности, что говорит о том, что справедливость не может означать равенства. То есть для Платона в понимании справедливости отсутствует элемент уравнивания разных социальных групп .

Значительный интерес для понимания сути справедливости может представлять мнение Аристотеля. Для него центральным понятием, характеризующим справедливость, выступала «соразмерность» как принцип организации разумного равновесия.

Аристотель впервые разделяет справедливость на две формы в соответствии с видами её осуществления: уравнивающая справедливость, в основе которой лежит принцип равенства в обладании благами; и распределяющая справедливость, в соответствии с принципами которой, один получает больше, а другой меньше, в зависимости от своих достоинств. То есть в распределении по «достоинству» усматривается сущность справедливости, понимаемая как общее начало воздаяния .

В связи с выше сказанным, нужно отметить, что Платон и Аристотель в своих концепциях опирались на признание неравенства, как основы принципа справедливости. Они считали, что каждая вещь или человек имеют свою собственную, соответствующую сферу деятельности и влияние, преступить которые несправедливо, а некоторые люди в силу своего характера и склонностей, имеют более широкие возможности, чем другие.

Таким образом, мыслители античности, поднимая вопросы справедливости, связывая их с такими понятиями как мудрость, красота, гармония и преломляя их через проблемы равенства, неравенства, государства, права, политики, создавали теоретические предпосылки для развития дальнейших суждений о справедливости. Эти предпосылки нашли свое проявление в последующей истории разработок этого понятия, отражающих своеобразие исторической эпохи, философской школы и ее социально-классовых функций.

Тема связи справедливости с правом, проблемами равенства и неравенства, политикой, этикой, находит свое развитие в трудах философов эпохи Возрождения и Нового времени. Так, Ф. Бэкон стихийно протестовавший против этатизации идеи справедливости в условиях буржуазного государства , а вслед за ним и Т. Гоббс утверждали, что справедливость представляет собой естественный закон, а государство и власть «всего лишь придатки справедливости». По Ф. Бэкону справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе, то есть быть снисходительным. Он утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и служит основанием для правовых отношений . Т. Гоббс, создавая свою концепцию «общественного договора» утверждал, что справедливость стоится как правовое воздаятельное требование .

Гегель сводил справедливость к правовому феномену, имеющему государственно-законодательное происхождение. Он утверждал, что справедливость, составляя нечто великое в гражданском обществе, предполагает установление хороших законов, которые «ведут к процветанию государства». Гегель полагал, что право и правовые обязанности должны соединяться «со стремлением поступать справедливо ради справедливости», в свою очередь это «требует считать других равными себе самому» и должно отражаться в конституции, которая будучи «существующей справедливостью», включает равенство и свободу как свою последнюю цель и результат .

В философских идеях того периода моральное обоснование правовой системы, ее выявление в аспекте справедливости получило наиболее яркое выражение у И. Канта, который обращал свое понимание справедливости главным образом к властвующим и связывал его с долгом и совестью.

Своеобразный подход к пониманию справедливости свойственен русской философской мысли и прежде всего – это ее связь с понятиями правды, истины, а также их производными: праведная жизнь, справедливый человек, справедливое общество, истинная свобода, вера, любовь. Такое понимание было связано со стремлением к целостному познанию действительности всем существом человека, к полному воспроизведению духовного и морального опыта людей, включающего как сознательно-чувственный опыт, так и опыт совести, эстетические чувства и религиозно-мистическую интуицию.

В.С. Соловьев защищал идею признания за каждым человеком собственного, ему принадлежащего значения – право на существование и наибольшее благополучие. Эту идею он обобщал как «правда и справедливость: правда, что и другие существа однородны и подобны мне, и справедливо, чтобы я относился к ним как к себе». Определяя свое отношение к проблеме равенства В.С. Соловьев отмечал, что справедливым будет не допускать навязывания чужой воли другому и насилия по отношению к человеку с чьей-либо стороны .

Близкое к этому понимание справедливости выявлял и А. Шопенгауэр. Он подчеркивал неразрывное единство справедливости и правды, их совпадение в определении истинно человеческих отношений и замечал, что противоположное им явление «несправедливости» заключается в нанесении обиды другому, в ущемлении его прав и достоинства. В то время как «справедливость требует правдивости по отношению к каждому», «всякая ложь» есть, как правило, несправедливость .

Обобщая сказанное, следует отметить, что справедливость, обнаруживая тесную связь с перечисленными явлениями общественного бытия и сознания, находит свое проявление в различных сферах жизнедеятельности общества: социально-экономической, политико-правовой, морально-этической и др.

В социально-экономической сфере содержание понятия справедливости может выражаться в оценке экономических фактов, форм собственности, общественных отношений, принципов распределения общественного богатства, уровня жизни населения и социальной защищенности. В свою очередь в сфере политики и права справедливость связана с обеспечением прав и свобод, совершенством деятельности правоохранительных органов и т.д. В сфере же морали и духовности оценка содержания справедливости связана с действующей в обществе системой нравственных норм, правил, традиций, культуры и проявления их в других сферах его жизнедеятельности.

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1983. с.84

2. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук.// Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. / под общ. ред. А.Л.Субботина. Т.1 — М., 1977. с.365

3. Гегель. Работы разных лет. В 2 т. Т.2. — М., 1971. с.71

4. Гоббс Т. Избранные произведения. Т.2. — М., 1964. с.173

5. Гурвич Г.Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев // Известия высших учебных заведений. Правоведение — №4., 2005. с.153

6. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. — М., 1935. с.119

7. Платон. Государство. – М., 1993. с.123; с.226

8. “Полное собрание сочинений Артура Шопенгауэра” / под ред. Ю.И. Айхенвальда. Т.4. с.209, 217, 221; Т.1. с.384-386, 387-389.

9. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. — М., 1994. с.132

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Прочла, что ученые из шведского Каролинского института нашли, что чувство справедливости встроено в мозг. Ранее считалось, что справедливость является результатом социального воспитания.
«Живет» справедливость в миндалевидном теле (amygdala), которое отвечает также за страх, агрессию и сексуальное влечение.
Вот простейший эксперимент. Испытуемым дают деньги, якобы за какую-то работу, и делят вначале поровну, а потом на неравные доли под разными предлогами. Одновременно наблюдают за возбуждением в области миндалин. Когда делят поровну, всё спокойно, когда одному дают 30%, а другому 70%, то в этой области мозга начинается «буря». При этом те, кто получили больше, тоже реагировали на несправедливость, потому что знали, что получили незаслуженное. Половина обиженных уходила с эксперимента: люди предпочитали действовать себе в ущерб, не желая учитывать, что лучше получить что-то, чем совсем ничего.
А вот если миндалевидные тела подавить с помощью препаратов, то чувство справедливости пропадает. Было также выявлено, что у женщин чувство справедливости развито меньше.
Если присмотреться к поведению маленьких детей, то видно, что они даже на самое малейшее различие реагируют как на несправедливость. Почему одному дали новую игрушку, а ему нет? Почему его наказали, а остальных нет? Попробуйте проделать что-нибудь такое в группе детей – результатом будет рев, что, собственно, часто и наблюдается.
С раннего детства людей учат дозировать это базовое чувство: объясняют, кому и что положено, а кого и за что надо наказывать. Например, младших нельзя наказывать за то, за что наказывают старших, даже если они это заслужили. Младшему надо отдать лучший кусок и ту игрушку, что он просит. За одни проступки больше наказывают девочек, а за другие – мальчиков. Взрослым можно делать то, что нельзя делать детям, например, пить, курить, употреблять ругательства. Больному надо уступить. Начальнику можно то, что нельзя подчиненным. Учат-учат, а до конца не прививается, особенно, про начальство.
Все это не удивительно: ведь люди – социальные существа. Они формировались в стае, а там без чувства справедливости не выжить. Представьте, что один из стаи заграбастает себе все – все и погибнут. Один он не сумеет оставить много потомства. На очень большом отрезке человеческой истории чувство справедливости спасало человечество. Те, кто наблюдают жизнь племен, застрявших на стадии первобытной культуры, описывали, что эти люди старались делить поровну все, что им давали, даже если предмет в результате пропадал, например, рвали платье на ленточки.
Совсем недолгий период цивилизованной истории не может изменить нашу физиологию, и хотя знаешь, что так положено, но иногда бывает все равно обидно, как в детстве.
Интересно, не шел ли все это время отбор на тех людей, у которых врожденное чувство справедливости меньше? Интересно, как обстоит с ним дело среди бедных и богатых, начальников и подчиненных? А в разных странах? Шведы, кстати, может быть, в шутку, сказали нашему корреспонденту, что у их народа чувство справедливости явно развито больше, чем у русских. Иначе мы многого не смогли бы стерпеть.
Возможно, слишком сильное чувство справедливости мешает развитию общества, но и когда оно ослаблено, то тоже ничего хорошего нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *