Социологические перспективы семьи

Социологические перспективы семьи

Перспективы социального института семьи и брака

исторические Перспективы семьи и брака

В том, что социальный институт семьи и брака находится в глубоком кризисе, сегодня вряд ли кто сомневается. Но давайте спросим себя: не является ли этот кризис всего лишь очередным переходным этапом от одной исторической формы этого социального института – к другой? Об этом и будет моё сегодняшнее выступление.

Каковы же перспективы семьи и брака? Что ждёт «первичную ячейку общества» в будущем? Попытаемся спрогнозировать три основных сценария развития социального института семьи и брака.

1. Радикально-консервативный сценарий предполагает восстановление базовых структур традиционной модели семьи и брака со всеми его атрибутами и особенностями взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Идейной основой такого сценария выступает консервативная идеология, в первую очередь, в лице фундаменталистских религиозных движений, имеющихся, пожалуй, в каждой конфессии: в исламе, католицизме, православии, иудаизме. Идеологи и практики такого подхода, отмечая несомненные преимущества традиционной формы семьи, такие как стабильность и многодетность, сравнительно низкую конфликтогенность, высокое качество социализации молодых поколений, зачастую всё же ностальгически идеализируют такую семью и переоценивают возможности её реставрации. В современном белорусском обществе возврат к традиционным гендерным и межпоколенным отношениям сегодня вряд ли возможен.

Почему? В первую очередь, в силу экономических причин. Современная экономика массового производства и массового потребления нуждается в дешёвой и лояльной женской рабочей силе. Массовый исход женщин из семьи обусловлен этой кардинальной причиной. А без женщины, занятой исключительно семейными делами, вряд ли возможна традиционная форма семьи и брака.

2. Радикально-либеральный сценарий представляется его апологетами как «светлое будущее» социального института семьи и брака. Идеологической основой этой тенденции выступает либерализм, доминирующий в последнее время современном мире. Социальной основой таких взглядов на семью и брак являются чаще всего радикальные молодёжные политические партии, феминистическое движение, нетрадиционные религиозные объединения. Радикально-либеральный сценарий развития социального института семьи и брака распространяется настолько далеко, что иногда дело доходит до пророчества окончательной смерти известного нам формата семьи и брака по причине её общественной ненадобности. Основным аргументом сторонников радикально-либеральной перспективы семейно-брачных отношений является утверждение о том, что практически все функции, которые раньше выполняла семья, сегодня гораздо лучше осуществляет общество и государство, вооружённые последними достижениями науки и техники.

Давайте посмотрим на социальную практику реализации основных еще недавно исключительно семейно-брачных функций. Начнём с главной функции семьи и брака – воспроизводства человеческой жизни. Уже сегодня вполне возможно и всё более широко практикуется внесемейное (коммерческое) рождение детей «из колбы». На поверку оказывается, что такая практика обладает рядом преимуществ перед традиционным супружеским зачатием. Так, если в обычной практике подбор родителей будущего ребёнка происходит чаще всего случайно и уж во всяком случае редко с оглядкой на будущих детей, то в соответствующей фирме женщина имеет возможность влиять на физиологические, социальные, национальные, интеллектуальные и даже религиозные особенности своего будущего ребёнка.

Функция социализации подрастающих поколений, — одна из основных задач семьи и брака в традиционном обществе, — сегодня не без успеха реализуется, в том числе, и многими сидящими в этом зале, на государственной основе. Государство и коммерческие структуры в состоянии воспитать и обучить ребёнка ничуть не хуже (возможно, даже лучше) семьи. То, что во времена А.С.Пушкина было счастливым Царскосельским исключением, сегодня является повсеместным правилом без исключений.

Ещё совсем недавно важная семейная функция ухода за престарелыми родителями в настоящее время всё больше и больше становится государственной и общественной задачей. За хорошие деньги соответствующие учреждения присмотрят и за стариками на самом высшем уровне.

Хозяйственно-бытовые функции семьи всё чаще осуществляются государственными и коммерческими структурами. Семья уже давно перестала быть основным субъектом экономической деятельности.

Сексуальные потребности мужчин и женщин в некоторых странах Европы уже сегодня вполне легально удовлетворяются на коммерческой основе. Что уж тут говорить о рекреативных и досуговых функциях семьи?!

На наш взгляд, важнейшим фактором разложения современной формы социального института семьи и брака является её дисфункционализация, т.е. лишение семьи тех функций, которые она выполняла в традиционном обществе. Как это ни парадоксально прозвучит, но речь в этом контексте можно вести и о так называемой «помощи семье» со стороны государства. В этом смысле ситуация с семьёй похожа на то, как если бы мы захотели «помочь» мышцам и лишили бы их возможности двигаться. К слову сказать, истинным мотивом учредителей детских садов и домов призрения никогда и не было желание помочь семье. Их цель заключалась в том, чтобы таким образом увеличить объём поступаемой на рынок труда рабочей силы за счёт эмансипируемых от семьи женщин. Лишение семьи издревле присущих ей функций обесценило сей социальный институт в глазах как общества, так и многих индивидов.

Но и этот сценарий, несмотря на свою технологическую привлекательность, вряд ли осуществим в обозримом будущем. Дело в том, что индустриальный рай не заменит семейного тепла и уюта родного очага. Многочисленные опросы молодёжи подтверждают первостепенную значимость для современных юношей и девушек семьи и брака.

3. Оптимальный сценарий развития социального института семьи и брака связан с сохранением базовой структуры семьи и брака при одновременном учёте изменяющейся социальной и экономической ситуации, а также технических и технологических условий. Уже сегодня не только наметилось, но и утвердилось существенное изменение функциональных приоритетов современной семьи. Усилилась эмоционально-психологическая нагрузка семейно-брачных отношений, обеспечивающая комфорт интимного социального общения, особенно ценного в условиях современного мегаполисного одиночества. Семья будущего имеет шанс, избавившись от многих рутинных и тяжёлых функций, сохранить и даже увеличить свою необходимость человеку. А общество, вооружённое научным инструментарием, научится более эффективно, не вредя, помогать своей первичной ячейке, без которой и ему – обществу – не устоять.

Перспективы развития семьи

Западные и российские специалисты по-разному оценивают процесс изменения семейно-брачных отношений, определяя его как реорганизацию и прогрессивное развитие семьи или дезорганизацию, разрушение и регресс. Сторонники первой точки зрения утверждают, что происходит переход от старой формы семьи к новой, которая основана на взаимной привязанности ее членов и равенстве супругов. Главными чертами такой семьи являются демократический способ принятия решения по всем вопросам, учет мнения детей, свобода всех членов семьи в тех пределах, в которых она совместима с ее единством. Появление новой формы семьи предполагает сдвиги в брачных отношениях. Брак основывается на личном выборе и по желанию любой из сторон может быть расторгнут. В связи с этим новая семья менее стабильна, чем старая (с переходом к ней связано возрастание числа разводов и повторных браков). Исследователи, характеризующие происходящий процесс как упадок и разложение семьи, указывают на резкое возрастание числа разводов и многократное вступление в брак. В результате современное общество отличается не моногамией, а последовательной или хронологической полигамией. Сегодня как самое обычное явление стали рассматриваться внебрачные и добрачные связи не только мужчин, но и женщин; резко выросло число внебрачных постоянных сожительств; получили распространение «новые формы» супружеских отношений: «групповые браки», «коммунальные браки», «обмены супругами» и т. п.

Если «классическая семья» (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. По мнению известного английского социолога Э. Гидденса, это связано с меняющейся ролью традиции в жизни современного человека, а в сфере интимной жизни выражается изменением идеала любви. «Романтический» идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни и экономическую зависимость женщины от мужчины, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». В них на первое место выходит ценность интимности, которая предполагает эмоциональную открытость друг другу и равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное эмоциональное удовлетворение, открытость и доверие друг другу .

Таким образом, главные тенденции, характеризующие тип современной семьи, исследователи связывают с изменениями в системе ценностей, прежде всего, с ростом индивидуализма и рационализма. Это проявляется в уменьшении численности браков, распространении сожительств (когабитационных союзов), падении рождаемости и ее «старении», преобладании малодетных семей, увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности. Продолжительность существования нуклеарной семьи сейчас меньше, чем продолжительность индивидуальной жизни, но это не отменяет ни общественной, ни индивидуальной ценности ее в современном мире. В настоящее время для семьи, которую часто называют постсовременной, характерны неопределенность тендерных и родительско-детских отношений; размытость скрепляющих отношения норм, которые были четко прописаны в традиционной семье. В современной семье объектом обсуждения является практически все — родительство, сексуальность, распределение домашней работы, финансы. Это делает брачно-семейные отношения более хрупкими, уязвимыми и конфликтными. По мере того как мужчины, женщины и дети перестают ориентироваться на патриархальную субординацию, на первый план выдвигаются их эмоциональные потребности и индивидуальные стремления, которые могут удовлетворяться в семье и за ее пределами. Ценности семьи, брака, детей, дома не отменяются, а переопределяются в нормативном сознании и общественной психологии, приобретают исторически новое содержание, не вступая в конкуренцию с ценностями достижений, благосостояния, общественной активности и индивидуального развития.

Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение, как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты:

1. Психофизиологический — дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни.

2. Психологический — в семье создается нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.

3. Социально-ролевой — симптомы нарушения стабильности этого уровня-неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.

4. Социокультурный (духовный) — конфликты приобретают формы непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса или неудовлетворенности общением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.

Причины, вызвавшие конфликт на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени возникновения их можно разделить на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи.

Результаты опросов показывают, что значительная часть молодых людей (около 1/3) вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы: желание уйти из родительского дома, совершить ответственный самостоятельный шаг, отомстить кому-либо или просто за компанию с другом. Естественно, что такое поверхностное, несерьезное отношение к браку, отсутствие соответствующей мотивации приводят к тому, что перед супругами не встают задачи самоопределения семьи, выяснения супружеских ролей, внутрисемейного статуса каждого из них, их общих целей.

Каждый седьмой брак, заключенный в первой половине 80-х годов, — это брак между супругами, возраст каждого из которых не превышает 20 лет. В данном случае проявляется чаще всего психологическая неготовность к браку. Молодые семьи, как правило, не отделены от родителей и материально целиком от них зависят. В подобной ситуации встают такие проблемы, как обеспечение самостоятельности молодой семьи, лидерства в ней (зачастую на эту роль претендует кто-либо из родителей супругов), а также проблема взаимоотношений между членами молодой семьи и живущими с ними родителями, которые могут сложиться неблагоприятно и осложнить неизбежные в этом случае супружеские конфликты.

В России средний возраст впервые вступающих в брак вообще ниже, чем в Европе и США, и составляет 21,7 года для женщин и 23 — для мужчин. В Западной Европе соответствующие показатели — 25,7 и 28,4. Это связано в первую очередь со спецификой западной системы образования. Причем тенденция к повышению возраста вступления в брак (так называемое взросление браков) у нас пока не наблюдается.

Среди причин разводов встречается такая, как разочарование в партнере и утрата на основе этого первоначального чувства любви. Эта опасность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства которых до свадьбы был непродолжителен (от трех до шести месяцев).

Большая часть разводов происходит разумеется, из-за причин, возникающих непосредственно в результате совместной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25—30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов много ниже среднего уровня.

При разводе как ведущие указываются три группы причин:

1. Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).

2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность).

3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).

Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость — результатом хозяйственных неурядиц и т.п. Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. По оценкам многих российских и зарубежных социологов, весьма распространенными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами, причем зачастую такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет.

Нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака — одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев. Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов могут сыграть службы семьи, улучшение организации бытового обслуживания, решение жилищной проблемы.

Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.

Таким образом, ничто не стоит на месте, всё находится в движении, так и институт семьи переживает преобразование, меняются ценности, жизненные ценности, жизненные ориентиры, методики воспитания. Всё чаще встречаются словосочетание «мать-одиночка», нежели «многодетная семья». Для поддержания общей значимости семейных ценностей проводится государственная политика: год семьи, день защиты детей, бесплатная телефонная служба доверия.

Проблемы и перспективы семьи

2. Проблемы и перспективы семьи

2.1 Социальные проблемы семьи

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой.

Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:

— Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей.

— Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин)

— Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.

— Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений

— Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь)

Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны.

Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов.

Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ.

Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, а также и для неспециалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социалььные функции в обществе, и по этой причине государство и общетсвенные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных условий решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.

Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в разных социальных системах.

2.2 Перспективы развития семьи

Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи». Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества.

Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме. Результаты подробного рассмотрения состояния современной семьи не сводятся лишь к констатации того, что семья на рубеже XX-XXI столетий обладает иным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам: -история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума; -семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной , этнической информации; -ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека. Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность – это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, происхождение которых обусловлено состоянием института семьи, и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь с созданием полноценного института семьи. Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного и философского исследования семьи, включая и ее современную эволюцию. Семья и семейные отношения в исследовательских работах рассматриваются по нескольким векторам. Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений как структуры, воспроизводящей человека как биологическую особь. Список наиболее значимых работ в этой области открывается работами И. Бахофена «Материнское право» (1861г.), Л.Моргана, Д.Мак-Леннана, Ф.Энгельса, Э.Вестермарка. Среди отечественных исследователей необходимо назвать в первую очередь Ю.И. Семенова, Л.А. Файнберга. В их работах глубоко и полно раскрывается исторический путь развития семьи, который рассматривается как часть эволюционного процесса мировой истории. Организация межполовых отношений всецело подчинялась необходимости продолжения рода. Это, по Бахофену, («Материнское право», 1861г.), и обусловило определение происхождения по материнской линии. Основные дискуссии того времени концентрировались вокруг вопросов, связанных с причинами, приведшими к строгому упорядочиванию брачно-семейных отношений, которые в конечном счете организовали отношения родства в патриархальную модель семьи. Бахофен полагал, что к такому развитию привели исключительно религиозные воззрения человека. Морган и Энгельс считали, что единобрачие утвердилось благодаря женщине. В сложившейся моногамной патриархальной семье сохраняется господство мужа над женой, ориентация на рождение детей, закрепление ответственности за домашнее хозяйство и воспитание детей за женщиной. Семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных , нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом. Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, и до сегодняшнего дня человечеством не разработан какой-либо иной институт, способный заменить семью в ее функции социализации и самоидентификации личности.

Заключение

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Формы браков:

Гражданский vs церковный брак

Внешний vs внутренний брак.

Моногамный vs полигамный брак

Равный vs неравный брак

Патрилокальный vs матрилокальный брак

Пробный vs фиктивный брак.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.

2. Введение в педагогику: Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека. -Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2004. — 215 с.

3. Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М. Гессена. — СПб.: Издание О.Н. Попова, 2005. — 360 с.

4. Давидюк Г.П. Прикладная психология. — Минск: Выш. школа, 2005. — 219 с.

5. Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М.: Союз, 2005. — 335 с.

6. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). — 3-е изд., доп. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. — 313 с.

7. Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2004. — 418 с.

8. Кареев Н.И. Основы русской психологии / Подготовка текста, вступ. ст., комментарии И.А. Голосенко: Ин-т социологии Российской Академии наук: С.-Петерб. филиал. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. — 368 с.

9. Кон И.С. Психология личности. — М.: Политиздат, 2005. — 382, с.

10. Кравченко А.И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей. — М.: «Московский Лицей», 2006. — 367 с.

11. Токарева Т.Н. Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007.- №2.- с.16-21

12. Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13-16

Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2004. — С.127-128

Кон И.С. Психология личности. — М., 2005. — С.89-90

Кон И.С. Психология личности. — М., 2005. — С.89-90

Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13.

Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. — СПб., 2005. — с.115.

Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М., 2005. — с.89.

Токарева Т.Н. Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007.- №2.- с.17.

Введение в педагогику: Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека. -Ижевск, 2004. — С.178

Кравченко А.И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей. — М., 2006. — с.178.

Давидюк Г.П. Прикладная психология. — Минск, 2005. — с.116.

Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13.

Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. — СПб., 2005. — с.115.

Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М., 2005. — с.89.

Информация о работе «Семья как основной фактор социализации личности» Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 44386
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

54934 2 1

… для восприятия большого количества информации не только и не, сколько познавательного характера, сколько направленной на обогащение личностного социального опыта маленького человека. Значение школы, как ведущего фактора социализации достаточно трудно переоценить и на фоне получения знаний, предпрофессиональной подготовки ученика. Также, как в дошкольном возрасте, важна игра для умственного и …

148348 5 0

… школ, педагогов-психологов, социальных педагогов в переподготовку и повышение квалификации содержательно ориентированных на вопросы помощи детям и молодым людям с ОПФР. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При изучении факторов социализации и социальной адаптации детей- инвалидов в современном обществе я: — рассмотрела основные понятии социализации и социальной адаптации детей с ОПФР в психологии, педагогике, …

28381 0 0

… и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами: • характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со …

204737 8 6

… личный опыт школьника, поможет осознать смысл не только личного опыта, но и опыта общественных отношений, и тем самым ускорит формирование личности в экологической культуре школьника. Особое место в формировании экологической культуры средствами народной педагогики должна занять организация экологической деятельности школьника. Любая деятельность может при определенных условиях способствовать …

— Психология семьи и семейная психотерапия в кросскультурном аспекте (республика Казахстан)

ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / — Психология семьи и семейная психотерапия в кросскультурном аспекте (республика Казахстан)

Бебчук М.А., Корсун Т.В., Рихмаер Е.А, . Альманах современной науки и образования. Научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. , 2008, стр.19-22.

Психология семьи и семейная психотерапия в кросскультурном аспекте

(Республика Казахстан)

Бебчук М.А., Корсун Т.В., Рихмаер Е.А.

(Институт интегративной семейной терапии)

Москва

Вступление и благодарности

Настоящая публикация является результатом пятилетнего наблюдения за «жизнью» семей, приходящих на семейное консультирование, разборы случаев и просто на демонстрационные семинары, проводимые в рамках образовательной программы Московского Института интегративной семейной терапии в г. Алма-Ате (Казахстан). Авторы и все сотрудники Института почтительно относятся к восточным традициям и выражают искреннюю благодарность членам семей и участникам образовательной программы за предоставленный материал и живой интерес к данному исследованию.

Нужны ли кросскультурные исследования в практической семейной психологии?

На первом году обучения одна из участниц образовательной программы после завершения демонстрационной сессии воскликнула: «А разве с казахскими семьями должны и могут работать не только казахи (психотерапевты – авт.)!?»

Географически Казахстан находится в Азии, но исторически сложилось, что более половины населения – российское или европейское, т.к. в сталинское время именно в Казахстан выселялись немцы Поволжья, украинцы, многие народы с Кавказа. Кроме того, Казахстан — рубеж мусульманства и православия, и, следовательно, в стране – много межкультурных и межрелигиозных браков.

Исторически народы, населяющие Казахстан, вели кочевой образ жизни, и, во многом с этим фактом связаны сохранившиеся до наших дней традиции и правила. Знание уклада жизни казахских семей в значительной степени помогает специалистам, работающим в системном подходе, адаптировать рожденные в Европе или США техники и методики к специфике Востока.

Одним из законов, которому подчиняется семейная система, является Закон Развития, согласно которому всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Понятие жизненного цикла введено школой Palo Alto. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи меняется и вместе с ним меняется семейная ситуация.

Стадии жизненного цикла казахской семьи значительно отличаются от американской (А. Аккерман, Д. Браун) или российской (А.Я.Варга) модели жизненного цикла. Казахские семьи так строго следуют древним традициям (особенно в селах Южного Казахстана), что на первый взгляд может показаться, будто Закон Гомеостаза главенствует над Законом Развития.

В Казахстане, как и в России, практически не бывает отдельно живущих нуклеарных семей, что только частично связано с экономическими причинами, а не в меньшей степени с тем, что традиционно казахи живут большой (в прошлом – кочевой) семьей. По казахским традициям младший сын часто остается жить с родителями и создает свою собственную семью в родительском доме, что исключает в казахской семье стадию монады, существующую в американских семьях, во время которого одинокий молодой человек, финансово практически самостоятельный, живет отдельно от своих родителей.

Рассмотрим жизненный цикл традиционной казахской семьи.

Первая стадия жизненного цикла — это родительская семья со взрослыми детьми, часто с ними проживает один из прародителей. Таким образом, в одной семье живут три – четыре – пять поколений, что определяет характер взаимоотношений между подсистемами прародители – родители — дети: двойственное положение родителей по отношению к своим детям и к прародителям (одновременное нахождение родителей в 2-х или 3-х подсистемах). В семьях с размытыми границами между подсистемами и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Часто эти роли спутаны.

В Казахстане нормальным явлением считается семья, в которой — 6-8 детей. В этом случае старшая девочка является «функциональной матерью» для своих младших сиблингов.

Наиболее вероятными проблемами на данном этапе, с которыми может столкнуться семья, следующие:

  • Размытость границ не позволяет четко распределить ответственность между подсистемами: за принятие финансовых решений и определение норм или правил взаимодействия между членами семьи;
  • Нередко прародители по ряду причин (см. ниже) являются функциональными родителями для своих внуков, что упрощает возможности образования коалиций между подсистемами прародителей и внуков либо родителей и детей.

В качестве иллюстрации приведем случай молодой женщины 38 лет, которая обратилась за консультацией по поводу низкой самооценки и сложностей при общении с мужчинами.

Она — первый ребенок в семье, в которой кроме неё ещё семеро детей (самому младшему 25 лет). Только двое из них вышли замуж или женились и живут отдельно. Остальные проживают в одном доме с родителями. Наша клиентка 2 месяца не работает и тяготится тем, что не может за себя платить и самостоятельно покупать себе вещи, хотя в семье её очень поддерживают и любят. Согласно её словам, у неё дома — особое положение, так как ей позволяют делать то, что другим «детям» не разрешают, даже сейчас, когда она не работает. Все работающие и зарабатывающие «дети» отдают основную часть заработка матери, которая затем распределяет бюджет, исходя из общих интересов семьи. «Дети» не могут самостоятельное принять решение по поводу распределения заработанных денег, так как это может ущемить интересы других членов семьи и будет считаться предательством по отношению к ним. Замужество и переезд к мужу одной из сестер также переживается матерью как предательство.

В данной работе мы использовали метод системных семейных расстановок (по Б. Хеллингеру) в связи с запросом клиентки на однократную встречу. В процессе работы была выявлена триангуляция клиентки в отношения родителей и ее дисфункциональная роль по отношению к своим младшим братьям и сестрам.

В данной расстановке, как и в других расстановках со схожей темой, у «заместителей» старших детей, по нашим наблюдениям, возникает желание встать в один ряд с матерью – за спинами у младших. При этом младшие дети легко благодарят мать за жизнь, но им удобнее, когда за спиной стоит еще и старшая сестра.

Вторая стадия жизненного цикла казахской семьи существенно отличается от подобного этапа типичного российского жизненного цикла. Эта стадия начинается тогда, когда один из взрослых детей знакомится с будущим брачным партнером и приводит его в дом своих родителей (в Казахстане это только сын).

На данной стадии характерно наличие следующих проблем, ведущих к дисфункции семьи:

  • Отсутствие четких границ между подсистемами затрудняет молодой семье обозначение и защиту своих границ;
  • Отсутствие условий для выработки молодой семьей личной ответственности;
  • Возможность возникновения новых коалиций между подсистемами с привлечением нового члена семьи;
  • Игнорирование и неприятие жизненного опыта нового члена семьи и возможное противостояние его с «новой» семьей.

В России, как и в Европе, после свадьбы, новая семья образует новую систему. В Казахстане — жена «отказывается» от своей родительской семьи (ее или украли, или купили) и входит в систему мужа. По исходному порядку она становится младшей в роду, что находит свое подтверждение в названии «младшая невестка (сноха)». При этом глава рода – свекровь, которая определяет правила и семейный уклад. Младшая сноха живет практически на правах прислуги, например, не имея права садиться за стол, пока другие не поедят. Однако, по всей видимости, эта традиция уходит корнями так далеко вглубь, что противостоять ей даже не приходит в голову. В казахских семьях почтение к старшему поколению настолько велико, что сноха, пришедшая в дом к своему мужу, не может даже подумать о том, что родители её мужа не имеют права вмешиваться в жизнь их «нуклеарной» семьи.

Ни у нас на психотерапевтическом приеме, ни в опыте местных коллег, не было случая, в котором бы жена младшего сына жаловалась на свою судьбу, или у кого-то возникали по поводу её положения в доме другие мнения. Интересно отметить, что в расстановках комфортная заключительная «картинка-решение» выстраивается таким образом, что свекровь часто стоит ближе к сыну, чем его жена. Повышение статуса жены возможно только через рождение детей, особенно мальчиков.

В случаях межрелигиозных браков наблюдается удивительное различие. В парах мужчина – казах, женщина – русская, жена «следует» за мужем в мусульманство. При этом в расстановках они стоят близко друг к другу. В случаях, когда мужчина — русский, женщина – казашка, она остается в мусульманстве. В работе методом расстановок «заместителям» пары удобно стоять не близко, а на некотором расстоянии друг от друга. В качестве иллюстрации влияния процедуры бракосочетания на дальнейшую семейную историю приведем случай молодой женщины, которая обратилась за консультацией по поводу потери психологического контакта с дочерью 16 лет. При опросе выяснилось, что в 16 лет наша клиентка была похищена и выдана замуж за человека, которого ранее не знала и не любила. С одной стороны, с момента похищения контакт со своей матерью у клиентки был практически потерян, что повторилось на психологическом уровне в следующем поколении. С другой стороны, так и не полюбив, и не доверившись своему мужу, она с дочерью (и, соответственно, наоборот дочь с ней) устанавливает дистанцию, которая установлена между супругами. (Могла быть и диаметрально противоположная ситуация – симбиотических отношений матери с дочерью).

Третья стадия жизненного цикла связана с рождением первого ребенка. Это кризисный период для всей системы. По казахским традициям первый ребенок может быть отдан на воспитание прародителям (по отношению к молодой семье это их родители) или в семью старшего брата (если к этому моменту у него нет наследника либо нет детей), что ведет к возникновению предельных проблем на этом этапе:

  • Биологические родители, отдавая своего первого ребенка в другую семью, утрачивают свои родительские функции, что накладывает свои особенности на их дальнейшее взаимодействие с ребенком;
  • У молодой семьи затягивается этап перехода на третью стадию жизненного цикла, что сказывается на супружеских отношениях;
  • Сложности в формировании границ и идентификации роли у биологических родителей часто приводят, в первую очередь, у мамы к психосоматическим реакциям, депрессии и к патологическому формированию личности.

Т.о. прародители с 5-ой стадии (см.ниже) искусственно возвращаются на 3-ю стадию жизненного цикла: «Рождение первого ребенка». В связи с этим следует отметить еще два момента: во-первых, у прародителей отсутствуют физические возможности осуществлять полноценное воспитание ребенка, в том числе, в связи с возрастом, и, во-вторых, прародители получают дополнительное фактическое влияние на жизнь своих детей (биологических родителей первенца): «Мы растим вашего ребенка. Вы нам должны».

В работе методом системных расстановок, с одной стороны, такая позиция приводит к нарушению баланса между «брать и давать». С другой стороны, — у ребенка наблюдается прерванное «движение к …» (по Б.Хеллингеру).

Следует отметить, что в биологическом мире существуют типы родительства, необходимые на определенных этапах филогенеза для выживания всего вида, в том числе, и тип, при котором родители оставляют своих детей. При этом у детей, естественно, формируется высокая способность выживать в сложных ситуациях. Пофантазировав, можно предположить, что в древности для продолжения рода в тяжелых условиях кочевья, такой способ организации этой стадии жизненного цикла был необходим и целесообразен.

На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. С появлением второго ребенка возникает семейная структура молодой семьи. Семья становится более устойчивой с четко обозначенными границами. К особенностям данной стадии жизненного цикла в казахских семьях, а, соответственно, и возникновения возможных проблем, можно отнести:

  • Затруднения в идентификации прародителей в качестве дедушек и бабушек для второго ребенка, что может привести к изменению дистанции между прародителями и первым ребенком, с одной стороны, и родителями и вторым ребенком – с другой;
  • В родительской подсистеме этот период определяется четким обозначением собственных границ и перераспределением функциональных обязанностей.
  • Отсутствие условий для создания горизонтальной связи в подсистеме детей приводит к изоляции первого ребенка от своей родительской семьи. Возникают сложности принятия этого ребенка в детскую подсистему. Нарушается «порядок» в понимании Б. Хеллингера.
  • Отсутствие естественного контакта с сиблингами особенно выражено в семьях с жесткими внешними границами. И, напротив, при хорошем контакте первенца с другими детьми, как правило, нарушаются границы между подсистемами родителей и прародителей.

В работе методом системных семейных расстановок возникают затруднения в процедуре принятия первого ребенка в свою подсистему братьями и сестрами, а также сложности в поиске для него «правильного» места.

При описании данной стадии жизненного цикла также важно отметить различное отношение в семьях к сыновьям и дочерям. До определенного возраста к девочкам (дочерям) в казахских семьях существует двойственное отношение. С одной стороны, их обучают домашнему труду, и они выполняют значительную часть домашней работы, а, с другой стороны, девочки считаются «гостьями» в своем доме и к ним относятся очень бережно. Их пребывание в родительском доме непродолжительно, т.к. их готовят к уходу в другую семью (систему), в другой род. В связи с этим, при появлении в доме первой снохи (т.е. жены сына) девочки (т.е. дочери) переходят в привилегированное положение и домашней работы не выполняют.

В расстановках девочкам независимо от порядка рождения комфортнее стоять в ряду после мальчиков. Кроме того, обращение девочек к родителям практически всегда очень уважительное, часто по «Имени Отчеству» и на «Вы». Слова «мать» и «отец» им сложно произносить.

Среди особенностей этой стадии следует еще раз отметить большое количество детей в семьях и функциональное распределение родительских ролей между старшими детьми. Разница в возрасте между старшими и младшими детьми может быть 20-25 лет. Это означает, что не всегда есть отчетливая граница между четвертой, пятой, а иногда и шестой стадией жизненного цикла казахской семьи.

На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. В Казахстане, как и в России, стареющих и болеющих родителей не принято отдавать в дома престарелых, и уход за ними до последнего дня считается долгом детей.

К особенностям казахских семей на данном этапе можно отнести очень большой авторитет и уважение к старости и старейшинам. А, соответственно, ещё большее влияние стереотипа, что «хороший ребенок должен поднести стакан воды своим стареющим родителям». Чаще эту роль в казахской семье выполняет приемный ребенок (первый внук) либо его родители.

Сравнительно часто на этой стадии (впрочем, как на предыдущей, так и на последующей стадиях) семья, и, следовательно, психотерапевт могут встретиться с ситуацией многоженства. В Казахстане по закону сейчас разрешена одна семья, но после оформления развода можно жениться еще раз. Материальная поддержка предыдущих семей – обязательна. Однако в реальности, как принято в мусульманстве, у мужчины может быть до четырех жен. В этом случае достойное проживание всех жен и детей является делом чести, и позволить себе эту «роскошь» могут только богатые казахи. Женщина легко принимает всех предыдущих жен и детей. В работе методом расстановки даже вопрос «Уважаешь ли ты первую жену?» вызывает удивление. Это само собой разумеется. Проблемы с уважением детьми новых жен возникают только тогда, когда новая жена – моложе детей от предыдущих браков.

Кроме отмеченных особенностей данной стадии нам довелось встретиться на консультативном приеме еще с одной ситуацией, которая для казахских семей является традиционной. За помощью обратилась супружеская пара со значительной разницей в возрасте (жена была старше мужа на 17 лет) по поводу эмоциональных сложностей, возникающих в браке. При построении генограммы выяснилось, что женщина овдовев, была обязана повторно выйти замуж за младшего брата своего мужа, чтобы дети от первого брака (и, в первую очередь, мальчики) сохранили принадлежность роду мужа (отца).

Шестая стадия. При внешнем сходстве с российской семьей, в Казахстане все же есть свои традиционные особенности. Прародители умерли (кстати надо иметь в виду, что в Казахстане много долгожителей), и на этой стадии вновь мы видим семью со взрослыми детьми. Однако остается первый ребенок, статус которого часто так и не определен. На этом этапе, наконец, стираются границы между родительской семьей и этим ребенком. Осуществляется его вхождение в родительскую семью. Это тоже кризисный период и возможно возникновение определенных проблем:

  • Первый ребенок может шантажировать и обвинять родителей, списывая на них все неудачи своей жизни, объясняя их тем, что его отдали, и он рос без родительской любви.
  • Возникающее у родителей чувство вины приводит к тому, что они не редко пытаются «откупиться» от первенца.
  • Может усилиться противостояние между детьми в связи с тем, что первый ребенок входит в родительскую семью последним, предъявляя требования, как первый.

В заключение статьи, отметим еще одну тему, с которой нам приходилось много раз сталкиваться на консультативном приеме или в групповой терапии. В начале статьи мы упоминали о переселении народов на казахские земли. Как с войной, так и с репрессиями связана была необходимость смены фамилии, имени, национальности у немцев, евреев и некоторых других народов. Эти изменения паспортных данных держались в тайне даже от очень близких людей. По сути происходил отказ от рода, корней и собственной идентичности.

В этих случаях (а это практически все семьи не казахского происхождения) в психотерапии звучит тема «оборванных» корней. Для клиента и, соответственно, консультанта (психотерапевта) это проявляется трудностями в поиске «места» в системе. При работе методом расстановок возникают также затруднения в поиске «поддерживающих» фигур. Очень ресурсным в работе этим методом является использование многих поколений сразу, «заместители» которых располагаются за спиной клиента.

Словом, так или иначе, на Западе или на Востоке, семейная система стремится пройти свой жизненный цикл, а ее члены неизбежно проходят (удачно или неудачно) стадии своего развития. Данная статья не ставит задачу охватить все особенности этнопсихологии казахских семей, учесть все нюансы, возникающие на разных этапах развития семьи, однако учет и знание отличий жизненного цикла традиционной казахской семьи от российской может повысить эффективность проводимой семейной психотерапии.

Читать онлайн «Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США»

Моя первая встреча с доктором Джеймсом Винтером произошла при весьма драматических обстоятельствах. Случилось это в спальне старого загородного дома в два часа ночи. Пока доктор с помощью женщин заглушал фланелевой юбкой мои гневные вопли и купал меня в теплой ванне, я дважды лягнул его в белый жилет и сбил с носа очки в золотой оправе. Мне рассказывали, что оказавшийся при этом один из моих родителей тихонько заметил, что с легкими у меня, слава Богу, все в порядке. Не могу припомнить, как выглядел в ту пору доктор Винтер: меня тогда занимало другое, – но он описывает мою внешность отнюдь не лестно. Голова лохматая, тельце, как у общипанного гусенка, ноги кривые – вот что ему в ту ночь запомнилось.

С этой поры периодические вторжения в мою жизнь доктора Винтера разделяют ее на эпохи. Он делал мне прививки, вскрывал нарывы, ставил во время свинки компрессы. На горизонте моего безмятежного существования маячило единственное грозовое облако – доктор. Но пришло время, когда я заболел по-настоящему: долгие месяцы провел я в своей плетеной кроватке, и вот тогда я узнал, что суровое лицо доктора может быть приветливым, что скрипучие, сработанные деревенским сапожником башмаки его способны удивительно осторожно приближаться к постели и что, когда доктор разговаривает с больным ребенком, грубый голос его смягчается до шепота.

Но вот ребенок вырос и сам стал врачом, а доктор Винтер остался как был. Только побелели волосы да еще более опустились могучие плечи. Доктор очень высокий, но из‑за своей сутулости кажется дюйма на два ниже. Широкая спина его столько раз склонялась над ложем больных, что и не может уже распрямиться. Сразу видно, что часто приходилось ему шагать в дождливые, ветреные дни по унылым деревенским дорогам – такое темное, обветренное у него лицо. Издали оно кажется гладким, но вблизи видны бесчисленные морщинки – словно на прошлогоднем яблоке. Их почти незаметно, когда доктор спокоен, но стоит ему засмеяться, как лицо его становится похожим на треснутое стекло, и тогда ясно, что лет старику еще больше, чем можно дать на вид.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *