Социальная работа в образовании

Социальная работа в образовании

Социальная работа в системе образования

Особую роль в решении вопросов социальной защиты детей, в их успешной социализации должна сыграть система образования, в которой работают такие специалисты как социальные педагоги, специалисты по социальной работе практическая деятельность которых в основном сориентирована на работу с семьями и детьми.

Известно, что главная цель социальной работы — способство­вать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потреб­ностей человека и общества. Что же касается цели современного образования в Республике Беларусь, то она сводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресур­сов, культурных и исторических традиций; направленной на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров

Сегодня назначение образования заключается не только и не столько в вооружении подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками для последующей взрослой жизни, сколько в формировании у детей, подростков и молодежи социальной компетентности, помощи им в успешной социализации и интеграции в общество.

Выделяют ( Фирсов М.В.) следующие социально-педагогические аспекты социальной работы в системе образования:

* дошкольное воспитание (уход, воспитание, обучение в детских садах, школьных подготовительных классах). Предметом заботы специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях когда ребенок по каким-либо причинам терпит социальные и материальные лишения. Задача специалиста в таких случаях – разработка профилактических мер и устранение симптомов семейного неблагополучия.

* работа с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультирование по различным вопросам, помощь в выборе профессии и т.д.);

* воспитание в детских домах, интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, социальных приютах (воспитание, сопровождение, создание условий близких к семейным, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия);

* социально-педагогическая помощь семье;

* социальная работа в техникумах, колледжах, вузах. специалист посоциальной работе дол­жен учитывать возрастные особенности своих клиентов ; понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в учебе и сфере труда, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользо­ваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. Приоритетными направлениями социальной работы должны стать помощь учащимся и студентам в успешной адаптации к учебному заведению; поддержка молодой семьи; формирование культуры здорового образа жизни и профилактика правонарушений; информирование учащихся и студентов об их правах и социальных гарантиях; создание благоприятных условий для обучения и проживания в общежитиях; помощь в разрешении конфликтных ситуации.


* социальная работа в школе.

Назначение социальной работы в школе — это содействие переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социально-профилактическим, т.е. к предупреждению неблагополучия в разных сферах жизнедеятельности ребенка.

Трудности и проблемы, с которыми, по разным причинам, может сталкиваться ребенок в системе образования, в частности в обучении и воспитании, приводят к различным формам девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, жизненной несостоятельности значительной части молодежи, к росту несовершеннолетних матерей-одиночек, к бездуховности и безнравственности.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе :

* проблемы детей, традиционно находящихся в поле внимания педагогов, социально-педагогических служб – детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот, детей из многодетных и социально-неблагополучных семей

* проблема неуспевающего ученика, которая сегодня выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится острой социальной проблемой. В данном случае речь идет не о детях с отклонениями в развитии, а об учащихся школы с нормальным интеллектом, и тем не менее испытывающим трудности в обучении, которые приводят к нарушению социальной и психологической адаптации, неуспеваемости, недисциплинированности, правонарушениям и т.д.


Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неод­нозначностью, многовариантностью. Выделяют две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), а также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других, которые приводят к школьным трудностям и проблемам*.

1).Экзогенные (внешние) причины — это условия в которых развивается и растет ребенок. Они имеют как положительное так и отрицательное влияние, в частности, могут приводить к социальной депривации, что будет способствовать отставанию в функциональном и психическом развитии ребенка. Выделяют и такие внешние причины как:

экологические условия; педагогические факторы (личность педагога, школьное окружение, отсутствие педагогической культуры у родителей).

2). Эндогенные ( внутренние ) факторы связаны с отклонениями в физическом развитии; нарушении состояния здоровья; отклонениями в психическом развитии.

3).Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) причины в комплексе. Комплексность школьных проблем предполагает обязательную интеграцию усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке мер и мероприятий по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки детям и родителям, а также педагогам школ.

Наиболее эффективной формой организации социальной работы в школе является социальная служба. Постановлением Министерства образования РБ от 27.04. 2006 № 42 утверждено Положение о социально-педагогической и психологической службе (СППС) учреждения образования. Ее назначение- организация активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учащихся и родителей между собой, так и различных социальных учреждений со школой.

Приоритетными направлениями деятельности школьных служб являются: социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей; социально-педагогическая поддержка ребенка и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, поведении в школе и дома; социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация детей; организация социальной помощи нуждающимся детям; оздоровление семейной среды.

Социальная работа в системе образования может осуществляться в разнообразных формах и с помощью различных методов: групповая работа со школьниками вне занятий ( ролевые игры, тренинги, дискуссии и т.д.); работа с родителями, представление их интересов; консультирование; супервизорство; социально-педагогическое сопровождение; организация досуговой деятельности детей; индивидуальная работа.

Эта страница нарушает авторские права

Роль и место социального работника в образовании

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой — от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3—7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семьей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.

Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.

В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии — физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов — медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера, и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3—7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».

Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», т.е. детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями.

Несмотря на то что деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы. Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1—4 классы), основного общего (1—9 классы) и среднего (полного) общего образования (10—11 классы). Причем следует иметь в виду, что требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ст. 19 Закона об образовании).

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега но организации социальной помощи, помогает нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например: возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога; принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником; использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.

В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся — оформление социальных паспортов — формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска».

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15—19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер — вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах — еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.

Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных — получить дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.

О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.

Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

Опыт различных стран, например Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в образовании. В одних случаях специалисты по социальной работе являются штатными сотрудниками образовательного учреждения, в других — они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования. В школах они занимаются с учениками, поведение которых является девиантным или испытывающими трудности в учебе; проводят профилактическую работу, предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают с их семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии предпочтение отдается первому варианту: социальных работников здесь принято включать в штат образовательного учреждения.

Особая роль социальным работникам принадлежит в работе с девиантными подростками. Самой тяжелой проблемой стало распространение таких форм девиации, как наркомания и токсикомания, алкоголизм, правонарушения, немотивированная агрессия и др.

В период взросления подростки часто сталкиваются как с объективными трудностями, так и субъективными переживаниями. Причинами могут быть конфликты в семье, разлады с друзьями, непонимание преподавателей, проблемы коммуникации и т.д. Следствием этого становится поиск средств и способов улучшения душевного состояния. Поэтому подбор эффективных технологий в социальной работе с детьми и подростками, проявляющими девиантное поведение, в сфере образования будет невозможным без анализа причин различных форм девиантности.

Социальную работу в этом направлении можно разделить на два направления: коррекционное и профилактическое. Как и во всех других случаях, их реализация опирается на социальную диагностику. Диагностика девиантного поведения требует специальных знаний и навыков, поэтому социальному работнику необходимо опираться не только на свои возможности, но и на практику специальных социальных учреждений: социально-реабилитационных центров по работе с несовершеннолетними, психолого-педагогических центров и т.д.

Цель профилактических технологий — оказание социально-психологической помощи подросткам «группы риска», выявление безнадзорности, профилактика рецидивов криминального поведения. Для профилактической работы важно использовать не только учебный процесс, но и внеклассную работу — индивидуальную и групповую. Организация коррекционных технологий требует от специалистов социальной работы специальной подготовки в области коррекционной социальной педагогики, культурно-досуговой деятельности.

2. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в рф

Социальные работники имеют дело с людьми разного возраста — с детьми, молодежью, взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества — сферой здоровья (как физического, так и психического); правосудием; системой образования; с планированием семьи; финансовыми программами; с проблемами трудоустройства населения.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают со случаями, организуют сети поддержки, а, кроме того, они планируют и координируют социальную работу, осуществляют административные функции в ее организации и, наконец, формируют ее оценку.

Им приходится работать как с традиционным контингентом — с детьми и пожилыми людьми, так и с новым, нетрадиционным, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, с иммигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странах социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен и реформ. В развивающихся странах система социальной работы ориентируется на развитие общества в целом.

В конфликтном обществе социальные работники способствуют примирению сторон. Как педагоги они работают в контакте с представителями других профессий, используя свои навыки в групповой работе, общении, планировании программ. Они организуют работу в общине, учитывая ее специфику.

Почти во всех странах проводится работа с неимущим населением . Независимо от того, в какой организации трудятся социальные работники — в государственной, добровольческой или общественной, они разделяют одни и те же основополагающие ценности: человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержку неимущих и наиболее социально уязвимых слоев населения, стремление к мирному сосуществованию, добрую волю.

Большое количество клиентов, с различными проблемами обязывают социального работника быть человеком, образованным во всех сферах жизни общества. С этим и связаны различные проблемы подготовки специалистов по социальной работе. Социальный работник должен быть универсалом.

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов, т.е. подготовке специалистов в области социальной работы.

В современной России профессиональная подготовка специалистов по социальной работе — это адекватная реакция на сложившуюся непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

В 2009 году в России действует около 1670 центров социального обслуживания, 843 центра социальной помощи семье и детям, 54 центра психолого-педагогической помощи населению и экстремальной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и подростков, 59 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 63 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий. В системе социального обслуживания задействовано свыше 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов. Но, к сожалению, этого числа социальных служб и специалистов, работающих в них недостаточно для такой страны как Россия, с множеством пробелов в области социальной защиты населения.

К тому же современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования; во-вторых, стационарные факультеты и отделения высших учебных заведений не в состоянии удовлетворить потребности служб в специалистах; в-третьих, сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению «социальная работа». В переподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную службу инженеры, технологи, агрономы, но и учителя, врачи, психологи, работники дошкольных заведений, работники МВД и др. Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации.

Неопределенность и нестабильность современного мира создают новые стимулы и возможности для возрастания роли профессиональных социальных работников в разрешении, преодолении или, по крайней мере, смягчении многих социальных конфликтов, формировании социального государства.

Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков социальной работы и профессионального образования. Без профессионального образования невозможна организация социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.

Серьезную проблему подготовки специалистов по социальной работе представляет собой и слабая государственная поддержка, недостаток финансирования, материально-технического обеспечения процесса переподготовки профессорско-преподавательского состава, как в стране, так и за рубежом. Необходимы средства для развития социальных наук, осуществления целого ряда проектов в области социальной защиты.

Также одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.

Сегодня всеобщее признание получила идея о том, что строить практику социальной работы лишь по модели, фокусирующейся на проблемах только индивидуальных клиентов (индивидуально-центрированная модель), недостаточно.

В качестве альтернативного подхода часто предлагается работа на макроуровне, направленная больше на изменения в рамках всего общества, в том числе в социальной политике, планировании, социальной деятельности, чем на индивидуальное консультирование или работу со случаем.

Это привлекательная модель, но необходимо помнить, что практическая социальная работа осуществляется в весьма политизированном контексте. В интересах здравого смысла социальным работникам можно предложить не ставить перед собой максималистских целей. В профессиональные обязанности социального работника не входит фундаментальное изменение социальной структуры. Кроме того, у социального работника есть преимущество в осуществлении именно индивидуальной и групповой работы, и было бы неразумно не уделять этому достаточного внимания. В итоге можно отметить, что специфическое свойство социальной работы заключается в том, что она неотделима от конкретного социального контекста и ее стратегия должна строиться исходя именно из этого контекста. Тем, кто составляет учебные программы по социальной работе, необходимо учитывать данный факт. Его следует отметить еще и потому, что знания по социальной работе, как уже подчеркивалось, распространяются в основном из западных стран в развивающиеся и другие страны. В свою очередь, многие новые подходы к работе в ситуации социальных и семейных конфликтов, недостатка жилья, которые с разной степенью успешности использовались в других странах, не нашли применения в экономически развитых странах. Вот почему преподавателям по социальной работе в России было бы полезно познакомиться с опытом подготовки специалистов в других странах.

Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста по социальной работе

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

«оптация» (лат. optatio — желание, избрание) — форми-рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» — формирование профес-сиональной направленности и системы профессиональных зна-ний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач; «профессиональная адаптация» — вхождение в профес-сию, освоение новой социальной роли, профессиональное само-определение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

«профессионализация» —формирование профессиональ-ной позиции, интеграция личностных и профессионально важ-ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио-нально значимые образования, квалифицированное выполне-ние профессиональной деятельности;

— «профессиональное мастерство» — полная реализация, са-моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль-ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере-сов социального работника. Развитию этих качеств и образова-ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель-ности способствует решение следующих задач:

развитие личностного интереса к выбранной профессии;

формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

формирование профессионально-мотивационной установ-ки на будущую деятельность;

—формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са-моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде-литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо-димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве-тить на следующие вопросы:

чего он хочет в своей профессии;

что он должен предпринять в своей профессиональной дея-тельности, чтобы добиться успеха;

что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст-венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации » личностно ориентированной пе-дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци-ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко-торую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает обще-ственную значимость, становится условием развития как про-изводственных, так и социальных отношений.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы-полнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник по-могает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, не-совершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей само-стоятельно решать свои проблемы, социальный работник под-нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ-ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про-фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, со-относить свои индивидуальные особенности, статусные и воз-растные возможности, собственные притязания с требования-ми общества и окружающих. Личностная зрелость предполага-ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап-тироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэто-му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само-формирование человека столь важную роль играет профессио-нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальных работников, гуманистически ори-ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус-ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си-туациях Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечать следующим специфическим требованиям:

создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове- колюбия;

усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней;

создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

создание условий для поощрения уникальности и непо- вторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;

создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

организация учебного процесса, в котором учебная груп-па становится условием формирования и развития свойств ду-ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со-общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации.

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про-исходит осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать сво-бодными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональ-ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна-тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес-сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре-рывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения со-стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального ра-ботника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках про-цесса профессионального образования должна быть организо-вана так, чтобы обучающийся осознавал социальную значи-мость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат-ки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, раз-вивается в результате интеграции понимания труда как ценно-сти; отношения к профессии социального работника как к осо-бому виду духовной культуры и духовно-практической деятель-ности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; по-нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы-работки жизненной стратегии личности на основе ценностно — смыслового самоопределения; реализации творческого подхо-да к проблемам формирования субъекта. Профессиональное вос-питание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо-те к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятель-ности. Это определяет личностно-ориентированную направлен-ность профессионального обучения и воспитания, а именно:

профессиональное становление будущего социального ра-ботника в равной мере затрагивает как внешний, так и внут-ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту-пает как средство, обеспечивающее это единство;

главной проблемой обучающегося социальной работе в све-те профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо-гической ниши в профессиональной деятельности через само-познание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

задача возрождения России, признание приоритета об-щечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поискапринципиально новых подходов к проектированию систем про-фессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

учебный процесс должен строиться на основе согласован- ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

— практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия».

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

осуществление своего саморазвития через непрерывное са-мосовершенствование ;

распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самопознания:

ориентация на рефлексивное мышление;

осознание своих сильных и слабых качеств;

опора на свои сильные качества, признание слабых и ра-бота над ними;

использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

анализ причины своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

практическая реализация своих идей;

изучение теории не только с целью ее понимания, но и по-следующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:

проявление доверия, искренности, терпимости, демокра-тичности;

— решение общих задач, помогая другим и принимая их по-мощь.

5. Принцип историзма:

изучение истории общества и социальной работы, исполь-зование опыта прошлых поколений;

анализ прошлого положительного опыта социальной ра-боты с целью его использования в настоящее время.

Профессиональные особенности социальной работы (Н.С.Данакин).

Принципиальной особенностью социальной работы как про-фессии является ее пограничный характер. Социальный работ-ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со-держанием жизненных проблем клиента и возможными путя-ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со-циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как про-фессии проявляется в ее посредническом характере, что явля-ется следствием ее на целостного человека и ориентации на жиз-ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

между клиентом и различными социальными институтами;

между клиентом и другими специалистами;

между другими специалистами, привлекаемыми к реше-нию жизненных проблем клиента;

между клиентами.

Роли социального работника в учреждениях социального об-служивания. Классификация и типология ролей. Проблемы ро-левого репертуара профессиональной деятельности социально-го работника в свете требований государственных стандартов подготовки социального работника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональным ролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этих ролей в зависимости от склонностей, интересов, способно-стей будущего социального работника? Какие функции вклю-чает каждая профессиональная роль специалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесение уме-ний и навыков, необходимых специалисту, с каждой функци-ей и с каждой профессиональной ролью. При этом специализа-ция может быть ориентирована не только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит выполнять на бу-дущей работе.

Рассмотрение профессиональной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупно-стью осуществляемых им функций, дает возможность обоз-начить уровни профессиональной деятельности социального ра-ботника (И.А.Зимняя). К ним относятся: практическая соци-альная работа с клиентом; организация и координация этой ра-боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со-циальных служб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; исследования в со-циальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, суперви-зор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (напри-мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет при-оритетную ценность формируемых в процессе подготовки уме-ний (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессио-нальная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активно-го слушания входит в функционал практического социального работника).

Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

Прежде всего социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом . Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу-ме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

понимание социальным работником проблем клиента;

способность социального работника к адекватному выра-жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

знание посредником социальных ресурсов, которыми рас-полагают различные учреждения и организации;

знание социальным работником инструментальных воз-можностей смежных профессий, представители которых при-влекаются к решению жизненных проблем клиента;

наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни-ка стать посредником в их общении;

делегирование клиентом социальному работнику предста-вительных полномочий;

делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга-низаций;

признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

доверие сторон посреднику, что достигается его профес-сионализмом .

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции :

— Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри-зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг-нутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии рис-ка). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль мо-жет быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

Брокер (Broker) — социальный работник, направляющийциальных служб и связать эти службы.

Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз-ногласия и продуктивно работать вместе.

Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи-вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борь-бу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, кото-рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп,сообществ; помогает принять решение для действия.

Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, кото-рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

—Учитель (Teacher) — социальный работник, который пере-дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Корректор поведения (Bavior Charger) — социальный ра-ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения вповеденческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

Консультант (Consultant) — социальный работник, кото-рый действует совместно с другими работниками или агентст-вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше-нии проблем клиента.

Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со- обществ.

Менеджер информации (Data manager) — социальный ра-ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан-ные о социальной среде.

Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про-ектом) или социальной службой.

— Практик (Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (фи-зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах .

Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической ра-боты — с детьми, подростками, пенсионерами, безработны-ми, инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социально-го работника.

Социальная работа в зарубежных странах

В Финляндии, число социальных работников с университетским или более низким академическим образованием составляет около 3500-4000 человек, в то время как число работников по оказанию ухода на дому с профессиональным образованием базового уровня превышает 10000 человек. В настоящее время трудно сказать каково в Финляндии будет положение и пропорция социальных работников среднего уровня (с политехническим образованием).

Большинство финских социальных работников (и работников по оказанию помощи на дому) наняты на работу муниципалитетами. Социальные работники с университетским образованием в основном работают при муниципалитетах в службах социального обеспечения, а также в различных социальных учреждениях, больницах и медицинских учреждениях (около 1000 человек), школах, клиниках семейного и детского консультирования, клиниках по лечению алкогольной зависимости, а также в различного рода добровольных организациях.

Согласно результатам последних исследований, многие социальные работники муниципалитетов не имеют профессионального образования, даже не смотря на то, что в Финляндии существуют установленные законом квалификационные требования к социальным работникам, работающим в службах муниципалитетов.

Социальные работники выполняют установленные законом функции в области целевой социальной помощи и детского обеспечения. Значительная часть из работы заключается в консультировании. Новые методы, например, создание сетей, управление конкретным случаем и различные виды краткосрочных интервенций получают все большее и большее распространение. Групповая работа и работа с городскими сообществами были взяты на вооружение в особенности в удаленных городских районах, где социальные работники осуществляют очень конкретные, практичные повседневные функции, например, работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью или имеющими уголовное прошлое.

Специальные терапевтические методы применяются в области семейного консультирования и при работе с людьми, злоупотребляющими спиртным, а также во многих других областях. Лица имеющие базовый уровень социальной подготовки работают в основном в службах по уходу на дому, а также в учреждениях и центрах дневного ухода за престарелыми и инвалидами.

Программа развития профессиональной социальной работы предполагает, что регулирование целевой социальной помощи, до тех пор, пока она основывается на стандартизированных нормах должно быть передано органам социальной защиты, чтобы социальные работники могли использовать свое время и навыки для предотвращения и регулирования социальных и социально-психологических проблем своих клиентов. Это требует реорганизации работы социальных служб, правильное сочетание теории и практики в образовании, основательной законодательной базы социальной работы, интенсивного взаимодействия с другими специалистами и секторами (здравоохранения, занятости населения, образования), полномочий на официальный доклад о состоянии социальных проблем и социальных последствиях осуществляемых муниципалитетом и государством мероприятий, а также активного международного сотрудничества.

В других странах Северной Европы, положение и практика социальной работы весьма схожи с Финляндией. Нестационарные услуги для престарелых и инвалидов более распространены по сравнению с Финляндией в Дании и Швеции. Социальная работа в Дании по сравнению с социальной работой, проводимой в других странах более вовлечена в социальную активацию социально исключенных/изолированных групп населения. Норвегия уделяет огромное внимание вопросам детского обеспечения, а также вопросам детства в целом. В Норвегии не существует отдельного министерства по вопросам семьи и детства, а имеется центральный совет по вопросам социального и медицинского образования, который отвечает за кадровое планирование на государственном уровне. В Норвегии существует весьма интересная система дополнительного образования и подготовки в области социальной и медицинской работы.

В некоторых сферах социального и медицинского обслуживания были основаны «методические центры». Это означает, что определенные учреждения — стационары или поликлиники — выступают в качестве демонстрационных центров. Они предоставляют консультирование и подготовительные курсы для персонала, работающего в данной области, одновременно осуществляя практическое функционирование. Я считаю, что это очень интересная модель для методологического развития и усовершенствования навыков социального и медицинского персонала.

В Великобритании, образование в области социальной работы ведется на университетском уровне, однако продолжается только 2 года, что намного короче, чем в целом по Европе. Значительная часть социальных работников нанимается на работу местными властями. Тем не менее, все больше и больше услуг престарелым и инвалидам предоставляется частнопрактикующими специалистами. Местные власти покупают эти частные услуги для своих клиентов пользующихся, например, методами управления конкретными случаями. В данной области социальной работы взаимодействие с родственниками клиента является центральным вопросом. Законодательная база Великобритании в области общественного ухода стимулирует подобного рода развитие.

Образовательные и специализированные программы для специалистов регулируются на национальном уровне. Социальные работники, работающие на местные власти в основном занимаются проблемами детского обеспечения. Они совсем не занимаются целевой социальной помощью, которая предоставляется через систему государственных пособий. Медицинская социальная работа, психиатрическая социальная работа и исправительная социальная работа (с людьми с криминальным прошлым) имеют в Великобритании уходит своими корнями в глубокое прошлое. В Великобритании существует большое количество общественных организаций, нанимающих на работу социальных работников.

В Соединенных Штатах Америки, социальная работа имеет богатую историю. Уход на дому социальной работой не считается, которая в свою очередь основывается на университетской степени бакалавра и магистра. Социальная работа имеет глубокие корни как в работе в сообществе, так и работе с социальными случаями, которая считается более ориентированной на терапевтические методы. Общественные службы не имеют в США таких сильных позиций как в Европе и в особенности в Северных странах. Поэтому, социальные работники нанимаются на работы огромным количеством общественных организаций. Часть профессионально подготовленных социальных работников практикует частным образом.

Исследования и методологические разработки в социальной работе находятся в США на очень высоком уровне. Через свои образовательные программы США оказывают влияние на развитие социальной работы во многих других странах. Вследствие того, что культуры в разных странах отличаются друг от друга, Американский опыт или результаты исследований не могут быть непосредственно внедрены в другие культуры. В настоящее время интересные разработки в области социальной работы можно увидеть, например, в Латинской Америке или Австралии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *