Социальная компетентность дошкольного

Социальная компетентность дошкольного

Социальная компетентность ребенка-дошкольника

Наталья Волкова
Социальная компетентность ребенка-дошкольника

Детство представляет собой особый пери, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Старший дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, т. к. накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции и связанной с этим тревожности.

Несформированность способности общения в детстве негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. На современном этапе общества выявлена тенденция роста негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, которые имеют свои истоки в дошкольном детстве.

В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей – философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т. е. речь идёт о раскрытии процесса развития личности, закономерностей её становления, условий и механизмов формирования.

Общество всегда задаёт эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Отсюда развитие выступает как форма социального развития ребёнка, становление его как существа социального.

Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учётом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.

Взаимодействие ребёнка и общества обозначается понятием «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х – начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.).

Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон). С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).

Социализация – непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Она распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определённых задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажён или заторможен.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности школьника.

Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.

Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности, социального интеллекта.

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» — «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность ребенка – это определённый уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.

Современное общество в своём развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создаёт определённые трудности в процессе социального вхождения ребёнка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребёнка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума – процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента его рождения.

Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации.

Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведённые определения, по мнению автора исследования, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляют, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

В. Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность, и собственно социальную компетентность.

Таким образом, рассмотрев перечисленные определения можно сделать следующие выводы:

1. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

— мотивационного, включающего отношение к другому человеку как

высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

— когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

— поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоения ребёнком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

3. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Таким образом, Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

При этом было обосновано, что приоритетным фактором, направленным на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребёнка, являются игровые технологии.

Основной имитационной социальной средой, дифференцирующей детскую социализацию по гендерной принадлежности, является семья. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольник и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Проблемные формы межличностных отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения находятся в тесной взаимосвязи с особенностями воспитания ребёнка в семье. При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность и т. д.) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Были выделены основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста:

полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная);

усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).

Развитие социальных навыков у дошкольников

Развитие социальных навыков у дошкольников

Необходимо уточнить, что такое «навык», «социальные навыки», какие основные методы помогают их развивать.

К определению навыка подходят по-разному: как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством. Наиболее полная и адекватная трактовка навыка как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: «это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения… Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок… Сам двигательный навык — очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т. д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования».

Формирование навыка, по Н. А. Бернштейну, — это сложный процесс его построения, он включает все сенсомоторные уровневые системы. Н. А. Бернштейн выделяет два периода в построении любого навыка.

Первый период — установление навыка — включает четыре фазы:

1) установление ведущего уровня;

2) определение двигательного состава движений, что может быть на уровне наблюдения и анализа движений другого человека;

3) выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений — изнутри». Эта фаза наступает как бы сразу, скачком и часто сохраняется пожизненно (если научиться плавать, то навсегда), хотя и относится не ко всем навыкам;

4) переключение фоновых коррекций в низовые уровни, т. е. процесс автоматизации.

Важно, что выработка навыка требует времени, она должна обеспечить точность и стандартность всех движений.

Второй период — стабилизация навыка также распадается на фазы:

1) синергетическая (срабатывание разных уровней вместе);

2) стандартизация;

3) стабилизация, обеспечивающая устойчивость к разного рода помехам, т. е. «несбиваемость».

Существенным для формирования любого навыка является концепция переключения уровней, перехода с ведущего уровня на автоматизм, на фоновый автоматизм, а также фиксация понятий: деавтоматизация навыка в результате либо внешних воздействий (отсутствие упражнений в другой деятельности и т. д.), либо внутренних (усталость, болезнь и т. д.) и реавтоматизация как восстановление деавтоматизированного навыка. Все эти понятия крайне важны для учебной деятельности и ее организации, так как относятся к любым навыкам — письма, счета, работы с компьютером, решения задач, перевода и т. д.

По словам Н. А. Бернштейна, «диалектика развития навыка как раз и состоит в том, что там, где есть развитие, там, значит, каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его. Поэтому упражнение есть в сущности повторение без повторения. Разгадка этого кажущегося парадокса в том, что упражнение представляет собой не повторение и не проторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства». При рассмотрении закономерностей навыков важно также отметить связь успешности его формирования и уровня мотивации обучающегося.

На формирование навыков влияют 3 фактора:

    1. Скорость обучаемости: насколько быстро человек усваивает информацию, делает какие-либо упражнения самостоятельно, а также как мотивирует себя.

    2. Изначальный уровень развития: какими человек обладает знаниями, умениями, а также как может объяснить то, что делает.

    3. Владение ситуацией (операцией): насколько точно человек уясняет содержание операции и как быстро может переходить от одной ситуации к другой.

По тому, как сочетаются в человеке все эти факторы, можно судить о прогрессе формирования навыков.

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Термин «социальные навыки» более широкий и менее официальный. Первым из исследователей, кто выделил понятие «социальный навык», был В. Слот. Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Социальные навыки дополняют более конкретные технические навыки. Это межличностные и внутриличностные навыки, включая дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и все промежуточные понятия.

Проблема социальных навыков тесно взаимосвязана с проблемой социальной компетентности личности. Социальная компетентность личности изучалась такими исследователями, как Ю.М. Жуковым, Ю.Н. Емельяновым, Е.В. Коблянской, А.Ю. Коджаспировым, А.А. Кидран, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевским и др.

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» — «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. По сути, социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить, как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль.

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. В современной педагогической науке нет конкретизации понятия «социальная компетентность». Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций, как познавательная, коммуникативная, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая, развитие которых обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе» и «Я и общество».

Таблица 1. Ключевые социальные компетентности дошкольника

1

Личностная

Умения осознавать свое Я относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию

Субъективная активность, творческая инициатива, самопознание, самоизменение, саморазвитие, социальный опыт

Познавательная

Умения анализировать, сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самооценку на предметном уровне, решать творческие задачи

Любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, усидчивость, произвольность, самостоятельность, креативность

Ценностно-смысловая

Умения выполнять обязанности, ухаживать за животными, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к людям, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции

Социальный опыт, социальная активность, доброта, честность, милосердие, трудолюбие, ответственность

Коммуникативная

Умения сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения

Коммуникативность, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружелюбие, вежливость, эмпатия, сотрудничество, толерантность

Общекультурная

Умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых.

Аккуратность, вежливость, бережливость, чистоплотность, самопознание, самостоятельность

Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии. Хорошо известно, что социальные навыки поддаются тренировке.

Социальные навыки можно развить посредством общения и взаимодействия с другими детьми.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема формирования социальных навыков, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Однако, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений и навыков.

К важным социальным навыком, которым овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены и др., быть опрятными.

В дошкольный период ребенок пытается считать себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер.

Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих специалистов в области развития социальных умений детей 5 – 7 лет составили список социальных компетенций

Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп (Приложение 2):

  • Навыки адаптации к образовательному учреждению

  • Навыки общения со сверстниками

  • Навыки обхождения с чувствами

  • Навыки альтернативы агрессии

  • Навыки преодоления стресса

Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника 5 — 7 лет (Приложение 2).

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

— навык соблюдать правила этикета;

— навык соблюдать правила безопасности;

— навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

— навык соблюдения общих правил, договоренности;

— навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.

Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОО целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

— умение ребенка войти в детское общество;

— умение ребенка действовать совместно с другими;

— умение следовать и уступать общественным нормам;

— умение ребенка контролировать свои желания и др.

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

— обучение умению слушать и слышать другого;

— развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

— развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

— обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

— воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

— формирование чувства симпатии между участниками общения;

— объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

— обучение умению детей владеть собой;

— развитие умения анализировать ситуацию;

— целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Формы реализации программы по развитию социальных навыков:

  • познавательные эвристические беседы,

  • чтение художественной литературы,

  • игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, на снятие затруднений в общении, развитие эмоциональной сферы, повышение уверенности в себе и своих силах) (Приложение 1),

  • наблюдения,

  • праздники и развлечения,

  • индивидуальные беседы,

  • ситуации общения,

  • создание проблемных ситуаций,

  • инсценирование,

  • проектная деятельность.

Основываясь на положения Концепции социального развития С.А. Козловой о социальной действительности, как важном средстве воспитания ребенка дошкольника, значимым средством формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков следует рассматривать объекты и события социальной и культурной среды.

Социальные объекты вбирают в себя все многообразие социальной среды: архитектурные сооружения, их особенности, учреждения культуры, жилые здания, предметы, созданные руками жителей и др. В процессе ознакомления с социальными объектами дети наблюдают разнообразие проявлений человека и сфер его деятельности. Они осваивают важную социальную информацию о городе или поселке, в котором живут, его основных улицах, сооружениях, профессиональной деятельности жителей. Яркие социальные события – День города, Международный день защиты детей, Первое сентября и др., выставки рисунков, фотографий о родном городе, встречи с известными людьми развивают у детей эмоциональную сферу, формируют у них ценностные ориентации и суждения об одобряемых обществом формах взаимоотношений между окружающими и социальных моделях поведения.

Искусство, как средство формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков, занимает в образовательном процессе важное место. Произведения детской художественной литературы, фольклорные произведения, прежде всего, народные сказки, произведения изобразительного искусства, музыка, театр обладают особым импульсом, который не только способствует глубокому погружению в историю, традиции народа, но и формируют культуру поведения, стиль взаимоотношений между окружающими, предлагают социальные модели поведения в обществе. Соприкосновение с произведениями художественного искусства помогают детям понять мотивы поступков героев, объяснить причины поведения персонажей, осмыслить жизненные ситуации и побуждает использовать накопленный опыт в собственном поведении.

В формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков особо значимым средством является игровая деятельность и ее различные виды. Освоение детьми первоначальных социальных навыков и «включение» их в систему социальных отношений обеспечивается в первую очередь ресурсами игровой деятельности.

Внедрение в образовательную деятельность в утренние и вечерние отрезки времени комплексов разнообразных дидактических упражнений, занимательных игр, сюжетно-дидактических игр и сюжетно-ролевых игр, прогулок социальной направленности создаёт условия для успешного закрепления и совершенствования у детей первоначальных социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

Успешность формирования у дошкольников социальных навыков обуславливается взаимодействием педагогов с родителями воспитанников. Формами организации взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей дошкольного возраста социальных навыков являются совместные экскурсии, встречи, ярмарки, конкурсы, концерты, проекты социальной направленности, позволяющие исследовать региональные профессиональные традиции, профессиональную деятельность родителей, способы проведения семейного досуга и т.д.

Условия для развития социальных навыков:

1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).

2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.

4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Фетищева Е. В. ,

воспитатель,

МКДОУ № 17 «Чебурашка»

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.

«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Для установления правильного социального взаимодействия необходимо:

• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);

• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)

• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.

2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.

4. Организовать работу с родителями.

5. Реализовать план действий.

6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.

Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).

1 группа детей (высокий уровень): это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.

2 группа детей (средний уровень): это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.

3 группа детей (низкий уровень): дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).

Изучение личностного поведения ребенка

2012-2013г 2013-2014г

Младшая группа Средняя группа

Высокий уровень 2 ребенка 5 детей

Средний уровень 11 детей 11 детей

Низкий уровень 8 детей 5 детей

Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.

За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.

Всю работу условно разделила на два направления

Основы социального взаимодействия

• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.

• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.

• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.

• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).

Организация работы с детьми строится по этапам

I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.

II этап «Я и другие» (4-5 лет) – развитие умения воспринимать окружающих.

III этап «Один и вместе» (5-6 лет) – развитие умения сотрудничать.

Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей:

• непосредственно образовательной деятельности;

• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);

• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.

• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;

Планирование работы

Младшая группа

«Я и мир»

Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа

«Я и другие»

Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа

«Один и вместе»

Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.

сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»

октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»

ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»

декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»

январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»

февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»

Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»

апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»

май Игра «Приглашение». «В гости к березке»

Алгоритм занятия

I часть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.

II часть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.

III часть: Подведение итогов занятия. Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.

Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам: используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.

Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.

Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.

Условия для развития социальных навыков:

1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).

2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.

4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

Работа с родителями. Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.

Показатели развития социальных навыков:

1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.

2. Способен слушать.

3. Осмысленно отвечает на вопросы.

Во взаимодействие с другими:

1. В игре ждет своей очереди.

2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.

3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.

Оценка результативности работы:

• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.

• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.

• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.

Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Формирование социальной компетентности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Формирование социальной компетентности дошкольников в условиях реализации ФГОС

В ряде работ (Е.М. Бабосов, Б.М. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, В.М. Бочаров, Б.З. Вульфов, И.А.Зимняя и др.) авторы делают акцент на необходимость усиления внимания к формированию социальной компетенции как одной из ключевых компетенций, поскольку она представляет собой обобщенное качество личности, способствующее успешному выполнению ею определенных социальных ролей.

Н.А. Рототаева социальную компетентность рассматривает как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека3.

Е.И. Власова определяет социальную компетенцию как умение вступать в коммуникативные отношения другими людьми, которое требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею4.

В.Г. Ромек рассматривает социальную компетентность «… как результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста»5.

Социальная компетентность – определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль; для ребенка – это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество6.

При всей разности источников и используемых формулировок, достаточно явно прослеживается повторяемость основных структурных элементов этого понятия. Появляется возможность проанализировать данные элементы на предмет выявления наиболее часто упоминаемых актуальных характеристик социально компетентного человека. Полученные данные по частотности упоминаний основных элементов понятия «социальная компетентность» можно выстроить по убыванию от большего к меньшему. Это позволяет определить наиболее значимые социальные компетенции человека. Наиболее часто встречающихся основных элементов понятия «социальная компетентность» выглядит следующим образом:

  • способность человека при решении проблем взаимодействия с обществом;

  • способность человека эффективно решать проблем;

  • качество личности, умения взаимодействовать со средой, результат социального развития, готовность и умение вести диалог и выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми, владение первичными способами жизнедеятельности;

  • способность и мотивации решать задачи, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, информированность индивида, готовность и умение принимать ответственные решения в жизненных ситуациях, способность предвидеть последствия принятых решений для себя и окружающих, способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы.

Показатели социальной компетентности:

  • сотрудничество, работа в команде,

  • коммуникативные навыки;

  • способность принимать собственные решения;

  • способность делать осознанный выбор;

  • стремление к осознанию собственных потребностей и целей;

  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

  • владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;

  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

Дополняя характеристику понятия социальная компетентность, необходимо подчеркнуть, что она включает в себя когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

Уровневую составляющую изучаемой компетентности можно рассмотреть на основе трудов В.Е Каган, Н.И. Кузьминой, Е.Е. Кутейниковой, В.В. Мамаевой и др., которые выделяют:

  • Начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований.

  • Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально — значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности.

  • Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности.

Исходя из этого, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Однако приведенные определения исследования, по мнению Л.В. Коломийченко, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах М. Аргайла, определяется знанием правил и умением действовать по правилам. Однако трактовка социальной компетентности как знания правил и способности им следовать – не единственная интерпретация. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой.

На основании этого можно сделать вывод, что, что социальная компетентность дошкольника – это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.

Социальная компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент

  • представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

  • представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

  • понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;

  • понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

  • отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;

  • отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами;

  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

  • умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций;

Поведенческий компонент:

  • умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок – ребенок» «ребенок – взрослый»;

  • умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Т. Антонова считает, что социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты8:

  • мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей –взрослых и сверстников;

  • когнитивный, или познавательный, – наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;

  • поведенческий, или собственно коммуникативный, − эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;

  • эмоциональный – как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.

Перечисленные компоненты социальной компетентности дошкольника еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность.

Социальная компетентность дошкольника формируется в процессе его социализации. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, «адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам (Т. Парсонс, Р. Мертон); с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, А. Олпорт, К. Роджерс). Этот процесс можно рассматривать как его «интеграцию» в систему общественных отношений. На прохождение процесса социализации, формирования социальной компетентности ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, в частности, является ли она интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.

Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *