Согласно какой теории положительное эмоциональное переживание возникает

Согласно какой теории положительное эмоциональное переживание возникает

Материалы, опубликованные раньше (Эмоции), носят скорее прикладной характер. Они могут восприниматься как некий тренинг для человека. Раскрывают такие темы как Управление эмоциями, Польза положительных эмоций, повышение эмоционального тона и прочие. Также акцентируется внимание на разнице между чувствами и эмоциями.

Попробуем подойти к теме эмоций с научной точки зрения. Существует великое множество разных психологических теорий эмоций. И первая проблема, с которой я столкнулся, это их классификация. С детства я привык подходить к изучению какого-либо вопроса с построения некой системы. Приведу классификацию, понравившуюся мне.

В ней выделяется восемь основных подходов к эмоциям, на каждом мы остановимся подробнее:

  • Биологические теории эмоций;
  • Психоаналитические теории эмоций;
  • Мотивационная теория эмоций У.Липера;
  • Когнитивные теории эмоций;
  • Адаптационная теория Плутчика;
  • Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда;
  • Информационная теория эмоций Симонова;
  • Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева.

С некоторыми другими классификациями можно ознакомиться, пройдя по следующим ссылкам:

В этой работе я попытаюсь осветить взгляды разных ученых на проблему эмоций. К сожалению, эта область психологии изучена мало, поэтому нельзя точно утверждать об абсолютной верности той или иной теории и противоречивости другой. Все они правильны, но большинство из них рассматривает эмоции с какой-то одной стороны, не обращая внимания на другие аспекты. Тогда как логичнее было бы, на мой взгляд, рассматривать их в купе, все вместе и заниматься построением новой, более полной теории на основе уже существующих.

Биологические теории эмоций.

Эта теория была разработана и развивалась советским физиологом, Пётром Кузьмичом Анохиным (14.01.1898 – 5.03.1974).

Он утверждал, что теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

Из сказанного выше можно видеть, что он был убеждён в необходимости эмоций у человека и посвящал свои исследования раскрытию того, в чём состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Чтобы было понятнее рассмотрим пример, который приводит П.К. Анохин. Он говорит, что ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Психоаналитические теории эмоций.

Это теория о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии.

Развивал эту теорию преимущественно Зигмунд Фрейд. Он рассматривал в основном негативные аффекты*. Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес — влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства.

Психоаналитическая теория эмоций — «теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении».

Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, «не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…».

Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Аффект
Нем.: Affekt. — Франц.: affect. — Англ.: affect. — Исп.: afecto. — Итал.: affetto. — Португ.: afeto.
• Термин, заимствованный психоанализом из немецкой психологической традиции: всякое эмоционально-аффективное состояние — приятное или неприятное, смутное или отчетливое, — проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях: аффекта и представления. Аффект — это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей.

Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 95; англ., 84; франц., 76—77.

http://www.psyoffice.ru/1292-affekt.html

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивационная теория эмоций Роберта Уарда Липера

Он выносит на обсуждение тот факт, что, «не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим».

В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

Пример, описанный Робертом Уардом Липером, очень ярко изображает эмоции человека в подобной ситуации. Когда едешь с неаккуратным, невнимательным или агрессивным водителем, постоянно чувствуешь себя не комфортно. Я часто ловил себя на мысли, что инстинктивно, сидя на пассажирском сидении, как бы нажимаю на педаль тормоза (сильно жму ногой в пол, имитируя нажатие педали). При этом сильно меняется мимика лица. Это происходит непроизвольно, осознание приходит чуть позже, а в этот момент, мне кажется, что я действительно торможу.

Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы — «это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные* или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…». А физиологические мотивы — это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

*Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

http://www.psyperm.narod.ru/K15_151.htm

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Когнитивные теории эмоций (Когнитивность*)

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

«Термин «восприятие» Арнольд толкует как «элементарное понимание». В данном случае «воспринять объект» — значит в некотором смысле «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего». В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно.

Шехтер: Когнитивно-физиологическая теория

Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис. 4).

В одном из экспериментов, направленных на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Рис. 4. Факторы возникновения эмоций в когнитивно-физиологической концепции С. Шехтера

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что «люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта». Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс — это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

*Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, значительно отличающихся друг от друга контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Определение взято с википедии.

Адаптационная теория эмоций Плутчика

Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. Ниже мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Номер Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция
1. Инкорпорация — поглощение пищи и воды. Принятие.
2. Отвержение — реакция отторжения, экскреция, рвота. Отвращение.
3. Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения. Гнев.
4. Защита — первоначально на боль или на угрозу боли. Страх.
5. Репродуктивное поведение — реакции, сопутствующие сексуальному поведению. Радость.
6. Депривация — утрата объекта, приносящего удовольствие. Горе.
7. Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым объектом. Испуг.
8. Исследование — более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды. Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что «постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…».

Интересно, что для некоторых животных таблица может выглядеть несколько иначе. Например, некоторые обезьяны склонны рушить и ломать всё вокруг, когда испытывают страх.

Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

  • Основную мотивационную систему человека составляют десять+одна базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
  • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
  • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
  • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне — проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне — эмоция представлена переживанием.

Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции следующие:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Гнев
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Горе-страдание
  8. Стыд
  9. Интерес-волнение
  10. Вина
  11. Смущение

Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

Информационная теория эмоций Симонова

Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций:

ЭМОЦИЯ = НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ — ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева

«В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс/минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности». Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными — чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

Заключение.

Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций — единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

В психоаналитических теориях причина эмоций — столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

В когнитивных теориях возникновение эмоций связывается с деятельностью cognito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова — информация.

Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы, адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным.

Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем он говорит о том, что эмоции — это «специфическое личностное отношение», а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным.

Нам кажется, что полноценной теории эмоций, которая бы объясняла все, так и не создано, все те многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом «Теория», далеко не все ему соответствуют.

Список использованных источников:

  1. П.К. Анохин (биологические теории эмоций)
  2. Аткинсон Р. и др. Введение в психологию
  3. Изард Кэррол Э. Психология эмоций
  4. Психологическая концепция аффекта
  5. Мотивационная теория эмоций (P. У. Липер)
  6. Информационная теория эмоций П.В. Симонов
  7. Теория эмоций Роберта Плутчика
  8. Материалы по психологии
  9. Эмоции и чувства в нашей жизни
  10. Теории эмоций
  11. Теории эмоций 2
  12. Мир психологии
  13. Свободная энциклопедия — Википедия

Наука 21 век » Нейробиология эмоций — новая наука об эмоциях

Неверно думать, будто все мы реагируем на жизненные события стандартно, уверяют в своей статье в Newsweek Ричард Дж. Дэвидсон и Шэрон Бегли, авторы новой книги «Эмоциональная жизнь вашего мозга» (The Emotional Life of Your Brain by Richard J. Davidson, Ph.D., and Sharon Begley). «Почему один человек быстро оправляется после развода, а другой увязает в самоедстве или отчаянии? Почему после увольнения с работы один быстро находит себе другое применение, а его родной брат много лет чувствует себя неудачником?» — задаются вопросом авторы. По их мнению, ответ даст наука — «нейробиология эмоций».

Все дело в том, что Дэвидсон называет индивидуальным «эмоциональным стилем». «Это созвездие эмоциональных реакций и адаптивных ответных действий, которые различаются по своему характеру, интенсивности и продолжительности», — пишут авторы. На их взгляд, «эмоциональный профиль» каждого человека уникален точно так же, как отпечатки пальцев или лицо.

Дэвидсон указывает на новизну своего подхода: «благодаря сканированию мозга и другим методам я проследил, как связан эмоциональный стиль — и шесть компонентов, из которых он состоит — с характерными закономерностями деятельности головного мозга».

Вопреки научным «прописным истинам», эмоциональный стиль обусловлен, в том числе, деятельностью отделов мозга, которые отвечают за познание, мышление и логику, считает Дэвидсон. Между тем традиционно считалось, что эмоции — нечто низменное, звериное, ибо они обусловлены деятельностью отделов мозга, которые роднят нас с животными. Он делает важный практический вывод: «Вы способны изменить свой эмоциональный стиль, систематически упражняя свой разум».

Проводя эксперименты по управлению эмоциональным состоянием людей, автор обнаружил: способность быстро подавить в себе горе, негодование или другие негативные эмоции связана с деятельностью не отделов мозга, которые считаются центрами эмоций, а предлобной доли мозга, ответственной за мышление. Так, устойчивость к негативным эмоциям — один из 6 элементов эмоционального стиля — ассоциируется с более активной работой левой части предлобной доли (если сравнить с правой частью). У эмоционально устойчивого человека активность этого отдела может в 30 раз превышать его активность у человека неустойчивого.

После других экспериментов ученые выяснили механизм: оказывается, левая часть предлобной доли ингибирует миндалевидное тело в мозге — отдел, где и возникают обычно негативные эмоции. Выяснилось также: чем больше в мозгу аксонов, которые связывают предлобную долю с миндалевидным телом, тем легче человек оправляется от негативных эмоций. «Благодаря этим двум механизмам наш мыслящий мозг успешно успокаивает нашу чувствительную душу, так что мозг может планировать и действовать, не отвлекаясь на негативные переживания», — заключают авторы.

Авторы также уверены, что даже у взрослого человека мозг пластичен, а, следовательно, вышеописанные механизмы можно развить, в том числе благодаря правильным мыслям и намерениям. В Гарварде был проведен эксперимент: испытуемые всего лишь воображали, как играют правой рукой некую пьесу на рояле, и спустя неделю отдел двигательной коры, отвечающий за пальцы правой руки, увеличился в объеме. «Изменить структуру нервных клеток в вашем мозгу возможно», — заключают авторы.

Они советуют избавляться от черт, которыми вы недовольны, путем упражнений для разума: это может быть медитация или так называемая когнитивно-поведенческая терапия.

Тем, кто склонен к самокопанию, стоит практиковать пассивное, отрешенное наблюдение за мыслями и чувствами — так называемую «осознанную медитацию». Авторы считают ее одним из самых эффективных средств для изменения эмоционального стиля. Она «ослабляет цепочку ассоциаций, которая понуждает нас зацикливаться на неудаче». «Как только вы начинаете мысленно перебирать все катастрофы, ваш разум поможет вам остановиться, отметить, как легко разуму отвлечься, подметить, что это занятный процесс деятельности высшей нервной системы, — и водоворот вас не затянет», — пишут авторы. Они не обещают превратить закоренелого пессимиста в оптимиста, но заверяют, что изменить эмоциональный стиль возможно — вот только методика должна быть сугубо индивидуальной.

по информации inopressa.ru

22. Исследования эмоций

Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.

По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.

В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = – П (Ин – Ис), где Э – эмоция, ее сила и качество, П – потребность, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии потребности нет и эмоции. Если Ин > Ис, то эмоция отрицательна, в противоположном случае – положительна. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.

Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестин-геру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Правильная оценка воздействия рекламы на зрителя имеет огромное значение. Главная задача маркетологов, работающих как на стороне заказчика, так и на стороне медийных агентств, заключается в создании контента, который способен привлечь внимание целевой аудитории в самые подходящие моменты. При этом реклама должна производить желаемый эффект, не выходя за рамки бюджета. Мы способны всё точнее оценивать эмоции человека в естественных условиях, однако это рождает вопросы о том, насколько маркетологам при выборе идеи кампании стоит полагаться на результаты тестирования, а насколько – на собственное чутье.

Современная реклама всё чаще создается не для какой-либо демографической группы, а для конкретных потенциальных клиентов. Поэтому маркетологам необходимо уметь оценивать эмоциональное воздействие рекламы и определять, что именно вызывает чувства у зрителя и насколько ценны полученные клики и просмотры.

Анализ эмоций – динамично развивающееся направление, в котором работают такие компании, как RealEyes, Affectiva, Sensum, Clarifai и IBM Watson. Благодаря новым методикам отслеживания пользовательских действий они могут намного точнее, чем когда-либо прежде, оценивать, насколько сильный эффект на уровне чувств оказывает кампания, видеоролик или его отдельный фрагмент.

Однако важно не забывать, что для анализа эмоций не существует более совершенного инструмента, чем человеческая интуиция.

Увидеть невидимое, измерить бессознательное

Даниель Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике, в 2011 году обобщил итоги своих многолетних исследований в книге «Думай медленно… решай быстро». В этой работе он описал две системы поведения: так называемую Систему 1 (быструю, интуитивную и движимую эмоциями) и Систему 2 (медленную, рациональную и требующую умственных усилий).

Опросы и другие традиционные методы маркетинговых исследований позволяют оценивать реакции Системы 2. Что касается Системы 1, то ее реакции неуловимы или трудны для фиксирования и оценки – в том числе потому, что люди зачастую не могут объяснить свои эмоции или просто не хотят делиться ими.

Развитие лингвистического анализа открывает широкие перспективы для более точного понимания человеческих чувств, а следовательно, более эффективного маркетинга. Например, компания IBM Watson, один из лидеров в области семантического и эмоционального анализа контента из социальных сетей, применяет эту методику с целью формирования групп таргетинга. Благодаря инновационным записывающим устройствам и алгоритмам машинного обучения рекламодатели и медийные агентства могут получать неуловимую глазом эмоциональную информацию, которая с точностью до 90% определяет, привлекателен ли бренд для человека и будет ли тот его покупать (A. Damasio, 2005 г.; Nielsen Neurofocus, 2016 г.). В конечном счете эмоциональный анализ, каким бы образом он ни проводился, помогает понять, на каких зрителей стоит настраивать таргетинг, чтобы реклама произвела эмоциональный эффект.

Эмоции и чувства: психологический анализ

Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина –

«чувства» и «эмоции». В широком смысле слова – это синонимы. В узком – между этими понятиями есть отличие. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.

ЭМОЦИИ –эмоциональные переживания отношений, возникшие в

данный момент.

ЧУВСТВА– эмоциональные переживания, в которых отражается устойчивое сознательное отношение человека к определенным предметам, явлениям или процессам внешнего мира.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства, в свою очередь, влияют на проявление эмоций. Например, когда мы любим (любовь – это чувство человека) мы испытываем ряд эмоций: эмоции радости, удовольствия, интереса и т.д.

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается переживаниями (положительными или негативными). Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению. Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п.

Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к

деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами. Или же наоборот. В жизни и деятельности человека чувства выполняют мотивационную роль. Они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает позитивные чувства.

Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

Различие эмоций и чувств:

· эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребности (как правило, биологической) человека в данный момент;

· эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой;

· чувства более устойчивы (более длительны), нежели эмоции;

· чувства более осознаны человеком, чем эмоции.

Физиологические механизмы эмоций и чувств

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоций и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

Активационная теория эмоций Линдсея-Хебба

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса — Ланге и Кеннона — Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно — психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Теория П.В. Симонова

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э = f , где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции, в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

П.В. Симонов полагал, что потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности. В своих работах П.В.Симонов ставит себе задачу сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге. Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы.

Согласно теории П.В.Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

П.В. Симонов также подчеркивал информационную природу эмоций. В определении Кабанака информационная сторона эмоций полностью игнорируется. Важно отметить, что эмоция — это психический механизм, выполняющий определенные функции. В процессе функционирования этого механизма возникают различные психические состояния, которые тоже называются эмоциями. Можно сказать, что эмоция это психическое состояние, возникающее в результате когнитивной обработки информации, которая может быть получена извне, извлечена из памяти, или даже выдумана, нафантазирована. Эмоция регулирует количество энергии, выделенное организмом на решение задачи, связанной с полученной информацией. Количество энергии (активность) определяется уровнем физиологического возбуждения. Эмоция определяет также, в самых общих чертах, последовательность действий (поведенческую программу), которая вызывается полученной информацией. Например, страх заставляет убегать или затаиться, гнев — нападать, интерес — исследовать, надежда — выжидать и т. д.

Теория Кеннона.

Экспериментальные атаки на теорию Джемса-Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джемса-Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона.

Экспериментальные атаки на теорию Джемса ( Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джемса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс-Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

20. Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон — это активный физиологический процесс.

Физиологическое значение сна

На первый взгляд, не так еще давно все казалось очень простым: организм не может постоянно находиться в состоянии активной деятельности, все его органы и системы устают и поэтому нуждаются в периодическом отдыхе или хотя бы снижении уровня этой деятельности. Именно таким отдыхом и является сон: отдыхает мозг, отдыхают мышцы, мене интенсивно работает сердце, желудок и другие органы, происходит резкое ослабление всех видов чувствительности — зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. И само наступление сна также представлялось легко объяснимым: за время активной деятельности в организме накапливаются различные побочные продукты (яды), которые, циркулируя в крови, воздействуют на мозг таким образом, что наступает его торможение, отключение. Были получены довольно убедительные экспериментальные доказательства такого предположения: еще в начале нашего столетия французские ученые Лежандр и Пьерон установили, что сыворотка крови или спинномозговая жидкость собак, лишенных сна в течение 11 суток, при введении здоровым, бодрствующим собакам вызвала у последних сон. Поэтому и различия в состоянии мозга во время сна и бодрствования представлялись очень простыми: сон — это период свертывания деятельности мозга, его отдыха, покоя…

Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга — средний мозг, подкорковые образования — обуславливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частичного функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохраняющейся в состоянии сна его биоэлектрической активности. Биотоки мозга отражают биохимические процессы, происходящие в клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга. Регистрируются они при одновременном отведении из многих точек головы, и после усиления записываются в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая в зависимости от различных физиологических состояний имеет своеобразный и характерный рисунок. У ученых — исследователей сна выработался такой же профессиональный подход к электроэнцефалограммам, как у графологов к почерку. Электроэнцефалограммы нормального сна одного и того же человека похожи друг на друга, как и написанные им письма. Специалист может, просматривая определенное количество энцефалограмм, найти те, которые принадлежат одному и тому же человеку. Энцефолаграммы однояйцовых близнецов похожи друг на друга, как и они сами, в то время как записи сна двуяйцовых близнецов отличаются друг от друга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозга спящего человека отличаются медленной активностью: их частота колебаний — 1 — 3 в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотой колебаний 8 — 13 в секунду. Вместе с тем даже при глубоком сне в коре головного мозга животных и человека остаются бодрствующие участки — так называемые «сторожевые пункты», физиологический смысл которых состоит в том, чтобы в необходимых случаях выводить организм из состояния сна. Так, спящий меняет во сне неудобную позу, раскрывается или укрывается при изменении температуры окружающего воздуха, просыпается при звоне будильника или других громких звуках.

Во время сна также значительно тормозятся безусловные и условные рефлексы. Что касается дыхания при глубоком сне, то оно значительно снижено, чем во время бодрствования, частота сердечных сокращений и артериальное давление снижаются. Уменьшение поступления к тканям крови во время сна сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8 — 10%, понижением температуры тела и уменьшением поглощения кислорода из окружающей среды. Все это свидетельствует о том, что в состоянии сна вместе с мозгом получают «отдых» и все внутренние органы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток и тканей.

1.3 Биологическое значение сна

Когда в результате работ Клейтмана и Азеринского из Чикагского университета (первые публикации относятся к 1953 году) выяснилось, что сон имеет весьма сложною структуру, что он состоит из периодов » медленного и «быстрого» сна, многократно сменяющих друг друга, стало ясным, что сон — это отнюдь не покой мозга, а особого рода его деятельность.

В чем же смысл этой деятельности, ее биологическое значение, каковы ее задачи? Прежде всего — восстановительные, репаративные. В результате напряженной деятельности по переработке огромного количества информации в течение дня начинают уставать нервные клетки, синапсы (места контактов между нервными клетками), причем главным образом из — за истощения не энергетических запасов, а тех веществ, которые нужны для восприятия, переработки и фиксации этой информации в мозговых структурах, т.е. белков и рибонуклеиновых кислот. Как показали многочисленные исследования, во время сна происходит в мозге активнейшая работа по синтезу указанных веществ.

Но этим значение сна не исчерпывается. В организме протекает колоссальное количество разнообразных физиологических, биохимических, обменных процессов, которые являются основой его существования. Все они так или иначе должны быть согласованы между собой, находиться в соответствующих временных связях. Это согласование осуществляется различными механизмами, среди которых первейшая роль принадлежит мозгу: в него от всех внутренних органов поступает разнообразная сенсорная информация, а в обратном направлении текут регулирующие импульсы. Но мозг в течение своей активной дневной деятельности должен осуществлять еще одну важнейшую задачу — по переработке информации, поступающей из внешнего мира, по осуществлению взаимодействия организма с окружающей средой. В это время он как бы «весь обращен вовне», и определенный «недостаток внимания к внутренним проблемам» может сказываться на протекании различных процессов внутри организма.

Представьте себе человека, который утром встал, позавтракал и спокойно вышел из дому. Все системы в его организме работают пока без резких скачков. Но вот он увидел, что к остановке приближается нужный ему троллейбус. Надо поспешить. Человек бежит: ускоряется сердечная деятельность, усиливается выброс в кровь адреналина и в то же время притормаживается работа желудка, кишечника, т.е. происходит срочная перестройка во всем внутреннем хозяйстве организма. И так — целый день: взбадриваются одни системы, тормозятся другие, затем все происходит в обратном порядке и т.д. Сон сглаживает эти резкие скачки, восстанавливает ритмику собственных спонтанных колебаний в функционировании внутренних органов и тканей, выравнивает нарушенные фазовые соотношения между различными процессами внутри организма. Это очень нужная, важная работа.

Нельзя считать, что мозг за день успевает полноценно перерабатывать всю поступающую в него информацию. Кое — что ему приходиться откладывать («это — не срочно»). И во время сна («в более спокойной обстановке»), как оказывается, продолжается работа над этой частью информации — по ее классификации, закреплению, переводу в долговременную память…

Вот так сон, возникший вначале как приспособление организма к переходу от дневной деятельности к ночной неподвижности, со временем по мере эволюционного развития животного мира стал выполнять целый ряд весьма сложных функций, вплоть до участия в определенных психических операций.

Вместе с новейшими открытиями в области физиологии сна, показавшими, что сон это не просто угнетение деятельности мозга, его покой приводит к концу и простейшему пути лечения бессонницы, который казался ранее вполне обоснованным: приему различных успокаивающих и снотворных препаратов. Ведь они — просто подавляют всякую деятельность мозга, как бы оглушают его. В частности, снотворные препараты резко угнетают ту фазу сна, которая именуется быстрым сном. А она, как выяснилось, является чрезвычайно важной для нормального функционирования мозга, и при лишении ее у человека могут наблюдаться изменения в психологической сфере.

Из всего сказанного становится ясным, какую огромную ценность для человека представляет нормальный, полноценный сон и какой важной задачей медицины является борьба с нарушениями сна, с бессонницей.

Точное назначение сна не установлено. Существует ряд гипотез:

· сон нужен для того, чтобы обрабатывать накопленную за день информацию;

· сон существует для того, чтобы дать возможность мозгу на основании информации, поступающей от распределённых по организму рецепторов, всесторонне оценить физическое состояние тела и разработать программы действий для поддержания его параметров в пределах заданных норм.

Виды сна. У человека и многих животных период сна и бодрствования приурочен к суточной смене дня и ночи. Такой сон называется монофазным. Если же смена сна и бодрствования происходит несколько раз в сутки, сон называется полифазным. Периодический ежесуточный сон взрослого человека, как правило, является монофазным, иногда дифазным (дважды в сутки), у маленького ребенка наблюдается полифазный тип сна.

У ряда животных наблюдается также сезонный сон (спячка), обусловленный неблагоприятным для организма условиями среды: холод, засуха и т.д.

Кроме перечисленных, описаны еще несколько видов сна: наркотический (вызываемый различными химическими или физическими агентами), гипнотический и патологический. Последние три вида сна обычно рассматривают как следствие нефизиологических воздействий на организм человека или животного.

Наркотический сон может быть вызван различного рода химическими воздействиями: вдыхание паров эфира, хлороформа, введением в организм различного рода наркотиков, например, алкоголя, морфия и других. Кроме того, этот сон может быть вызван электронаркозом (воздействие прерывистого электрического тока слабой силы).

Патологический сон возникает при анемии мозга, мозговой травме, наличии опухолей в больших полушариях или поражении некоторых участков ствола мозга. Сюда же относится и летаргический сон, который может возникнуть как реакция на сильную эмоциональную травму и может длиться от нескольких дней до нескольких лет. К явлениям патологического сна следует отнести также и снохождение (сомнамбулизм), физиологические механизмы которого до сих пор неизвестны.

Особый интерес вызывает гипнотический сон, который может быть вызван гипнотическим действием обстановки и воздействиями гипнотизера. Во время гипнотического сна возможно выключение произвольной корковой активности при сохранении частичного контакта с окружающим и наличием сенсомоторной деятельности.

(см.т.7)

21.Стадии сна. Сон человека имеет правильную циклическую организацию. В течение сна различают пять стадий. Четыре стадии медленноволнового сна и одна стадия быстрого. Иногда говорят, что сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. Завершенным циклом считается отрезок сна, в котором происходит последовательная смена стадий медленноволнового сна быстрым сном. В среднем отмечается 4-6 таких циклов за ночь, продолжительностью примерно 1,5 часа каждый. Фрагменты полиграммы на разных стадиях сна (по В.М. Ковальзону, 1999).

Видно, что для смены стадий медленного сна характерно постепенное увеличение амплитуды и снижение частоты волн ЭЭГ, смена быстрых движений глаз медленными, вплоть до полного исчезновения; прогрессивное уменьшение амплитуды ЭМГ. При парадоксальном сне ЭЭГ такая же, как при бодрствовании, ЭОГ демонстрирует быстрые движения глаз, а ЭМГ почти не регистрируется

Углубленное изучение сна стало возможным только после изобретения электроэнцефалографии. Именно с помощью ЭЭГ были выявлены существенные различия как между стадиями сна, так и между состоянием сна и бодрствования.

Первая стадия является переходной от состояния бодрствования ко сну, что сопровождается уменьшением альфа-активности и появлением низкоамплитудных медленных тета- и дельта-волн. Длительность первой стадии обычно не больше 10-15 мин. В конце этой стадии могут появляться короткие вспышки так называемых сонных веретен, хорошо видимых на фоне медленноволновой активности. Однако, пока веретена сна не достигнут длительности 0,5 секунд, этот период считается первой стадией сна. В поведении эта стадия соответствует периоду дремоты с полусонными мечтаниями, она может быть связана с рождением интуитивных идей, способствующих успешности решения той или иной проблемы. Вторая стадия занимает чуть меньше половины всего времени ночного сна. Эта стадия получила название стадии «сонных веретен», т.к. наиболее яркой ее чертой является наличие в ЭЭГ веретенообразной ритмической активности с частотой колебания 12-16 Гц. Длительность этих «веретен», хорошо выделяющихся из фоновой высокоамплитудной ЭЭГ со смешанной частотой колебаний, составляет от 0,2 до 0,5 секунд.

Третья стадия характеризуется всеми чертами второй стадии, к которым добавляется наличие в ЭЭГ медленных дельта колебаний с частотой 2 Гц и менее, занимающих от 20 до 50% эпохи записи. Этот переходный период длится всего несколько минут.

Четвертая стадия характеризуется преобладанием в ЭЭГ медленных дельта колебаний с частотой 2 Гц и менее, занимающих более 50% эпохи записи ночного сна. Третья и четвертые стадии обычно объединяют под названием дельта-сна. Глубокие стадии дельта-сна более выражены в начале и постепенно уменьшаются к концу сна. В этой стадии разбудить человека достаточно трудно. Именно в это время возникают около 80% сновидений, и именно в этой стадии возможны приступы лунатизма и ночные кошмары, однако человек почти ничего из этого не помнит. Первые четыре стадии сна в норме занимают 75-80% всего периода сна.

Пятая стадия сна. Пятая стадия сна имеет ряд названий: стадия «быстрых движений глаз» или сокращенно БДГ, «быстрый сон», «парадоксальный сон». Во время этой стадии человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса, и лишь глазные яблоки под сомкнутыми веками совершают быстрые движения с частотой 60-70 раз в секунду. Количество таких движений может колебаться от 5 до 50. Причем была обнаружена отчетливая связь между быстрыми движениями глаз и сновидениями. Так, у здоровых людей этих движений больше, чем у больных с нарушением сна. Характерно, что слепым от рождения людям снятся только звуки и ощущения. Глаза их при этом неподвижны. Считается, что по интенсивности БДГ можно судить о яркости и эмоциональности сновидений. Однако движения глаз во сне отличаются от тех, которые характерны для рассматривания объектов в состоянии бодрствования.

Кроме того, на этой стадии сна электроэнцефалограмма приобретает признаки, характерные для состояния бодрствования (в спектре преобладают низкоамплитудные высокочастотные составляющие). Название «парадоксальная» возникло из-за видимого несоответствия между состоянием тела (полный покой) и активностью мозга. Если в это время разбудить спящего, то приблизительно в 90% случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении, причем точность деталей будет существенно выше, чем при пробуждении из медленного сна (см. рис. Зеркальный гальванометр ).

Парадоксальная стадия сна имеется у многих видов млекопитающих и даже у некоторых видов птиц. Отмечено также, что у животных доля парадоксального сна имеет тенденцию увеличиваться с увеличением степени развития коры. Однако парадоксальный сон у животных и человека протекает по-разному. Человек в парадоксальном сне неподвижен (двигаются только глаза). У животных двигаются усы, уши, хвост, подергиваются лапы, происходят мигательные и сосательные движения, а у собак слышны даже повизгивания.

Периоды БДГ сна возникают приблизительно с 90 минутными интервалами и продолжаются в среднем около 20 минут. У нормальных взрослых эта стадия сна занимает примерно 20-25% времени, проводимого во сне. У младенцев эта доля значительно выше; в первые недели жизни около 80% всего очень длительного времени сна составляет парадоксальный сон.

Физиологические изменения во время сна. К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет «выключения» сенсомоторной сферы.

Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна. В первых четырех стадиях пороги восприятия увеличиваются на 30-40%, в то время как в БДГ сне — на 400%. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.

Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, причем человек способен длительно сохранять определенную позу тела. При этом усилен тонус мышц, закрывающих веки, а также кольцевого мускула, запирающего мочевой пузырь. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными.

Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного тонуса — сужаются зрачки, розовеет кожа, усиливается потоотделение, снижается слюноотделение, снижается активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, уменьшается объем циркулирующей крови; наблюдается избыточное кровенаполнение легочных сосудов; уменьшается частота дыхания, что приводит к ограничению объема поступающего в кровь кислорода и более медленному удалению углекислого газа, т.е. уменьшается интенсивность легочного газообмена. Именно поэтому ночью снижается частота сердечных сокращений, а вместе с ней и скорость кровотока.

Следует подчеркнуть, что, хотя в целом во сне понижается уровень обмена веществ, одновременно с этим активизируются процессы восстановления работоспособности всех клеток организма, интенсивно идет их размножение, происходит замена белков.

В противоположность этому во время парадоксального сна наступает «вегетативная буря». Дыхание становится нерегулярным, неритмичным, меняясь по глубине. Возможна и остановка дыхания (например, в ночном кошмаре). У мужчин на этой стадии наблюдается эрекция полового члена, возникающая не только у взрослых, но также и у младенцев.

В течение всей ночи у человека активизируется рост волос и ногтей. Температура тела человека во время сна понижается (у женщин она падает до 35,6 а у мужчин до 34,9 градусов). Подобные суточные колебания температуры — снижение ночью и повышение днем — наблюдаются также и в отсутствии сна или при дневном сне и ночном бодрствовании.

При некоторых формах так называемого гипнотического сна, и в частности при каталепсии (каталепсия — застывание человека в принятой им позе, иногда даже очень неудобной, требующей значительного мышечного напряжения), происходит резкое повышение мышечного тонуса

*** Первая стадия сна – это засыпание. Засыпание — переходный этап от бодрствования ко сну. Если разбудить человека в этот период, он будет уверять, что совсем не спал, только прилёг и задумался.

Вторая стадия сна наступает минут через двадцать после первой. Она занимает не меньше половины всего времени сна. Что происходит в это время с мозгом, науке пока точно не известно. Многие исследователи также причисляют её к переходным, потому что при внезапном пробуждении человек обязательно снова проходит через неё и может в течение ночи несколько раз возвращаться на эту стадию. Некоторые специалисты утверждают, что эта фаза для мозга бесполезна, но в природе нет ничего бесполезного, и, возможно, со временем наука выяснит, в чём заключаются функции этой фазы сна.

Третья стадия сна– «медленный сон» или ортодоксальный. Третья стадия сна занимает примерно 1/4 часть от общего времени сна. Во время «медленного сна» мозг действительно отдыхает. Однако, отдых его относителен. Мозг продолжает контролировать работу по восстановлению и накоплению различных веществ и элементов, необходимых для нормальной, активной дневной жизни. Накапливаются белки и всё, что нужно для синтеза клеток, восстанавливаются ткани, активизируется иммунная система. Витамины А и Н, необходимые для красоты и молодости нашей кожи, при дневном свете имеют неприятное свойство разрушаться. Но под покровом ночи они беспрепятственно проникают в кожу и оказывают на неё своё благотворное влияние.

Четвёртая стадия сна – «быстрый» или парадоксальный сон. Это самая короткая стадия сна, её продолжительность составляет около 1/3 того времени, которое приходится на «медленный сон». В совокупности это примерно 90 мин. Как раз именно в это время мы видим сны. Те, кто утверждают, что спят без сновидений, ошибаются. Они их просто не помнят. Специалисты из университета в Израиле, продолжая исследовании чикагских учёных, смогли обнаружить лишь одного человека, который действительно не видел снов. Но это было следствием ранения в голову.

Исследования, проведённые советскими учёными, позволили установить зависимость «цветности» снов от эмоциональности испытуемых. Люди с рациональным складом ума «предпочитают» смотреть чёрно-белые сны, а эмоциональные видят всё в ярких красках. Более того, оказалось, что преобладание определённых цветов во сне тоже имеет определённое значение. Красные, багровые тона свидетельствуют о нарастающей тревоге, а зелёные, голубые и синие тона говорят о спокойствии и умиротворении сновидца. Парадоксальный сон действует на мозг как заживляющий бальзам: происходит переработка информации, накопленной за день, а также построение программы будущего поведения, снимаются стрессы, мысли и память приводятся порядок.

Теория эмоций у. Кэннона.

Анализируя теорию Джеймса-Ланге, У. Кэннон пришел к выводу, что она имеет недоработки. Он утверждал, что физиологическое возбуждение может происходить без переживания какой-либо эмоции, например, спортсмен при энергичном выполнении физических упражнений, может не испытывать никаких эмоций. Также Кэннон обращал внимание на то,что висцеральные изменения медленно изменяются, что не могут предшествовать сознательному переживанию эмоций. Наконец, он утверждал, что люди, переживающие абсолютно разные эмоции, например, страх, радость или гнев, проявляют почти одинаковые паттерны автономного возбуждения.

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесооб­разны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуа­цию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические измене­ния, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе.

Таким образом, Кэннон подготовил почву для другого объяснения эмоций, которое несколько позже предложил Филип Бард. Вследствии образовалась общая теория, которая получила название теория Кэннона-Барда. В теории говорится, что эмоция происходит тогда, когда таламус посылает сигналы одновременно в кору (порождая сознательное переживание эмоции) и в автономную нервную систему (порождая висцеральное возбуждение).

Однако учёные ошиблись в своей теории. Взяв за основу то, что таламус является нервным центром эмоций. Часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса – Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Однако и Кеннону не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.

Активационная теория Линдсея— Хебба.

На основе психологической теории возникла активационная теория Линдсея – Хебба. Основой этой теории является то, что эмоциональные состояния возникают под влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции же возникают, как следствие нарушения и восстановления равновесия в соответвующих структурах центральной нервной системы.

Фундаментом данной теории являются следующие положения:

  • Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

  • Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Как оказалось, эмоции выполняют регуляторную функцию относительно деятельности человека, они оказывают определённое на неё влияние, которое зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания.

В ходе экспериментальных исследований Д.О. Хеббу удалось получить кривую, которая выражает зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется свой определённый оптимум эмоциональной возбудимости, при котором будет обеспечена максимальная эффективность в работе. Уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей деятельности, которая выполняется, от условий, в которых она протекает, от индивидуальных характеристик включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой. Т.о., данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Общепринятым фактом считается, что каждый человек стремится найти внутреннюю гармонию и найдя её, потом сохранить. Его взглядам и установкам свойственно объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. Конечно, не трудно найти исключения из этого правила. Так, например, некто может считать, что дети должны вести себя тихо и скромно, не нарушая порядок, однако он же испытывает чувство гордости, когда его любимое чадо энергично привлекает внимание взрослых гостей, быстро бегая или громко поёт. Подобные факты несоответствия между убеждениями и актуальным поведением представляют научный интерес главным образом потому, что они резко контрастируют с распространенным мнением о тенденции к внутренней согласованности между когнитивными элементами. Тем не менее — и это достаточно твердо установленный самыми разными исследованиями факт — связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности.

Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. Например, человек, убежденный в том, что получив высшее образование, которое является образцом наиболее качественного образования (вследствии получив высокооплачевуемую должность) будет всячески побуждать своих детей поступать в ВУЗ.

Основными положениями данной теории является: положительное эмоциональное переживание будет возникать у человека в том случае, если его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Работая над проблемой причин возникновения эмоций, П. В. Симонов выдвинул своеобразную гипотезу. Он считал, что эмоции являются следствием недостатка или избытка сведений, которые необходимы для удолетворения разнообразных потребностей. Степень эмоционального напряжения определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Свои доводы он представил с помощью » формулы эмоций»:Э = П (Ин — Ис), где Э — эмоция; П — потребность; Ин — информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис — информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.Формула показывает, что эмоции будут возникать только в случае наличия потребности. Поскольку эмоции – это произведение, то в случае нулевой потребности или человек обладает необходимой информацией.Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда И н больше чем И с ) , именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами — когда И с больше чем И н .

Одной из трудностей анализа процесса информированности о том или ином явлении служит сложность определения Ин и Ис для того, чтобы судить о степени эмоциональных реакций, и для того, чтобы использовать ее для качественной и количественной оценки эмоциональной реакции. Предложенная П.В.Симоновым формула, не имея математической размерности, позволяет говорить только об относительной степени реакции (больше или меньше, положительно или отрицательно).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *