Слушать или слышать?

Слушать или слышать?

Ошибки, которые мы совершаем, когда слушаем других

Возможно, что вы начали сомневаться в том, действительно ли умеете слушать. Разве такое может быть?

Именно поэтому так важно отметить наиболее частые ошибки, которые мы совершаем, «слушая» окружающих.

Первая из ошибок была описана в предыдущей ситуации. Кто-то рассказывает нам о своей жизни и о том, что волнует его, а мы пользуемся этой ситуацией для того, чтобы поговорить о себе.

Вторая ошибка бросается в глаза гораздо больше. Представьте себе, что ваша подруга рассказывает вам о своей недавней ссоре с матерью, а вы резко переводите тему, спрашивая, как обстоят дела у неё на работе.

Третьей ошибкой можно считать действия человека, который пытается обесценить ситуацию, отвечая собеседнику такими фразами, как «не беспокойся», «это глупость», «у него это пройдёт»…

Наконец, следующим неверным шагом станет начать давать советы собеседнику, указывая ему, что следует делать, разрабатывать для него план действий.

Как вы смогли заметить, во всех этих случаях нельзя утверждать, что человек умеет слушать собеседника. Он всего лишь использует его, чтобы поговорить о себе.

Не пропустите: Почему общение с одними нас окрыляет, а с другими утомляет?

Признать обеспокоенность другого

Эти примеры заставляют нас задуматься о том, действительно ли так важно уметь слушать других или же мы являемся эгоистами, которые на самом деле только желают поговорить о самих себе.

Действительно, процесс слушания требует с нашей стороны большого внимания и не меньшей отдачи. Ведь наш собеседник на самом деле сильно обеспокоен, поэтому это далеко не лучший момент для того, чтобы начать говорить о самих себе.

Даже в том случае, если вы начинаете советовать другу, как ему поступить, проявляется ваш эгоизм, ведь в этот момент вы навязываете ему своё видение мира.

Нет ничего страшного в том, что вы хотите выразить свою точку зрения. Но вы не можете указывать другому человеку, что стоит ему делать и как говорить. Ведь он — не вы! Просто в этот момент вы хотите обозначить себя как личность и используете для этого другого.

Когда вы перестаёте слушать собеседника, пробуждается ваше внутреннее эго.

Это достаточно сложно, но нужно понять и принять обеспокоенность другого.

Читайте также: Со временем мы учимся любить сильнее, но лишь избранных людей

Что значит уметь слушать?

Итак, теперь вам известно об ошибках, которые мы совершаем во время беседы с другими людьми. Иногда мы думаем, что слушаем нашего собеседника, хотя на самом деле это не так. Настало время заново научиться слушать других.

Если вы хотите уметь слушать и слышать, необходимо иметь в виду некоторые ключевые моменты. Сейчас мы расскажем вам о них:

  • Никогда не предлагайте решений. Как мы уже говорили, нет ничего хорошего в том, чтобы давать советы и объяснять собеседнику, как ему стоит поступать.

При возможности задавайте вопросы, способные помочь другому подумать над ситуацией и найти решение проблемы. Такие вопросы говорят о том, что вы действительно умеете слушать.

  • Постарайтесь углубиться в тему. Если вы действительно слушаете собеседника, задавайте ему больше вопросов, демонстрирующих ваш интерес к теме и к человеку, который с вами разговаривает.

Вам на помощь могут прийти такие вопросы, как «И что ты думаешь об этом?» или «Что ты теперь собираешься делать?».

  • Старайтесь не говорить о себе, полностью сконцентрируйтесь на своем собеседнике и на том, что он говорит. Не пытайтесь делиться своим опытом хотя бы до тех пор, пока собеседник сам не попросит вас об этом.
  • Помните, что нельзя недооценивать сложность ситуации, с которой пришлось столкнуться вашему собеседнику. Хотя она может показаться вам немного банальной, этот человек искренне заинтересован в этой теме и его действительно сильно волнует происходящее. Для него эта тема очень важна.

Теперь вы знаете, что значит уметь слушать других людей. Как уметь слушать искренне, полностью погружаясь в тему собеседника и не думая о себе.

Если вы думаете, что удел слушателя — быть пассивным, постарайтесь как можно раньше отделаться от этой идеи. Слушатель должен быть активным! Именно поэтому каждому из нас необходимо научиться слушать окружающих.

Пойми и сделай для человека то, что ему нужно.

Каждый человек нуждается в понимании, одобрении. Всем нам хочется, чтобы нас любили, уважали, хвалили и принимали такими, какие мы есть. Все эти потребности влияют на общество, , на выбор друзей, второй половинки и круга общения. Каждому из нас также необходим человек, который бы мог выслушать, дать совет. Собеседник, с которым можно было бы поделиться своими переживаниями и радостями, желаниями и страхами; с которым можно обсудить все что угодно без тени смущения.

Если вы научитесь слушать, то сможете удовлетворить многие из этих потребностей. В психологии общения нет ничего важнее умения слушать своего собеседника. Слушать — значит воспринимать и пропускать через себя. Умение слушать включает: восприятие информации; восприятие чувств; сочувствие к собеседнику; анализ.

Человеку гораздо приятнее говорить о самом себе, о своих заслугах и достижениях, чем слушать. Поэтому если хотите доставить радость и удовлетворение собеседнику, то слушайте его внимательно, задавайте ему вопросы о нем самом, говорите о том, что интересно этому человеку, искренне интересуйтесь его делами, и вы достигнете положительного к себе отношения. Хороших слушателей всегда уважают. Если вы склонны говорить только о самом себе, перебивать, то люди начнут избегать вас, смеяться над вами или даже презирать.

Барьер, который необходимо преодолеть

Некоторые люди склонны говорить «Да, да, я об этом уже слышал и знаю это». Строго-настрого запретите себе делать это. Это сбивает вашего собеседника с мысли, а также у него создаётся впечатление, что вам неинтересно его слушать.

Искусство продажи

Если вы хотите иметь большие обороты и много покупателей, научитесь слушать клиента. Не навязывайте ему товар, не пытайтесь что-либо всунуть. Прежде всего, выслушайте, для чего он пришел, расспросите в деталях, задавайте правильные вопросы. Что ему нужно, в пределах какой суммы. Пытайтесь решить проблему покупателя, а не продать товар. Внимательно выслушав, предложите все варианты и оставьте покупателю время для обдумывания.

Учитесь слушать и добивайтесь успеха!

Результаты исследований показали, что большинство людей ценит интересного собеседника с кругозором, который может рассказать много интересного и впечатляющего, однако предпочитают того, кто, прежде всего, умеет слушать.

Я слышу

Я слушаю

Физическое состояние (часто происходит неосознанно)

Осознанное продолжительное действие

Происходит время от времени

Предполагает последующий анализ полученной информации

Применимо к каждому

Тот, кто умеет слушать

Приходит автоматически – на слух

Требуется анализ и адаптация полученной информации

Непроизвольно

Сознательно

Достигается шумовой эффект

Осознание услышанного

Не требует сосредоточенности

Требует внимания и сосредоточенности

Затрагивает 1 из 5 чувств

Затрагивает слух, зрение и нередко осязание

Пассивное действие

Активное действие

Звуки, которые мы слышим в повседневной жизни

В течение дня мы пропускаем через себя множество потоков информации, и большинстве случаев мы просто не обращаем на них никакого внимания.

Это происходит, и когда мы находимся дома, будь то доносящийся шум от телевизора или кухонных хлопот домочадцев. Внешние шумы окружают вас повсеместно: на улице по пути на работу, в офисе и за его пределами. Мы часто не обращаем внимание на музыку, например, когда находимся в ресторане. Примеров внешних шумов очень много. Мы не перестаем соприкасаться с внешней средой даже во время сна.

Все получаемые нами звуки служат фоном к повседневной жизни. Мы слышим звуковые волны, но не осознаем их, пропуская мимо. Поэтому ключевой момент в определении термина «слышать» – неосознанность действия.

Как мы «слушаем» своего собеседника

Наверняка вы сталкивались с тем, что ваши друзья и близкие говорили, что вы их не слушаете. Что они подразумевали? Если, говоря о «слышать», мы подразумеваем действие, которое происходит автоматически, то, когда нам требуется «слушать» то, что нам говорят, то здесь от нас ждут действий в условиях многозадачности, где нам приходится прикладывать определенные усилия для достижения цели собеседника. И тут мы сталкиваемся с ключевой проблемой современного мира: мы не соблюдаем его главное правило! Часто мы слушаем собеседника, одновременно печатая смс, или сидим, уткнувшись в ноутбук, когда к нам приходят коллеги. Такое поведение – это, в первую очередь, проявление неуважения. Мы показываем, что заняты более важным делом, чем беседа со стоящим перед вами человеком.

4 золотых правила для активного слушания:

  1. Наблюдайте за собеседником
  2. Сфокусируйтесь на предмете разговора
  3. Уважайте точку зрения собеседника, даже если вы с ней не согласны
  4. Не прерывайте говорящего – сперва дайте ему завершить свою речь

Как стать активным слушателем

  • Сосредоточьтесь на говорящем и не отвлекайтесь на посторонние шумы
  • Во время телефонного разговора зафиксируйте внимание на одной точке перед собой
  • Давайте собеседнику свой фидбэк о сказанном
  • Перефразируйте про себя все сказанное собеседником
  • Если вы ограничены во времени, можете мягко намекнуть собеседнику, чтобы тот выражался более тезисно
  • Выслушайте все внимательно и до конца. В конце уточните, имеются ли у собеседника вопросы
  • Дождитесь ответа
  • Всегда обращайте внимание на темп речи и жестикуляцию собеседника – это поможет лучше понять, что до вас хотят донести
  • Записывайте ключевые тезисы
  • Отключите эмоции
  • Не вдавайтесь в рассуждения до окончания речи говорящего
  • Просите повторить то, чего вы не поняли с первого раза

Почему «слушать» — это сложно

Далеко не каждый справляется с этой задачей, и вот почему:

  • Мы слушаем только то, что хотим услышать
  • Мы закрыты для новых идей
  • Мы не входим в положение собеседника
  • В нас отсутствует эмпатия
  • Нам не хватает терпения
  • Мы эгоисты, и слушаем только себя
  • Мы защищаем свои убеждения
  • Мы заняты собственными рассуждениями во время того, как говорит другой
  • Мы спешим в суждениях
  • Мы не согласны с точкой зрения говорящего

Почему важно научиться «слушать»?

Если вы сомневаетесь, что вам необходимо умение «слушать», просто поставьте себя на место говорящего – какую реакцию вы бы хотели получить от собеседника? Полученный навык поможет вам в личностном и профессиональном развитии. Вы продемонстрируете коллегам свою вовлеченность в рабочие процессы, проявите себя командным игроком и научитесь, слушая, помогать окружающим принимать важные решения.

Преимущества активного слушателя:

  • Получите признание коллег
  • Достигните результатов в короткие сроки
  • Улучшите профессиональные отношения
  • Привлечете больше клиентов и партнеров, которые будут ощущать живой интерес к своим потребностям
  • Улучшите собственный имидж и имидж компании
  • Глубоко проанализируете потребности клиентов, партнеров и т.д.
  • Предоставите лучший сервис для клиентов, партнеров и т.д.
  • Получите новые знания о предмете беседы
  • Разовьете и повысите коммуникационные навыки, технику ведения переговоров
  • Повысите управленческие навыки, укрепите лидерские позиции
  • Получите возможность карьерного продвижения
  • Сможете решать спорные и конфликтные ситуации

Полученные навыки незаменимы, если вы работаете в сфере обслуживания, предоставления клиентских сервисов, продажах – по сути в любых отраслях, где предполагается общение с людьми. А если вы управленец или планируете им стать, то навыки «слушания» вам необходимы, как воздух. Неважно – находимся ли мы дома или на работе, окружающие всегда хотят быть услышанными. Оттачивая мастерство, вы сможете находить подход к собеседнику и оперативно решать все большее количество задач.

>Слушать или слышать?

…Начинается конфликт. Это происходит не от общей неприязни друг к другу, она может появиться позже, а от того, что одни люди слышат, что им говорят, а другие слушают.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИЕМЫ

Обладающий навыком не только слушать, но и слышать получает массу преимуществ: офисному сотруднику проще справляться с оставленной задачей, если он услышал и понял, что он него требуется, детям проще понять, по какой причине их ругают родители и не допускать впредь подобных ситуаций, супруги имеют возможность решать возникшие разногласия с помощью беседы, ряд примеров можно продолжать бесконечно. Умение услышать собеседника – навык, который пригодится любому для личной жизни, для карьерного роста, знакомства с новыми людьми и поддержания связей со старыми знакомыми.

Важнейший навык внимательного собеседника, который не только слушает, но и слышит, можно развить. Для этого существуют несложные приемы, которые, однако, дают ощутимый результат.

  1. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы вашему собеседнику;
  2. Попросите целиком повторить сказанное собеседником, однако желательно, чтобы эти вопросы касались того, что говорил собеседник только что, а не «час назад». Не стоит переживать, что в этом случае собеседник некорректно отреагирует, просьба повторить или что-то дополнительно разъяснить, напротив, демонстрирует ваш интерес к теме обсуждения и должна быть встречена положительно;
  3. Пытайтесь вслух или про себя перефразировать сказанное собеседником. Если это удается, значит, вы не просто слушали собеседника, но и слышали его, поняли им сказанное.

Познакомтесь с несколькими простыми, но очень мощными техниками коммуникации, которые мы даем нашим ученикам на Тренинге “Мастерство общения”.

И, конечно, нет ничего более эффективного для развития навыка внимательного слушателя, чем практика. Стараться в каждой беседе слышать, что пытаются до вас донести, анализировать сказанное, пытаться понять мысль говорящего – все это поможет слышать собеседника, избегать конфликтов и недопонимания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *