Сказка для педагогов

Сказка для педагогов

§ 2. Методы формирования сознания личности

Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н. Толстого «Косточка», В.А. Осеевой «Сыновья» и др. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Словесные методы и приемы. Рассказа педагога

Рассказ — монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

По целям назначения рассказы могут быть трех видов.

Рассказ-выступление, задача которого подготовить детей к изучению нового материала.

Рассказ-повествование, который необходим для изложения намеченного содержания.

Рассказ-заключение, задача которого обобщить, подвести итоги.

Рассказ должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финальную часть. Если педагог заранее не продумал стиль и композицию рассказа, то на занятии уже поздно думать об этом. Рассказ станет невыразительным, малоинтересным, потому что далеко не каждый педагог может на ходу удачно придумать примеры, сравнения. Самый хороший экспромт — заранее продуманный и вовремя вставленный.

Каждый педагог, выбирая тот или иной рассказ, обязательно должен позаботиться о его эффективности. Кратко это можно сформулировать следующим образом:

рассказ должен быть ярким, воздействующим на мысли и чувства детей;

рассказ должен соотноситься с социальным опытом ребенка, с его возрастными особенностями;

обстановка и условия проведения рассказа должны соответствовать его замыслу и содержанию;

рассказ производит должное впечатление только тогда, когда он ведется профессионально. Неуверенность, косноязычие, неумение варьировать текст, отсутствие какой-либо реакции на вопросы по ходу рассказа не приносят успеха рассказчику;

рассказ обязательно должен переживаться детьми. Необходимо позаботиться, чтобы впечатление от него сохранилось как можно дольше.

Рассказ-это монологическое изложение материала, применяемое для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется в детском саду при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция данного метода — обучающая. Сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.


Эффективность данного метода зависит главным образом от умения воспитателя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для детей и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.

Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу на занятии, воспитатель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (5 мин.), пластичным, протекать на продолжительном эмоциональном фоне.

В процессе подготовки и проведения рассказа опытные воспитателя руководствуются такими дидактическими требованиями:

— всемерно учитывать особенности детей дошкольного возраста. У них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий. Они быстро отвлекаются, утомляются не могут длительное время слушать рассказ воспитателя;

— четко определять тему, задачи рассказа, привлечь интерес, внимание детей к теме;

— предусматривать ознакомление с новым материалом в начале занятия, когда дети еще бодры, не устали;

— обеспечивать научность, достоверность излагаемого материала;

— концентрировать внимание на воспитании общественно-значимых, стержневых качеств личности ребенка, оценивать события, поступки, факты, высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношения;

— излагать материал в строгой системе, логично;

— выделять ведущие положения, идеи, социально значимые представления, концентрировать на них внимание детей;

— подбирать яркие, типичные факты, интересные и убедительные примеры, необходимые для обобщения, опираться на конкретные представления детей;

— излагать материал доступно для детей, эмоционально, выразительно, в занимательной форме;

— излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала, когда нужно сформулировать вывод, определение, правило;

— активизировать внимание детей путем включения эвристических приемов, постановки и решения проблемных вопросов;

— изложения сочетать с чтением отрывков, фрагментов текстов из литературных произведений;

— изложение сопровождать иллюстрациями, демонстрациями;

— повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.

Беседа

Беседа — это разговор педагога с детьми, который отличается от бесед в повседневной жизни. В обычном разговоре мы задаем вопросы, на которые не всегда сами знаем ответ, между тем в дидактической беседе взрослый должен знать ответы на все задаваемые вопросы.

Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Можно выделить три наиболее часто встречающихся вида бесед.

Катехизическая — вопросно-ответная, не допускающая возражений, с запоминанием ответов (даты, исторические события, факты, люди и т.д.).

Сократическая — мягкая, почтительная, допускающая со стороны детей сомнения и возражения.

Эвристическая — ставящая детей перед проблемами и требующая собственных ответов на поставленные педагогом вопросы.

По назначению выделяются беседы:

вводные, или организующие, цель которых выяснить, правильно ли дети поняли значение предстоящей работы, хорошо ли представляют, что и как нужно делать;

содержательные — сообщение новых знаний (катехизическая, сократическая, эвристическая);

закрепляющие — служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у детей знаний (на таких беседах широко могут использоваться творческие задания);

контрольно-закрепляющие — применяются в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у детей знания.

Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Но с помощью беседы нельзя достичь всех дидактических целей, потому что она не дает детям практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования, поэтому беседа должна обязательно сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний. Беседа часто оказывается малоэффективной, переходит в монолог взрослого в том случае, когда у детей нет предполагаемого запаса представлений и понятий.

В беседе важно правильно сформулировать и задать вопросы. Искусство правильно задавать вопросы — это, прежде всего, умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание ребенка. Вопросы в беседе не должны быть хаотичными, они должны представлять взаимосвязь главных, второстепенных и дополнительных вопросов, быть логически связанными между собой.

Не рекомендуется ставить длинные или «двойные» вопросы, а также чрезмерно легкие, так как они не стимулируют активной познавательной деятельности детей, серьезного отношения к знаниям и к самой беседе.

Необходимо и очень важно знать технику проведения беседы.

Каждый вопрос задается всей группе детей. Только после небольшой паузы для обдумывания, если никто не ответил за это время, можно предложить кому-либо из детей ответить на этот вопрос. Не следует поощрять детей, «выкрикивающих» ответы. «Слабых» нужно спрашивать чаще, давая возможность им ответить па более легкий вопрос или на вопрос, направленный на повторение сказанного.

Если никто из детей не сможет ответить на вопрос или отвечают все неточно, нужно переформулировать его, задать наводящий вопрос.

Успех зависит от контакта взрослого с группой детей. Каждый внимательно выслушивается, при этом необходимо следить, чтобы дети выслушивали друг друга, не перебивая. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные дополняются, уточняются. Ребенку, ответившему неправильно, сначала предлагается самому обнаружить ошибку, задав ему один или несколько конкретизирующих и раскрывающих неточность вопросов, и лишь затем можно призвать на помощь других детей

Билет 24.Д. Дьюи называл методом проблем, основан на активном обучении через целесообразную деятельность. характерной чертой является обучение через открытие, моделирование жизненно важных ситуаций и поиск пути, их решение, умение проектировать предстоящую деятельность.

Требования:

  1. Наличие значимой проблемы
  2. Определение цели и задач
  3. Обсуждение методов исследования
  4. Анализ полученных результатов
  5. Оформление конечных результатов
  6. Самостоятельная деятельность участников проекта

Проект это-

1. Проблема

2. Проектирование

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

Этапы:

  1. Подготовительный – подготовка целей и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материала
  2. Исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы разными способами
  3. Обобщающий (заключительный) – обобщение результатов работы, анализ

Типы:

1. Творческий

2. Исследовательский

3. Нормативный

Этапы:

-) предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи

3 стратегии:

1. Воспитатель и дети определяют проблему

2. Наблюдение за детьми, выявление их интересов

3. Привлечение родителей

-) оформление проекта ребенком

-) защита проекта

Выполняется коллективно, долгосрочен, сложен

Этапы:

1. Подготов. Работа и выбор темы

Сказка об образовании

В одном царстве было дело-
Дождь мочил и солнце грело,
Ветер выл, сугроб круша…
Год за годом чередою,
Словно бабы за водою
Шли по жизни не спеша.
И , как в каждой сказке древней
Жил старик в одной деревне,
С ним три сына , и они,
Хоть не очень – то похожи
Друг на друга были рожей-
-Были всё-таки сродни.
Старый в школе не учился,
Миновала и тюрьма,
Он в дурдоме лишь лечился
От излишнего ума.
Сыновья, что с ним ютились-
-Пили брагу и постились,
Когда был их закром пуст,
И в душе не веря Богу,
Лбы крестили понемногу
И забыв в сортир дорогу
В саду гадили под куст…
В общем были те три брата,
Дураки-дегенераты,
Хоть и разные с лица-
Полной копией отца!
Так и жили не тужили,
Под кустом парник ложили
По три кучи каждый день,
Потому, что старый пень
О житье- бытье скорбя
Молча гадил под себя…
Как-то , обожравшись проса
Старый пёрнул, будто слон
И в портянки ткнувшись носом,
Захрапел на печке он,
И приснилось бедолаге,
Что он умненький такой
Важно водит по бумаге
Нежной, белою рукой!
А соседские детишки
Набивают на лбу шишки-
-Всё поклоны бьют ему,
И он щедрою рукою,
Борясь с тупостью такою
Воздаёт им по уму!
Дальше- больше, ему снится,
Что в руках его синица
Превратилась в журавля,
И тот-час же эта птичка
Высрала ему яичко
Золотое, (буду бля…!)
Нудно, потно, с кислой миной
Стоят в очереди длинной
Всевозможные вельможи,
А он мирно дремлет в кресле
И не даст диплома, если
Кто-то там не вышел рожей!
И богатство и почтенье,
Получил он от прочтенья
Книжек разных о науке…
И старик, проснувшись вскоре
Посмотрел в слезах и горе
На мозолистые руки!
Вдруг явилось озаренье-
-Все мы Божии творенья,
Но , коль НЕ дал Бог ума-
Нужно где-то хапнуть знанья,
Тогда славу и признанье
Жизнь подарит нам сама!
И свалившись с печки на пол,
Браги в ковшик дед накапал,
Сыновей стал теребить-
-По башкам их палкой бить,-
-“Эй, вставайте, человече,
А не-то вас изувечу,
Надо, блин, держать совет,
Как вас , ёшканых уродов,
Жертвов неудачных родов
Можно вывесть в белый свет!”
Встали, в ухо дав друг- дружке,
Из штанов достали кружки
И тоску согнав с лица,
Похмелились с утреца.
Малость просом подавились,
Сну отцову подивились,-
-“Ну, ты, старый хрен, даёшь
Будто соловей поёшь!
Слов учёных нахватался-
-Видно с чёртом побратался,
Но нам в общем
всё -равно,
Были -б бабы и вино…
Согласились все со
старым,
Чтоб иметь всё это даром
Можно, блин, и поучиться
И в дурдоме полечиться!”
У соседа из-под крова
Братья вывели корову.
Шкуру сняли, а рога
И копыта возвернули…
И-“молчи!”- ему шепнули,-
-“Коли жизнь те дорога!”
Жеребёнка “завалили”,
Поросёнка осмолили
И оглобли взявши в руки,
Мёд чужой забрали, суки!
И сложивши до поры
В кучу щедрые дары,
Похмелившись с утреца
Братья в город шлют отца…
В городе зимой и летом
Все “кумарят” по котлетам.
И за мясо там и тут
И дебилы и уроды,
Кто и букв не видел сроду
Поступают в институт!
Вот и братья поступили
И пять лет (и стыд и срам!)
Не “ наук гранит” долбили,
А коров в деревне били
По соседским по дворам!
И, как только доставлялись
В город мёд и молоко
Им пятёрки выставлялись
Беззаботно и легко,
И с восторгом, ****и, глядя
На отметку “хорошо”
Говорили-“Жрите, дяди,
Мы вам, блин, припрём ишо!”
Время минуло—, дебилы
Уж давно имеют виллы,
Лимузины, в банках счёт,
И их в городе столичном,
В каждом обществе приличном
Знают все наперечёт.
В степенях они и званьях,
Коим даже нет названья
И хоть мысли их просты,
Словно у придурка в коме
Они в думе и горкоме
Занимают все посты!!!
В мире этом, где попало
Столько умненьких пропало,
Так, что усекай , дружок,
ЧТО ВАЖНЕЕ В ЖИЗНИ-
(Книжки, знаний и ума излишки,)
Или с мясом пирожок?

Ольга Крылова
Сказка об образовании

Придумала вместе с детьми, для мотивации к учению.

Жили- были два брата на окраине села. Жили они в ветхой избушке без занавесок и ставень. Родители целыми днями были на работе, зарабатывали деньги на пропитание. Поздно вечером они возвращались домой, и готовили детям еду на следующий день. Так длилось семь лет и семь месяцев. И все это время дети оставались дома одни бес присмотра. Одно радовало, что в доме не было бытовой техники и электричества. Родители приносили детям игрушки и книжки, которые находили на свалках и этими игрушками они играли. А так как читать книжки им было не кому, они просто рассматривали картинки и придумывали сказки сами. В солнечную погоду дети играли с другими детьми возле дома и ли мастерили из палочек и веревочек оружие, что бы поиграть в охотников и добычу. В такие дни они веселились и радовались солнышку. А когда шли дожди и бушевал сильный ветер, они сидели у окна и наблюдали за природой. Они не могли понять от куда берется ветер и дождь? Почему бывает жарко и холодно? Куда улетают птицы, когда наступают холода?

Как-то раз когда родителей в очередной раз не было дома, в дверь избушки постучался незнакомец. Дети знали, что открывать двери незнакомым нельзя, но младший братишка забыл про это и побежал к двери. Он всегда скучал по родителям и подумал, что это они пораньше вернулись домой.

Когда дверь распахнулась, он увидел старую женщину с клюкой и корзиной. Она стояла сгорбившись от усталости. Мальчикам стало жаль бабушку и они пригласили её войти в дом. Старушка прошла в избу и ужаснулась нищете, в которой жили дети. Она стала расспрашивать о родителях. Дети с теплотой и любовью рассказывали старушке про своих родителей. Как они стараются заработать на пропитание. Старушка была тронута такой любовь к родителям. Ей стало жалко, что дети целыми днями предоставлены сами себе. С ними не кому поиграть, их не кому учить грамоте. И она стала приходить к ним, читать сказки и рассказывать о далеких странах, куда улетают с наступлением холодов птицы. А так же заниматься с детьми грамотой и письмом, каждый день пока родители были на работе.

Родители стали замечать, что их дети стали гораздо сообразительней, они начали читать и писать. Стали рассказывать интересные факты из жизни природы. Им стало интересно от куда они все узнают? Дети боялись признаться, что впустили в дом незнакомого человека, и поэтому не сказали родителям правду. Это показалось родителям подозрительным и однажды они сказали, что идут на работу, а сами незаметно подсматривали за домом. И вот они увидели, что в дом вошла старушка. Дети свободно впустили её. Сначала они хотели разозлиться, но решили все окончательно узнать. Они подошли к окну и стали наблюдать, что же там происходит? И увидели как дети внимательно слушают, что им рассказывает женщина и повторяют за ней слова. Родители сами были людьми не образованными. Поэтому им приходилось заниматься тяжелым физическим трудом: капать и сажать чужим людям огород, переносить грузы, убирать мусор во дворах и чистить грязные котлы и баки. Чтобы хоть как то сводить концы с концами им приходилось по долгу работать каждый день, без выходных. Перерывов на обед у них не было, они перекусывали на ходу и снова продолжали работать и жару и в мороз. Здоровье у них от этого было слабым, и выглядели они гораздо старше своих лет.

Они, конечно же догадались, что эта женщина учит их детей грамоте и письму. И обрадовались, что их дети научатся читать и писать, и смогут найти работу по легче и выше оплачиваемую, чем они. С таким чувством надежды они ушли на работу.

Прошло не так много лет, дети выросли и пошли искать себе работу. Старший брат пошел на почту и стал почтальоном. Он хорошо читал и мог легко прочесть адрес на конверте, а так же прочитать письмо, если тот, кому оно пришло не умеет читать. Иногда люди за плату просили его от их имени написать письмо. Итакой способ зарабатывать деньги был гораздо легче и приносил больше прибыли в дом. Младший брат выучил законы и стал работать в сельском совете. Люди приходили к нему с просьбами и предложениями, а он помогал им советом и консультировал по разным вопросам связанным с законами страны, в которой они жили. Их работа отличалась от работы их родителей. Им не надо было целые дни напролет таскать тяжелые мешки, капать и сажать огород. Денег, что они зарабатывали хватало на, то чтобы прокормить свою семью и помочь своим родителям. Дети построили большой дом на три семьи. И стали жить рядом, помогая и поддерживая друг друга в трудную минуту. У них в доме на окнах висели красивые занавески, а за их детьми присматривали родители. Им больше не надо было заниматься тяжелым трудом.

Вот как здорово быть образованным! Можно сразу много знать, можно много рассказать, можно найти работу с хорошей зарплатой и не сильно уставать на работе. Благодаря знаниям можно больше времени уделять семье и своим близким, вместе с ними отдыхать и трудится. Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец! А кто дослушал до тот умнее стал отца!

Страница 1 из 6

Педагогические сказки из книги «Школа самовыражения»

Как Ванюша свои таланты искал

Бегал Ванюша целыми днями во дворе – мяч гонял. Чтобы ему не говорили взрослые – от всего он отказывался.

– Иди Ванюша уроки делать, – звала его бабушка. Он отмахивался.

– Пора Ванюша обедать, – звала его мама.

– Я еще не проголодался, – отвечал сын.

– Опять конструктор разбросал и ничего не сделал, — ворчал дедушка.

– Бесталанным растет, – сокрушался отец.

Обидно было Ванюше, что его бесталанным называют. И решил он тогда поискать свои таланты.

Отвела его мама в хор. Пел он с ребятами сначала неохотно и часто не в лад с другими. Но постепенно стал понимать и слышать, как красиво получается петь вместе, прислушиваясь друг к другу. Но не стал он солистом, как некоторые ребята, не хватало ему таланта. Решил он искать свои таланты в другом месте.

Отправилась бабушка с внуком учиться игре на скрипке. Тяжело давались ему гаммы, которые приходилось играть часами. Непослушными были пальцы, болело плечо от скрипки, мысли уносились во двор, где никто ничему не учил, и была полная свобода. Но настал момент, когда стали получаться красивые мелодии, и он чувствовал паузы, и ждал взрыва пассажей. Но в музыкальной школе многие ребята лучше его играли. Не устраивало Ванюшу это положение, да и играть на скрипке все же приходилось ему заставлять себя.

Разыскали они с дедом клуб юного конструктора. Изумлялся Ванюша, как ловко ребята конструировали из деталей разные машины, самолеты, корабли. Начал Ванюша из деталей стадион строить. Посмеивались над ним ребята. Но он настойчиво рассчитывал, где расположить судейскую кабину, как лучше просчитать входы для зрителей и для футболистов. Неказистым у него получился стадион на вид, но задумки были интересными.

И тогда понял Ванюша, чем же он хочет заниматься. Попросил он отца отвести его в спортивную школу футболистов. Гонял он мяч вдохновенно. Тренер делал ему много замечаний.

– В команде надо играть, а не отдельно от всех, – говорил он. И вспоминал Ванюша, как он в хоре пел и ко всем прислушивался.

– Не чувствуешь ситуацию, рано бьешь по мячу, – кричал тренер. Стал прислушиваться Ванюша к себе, как будто играл на скрипке, и ждал момента, чтобы ударить вовремя по мячу.

– Выстраивай последовательность твоих действий. Думай, кому лучше передать мяч, – подсказывал тренер. И стал продумывать Ванюша на несколько ходов вперед, как это он делал при конструировании.

– Хорошо работаешь, – похлопал его по плечу тренер, – будешь участвовать в соревнованиях.

Пришли на соревнование болеть за Ванюшу всем семейством. Ванюша летал по полю как метеор, успевал подправить направление мяча, видел соперников и уводил мяч в сторону, умудрялся в сложной ситуации отыграть мяч и забить гол.

– Красиво играет, – говорили мама с бабушкой.

– Умело играет, – радовался дедушка.

– Талант, — ухмылялся отец.

  • Назад
  • Вперёд >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *