Система образования в швеции

Система образования в швеции

Школьное образование в Швеции

Следующая ступень в системе шведского образования — это школа. Школьное образование бесплатно. Оно бесплатно не только для граждан Швеции, но и для беженцев и граждан других стран. Вообще, стоит отметить, что бесплатное школьное образование подразумевает то, что оно действительно бесплатное. То есть детям бесплатно предоставляются обеды, все учебники и канцелярские принадлежности. Родители ничего не должны покупать, ничего не должны платить. Единственное, что родители должны купить — это спортивная форма. В возрасте 6 лет шведских детишек можно отдать в школу в подготовительный класс.

С 7 лет до 16 лет — обязательное школьное образование в Швеции. Девять лет, девять классов. Шведская школа разделена на три звена. Это начальная школа, средняя школа и старшие классы. Стоит отметить, что при переходе с одного звена в другое, шведские дети пишут экзамен. То есть экзамены пишутся в 3, 6 и 9 классе. Например, в 3 классе это математика и шведский язык. В девятом классе дети пишут экзамены практически по всем школьным предметам. Детишки ходят в школу пять дней в неделю с понедельника по пятницу. Суббота и воскресенье — выходные. В эти дни нет никаких внеклассных занятий, кружков и секций.

Также хочется отметить, что шведские дети начинают получать отметки только в 6 классе. До 6 класса в Швеции нет никаких отметок. Дети получают письмо в конце каждого учебного года, где классный руководитель пишет пожелания на следующий год и пишет немного о результатах текущего года, над чем ребенку нужно будет поработать, на что обратить внимание.

Кстати, отметки у них — не цифры, а буквы, начиная от А до Е. Кроме того, если ваш ребенок ходит в школу, то ему в возрасте от 6 до 12 лет предоставляется продленка. Ребенок может остаться после занятий, съесть полдник и играть с другими детьми. Это стоит небольших дополнительных денег. Поэтому большинство шведских детей остаются на продленку.

Продолжение образование после 9 класса

После 9 обязательных школьных лет, некоторые выбирают идти работать, но большинство продолжает учебу. Они идут в так называемую гимназию. Здесь гимназией называют самое старшее необязательное звено в образовании, где дети находятся три года, с 16 до 19 лет. То есть грубо говоря, это соответствует российским 10 и 11 классам. Гимназия готовит ребят к поступлению в высшие учебные заведения. У некоторых гимназий есть специализации и направленность, например, физико-математические и гуманитарные классы. Чтобы поступить в гимназию, ребята высылают свои оценки в понравившуюся им гимназию, выбирают какую-то определенную программу и потом просто ждут ответа.

После гимназии, ребята сдают внутренние экзамены, получают отметки. С этими отметками они могут идти в высшие учебные заведения. Что же делать тем ребятам, которые решили пойти поработать или просто погулять, а потом, когда они стали по-старше, вспомнили, что хотели бы доучиться. Для таких ребят, есть так называемые Komvux. Это образование для взрослых. Если вам уже исполнилось 20 лет, то вы уже, к сожалению, не сможете пойти в гимназию. Вам нужно обратиться в Komvux. Там есть все те же курсы, те же программы, что предоставляют гимназии. И большой плюс в том, что можно учиться дистанционно, то есть не нужно посещать школу ежедневно. Но все-таки если вы хотите посещать школу ежедневно, то в Швеции есть так называемые народные школы. Эти школы-училища соответствуют гимназиям. И там просто учатся ребята по-старше, от 20 лет и до пенсионного возраста.

Кстати, если вы переехали в Швецию, или только планируете свой переезд, вы наверняка будете учиться в Komvux, потому что курсы шведского языка находятся как раз в этих учебных заведениях. И те, кто приезжают в Швецию в возрасте от 16 лет, они изучают язык именно на этом курсе.

Высшее образование в Швеции

Последняя ступень системы шведского образования — это высшие учебные заведения. Я расскажу только до степени бакалавра. После этого, конечно, можно учиться и дальше.

Высшие учебные заведения в Швеции представлены университетами и институтами. Для граждан Швеции и стран Европейского союза высшие учебные заведения бесплатны. Все высшее образование бесплатно. Единственное, что все учебники придется покупать за свои собственные деньги. А вот для граждан других стран придется платить за образование, если вы хотите учиться в Швеции. К сожалению, учеба стала платной совсем недавно. До этого, все высшее образование было бесплатно. Швеция была очень привлекательной страной для получения высшего образования.

Для того, чтобы учиться в шведском ВУЗе, не нужно сдавать никаких вступительных экзаменов. Выпускники гимназий просто высылают свои оценки, средний балл аттестата и выбирают в университете подходящий курс с подходящими проходными баллами. Шведские программы обучения длятся 3-4 года, если вы учитесь на дневной форме обучения.

Также, что мне очень нравится, здесь можно выбирать учебную нагрузку. То есть, например, если ты работаешь или хочешь где-то подработать, ты можешь взять не 100% занятость, а найти курс с 50% и 75% занятостью. Конечно, срок обучения в этом случае увеличивается. Зато, у тебя будет какое-то время для подработки или каких-то еще занятий.

Кроме того, что мне нравится в шведских ВУЗах, можно выбрать не целую программу «стать учителем», а выбрать определенные курсы. Например, я бухгалтер, но я хочу еще разобраться в области психологии. В этом случае, мне нужен какой-то определенный курс, а не полноценная программа обучения. Я могу отучиться на курсе по психологии и получить свою корочку.

Второе высшее образование и стипендии

Как говорил Ленин: учиться, учиться и еще раз учиться. Эти строки подходят к Швеции и описывают эту страну. Потому что здесь учиться можно до старости. Этому содействует несколько факторов. Во-первых, даже когда ты уже закончил ВУЗ, гимназию, прошел на работу, но ты решил, что я бы сейчас хотел попробовать себя в какой-то новой сфере или освоить какую-то новую профессию, то ты на своей работе можешь взять отпуск на несколько лет с сохранением своего рабочего места. В это время ты уходишь, не получаешь зарплату, но потом, когда ты закончил учебу, и если ты захочешь вернутся на свое предприятие, то оно должно предоставить тебе туже самую должность, которая у тебя была. Если ты не захочешь оставаться, ты просто ищешь новую работу. Это отличная страховка.

Стипендии

Здесь стипендию получают не только молодые люди, которые получают первое образование. Стипендию можно получать в течение всей жизни, пока вы учитесь. Конечно, есть ограничения. Когда вам исполняется 47 лет, то начинают смотреть на твой доход, на кредиты и стипендии, которые ты получал. А когда вам исполнилось 56 лет, то все стипендии вам полностью закрывают.

Еще один положительный фактор. Ты можешь заканчивать несколько высших учебных заведений и тебе не нужно будет платить ни за второе, ни за третье высшее образование. Оно для тебя будет бесплатным.

Дошкольное

Первая ступень системы образования в Швеции — детские сады, куда принимают малышей в возрасте от одного года. Посещение дошкольных учреждений необязательно, но большинство юных шведов с удовольствием проводит в них время. В компании воспитателей малыши играют, ходят на экскурсии в библиотеки, музеи, на прогулки в парки. На одного педагога приходится от пяти до десяти подопечных, поэтому без внимания никто не остается.

Если родители сочтут нужным, в шестилетнем возрасте дети могут начать занятия в подготовительном классе, где будут уже не только развлекаться, но и приступят к знакомству с грамотой, счетом, азами знаний о природе.

Садики предназначены для детей, чьи родители учатся или работают, поэтому коммуна обязана предоставить ребенку место в ближайшем детсаду минимум на 15 часов в неделю. Исключения не делаются и для детей с ограниченными возможностями: особенные воспитанники проводят время в одной группе с остальными детьми, но под присмотром специально назначенных ассистентов дошкольного педагога.

Основная масса детских садиков курируется государством, поэтому для граждан Швеции оплата услуг дошкольных учреждений необременительна.

Школьное

Общеобязательное обучение в школах Швеция ввела еще в 1842 году, но в современном виде образовательная система существует с 1962 года. Теперь среднее образование — гражданская обязанность всех проживающих на территории страны детей в возрасте от 7 до 16 лет, по желанию родителей дети могут пойти в школу с шести лет.

Школы в шведской системе образования в основном государственные, частных учебных заведений мало, и по качеству преподавания они не превосходят муниципальные. Существует и еще один вид школ — альтернативные, обучение в которых строится на основе определенной педагогической теории, например Монтессори, или религиозных традиций.

Двенадцатилетнее обучение в школах Швеции делится на 2 этапа:

  • общеобразовательная средняя школа (9 лет) – обязательна;
  • гимназия (3 года) — по желанию.

Общее среднее образование включает три ступени:

  • начальную (1-3 классы);
  • промежуточную (4-6 классы);
  • старшую (7-9 классы).

По окончании 9-го класса можно продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени (гимназии) или начать работать, но 97 % выпускников предпочитают учиться дальше еще три года.

Гимназистам на выбор предлагается 26 программ в трех направлениях:

  • профессионально ориентированные программы (1 год);
  • технические программы (2 года);
  • академические программы (3 года)

Все два с лишним десятка учебных планов связаны между собой, и ученики могут в любое время перейти с одной программы на другую.

Выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов нет.

Высшее

Образование высшего уровня в Швеции дают 55 учреждений двух видов: университетские колледжи (44) и университеты (11). Поступление в шведские вузы проходит по конкурсу аттестатов.

Университетское обучение состоит из лекций, лабораторных и практических занятий. Успеваемость контролируется по системе, состоящей из отметок:

  • незачет;
  • зачет;
  • зачет с отличием.

Вузовская образовательная система Швеции выглядит так:

  1. Обучение на первой преддипломной стадии:
  • через 2 года выпускник получает диплом о завершении учебы в университете;
  • через 3 года — бакалавра.
  1. Обучение для достижения уровня специализации:
  • 1 год учебы — подготовка к получению степени магистра;
  • 2 года обучения — магистр.

Зачисление на второй уровень без преддипломной степени невозможно.

  • Докторат — это самый высокий исследовательский уровень:
  • после двух лет обучения — присвоение степени лиценциата (промежуточной от бакалавра к доктору);
  • 4 года — докторская степень.

Послевузовское обучение проходит в университетах, имеющих в структуре научно-исследовательские лаборатории и другие специализированные подразделения.

Программа и учебный курс: в чем разница?

Программа для получения степени (бакалавра или магистра) в шведском университете состоит из нескольких учебных курсов по конкретным дисциплинам. Освоение этих курсов позволяет получить определенную ученую степень. Учебные курсы (предметы) — это составляющие, которые формируют каждую программу. Каждый семестр студенты, обучающиеся по определенной программе, проходят один большой или несколько меньших учебных курсов.

Вы можете подать заявление не на всю программу для получения степени, а только на определенные курсы. Если вы подали заявление и вас приняли на отдельный курс, а не на всю программу, вас регистрируют только на этот конкретный курс. Если вы подали заявление и вас приняли на программу, вы будете регистрироваться на много курсов за время обучения.

Например:
• Вы поступаете в магистратуру на два года, и обучение разделено на четыре семестра. В течение каждого семестра вы проходите четыре курса, получая при этом 7,5 кредита ECTS за каждый из них. В итоге у вас накапливается 120 кредитов ECTS за программу.
• Вы поступаете в магистратуру на один год, и обучение разделено на два семестра. В течение каждого семестра вы проходите один курс, получая при этом 30 кредитов ECTS. В итоге у вас накапливается 60 кредитов ECTS за программу.
• Вы поступаете на учебный курс, дающий 30 кредитов, по интересующему вас предмету. Вы изучаете только этот курс и должны подать заявление отдельно, если хотите обучаться и по другим курсам.

Первобытная история

Люди, которые стали постепенно расселяться на просторах современной Швеции, занимались промыслами, способные их прокормить. Предпочтение отдавалось рыбалке и охоте, в том числе загонной. От прибрежных регионов люди двигались вглубь Скандинавии. Именно туда отступал ледник, а за ним следовали предки человека. Они создавали стоянки, где проживали некоторое время, пока в окрестностях не заканчивалась пища. Самая древняя стоянка была найдена недалеко от Мальме, датирующаяся 8 тыс. до нашей эры.

В неолите, после отделения земледелия и скотоводства от остальных ремесел, появления социально-имущественной дифференциации общества, в Швеции стали появляться стационарные поселения. Произошло это больше, чем 4,5 тыс. лет назад. Свидетельства той эпохи являются пещеры, курганы, могильники, наскальная живопись, сделанная первобытными людьми. В бронзовом веке в этой части Скандинавии население уже активно торговало с племенами Британских островов и Центральной Европы. Быстро развивались искусство, керамика, ткачество, оружейное дело и другие ремесла. В 500 г. до н.э. в Швеции начинается железный век. Орудия труда и оружие изготавливались только из этого металла. Появление железа ускорило формирование племенных союзов, два крупных из которых сформировались на севере – свеи – и юге – геты. Эти племена создавали первые княжества, которые время от времени объединялись в более крупные государственные образования. Довольно часто происходил и обратный процесс – дробление княжеств на более мелкие области. Центр свеев и гетов располагался в городе Упсала, который называли двором богов. Тут осуществлялись жервтоприношения, проводились собрания племен для решения важных вопросов внутренней и внешней политики. Объединение гетов и свеев начинается в конце 7 в. до н.э. Конунг Ингьяльд к 700 году нашей эры сформировал первое шведское государство, в состав которого не входили Сконе и Халлад. Их к себе забрала Дания. Плохо объединенными оставались племена на севере. Правление рода Ингьяльда продолжалось до 1060 года, совпав хронологически с эпохой викингов.

Место викингов в шведской истории

Это визитная карточка и Швеции, и всей Скандинавии. Жители полуострова гордятся наследием викингов, мифами и легендами, которые связаны с ними. И это при этом, что викинги истощили скандинавов и физически, и морально, и духовно, поскольку проводили все время военные походы, завоевания. Конец норманнов или варягов (названия викингов в Европе и в Киевской Руси) положило христианство, которое в 11 в. стало очень быстро распространяться в северном регионе Европы.

Викинги прославились, как отменные мореплаватели, завоеватели, тактики и стратеги. Ими были захвачены огромные территории в Европе, открыта Северная Америка, где они основали первое поселение. Викинги были язычниками, верили в своих богов, приносили им жертвы. Варяги знамениты и своей уникальной культурой, письменностью, мифологией. Особое развитие получили ремесла, связанные с изготовлением оружия, кораблей, лодок, рыбацких сетей. Воинское искусство викингов известно далеко за пределами Скандинавии, оно оказало влияние на развитие европейских армий.

Средние века и принятие христианства

Период средних веков наступил в Швеции на рубеже 10-11 вв. и продолжался до 1520-х гг. Для этой исторической эпохи характерны следующие черты:

  • Распространение христианства, которое постепенно вытеснило многобожие и язычество.
  • Радикальное изменение общества. В частности, появилась должность короля, который стал формировать собственную династию, и принял христианство. Первым королем, исповедовавший новую религию, стал Улоф Шетконунг. Основные занятия шведов – скотоводство и земледелие – стали более организованными, что позволило поставить их на профессиональную основу, начав производство сельскохозяйственной продукции на продажу.
  • Появились первые города.
  • Швеция стала делиться на отдельные провинции, в каждой из которых господствовали свои законы и порядки. Все законы длительное время были некодифицированные, т.е. неписанные. Записанные сборники шведских законов появились в 13 в.
  • При короле действовал парламент, который получил название риксдаг. Его членами были представители четырех сословий – крестьяне, бюргеры, священники, дворяне. Представители последнего социального класса места в парламенте передавались по наследству. Членов парламента от крестьян, духовенства и бюргерства выбирали.
  • С развитием христианства происходило укрепление власти священников. Монастыри и храмы, их настоятели владели 1/5 частью всех земельных угодий Швеции.
  • Быстро развивался класс бюргеров, которые занимались торговлей, ремеслами, производством.
  • В сельской местности главное место занимало земледелие. Крестьяне делились на зажиточных и бедных.

В конце 14 века наступает период так называемого позднего средневековья, который отметился для Скандинавии постоянной борьбой за влияние и власть на полуострове. Дания, Норвегия и Швеция воевали долго между собой, пока не договорились подписать в 1397 г. документ об объединении трех королевств в одну державу. Этот договор вошел в историю под названием Кальмарской унии, просуществовавшая до 1523 г. Шведы были недовольны тотальным контролем Дании, против господства которой они восстали. Датский король с непокорными расправился соответствующим образом – сто представителей дворянских родов казнили. Следом началось народное восстание, во главе которого стал Густав Ваза. Ему удалось объединить армию, склонить на свою сторону дворян и бюргеров. Поддержка народа позволила Вазе освободить Швецию от Дании. Шведское королевство стало снова независимым, королем провозгласили Густава Ваза. Его правление отмечено большим количество преобразований и реформ, главной из которых стала воинская. При Вазе в Швеции распространение получил учение Мартина Лютера. Начался процесс реформирования церкви, которая стала протестантской. Духовенство вынуждено было отдать свои угодья и начать платить большие налоги государству.

Парламент в конце средних веков укрепил свою власть, что позволило расширить полномочия его депутатов.

Великая Швеция

В новое время с середины 16 – до начала 18 вв. Шведское государство стало укреплять свои позиции на Скандинавском полуострове, а также расширять направления внешней политики. Короли все чаще и чаще вмешивались в войны, проходившие на Европейском континенте и на Балтийском море. В указанный период времени Швеция была втянута в два крупных конфликта:

  • Тридцатилетнюю войну – первая война, носившая международный характер. В ней участие, помимо Швеции, принимали Россия, Германия, Франция, Польша. Из этого конфликта королевство вышло победителем, присоединив огромные территории на Балтике, северные регионы Польши и Германии.
  • Северная война, в которой Швеция воевала с Россией Петра Первого. Конфликт имел катастрофические последствия для государства. Во-первых, были потеряны Финляндия, Летляндия и Эстляндия. Во-вторых, земли в Польше и Германии. В-третьих, Россия вытеснила Швецию с берегов Балтийского моря.

Итак, в течение 16-18 вв. Шведское государство постепенно превратилось в ключевого игрока на Европейском континенте. Развитию великодержавных традиций способствовала умелая политика Густава Вазы и его наследников, проведение реформ и удачные военные компании. Тем не менее, 18 век принес в Швецию и другие части Европы радикальные изменения. Свои позиции укрепила Россия, которая хотела получить выход к Балтийскому морю и торговым путям, распространялись идеи свобод и демократии.

18-19 вв.: свобода, революция, индустриализация

В 18 веке начался закат Швеции, как великой державы. Сначала поменяли форму правления, потом произошло перераспределение полномочий среди основных сословий. Парламент стал осуществлять верховную власть в государстве, направления внутренней политики определяли бюргеры, духовенство, дворяне и крестьяне. От каждого сословия в парламенте был один голос.

Началось развитие прав и свобод населения, была создана Академия наук, которая занималась развитием естественных наук. В 18 в. в Швеции распространились идеи Просвещения, которые становились популярными среди населения на фоне экономического и социального кризиса.

Период свободы в королевстве был недолгим. В начале 1770-х гг. к власти пришел Густав Третий, воспользовавшийся борьбой разных политических партий. Около двадцати лет ему удавалось сдерживать претензии дворян и других сословий, но ему хотелось большей власти. Поэтому в 1792 году он сделал попытку совершить государственный переворот. Это стало поводом к заговору против короля, который был убит в мае 1792 г. Со смертью Густава Третьего в Швеции прекратилась так называемая «эра свободы».

Новым правителем стал Густав Четвертый Адольф, при котором Швеция потеряла Финляндию, воюя постоянно с Россией. С 1809 г. в королевстве произошла очередная смена правителя. На трон сел Карл Тринадцатый, который являлся дядей Густаву Четвертому. При нем риксдаг принял четыре конституционных акта, которые отрегулировали внутреннее положение в стране, деятельность парламента, установил форму правления и организацию страны, определил порядок наследия власти.

Карл Тринадцатый был женат, но своих детей у него не было. Ему пришлось усыновить Жана Батиста Бернадота, француза по происхождению. Его главной заслугой стало подписание новой унии с Норвегией, которая просуществовала почти сто лет. Бернадот преобразовал риксдаг в двухпалатный парламент.

Экономическая ситуация, как и социальная, в стране в течение 19 в. была нестабильной. Количество шведов за столетие увеличилось в два с половиной раза. Быстрый прирост населения вызвал отток жителей из сельской местности в города, отсюда шведы стали мигрировать в Америку.

Характерной тенденцией внутренней жизни Швеции 19 в. была индустриализация, которая в Скандинавию пришла намного позже, чем в другие регионы Европейского континента. Только во второй половине 19 в. стали строиться железные дороги, крупные заводы, фабрики, промышленные объекты, на которых использовались новое оборудование, станки и машины. Индустриализация вызвала переквалификацию рабочих, повышение производительности труда, изменения рынка товаров и услуг.

Современная история Швеции

В 1905 г. распалась уния с Норвегией, которая провозгласила независимость. Радикальные перемены, которые происходили в Центральной, Западной и Восточной Европе, не касались скандинавских государств. Каждая из них, в том числе и Швеция, развивались по собственному пути. Удаленное географическое расположение от материковой части континента имело и положительные, и отрицательные моменты для истории 20-21 вв. Швеции. Плюсом было то, что перипетии Первой мировой войны особо не коснулись государства. Король и правительство провозгласили полный нейтралитет. Из-за того, что Швеция не вступила в войну, стало постепенно ухудшаться экономическое положение в стране. Кризис сильно углубился в 1917 г., население было недовольно политикой короля Густава Пятого Адольфа. В качестве спасательной меры монарх решил сформировать правительство, которое отчитывалось перед парламентом. В кабинет министров вошли либералы, стремившиеся исправить ситуацию в стране. Но любые мероприятия и нововведения оказались неудачными.

В 1918-1919 гг. была проведена конституционная реформа, поправки в которую внесены были через два года. В результате чего, в Швеции появилась парламентская форма правления.

1930-е гг. были отмечены Великой экономической депрессией, которая вызвала постоянный рост безработицы, забастовки демонстрации. Несмотря на сложные времена, правительству удалось провести успешные реформы в социальной сфере. В частности, была введена страховка от безработицы, ежегодный отпуск и повышены пенсии.

Во второй мировой войне Швеция участия не принимала, подписав соглашение о нейтралитете. На территорию страны приезжали беженцы из других стран, евреи, которые бежали от немцев с Дании и Норвегии. Немцы через Швецию перевозили солдат и оружию.

Как и многие государства мира, Швеция в 1946 г. стала членом ООН. До 1960-х гг. страна находилась в процессе постоянного реформирования и внедрения новых законов и актов. Результатом политики правительства стал постепенный расцвет экономики. Улучшение экономического, финансового и материального благополучия положительно сказалось на системе образования, медицине, защите пожилых шведов, предоставлении качественного медобслуживания. Люди получили право на социальную защиту, гарантированную государством.

В первой половине 1970-х гг. приняли конституционный закон, по которому король продолжал оставаться главой государства. Его власть ограничивалась правительством и парламентом. Первым королем, который вступил на трон после законодательных изменений в Конституции, стал Карл Шестнадцатый Густав. При нем было изменен закон о престолонаследовании, в который внесли поправку о том, что трон может наследовать женщина.

1980-1990-ее гг. отличались нестабильностью. В частности, сильный кризис поразил банковскую систему и денежную сферу, из-за чего большое количество шведов стали терять работу. Проводимые реформы должны были спасти экономику, которая вошла в стадию стабилизации в конце 1990-х гг. Периоды подъемов и кризисов чередовались и в начале 21 в. Связано это было не только с тенденциями, которые господствовали в мировой экономике, но и с политической сферой. Ее время от времени «штормило», хотя население еще в 1994 г. проголосовало за вхождение страны в Европейский Союз. Вступление произошло в 1995 г., правительство страны активно участвует в жизни ЕС, развивая при этом региональное сотрудничество с другими скандинавскими государствами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *