Школы для одаренных детей

Школы для одаренных детей

Сопровождение детей с признаками академической одаренности

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории.

дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми.

дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Академическая одаренность.

Академическая одаренность — «умение блестяще усваивать, то есть учиться». При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический вид одаренности имеет свои подвиды: есть учащиеся с широкой способностью к обучению — они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (к точным или, например, гуманитарным наукам).

Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы обязательно самостоятельны в мышлении — критичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира, способностью самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения. Академическая одаренность более адаптивна, их интеллект служит им для приспособления и соответствия требованиям среды.

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

интеллектуальные способности,

мотивация,

креативность.

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам.

Методические рекомендации для педагогов «Способы выявления детской одаренности»

Методические рекомендации для педагогов «Способы выявления детской одаренности».

Одаренные дети – это особенные дети и наши обычные мерки к ним не подходят. Сейчас чаще всего представление об одаренных детях включает, прежде всего, образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из типов одаренных детей. Увидеть одаренного ребенка по другому типу не так-то просто. Для этого нужна педагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними у учителей и психологов.

Поэтому педагог должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типа одаренности, некоторые виды одаренности можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и еще весьма загадочной даже для специалистов проблеме педагогу нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

Прежде чем перейти к типам одаренности, необходимо выяснить, что включает в себя понятие «одаренность».

Одаренность — это высокий уровень развития каких-либо способностей.

Способности — это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют выполнению им той, или иной деятельности. Способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью. Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки.

Задатки – это генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность высоких достижений. Они могут превратиться в способности, а могут и не превратится.

Прежде чем перейти к описанию типов одаренности, следует отметить, что разного рода классификаций больше чем достаточно. Здесь мы предлагаем лишь несколько, а именно те из них, которые, с нашей точки зрения, наилучшим образом могут помочь педагогу в его непосредственной практической работе с одаренными детьми.

Различаются они по уровню одаренности. Термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным по своим способностям детям. Несколько упрощая, можно выделить два основных типа по уровню одаренности:

Классификация по степени одаренности:

Исключительная одаренность- это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такое яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость.

Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно нами называемых — «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется более нормальный, обычный характер. Это гораздо более благополучные дети, чем дети особо одаренные. Именно по этим детям становится очевидным, что нет пропасти между одаренными и обычными детьми, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

Классификация по особенностямвозрастного развития.

Вундеркинды — это именно дети с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.

Без резкого возрастного опережения при высоком умственном развитии. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам — психологам, или внимательным учителям много и серьезно работающих с ребенком.

«Антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это, ни парадоксально, обнаруживается и замедленное развитие. Заметить одаренность такого ребенка трудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти в гения.

Классификация по содержанию одаренности.

1. Интеллектуальный тип одаренности.

Эти дети, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляются прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания.

Познавательная потребность, как уже говорилось, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

2. Академический тип одаренности.

При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы — мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Академический тип одаренности также имеет свои подтипы — есть учащиеся с широкой способностью к обучению — они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности — дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам, или к гуманитарным.

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного /а потом и студенческого / труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Художественный тип одаренности.

Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности.

Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей — ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности и, соответственно, и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим учителем и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

4. Креативность.

Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, сами учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они практически всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями /в том числе и в быту/ и авторитетами, создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей и подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы не случаен: именно так называемая неконформность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и являются личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира — будь то нестандартные темы сочинения, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Лидерская, или социальная одаренность.

Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации, и обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Психомоторная или спортивная одаренность.

Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями /Ю. Власов/, удачливыми бизнесменами /Пеле/, и уж конечно, талантливыми педагогами /Ирина Роднина/. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Практически любая одаренность, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.
Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Основной признак одаренности это успешность как основная мотивация одаренности.
Инструментальный аспект поведения. Уровни успешности деятельности:

· Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения

· Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; (на занятиях, выполняя свою работу одаренный ребенок вкладывает в нее свое, индивидуальное, не присущее другим детям, свою изюминку)

· Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
Знания одаренного ребенка отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), он обладает большим объемом знаний о способах действия и условиях их использования, и отличается быстрым способом обработки информации.
Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли ребенок интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.
У одаренного ребенка своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения. Уровни мотивации:

· Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

· Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, он задает много вопросов, советуется с педагогом, расширяет свой кругозор интересующей его литературой.

· Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Ребенок проявляет большой интерес к любимому делу. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

· Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

· Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Определение одаренности ребенка — сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности.

Мы предлагаем методику «Карта одаренности», которая создана специально для родителей, но может использоваться и педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться – от 5 до 10 лет.

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

    диагностической (основной); развивающей.

Данная методика позволит:

    количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности; определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время.

Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

Положения, по которым вы будите оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы обратите внимание на то, что раньше, может быть, не замечали, сможете усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности, но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов (см. лист вопросов), сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

Знаки

Смысловое соответствие

++ (двойной плюс)

оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ (плюс)

свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 (ноль)

оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

– (минус)

более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов.

Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «два» по этому параметру в родительской школе.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. Интересуется механизмами и машинами. Инициативен в общении со сверстниками. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. Интересуется актерской игрой. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д. Хорошо поет. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск». Легко общается с детьми и взрослыми. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрослых. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. Часто руководит играми и занятиями других детей. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. Умеет делать выводы и обобщения. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.). Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.). Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. Сочиняет собственные оригинальные мелодии. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения. Любит игры-драматизации. Быстро и легко осваивает компьютер. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются).

Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

    интеллектуальная; творческая; академическая (научная); художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.

Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси Y будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности».

Мы приводим в качестве примера ответы мамы семилетнего Сережи Ч.

Список литературы:

1. Юркевич ребенок. Иллюзии и реальность.- М.: Просвещение, 1996 – 129с.

2. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие \ Под ред. – М: Издательство Московсокого психолого-социального института – 2004 – 192с.

3. Лейтес одаренность школьников / Учебное пособие для студентов – М: Издательский центр «Академия» — 2000 – 320с.

4. Психология одаренности детей и подростков / Учебное пособие для студентов / , , – М: Издательский центр «Академия» — 2000 – 336с.

5. Гильбух : одаренные дети – М: «Знание» — 1991.

6. Щебланова диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики – М: Издательство Московского психолого-социального института – 2004 – 368с.

7. Рабочая книга школьного психолога / , , ; под ред. . – М: Международная педагогическая академия – 1995 – 376.

8. Интернет ресурсы.

Статья на тему: «Одаренные дети»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 102

Статья на тему:

«Одаренные дети»

Воспитатель: Мальцева Наталья Васильевна

высшая квалификационная категория

г. Миасс – 2016 год

Само слово «одаренный» вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес – обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.

Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык «одаренности» или «неодаренности». Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребенок делает свои первые шаги, идет, падает, снова встает. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития.

Если все же настаивать на так называемом термине «одаренные дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже.

Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающейся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные.В этой связи достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребенка. Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человек наиболее одарен, совпадает с его интересами, внутренним мотивом. Присматривайтесь к своему ребенку, дайте ему возможность попробовать себя в разных сферах, расширить область его компетентности, позволить сделать максимально свободный выбор. Конечно, существуют специальные тесты способностей, но они могут только помочь обнаружить способности, сориентироваться в ситуации. Результаты специальных тестов иногда оказываются неожиданными для родителей, зачастую они не подозревают о действительном уровне развития ребенка, удивляются, когда психолог начинает хвалить ребенка и показывает им его успешные работы. Тема эта требует отдельного обсуждения. Мы же поговорим о тех детях, которые проявили выдающиеся способности именно в детстве.

Статья на тему: «Одаренные дети»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель___________ «_»_________201_г.

Статья на тему:

«Особенности работы с одаренными детьми»

Выполнила:

студентка Ш-31 группы
Кудря ЕкатеринаЭдуардовна

Ейск, 2018г.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день, проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. А.М. Матюшкин разработал «Концепцию творческой одаренности», Л.А Венгер с авторским коллективом разработал программу «Одаренный ребенок».

По словам Е.С. Белова, которая сравнила одаренность со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

  • Не могут четко развести реальность и фантазию.

  • Хорошо развито чувство юмора.

  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».

  • Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки.

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Особенности работы с одаренными детьми

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

–исследовательский;
–частично-поисковый;
–проблемный;
– проективный.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам.

Одной из эффективных форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. В результате этих форм работы происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Список литературы:

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. — 2007.

  2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

  3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

Как выявить одарённого ребёнка?

Можно проработать в школе много лет и ни разу не столкнуться с одарённым ребёнком, потому что «проморгать» одарённость легче, чем кажется.

В программе «Диалоги об образовательной политике с Александром Адамским» директор московского центра образования «Класс-Центр», заслуженный учитель и победитель первого конкурса «Лидер образования России» Сергей Казарновский так определил одарённость:

– На мой взгляд, слово «одарённый» надо понимать только в смысле «дай», «хочу это», «хочу то». Одарённые дети – это те, которым все интересно. Вот таких детей надо выискивать!

Расшифровка разговора с педагогом опубликована на портале «Вести образования».

Одарённые дети отличаются широким кругозором, развитой речью и большим словарным запасом, с интересом решают сложные задачи и не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Психологи считают, что одарённый ребёнок покажет отличный результат на IQ-тесте:

  • 115 – 129 баллов набирают дети с хорошими способностями (выше среднего);
  • 130 – 144 баллов – умеренно одарённые дети;
  • 145 – 159 баллов – одарённые;
  • 160 – 179 баллов – исключительно одарённые;
  • 180 и выше – настоящие гении.

Средний результат в мире – 100 – 110 баллов. Чем выше от 100 показал результат ребёнок, тем выше его образовательные потребности, следовательно, перед ним нужно ставить более сложные задачи.

Интеллект – только один из компонентов одарённости. Такую точку зрения разделяют большинство современных психологов. Так, Роберт Стернберг и Елена Григоренко считают, что кроме интеллекта, у творчества ещё 5 источников:

  • знания;
  • стиль мышления;
  • личностные характеристики;
  • мотивация;
  • среда.

Таким образом, одарённость включает в себя целую группу свойств, а если повезёт со средой, то ребёнок имеет все шансы стать талантливым.

10 признаков одарённого ребёнка:

  • любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит никаких ограничений своих исследований;
  • легко концентрируется на одном деле;
  • перескакивает этапы развития;
  • имеет большой и богатый словарный запас, у него развито словотворчество;
  • у него развито чувство справедливости – одинаково сильно реагирует на увиденные по телевизору и испытанные лично случаи несправедливости;
  • восприимчив к невербальным проявлениям чувств и эмоций;
  • старается направлять других в деятельность;
  • чаще дружит с теми, кто старше его, ему интереснее люди, у которых он может чему-то научиться;
  • спит меньше сверстников, раньше отказывается от послеобеденного сна;
  • имеет отличные оценки.

Одарённые дети часто становятся отличниками, но не всегда. Поучительна история Томаса Эдисона, которого школьный учитель признал неспособным к обучению.

Будущий изобретатель рос любознательным ребёнком, ему нравилось исследовать всё самостоятельно, постоянно отвлекался на занятиях и задавал слишком много вопросов. Такое поведение никак не сочеталось с методикой преподавания преподобного Джорджа Ингла. Он требовал зазубривать уроки и декламировать их перед одноклассниками, если кто-то ошибался, разговаривал во время занятия или плохо себя вёл, то его били плетью или ремнём.

Учитель неоднократно высмеивал непоседливость Томаса Эдисона перед всем классом, чем доводил мальчика до слёз. Он проучился в школе всего три месяца, а затем перешёл на домашнее обучение, где самостоятельно постигал науки. А после создал фонограф, усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру и электрическую лампу накаливания. Его усовершенствование позволило широко распространить электрическое освещение.

Одарённые дети любознательны и способны быстро усваивать новый материал – всё это даёт им прекрасную возможность преуспеть в школе. Но такие дети легко могут потерять мотивацию к учёбе из-за слишком простых заданий или слабого учителя, отчего его успеваемость может снизиться.

Как отличить одарённого ребёнка от простого отличника?

Отличники – это хорошо организованные дети, с развитыми навыками тайм-менеджмента. Эти качества позволяют им показывать высокие результаты в школе, а впоследствии адаптироваться к жизни в университете и на работе.

Однако отличные оценки – это ещё не показатель одарённости ребенка. Чаще всего у отличников внешняя мотивация – желание получать отличные оценки и похвалу от окружающих. У одарённых же детей внутренняя мотивация – они хорошо работают на уроке, когда материал им интересен. Если им неинтересно, то они либо выполняют задания плохо, либо бросают на полпути.

Наличие одного или нескольких описанных выше признаков ещё не говорят об одарённости. Отличные оценки могут говорить о высоком уровне организованности и самодисциплины, но не об одарённости. Можно легко запутаться.

Чтобы определить одарённого ребёнка наверняка следует применить методики выявления таких детей:

  • карта одарённости Д. Хаана и М. Каафа;
  • тест креативности Э.П. Торренса
  • тест интеллектуального потенциала П. Ржичана;
  • тесты по видам одарённости Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и другие.

Как работать с одарёнными детьми?

Итак, вы выявили одарённых детей в классе, а как с ними работать? Перечислим некоторые из принципов работы с одарёнными детьми, предложенных отечественными педагогами и психологами:

  • максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
  • гибкость и вариативность учебного процесса;
  • возрастающая роль внеурочной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • поддержка и развитие самостоятельности;
  • создание условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии учителя.

О планировании и формах работы с одарёнными детьми в школе вы узнаете из этих статей:

  • «Планирование работы с одарёнными детьми в школе»
  • «Формы работы с одарёнными детьми в школе»

Как показывает практика, выгодно отличаются те педагоги, которые прошли специальную подготовку по проблеме выявления и обучения одарённых детей. Такие дети отличаются – это ключевое слово, а потому зачастую страдают от неприятия со стороны сверстников. Задача педагога – помочь такому ребёнку адаптироваться, не допустить буллинга, помочь другим детям принять «не такого» ребёнка. Для этого нужно формирование определённых качеств и компетенций.

Каким должен быть педагог для работы с одарёнными детьми?

Профессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, необходимым для его профессиональной деятельности, таким как готовность обучать всех детей без исключения, вне зависимости от их склонностей, способностей и особенностей развития.

Зачастую одарённых детей готовят к олимпиадам, не стремясь развить их способности, практические навыки для дальнейшей жизни. В основном этому мешает то, что многие учителя до сих пор воспринимают учеников как объект образовательной деятельности. Несмотря на то, что в педагогических вузах уже много лет учат будущих учителей тому, что ребёнок – это субъект образовательного процесса, обратное мнение и авторитарный стиль преподавания всё ещё живут в наших школах. Такой подход может задавить одарённых детей, отбить у них желание учиться и развиваться, что помешает проявиться их талантам.

При организации работы с одарёнными детьми востребован такой педагог, который умеет творчески мыслить и сможет применять инновационные технологии. Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю.

Авторы статьи «Готовность педагога к работе с одарёнными детьми» составили портрет педагога, способного эффективно работать с одарёнными школьниками:

  • знает о различных аспектах проявлениях одарённости, методах выявления и формах работы с одарёнными детьми, их личностных особенностях;
  • умеет оказывать помощь и поддержку одарённым детям и их родителям;
  • имеет потребность в личностном росте и совершенствовании;
  • обладает такими качествами, как креативность, коммуникативность, инициативность, объективность, способность работать в одиночку, толерантность, педагогический такт.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *