Саморазвитие

Саморазвитие

Содержание

Что такое саморазвитие

Личность человека – величина непостоянная. С течением жизни она претерпевает множество изменений в зависимости от того, какие испытания мы выдерживаем и какие задачи ставим перед собой. И даже живя в одном ритме и придерживаясь стабильного графика, мы меняемся. Зачастую – не в лучшую сторону, поскольку отсутствие развития почти всегда тянет за собой деградацию.

У многих в возрасте 30-35 лет начинается кризис личности. В эти моменты мы понимаем, что просто жить и работать – недостаточно. Что мы хотим от себя чего-то более глубокого и глобального, что минимумы нам не подходят, и что не все возможно измерять деньгами и прочими осязаемыми мерками.

Кто-то приходит к этому раньше, кто-то позже, а кто-то и вовсе не приходит. Для одних людей пусковым механизмом служит потрясение, у других озарение происходит естественно и постепенно. В результате появляется желание стать на путь саморазвития, перестать предъявлять требования к миру и начать работать над собой, заниматься саморазвитием.

Что такое саморазвитие? Это постоянный и комплексный процесс работы над собой, развития своих положительных качеств в разных сферах – физической, интеллектуальной, творческой, эмоциональной, духовной. Саморазвитие характерно добровольностью и самоконтролем, когда человек изучает новую информацию и применяет ее на практике безо всякого принуждения извне.

Почему важно заниматься саморазвитием

Действительно, зачем все эти мучения? Изучение новой информации, утомительные занятия спортом, постоянное напряжение… Ведь можно спокойно отдыхать на диване, смотреть сериалы и наслаждаться «ничегонеделанием». Но безделье – это мнимое счастье, обратная сторона которого чревато депрессией и разочарованием в жизни.

Человек так устроен: он нуждается в постоянном росте, поиске нового. Прекращая двигаться (не только в физическом, но и в ментальном смысле), он начинает деградировать. Как пример можно привести плавание – для того, чтобы держаться на воде, мы должны прилагать усилия. Расслабившись и потеряв контроль, пловец сразу же идет ко дну.

Оглянитесь вокруг и сравните счастливых и несчастных знакомых. Чем они отличаются? Счастливые открывают новый бизнес, учатся на тренингах, занимаются спортом, постоянно путешествуют, познают что-то новое. Несчастные десятилетиями работают на одной работе, развлекаются только с помощью пива и постоянно ищут виноватых в своих неудачах.

Ответ на наш вопрос прост – необходимо заниматься саморазвитием для того, чтобы стать счастливым. Любой, кто ступил на этот путь, понимает, что наслаждение приносит и сам процесс, и результаты. И что этот ресурс неисчерпаем, ведь верхней планки совершенства просто не существует.

С чего начать саморазвитие и самосовершенствование

Самый-самый первый шаг, предваряющий всякое действие – это мысль. Желание, идея – называйте, как хотите. Они индивидуальны и у каждого формулируются по-разному. От расплывчатого «я больше не хочу так жить» до «я планирую выучить пять языков и зарабатывать минимум сто тысяч в месяц».

Первое, что нужно сделать – это захотеть. Причем хотеть нужно долго, упорно и беспрерывно. Сначала вы не будете понимать, как вообще приступить к делу, сомневаться в своих силах, блуждать в потемках из-за отсутствия ориентиров…

Потом начнут приходить ответы. Они проявляются в книге, которую кто-то подарил, в необычном человеке, в новых возможностях (например, отправиться в многодневный поход с палатками).

В этот момент нужно принимать все конструктивные предложения и все неожиданные вызовы. Но и самому необходимо постоянно искать эти ответы, стремиться к ним, а не сидеть, сложа руки. Читать статьи в интернете, смотреть видео по теме саморазвития, искать книги, пробовать что-то из рекомендаций на практике. Из этого всего начнет вырисовываться методика, появятся первые результаты, и вы увидите свой путь.

На это может понадобиться немало времени – все зависит от самого человека и его стартовой позиции. Кому-то хватит и месяца, а кто-то будет находиться в поиске год или два. Главное – не опускать руки и помнить, что поиск обязательно увенчается успехом.

8 причин, почему люди не развиваются

Вот, казалось бы, все просто – берешь и развиваешься. Купил книжку и читаешь. Или пошел в спортзал, взял штангу, и качай себе все что хочешь. Ан нет! Если было бы все просто, людей, занимающихся саморазвитием, было бы намного больше.

Существует немало факторов, отсутствие которых мешает нам совершенствоваться.

Cила воли

Психологи долго спорили по поводу того, что такое сила воли, почему у одних она есть, а у других нету, и что с этим делать. Провели тучу экспериментов и исследований и пришли к выводу: сила воли – это такое личностное качество, которое можно развивать, как мышцу. А ее наличие в основном определяется воспитанием и привычками, заложенными в детстве. Повезло тем, у кого были дисциплинированные и волевые родители, развившие эти качество в своих детях. Если же в семье этого нет – что ж, путь будет долгим, но пройти его вполне по силам каждому.

В определении силы воли как понятия важно вот что: благодаря этому качеству личности мы можем следовать своим решениям и делать все необходимое для достижения целей, не поддаваясь лени, нежеланию или прокрастинации.

Как развить силу воли? Есть две основных методики: делание и неделание. Делание – совершение неприятных или скучных, но полезных действий, например, зарядка по утрам. Неделание – сознательный отказ от действий, несущих вред. Например, от курения или переедания.

К слову, церковный пост как раз и есть практикой, направленной на тренировку силы воли: через отказ от определенной еды мы учимся контролировать себя. Если копнуть еще глубже, то окажется, что во всех религиях есть подобные практики отказа – от еды, комфорта, имущества, определенных мыслей или действий. Все потому, что техника неделания укрепляет силу воли гораздо сильнее.

Сила воли – духовное качество высшего сорта, одно из самых важных для человека. Развив его, можно радикально переменить свою жизнь. Слышали фразу: «Я знаю, как правильно, но почему-то делаю наоборот»? Так говорят люди с неразвитой силой воли.

Мотивация

Мотивация – могучая сила. Когда человек очень сильно чего-то хочет, он готов горы свернуть. Что-то не получилось? Значит, плохо хотели. Ведь, когда вы очень сильно хотите тортика, готовы идти за ним три километра в ночной супермаркет?

Это что же, получается, нужно учить себя правильно хотеть? Именно! Наш хитрый мозг направлен на энергосбережение, так распорядилась матушка-эволюция. И он будет придумывать отговорки, чтобы отвадить своего хозяина от лишней работы: «Ну зачем это надо? Нам и так хорошо! О, смотри, новое сообщение в мессенджере! Смотри-смотри, котята на картинке!»

Поэтому нужно прилагать хитрость против установок собственного подсознания, ленивого и желающего только получать удовольствие.

Как себя мотивировать на работу? В первую очередь нужно ставить правильные цели, потому что даже самая лучшая мотивация не будет действовать, когда вы не понимаете, чего хотите, или ставите ложные цели, навязанные обществом. Например, деньги или статус. Прислушавшись к себе, вы можете вдруг обнаружить, что на самом деле хотите путешествовать автостопом или работать волонтером в Африке, а не крутиться как белка в колесе, чтобы удовлетворить чужие запросы.

Итак, поставив правильную цель, мы ее конкретизируем и визуализируем. Бизнес – какой? Чем вы будете заниматься, целевая аудитория, идея, коллектив, слоган, тематические цвета? Дом – какой? Сколько этажей, есть ли гараж, подвал, сауна, сколько комнат?

К примеру, вы хотите начать свое дело, но никогда не занимались бизнесом. Создайте условия, в которых вы сможете понять, насколько вам подходит такая деятельность: например, зарегистрируйтесь в бесплатной бизнес-игре «Твой старт». Это симулятор бизнеса, где вы можете в увлекательной и безопасной игровой форме начать и развить свое дело, получив в процессе много полезной информации о предпринимательстве.

После конкретизации и визуализации мы должны помнить о нашей цели и ее положительных эмоциональных компонентах. Постоянно представляйте, как вы будете заниматься интересными проектами в рамках бизнеса или выбирать шторы для спальни в своем доме. Думайте о хорошем.

Не сомневайтесь в своих силах, верьте в победу и не предполагайте иных вариантов. У людей, добившихся в жизни высоких показателей, часто спрашивают: «Как вы смогли реализовать такой сложный проект?» В ответ многие из них говорят: «Я принял решение, что должен пройти этот путь до конца, каким бы он ни был».

Память

Память очень важна для гармоничной личности. Возможность запоминать информацию и оперировать ею нужны нам постоянно: в учебе, работе и даже развлечениях. Поддержать беседу можно лишь тогда, когда вы можете рассказать что-то интересное. А как это сделать, если в голове не держится ни сюжет прочитанной книги, ни перипетии собственного путешествия?

Для успешной работы память – один из главных инструментов. Чем большего достигает человек, тем больший поток информации проносится сквозь него. Как с ним справиться, если «флешка» не удерживает большие объемы? Все записывать? Ну уж нет, это не выход.

Память, как и все другие качества, можно развивать с помощью упражнений. Например, прочитать, как стать умнее за 15 минут в день, и применять эту информацию на практике.

Планирование времени

Невозможно выполнить сложную и многоэтапную работу, не спланировав все ее шаги. Это касается и саморазвития. У того, кто хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону, должен быть план на год, месяц, неделю и день.

Но планировать тоже нужно уметь. Не у каждого получается составлять реальные и выполнимые планы с первого раза. Поэтому рекомендуем изучить 25 правил планирования времени, чтобы этот навык облегчал работу, а не усложнял ее.

Существуют секреты планирования, оптимизирующие работу настолько, что диву даешься – куда я раньше девал так много времени? Чтобы научиться грамотно использовать все 24 часа, пройдите бесплатный курс, который поможет повысить продуктивность.

Дисциплина

Дисциплина – еще один кит саморазвития, без которого никак не обойтись. Все практики, направленные на совершенствование, требуют постоянного и рутинного повторения. Один раз выйти на пробежку может любой, продержаться неделю – каждый третий, а превратить бег в неотъемлемую часть графика – единицы.

Дисциплина необходима и для того, чтобы отказываться от вредных привычек, и для того, чтобы придерживаться режима дня, и для приучения себя к правильному питанию.

Нужна дисциплина и для того, чтобы бороться с одним из злейших врагов развития – ленью. Найдя ответы на вопрос как побороть лень, мы становимся ближе к своим целям.

Психология

Наши результаты в значительной мере зависят от мышления и установок. Если думать «у меня все равно ничего не получится», то так и выйдет. Если считать всех богатых людей ворами и негодяями, то никогда не стать богатым – мы же не хотим быть плохими. Если быть уверенной, что «все мужики козлы», то такой спутник и повстречается.

Как думать и что думать – зависит от нас. Узнайте, как мыслить эффективно – и вы сэкономите много времени и сил, которые тратили на самокопание, переживания и деструктивные эмоции.

Самооценка

Человек принимает лишь то, чего считает себя достойным. Уровень дохода, внимание противоположного пола и другие жизненные критерии каждый устанавливает для себя сам.

Нереалистичная самооценка (завышенная или заниженная) мешает своему владельцу реализовывать себя в жизни. Мы совершаем нелогичные поступки и делаем выбор в пользу проигрыша, подсознательно считая, что такой должна быть наша судьба. Неудачи, страдания, общение с токсичными людьми – это все выбор человека с нездоровой самооценкой.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо понять причины низкой самооценки и постараться устранить их. Часто они кроются в глубоком детстве, связаны с разводом родителей или травлей в школе – такие вещи отпустить очень сложно, но необходимо.

Уверенность в себе

У меня все получится – твердят себе успешные люди. Они уверены в том, что способны достичь большего, и даже в случае неудач продолжают верить, что у них все получится, но в следующий раз.

Самый главный ресурс человека – он сам. Нужно доверять себе, верить в себя, уважать себя и любить.

А ведь как много людей ненавидят себя… Они даже не хотят купить себе красивую одежду, потому что «не заслужили». Прежде, чем начать развиваться, нужно найти ответ на вопрос: как полюбить себя? Самосовершенствование без любви к себе невозможно…

Пошаговый план саморазвития личности

Гармоничная личность сильна одновременно во всех жизненных плоскостях. Чтобы развивать себя равномерно, нужно составить пошаговый план, куда будут включены все основные векторы роста.

Этот план индивидуален для каждого. Один решает в уме интегралы, но еще не научился строить отношения с противоположным полом, второй кидает двухпудовую гирю одной левой, но при этом прочитал за всю жизнь только одну книгу. А третий может вообще прийти к пониманию, что толком ничего не умеет и не развил ни один из векторов.

При построении плана нужно учитывать все направления, но при этом выполнять поддерживающую работу там, где уже достигли успеха (чтобы не пошел перекос в обратную сторону) и уделять больше времени тем сторонам, которые еще не развиты.

Духовный рост

Духовность – вопрос сложный и многогранный. Мы не будем сейчас говорить о религии и философии, это слишком сложные темы для того, чтобы сейчас их обсуждать. Поговорим о тех аспектах духовности, которые делают счастливым самого человека.

Благодарность. Научившись быть благодарным за каждую мелочь, мы всегда испытываем радость даже в тяжелые времена. Благодарный человек сможет найти лучик надежды в трепетании весенних листьев и играх котенка. Он легко прощает недостатки близких, помня, что они были рядом, когда нужна была помощь. Благодарность – это богатство.

Любовь. Любить бескорыстно, без собственнических замашек, безусловно, без требований – это высокое искусство. Оно дает радость, так же как игра на любимом инструменте или созерцание океана. Настоящая любовь не знает ни страха, ни боли.

Духовный человек всегда чувствует ответственность за свои поступки, живет осознанно, стремиться быть лучше. Он не теряет веры и не позволяет себе впадать в отчаяние, стремится познавать мир и быть свободным от страстей, зависимостей и негативных мыслей.

Личностный рост

Что понимать под словами «личностный рост»? Это совершенствование показателей, отвечающих за интеллектуальную деятельность и богатство внутреннего мира, улучшение качества жизни на ментальном уровне. Достижение целей, позитивное мышление, развитие памяти и интеллекта – все это входит в понятие личностного роста.

Чтобы было совсем понятно, скажу, что результаты личностного роста навсегда остаются с нами, даже если мы окажемся полным банкротом без крыши над головой. Зрелая личность будет иметь достаточно знаний и навыков, силы духа и мотивации, целеустремленности и уверенности в себе, чтобы выстоять в самой сложной ситуации. Человек с низкими личностными показателями зависим от материального имущества, поэтому живет в страхе потерять то, что имеет.

Здоровье

Люди, прошедшие через болезни или утратившие трудоспособность, как никто остро понимают важность здоровья. Работать, учиться, развиваться, любить и познавать мир можно только имея на это силы.

Молодые люди часто пренебрегают здоровьем. Им кажется, что они всегда будут сильными, независимо от того, как питаются, пьют ли алкоголь или курят. В зрелом возрасте, ощущая последствия своего легкомыслия, они хватаются за голову и кусают локти. Кто-то вовремя одумывается, и у него получается восстановить здоровье, но часто бывает поздно.

Мы имеем достаточно информации и хорошо понимаем, как быть здоровым. Прекрасно знаем, что нельзя потакать вредным привычкам, переедать, работать до истощения, много нервничать. Но так ли часто используем эти знания на практике?

Особенно часто встречается проблема современных загруженных людей – они не умеют правильно отдыхать. А ведь отдых – это залог продуктивной работы. Дыхательные упражнения, медитации, релаксация на природе, добровольное одиночество, качественный сон – моменты, которым нужно уделять достаточно внимания.

Обязательно нужно внедрять в свою жизнь физические нагрузки, хотя бы прогулки в парке. Не говорим о профессиональном спорте – это скорее травмирующее занятие, чем полезное. А вот легкие физические нагрузки приводят организм в состояние бодрости и дают энергию. Пусть это будут танцы, бадминтон, велосипедные прогулки – все, что доставляет удовольствие. Главное, что они должны быть регулярными.

Отношения

Ни один человек не может считать свою жизнь счастливой и гармоничной, если у него не выстроены теплые отношения с окружающими людьми. У нас есть родители, братья и сестры, вторая половинка, друзья, коллеги, просто приятели.

С каждым – свой тип отношений. Они разные, но одинаково требуют постоянной работы: это выстраивание рамок, выражение любви, забота, совместное времяпровождение. Несчастен тот, кто зарабатывает много денег, но не видит, как растут его дети.

Очень важны отношения с еще одним человеком – самим собой. Собственно, именно с них и начинается выстраивание всех остальных связей. Тот, кто уважает и любит себя, умеет уважать и любить других. Тот, кто не может найти общего языка с собой, никогда не подружится с остальными.

Карьера

Все люди нуждаются в том, чтобы реализовать свой потенциал в работе, приносить пользу другим и делать то-то, чем они гордятся. Это настолько глубинная потребность, что ее игнорирование делает человека несчастным, даже если внешне у него все идет хорошо.

Поэтому важно выбрать для карьерного развития дело, которым заниматься увлекательно и приятно. Когда вы будете просыпаться с мыслью: «Ура, сегодня столько интересной работы!», вопрос денег и повышения решится сам собой.

Финансы

Конечно, не все в этом мире купишь за деньги, да и вообще, их роль уж слишком преувеличена. Но и без них никак. Имея финансовую свободу, мы чувствуем себя спокойно и уверенно, можем позволить себе путешествовать, тратить деньги на культурное и умственное развитие, правильно питаться, обеспечивать семью, помогать родителям.

Большинство из нас работает по найму. На такой работе можно получать неплохой доход, а особенно если вы хороший работник и постоянно двигаетесь вверх по карьерной лестнице. Но так бывает далеко не всегда, и многие специалисты, достигнув карьерного потолка в какой-нибудь организации, приходят к тому, что пора уходить в свободное плавание. Нужно только понимать, как правильно стартовать.

Для этого можно пройти бесплатный тренинг, который поможет начать свой бизнес. Работая на себя, мы можем достичь намного большего в финансовой сфере.

Яркость жизни

Как вы проводите Новый год? Попробую угадать: ставите елку, накрываете стол, покупаете шампанское и под бой курантов звените бокалами, загадывая желания. Есть смельчаки, ломающие систему в пух и прах – они не готовят оливье и селедку под шубой.

А почему бы не заказать квест для всей семьи? Или поехать в лес, разжечь костер и нарядить настоящую елку? Или сотворить еще какое-то безумие?

И хотелось бы, но не знаем, как, правда? Вот и получается, что нашей фантазии хватает максимум на отказ от оливье за новогодним столом.

Многие интересные приключения и небывалые затеи не требуют серьезных затрат, физической подготовки и большого количества времени. Просто у нас недостаточно идей. Для того, чтобы превратиться в богатого на выдумки человека, нужно знать, как развить креативное мышление.

Сделать свою жизнь яркой не так сложно, как кажется. Это не блажь и не роскошь – наша душа и мозг нуждаются в эмоциях, впечатлениях, радости, восторге. Это все делает нашу личность богаче, подпитывает подобно сладкому эликсиру.

В процессе саморазвития важен не только настрой, но и качество информации. В основном мы черпаем ее из книг и фильмов, о которых поговорим ниже.

10 лучших фильмов для саморазвития

Полезные для развития фильмы можно условно поделить на три категории: художественные, где кроется глубокая философия и мотивация, документальные, где можно узнать больше об окружающем мире, психологии человека и пути цивилизации; и биографические – о людях, с которых можно брать пример.

«Исаак Ньютон: последний из магов»

Можно привести целый список биографических фильмов о выдающихся людях, но вспомню я лишь об одном: это документальный фильм ВВС о величайшем ученом, открывшем многие физические законы. Он разгадал природу света и подарил нам закон всемирного тяготения. Но какой личностью был Ньютон, что позволило ему стать самым просвещенным умом эпохи и какие тайны он скрывал?

«Всегда говори да»

Фильм с непревзойденным Джимом Керри в главной роли. Эта история о неудачнике по имени Карл Аллен, мимо которого проходит жизнь. Карл всегда отвечает «нет» на все предложения и довольствуется существованием отшельника, потому что боится даже выйти из квартиры. Но случается событие, вынуждающее Карла говорить «да» на любое, даже самое безумное предложение. И с этого начинается его новая жизнь.

«Тысяча слов»

Комедийная лента о жизненных приоритетах и о том, как важно быть внимательным к своим словам. Особенный шарм привносит главный герой в роли Эдди Мёрфи – вот уж кто может болтать до нескончаемости и с огромной скоростью. Успешный литературный агент Джек МакКолл, умеющий уговорить даже мертвого, отодвигает на второй план семью и любовь, отдает все время карьере и деньгам. Но узнав, что в его жизни осталась лишь тысяча слов, и, сказав последнее, он умрет, Джек начинает задумываться о том, что для него важнее.

«1+1»

«1+1» — французская комедия о двух совершенно разных людях, встретивших друг друга в самый сложный момент жизни. Он рассказывает зрителям, что в темные дни нам могут помочь те, от кого мы этого не ожидали, и что не существует случайных встреч.

«Дом»

«Дом» — одновременно художественный и документальный фильм о планете Земля, нашем Доме. Его автор – фотограф Ян Артюс-Бертран, который однажды увлекся видеосъемкой с воздушного шара и смог запечатлеть множество прекрасных и неожиданных видов. Режиссер – Люк Бессон.

Мы можем увидеть красоту дикой природы во всей ее масштабности, и следы освоения планеты человеком – такие маленькие с высоты птичьего полета, но так глобально изменившие облик нашего Дома навсегда. Кто мы, и какова роль каждого из нас в разрушении или созидании Земли? Готовы ли мы взять на себя ответственность за сохранения своей обители?

«Секрет»

«Секрет» — документальный фильм-интервью о том, как человек притягивает события c помощью мысли, о силе желания и материальности информации. Фильм состоит из серии интервью с разными людьми, излагающими философскую основу «закона притяжения» на примерах из собственной жизни.

«Трасса 60»

«Трасса 60» — художественный фильм-притча с красавчиком Джеймсом Марсденом в главной роли. Герой ленты Нил Оливер на свой день рождения загадывает желание «получить ответ на свою жизнь», и чудесным образом его исполняет оказавшийся поблизости волшебник. С этого момента разворачивается череда удивительных событий, выходящих за рамки привычного понимания и восприятия. Все, через что проходит герой, заставляет его переосмыслить свои установки, научиться доверять себе и принять главное решение: кем ему быть.

«Достучаться до небес»

«Достучаться до небес» — фильм о целях. Перед лицом смерти, когда уже нечего бояться, когда все условности и установки оказываются только пылью, человек может достичь любой поставленной цели. Мы живем так, будто бессмертны, постоянно откладывая жизнь на потом. Но в действительности у нас очень мало времени, и реализовывать мечты нужно прямо сейчас.

«Заплати другому»

«Заплати другому» — трогательный фильм о мальчике Треворе, который придумал интересную систему взаимопомощи. Он делал добрые дела абсолютно бескорыстно, но при этом просил «заплатить другому», то есть сделать добро незнакомому человеку. Так цепочка добрых дел разрасталась и вышла не только за пределы города, но и за пределы штата. Один ребенок изменил жизнь многих, и это заставляет задуматься: ведь мы тоже можем менять мир, нужно только захотеть.

«Зеленая миля»

Мистическая и глубоко психологическая кинолента снята по одноименной книге Стивена Кинга. В ней рассказывается о последнем месте заключенных, где их готовят к казни. Смерть витает в воздухе, каждый становится настоящим перед ее ликом: кто-то демонстрирует благородство, кто-то – низость духа. Оставаться верным себе и помогать даже своим палачам – на это способен только сильный человек. Именно он и меняет мировоззрение всех, кто встречается с ним.

10 лучших книг для саморазвития

Известно, что самые успешные люди много читают, причем в основном специальную литературу – по психологии, саморазвитию, своей профессии. Художественные книги тоже нужно читать – они обогащают наш словарный запас и развивают воображение.

Читать нужно много и регулярно – желательно составить себе график и обозначить нормы чтения на каждый день, чтобы работа двигалась в одном ритме. В вашем графике должны быть список книг по медитации, психологии, бизнесу и финансам, истории страны и мира, биографии, философская литература и мотивирующие книги.

А для того, чтобы вы могли охватывать большие объемы информации без особого напряжения, рекомендуем пройти бесплатный курс «Реактивный мозг». Его разработчики взяли за основу техники скорочтения и обогатили их упражнениями по ускорению мышления и структурированию информации.

Брайан Трейси «Привычки на миллионы долларов»

Автор книги самостоятельно прошел путь к успеху с нуля. Даже не доучившись в школе и начав свою работу с профессии чернорабочего, он стал вице-президентом компании. Исследуя собственный опыт и истории других людей, Брайан Трейси стал известным психологом и написал множество книг об успехе и способах его достижения.

Марк Мэнсон «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо»

Вы когда-нибудь задумывались, сколько ресурса мы тратим на то, чтобы нервничать, переживать, страдать из-за неудач и волноваться, рисуя картины будущего. Наши нервы и эмоции тоже требуют энергии, и перестав переживать о неизбежном, мы высвобождаем очень много времени и сил для работы. Марк Мэнсон учит нас, как достигать цели, не тормозя себя лишними эмоциями, и двигаться дальше даже после самых эпических провалов.

Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»

Давным-давно, в 1960-х годах на просторах Мексики антрополог Карлос познакомился с индейцем яки доном Хуаном, который оказался магом. Тот передал своему новому ученику все знания, а Кастанеда записал их в виде полевых заметок, изданных позднее в десяти томах. Все десять читать не призываем, но вот том третий, «Путешествие в Икстлан» — рекомендуем. В нем содержится выжимка философии дона Хуана – путь воина, взаимоотношения с миром и самим собой. Важным является понятие чувства собственной важности, замедляющего человека в достижении целей. Совет: воспринимайте саму книгу как сказку с моралью, поскольку главное в ней – философия, а не сюжет.

Регина Бретт «Бог никогда не моргает: 50 уроков, которые изменят твою жизнь»

Автобиографичная книга американской журналистки, сумевшей изменить свою жизнь и воплотить мечты в ситуации, из которой, казалось бы, нет выхода. Девочка из семьи, где было 11 детей, Регина прошла тяжелые испытания в жизни и сумела с ними справиться. Эти советы о том, как научиться жить со своим прошлым и отпускать обиды, двигаясь вперед.

Роберт Кийосаки: «Богатый папа, бедный папа»

Всегда интересно читать книги людей, проживших яркую жизнь. Роберт Кийосаки побывал и морским пехотинцем, и летчиком, и торговым агентом, и бизнесменом, и педагогом. Сегодня он успешный инвестор и писатель, чьи книги стали бестселлерами. Он учит не тому, как заработать деньги, а тому, как изменить свое мышление, ведь именно оно – главный ключ к богатству.

Брюс Ли «Путь опережающего кулака»

Кто не слышал о легендарном Брюсе Ли? Мы знаем, что он был мастером единоборств и известным актером, но забываем, что он также был философом и реформатором в области боевых искусств. Его записки были изданы в 1975 году, уже после смерти автора. Кажется, что они посвящены единоборствам, но в действительности полны глубоких размышлений о развитии личности воина.

Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить»

Мы с вами уже говорили о силе воли и ее важности для развития, а теперь давайте возьмем в руки книгу о методике воспитания этого свойства в самом себе. Психолог и преподаватель Келли Макгонигал тщательно изучала этот вопрос и пришла к выводу, что в попытках развить силу воли мы часто руководствуемся ложными представлениями и пребываем в плену стереотипов. В книге рассказывается об исследованиях экспериментах, о людях, применявших советы Келли на практике и результатах, которых они смогли добиться.

Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»

Эта книга не зря стоит в самом конце – неокрепшим умам с ней лучше не связываться. Лао-цзы – древнекитайский философ, которому приписывают авторство трактата о двух жизненных началах: Дао и Дэ. Читать его лучше понемногу, по несколько предложений в день. Лао-цзы можно изучать всю жизнь, но так и не понять до конца. Поэтому не пугайтесь, если поначалу его изречения будут казаться сущей белибердой. Даже одна осмысленная идея из трактата принесет много практической пользы читателю – например, о недеянии как важной составляющей деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

>НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

Саморазвитие личности: в чем смысл?

Ты согласишься со мной, что каждый человек, который хочет достичь успеха, должен развиваться. Только постоянное саморазвитие и личностный рост дают возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность.

У человека есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов Вселенной

Альфред Норт Уайтхед

Для начала, чтобы понять что же такое саморазвитие личности, мы должны четко определить несколько основных понятий.

Личность – это совокупность выработанных когда-то в прошлом привычек и предпочтений, которые обусловлены приобретенным опытом и социокультурным опытом, а так же это набор психофизических черт и особенностей человека. Все это определяет повседневное поведение человека, его связь с обществом и природой.

Развитие личности – это очень важный и в тоже время сложный процесс, включающий такие понятия, как самопознание и саморазвитие.

Самопознание – это изучение своих личностных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание начинается в младенчестве и продолжается потом всю сознательную жизнь. Если говорить простыми словами, то это познание самого себя для того, чтобы понять, кто я, зачем живу и чего хочу.

Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности, который выражается в самостоятельном изучении чего- либо и применения этих знаний на практике, осуществляется все это без всякого внешнего контроля. У саморазвития есть три формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то — спорт, искусство или наука.

Самосовершенствование – наиболее адекватная форма саморазвития, которая предполагает, что человек сам стремиться быть лучше, стремиться к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых пока у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел.

Самоактуализация – умение человека стать тем, кем он должен быть, т.е. выполнить свою миссию, свое предназначение в жизни.

Если теперь мы проанализируем все вышеупомянутые определения, то получается, что мы развиваем и совершенствуем совокупность выработанных привычек и предпочтений, которые сформировались под влиянием общества, наш опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и социальных масок. Как итог развития личности, мы и получаем личностный рост и изменение нашей реальности вокруг.

Саморазвитие личности – индивидуальный путь

Ты со мной согласишься, что большинство людей переходя рамку в 25-30 лет перестают довольствоваться теми навыками и способностями, что у них есть и начинают задумываться о саморазвитии личности. Если посмотреть на детство и юность, то тут развитие происходит под влиянием внешних факторов (социальные устои). Тебе нужно идти в детский сад, потом в школу, техникум, институт и везде тебя учат. Из тебя делают личность, которая могла бы работать на дядю, не покладая рук и ног 5 дней в неделю, 365 дней в году. А вот когда мы становимся взрослыми, то приходит осознание (опять же к немногим), что мы обрасли множеством ненужных привычек, комплексов и повседневных забот. Начинаешь думать, что жизнь следующие годы будет состоять из двух этапов: работа и пенсия. Все как-то серо, угрюмо что ли, а хочется, чтобы появилась радуга, больше было веселья, радости, любви.

И вот как раз к годам 23 я уже понимал, что у меня есть выбор: плыть дальше по течению, как плывут все или попытаться вырваться из круговорота и рутины серых дней. Как ни печально, но первый вариант предпочитают большинство, а я пошел по второму и открыл прекрасный путь саморазвития личности.

Существует огромное количество теорий и способов развития личности, что без подготовки сразу возникает множество вопросов: «Что почитать для саморазвития?», «Какой путь саморазвития более эффективный?», «Лучше духовное или физическое развитие?». И те люди, которые хотят начать практиковать, должны понимать одно, что саморазвитие личности – это индивидуальный путь. Да, можно брать знания, применять из, анализировать, но систему, которая будет давать тебе результаты ты должен строить сам. Все люди разные, с разными исходными позициями и поэтому путей бесконечное множество. Поэтому нет никакого верного пути саморазвития личности, который подходил абсолютно для всех, но каждый должен разобраться в себе, понять кто он и чего хочет, а потом начать свое путь саморазвития.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

+ секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

— Разница большая. Теперь всё происходит естественно. Раньше это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказывали это делать. Мой учитель велел мне рубить дрова, и я рубил, хотя в глубине души не желал этого делать. Теперь я рублю дрова, зная сопряжённую с этим радость. Это уже не обязанность, а понимание. Холодает, скоро зима, нам будут нужны дрова. Учитель стареет, ему нужно больше тепла. Из этой же любви я ношу ему воду из колодца. Разница – огромна. Нет неохоты, нет сопротивления. Я откликаюсь на текущую необходимость, и нахожу в этом радость.
Мораль: Найти себя таким, каким хочется, невозможно — себя можно только создать. Смысл саморазвития и внутреннего поиска – не в том, чтобы кардинально изменить внешние показатели жизни (хотя они наверняка изменятся). Главная ценность – во внутреннем понимании. И даже если условия Вашей жизни со стороны остаются какое-то время неизменными, лично для Вас – это две разные жизни. И со временем разница между этими двумя жизнями станет в пропасть. Выбор за Вами.

Именно во внутреннем понимании кто я такой, зачем здесь живу и своего места на планете и заключается смысл развития личности. Когда благодаря самопознанию и саморазвитию личность достигнет внутреннего понимания, то самим собой придет внутренний покой, чувство гармонии, ощущение счастья и зачем там еще так многие гоняться.

А само саморазвитие личности дает нам преимущество перед неосознанным развитием, потому что тот путь, который нам заготовила Вселенная, Бог, Высший разум, мы в состоянии пройти более быстро, т.е. более осознанно.

Если ты хочешь встать на этот путь, то тогда узнай с чего начать саморазвитие?

Проблемы саморазвития личности

Путь саморазвития очень труден и не имеет конечной точки.

Проблема Невежества

Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий.

Лион Фейхтвангер. Гойя, или тяжкий путь познания

Невежество – это неприятие какой-либо новой информации или ее полное отрицание без изначального изучения.

Аргумент: «Я и так все знаю!» Так говорят многие люди, которых можно назвать невежами, хотя они себя считают очень «умными» людьми. Давайте вспомним, что говорит Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Как так происходит? Одни говорят, что все знают, а другие, что ничего.

Так вот первая группа – это люди, которые думают, что они все знают из-за этого они попадают под эгрегор невежества. Они наполняют себя любой информацией, забивают себя ей до отказа и, как мешки с картошкой, начинают ходить и говорить, что вот посмотрите я такой умный, я много чего знаю. Вся трагикомедия жизни таких людей заключается в том, что они не оставляют места для чего-то нового, они программируют себя на полноту знаний. Такие люди останавливаются в своем развитии. Зачем? Они и так же умные уже. Но саморазвитие личности, как и развитие всей Вселенной не может остановиться. Это противоречит основам всего мироздания. И получается, что такие люди не превозносятся над другими, а наоборот – отстают ото всех.

Такая проблема саморазвития очень актуальна и не дает многим понять, что можно только приближаться к совершенству, но не достигнуть его. А чтобы это делать, необходимо постоянно опустошать свой сосуд знаний и наполнять его новыми, более новыми и нужными знаниями. О чем и говорит Сократ. Чтобы познать что-то, нужно быть ничем.

Проблема Лени

Лень и депрессия — это сигнальная система, которая говорит, что вы проживаете не свою жизнь.

Владимир Довгань

Ты поверишь мне, если я скажу, что самой лени как таковой не существует. Да, это всего лишь производная от твоих ограниченных желаний. Когда не к чему стремиться, то вся внутренняя энергия, которая дана тебе на выполнение жизненной миссии, начинает просто застаиваться. Потом все это начинает бродить и получается что-то похожее на квас, только мы это называем ленью.

Поэтому, если у тебя нет своих сокровенных желаний и поставленных целей, то ты станешь ленивым человеком. Ты можешь себя назвать ленивым? Да, так часто многие говорят: «Что-то на меня лень сегодня напала». А как же ей не напасть, ведь делать-то вообще нечего. Остается лежать на диване, смотреть зомбоящик и посасывать пивко, чтобы энергии вообще ни на что не хватило. От лени до деградации человека пальцем падай, а многие ведь этого не понимают. Начинают играть с этой ленью и вот уже незаметно, как становятся алкоголиками, наркоманами, убийцами или просто отбросами общества.

Но что делать, если на тебя напала лень. Первый вариант – ничего не делать. Жизнь сама тебе даст пинка, чтобы ты осознал всю прелесть данной ситуации. Второй вариант – покопаться у себя в подсознании, чтобы понять чего же ты хочешь. Если один не справляешь, то попробуй поменять свое окружение и найти людей с грандиозными целями. Я думаю, ты понял, как избавиться от лени? Просто. Ее нужно выбить настоящими желаниями и поставленными целями.

Проблема Привычек

Легче отказаться от великих целей, чем от мелких привычек.

Азекеандр Кумор

Наши привычки – это какие-то повторяющиеся действия. Привычки бывают хорошим, а бывают вредными, которые губят нас на физическом, эмоциональном и умственном плане.

Как правило, только вредные и пагубные привычки входят в нашу жизнь, когда мы живем совершенно неосознанно. Алкоголизм и курение – самые навязчивые. Стоит только попробывать, как вот у нас уже новая вредная привычка. А появляются они по тому же случаю, что и лень, когда нет желаний, стремлений, когда ты просто стоишь на одном месте и не хочешь куда-то двигаться. Тебя просто засасывает в водовород еще одна пагубная привычка.

И тут вдруг, человек понимает, что он хочет что-то в жизни поменять. Вначале ему, конечно, необходимо будет узнать про цели саморазвития, а потом, чтобы не буксовать и меняться быстрее, избавляться от старых ненужных привычек и встраивать те, которые будут помогать ему на пути саморазвития. Вначале будет очень тяжело. Но как только ты изменить трансформируешь одну свою привычку, вторую, то для тебя этот процесс будет выглядеть не сложнее чем включить телевизор с помощью пульта.

Итак, изменив привычки, ты изменить свою жизнь.

Проблема Сомнения

Начавший уверенно кончит сомнениями; тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности.

Френсис Бэкон

Все новые знания мы поддаем сомнению и это правильно. Ведь мы встречаемся с чем-то неизвестным, новым. Но многие так и останавливаются на Уровне Сомнений. Даже может появиться пагубная привычка – сомневаться во всем.

Эта проблема саморазвития заставляет человека стоять на одном месте и еле дышать. «Я знаю формулу достижения успеха!» — радуется Желание, но Сомнение скептически произносит: «Где гарантия, что эта формула работает?» Ну, долго ты еще будешь сомневаться? Давай, уже все проверим.

Люди, которые давно занимаются саморазвитием знают, что сомнение крадет только время и не дает никаких плюсов. Запускать свои сомнения в свои желания, цели, действия – это все равно, что развиваться раковым клеткам в здоровом организме. Никогда не позволяй сомнениям брать верх над желаниями. Многие концентрируются на чем-то отрицательном и это получают. В основе сомнения и создание в своих мыслях результата обратно желаемому. Пойми, что сомнения – это всего лишь недостаток информации. Получи просто ее и сомнение развеется.

Поэтому познавай больше и проверяй все на практике и тогда не будет у тебя никаких сомнений.

Основные принципы саморазвития

Итак, начнем мы, наверное, с самого основного и незаменимого принципа саморазвития.

Учиться и еще раз учиться…

Если вообще вспомнить определение саморазвития, то там говориться об изучении различных знаний и применение их на практике. Так вот знаний много и чтобы это были реально знания, то необходимо все проверять на своей шкуре. Да, мы может читать различные книги по саморазвитию, проходить всевозможные интернет-курсы, ходить на различные тренинги личностного роста, брать индивидуальные уроки, но, чтобы знания были истинными мы должны пропустить их через себя, через свое мировоззрение и опыт. Знания без практики ничего не стоят. А практика – это постоянные ошибки, причем свои.

«И теперь не верьте всему, что я сказал, потому, что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом» — якобы последние слова Гаутамы (который Будда).

Какие выводы можно сделать из этих слов?

Любой гуру может заблуждаться. Лучший гуру для себя – это ты.

Приобретенные знания вторичны и практически бесполезны.

Первичен только собственный опыт.

Вот интересное наблюдение. В социальных сетях много мотивирующих цитат, картинок и так далее. Мы их читаем, но они почему-то нам не помогают. Потому что это просто знания, да и то не наши, которые мы совершенно не трансформируем в свой опыт.

Вот допустим высказывание Брюса Ли: «Дисциплина – это не самоограничение, это способ отбросить все лишнее». У меня проблемы с дисциплиной и я когда начал ее тренировать, то думал, что это действительно какое-то ограничение, а потом узнав об этом выражении и пропустив через свой жизненный опыт, понял, что Брюс реально прав. Теперь дисциплина для меня помощник, а не враг.

И нужно помнить, что Истина внутри нас. Чужим умом сыт не будешь. И если ты хочешь достичь основные цели саморазвития, то только твой опыт и свои же ошибки помогут тебе в этом.

Я – творец своей реальности

Саморазвитие – это процесс изменения личности. И в основе должно быть понимание, что все в этой жизни меняется, а также что меняем это все именно мы. Если бы все решали за нас и была бы уже предопределенная судьба, то смысл жизни и вообще всей Вселенной утратил бы свою значимость. В основе вообще всего механизма Вселенной в моем понимании есть сапопознание себя и саморазвитие. Это можно сказать даже Вселенские принципы.

Без понимания управления внутренним и внешним миром нет вообще смысла заниматься саморазвитием. А именно так и делают. Думают, что все предрешено и лежат себе спокойно на диване и смотрят очередной блокбастер, а другие —

Будь сегодня лучше, чем вчера

Только шаг за шагом, изо дня в день, работая над собой, мы сможем достигнуть цели. Поэтому необходимо каждый день становиться хоть чуточку, но лучше чем вчера. А в этом тебе помогут различные аналитические измерения подцелей твоей основной цели.

Вот допустим, я люблю отжиматься. У меня есть программа отжиманий за 15 недель и я по ней ориентируюсь больше я стал отжиматься или нет, какой у меня общий итог, какой за неделю, а может и за сегодняшний день. И становиться легче от того, что я стал лучше сегодня, чем был вчера. Пусть это будет одно отжимание, но оно уже приближает к моей цели.

Сними все ограничения

Как правило, в человеке уже к 20 годам встроено столько лживых установок, что это мешает саморазвитию. Недаром, во многих философских учениях практикуют очищение сознания и ума. Нельзя налить в уже заполненный сосуд. Поэтому когда мы изучаем что-то новое, то нужно забыть все что ты знал до этого. Возможно это вот то, что ускорит твое саморазвитие, а ты отодвигаешься от этого, не хочешь принимать это умом и сердцем и применять на практике. Необходимо каждый раз выходить из зоны комфорта чтобы понять улучшило это тебя или нет.

Саморазвитие человека — понятие, виды, методы саморазвития

Саморазвитие – это регулярная работа человека над собой, направленная на реализацию и развитие своих возможностей, и устранение недостатков. Благодаря такому подходу человек совершенствует свои знания и навыки, становясь с каждым днем лучше. Процесс саморазвития не имеет временных рамок, и зачастую длится всю жизнь, поскольку невозможно знать и уметь все.

Перед тем, как начать изменения, необходимо составить для себя небольшой план по достижению целей.

  1. Анализ личности и вопросы самому себе. На этом этапе важно проанализировать свою жизнь, обдумав те вопросы, ответы на которые не получалось найти раньше. Что мешает быть счастливым? Какие черты характера не дают продвинуться вперед? Какие умения нужно приобрести для дальнейшего развития. Главное, быть честным с самим собой, иначе не получится сдвинуться с места.
  2. Выявление недостатков. Самокритика полезна в меру, и если честно признать свои недостатки, это поможет составить план по движению к цели.
  3. Формирование целей. Этот этап плавно вытекает из предыдущего, т.е. если у человека есть недостаток, мешающий счастливой жизни, то одной из целей станет его устранение.
  4. Поиск возможностей по реализации плана. Определившись с желаниями, нужно сосредоточить все силы для сбора необходимой информации: полезная литература, курсы, тренинги, общение с успешными людьми.

Следуя описанному плану, и развивая определенные качества, физические или интеллектуальные, со временем не замечаешь, как занятия становятся стилем жизни. Приобретенные качества меняют человека, наполняя его внутренними ресурсами для достижения целей, и тогда работу над собой можно считать успешной.

Что значит саморазвитие и как оно осуществляется

Не нужно пытаться охватить все стороны жизни одновременно, иначе успеха не будет ни в одном из аспектов. Начинать личное саморазвитие стоит с тех вопросов, которые беспокоят больше всего, и постепенно, по мере решения, переходить к другим.

Сферы саморазвития:

  • Духовная сторона. Развитие человека начинается изнутри. Негативные чувства, такие как зависть, гнев или злость, мешают жить, вгоняют в депрессию и апатию. Поэтому важно полюбить себя и окружающих людей, весь мир с его недостатками. Положительный настрой наполняет созидательной энергией, вдохновляет на великие дела. Для поддержания душевного спокойствия практикуются медитации или чтение духовной литературы.
  • Физическая. Для улучшения качества жизни важно позаботиться о собственном здоровье. Решение этой задачи очевидно: нужно избавиться от вредных привычек, пересмотреть рацион питания, и заняться спортом. Кроме того, что это даст заряд сил и бодрости, подтянутое тело и цветущий внешний вид повысят самооценку.
  • Материальная. Несмотря на то, что счастье человека не в деньгах, от материальных благ отказываться не нужно. И для того, чтобы улучшить уровень жизни, тоже нужно развиваться. Возможностей для этого очень много: сменить квалификацию, перейти на другую работу, получить новую специальность, открыть собственное дело.
  • Интеллектуальная. Развитие интеллекта необходимо для того, чтобы всегда оставаться в форме. Мозг нуждается в подпитке новой информацией и знаниями: чтение книг, посещение семинаров, общение с профессионалами в различных сферах, — не только развивают память и внимание, но и помогают быть в курсе всех событий, и не пропустить очередную возможность в достижении успеха.
  • Социальная. Взаимодействие с социальной средой оказывает большое влияние на жизнь и развитие человека. Поэтому для построения гармоничных отношений с близкими людьми, родственниками, коллегами и партнерами по бизнесу, важно научиться слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение и уметь контролировать эмоции.

В саморазвитии так же важно то, как общаться с людьми. В то же время у многих женщин возникает вопрос — а нужна ли мне карьера для саморазвития? Ответ на этот вопрос есть в этой статье.

Личное саморазвитие на практике

Пример саморазвития на практике выглядит так: человек осознал, что его не устраивает его место работы. Он много лет выполняет рутинные, низко квалифицированные обязанности, хотя чувствует в себе потенциал к движению вверх по карьерной лестнице. Однако у него не хватает квалификации для перевода на более высокую должность. Проблема выявлена — и это уже часть успеха, теперь осталось сформулировать цель, и двигаться к ее достижению. А для этого продумать план профессионального саморазвития, например:

  1. Пройти курсы повышения квалификации.
  2. Проработать личностные качества, необходимые для новой должности: коммуникабельность, усидчивость, концентрацию.
  3. Изучить основы тайм-менеджмента.
  4. Составить грамотное резюме и подготовиться к успешному собеседованию.

Для достижения успеха необходимо сделать большой рывок, чтобы вырваться из зоны комфорта. И именно этот момент можно считать началом работы над собой, ведь чтобы изменить жизнь, нужно начинать с себя. Независимо от выбранного направления в работе над собой, важно постоянно быть готовым к обучению, приобретению новых знаний и опыта, а для этого развивать в себе черты характера, которые нужны для достижения успеха:

  • Умение планировать свои действия и придерживаться плана.
  • Сила воли и самоконтроль.
  • Позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Умение отдыхать и восстанавливать силы, здоровый образ жизни.
  • Стремление к совершенству в выбранном деле.

Саморазвитие: мотивация к успеху

Не важно, в какой момент человек решил изменить свою жизнь. Саморазвитие дома или на работе всегда приносит положительный эффект. Главное в этом деле — всегда верить в себя.

А для большей мотивации пригодятся простые советы:

  • Визуализация. Изображение желаемого предмета нужно разместить на видном месте и как можно чаще рассматривать.
  • Самовнушение. Нужно проговаривать свои цели вслух в настоящем времени – так, словно это уже произошло.
  • Общение с успешными людьми. Так можно не только получить новый опыт от профи, но и увидеть перед собой пример, к которому стоит стремиться. С этой же целью можно читать биографии великих людей.
  • Прослушивание бодрящей и энергичной музыки.
  • Раннее пробуждение по утрам.
  • Отказ от бестолкового времяпровождения – просмотра сериалов и серфинга в интернете и социальных сетях.

Только развиваясь и совершенствуясь в течение жизни, человек становится успешным. Новые знания дают новые возможности в жизни, поскольку никогда не знаешь, когда именно они пригодятся. Поэтому, лучше не терять зря время, а стремиться вперед, к новым целям.

Введение

1. Понятие саморазвития личности

2. Факторы саморазвития личности

3. Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема саморазвития личности относится к числу «вечных» тем, которые никогда не утрачивают свою актуальность. «Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений» . В свою очередь, изучение потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет ответить на вопрос: почему человек становится человеком? почему личность может стать зрелой?

В современном обществе проблема саморазвития личности и его факторов приобретает особую актуальность. Современные социальные условия характеризуются глобальными общественными трансформациями, ускорением темпов экономического и социокультурного развития, что отражается в постоянных изменениях во всех сферах жизнедеятельности людей. Поэтому жизнедеятельность в современном обществе предъявляет повышенные и качественно новые требования к процессу социальной адаптации и развития личности. «Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор исследования – поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития» .

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

1. Понятие саморазвития личности

Проблемой саморазвития личности интересовались еще античные философы (Гераклит, Сократ) . Однако и до настоящего времени данная проблема не является до конца изученной. В современной психологии и педагогике нет единства взглядов исследователей на понятие саморазвития личности: «Одни по­нимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности … Другие понимают саморазвитие как саморегуляцию …; как процесс жизненного самоопределения …, или как активность в процессе самоутверждения» .

В философии саморазвитие рассматривается как процесс самосозидания, «самостроительства» личности, основанный на познании человеком самого себя .

В психологии и педагогике многие исследователи дают следующее определение саморазвития: «саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям» .

Однако другие исследователи рассматривают данный процесс осознанной и целенаправленной деятельности по внутреннему обогащению и личностному росту как самовоспитание : «на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем» . По-видимому, самовоспитание как целенаправленную деятельность следует рассматривать как одну из форм саморазвития, а саморазвитие как таковое является более широким понятием.

В определении понятия «саморазвитие», вероятно, следует исходить из определения понятия «развитие». В современной психологии и педагогике развитие определяется как «объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях» .

На развитие человека влияет два рода факторов: внешние и внутренние . «С одной стороны, на развитие человека влияет окружающий мир – образование, воспитание, а с другой, внутреннее целеполагание является источником самодвижения. То есть человек, руководствуясь своими ценностями и целями, овладевает способностью определять путь собственного развития, осуществлять его как свободную личностно значимую деятельность» , «одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя» . Таким образом, саморазвитие – это развитие личности человека под влиянием внутренних факторов.

Некоторые авторы отождествляют развитие и саморазвитие личности, т.к. любые внешние факторы могут оказать лишь косвенное, опосредованное воздействие на развитие личности, и развитие всегда осуществляется под влиянием только внутренних факторов. «Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Оп только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам» .

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности :

  1. Самоутверждение – дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
  2. Самосовершенствование – выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; это сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении.
  3. Самоактуализация – позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни; это реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов :

  1. Самопознание;
  2. Сознательная саморегуляция;
  3. Самосовершенствование как обогащение своих сущностных сил с тем, чтобы впоследствии иметь возможность самореализоваться на более высоком уровне;
  4. Повышение собственной продуктивности как «состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с взращиванием своих возможностей» (Э. Фромм);
  5. Духовное самоукрепление как способность «обретать необходимое для жизни равновесие духа посредством совершения добрых дел» (Л.Н. Куликова);
  6. Самоопределение как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (В.А. Петровский);
  7. Самоактуализация;
  8. Самореализация.

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность .

Важнейшей характеристикой зрелой личности является то, что такая личность становится субъектом собственной жизнедеятельности, т.е. жизненный путь зрелой личности является результатом ее собственной целенаправленной активности, а не внешних обстоятельств . Другими словами, зрелая личность не «плывет по течению», а является строителем собственной судьбы.

2. Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

Наиболее значимой группой факторов развития личности считаются социальные факторы, т.е. те факторы, которые связаны с воздействиями на личность со стороны общества и, в частности, окружающих людей. Общество «возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом» .

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

Следующая группа – биологические факторы развития личности. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности» . Даже сама способность человека к личностному развитию изначально является биологически обусловленной, заложена природой.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

В дальнейшем, начиная с подросткового возраста, в силу вступает еще одна группа факторов, связанных с саморазвитием личности, когда источником развития становится собственная активность личности. «Данная потребность представляет собой результат особого социокультурного взаимодействия индивида как с окружающим миром, так и с самим собой. Это взаимодействие способствует наиболее полному раскрытию тех задатков и способностей личности, которые обеспечивают адекватную общественным потребностям самореализацию и самоутверждение» . Другими словами, источниками саморазвития личности являются социальные и биологические факторы развития личности и их взаимодействие.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой , наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

  1. Особенности общества и ценность саморазвития личности;
  2. Ценностная направленность самого индивида;
  3. Биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее.

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что факторы саморазвития личности по сути делятся на две группы: внутренние факторы, связанные с психологическими особенностями самой личности, и внешние факторы, связанные с влияниями среды, способствующими либо препятствующими саморазвитию личности. При этом внутренние факторы являются более значимыми: «воспитание играет … роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие» .

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) , самоуважение, положительная самооценка, самопринятие , способность к надситуативной активности , развитые волевые качества , интернальность личности , способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней , опыт активной творческо-преобразующей деятельности , разрешения проблемно-конфликтных ситуаций , отсутствие избыточной психологической защиты и паттернов непродуктивного поведения .

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) , наличие возможности свободного выбора , отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов , внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки , отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта .

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

3. Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Одной из наиболее распространенных и разработанных концепций потребности в саморазвитии является концепция самоактуализации. Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» , т.е. высшая форма саморазвития.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей .

В результате он пришел к выводу, что у людей существует потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.): «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. … Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций» .

В связи с тем, что способности и склонности у всех людей разные, потребность в самоактуализации проявляется неодинаково: «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» . Тем не менее общей чертой всех самоактуализирующихся личностей является то, что все они вовлечены в какое-либо дело. «Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» … ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» .

Следует отметить, что, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации возникает у любого человека, т.е. при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня каждая личность может быть самоактуализурующейся: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это … человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» .

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы .

Согласно его мнению, в основе самоутверждения как формы саморазвития «лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму … мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие» . В основе самосовершенствования, в свою очередь, лежит стремление к идеалу, и «в качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал» .

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

По мнению Ю.В. Мокеровой, существует непосредственно потребность человека в саморазвитии. «Объектом потребности саморазвития является желаемое состояние субъекта, его перспектива в будущем. … потребность саморазвития можно определить как такое отношение индивида к самому себе, при котором формируется готовность к преобразованию собственной жизнедеятельности в целом или частично посредством и в условиях поиска максимально возможного будущего состояния. Потребность саморазвития возникает в тот момент, когда индивид осознает не только собственный этап развития, но и определят зону потенциального расширения потребностей, благ и возможностей. Учитывая, что задатки и предрасположенность индивида влияют на выбор деятельности, то можно предполагать, что потребность саморазвития будет преимущественно формироваться в тех сферах деятельности, которые индивид определяет или способен поддерживать как ведущие» .

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития :

  1. Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.
  2. Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.
  3. Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко :

  • Познавательная потребность;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в самовыражении, эстетические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, в общении;
  • Потребность в самоопределении;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в самоактуализации.

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Проведенный в данной работе теоретический анализ потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Непосредственным источником саморазвития человека выступает потребность в самоактуализации – стремление человека к «непрерывной реализации потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершению своей миссии, или призвания, судьбы, как более полному познанию и приятию своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» . Потребность в самоактуализации может возникнуть у каждого человека, но лишь при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня.
  2. Опосредованно источниками саморазвития человека могут выступать и другие потребности человека: потребности в самоутверждении, в общественном признании, в достижении, познавательные потребности, эстетические потребности и мн.др.

Наличие соответствующих потребностей является наиболее значимым, но не единственным фактором саморазвития личности. Для того, чтобы саморазвитие осуществилось, а не осталось на уровне внутреннего побуждения, необходимо присутствие других внутренних факторов, способствующих саморазвитию, и отсутствие внутренних факторов, препятствующих саморазвитию личности.

Внешние факторы так же играют определенную роль в этом процессе, но опосредованно, оказывая влияние на внутренние факторы саморазвития личности.

Список литературы

  1. Бережнова О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов, 2005.
  2. Куличкова С.А. Саморазвитие старшеклассников в лицее-интернате: теория и практика // Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004.
  3. Лучкина Т.В. Роль инновационной деятельности в личностно-профессиональном саморазвитии молодого педагога. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2000.
  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
  5. Маслоу А. Самоактуализация. – Школа-мастерская личного развития. – www.isra-trainings.com.
  6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. – www.flogiston.ru.
  7. Мокерова Ю.В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ. Автореф. дисс. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2006.
  8. Общая педагогика. Курс лекций. – Кафедра психологии и педагогики Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова. – kpip.kbsu.ru.
  9. Оплетин А.А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания). Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Пермь, 2005.
  10. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. – www.abc-people.com.
  11. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Журнал «Вопросы психологии». – www.voppsy.ru.
  12. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. – www.gumer.info.
  13. Слесаренко Н.В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2004.
  14. Фрейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. – Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета. – www.i-u.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *