Самопринятие в психологии

Самопринятие в психологии

Содержание

Подружитесь со своими чувствами

Мы часто виним себя за то, что испытываем грусть, ярость, презрение, зависть и другие «негативные» эмоции. Типичная реакция — попытаться задвинуть эти чувства подальше, запереть их внутри себя, сделать вид, будто их нет. Но когда люди так поступают, то перестают понимать, кто они такие.

На самом деле чувства не бывают правильными или неправильными, хорошими или плохими. Они просто есть. Научитесь распознавать и признавать их, не задавая вопросов и не оценивая.

Проговаривайте то, что ощущаете, хотя бы про себя.

Чтобы достичь внутренней гармонии, необходимо принять даже самые пугающие эмоции. Всех нас что-то злит, обижает и расстраивает. Все мы иногда испытываем уколы ревности и зависти. Это абсолютно нормально.


Мрачные чувства — неотъемлемая часть жизни. Источник

Любые эмоции несут информацию, необходимую для принятия решений. Они пытаются помочь нам, сообщая, когда есть опасность, а когда можно расслабиться. Например, тревога оберегает нас от рискованных поступков. А огорчение указывает нам, что эти отношения или это событие не приносят радости, значит, нужно что-то с ними делать.

Если вы воспринимаете «негативные» чувства и мысли как опасную территорию, начинаете избегать их, то сводите на нет все блага рационального выбора. Встречайте нежелательные эмоции с высоко поднятой головой, и сразу поймете, зачем они вам нужны. Рассматривайте их с точки зрения заботы о своем благополучии.

Подумайте, в каких условиях вам комфортно жить и работать

Кому-то нравится много общаться с людьми, а кто-то гораздо лучше чувствует себя в тишине и уединении. Кому-то необходима абсолютная свобода действий, а кто-то отлично справляется с ролью исполнителя. Некоторым важно постоянно пробовать что-то новое, а иным гораздо интереснее долго и сосредоточенно работать над конкретным проектом. Одни обожают путешествовать и ездить в командировки, а другие предпочитают держаться ближе к дому.

То, что устраивает большинство людей, может совершенно не подходить вам — из-за темперамента, мировоззрения или особенностей нервной системы.

Не думайте, будто с вами что-то не так, если вас раздражают шумные мероприятия, офисные будни или строгая субординация, которую принято соблюдать в вашем коллективе. Просто эти условия не соответствуют вашим потребностям.


Ищите свою зону комфорта. Источник

Если вы поймете, какова ваша идеальная среда, вам будет легче принимать важные решения: в каком городе жить, где искать работу, от каких предложений сразу отказываться, какими людьми себя окружать. Постарайтесь создать атмосферу, в которой вам будет приятно находиться. Вы сразу ощутите прилив энергии.

Как принять саму себя

30.11.2018 · Школа Pro психосоматику · Комментарии: 0 ·

В последнее время все вокруг говорят: «Научитесь принимать себя». Но как принять саму себя, что при этом надо делать, как себя чувствовать?..

Женщины читают на эту тему и смотрят видео. Но принять себя и уж тем более полюбить себя такой, какая есть, получается у единиц. Для большинства это очень трудная задача.

Давайте введем определение принятия себя. Принять — это значит позволить быть собой, принять все свои положительные и отрицательные качества во всех сферах: тело и внешний вид, интеллект, социальная реализация, при этом избавившись от самобичевания по поводу прошлых ошибок и допущение их в будущем.

Проблема самопринятия лежит в корне многих болезней.

Как это происходит:

  • сначала возникает непринятие себя,
  • затем появляются раздражительность и гнев на окружающих (которые вызваны глубокой неудовлетворенностью собой),
  • это провоцирует сильные реакции в организме, которые воздействуют на него появлением болезней,
  • обостряются тревожности и страхи.

В результате, практически всегда появляются проблемы в общении.

Признаки непринятия себя — следующие. Вы становитесь слишком робкой, стеснительной, боязливой («а что обо мне скажут», «а вдруг я ошибусь», «а что сказал бы по этому поводу мой знакомый»). Или напротив — демонстрируете чрезмерно уверенное поведение, наигранное превосходство.

В первом случае женщина будет неприятна. Находясь в ее обществе, почувствуешь напряженность и неестественность в поведении, наигранность в жестах. Обычно это поведение свойственно интровертам. Высокомерное же, раздражительное поведение — экстравертам.

В том и в другом случае собеседнику кажется, что такой человек — как будто, актер. Он надевает маску, боясь показать себя настоящего. И так и происходит на самом деле.

Женщине, которая не испытывает любовь к себе и принятие себя, живется очень трудно. И многие ее комплексы в один момент «всплывают на поверхность» в момент разговора с другими.

Почему человек не может себя принять?

Сомнения начинают закрадываться со сравнения себя с другими.

То есть, часто перед этим происходит непринятие какой-то ситуации. Например, у девушек и женщин происходит сравнение себя с другими женщинами. Которые, на их взгляд, являются более красивыми, ухоженными, позволяющими себе совершенно другой образ жизни.

Начинается непринятие ситуации, в которой находится женщина, а за ним — и себя. Особенно, если она осознает что разрыв большой. Это порождает внутреннюю боль, которая заключается в разрыве между «я желаемая и я настоящая».

«Я не хочу быть такой, какая есть, и всеми силами стремлюсь это изменить». С этого начинается проблема принятия себя и огромный душевный дискомфорт.

Образы успешных и красивых людей в социальных сетях не дают девушке покоя. Могут начаться проблемы с мужчиной от того, что он не может обеспечить женщине такой уровень, чтобы она была собой довольна. Это ведет к ухудшению отношений и происходит довольно часто.

Некоторые женщины, которые не склонны стремиться к материальным благам, находят комплексы в себе. «Я не достаточно работаю над собой, чтобы найти хорошего мужчину». Со временем эта ситуация превращается в постоянный процесс самокопания.

Женщина изучает бесконечный поток информации, который лавиной обрушивается на ее глаза и уши, и видит при этом, насколько «она не соответствует». Это так же усугубляет положение.

Часто непринятие идет из детства.

Если мама или папа были холодны к дочке, у нее могли развиться комплексы. Если ей в детстве постоянно приводили примеры, на фоне которых она явно отставала, все эти мысли она могла пронести с собой и во взрослую жизнь.

Поскольку время детства — очень важное в становлении психики человека, и многое, что закладывается в детстве, часто остается с человеком на всю жизнь.

Женщины, у которых не получается развить принятие себя, часто имеют в итоге низкую самооценку, ощущение, что она не достойна каких-то благ. Ей сложно общаться с близкими и коллегами по работе. Она становится напряженной, а жизнь перестает ее удовлетворять.

Рушатся отношения, здоровье и карьера.

К счастью над всем этим можно успешно работать.

Методы принятия себя.

Поначалу настройтесь на то, что это процесс. И ситуацию можно поменять только со временем. Практика показывает, что успехов можно добиться за год-полтора. Именно столько времени требуется психике, чтобы перестроиться.

Этого не происходит по щелчку пальцев или за 2 недели какого-нибудь волшебного чудо-тренинга.

Важно, что работа по принятию себя должна вестись на нескольких уровнях:

  • телесном,
  • эмоциональном,
  • интеллектуальном
  • и духовном.

А теперь давайте наметим важные шаги.

Шаг 1 . Избавиться от чрезмерной требовательности и стремления держать себя в тисках.

Многое идет из детства.

Если вас часто осуждали тогда, то вы, скорее всего, постоянно неосознанно будете стремиться к каким-либо идеалам. Фразы из тех лет надежно закрепляются в голове: «Вон у Леночки какая растяжка, не то что у тебя… И для чего ты ходишь на гимнастику?»

В результате этого постоянно завышаются ожидания от себя, и каких бы результатов человек не достигал, ему будет трудно признаваться себе, что это уже значимо. Ему кажется, что «растяжка у Леночки» до сих пор лучше.

Такой человек становится излишне требователен к себе и другим. Что необходимо снижать при помощи осознания этой ситуации.

Шаг 2. Избавиться от осуждения себя и окружающих.

Если ребенок рос в ситуации, когда родители и близкие осуждали его поведение, то с годами такой человек может продолжать осуждать сам себя. При этом, усвоив эту модель поведения, может осуждать и поведение других.

Осуждение превращается в токсичную привычку, от которой необходимо избавляться. Сделать это не так-то просто, особенно, если привычка укоренилась. На это потребуется время и контроль за собой.

Работа и действия по принятию себя здесь будут следующие.

Необходимо завести специальный дневник и на протяжении 30 дней, записывать в него в одно и то же время все моменты, в которые вы осуждали себя и других.

За 30 дней вы уже научитесь контролировать свое поведение. Если этого не сделать, а просто попытаться сразу контролировать — ничего не произойдет. Привычка оказывается сильнее.

Шаг 3. Избавиться от зависти. Это «съедает» женщину.

Если вас переполняют желания иметь что-то, что имеют другие, но у вас этого нет — ситуацию необходимо корректировать! Потому что именно она приводит к завышенным ожиданиям, непринятию себя, своего мужчины (он не соответствует Андрею, который ездит на Range Rover) и т.д.

Здесь поможет работа с обретением нравственных качеств. О том, как это делать — мы еще обязательно поговорим.

Шаг 4. Действия во внешнем мире. Не только внутри семьи.

Самооценка часто базируется не столько на том, что вы о себе думаете, сколько на действиях, которые совершаете и ваших маленьких победах.

Записались в тренажерный зал и не бросили его через месяц, перешли на правильное питание, записались на курсы повышения квалификации, прошли обучающую программу, встроили новые навыки.

Если ничего не предпринимать, то повысить самооценку, только лишь читая и внушая себе, что вы теперь — достойный человек, будет очень трудно.

Шаг 5. Принять возможность ошибки.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но многие не делают именно из-за страха осуждения. «Что же подумает мама и близкие…»

Это просто не позволяет действовать так, как хотите.

Ошибки — это ненормально только в школе. Но жизнь — это уже не детство, и здесь ошибки — это обычное, нормальное дело, без которых нет никакого прогресса.

Шаг 6. Принять свою внешность. Что особенно важно для женщины.

Сделать это получается далеко не у всех. При этом многие люди, которые не принимают себя, поставили бы этот шаг вообще на первое место. И были бы по-своему правы.

Отчасти здесь помогает техника благодарности — то есть, благодарить тело за его слаженную работу на ваше благо.

Второй, уже практический шаг, — увеличить заботу о своем теле с помощью косметических средств и процедур. Это навык, который просто необходимо приобрести. И при этом — рассматривать средства по уходу как вклад и в ваше состояние тела, и в ваше внутренне состояние одновременно.

Шаг 7. Работа с нравственными качествами.

Что интересно, методики принятия себя в психологии будут работать с ускоренной силой, если развиваться не только через техники и приемы, а с помощью духовного и нравственного роста.

Важно понять, что человек, который принимает и любит себя — это не эгоист. Это человек, от которого веет удовлетворенностью и внутренним миром, согласием с самим собой.

Внутри которого не происходит бурных внутренних монологов по поводу несовершенства, потому что он принимает все события в своей жизни. От этого он становится более легким в общении, более естественным, не наигранным, и все окружающие это чувствуют.

При этом он не отказывается от достижений. Просто уже не истязает себя за то, что не имеет, а принимает это, спокойно идя к своей мечте.

Такое миропонимание вырабатывается не столько чтением, сколько работой с нравственными качествами.

Постепенно возвращается доброта, внутренний свет.

Некоторые спортсмены, добившиеся огромных высот не кичатся своими достижениями и не расстраиваются, что «подвели свою страну», а спокойно отвечают на интервью, что «на все воля Всевышнего».

Такие люди ведут не только внешнюю работу, но и настоящую внутреннюю работу, что освобождает их от ожиданий, непринятия себя, гнева, раздражительности, страхов и тревог.

Да, и еще один важный этап принятия себя — это прощение. О том, как научиться прощать людей и отпускать обиды обязательно прочитайте здесь.

Помните, что женщина, которая начала поиски ответа на вопрос как принять саму себя со временем становится настоящим источником радости для окружающих!

Живите в гармонии! И работайте над собой вместе с нашими программами и психологами.

Принятие себя

Принятие себя, или самопринятие означает признание себя и безусловное принятие себя таким, каков я есть, отношение к себе как личности, которая достойна уважения, которая может совершать самостоятельный выбор, которая способна верить в себя и в свои возможности, которая доверяет своей природе и своему телу.

Самопринятие является частью более широкого понятия – самоотношения. Наиболее простым проявлением самоотношения является самооценка, которая отражает положительное или отрицательное отношение к самому себе. Но самоотношение так же включает в себя самоуважение – это отношение к себе как бы со стороны, которое может быть обусловлено реальными достоинствами или недостатками, а так же самопринятие – это эмоциональное отношение к себе, которое не зависит от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Важной характеристикой самоотношения является степень его ценности, интегрированности в структуру личности, и независимость от внешних оценок.

Научиться принимать себя таким какой есть очень важный, необходимый момент в жизни человека. Благодаря самопринятию у нас формируется адекватная самооценка, появляется самоуважение, появляется эмоциональная стабильность, уверенность.

Самопринятие особенно важно для тех людей, которые часто бывают недовольны собой, склонные к самообвинениям, для людей с изменчивым настроением, особенно тогда, когда изменения настроения связанны с внешней оценкой окружающими, а так же для тех, кто склонен обвинять себя за все промахи и ошибки.

Что же такое «принятие» и что значит принять себя?

Принимать что-то – это, прежде всего, давать право этому быть. Принимать другого человека – это значит давать ему право быть таким, какой он есть. Принимать Себя – это значит давать себе право, «разрешить» самому себе быть таким, какой я есть. Принимать окружающую реальность и события – это значит давать им право быть такими, каковы они есть. Принятие – это полное внутреннее согласие с тем, что есть в другом, в себе и в окружающем мире. Не думать, не фантазировать, каким это могло бы быть или каким бы это должно быть, или каким бы это стало бы «если бы…», не думать как бы тебе хотелось, чтобы это было… Просто осознать то, каково оно есть и просто согласиться с этим, «разрешить» этому быть именно таким как есть. Это и есть принятие.

Когда мы признаем свою реальность, себя такими как мы есть, тогда мы можем вступить в контакт с собой и реальностью и что-либо изменить.

Принимать – это значит доверять себе, другим, окружающей реальности.

Когда мы не принимаем что-то в себе или другом, мы не просто отрицаем это, но мы так же тратим много энергии, силы, времени на борьбу, на отрицание того, чего мы не принимаем.

Любой внутренний конфликт – это результат неприятия себя, каких-то важных частей себя. Любой внешний конфликт (конфликт между людьми, группами, организациями) это следствие непринятия Другого, или чего-то, что считается нами неправильным, не имеющим права на существование.

Что мешает самопринятию?

  • Идеалы. Каждый человек имеет идеальный образ себя, лишенный недостатков и состоящий только из достоинств. К сожалению наше реальное Я никогда не сможет дотянуться до столь высокой планки. В результате может появиться разочарование и апатия «если я не достигну идеала, зачем вообще что-то делать?». Регулярно сравнивая себя с идеалом мы всегда проигрываем. Как надо. Необходимо ставить перед собой те цели, которые мы можем достичь. Если мы ставим перед собой слишком недостижимые или слишком легкие цели, это не мотивирует нас. Цель должна быть достижимой, но требовать определенных усилий, улучшений себя и мотивировать.
  • Подмена понятий или мнимое принятие. Когда мы начинаем ценить себя не за то, кем мы являемся, а за свои цели и результаты. Когда мы совершаем «хорошие» поступки, то чувствуем себя прекрасно, обретаем внутреннее состояние принятия. Но если это стремление реализуется не в полной мере, то мы ощущаем несоответствие, возникает чувство, что мы хуже, чем были. Это возникает из-за того, что любовь и принятие мы чувствовали не к себе настоящим, а к воображаемым. Как надо. Любить себя на основании собственных целей и будущих достижений – неправильно. Все время откладывая принятие себя на потом «когда я буду лучше», любви к себе не получиться. Даже когда наступит момент «когда я буду лучше», впереди всегда будет появляться более совершенная версия нас, и принятие вновь будет отложено до каких-то свершений в будущем. Принимать и любить нужно себя настоящего, который существует в этот момент, а не того какими мы будем в будущем.

Притча Ошо о принятии себя

Однажды, придя в свой сад, царь увидел, что деревья, цветы и кусты вянут и погибают. Тогда царь начал спрашивать их, почему они гибнут.

Дуб ответил, что умирает, потому что не может стать таким же высоким, как сосна. Сосна сказала, что не может плодить виноград, как виноградная лоза. А виноградная лоза увядала потому, что не способна цвести, как роза.

Затем опечаленный царь увидел прекрасный цветок, цветущий и источающий божественный аромат. На расспросы царя, цветок ответил:

– Когда ты посадил меня, ты хотел получать радость именно от меня – того, чем я являюсь. Если бы ты хотел розу, дуб или виноград – ты посадил бы их. Но ты выбрал меня, поэтому мне нет необходимости пытаться быть чем-то другим.

Вы такой, каким являетесь, только потому, что само существование нуждается в вас – именно таком, какой вы есть. В противном случае вместо вас был бы кто-то другой, или вы были бы другим. Поэтому расслабьтесь и примите себя.

Как принять себя?

1. Полюбить свое тело

Чаще всего непринятие себя начинается с того, что человеку не нравится его внешность. Лишние килограммы, несуразная фигура, большой нос могут стать причинами того, что человек ненавидит себя. Чтобы начать по-другому относиться к своему телу, можно попробовать познакомиться с ним. Для этого необходимо полностью раздеться и посмотреть на себя в зеркало, выделить, что именно не нравится. Можно даже выписать внешние недостатки на бумаге. Далее напротив каждого пункта нужно написать, как можно исправить внешний недостаток. Например, скорректировать фигуру поможет гимнастика и диета, жирную кожу замаскирует пудра.

Есть недостатки, которые исправить сложно, к примеру, форма носа, размер ушей. Тогда нужно принять это, как особенность. В этом поможет опыт знаменитых моделей. Широкий нос и большие зубы Лили Макменами не мешают ей сниматься для Vogue, Шантель Браун-Янг с нарушенной пигментацией кожи является лицом Desigual, лишние килограммы Велвет Д’Амур не помешали ей стать любимой моделью Жан-Поля Готье. У Моффи Гаторн Гарди косоглазие, Келли Миттендорф обладает мужской внешностью, Тандо Хопа – альбинос, у Симоны Томпсон огромная щель между зубами. Это лишь помогает девушкам быть заметными, индивидуальными, успешными.

2. Отслеживать свои желания

Порой человек делает совсем не то, что ему хочется и даже не осознает это. Как только приходит ощущение себя не в своей тарелке, нужно задать себе вопросы «я уверен, что хочу именно этого?», «а чем бы я хотел заняться конкретно сейчас». Далее нужно по возможности исполнить свое желание. Тут очень важно проявить решимость, потому что сознание может использовать вредный прием «сделаю это завтра».

Принятие себя состоит в том числе в исполнении своих желаний. Если хочется гулять, нужно вставать с дивана и идти в парк, на пляж, садиться на автобус и ехать в другой город. На пути обычно становятся лень, страх ехать в путешествие одному, мысли о том, что это желание пройдет. Не пройдет! Оно просто подавится и перерастет в непринятие себя.

3. Убить критика

Чей голос внутри указывает, как правильно жить? Для начала нужно убедиться, что он принадлежит именно вам. Очень часто убеждения человека навязаны ему родителями, друзьями, обществом. Как только лишние голоса замолкнут, нужно провести разъяснительную беседу с собой. Самокритика имеет право на существование только в том случае, если она оправдана и конструктивна. А таковой она является, когда после нее следует решение, позволяющее стать чуточку лучше. Недостаток знаний нивелируется обучением, лишний вес корректируется физической нагрузкой.

4. Начать вести дневник

Личный дневник поможет разобрать, какие ситуации усугубляют непринятие себя. Это отличный способ выплеснуть отрицательные эмоции, похвалить себя, провести анализ над ошибками. Записи в дневнике помогут наладить диалог с подсознанием, который крайне важен во время принятия себя.

5. Проговаривать аффирмации

Аффирмация – короткая фраза-формула, повторение которой действует, как самовнушение. Каждый день человек, не принимающий себя, говорит, что он ничтожен, думает, что ни на что не способен. Это все записывается в подсознании. Аффирмации будут работать так же, но только в позитивном ключе. Для их действия понадобится первое время напоминать себе их повторять. Аффирмации могут быть примерно такими:

  • Я принимаю себя таким, какой есть.
  • Я люблю свое тело.
  • Я нравлюсь себе таким, какой есть.
  • Во мне много достоинств.
  • Я самая обаятельная и привлекательная (да-да, это классика, и она работает).

7 признаков принятия себя

Есть 7 индикаторов, по которым человек сможет определить, принимает он себя или нет. Если совпадает вся семерка, самоощущение находится в норме. Если не откликается 1-2 индикатора, самопринятие можно легко подправить. Когда лишними в списке кажутся более 4 пунктов, предстоит серьезная работа над собой.

  1. Ощущение свободы и легкости в теле. Человек, принявший себя, ощущает это даже на физическом уровне, чувствует прилив энергии. А вот, если этого не сделать, могут проявиться психосоматические признаки напряжения – сдавливание в груди (в области солнечного сплетения), а также нервозность и тревога.
  2. Концентрированность на достоинствах. Знание своих сильных и слабых сторон – очень важно, но на первое место всегда должны выходить достоинства. Признаком непринятия себя может стать неуверенность в своих силах и фокус на недостатках.
  3. Право на ошибки. Человек должен понимать, что он не идеален и может совершать неверные действия, ошибки, оступаться. Вместо того, чтобы себя критиковать, он анализирует, чувство стыда за промахи и гложущая вина сменяются попытками исправить то, что можно изменить и принятием того, на что уже нельзя повлиять.
  4. Способность выражать свое мнение. Иногда люди настолько себя не принимают, что им даже сложно попросить передать деньги за проезд или спросить, кто крайний в очереди. Умение проговаривать желания, высказывать свою позицию и просто озвучивать мысли – признак принятия себя.
  5. Осознание своих желаний. Часто человек потакает чужим прихотям, потому что не знает своих, делает то, чего ему делать совсем не хочется. Принявшая себя личность этого не допускает, она всегда может ответить, чего хочет, а чего нет, защищает свои границы.
  6. Умение восхищаться силой других. Люди, не принявшие себя, чаще завидуют, критикуют, осуждают, чем восхищаются или берут пример с кого-то.
  7. Отсутствие желания всем угодить. Этот пункт особенно важен, так как он указывает на самодостаточность и ярче других указывает на то, что человеку удалось принять себя.

На пути к принятию себя можно столкнуться с внутренним сопротивлением. Мышление не перестроится за один день, могут потребоваться месяцы чтения аффирмаций и не один десяток исписанных страниц дневника. Но если упорно работать над собой, результат непременно будет.

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа

Соответственно типу стрессора подбирается и способ его преодоления.

Для стрессоров первой группы (из «Области мудрого принятия») необходимо, с одной стороны, отвлечь сознание от психотравмирующей ситуации, а с другой – пересмотреть свое отношение к неприятным фактам, обесценить их. Для достижения первой цели хорошо подходят дыхательные техники (глубокое дыхание или медитация на дыхании), различные приемы мышечной релаксации и визуализация. Для реализации второй цели можно использовать рациональную психотерапию и рефрейминг (в дословном переводе – «замену рамки»), который заключается в умении взглянуть на ситуацию с иной стороны, найти хорошее там, где привычный взгляд ищет только плохое.

Для стрессоров второй группы («Области конструктивных действий») наиболее адекватны методы, направленные на совершенствование поведенческих навыков: тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг управления временем (тайм-менеджмент). Если стресс вызван фрустрацией, связанной с трудностью достижения целей, то имеет смысл освоить технику выбора правильной стратегии и технику постановки адекватных целей.

Для стрессоров третьей группы («Область субъективных стрессов») наилучшим вариантом может оказаться преодоление оценочного подхода, освоение навыков позитивного мышления, изменение неадекватных убеждений или блокировка нежелательных мыслей.

Для стрессоров четвертой группы («Область саморегуляции») хорошие результаты дает применение аутогенной тренировки, нейролингвистического программирования, приемы нервно-мышечной релаксации и технология биологической обратной связи.

Общий перечень рекомендуемых методов нейтрализации различных стрессов приведен в табл. 7.

Таблица 7. Методы преодоления стрессов.

Таблица 7. (Окончание).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Дошкольник.РФ

Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»

Тренинг составила: педагог – психолог Остович Ольга Юрьевна

Цели:

  • Повышение сплоченности коллектива
  • снятие тревожности и раздражительности
  • приобретение навыков позитивного мышления
  • нахождение внутренних ресурсов
  • творческое самораскрытие
  • устранение различных барьеров в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.

Ведущие:

Педагог- психолог

Ход тренинга:

1. Знакомство (имена).

В бейджик записываем то имя, которым будем вас называть сегодня.

По кругу с рукопожатие представляемся друг другу.

2. Упражнение «Ассоциации».

На доске ведущий пишет слово «ИНКЛЮЗИЯ», располагая буквы по вертикали. Участники тренинга предлагают свои ассоциации на каждую букву. Ведущий записывает выбранные группой слова на доску. Отставляет доску, не комментируя происходящее.

3. Упражнение «Какой я?».

Каждому участнику предлагается по кругу (с мячом) высказать несколько определений себя, первые какие приходят в голову, «какой я?».

4. Тест на одобрение.

Внимательно и последовательно читайте высказывания и в случае согласия с каким-либо их них всякий раз присваивайте себе по одному баллу.

  1. Как привило, я могу оставаться верным свои принципам, даже если другие придерживаются противоположного мнения.
  2. Мне трудно изменить свое мнение, если доводы собеседника убеждают меня в том, что оно ошибочно.
  3. Я могу действовать по своему усмотрен7ию, не испытывая вины или сожаления, в случае неодобрения со стороны других.
  4. Мне не приходится тратить время на чрезмерное беспокойство в завтрашнем и вчерашнем дне.
  5. Я сохраняю уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности.
  6. Мне кажется, что большинство людей представляют ценность как личности и полезны для других, какими бы способностями они не отличались.
  7. Для меня характерна непринужденность в общении.
  8. Я умею как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.
  9. Комплименты и похвала приятны мне и не особенно меня смущают.
  10. В случае необходимости я умею оказывать сопротивление.
  11. Мне присущи способность понимать свои и чужие чувства в умении подавлять свои порывы.
  12. Мне доставляет удовольствие самая разнообразная деятельность: работа, игра, общение с друзьями, отдых.
  13. Нужды других заслуживают моего чуткого отношения.
  14. Соблюдение приятных норм не составляет для меня трудности.
  15. Я умею находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

Подсчитываете сумму набранных вами баллов. Чем ближе ваш результат к максимальному – 15 баллов, тем больше вы одобряете и уважаете себя, считая достойным человеком. Если же ваш результат невысок, то вы не уверенны в себе, сомневаетесь в собственных достоинствах, болезненно самолюбивы, ревнивы к чужому успеху. Это мешает вам радоваться жизни и препятствует одобрению других людей.

5. Упражнение «Какой я сам по себе и глазами других».

Нужно взять блокнот каждому участнику и изобразить цветными маркерами себя с помощью ассоциаций в любом символическом образе. После этого блокнот прикрепляется к каждому участнику на спину и остальные члены группы подходят по кругу и изображают обладателя блокнота, «в каком символическом образе вы представляете этого человека». По окончании члены группы обсуждают, какие образы удивили особенно, какие были ожидаемы.

Собственное представление о себе отличается от представления других. Значит человек закрыт от мира, значит не доверяет ему, значит не принимает себя и окружающих не видит таким какие они есть.

6. Упражнение «Автопортрет».

Каждый участник пишет на листочках пять самых характерных для него качеств личности, отражающих его, после чего листочки сдаются ведущему. Он зачитывает характеристики и важно угадать, кто из участников обладает этими качествами.

Обсуждение — каких участников не угадали? Что вызвало особое удивление при названных качествах? Можно добавлять те качества, которые увидели участники группы.

7. Упражнение «Интервью».

Участники разбиваются по парам, и каждый участник своему партнеру рассказывает о двух-трех событиях своей жизни, в которых проявились личностные черты человека.

Потом партнер презентует группе партнера, как человека с такими качествами, которые он увидел, сделав выводы по рассказу.

8. Упражнение «Часы».

Каждый член группы выбирает, какой деталью часов, он хотел бы быть. Затем все участники занимают свои места на воображаемых больших часах. После того, как ведущий заводит ключом часы, механизм начинает двигаться, сопровождая движения звуками, словами.

Детали часов: циферблат, шестеренки, стрелки, кукушка, ключ и т.д.)

9. Упражнение «Отвержение» (по желанию).

Один участник выходит за дверь, остальные придумывают 3 черты, за которые этого человека можно отвергнуть (например, застенчивый, грубость, обидчивость, заносчивость).

Вопросы к участникам: «Насколько приятно ощущать себя в подобном состоянии, когда указывают на негативные черты и не принимают те черты, которыми человек обладает, несмотря на осуждение общества? Как трудно быть не принятым другими?»

10. Упражнение «Антипатия».

Один участник выходит за дверь. Все остальным участникам необходимо смотреть на входящего с антипатией, презрением, негативом, осуждением, оценивающе и подобными характеристиками в течение минуты, предварительно договорившись, кто какую роль будет исполнять. И каждый участник проходит через это.

11. Упражнение «Симпатия».

Один участник выходит за дверь. Все остальным участникам необходимо задача смотреть на входящего с симпатией, восторгом, восхищением, одобрением, умилением и подобными характеристиками в течение минуты, предварительно договорившись, кто какую роль будет исполнять. И каждый участник проходит через это.

Обсуждение — каково вам было, приятное ли ощущение? Хотели бы вы, когда-нибудь оказаться еще раз в подобной ситуации? Подумайте над теми, какие чувства испытывает человек, который отличается от нас и принимает эти взгляды.

Обсуждение — приятно ли вам это ощущение? Какие чувства вы испытывали, какие эмоции вызывали смотрящие у вас? Подумайте над тем, как приятно людям, которые отличаются, чем то от нас, оказаться в позитивном и принятом обществе.

12. Упражнение «Аплодисменты».

— Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

11. Упражнение «Ассоциации».

На доске ведущий пишет слово «ИНКЛЮЗИЯ», располагая буквы по вертикали. Участники тренинга предлагают свои ассоциации на каждую букву. Ведущий записывает выбранные группой слова на доску. Выставляется первая доска. Сравниваются ассоциации.

Психологические упражнения на каждый день

Не зря среди вступительных экзаменов на факультет психологии числится математика. У наших наук много общего! В психологии, в том числе семейной, существует много различных упражнений. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них. Каждый сможет пользоваться ими в своей семье.

  1. Мой самый любимый метод, который я ставлю на первое место, — «Как здорово!». Заключается он в том, чтобы каждая ваша реакция на неожиданное событие (плохое или хорошее) начиналась с фразы «Как здорово!». И не важно, что дела «не фонтан» и окружающие сначала вас не поймут. Такая реакция окружения даже сыграет вам на руку — мозг в панике начнет придумывать, почему же это здорово. Можно еще усилить действие метода — сразу говорить: «Это же так здорово, потому что…» И тут ваш мозг вас спасет!
  2. Вводим обязательную процедуру «5 радостей дня». Участвуете в ней вы, ваш партнер, дети, родители — все, кто угодно. Вечером вы рассказываете друг другу пять приятных событий этого дня. Их значимость не важна, важно, чтобы они принесли вам радость. Это научит замечать хорошие события и не фокусироваться на плохих, а также делиться с близкими прежде всего хорошими новостями.
  3. Вводите поощрения для самого себя. Хотя бы раз в месяц дарите себе приятную мелочь или значимый подарок. Важно заранее его себе пообещать и ждать его приобретения.
  4. Еще одно упражнение — доска визуализации. Она представляет собой плакат или стенд, на который помещаются изображения того, что человек хочет получить от жизни. Она — мощное оружие в борьбе за мечту. Главный принцип ее действия заключается в правильном формировании образов собственных мечтаний и визуализации желаемого.

В центре доски поместите свое фото, на котором вы искренне счастливы, испытываете радость. А затем начинайте размещать вокруг себя фотографии или рисунки того, что вы хотите получить от жизни или чего хотите в ней добиться. Для создания доски визуализации подберите жизнеутверждающие, красивые, яркие и выразительные картинки с изображением желаемого.

Для каждого сектора выберите отдельные фото: для сектора брака — картинку с изображением счастливой семьи; для сектора карьеры — изображение успешного бизнесмена; для сектора материального достатка — автомобиль, дом, дачу; для сектора духовной жизни — фото, к примеру, стран, где хотелось бы побывать…

На доску визуализации нужно помещать изображения, отражающие окончательный результат ваших усилий, уже сбывшиеся мечты, реализованные возможности. При желании изображения можно сопроводить краткими комментариями (написанными в настоящем времени).

  1. При всем нашем желании думать позитивно мы сами подсознательно блокируем достижение цели! Вот вроде твердим «я здорова и счастлива», а при этом пробегает мысль «ну как я могу быть здорова, когда вокруг эпидемия». Или «откуда взяться с таким курсом евро».

Расскажу вам об одном замечательном упражнении. Проснитесь утром и говорите себе мысленно, а лучше вслух: «Как здорово, что это день настал. Я позволяю (разрешаю, повелеваю — можно выбрать любое слово, которое вам нравится) себе прожить этот день так, как я хочу! Я достигну всех поставленных целей». И если возникает в голове та самая негативная мыслишка, вы говорите: «А подобным мыслям и всем препятствиям я запрещаю быть в этом дне!». После чего считаете вслух «раз, два, три» и хлопаете в ладоши! Это упражнение хорошо делать и с детьми! С него стоит начать день, а заканчивать — «пятью радостями».

Важно иметь план на день, причем лучше принять его накануне. Но не ставьте себе рамок и границ! Ведь часто что-то не складывается именно потому, что мы сами боимся, тормозим, не осознаем своих возможностей. Попробуйте делать это упражнение хотя бы 21 день, а лучше введите его в привычку.

  1. Занимаясь визуализациями, активизируя силу мысли, мечтая, люди часто превращают это занятие в навязчивую идею. Думают, крутят в голове. Если мы вообразим в этот момент мозг, как отдельное существо, то он сидит и думает: «Караул! Сколько можно об этом думать? Это еще не произошло, а уже столько проблем!». И он делает все, чтобы эта навязчивая «неприятность» не произошла. Из благих побуждений, конечно.

Я предлагаю вам следующий метод борьбы. Откройте заметки в телефоне и выберите дату ровно через год. Впишите туда все свои мечты в свершившемся виде. И закройте, с напоминалкой, которая сработает через год. Все! Забудьте, в записи не заходите. Сработает — оцените результат. Вы наверняка удивитесь!

Сегодня идет много споров о том, хорошо ли жить в позитивном мире, или, точнее, пытаться себе его искусственно создавать. Я уверена, что усилия, потраченные на то, чтобы в семье был мир, спокойствие и позитивный настрой, вернутся к вам бумерангом, проявившись в ваших детях. Они будут расти в доброжелательной атмосфере и станут уверенными в себе людьми. А это очень здорово!

Метод активного слушания

Этот метод звучит следующим образом — сядьте и поговорите. Зачем? Этот вопрос я слышу часто. Так уж устроен человек, что без обратной связи со стороны окружающих жить нам сложно. Если женщина стоит целый день у плиты, она ожидает доброго слова о себе, оценки своих трудов. Когда супруг ходит на работу, проводя там дни напролет, он тоже ждет обратной связи — в виде заработной платы.

Мы помним об этом при воспитании детей, старательно применяя активное слушание. Но напрочь забываем, общаясь со своими партнерами. Все чаще мы говорим, а иногда кричим в адрес друг друга: «Ты такой, ты сякая!». А где же пресловутые открытые вопросы и описание своих чувств: «Дорогой, меня огорчает, что ты поздно пришел, давай обсудим, почему ты не спешишь домой»? Разговор, общение, открытые вопросы помогают не додумывать и не сочинять за партнера — чем мы часто, к сожалению, страдаем.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер ввела в нашу жизнь понятие активного слушания. Проще говоря, это проявление максимальной эмпатии к собеседнику, «слушание его всем телом» (так и хочется добавить — и «всей душой»).

Выделяют следующие приемы активного слушания:

Пауза — это просто пауза, как она есть. Она дает собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то еще, о чем промолчал бы без нее. Пауза также дает самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике.

Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренние процессы собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между людьми доверительный контакт.

Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники непроизвольно избегают поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей партнера в такой ситуации.

Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить только что изложенное собеседником. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ дает собеседнику обратную связь, помогает понять, как его слова звучат со стороны. В результате собеседник получает либо подтверждение того, что он был понят, либо возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.

Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику свое впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например: «Эта тема очень важна для вас».

Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своем собственном состоянии в результате слушания. Например: «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например: «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

В зависимости от обстоятельств и жизненных ситуаций вы можете комбинировать эти приемы или применять один из них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *