С какой интонацией

С какой интонацией

Содержание

Алгоритм написания сценария

Часто новички используют следующий алгоритм написания сценария:

Они создают персонажей, придумывают некую завязку, а далее — будь что будет: пишут что в голову взбредёт. Это одна из ключевых ошибок начинающих сценаристов. Я использую другой алгоритм, и мне он кажется более эффективным.

Сначала придумывается идея или замысел, определяющий содержание вашего фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверьте идею на друзьях, спросите: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.

Существует несколько шаблонов написания идеи (логлайна, logline). Приведу один, он подходит для фильмов жанра экшн: Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Профессор археологии Индиана Джонс должен найти Ноев Ковчег и Чашу Грааля, иначе нацисты используют эти артефакты, чтобы захватить весь мир.

Под «Y» часто скрывается «Крючок» или же «Первая поворотная точка», т.е. событие, которое переносит героя из первого акта сценария во второй. (См. мою статью о линейной структуре сценария).

После того, как напишите логлайн, приступайте к составлению структуры. Не к синопсису, а к структуре сценария! Развивайте идею, раскладывайте её по сюжетным точкам. Тут придётся напрячься. Это как головоломку собирать: трудно, но увлекательно. Иногда помогает начать историю с конца. Придумайте, чём всё должно завершиться. В любом случае, пока не будет конца, не приступайте к синопсису и уж тем более к сценарию.

Когда разложите историю на составляющие, можете писать синопсис, т.е. более подробное описание сюжета. Странички на две-три или больше, как нравится. Я лично синопсисы не люблю. Они сковывают мою фантазию. Обычно придумываю сюжет, структуру сценария, описываю всё на одной страничке. Мне этого достаточно.

Да, когда составляю структуру, одновременно с этим создаю персонажей. Именно так. Сначала идея (logline), потом структура, главный герой и остальные персонажи. Говоря о главном герое, я имею в виду полноценный образ, а не условного мента, доктора или профессора археологии. Т.е. для логлайна достаточно написать: «Популярный автор женских романов вынуждена в одиночку отправиться из США в Южную Америку, чтобы доставить карту сокровищ похитителям своей сестры. Иначе — «прощай, сестрёнка»». (Не моё, это «Роман с камнем»).

Некоторые любят использовать карточки, на каждой из которых коротко описывается сценарий по сценам. Т.е. одна сцена — одна карточка. От начала сценария и до конца. Но я человек ленивый, никогда этого не делаю. Кроме того, в процессе написания сценария сцены могут меняться местами. Поэтому считаю карточки пустой тратой времени. Впрочем, как и подробные синопсисы. Но если они вам помогают, почему нет?

Итак, запишем алгоритм:

1. Генерация идей. Записываете все идеи, что приходят в голову. Чем больше, тем лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на качество идей. Главное — количество.

2. Фильтрация. Стадия критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные, стоящие того, чтобы снять фильм.

3. Селекция. Рассматриваете выбранные вами идеи. Какие из них являются оригинальными? Как их можно улучшить? В результате отбираете одну идею, которая послужит основой для будущего сценария.

4. Логлайн, разработка концепции. Описываете ваш замысел (идею, историю) одним предложением.

Необязательно логлайн должен укладываться в шаблон «X, Y, Z». Вот примеры оригинальных логлайнов, состоящих только из элементов X и Y. Поскольку сами по себе идеи нетривиальны, то этого достаточно, чтобы заинтересовать ими продюсера. Правда, я бы добавил сюда элемент Z.

Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. («Быть Джоном Малковичем»).

Циничный рекламщик внезапно обнаруживает способность читать женские мысли. («Чего хотят женщины»).

Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. («Ведьма из Блэр»).

Попытайтесь усилить драматизм истории, добавьте в логлайн оригинальность, конфликт, интригу.

5. Название. Придумываете рабочее название для вашей истории.

6. Сравнение. Подберите 1-2 любимых фильмов в том жанре, в котором вы пишите свой сценарий. Вы будете использовать их как ориентир, сравнивая свою работу с образцом.

7. Структура. Составляете структуру сценария. Когда структура будет готова, спросите себя, каков второй слой вашей истории? О чём она на самом деле? Иными словами, определите тему.

8. Разработка персонажей. Какие у них достоинства и недостатки? Как изменится главный герой к концу истории? Чему он должен научиться? Как характер и поступки персонажей отражают тему вашей истории?

9. Синопсис. Описываете историю на двух-трёх листах. (Мне хватает листа).

10. Тритмент. Более подробное описание истории с включением диалогов (наиболее важных фраз). Записываете историю от начала и до конца. В настоящем времени, так же как синопсис и сценарий. (Для тех, кто не знает: сценарии пишутся в настоящем времени, а не прошлом. Т.е. не «Вася Пупкин ковылял по бульвару», а «Вася Пупкин ковыляет по бульвару»).

11. Карточки. Записываете всю историю на карточках. На каждой карточке — по одной сцене. (Я обычно пропускаю параграфы 10 и 11).

12. Сценарий. Приступаете к написанию сценария. Пишите как можно больше, ничего не редактируйте. На этом этапе важно записать сценарий.

13. Первый вариант. Заканчиваете черновик. Откладываете рукопись на неделю-две.

14. Редактирование. Желательно переписать рукопись не менее шести раз.

a) Итак, это уже второй вариант сценария. Исправляете нестыковки, неправдоподобные моменты и дыры в сюжете. Удаляете всех «блох». Проверяете, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу?

b) Третий «заход». Проверяете структуру сценария. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла?

c) Четвёртый. Уделяете внимание персонажам. Все ли они нужны? Кто из них ведёт себя несоответственно своему характеру?

d) Пятый. Редактируете диалоги. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной, соответствующей его натуре.

e) Шестой. Исправляете стилистические и грамматические ошибки.

f) Седьмой. «Шлифовка». Внимательно смотрите, что можно улучшить? Где нужно поставить пробел, запятую, точку? Какое слово лучше заменить другим?

15. Если вас всё устраивает, определитесь с названием вашего произведения и… сценарий готов. Можете передать его друзьям. Пусть читаю, критикуют, высказывают своё мнение. Если согласны с замечаниями, исправьте все недочёты.

Удачи!

автор текста

Заучивание стихов с ребенком является обязательным моментом в жизни каждого родителя. Все мы когда-то учили стишки, и наши дети тоже не лишены такого удовольствия.

Знакомим детей с поэзией

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями является неотъемлемым компонентом воспитательной работы детского сада.

Поэтическое искусство развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, инициативы, воспитывает художественный вкус, способность эмоционально откликаться на образное говорение.

Поэзия закладывает основы духовности, патриотизма, дает возможность ребенку воспринимать окружающий мир во всем его неразрывном единстве.

Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова, поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа.

Приобщение маленького слушателя к настоящим истокам высокой поэзии является основной целью работы воспитателей. Реализация этой цели во многом зависит от самого педагога, от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать эмоциональный отклик на этот образ, раскрыть эстетические качества поэтического произведения.

Дошкольники должны не только послушать стихи, но и ощутить их в своем сердце. К.Чуковский назвал такой процесс приобщения ребенка к поэтическому искусству «стихотворным воспитанием».

Методы приобщения детей к поэзии

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом художественного восприятия поэзии. Дошкольники очень любят слушать и читать стихи. Они отдают им явное преимущество в сравнении с прозаическими произведениями.

В раннем детстве при слушании художественного стихотворного произведения его непосредственное содержание не имеет для детей никакой значимости и остается на втором плане.

Стихи, с которыми воспитатель знакомит дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными пониманию детей, способными вызвать у них определенные эмоции.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с поэзией имеет свои особенности. Для младших дошкольников необходимо подбирать стихи небольшие по объему (4-6 строк), близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они должны обязательно иметь динамическое движение, музыкальную рифму, передавать полное действие.

В большей степени этим требованиям соответствуют стихотворные произведения устного народного творчества, такие, как стишки «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», песенки («Заинька», «Спи, сыночек миленький»), заклички («Солнышко», «Дождик», «Божья коровка» и др.).

Поэзия в младшей группе

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями в первой младшей группе детского сада происходит в процессе ежедневного общения. Так, во время наблюдения за явлениями природы, воспитатель может подчеркнуть их красоту, уточнить некоторые признаки, рассказать о их свойствах при помощи волшебного художественного слова. Этому помогают такие стихи, как «Снежинки» А. Деружинского, «Пчелка» С. Соколова-Воюша и др.

Гораздо более интересными станут для детей те режимные моменты, где будут звучать поэтические произведения: «Я сама», «Котик просыпается» и т.п.

Чтение стихотворений

Знакомство детей с игрушками также может сопровождаться чтением интересных стихотворений.

К ним можно отнести: «Птичка», «Лисичка», «Медведь» А. Якимовича и др. Эти же произведения желательно использовать для чтения во время самостоятельных игр детей с соответствующими игрушками.

Образец художественного чтения стихотворения воспитателем позволяет ему настроить время в художественно-речевой деятельности определенный эмоциональный контакт с детьми.

А многократное повторение поэтического произведения, которое сопровождается определенными действиями, направленными на определение основных черт вещи, дает возможность ребенку наглядно увидеть то, о чем рассказывается красивыми образными словами.

Так, при чтении стихотворения «Мой конь» разглядывание игрушки одновременно сопровождается словом и движениями воспитателя. Внимание детей направлено на определение частей тела коня, описание его красивой упряжи. Такое чтение непосредственно включает ребенка в активную художественно-речевую деятельность.

Игровые приемы при ознакомлении с поэзией

Основное место при ознакомлении младших дошкольников с поэзией принадлежит игровым приемам. Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями побуждает детей лучше запомнить их, а потом и воссоздавать четко и образно. Так, перед чтением стихотворения Т. Кляшторной «Хозяйка» можно создать игровую ситуацию «Напоим Мишку чаем», а уже после прочитать детям и сам стих. Игрой с куклой желательно сопровождать чтение стихотворения Н. Галиновской «Колыбельная».

После того как воспитатель с использованием различных приемов познакомит детей со стихотворением, можно вызвать детишек, если они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При чтении стихотворения детьми воспитатель должен поощрять их рассказывать дальше, подсказывать слова или целые строки, которые ребенок не успел запомнить.

Художественно-речевые занятия

Художественно-речевые занятия по заучиванию стихотворений с младшими дошкольниками определяются определенной структурой. Чтение стихотворения всегда сопровождается выполнением активных действий.

Поэтические произведения, которые заучиваются на память с детьми на занятиях, можно повторять утром, в ежедневных делах в течение дня, во время игр, при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях других разделов программы.

Ознакомление с поэзией в средних группах

Методы и приемы проведения занятий по ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с поэзией значительно расширяются.

Вступительные беседы

Так, в начале занятий с ними уже можно проводить вступительную беседу. При этом воспитатель обращается к дошкольников с вопросами, которые связаны с содержанием произведения, или предлагает им вспомнить соответствующие события. Здесь же можно показать картину или вещь, о которых дети будут учить стихотворение.

Такая беседа перед чтением стихотворения даст возможность обратиться к собственному опыту ребенка, вызывает у него соответствующие ассоциации.

Так, при заучивании стихотворения Я. Коласа «Песня о весне» педагог вспоминает с детьми, какие изменения произошли в природе. Что интересного и нового они подсмотрели в весны, когда шли в детский сад?

Рассматривание репродукций картин

Можно рассмотреть репродукцию с картины Левитана «Март», отметить, какие признаки, изображенные на этой картине, рассказывают о наступлении весны. Попросить перечислить их, спросить, почему произошли такие изменения в природе.

Краткая беседа о хозяйке леса — белке, поможет детям глубже понять смысл стихотворения «Белка» Я. Печали.

Во время беседы в детей уточняют, каких лесных зверей они знают, Кто из лесных жителей, более других сладостей, любит орехи?

Предлагают описать этого зверька так, чтобы сразу все догадались, После такой беседы воспитатель читает стихотворение детям.

Как уже отмечалось, кроме вступительной беседы перед чтением стихотворения, можно рассматривать с детьми определенную вещь или игрушку, живое существо или растение.

Так, перед рассказыванием стихотворения «Карандаши» С. Соколова-Воюша, рассмотреть детские рисунки, что нарисованы разноцветными карандашами; перед заучиванием стихотворения «Подснежник» Деружинского — букетик подснежников.

Игровые ситуации и проблемные задачи

Начинать художественно-речевые занятия по заучиванию стихов в среднем дошкольном возрасте можно с создания игровой ситуации или решения проблемной задачи.

Игровые ситуации

Игровая форма ознакомления ребенка с поэтическими произведениями побуждает прочно запомнить их, а потом и воспроизводить образно и четко. Например, перед чтением стихотворения Ю. Тувима «Овощи» предложить детям поиграть в игру «Магазин овощей».

Воспитатель сам может приобрести в этом магазине все овощи, о которых рассказывается в произведении, а потом прочитать детям стихотворение.

Проблемные задачи

Проблемный вопрос перед заучиванием стихотворения «Зайчик» Е. Лось сделает его восприятие более интересным. Дети должны ответить, можно ли увидеть солнечного зайчика на стенке и вещах, когда солнышко спрячется за тучку.

Подготовив детей к восприятию стихотворения, педагог выразительно читает текст, после делается его элементарный анализ.

Вопросы ставятся таким образом, чтобы определить, понятен ли ребенку текст, а также с целью закрепления отдельных слов и выражений.

При этом желательно включить в вопросы слова и выражения из самого стиха. Потом воспитатель поощряет детей прослушать стихотворение еще раз и запомнить его.

Если это необходимо, педагог может прочитать стихотворение еще раз. Далее начинается заучивание стихов с ребенком индивидуально, читают наизусть сами дети.

Чтение стихотворения начинают с тех, кто хорошо запомнил. Во время рассказывания стихотворения детьми можно подсказывать им отдельные слова и даже целые строки, одновременно необходимо учить детей рассказывать произведение выразительно, с интонацией.

Заучивание стихов с ребенком или инсценирование во время рассказывания

По этому поводу желательно даже проводить время в инсценировании стиха, где воспитатель читает стихотворение от автора, а ребенок выполняет при этом определенную роль в соответствии с содержанием стихотворения.

При дальнейшем восстановлении этого поэтического произведения можно вызваться уже двух детей. Такой прием способствует более сознательному усвоению содержания стихотворения, помогает овладеть соответствующей интонацией, выразительностью чтения.

Воспитанники среднего дошкольного возраста должны уметь воспроизводить стихотворение ясно и точно. При этом педагог большее внимание направляет на отработку их исполнительных умений.

Необходимо учить дошкольников управлять силой голоса, передавать смысл читаемого путем постановки ударения, пауз. Дети уже должны уметь замечать, в каком месте меняется интонация и почему.

Жесты и мимика

Не меньшую роль выполняют во время чтения стихотворения жесты, мимика. Для их отработки можно предложить детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами.

При этом воспитатель читает стихотворение, а ребенок «рассказывает его руками».

Точные и очень выразительные жесты находят дошкольники во время чтения русских народных стишков и песенок.

Детям этого возраста, предлагая стихи для заучивания, необходимо давать право выбора, учитывать их интересы.

Чтобы стихи не забывались, их необходимо читать чаще: на праздниках, вечерах отдыха, коротких минутках поэзии и т. д.

Поэзия в жизни старших дошкольников

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются стихи с более сложным содержанием и большим размером.

Чтобы воспитанники могли глубже воспринять стихотворение и понять его смысл, педагог проводит наблюдения за явлениями природы.

Так, заучивание стихов с ребенком «Осень золотая» С. Новикова предупреждает наблюдение детей за этой порой года, определение цвета, запахов, языка.

Прежде чем начать заучивание стихов с ребенком «Загадки на грядках» Р. Бородулина, можно разглядеть настоящие овощи. Рассмотрение картинок с изображениями животных предупреждает заучивание стихотворения «Про кота и мышку» Е. Лось.

С особым вниманием воспитателю необходимо отнестись к стихам, которые богаты на поэтические выражения и незнакомые слова.

Так, в стихотворении «Едет осень» В. Рабкевича рассказывается, что «едет осень полем на рябом коне». Поэтому после прочтения стихотворения необходимо спросить у детей, как они понимают это выражение. Почему осень едет на «рябом коне»? Переполненные впечатлениями дети заинтересуются стихом, его поэтические образы станут близкими и понятными им.

После первого чтения с детьми уточняют определенные слова и словосочетания. После повторного чтения проводят беседу по содержанию стихотворения.

Воспитатель предупреждает, что стихотворение дети будут учить наизусть и поэтому необходимо его внимательно слушать. Она читает текст еще один раз, а потом вызывает детей по одному для повторения стихотворения.

Хоровое заучивание стихов с ребенком в детском саду не рекомендуется.

Дети старшего возраста быстро запоминают стихотворение, но не всегда сознательно усваивать его содержание. Если поэтическое произведение относится к лирике, то характер проверки его восприятия будет иметь свои особенности.

Заучивание стихов с ребенком — как учить?

В старшем дошкольном возрасте при воспроизведении стихотворения ребенок читает его от начала до конца. Воспитатель только подсказывает отдельные слова или ставит наводящие вопросы до тех слов, которые ребенок забывает.

Например, заучивание стихов с ребенком Н. Гилевича «Наша матушка» можно помочь рассказать стихотворение при помощи следующих вопросов: «Как заботилась о нас матушка?», «Что учила говорить родным языком?»

Подражая воспитателю, дети учатся читать выразительно, с соответствующей интонацией.

Воспитатель может объяснить дошкольникам, как читать определенные места стиха, где с умилением, с нежностью, где с особой интонацией.

Чтение по ролям

Старшие дошкольники читают тексты по ролям и инсценируют их.

После заучивания стихотворения воспитатель распределяет роли среди детей и разъясняет им, когда и какую часть стиха необходимо читать. Чтение по ролям развивает внимание ребенка, заставляет его следить за текстом.

Детям старшего дошкольного возраста можно на одних занятиях знакомиться с несколькими стихами разных авторов на одну близкую тему. При этом один стих заучивается по памяти, а другие просто читаются с их последующим художественным анализом.

Детям очень интересно отыскать в различных стихах слова, которыми поэты передают одни и те же событии, сравнить, сопоставить их между собой.

Каждый педагог сталкивается с трудностями при заучивании стихов. Если это предназначается для утренников, то самый легкий вариант — отдать, пусть учат с родителями.

И чаще всего при таком подходе нет ни четкости, ни интонации, ни красоты поэзии и слова.

Как же проводится заучивание стихотворений в старшей и подготовительной группах?

Дидактические игры вроде «Найди слово, которое звучит похоже» проводится и как часть занятий, и в свободное время. До того как прозвучит текст, нужно объяснить незнакомые слова.

На примере стихотворения Я. Коласа «Приход зимы» попробуем показать несложную методику заучивания стихотворения.

Можно уже за неделю начать играть в игру «Найди похожее по звучанию слово», например: мату — вату, духом — пухом, сани — Ване и другие словосочетания.

Затем однажды утром или вечером, когда за окном воет метель, на окнах изморозь, которые описаны в стихотворении, вы обращаете на это внимание детей.

И опять же не сразу: «Вот посмотрите, мороз оставил следы». Дайте им самим увидеть без электрического света, через окно смотреть на улицу, а сами тихо читаете одну-две строки: «Закрывайте плотно дом, чтоб не дули холода. Снег лежит, словно море, словно белый океан, правда?»

На прогулке покажите тот белый океан снега. На листе бумаги дети свободно наносят мазки, а вы подсказываете: «Рисуйте и вдоль и поперек!» Или позовите детей к себе не просто: «Идите сюда», а радостно: «Айда сюда!» Так и дети познакомились с новыми словами.

И вот наступило время послушать стихотворение о зиме. Вы читаете, а половина слов — знакомые. Вам только остается установить логические связи.

Воспитатель: «Зачем нужно плотно закрывать дом? Чтобы…» Дети договаривают: «Чтобы не дули холода». Если лирика не стихотворной строкой, то прочитайте, чтобы дети услышали авторское слово. И эхом повторили. Игра так и.называется: «Эхо». Воспитатель читает строчку, а дети повторяют.

Затем разбирается содержание, но не по стандартным вопросам, а ориентируясь на эмоциональное восприятие: «Вы слышали, что я вам читала, или видели?

Что вам захотелось сделать, когда я читала строки? Какая музыка должна звучать, когда мы слушали стихотворение? Веселая, замороженная, сердитая, фантастическая?» Дайте детям подумать и высказаться.

Затем читается стихотворение полностью, воспитатель позволяет тем, кто хочет, нарисовать все, что понравилось в стихе. Но это будет секрет. Никто никому не показывает. Дети рисуют.

Если есть в стихотворении простой язык, то дети по желанию выполняют чтение в ролях. Замечено, что скорее всего дети запоминают тексты в ролях или в играх, когда читают текст и помогают движениями. Один-два раза — и текст изучен.

Ход занятия:

Дети в начале занятия сидят на коврике. В группе декорации леса. Звучит музыка.

Воспитатель (в руках свеча):

-Ребята, слышите, звучит музыка? Это зовёт нас к себе в гости сказочный лес. Сегодня, я предлагаю вам, совершить путешествие в сказочный лес. А “волшебная” свеча нам осветит путь. Давайте произнесём дружно все вместе “волшебные” слова, иначе “волшебная” свеча не зажжётся: “Огонёк, свети, свети, помоги нам в лес пройти”.

Дети с воспитателем произносят слова. Зажигается свеча. Дети проходят. Музыка затихает. Среди декораций стоит сундучок.

Воспитатель обращает внимание детей на сундучок:

— Ребята, посмотрите, что это? Это, “волшебный” сундучок. В нём спрятались книги.

Звучит музыка. Воспитатель открывает сундучок. Достаёт и показывает детям сборники стихов разных поэтов. Поясняет, что во всех этих книжках – стихи о природе, любви, детях, о игрушках, о маме и т. д.

Воспитатель:

— А вы, ребята, каких поэтов знаете? (ответы детей)

Далее воспитатель предлагает детям обсудить ряд вопросов:

— Почему люди пишут стихи?

— Как узнать стихотворение на слух или в книге? (ответы детей)

-Давайте вместе зарифмуем слова, попробуем сочинить стихи:

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий (шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -(сом).

В сказке очень чудный гном,

Зимой ребята лепят -(ком).

А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов найти лишнее.

например, дом, сом, нож, гром или мишка, книжка, нитка, шишка, или зайка, майка, печка, гайка и т. д.

Воспитатель обобщает:

— Стихи — это рифмованные строчки. Они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. Вспомните, как мы пробовали сочинять стихи, и как это было сложно.

— Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи

— Стихотворения нужно писать, т. к. они могут передавать различные наши эмоции, такие как, радость, грусть, страх, удивление и т. д.

Физкультминутка.

Мы с друзьями

Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки.

Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)

Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)

А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк.

Сегодня мы будем читать стихи о детях. Первое стихотворение, которое я вам прочту — «Веревочка» Агнии Барто. Вы внимательно слушайте, подумайте о чем это стихотворение и какие эмоции, какое настроение оно вызывает. Чтение стихотворения.

— О чем это стихотворение?

— В стихотворении встретятся слова, которые нужно объяснить.

— Как сказать по другому?

Галдят — Кричат, шумят

Прыгалки — Скакалки

Бульвар -Широкая аллея на городской улице

— О каких приметах весны в городе говорит автор?

— С чем он сравнивает трамвайные звонки?

— Чем занимаются девочки?

— Где они скачут?

— Кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера?

— Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему?

— А кто-нибудь из вас наблюдал такую картину, когда девочки скачут во дворе?

— Так как же умела прыгать Лида?

— Какое настроение вызывает это стихотворение?

Еще одно стихотворение – «Фома» Сергея Михалкова. Чтение стихотворения.

-Почему Фома никому не верил? Приведите примеры.

-Какой он был?

-Как вы думаете. Что значит выражение «Фома неверующий»?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Воспитатель подводит итог занятия:

— Слушать стихи интересно и приятно, но стоит ли их учить наизусть? (ответы детей)

— Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительней будет ваша речь и лучше память.

— Пришло время нам возвращаться из сказочного леса. Посмотрите на свечу и закройте глаза.

Звучит музыка. Дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель монотонно произносит текст релаксации.

— Мы спокойны. Небо над нами голубое, чистое и нам светит солнышко. Оно греет наши руки, ноги. Мы спокойны, мы отдыхаем. Очень приятно дышать чистым, лесным воздухом. Мы спокойны. Подул свежий веерок. Мы отдохнули. Потянули руки, ноги. Улыбнулись. Открыли глаза.

— Замечательно. Вы прекрасно справились с этим заданием.

— Встали. Пожелайте друг другу тепла и добра! Путешествие в сказочный лес закончено

Игра: читаем стихи с разными интонациями и в разных ролях

Фильм «Ханума»

Декламация с определенной интонацией.

​Количество игроков – сколько угодно. Ресурсы: тексты стихотворений, бумага, ручка.

Цели:

  • Повысить навыки актерского мастерства и выступления на публике.
  • Научиться передавать различные эмоции независимо от содержания текста.
  • Повысить интонационную выразительность речи.

В эту игру лучше играть, рассевшись по кругу. Каждый игрок выбирает себе стихотворение (возможные подборки ), после чего все получают задание прочитать любое четверостишие с определенной заданной интонацией.

Возможные варианты интонаций: светлая радость, вселенская печаль, озорство, грусть, интерес, уныние, страсть, любопытство, любовь, злость, раздражение, уныние, равнодушие, наглость, обида, уважение, восхищение, злорадство, преклонение, слащавость… — и другие.

Остальные игроки оценивают, насколько хорошо игрок передал интонацию. Это — разминка. Затем можно усложнить: игрок должен прочить стих, как определенный персонаж. Остальные знают, что за персонажа будут играть и общим решением дают оценку – отлично/похоже, или еще надо «подтянуть» роль.

Игру можно усложнять и далее: например, вот вариант игры: «Отгадай рассказчика». Здесь участники должны прочитать стихотворение в той роли, которая выпала им. ​Книжка пускается по кругу, и человек выбирает несколько четверостиший произведения, которые он сейчас прочтет. Далее он тянет листок с ролью. Задача чтеца — прочитать стих так, чтобы его персонажа отгадали. Задача слушателей — внимательно следить за речью и интонацией собеседника. После прочтения и обсуждения сыгранной роли книжка передается другому участнику.

В таком варианте игры можно добавить систему балов и поощрений. К примеру, за отгаданный отрывок дается 4 балла чтецу, а отгадавшему слушателю 1 балл.

Завершение игры — обсуждение самых ярких рассказов и ролей. Если вы ввели систему баллов, то находите победителя игры, а лучшего чтеца награждаем в любом случае!

Список возможных персонажей

Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

  • ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство
  • ПОБЕДИТЕЛИ: психология влияния и харизмы
  • БОЕВАЯ РИТОРИКА: Слово как Оружие

Подробности по телефону: (495) 507-87-93
​​​​​​

С какой интонацией надо читать стихотворение В. Орлова «Кто первый»?

Кто кого обидел первый? — укоризна, покачивание головой, удивление в глазах, легкая строгость в голосе без агрессии, строгость должна показать только то, что человек настроен серьезно, не играетсяОн меня с обидой, почти со слезами, губы можно надуть и отвернутьсяНет, он меня тоже с обидой, но голову при этом вскинув, так как человек не просто обижен, но и вынужден оправдываться, защищаться и вызов о защите принялКто кого ударил первый? строго, холодно, без агрессии, но выражая недовольство поведением детей, интонация осуждения поступка обоихОн меня обида с выпадом агрессии и озлобленности, когда готовы сдачи датьНет он меня интонация оправдывания, тоже нападение, в защиту выдвигается рука вперед, указывающая на обидчикаВы же раньше так дружили сожаление, разочарование, надежда в глазах и голосе, максимальная доброта, полное отсутствие агрессииЯ дружил горечь, разочарование, сожаление, обидаИ я дружил обида, сожалениеЧто же вы не поделили? удивление и радостьЯ забыл удивление и радостьИ я забыл удивление, радость, восторг, облегчение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *