Рост

Рост

Содержание

В . В . Давыдов , А . Н . Леонтьев , М . И . Лисина , А . Р . Лурия , А . В . Петровский , С . Л . Рубинштейн , Д . Б . Эльконин , так и видные представители зарубежной психологии : А . Бандура , Д . Боулби , У . Бронфенбреннер , А . Валлон , X . Вернер , Л . Кольберг , Б . Скиннер , Э . Эриксон и др .

Базовые определения развития

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития , отличающими его от всех других изменений , являются необратимость , направленность , закономерность .

Сам процесс развития не универсален и не однороден . Это означает , что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы : «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями , которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» ( Философский энциклопедический словарь . М ., 1983, с . 561).

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии , сравнительной психологии , психогенетики , психологии развития и акмеологии .

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост» . Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания . Дело в том , что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития . И если рост означал количественные соматические изменения , то к созреванию относили все процессы , спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста ( КарандашевЮ . Н ., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А . Гезелла , в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось , что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой . При этом А . Гезелл подчеркивал , что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания» , поскольку последнему принадлежит решающая роль .

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А . Гезелла , в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось , что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой . При этом А . Гезелл подчеркивал , что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания» , поскольку последнему принадлежит решающая роль .

>Развитие это в психологии определение

Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем есте­ственного отбора…» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окру­жающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей до­чери.

Развитие — процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

• Развитие как рост — процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост — всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

• Развитие как созревание — морфологические измене­ния, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое опре­деление не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преумень­шается значение других сторон развития.

• Развитие как совершенствование. Это определение час­то используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «со­вершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой луч­шей, совершенной, а не какая-либо другая.

• Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

• Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

• Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».

• Развитие как изменение, влекущее за собой новые измене­ния. Неудовлетворенность существующими определе­ниями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает нали­чие тесной, экзистенциальной связи между изменения­ми, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина из­менений»). В этом определении проводится идея эво­люционной преемственности изменений.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

• количественными (качественными);

• непрерывными (дискретными), скачкообразными;

• универсальными (индивидуальными);

• обратимыми (необратимыми);

• целенаправленными (ненаправленными);

• изолированными (интегрированными),

• прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

• Филогенез — развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарож­дение видов, их изменение, дифференциацию и преем­ственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начи­ная с простейших и завершая человеком.

• Антропогенез — развитие человечества во всех его ас­пектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.

• Онтогенез — индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая на­чинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни.

• Микрогенез — наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памя­ти, мышления, воображения, развернутые последова­тельности действий (например, поведение при решении задач) и т. п.

Основными свойствами развития являются:

• необратимость — способность к накапливанию измене­ний, «надстраиванию» новых изменений над предше­ствующими;

• направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

• закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

• динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

• структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

• каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

• онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

• преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

• непреформированное развитие — тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

• психическое развитие — развитие познавательных пси­хических процессов;

• личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

Факторы психического развития — это ведущие детерми­нанты развития человека: наследственность, среда и актив­ность . Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности и действие фактора актив­ности — во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

1. Наследственность — свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуально­го развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

2. Среда — окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования. Фено­тип — совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда — понятие очень ши­рокое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминан­там психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро-(страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

3. Активность — деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.

Согласно принципу активности жизнедеятельность организ­ма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлек­сах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Рассмотрим основные принципы психического развития человека.

studopedia.ru>

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

лекция 1

Возрастная психология – отрасль психологической науки, объектом исследования которой является человек, развивающийся от рождения (а в последнее время все больше исследований появляется в области пренатального развития как источника формирования психической жизни) до смерти.

Предметом её исследования являются закономерности психического развития в онтогенезе, возрастная динамика психики человека, психических процессов и качеств личности развивающегося человека на различных стадиях его жизненного пути.

Онтогенез – это психическое развитие человека от рождения до смерти.

К числу наиболее значимых проблем, которыми занимается возрастная психология относятся:

• научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций;

• выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

• научное прогнозирование развития;

• обоснование роли и значения каждого предыдущего этапа развития для последующего.

Возрастная эволюция психики имеет определенную специфику, которая заключается в следующих ее особенностях:

• возрастная динамика различных форм психики отличается разной интенсивностью и играет разные роли в психическом развитии на каждом этапе человеческой жизни;

• возрастные особенности проявления психических функций взаимосвязаны с индивидуальными особенностями развития каждого конкретного человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную изменчивость с точки зрения нескольких аспектов:

Онтологический аспект (закономерности соотношения биологического и социального в понимании возрастных изменений человека).

Хронологический аспект (характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека; возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность, направленность (вектор) изменений психических явлений на разных этапах развития). Этот подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики.

Структурно-динамический аспект позволяет оценить закономерности качественных преобразований, определить, каким образом на разных этапах осуществляется преемственность и преобразование психических структур (явлений).

Каузальный аспект рассматривает проблему детерминации (определяет развитие движущих сил и условий эволюции человека, рассматривая внешние и внутренние факторы).

Понятие развития

Рассмотрим соотношение понятий — изменение, рост и развитие, которые так или иначе присутствуют в описаниях динамики человеческой психики.

Развитие – это целый ряд изменений, происходящих на определенном отрезке времени. (Изменение означает отсутствие застоя.) Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам (отсутствие закономерностей свидетельствует о случайности изменений). Необратимость изменений обеспечивает преемственность процесса развития (невозможно отменить то, что уже произошло), в каждом новом облике измененного объекта всегда присутствуют «следы» прошлого опыта. Если рассматривать развитие с точки зрения вектора — направления изменений, — то следует отметить, что развитие, не исчерпывается ростом, прогрессом. (Рост — это систематическое изменение, когда определенный фактор внутри одной Системы возрастает, прогрессирует в отношении численности, величины или веса.) Развитие включает в себя и регресс. Другая характеристика развития — процессуальная. В этом смысле изменения могут идти эволюционным (последовательное, поступательное изменение) и революционным путем (революционные изменения носят взрывной характер, однако не являются неожиданными с точки зрения логики развития, а имеют причинную обусловленность). Развитие можно характеризовать как изменение, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.

Подходы к пониманию развития и интерпретации изменений, с ним связанных, постоянно меняются. Следует отметить, что до сих пор нет устоявшегося единого взгляда на особенности и природу развития. Динамика этих взглядов представляет безусловный интерес и дает представление о влиянии на движение научной мысли в этом направлении сегодня.

По Ш. Бюлер, развитие — это изменение в определенном направлении, подчиняющееся законам созревания. «Развитие — это фундаментально-биологическое свойство». Благодаря количественному росту любой организм достигает той точки, когда старая примитивная структура больше не может управлять расширившимся организмом. Продолжение роста тогда означает либо распад организма (примером может служить биологическая смерть),·либо реорганизацию внутренней структуры организма, которая -снова смогла бы управлять расширившимся организмом.

Развитие есть уже в простейшем живом организме. Уже в этом примитивном развитии заложен, согласно Д. Харрису, рост, который он называет «планируемое развитие». Оно начинается с постоянно повторяющегося постепенного деления клеток и дифференциации, благодаря которым формируются органы и организм в целом. Это закономерная фаза строительства. Потом следует фаза равновесия между созиданием и разрушением. В это время зрелый организм полностью выполняет свои функции. Наконец, наступает третья фаза, в которой преобладает разрушение и наступает смерть. Растение при этом процессе растет от ростка до стеблей и листьев и, наконец, цветов и семян. Это происходит в течение года. У многолетних растений это развитие повторяется: из корня, который один сохраняется и снова и снова дает побеги.

И у животного есть жизненный цикл, состоящий из созидания, равновесия и упадка, каждый вид имеет при этом свою индивидуальную продолжительность жизни. Говорят, что жизнь животного определена хронотипически. Мышь достигает возраста полутора-двух лет, собака может прожить двенадцать лет, а человек примерно восемьдесят.

При рассмотрении структуры организма выясняется, что процесс развития, по определению, протекает дискретно. Развитие — это рост, происходящий от одного структурного кризиса к другому структурному кризису. При этом развитие проходит несколько фаз:

• рост всего организма или его частей;

• дифференциация и образование органов (образование субсистем); при этом функции, которые сначала глобально исполняла вся система, концентрирyются в cубсистемах, достигающих более высокой степени совершенства (образование органов);

• иерархизация; определенные органы управляют другими органами, иногда это называют иерархической интеграцией;

• интеграция в новую систему; весь организм работает на более высоком, уровне и с возросшей комплексностью.

Биологическое развитие всегда финишно-ориентированно. Все развивается, стремясь к одной цели, поставленной в самом начале, — к зрелому организму. В этом процессе играют роль созидание, равновесие и упадок. Этому закону подчиняются все живые организмы, не является исключением и человек.

Однако развитие человека не сводится только к биологическому созреванию. Психологический образ человека глубже и содержательнее. Потому, кроме биологического, рассматривают психическое, социальное и духовное развитие.

Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Он выделял: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, ·закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который .явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая, стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не Меняет типа развития. В психологии попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития принадлежит Ст. Холлу. В основе его теории рекапитуляции лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен. К нему относится развитие Вселенной, развитие нашей планеты, процесс биологической эволюции, социальное развитие. Процесс психического развития человека также относится к этому типу. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Люди — представители различных культурно-исторических эпох, развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. В этом смысл представления о том, что возраст — категория конкретно-историческая. Развитие человека не предопределено биологически или генетически, с рождения ребенку не заданы те этапы, через которые он должен пройти, не определены итоги, которых он должен достичь в процессе развития.

По мере развития психологии подходы к толкованию процессов, происходящих в человеческой психике с возрастом, изменялись. На сцену выходили и выходят разные научные теории и концепции, общим для них, пожалуй, является лишь понимание того, что развитие — это смена этапов, границы которых очерчены весьма условно. Каждая научная концепция пытается определить закономерности процессов развития, источники и условия, его определяющие.

Деление онтогенеза на отдельные периоды и стадии, фазы и эпохи, возрасты — суть периодизация психического развития. Основание для периодизации определяется конкретной концепцией — теоретической или эмпирической.

Разделы возрастной психологии (отрасли психологии развития)

• Детская психология (предметом исследования здесь являются закономерности психического развития с рождения до окончания подросткового возраста);

• Юношеская психология (следует отметить, что в разных источниках границы юности определяются неоднозначно; часть исследователей включают в этот возраст подростковый этап, другие рассматривают его как начало зрелости);

• Психология взрослого человека (акмеология — одно из развивающихся направлений здесь, исследующее взрослость как период наивысших достижений в деятельности);

• Геронтопсихология (психология старости)

StudFiles.ru>

Психология развития

Три возраста и смерть
Ганс Бальдунг, 1540—1543
музей Прадо, Мадрид

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

История

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).

Предмет, задачи и методы

Предмет психологии развития и возрастной психологии

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни.

Функции психологии развития

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.
    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Теории развития

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Восемь стадий жизни Эриксона
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга

ru.wikipedia.org>

Психология развития это:

Психология развития Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540—1543. Музей Прадо. Мадрид

Психология развития (Возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. 20 века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. 20 в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним — генетическая психология).

Предмет психологии развития и возрастной психологии:

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём постижения их генезиса (происхождения), поэтому она входит в область общей психологии. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни.

Задачи психологии развития:

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
  3. Периодизация возрастных периодов
  4. Психологическая картина каждой стадии
  5. Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития:

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Лекция: Рост организма. Механизмы роста, типы роста. Регуляция роста организма.

Рост – это увеличение общей массы в процессе развития, приводящее к постоянному увеличению размеров организма.

Рост обеспечивается следующими механизмами:

1)увеличением размера клеток;

2)увеличением числа клеток;

3)увеличением неклеточного вещества, продуктов жизнедеятельности клеток.

В понятие роста входит также особый сдвиг обмена веществ, благоприятствующий процессам синтеза, поступлению воды и отложению межклеточного вещества.

Рост происходит на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях. Увеличение массы в целом организме отражает рост составляющих его органов, тканей и клеток.

У животных встречаются различные типы роста: изометрический, аллометрический, ограниченный и неограниченный.

Изометрический рост – рост, при котором данный орган растёт с такой же средней скоростью, ка и остальное тело. В этом случае изменение размеров организма не сопровождается изменением его внешней формы. Относительные размеры органа и организма в целом остаются прежними. Такой тип роста характерен для рыб и насекомых с неполным превращением (саранчовых, клопов).

Аллометрический рост – рост, при котором данный орган растёт с иной скоростью, нежели остальное тело. В этом случае рост организма приводит к изменению его пропорций. Такой тип роста характерен для млекопитающих, и он иллюстрирует существование зависимости между ростом и развитием.

Неограниченный рост продолжается на протяжении всего онтогенеза, вплоть до смерти. Таким ростом обладают рыбы.

Многие другие виды позвоночных и беспозвоночных животных характеризуются ограниченным ростом, т.е. они достаточно быстро достигают характерного для них размера и массы и прекращают свой рост.

Рост осуществляется за счёт таких клеточных процессов, как увеличение размеров клеток и увеличение их количества.

Выделяют несколько типов роста клеток:

Ауксентичный – рост, идущий путём увеличения размеров клеток. Это редкий тип роста, наблюдающийся у животных с постоянным количеством клеток, таких, как коловратки, круглые черви, личинки насекомых. Рост отдельных клеток нередко связан с полиплоидизацией ядер.

Пролиферационный рост – рост, протекающий путём размножения клеток. Он известен в двух формах: мультипликативный и аккреционный.

Мультипликативный рост характеризуется тем, что обе клетки, возникшие от деления родоночальной клетки, снова вступают в деление. Число клеток растёт в геометрической прогрессии: если n – номер деления, то N=2. Это рост очень эффективен и поэтому в чистом виде почти не встречается или очень быстро заканчивается (например, в эмбриональном периоде).

Аккреционный рост заключается в том, что после каждого последующего деления лишь одна из клеток снова делится, тогда ка другая прекращает деление. При этом число клеток растёт линейно.

Если n – номер деления, то N=2n. Этот тип роста связан с разделением органа на камбиальную и дифференцированную зоны. Клетки переходят из первой зоны во вторую, сохраняя постоянные соотношения между размерами зон. Такой рост характерен для органов, где происходит обновление клеточного состава.

Скорость роста организма в постнатальном онтогенезе постепенно снижается к четырёхлетнему возрасту, затем некоторое время остаётся постоянной, а в определённом возрасте опять делает скачок, называемый пубертатным скачком роста.

Это связано с периодом полового созревания. Пубертатный скачок роста характеризует только человека и обезьян. Это позволяет оценивать его как этап в эволюции приматов. Он коррелирует с такой особенностью онтогенеза, как увеличение отрезка времени между окончанием вскармливания и половым созреванием. У большинства млекопитающих этот интервал мал и отсутствует пубертатный скачок роста.

Регуляция роста сложна и многообразна. Большое значение имеют генетическая конституция и факторы внешней среды (кислород, температура, свет, химизм и др.). Почти у каждого вида есть генетические линии, характеризующиеся предельными размерами особей, такими, как карликовые или, наоборот, гигантские формы. Генетическая информация заключена в определённых генах, детерминирующих длину тела, а также в других генах, взаимодействующих между собой. Реализация всей информации в значительной мере обусловлена посредством действия гормонов. Наиболее важным из гормонов является соматотропин, выделяемый гипофизом с момента рождения до подросткового периода. Гормон щитовидной железы – тироксин – играет очень большую роль на протяжении всего периода роста. С подросткового возраста рост контролируется стероидным гормонами надпочечников и гонад. Из факторов среды наибольшее значение имеют питание, время года, психологические воздействия.

Интересной является зависимость способности к росту от возрастной стадии организма. Ткани, взятые на разных стадиях развития и культивируемые в питательной среде, характеризуются различной скоростью роста. Чем старше зародыш, тем медленнее растут его ткани в культуре. Ткани, взятые от взрослого организма, растут очень медленно.

Определение роста. Ограниченный и неограниченный рост. Кривая роста. Аллометрический рост

Рост — это увеличение общей массы в процессе развития, приводящее к постоянному увеличению размеров организма. Если бы организм не рос, он никогда бы не стал больше оплодотворенного яйца.

Рост обеспечивается следующими механизмами: 1) увеличением размера клеток, 2) увеличением числа клеток, 3) увеличением неклеточного вещества, продуктов жизнедеятельности клеток. В понятие роста входит также особый сдвиг обмена веществ, благоприятствующий процессам синтеза, поступлению воды и отложению межклеточного вещества. Рост происходит на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях. Увеличение массы в целом организме отражает рост составляющих его органов, тканей и клеток.

Различают два типа роста: ограниченный и неограниченный. Неограниченный рост продолжается на протяжении всего онтогенеза, вплоть до смерти. Таким ростом обладают, в частности, рыбы. Многие другие позвоночные характеризуются ограниченным ростом, т.е. достаточно быстро выходят на плато своей биомассы. Обобщенная кривая зависимости роста организма от времени при ограниченном росте имеет s-образную форму

Аллометрическии рост — с закономерной сменой пропорций тела (например, у человека в ряду «зародыш-ребенок- взрослый» абсолютный размер головы увеличивается, тогда как относительный — уменьшается). Его биологический смысл состоит в том, что организму в ходе роста надо сохранить не геометрическое, а физическое подобие, т.е. не превышать определенных отношений между массой тела и размерами опорных и двигательных органов. Так как с ростом тела масса возрастает в третьей степени, а сечения костей во второй степени, то для того, чтобы организм не был раздавлен собственной тяжестью, кости должны расти в толщину непропорционально быстро. Имеет приспособительное значение и влияет на выживаемость особей и смертность популяций. Например, аллометрический рост беспозвоночных, сопровождающийся образованием всевозможных шипов, выростов, колючек, играет огромную защитную роль и сильнее выражен в условиях повышенного пресса хищников. По этой причине, в частности, “вооруженность” в популяциях гидробионтов тропиков, где относительное количество хищников велико, выше, чем в умеренных и приполярных зонах.

Билет № 8

Акросомная реакция. Регенерация в размножении беспозвоночных и позвоночных

Акросомная реакция — экзоцитоз содержимого акросомы для локального разрушения желточной оболочки яйцеклетки (например, блестящей оболочки у млекопитающих и человека) и преодоления сперматозоидом этого барьера. Акросома образуется в ходе сперматогенеза и может рассматриваться как видоизмененная лизосома. Акросома расположена в головке сперматозоида, спереди от ядра и тотчас под плазматической мембраной. Спереди мембрана акросомы (наружная) соприкасается с клеточной мембраной сперматозоида, а сзади (внутренняя мембрана) — с ядерной мембраной. Акросомная реакция — разновидность экзоцитоза. При акросомной реакции наружная мембрана акросомы и клеточная мембрана сливаются и формируют мелкие пузырьки, отделяющиеся от головки сперматозоида. При этом из акросомы освобождаются гиалуронидазы, протеазы (в том числе акрозин), гликозидазы, липазы, нейраминидаза и фосфатазы. Ферменты расщепляют молекулы блестящей оболочки, что позволяет сперматозоиду преодолеть этот барьер.

Механизм акросомной реакции у человека

Взаимодействие белка блестящей оболочки ZP3 с рецептором галактозилтрансфераза на головке сперматозоида приводит к массированному транспорту внутрь головки сперматозоида Са2+ и Na+ в обмен на Н+. Увеличение внутриклеточной концентрации Са2+ активирует Са2+-зависимую фосфолипазу, в результате изменяется уровень вторичных посредников — циклических нуклеотидов. Вслед за этим активируется протонная АТФаза, что приводит к увеличению внутриклеточного рН. Увеличение концентрации Са2+ в цитозоле и повышение рН в головке сперматозоида запускают акросомную реакцию.

Регенерация (от лат. regeneratio — возрождение) — процесс восстановления организмом утраченных или поврежденных структур. Регенерация поддерживает строение и функции организма, его целостность. Различают два вида регенерации: физиологическую и репаративную. Восстановление органов, тканей, клеток или внутриклеточных структур после разрушения их в процессе жизнедеятельности организма называют физиологической регенерацией. Восстановление структур после травмы или действия других повреждающих факторов называют репаративной регенерацией. При регенерации происходят такие процессы, как детерминация, дифференцировка, рост, интеграция и др., сходные с процессами, имеющими место в эмбриональном развитии. Однако при регенерации все они идут уже вторично, т.е. в сформированном организме. В одних случаях сохранившаяся часть органа остается неизмененной или малоизмененной, а недостающая его часть отрастает от раневой поверхности в виде четко отграниченного регенерата. Такой способ восстановления утраченной части органа называют эпиморфозом. В других случаях происходит перестройка оставшейся части органа, в процессе которой он постепенно приобретает исходные форму и размеры. Этот вариант процесса регенерации называют морфаллаксисом .

рост в биологии

Смотреть что такое «рост в биологии» в других словарях:

  • рост — а ( у); м. 1. к Расти. Р. зубов, волос. Р. населения. Р. доходов, жизненного уровня трудящихся. Р. профессионального мастерства. Быстрый, бурный, замедленный р. Время бурного роста трав. Остановить р. цен. Темпы роста. Остановиться в росте… … Энциклопедический словарь

  • РОСТ — в биологии увеличение массы и линейных размеров особи за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований. Характеризуется ритмичностью (суточные, сезонные и другие ритмы). регулируется главным образом гормонами … Большой Энциклопедический словарь

  • Рост — I процесс увеличения числа и размеров клеток органов и тканей организма. В узком смысле Р. это длина тела. Динамика Р. меняется в зависимости от возрастного периода и определяется на молекулярном и клеточном уровнях скоростью синтеза белка и… … Медицинская энциклопедия

  • Модели (в биологии) — Модели в биологии применяются для моделирования биологических структур, функций и процессов на разных уровнях организации живого: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно системном, организменном и популяционно биоценотическом. Возможно… … Большая советская энциклопедия

  • АДАПТАЦИЯ (в биологии) — АДАПТАЦИЯ (от средневекового лат. adaptatio приспособление), в биологии совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в… … Энциклопедический словарь

  • Раса (в биологии) — Раса система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды,… … Википедия

  • Антагонизм (в биологии) — Антагонизм в биологии, выражается прежде всего в борьбе за существование. Наиболее четко антагонистические отношения прослеживаются между хищником и его добычей (хищничество), хозяином и паразитом (паразитизм). К разряду антагонистических… … Большая советская энциклопедия

  • Диссимиляция (в биологии) — Диссимиляция (от лат. dissimilis ‒ несходный) в биологии, противоположная ассимиляции сторона обмена веществ, заключающаяся в разрушении органических соединений с превращением белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов (в том числе введённых в… … Большая советская энциклопедия

  • GenBank — GenBank база данных, содержащая последовательности ДНК, расположенная на сервере Национального центра биотехнологической информации США. На 15 февраля 2012 года GenBank содержал информацию о 149 819 246 локусах, 137 384 889 783 нук … Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Значение слова рост

Рост, — а (-у), множественное число ч. роста, — ов (к 5 значен.; специал.), мужской род.
1. Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития. Быстрый рост Весна и лето время роста растений. Трава пошла в рост (растёт).
2. Увеличение в числе, в размерах, развитие. Рост городов. Рост промышленности.
3. Усиление, укрепление. Рост активности.
4. Совершенствование в процессе развития. Рост таланта. Рост мастерства. Творческий, научный рост
5. Размеры человека или животного в высоту. Высокий, низкий, средний рост Костюм не по росту (велик или мал). Костюмы разных ростов (разных размеров по росту).
6. То же, что проценты (в 3 значен.) (устарелое). Давать деньги в рост
• Во весь рост
1) выпрямившись. Подняться, встать во весь рост;
2) полностью, во всём своём значении. Во весь рост встали новые проблемы.
На рост об одежде: большего размера, чем нужно в данный момент, в предвидении роста, на вырост. Пальто на рост.
уменьшительное существительное росточек, — чка, мужской род. (к 5 значен.). Росточком не вышел кто-нибудь (мал ростом; разговорн.).
прилагательное ростовой, — ая, — ое (к 1, 5 и 6 значен.; специал.). Ростовая пора. Ростовые вещества (влияющие на рост растений). Рост гормон. Ростовые деньги. Рост оборот.

рост I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ро́ст роста́
Р. ро́ста росто́в
Д. ро́сту роста́м
В. ро́ст роста́
Тв. ро́стом роста́ми
Пр. ро́сте роста́х
Разд. ро́сту

рост

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1c(1) по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рост- .

Корень: -рос-; суффикс: -т .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. увеличение размера живого организма в ходе его развития ◆ По мере взросления рост тела прекращается.
  2. увеличение показателей чего-либо ◆ Рост грамотности. ◆ Рост преступности. ◆ Рост прибылей.
  3. высота стоящего человека или животного ◆ Человек высокого роста.
  4. спец. один из параметров, характеризующих размер одежды ◆ Ему нужны брюки третьего роста.
  5. экон. процентная прибыль на отданные взаймы деньги ◆ Отдать деньги в рост.

Синонимы

  1. развитие, удлинение
  2. повышение, увеличение
  3. частичн.: высота
  4. процент

Антонимы

  1. съёживание, усыхание
  2. антирост, понижение, снижение, уменьшение

Гиперонимы

  1. увеличение

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: росток, росточек
  • пр. существительные: ростовщик; антирост
  • прилагательные: рослый

Список всех слов с корнем «-рост-/-раст-»

  • существительные: вырост, выросток, отросток, растение, рост, ростовщик, ростовщица, ростовщичество, росток
  • прилагательные: ростовщический
  • глаголы: растить, ростить

Список всех слов с корнем «рос-/рас-/ращ-/рощ-»
  • существительные: рост, растение, недоросль, сращивание, отрасль
  • прилагательные: межотраслевой, отраслевой, ростовщический, рослый, сращёный, стоеросовый
  • глаголы: растить, отращивать
  • причастия: сросшийся, несросшийся, сращённый
  • наречия: взросло, по-взрослому

Этимология

Происходит от праслав. *orstъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. ростъ, ст.-слав. растъ (др.-греч. ἡλικία), укр. ріст (род. п. ро́сту), белор. рост, болг. раст, сербохорв. ра̑ст (род. п. ра̑ста), словенск. rȃst «рост», чешск. vzrůst, словацк. vzrast, польск. wzrost, в.-луж. róst, полабск. rüst. Праслав. *orstъ, скорее всего, из *ord-to-, родственного лат. arduus «высокий, крутой», галльск. ardu̯o-, откуда Arduenna silvа «Арденны» (Цезарь, Тацит), ирл. аrd «высокий, большой», авест. ǝrǝđva- «прямой», алб. rit «расту». Сюда же расти. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • болезнь роста
  • во весь рост
  • в полный рост
  • гормон роста
  • драйвер роста
  • карьерный рост
  • сколько в тебе росту?
  • экономический рост

Перевод

удлинение организма

  • Абхазскийab: агылара (о растениях)
  • Английскийen: growth
  • Испанскийes: altura
  • Немецкийde: Wachstum ср.
  • Шведскийsv: tillväxt (sv) общ.

увеличение

  • Английскийen: growth, increase, rise
  • Немецкийde: Wachstum ср.
  • Шведскийsv: tillväxt (sv) общ., ökning (sv) общ.

высота

  • Абхазскийab: агылара
  • Английскийen: height, stature
  • Испанскийes: altura
  • Латинскийla: statura ж.
  • Шведскийsv: höjd (sv) общ.

прибыль

  • Немецкийde: Wachstum ср.
  • Шведскийsv: tillväxt (sv) общ.

Анаграммы

  • сорт, торс, ТОРС, трос
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *