Ресурс для психологов

Ресурс для психологов

../../Ресурсная психотерапия (Resource psychotherapy) — грань между философией и психологией

Инстинкт не «основа», не опора поведения, а источник энергии, питающий поведение. Поэтому он предрешает не характер поведения, а силу его. А.А. Ухтомский

В пространстве Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины идет интенсивная интеграция результатов исследований ученых и практиков разных регионов и стран в таких областях науки, как медицина, психология, психотерапия. В этом поле естественным образом появляется необходимость объединения многих идей, точек зрения для решения задач по оказанию эффективных психологических и психотерапевтических услуг.

Идея создания ресурсного подхода в психотерапии родилась при разработке комплексных программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и их семей. Эта задача была успешно решена, создана программа «Глория», которая успешно распространяется в России и в странах СНГ и используется для организации службы психологического сопровождения беременных и рожениц. В процессе создания и внедрения этой программы мы набрали огромный массив информации о проблемных зонах современной семьи и способах их компенсации. В результате выявилось, что при оказании консультативной психотерапевтической помощи семье успех зависит не только от теоретической и практической модели консультирования, но и от возможностей и способностей самих членов семьи, их ресурсов и мотивированости на работу.

Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались и теорией Маслоу, и концепцией инстинктов Гарбузова, и теорией психических доминант Ухтомского. Объединяя эти авторские подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.

Инстинкт в данном случае и есть динамическая сила бессознательного, запускающая все виды психосоматической жизни человека. Эта динамическая сила и есть базовый ресурс, который может разворачиваться у каждого человека по-особому, в зависимости от его генетических паттернов, подсознательной памяти (вытесненной на ранних этапах развития), стратегий воспитания и обучения. Эту инстинктивную динамическую силу мы называем иногда жизненной силой человека, которая проявляется как сила духа, иммунитета, интеллекта, творческого потенциала и лидерства.

А.А. Ухтомский писал: «Вопрос о ресурсах человека волновал многих ученых и исследователей на протяжении многих столетий и всегда сопрягался с вопросами о ресурсах физических и психических (духовных). Если ресурсы рассматривать как многогранные возможности человека, то становится понятным, что до сих пор мы еще не смогли во всей полноте описать и изучить все тонкости этой многогранности».

Выживание, или инстинкт самосохранения, имеет первостепенное значение для реализации индивидуальной и социальной жизни, и Ухтомский отмечает зависимость сознания от подсознания и обусловленность подсознания направленностью на выживание — самосохранение. Это утверждение помогло нам соотнести инстинкт самосохранения с подсознательной деятельностью психики и предположить, что именно этот инстинкт организует все уровни защит нашего организма: от физического (иммунитет) до психического (психические и психологические защиты).

Простейшие программы самосохранения кроются в рефлексах, и видные российские физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов уделили изучению их многие годы. С деятельностью больших полушарий головного мозга И.М. Сеченов связывает четыре категории психических процессов: инстинкты (внутреннее побуждение), осмысленное чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних в осмысленное действие (поведение). Правда, за счет каких механизмов все это происходит, Сеченов не говорит.

Важными процессами оказались в этой связи процессы торможения и возбуждения. Открытие центрального торможения, необходимого для точной координированной деятельности нервной системы, факты и наблюдения помогли И.М. Сеченову выдвинуть положение об обязательном существовании ряда структур, обеспечивающих преобразование воздействий среды в нервные сигналы, их переработку и передачу к исполнительным органам: 1) структур «станций усиления» рефлекторных актов, 2) структур «центрального торможения». Все это акты подсознательной деятельности, участвующей в саморегуляции и организующей все процессы жизнедеятельности нашего организма. Среди актуальных для человека сигналов можно выделить боль как яркий сигнал на травмирующее воздействие или на существенное нарушение естественного состояния органов. Здесь важно, что боль имеет большое значение как показатель состояния организма для выработки человеком решения и действий по устранению причины болевого сигнала. Цепочка «страх-напряжениеболь», описанная Д. Ридом (американским врачом), добавляет к этому рассуждению идею, что подсознательная реакция на опасность (страх) может вызвать напряжение и усилить болевое ощущение. Эта цепочка особенно актуальна, когда мы сталкиваемся с такой естественной болью, как родовая боль у женщин, и в связи с ней можно наблюдать инстинктивное поведение женщин (дыхание, крики, принятие особых поз).

Наблюдая за поведением новорожденных, можно так же с уверенностью сказать, что человек обладает данными ему природой инстинктами, которые по своей форме являются общимруководством жизнедеятельности организма. Форма и сущность инстинктов человека практически не разработана в современной науке.

А.А. Ухтомский писал: «Практические знатоки человека, мастера общественной и политической организации, давным-давно понимали, что следует не преклоняться пред инстинктами и не отрицаться от них, а пользоваться ими, как могучими источниками общественной энергии, которая затем может быть направлена на текущие задачи истории. Раздразнить инстинкт, а потом, когда людям станет невтерпеж, показать путь, более или менее обещающий удовлетворение этого инстинкта, — вот прием, обеспечивающий всегда достаточно хорошие результаты… Разум человека умеет подчинять своим целям инстинкты животных и инстинкты других людей. Невозможно, чтобы разумный человек не сумел подчинить себе свои собственные инстинкты, как бы это ни было трудно. Таинственный разум инстинктов довести до согласия с нашим человеческим разумом, его достоинством и красотой — значит снабдить наш «разум возмущенный», тот самый, о котором поется в гимне, небывалыми силами. Под человеческим разумом я и разумею тот разум, способный возмущаться, бороться, не соглашаться, искать новых дорог, тогда как разум инстинктов — слепая обоснованность в истории рода великих механизмов и энергий, владеющих жизнью. Величайшее счастие, когда разум инстинктов и наш собственный человеческий разум сумеют идти рука об руку».

Созданное Ухтомским учение о доминанте сегодня рассматривается как прочная методологическая платформа для понимания законов организации целенаправленного поведения животных и человека. Несмотря на то, что в основе доказательств реального существования доминантных отношений в деятельности нервной системы лежали чисто физиологические, лабораторные исследования, А.А. Ухтомский никогда не ограничивал принцип доминанты областью только физиологических процессов, а увязывал его с фундаментальными вопросами человеческого бытия и познания, его личной социальной сущности и психическими процессами. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших общебиологических обобщений нашего времени, привлекая пристальное внимание ученых различных специальностей, так как позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические законы поведения человека как личности, а также социальные проблемы общения человека как члена общества.

Мечта Ухтомского о единении разума и инстинктов человека стала для нас программой к действию и направлением исследований и поисков. Опираясь на структуру, выделенную В.И. Гарбузовым, мы взяли за основу 7 базовых инстинктов: инстинкт самосохранения, продолжения рода, альтруизма, познания, лидерский, свободы и сохранения достоинства. Эти инстинкты для нас явились теми уровнями проявления психических и физических ресурсов индивида, которые динамизируют и регулируют жизнедеятельность человека. При этом каждый человек в процессе жизни формирует свой уникальный профиль ресурсов, в зависимости от генетических программ родителей и предков, обстоятельств вынашивания и рождения, воспитания, обучения, полученных навыков адаптации и самоорганизации.

Выявление доминирующего инстинкта в какой-то мере приводит к пониманию сущности доминанты Ухтомского, который видел в ней фокусировку силы, потенциала человека. В этом направлении проходили исследования В.И. Гарбузова, предложившего свою модель инстинктов человека.

Рассматривая инстинкты как ресурсы, мы увидели в них новое содержание и качество, в отличие от концепции Гарбузова. Поэтому созданный нами тест по определению ресурсного потенциала (РП) существенно отличается от теста Гарбузова.

В Тесте РП мы выявляем доминирующий инстинкт как базовый ресурс, который позволяет человеку эффективно интегрироваться в любой ситуации. А инстинкт с минимальными показателями может являться для нас мишенью психотерапии и психокоррекции, хотя ресурсный подход предполагает равноценную работу со всеми инстинктами как ресурсами.

В тесте ПО-РП нами предложена система выявления блоков памяти, относящихся к травмированному перинатальному опыту. В перинатальной психологии выявлено, что перинатальный опыт существенно влияет на формирование базовых психофизиологических программ подсознания, а это значит, влияет на характер поведения, стратегии самореализации и развития. Перинатальная травма как физическое явление в процессе жизни может быть компенсирована, но как печать психологической травмы может быть вытеснена в глубинные слои подсознания и влиять на общее психическое здоровье и ресурсный потенциал человека.

В идеале ресурсный потенциал человека может быть однородным, когда все инстинкты проявлены во всей полноте и дают полное удовлетворение жизнью. Но мы понимаем, что психофизиологическая система очень динамична и состояние удовлетворения не может быть все время стабильным. Но направленность на удовлетворенность все же можно сохранять и повышать эффективность самореализации на всех уровнях жизни.

Таким образом, направленность всех инстинктов — это удовлетворение потребности. Но потребности могут быть осознанными и неосознанными. Большей силой влияния на наше состояние и качество жизни имеют неосознаваемые потребности, которые и нужно вывести на уровень осознавания — это и происходит в процессе ресурсной психотерапии.

В ресурсную модель психотерапии входят:

  • диагностика ресурсного потенциала (тест РП, тест ПО-РП);
  • ресурсная арт-терапия (7-ми ступенчатый процесс активизации ресурсного потенциала, посредством изобразительной деятельности);
  • ресурсные расстановки (инсталляции) — групповая психотерапевтическая работа, направленная на активизацию ресурсного потенциала семейной системы;
  • рефлексотерапия (освоение рефлекторных зон и узлов);
  • дыхательная терапия (освоение ресурсов дыхания).

Эти технологии являются самостоятельными методиками проведения психотерапии, но связаны общей теоретической моделью ресурсов человека.

Мы старались создать совершенно независимые от существующих моделей с подобным названием технологии и главной целью ставили задействовать имеющийся, но латентный ресурсный потенциал, с использованием ресурсов доминирующего инстинкта. Для этого разработан пакет диагностических методик, позволяющий осуществлять анализ причин ресурсного дефицита. Высокая адаптивность и ресурс самосохранения, например, позволяет иногда человеку, пережившему тяжелые лишения, кризис, найти в себе такой ресурс, который может сравниться с возможностями сверходаренного человека. Ресурс способностей к сопереживанию гармонии и красоты иногда позволяет человеку создавать универсальные источники блага для большого числа людей в виде музыки, поэзии, фильмов, которые в кризисных ситуациях могут быть спасителями, дать новый импульс к жизни.

Ресурс интеллекта (инстинкт познания) — всем понятная сила, которая отличает нас от животных и позволяет решать сложнейшие задачи.

Ресурс сохранения достоинства, чести не позволяет нам упасть в собственных глазах и дает шанс стать Человеком, дает возможность осознавать свое качество и гордиться своими достижениями.

Проводя пациента через этапы осознания своих возможностей, мы наблюдаем перерождение человека и плодов его деятельности. Вместе с полученными результатами терапии открываются способности к рисованию, пению, музыке и другие таланты.

Ресурсная психотерапия — новая креативная модель работы с клиентом. Апробирован этот подход на следующих контингентах: семьи беременных женщин, имеющих проблемы вынашивания; женщины после потери ребенка в родах или после родов; семьи, потерявшие близких; люди в кризисной ситуации; люди в ситуации развода и разрыва отношений. Клинической базой для проведения исследований явились роддома Санкт-Петербурга, клиника «Амрита».

Наблюдения показали, что эта модель не имеет противопоказаний и эффективна при любых проблемных ситуациях.

При применении данного метода возможно восстановление репродуктивного здоровья у женщин и мужчин с бесплодием, когда никакие методы не приносят успехов.

Пример 1:

Женщина 40 лет, отчаявшаяся в своих безрезультатных курсах лечения от бесплодия и приобретшая невротическое расстройство сна, пришла в терапевтическую группу именно с этой проблемой. Пройдя 5 психотерапевтических групп (1 раз в неделю), отметила восстановление сна, улучшение самочувствия.
Через 4 месяца пришла на занятия в группу по подготовке к родам, так как имела беременность. Побочный эффект терапевтической ресурсной группы — восстановление репродукции.
Женщина занималась в терапевтической группе всю беременность, успешно родила без применения оперативного вмешательства.

Пример 2:

Женщину 38 лет с бесплодием в анамнезе пригласили для работы в группу ресурсной терапии для беременных с осложненным протеканием беременности. Пройдя курс из 10 занятий, женщина отметила улучшение общего состояния здоровья, улучшение взаимоотношений в семье, желание проявлять себя в творчестве. Через 3 месяца она забеременела. Пройдя курс подготовки к родам, успешно родила.

Группа ресурсной терапии для женщин с осложненной беременностью существует уже 10 лет, и результаты говорят об успешной компенсации невротического компонента репродуктивной патологии. Пройдя психодиагностику, женщины проходят сначала курс ресурсной арт-терапии и формируют стабильный пласт позитивных эмоций, поддающихся осознанию и включенных в реальную жизнь, во взаимоотношения в семье.

Далее идет работа с рефлексами и настройка рефлекторных зон, связанных с репродуктивными функциями. Следующий этап связан с формированием ресурсов голосового аппарата, который помогает прочувствовать новые силы, добытые в работе с телом и эмоциями.

Последним этапом является работа по подготовке к родам и родильное умение дается не как технология, а как искусство. Здесь женщины научаются чувствовать свою инстинктивную природу и проявлять ее естественным образом.

Десятилетняя работа терапевтической группы позволила создать уникальную женскую субкультуру рождения, в которой есть место и родильным песням, в которых удачно проявляется инстинктивная потребность голосить, но с чувством внутренней эстетики и любви. Собран объемный материал отчетов о результатах прохождения терапии и родового процесса.

Можно сделать вывод о том, что применение модели инстинктов как ресурсов помогает видеть не патологию и ограничения человека, а его возможности и перспективы развития. При таком подходе к болезни и дисфункции мы опираемся на новое мировоззрение, позитивно ориентированное по отношению к клиенту, подтверждающее его уникальность и неограниченные возможности. Занимаясь общим развитием больного, развивая его ресурсный потенциал, формируется новая реальность, новые силы, новые концепции, которые помогают человеку не только совладать со сложным периодом жизни и его проблемами, но и конструктивно его перестраивать.

Особую роль в этой модели имеют ресурсные расстановки (инсталляции) — это финальная часть работы, которая проходит как групповая психотерапевтическая работа, направленная на активизацию ресурсного потенциала семейной системы больного, через его восприятие. Позиции семейной системы (роли родителей и прародителей и др.) могут инсталлировать участники группы, поэтому не требуется присутствия членов семьи. Работа направлена на созидание нового чувства, новой, более конструктивной эмоциональной ре акции, нового типа отношений в семейной системе.

На наш взгляд, работа с ресурсами — перспективное направление развития психотерапии, которое может применяться в разных клинических и профилактических программах.

Литература:

  1. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т.1-2. ИМЧ, 1988.
  2. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов. — Сотис, СПб., 2000.
  3. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб. ГУ, 2000.

Коваленко Н.,

Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия». Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство «Анатолия» 2014. — 232 с. IBSN 978-5-7452-0049-6

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПСИХОЛОГИИ

Ресурсного подхода на копинг-стратегии в психологии стали придерживаться относительно недавно. Данный подход делает акцент на то, что существует процесс распределения ресурсов, который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранить здоровье и успешно адаптироваться, несмотря на разные жизненные обстоятельства. Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые управляют и направляют общий фонд ресурсов. Ключевой ресурс — главное средство, контролирующее и организующее распределение других ресурсов.

В большинстве исследований выделяются внешние факторы, влияющие на преодолевающее поведение субъекта: сама ситуация, качество стрессоров, поддержка окружающих и т.п. К сре- довым ресурсам относят доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды. (ЮЛ. Александровский). Появился ряд исследований, посвященных влиянию социальной энтропии на проявление деструктивных форм поведения (Т.И. Миронова, Н.П. Фетискин,

О.А. Филатов, С. В. Шепелева, 2007, 2008, 2009). В научной литературе отмечается и появление идей относительно выработки рекомендаций по организации системы специальных мероприятий для повышения степени социальной приспособляемости субъектов (И.Н. Карицкий, 2007) и т.п.

Таким образом, социальная поддержка, по мнению многих исследователей, является одним из важных ресурсов среды, и выбор социальной поддержки испытуемыми в качестве копинг-стратегии, объявляется конструктивным совладанием. Но здесь скрыто противоречие. С одной стороны доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды действительно облегчает адаптацию, а с другой, может оказать и «медвежью услугу» личности, так как чрезмерная опека и внимание извне, активный поиск субъектом поддержки во внешнем окружении, часто не способствует формированию конструктивных кошшг-стратегий, а создает благодатную почву для активизации установки на поведение «жертвы» и еще более глубокому погружению в «футляр» психологических защит.

Ряд исследователей подчеркивают необходимость систематического изучения взаимосвязи стратегий преодоления с индивидуально-типологическими характеристиками личности, т.е. личностными ресурсами (Л. Г. Амбру .нова, О.А. Кравцов и др.А

На это обращал внимание еще Б. Г. Ананьев (1980) при выделении понятия жизнеспособности (энергетический потенциал). С. Мадди (2002) в качестве одного из ведущих личностных ресурсов, влияющих на использование копинг-стратегий, предлагает конструкт (hardiness) «жизнестойкость». М. Селигман (1995) в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Конструкт самоэффективности, разработанный А. Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копипговое поведение.

Необходимо отметить, что сами по себе оптимизм, жизнестойкость, жизнеспособность, самоэффективность не могут являться копиигами. Копинг-стратегии — это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, в то время как «hardiness», оптимизм, жизнеспособность, самоэффективность — черты личности, установки на выживаемость (Л.А. Александрова, 2004). Копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, гак и непродуктивную форму и даже вести к регрессу, вышеперечисленные черты личности позволяют справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.

Кроме этого, к личностным ресурсам, по мнению многих исследователей, относятся адекватная Я-концепция, позитивная самооценка, низкий нейротизм, интервальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатийный потенциал, способность к межличностным связям, отношениям и другие (И. Б. Скворцова,

А.В. Цветков, 2007).

В позиции «другие» в последних научных исследованиях выделяется способность к творчеству (II. С. Колиенко, Н.Е. Рубцова, 2008). Способность к творчеству — необходимое условие развития личности и возможность выработки ею навыков нахождения эффективных решений проблем, продуктивному и пластичному преодолению трудностей.

По Э. Фрайденберг, с копинг-стратегиями связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Эти убеждения в человеке подчеркивают способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды.

В психологии можно обнаружить ряд научных концепций, которые выдвигают идею объединения внешних и внутренних факторов, характеризующих ситуацию преодоления трудных ситуаций. М.Ш. Магомед-Эминов и Ф.Е. Василюк, придерживаясь данной концепции, называют такое соединение «переменными взаимодействия», выступающими как теоретические конструкты типа транзакции.

Таким образом, психологи, занимающиеся проблемой ко- пинг-поведения, придерживаясь различных точек зрения на само понятие, эффективность стратегий совладания, однозначно утверждают основную функцию копинга. И функция эта состоит, по мнению большинства зарубежных и отечественных ученых, в адаптации человека к требованиям ситуации. В результате копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать ее воздействие.

Психологический практикум: Тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Т.В. Маликова, Л.Л. Михайлов и др.).

Назначение методики: Адаптированный вариант копинг-стрес- сового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция: Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов:

«никогда» — 1;

«редко» — 2;

«иногда» — 3;

«часто» — 4;

«очень часто» — 5.

Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

Бланк ответов

Частота использования ^заданных типов поведения

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях ^

Стараюсь тщательно распределить свое время

Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить

Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни

Стараюсь быть на людях

Виню себя за нерешительность

Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации

Частота использования ^ заданных типов поведения

Типы поведения и реакций ^ в стрессовых ситуациях

Погружаюсь в свою боль и страдания

Виню себя за то, что оказался в данной ситуации

Хожу по магазинам, ничего не покупая

Думаю о том, что для меня самое главное

Стараюсь больше спать

Балую себя любимой едой

Переживаю, что не могу справиться с ситуацией

Испытываю нервное напряжение

Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше

Говорю себе, что это происходит не со мной

Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации

Иду куда-нибудь перекусить или пообедать

Испытываю эмоциональный шок

Покупаю себе какую-нибудь вещь

Определяю курс действий и придерживаюсь его

Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить

Иду на вечеринку

Стараюсь вникнуть в ситуацию

Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать

Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию

Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся

Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся

Частота использования ^заданных типов поведения

Типы поведения и реакций

в стрессовых ситуациях «»—

Иду в гости к другу

Беспокоюсь о том, что я буду делать

Провожу время с дорогим человеком

Иду на прогулку

Говорю себе, что это никогда не случится вновь

Сосредотачиваюсь на своих общих недостатках

Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю

Анализирую проблемы прежде, чем реагировать на нее

Звоню другу

Испытываю раздражение

Решаю, что теперь важнее всего делать

Смотрю кинофильм

Контролирую ситуацию

Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать

Разрабатываю несколько различных решений проблем

Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации

Отыгрываюсь на других

Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это

Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации

Смотрю телевизор

Обработка и интерпретация результатов

  • 1. Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
  • 2. Для копинга, ориентированного па эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
  • 3. Для копинга, ориентированного па избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
  • 3.1. Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, И, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
  • 3.2. Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения).

Чтобы получить сумму баллов, сложите цифры соответствующей шкалы. Обратите внимание, что каждый пункт входит только в одну шкалу. Для интерпретации результатов используются тестовые нормы, приведенные в таблице.

Эмпирические нормы опросника при адаптации методики к русскоязычной выборке (Т.Л. Крюкова, 2001)

Название стилей/субстилей

Пол

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Проблемно-ориентированный копинг (ПОК)

М

31—52

53—65

66—79

Ж

24—52

53—64

65—80

Эмоционально-ориентирован- ный копинг (ЭОК)

м

16—35

36—48

49—64

ж

20—37

38—51

52—76

Копинг, ориентированный на избегание (КОИ)

м

17—34

35—45

46—64

ж

20—38

39—49

50—69

Субшкала «Отвлечение»

м

8—14

15—22

23—32

ж

8—16

17—22

23—32

Субшкала «Социальное отвлечение»

м

5—12

13—17

18—25

ж

5—12

13—17

18—25

Ресурсы преодоления стресса

Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлые силы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствовать себя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.

Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схо­жие ситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом, люди обладали различными ресурсами преодоления. Понятие «пси­хологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно.

Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых) . Решающее значение в процессе прео­доления стрессов современные ученые отводят роли именно лич­ностных ресурсов. К ресурсам личности Н. Е. Водопьянова .

Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или «кон­сервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).

Многие авторы отмечают, что положительное социальное окру­жение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важней­ших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса . Б. Г. Ананьев писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей .

С. Файимеи предложил модель взаимосвязи стресса и под­держки. Каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Психологи от­мечают, что люди, которые получают поддержку от социального окру­жения (друзей, членов семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями. Лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Специалисты, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу . Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда человек чувствует себя одиноким, никому не нужным, считают Г. Енджел и А. Шмале . Именно поэтому социальная поддержка может рас­сматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса. Актуальные житейские обстоятельства, социальная среда вли­яют на подверженность человека стрессу: конфликт между постоянно изменяющимися требованиями социального окружения и возможно­стями индивида удовлетворять их может спровоцировать заболевание.

Социальная поддержка может идти от государственных струк­тур (институционная), по месту работы — от администрации или профсоюзов (корпоративная поддержка), через межличностные от­ношения и неформальные группы (друзья, семья, знакомые). Можно выделить три вида социальной поддержки:

  1. материальная (например, деньги или машина напрокат);
  2. эмоциональная (например, любовь или забота);
  3. информационная (нужная информация или своевременный со­вет).

Социальная поддержка помогает предотвратить развитие дистрес­са (члены семьи и друзья могут вовремя заметить, что наши ресурсы истощаются, и предупредить: «Не делай этого!», «На этой работе у тебя одни стрессы — подумай, может лучше ее поменять?») и смяг­чить переживание негативных последствий стресса. Многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них ниже уровень хо­лестерина в крови. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин. Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.

Ресурсы стрессоустойчивости личности

В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов . Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старенкова включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.

Данная классификация может использоваться тренером и как методологическая основа для разработки программы антистрессо­вого тренинга. Любой из приведенных в таблице ресурсов может стать предметом для обсуждения в группе тренинга.

Таблица 2
Ресурсы стрессоустойчивости личности

Внутренние ресурсы

Внешние ресурсы

Личностные
Активная мотивация преодоления стресса.
Интернальный локус контроля.
Уверенность в себе.
Позитивное и рациональное мышление.
Эмоционально-волевые качества.
Эмоциональный интеллект.
Знания.
Жизненный опыт, опыт преодоления по­добных ситуаций.

Способности.
Способность обратиться за помощью и принять помощь.
Умение формировать сеть поддержки.
Навыки психической саморегуляции. Информационная активность.
Надежда.
Мужество.
Психологическая компетентность.
Психологические защиты.
Тайм-менеджмент.

Поведенческие
Копинг-стратегии.
Поиск социальной поддержки.
Ассертивное поведение.

Физические ресурсы
Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья.

Стиль жизни
Наличие/отсутствие вредных привычек.
Наличие времени для отдыха. Питание.
Сон

Социальная поддержка
Институты социальной поддержки.
Государство.
Организация/компания.
Семья, друзья.
(Виды социальной поддержки: материаль­ная, эмоциональная, информационная.)

Материальные ресурсы
Достаточный уровень материального дохода.
Условия для проживания и отдыха для восстановления сил.
Безопасность жизни.
Оптимальные условия труда.
Стабильность оплаты труда

Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет до­ступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осо­знаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррацио­нального мышления и т. д.). Именно поэтому многие процедуры и упражнения тренинга стрессоустойчивости направлены на осозна­ние и преодоление данных барьеров, мешающих человеку соеди­ниться со своими ресурсами. В то же время каждое из полученных на тренинге знаний, умений и навыков, в свою очередь, может стать необходимым ресурсом для преодоления стресса в самых разных напряженных ситуациях. Ресурсы помогают нам адаптироваться к стрессу, поэтому, чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется со стрессо­вой ситуацией.

>Ресурсы преодоления стресса.
Ранее опубликовано:
Профилактика стресса. Управление стрессом.
Тренинг Стрессоустойчивости

Психологическая сущность стрессовых ситуаций

12345

Глава 5

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Психологическая сущность стрессовых ситуаций

Социально-психологические составляющие

Стрессовой реакции

Стрессоустойчивость личности

Управление стрессовыми ситуациями

Интервенции стресс-менеджмента

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Ауторегуляция Дистресс Концентрация Психокоррекция Релаксация Рефлексия Самокоррекция Стабилизация Стрессогенность Стрессор Стрессоустойчивость «Болезнь достижения» Конфликт ролей Личностные факторы Неопределённость ролей Реактивные тревоги Синдром неудачника Соматическая реакция Стрессовый стиль Стрессопредрасположенность Фазы стресса Факторы стресса

Психологическая сущность стрессовых ситуаций

Эмоции лежат в основе великих деяний и страшных преступлений. Они мобилизуют людей и обезоруживают, возвышают и заставляют невыносимо страдать. Некоторые эмоциональные переживания человека обладают огромной силой – иногда полезной, созидательной, иногда негативной, разрушительной. К сильным переживаниям относятся стрессы, которые являются специфическим эмоциональным состоянием.

Стресс присутствует в жизни каждого человека. Это связано с тем, что наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности неизбежно. Стрессовые ситуации возникают дома, на работе, в общественных местах.

В рамках изучения психологической сущности стрессовых ситуаций рассматриваются следующие вопросы:

1. Понятие стресса;

2. Разновидности стресса;

3. Профессиональные факторы стресса;

4. Личностные факторы стресса;

5. Стрессовое состояние организма.

Стресс в жизни человека является обычным, и часто встречающимся явлением. Он сопровождает человека всю жизнь.

Так, со школьных лет многие люди помнят ощущения пустоты в глубине желудка перед вызовом к доске. В зрелом возрасте при неприятностях на работе или в семье человека сопровождает повышенная раздражительность или бессонница.

Часто стрессом именуют любые психологически сложные и неприятные ситуации. Однако научное значение этого термина неско-лько иное. Большинство психологов считают стрессом состояние психологического напряжения, возникающее у человека в экстрема-льных условиях, когда и удовлетворение элементарных жизненных потребностей сопряжено с трудностями. Сложности, порождающие стресс, обычно преодолимы, но требуют постоянной собранности, мобилизации всех душевных ресурсов.

Чрезвычайные ситуации предъявляют повышенные требования к биологической и психологической адаптации. А стресс – это и есть адаптация.

Стресс – это напряжённое физическое и психологическое состо-яние организма и личности в связи с возникновением серьезных трудностей.

Это название происходит от английского stress – туго натянуть, напрячь.

В состоянии стресса человек может сделать то, о чем даже не помыслит в обычном состоянии.

Например, в книге американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» есть поразительная сцена. Молодая рабыня, у которой должны отобрать маленького сына, с ребенком на руках спасается бегством, и пересекает широкую реку во время ледохода, прыгая со льдины на льдину! Бичер-Стоу утверждала, что в основе данного эпизода лежал реальный случай.

Стресс является общей реакцией организма на обстоятельства, требующие мобилизации всех его сил. Это своеобразный ответ на угрожающее человеку воздействие. На неблагоприятные влияния, как физические, так и психические, организм отвечает защитной реакцией.

В отличие от страха – эмоции, вызванной неожиданной опасностью, стресс возникает в результате продолжительных перегрузок.

Находясь в состоянии опасности, нервного или физического напряжения, постоянной тревоги и возбуждения, человек рискует впасть в стресс. Это проявляется в изменении его психического состояния, общего самочувствия, в ухудшении здоровья. Реакция направлена на противодействие конкретному влиянию.

Психологический аспект стресса состоит в том, что человек не просто ощущает физический дискомфорт, но еще и эмоционально переживает это состояние. Его мучают страх, отчаяние, тревога.

Кроме того, человек, как существо, обладающее сознанием, еще и прогнозирует события: сколько времени продлится трудная ситуация, в какой мере она опасна для него, чем может закончиться.

Реакция на стресс, как ответ организма, проявляется в однотипном комплексном процессе, независимом от вида раздражителя.

Интенсивность развивающейся адаптационной активности организма зависит не от физической силы воздействия раздражителя, а от его личностной значимости для человека, от его эмоционального переживания.

Канадский психолог Ганс Салье – автор теории стресса, определяет его как совокупность стереотипных, филогенически запрограммированных, неспецифических реакций организма. Они подготавливают организм к физической активности: к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу. Он возникает только тогда, когда влияние стресса значительно превосходит адаптационные возможности человека.

Стресс является комплексным явлением, которое включает физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие механизмы сопротивления или адаптации.

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования. Надо только научиться различать стресс по степени и качеству его влияния на человека. Кстати, эти параметры для каждого индивида свои.

Видов стресса существует три: чрезмерный, умеренный и полезный.

Чрезмерный стресс снижает эффективность деятельности и благополучия людей. Кроме того, он дорого обходится организациям. Стрессовые проблемы негативно влияют на производительность труда, психологический климат, результаты работы.

Стрессы часто ведут к тому, что деятельность человека становится менее успешной, а взгляд на мир – более пессимистичным.

Стресс снижает творческие способности обычно тогда, когда они, по мнению самого человека, нужнее всего. Смысл стресса состоит в том, что он сигнализирует об опасности ситуации, предупреждает: резервы организма близки к исчерпанию.

Чрезмерные стрессы создают проблемы, как для индивидов, так и для целых организаций. Стресс является причиной многих заболеваний. Это значит, что он наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье является базовым условием достижения личного успеха и счастья.

Умеренный стресс оказывает положительное влияние на психологические и физиологические черты индивида: улучшении внимания, повышении активности в достижении цели, в положительной эмоциональной окраске деятельности, интенсификации соматических процессов.

Биологическое значение стресса заключается в подготовке организма к борьбе. В кровь выделяются гормоны, в результате чего изменяется работа ряда органов и систем организма: учащается ритм сердца, повышается свёртываемость крови, усиливаются защитные свойства. Организм подготовлен к борьбе. Он может справиться с опасностью, либо приспособиться к ней.

По мнению Ганса Салье, умеренный стресс создаёт «вкус к жизни». Он оказывает стимулирующее, созидательное влияние на процессы жизнедеятельности, труда, обучения и воспитания личности. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.

Преодоление критических жизненных ситуаций дает бесценный, ничем не заменимый опыт, обогащает и совершенствует личность. Поэтому не стоит бояться своих переживаний, даже сильных и неприятных. Переживания – это не что иное, как проявление целительной работы души. Если научиться доверять им, прислушиваться к ним, можно обрести новое чувство гармонии с самим собой и окружающим миром.

Полезный стресс не только не опасен, но даже необходим человеку. Он защищает организм от застоя и деградации. Полезный стресс позволяет пережить радость преодоления себя, испытать острые ощущения. Этой цели служат экстремальные увлечения и виды спорта – прыжки с парашютом, дельтапланеризм, купание в проруби, дайвинг и др. Даже обычное катание на роликах или велосипеде позволяет получить высокую эмоциональную разрядку.

Почему людей не всегда устраивает та относительно легкая жизнь, которую обеспечивают им блага современной цивилизации? Почему многие люди время от времени отправляются на поиски стресса? Видимо, потребность в нем заложена в природе человека. Ведь стрессы испытывает все живое на Земле – и хищник, бегущий за своей жертвой, и жертва, убегающая от него, и спасающиеся от наводнения животные, и любая травинка в засуху.

Иногда экстремальное существование становится для человека потребностью, манит его, как наркотик. Познавшему «упоение в бою» трудно возвратиться к обыденности. Его тянет назад – туда, где перед ним стояли простые и конкретные цели, для достижения которых он должен был постоянно оставаться начеку и преодолевать трудности.

Притягательность стресса может иметь и еще одну причину. Он отодвигает на задний план решение внутренних конфликтов. В экстремальных условиях проблемы, требующие решения, находятся как бы вовне, а не в душе человека, как в других критических ситуациях. Поэтому стресс бывает не только средством обретения себя, но и способом ухода от проблем.

На фоне открытого противоборства добра и зла, жизни и смерти, повседневные трудности кажутся мелкими, надуманными, искусственными.

Отчасти с этим связан известный поствоенный синдром, когда участники боевых действий чувствуют себя дезориентированными и ненужными, вернувшись к размеренной мирной действительности.

Однако в выходе за пределы повседневности, который дает стресс, есть и ряд положительных сторон.

Обычно для того, чтобы по-новому оценить свою жизнь, или найти выход из трудной ситуации, нужно на какое-то время отвлечься. Затем следует посмотреть на неё с иной точки зрения. Эту возможность даёт стресс.

Лев Толстой, описывая пребывание Пьера Безухова в плену у французов, так передаёт смещение всех представлений о жизни в экстремальных условиях: «Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, то есть жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким лёгким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает всё счастие удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий, та свобода, которую ему в жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта-то свобода и делает выбор занятий неразрешимо трудными и уничтожает самую потребность и возможность занятия.

Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Психология стресса заключается в следующем:

– настрое состояния организма на тесное взаимодействие со средой;

– осознании недостаточности нормальной адаптивности реакции;

– вызове сверхмотивации к действию, через восприятие угрозы.

Ганс Салье подчеркивает: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».

Наиболее сильное влияние на стресс оказывает восприятие угрозы. В его основе лежат субъективные ощущения и особенности индивида. Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения от психологии и физиологии человека.

Так, перед выходом космического корабля на лунную орбиту пульс у американского астронавта Бормана составлял 130 уд./мин. В момент посадки на Луну пульс астронавта Армстронга достиг 156 уд./мин, вместо обычных 77. Это изменение было вызвано не столько опасностью, сколько ответственностью и исторической значимостью события.

Таким образом, стресс представляет собой комплексную психофизиологическую реакцию на раздражитель. Стрессовый раздражитель может быть как внешним (события, высказывания), так и внутренним (мысли, воображения).

Разновидности стресса могут быть следующими: временной, предупредительный, ситуационный, столкновения.

Временной стресс представляет собой волнение, вызванное ощущением того, что какие-то дела не удаётся выполнить к назначенному сроку. Либо это общее ощущение того, что время уходит, и что-то очень плохое произойдёт, когда настанет определённый момент.

Предупредительный стресс заключается в беспокойстве, взволнованности по поводу предстоящих событий. Часто это общее волнение, вызванное незначительными или вообще придуманными причинами.

Ситуационный стресс является результатом избыточного давления, создаваемого людьми или событиями. Оно появляется в угрожающих ситуациях, которые плохо поддаются контролю.

Стресс столкновения проявляется в волнениях, вызванных тем, что приходится иметь дело с людьми, которые воспринимаются как потенциально неприятные или непредсказуемые.

Факторами стресса могут быть как профессиональная деятельность, так и обстоятельства личной жизни человека.

Профессиональные факторы стресса связанны с работой человека в организации (на предприятии). Поэтому их нередко называют организационными. К основным профессиональным факторам стресса относятся: перегрузка или недогрузка в работе, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия труда.

Перегрузка или недогрузкав работе связана с неадекватными, не соответствующими силам и времени рабочими заданиями.

Перегрузка может возникнуть по трём элементам: сложность работы, завышенный объём задания, недостаточное время для исполнения.

Сложность работы может быть высокой настолько, что окажется не по-плечу исполнителю. И если ему не разъяснили технологию выполнения, не помогли, это может привести его к растерянности и стрессу.

Объём задания должен быть реальным. Не успевая выполнить порученную ему работу, человек может испытать ощущение безнадёжности, краха, несправедливости. А это прямые предвестники стресса.

Время исполнения связано либо со сложностью задания, либо с его объёмом. В любом случае, времени должно быть достаточно для качественного выполнения задания. Иначе человек окажется перед выбором: выполнить задание не полностью, либо некачественно. Такой отрицательный выбор сам по себе содержит стрессовое воздействие.

Недогрузка может устроить только ленивого или неквалифицированного работника. Хороший же сотрудник будет воспринимать недогрузку как недоверие к своему профессионализму, либо как некомпетентность своего руководителя. В любом случае, психологически это воспринимается плохо.

Конфликт ролей связан с предъявлением работнику противоречивых требований. В этом случае он просто не понимает, как себя вести.

Например, продавцу делают замечание, что он медленно реагирует на просьбу клиента. Но когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнить полки товаром.

Конфликт ролей может возникнуть при нарушении принципа единоначалия. Два разных руководителя могут дать работнику противоречивые указания.

Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции. А начальник отдела технического контроля будет настаивать на соблюдении стандартов качества.

Конфликт ролей может также произойти при возникновении различий между требованиями руководства и нормами неформальной группы. Индивид может оказаться в сложном положении.

С одной стороны, он не хочет быть отверженным группой. А с другой, он боится испортить отношения с начальством.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда сотрудник не понимает, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, однако уклончивыми и неопределенными. Не понимая до конца требования руководства, работник осознает, что за любое ошибочное действие отвечать придется ему самому. Фактически ему приходится принимать на себя ответственность, которая не входит в его обязанности.

Ситуацию неопределенности ролей создают некоторые руководители в сложных ситуациях. Не зная, какое решение будет правильным, они дают подчиненному невнятное указание. Тем самым на подчиненного впредь можно будет свалить ответственность, если произойдет что-то отрицательное.

Неинтересная работа вызывает не только личную неудовлетворенность от труда, но и неуверенность, беспокойство, повышенную эмоциональность. Все это активно способствует развитию физических недомоганий, снижению интенсивности и качества труда.

Психологически неинтересная работа создает у исполнителя подсознательное ощущение тревоги. Он ощущает, что в его работе и в деятельности организации не все в порядке. Так не может продолжаться долго. Значит, грядут проблемы и неприятности.

Следует при этом учитывать, что понятие интересная работа у разных людей существенно отличается. То, что кажется скучным для одного, может быть интересным для другого, и наоборот.

Плохие условия труда могут содержать физические или психологические параметры. К физическим параметрам можно отнести: освещенность, температура, оборудование, инструменты, матери-алы и т.д.

Психологические параметры условий труда связаны с отношениями с руководством и коллегами по работе. Сюда же относится и качество обмена информацией, профессиональная этика, социальная ответственность организации.

Так, значимость влияния условий труда на эмоциональное состояние работников исследовал Элтон Мейо еще в 1927–30 гг. в известных Хоторнских экспериментах. Он убедительно показал зависимость состояния персонала от промышленного освещения, температуры и влажности в помещении, человеческих отношений, монотонности и утомляемости, психологической установки работников.

Личностные факторы стресса связаны с внешними обстоятельствами и внутренним миром человека. Основными личностными факторами являются: важное событие, личный успех, неприятности на работе, личная трагедия, синдром «неудачника».

Важное событие связано со значимой вехой, которая оказывает сильное влияние на жизнь человека. Такими вехами могут быть: свадьба, рождение ребенка, окончание учебы и т.д.

Даже если важное событие является положительным явлением в жизни человека, его высокая личностная значимость вызывает повышенные эмоциональное напряжение. Это может привести к стрессу. Тем более это может сделать важное событие отрицательной направленности.

Личный успехозначает достижение какой-тозаветной цели. В числе таких достижений могут быть: высокая должность, общественное признание, государственная награда, защита диссертации, выдающееся спортивное достижение и т.д.

Личный успех также является положительным событием. Однако обычно долгий путь к нему, многие потраченные силы накапливают эмоциональное напряжение, которое затем выплескивается через край.

Так, телевидение нередко показывает выдающихся спортсменов – победителей Олимпийских игр или чемпионатов мира, которые плачут на пьедестале, пока играет государственный гимн в честь их победы, и поднимается флаг страны.

Неприятности на работе связаны с личными переживаниями, поэтому они не отнесены к профессиональным факторам. Наиболее частыми видами рабочих неприятностей являются: взыскания, угроза увольнения, отправка на пенсию, конфликт с начальником и др.

Человек не может уйти от своих неприятных мыслей на эту тему. Где бы он ни находился, чем бы ни занимался, его мысли вновь и вновь возвращаются к своим неприятностям. Это может привести к депрессии, а затемк стрессу.

Личные трагедиисвязаны с тяжелыми событиями в жизни человека. Такими событиями могут быть: потеря близких, разорение, привлечение по суду и др. Причем определяющее значение имеет не само событие, а отношение человека к нему.

Тяжелое событие ввергает человека в состояние фрустрации (блокирование мыслительной деятельности), потери интереса к жизни. Такое состояние прямо приводит к чрезмерному стрессу.

Лев Толстой в повести «Детство» так описывает душевные переживания Николеньки Иртеньева от расставания с матерью: «Когда мы отъехали несколько сажен, я решился взглянуть на нее. Ветер поднимал голубенькую косыночку, которой была повязана ее голова; опустив голову и закрыв лицо руками, она медленно всходила на крыльцо. Я … захлëбывался от слез, и что-то так давило мне в горле, что я боялся задохнуться».

Синдром «неудачника» заключается в отрицательной самооценке человеком своего положения в окружающей действительности. Ему кажется, что все обстоятельства складываются против него, что все настроены к нему отрицательно, и стараются ему навредить.

Своими подобными мыслями человек буквально «притягивает» к себе неприятности. И это еще больше убеждает его в том, какой он несчастный.

В современном обществе активно распространяется гипотеза «мате-риальности мыслей». Она утверждает, что если человек очень много о чем-то думает, то он это (хорошее или плохое) к себе притягивает (материализует).

Основные факторы стресса представлены в таблице 5.1.

Для противостояния факторам стресса человеку нужны хорошие адаптационные способности. Они позволяют выстоять в самых сложных жизненных испытаниях, пережить самые тяжелые ситуации.

Стрессовое состояниеорганизма характеризуется нервным напряжением. Оно представляет собой неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование или сложную обстановку (стрессовую ситуацию).

Таблица 5.1 – Факторы стресса

Профессиональные Личностные
1. Перегрузка или недогрузка 1. Важные события
2. Конфликт ролей 2. 2. Личный успех
3. Неопределенность ролей 3. 3. Неприятности по работе
4. Неинтересная работа 4. Личная трагедия
5. Плохие условия труда 5. 5. Синдром «неудачника»

Стрессовое состояние организма характеризуется рядом признаков:

— апатия к работе, ошибки, невозможность сосредоточиться;

— ухудшение мыслительных способностей и памяти;

— высокая возбудимость, усталость, болезненные состояния;

— плохое настроение, нервная речь, потеря чувства юмора.

При обнаружении у человека стрессового состояния с ним не следует обсуждать производственные вопросы. Ему надо помочь выйти из стресса. А для этого следует установить причины стресса.

Основными причинами стрессового состояния являются:

– необходимость часто делать не желаемое, а вынужденное;

– нехватка времени (цейтнот);

– неудовлетворенность жизнью, комплекс неполноценности;

– напряженность в общении, недостаток уважения окружающих;

– злоупотребление алкоголем или табаком, недосыпание.

Предрасположенность к стрессовому состоянию можно определить и с помощью теста (приложения 14 и 15).

Стресс может привести человека к тяжелым психическим травмам и сложным соматическим расстройствам. Обобщение клинических медицинских и психологических исследований позволяет говорить о том, что эмоциональные напряжения, неудачи, переживания, страх являются наиболее разрушительными стрессорами для человека.

По данным Института терапии РАН, в 80 % случаев инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.

Если стрессовое состояние организма несет в себе угрозы, то допускать его нельзя. Необходимо использовать как профилактику эмоциональных напряжений, так и оперативный выход из стрессов.

Итак, стресс является комплексной психофизиологической реакцией человека на внешние и внутренние раздражители.

Стресс развивается на основании профессиональных либо личностных факторов. Основными профессиональными (организационными) факторами стресса являются: перегрузка или недогрузка в работе, конфликт или неопределенность ролей, неинтересная работа или плохие условия труда.

Основными личностными факторами стресса являются: важное событие, личный успех, неприятности по работе, личная трагедия, синдром «неудачника».

Стрессовое состояние организма характеризуется нервным напря-жением, и определяется рядом признаков: от апатии к работе до потери чувства юмора.

Причинами стрессового напряжения являются: неудовлетворенность в работе, цейтнот, усталость, неконструктивные социальные контакты, нездоровый образ жизни и др.

Технология выявления и аккумуляции родительских ресурсов

Представления родителей о появлении ребенка и его воспитании часто отличаются от реальности. Порой родители забавляются покупками малюсеньких вещичек, ажурных одеялок, игрушек и представляют безмятежно спящего малыша. Выдумывают радужные перспективы будущего, как ребенок вырастет, и будет заниматься музыкой, а еще фигурным катанием, будет послушным и терпеливым, и непременно даст много поводов собою гордиться! Действительность разительно отличается от мечты.
С появлением ребенка жизнь меняется кардинально и бесповоротно. Отныне каждый свой шаг родитель должен соотносить с потребностями важного человечка. Многие родители согласятся, что наступает такой момент, когда «воспитывая детей», кажется, все силы кончились и не знаешь, что делать дальше. И всегда хочется сказать: «Это только начало!». Но это ирония. И порой родители бывают совершенно истощены и физически, и морально. Следствием постоянной усталости могут быть две вещи: агрессия и апатия. Порой они существуют параллельно, поочередно сменяя друг друга.
А где же, все таки, взять силы, чтобы действовать, не срываться, оставаться достойным человеком и родителем?! Как же не погубить свое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка? Как говорят врачи: лучший способ лечения – это профилактика!
Правильный режим дня, где есть место для отдыха всех членов семьи и совместного времяпрепровождения и, конечно, – обращение к тем ресурсам, которые дают Вам силу и положительный настрой.
Что это могут быть за ресурсы? Как они могут помочь и положительно повлиять на близких?
Пока не существует понятия «родительские ресурсы». Попробуем его сформулировать, опираясь на определение «ресурсы личности». «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» .
Родительские ресурсы – это совокупность, система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях, обеспечивающих качественное воспитание, и способствующих эффективному развитию детей и самой личности.
С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Разные исследователи классифицируют ресурсы личности, использую различные основания. В основном ресурсы можно разделить на:

  • внешние и внутренние (интерперсональные и интраперсональные);
  • социальные (доступность помощи человеку) и психологические (навыки, психические особенности и способности человека);
  • материальные и нематериальные.

Рис. 1 Классификация ресурсов (средовые и личностные):

Рис. 2 Классификация ресурсов (внешние и внутренние):

Рис. 3 Классификация родительских ресурсов:

Что же происходит, если человек не имеет, не осознает или теряет ресурс для адаптации или просто для жизнедеятельности? С.Хобфолл сформулировал ресурсную концепцию психологического стресса, которая, связывает адаптационные возможности человека с наличием ресурсов личностных.
Таким образом, потеря, угроза потери ресурса, неосознавание своих ресурсов, отсутствие возможности возмещения ресурсов приводит человека к стрессу.
Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла и основой для работы с человеком по выявлению и аккумуляции ресурсов личности, родительских ресурсов является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов .
Психологическая работа по поиску и аккумуляции ресурсов личности и родительских ресурсов строится таким образом:

  • Выявление ресурсов личности (родительских ресурсов). Желательно найти несколько.
  • Осознание человеком наличия данных ресурсов.
  • Планирование стратегии получения ресурсов.
  • Формирование умения использовать ресурсы.
  • Сохранение ресурсов.
  • Формирование умения восстанавливать ресурсы.
  • Поиск возможности приумножать ресурсы.
  • Формирование умения распределять ресурсы.

Нами проведено исследование определения тех ресурсов, которые родители видят в себе, супруге и в семье в целом. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что родители выделяют как наличествующие у себя либо внутренние ресурсы, связанные с индивидуально-типологическими особенностями, либо ресурсами считают только внешние факторы. То есть, либо «все зависит не от них», а от обстоятельств, помощи окружающих, наличия материальных благ, либо считают что, все зависит только от самих людей. Подобное выделение, точнее ограничение в определении ресурсов, ведет к возникновению трудностей и проблем личности, угрожающей благополучному эмоциональному состоянию человека.
Вот примеры таких ресурсов, выделенных приемными родителями:

  • Вера.
  • Взаимоподдержка близких.
  • Самоконтроль.
  • Оптимизм.
  • Природа, животные.
  • Хобби (любимое дело).
  • Искусство, хорошая литература, творчество.
  • Надежда.
  • Спорт.

Примерные личностные качества, определяемые родителями как ресурсы мамы, папы и семьи в целом (опрошено 48 респондентов), представлены в таблице. Сохранены авторские формулировки определения ресурсов респондентами.

Таблица 1

Ресурсы мамы % Ресурсы папы % Ресурсы семьи %
1 Нежность 50 Веселый 8,33 Преодоление трудностей 8,33
2 Понимание 8,33 Умный 8,33 Дружная 41,7
3 Передача жизненных навыков (гигиенических, хозяйственных) 8,33 Уверенный 16,6 Спортивная 8,33
4 Хозяйственная 8,33 Обладающий личными знаниями 8,33 Большая 16,6
5 Активная 25 Умелый 8,33 Надежная 8,33
6 Любящая 58,33 Спортивный 8,33 Активная 8,33
7 Добропорядочная 8,33 Активный 8,33 Доброжелательная 8,33
8 Честная 8,33 Честный 8,33 Взаимопомощь 8,33
9 Добрая 25 Сильный 16,6 Крепкая 25
10 Ласковая 33,33 Строгий 16,6 Счастливая 8,33
11 Надежная 16,6 Справедливый 8,33 Любовь 33,3
12 Строгая 8,33 Доброжелательный 8,33 Согласие 8,33
13 Справедливая 8,33 Участливый 8,33 Уважение 8,33
14 Здоровье 8,33 Любовь 33,33 Равноправие 8,33
15 Тепло 33,33 Забота 25 Стабильность 16,6
16 Уют 25 Стабильность 25 Добро 8,33
17 Аккуратная 25 Нежность 8,33 Будущее 8,33
18 Заботливая 41,7 Надежный 16,6 Опора 8,33
19 Воспитание, развитие положительных качеств 8,33 Многогранный (все умеет) 8,33 Забота 8,33
20 Ленивая 8,33 Выдержка 8,33 Помощь окружающим 8,33
21 Стабильность 8,33 Выносливость 8,33 Рукоделие 8,33
22 Порядок 8,33 Инициативность 8,33
23 Правдивость 8,33 Преданность 8,33
24 Понимание 8,33 Воспитание 8,33
25 Умение слушать 8,33 Доход, достаток 16,6
26 Отвечать за свои поступки 8,33 Защита 8,33
27 Дружба 8,33 Доброта 16,6
28 Пунктуальный 8,33
29 Опора 8,33
30 Ответственность 8,33
31 Мужественность 8,33
32 Помощь в воспитании 8,33
33 Уважение 8,33

Наиболее значимы ресурсы, выделенные родителями, представлены в диаграммах:

«Нельзя устать от того, кого любишь» — эти красивые слова говорят, часто лукавя, некоторые мамочки.
Как раз те, кто постоянно переживают за своего ребенка, стремятся дать ему как можно больше, исчерпывают эмоциональные ресурсы быстрее, чем родители, которые не слишком сильно задумываются о высоких материях. При этом, если родители «отдающие» и «ждущие» ответной реакции от ребенка и не получающие её взамен, а «взамен» это единственное ожидание и «подпитка» — ресурс для личности, то может произойти срыв, стресс, конфликт. Если «отдающий» родитель счастлив от самого процесса «отдачи» или получает или использует ресурсы другого характера (одобрение супруга, близких, умеет радоваться каждому дню и т.д.) то риски срывов минимальны.
Иногда родители, чаще мамы, не в силах справиться с нахлынувшими отрицательными чувствами. На помощь могут прийти специалисты.

Пример работы с молодой мамой в поиске и определении ресурсов с использованием авторского набора ассоциативных карточек «Калейдоскоп родительских ресурсов»

Ситуация: Женщина, 30 лет, в разводе 2 года, тяжело переживала развод, в данный момент стресс от разрыва с другим человеком. Имеет двух детей девочка 4 года и мальчик 7 лет. Работает, учится. Работа не вполне приносит удовлетворение и материальное благополучие. Семья испытывает материальные трудности. Попытки поиска другой работы пока не увенчались успехом. Также на поиск работы накладывается страх того что, мать с двумя детьми могут не взять или сразу уволить.
Запрос: нет сил справиться с возникшей ситуацией.
Предположительная проблема: потеря родительских и личностных ресурсов.
Ход беседы:
Психолог: Добрый день, расскажите, что у Вас случилось.
Клиентка со слезами рассказывает свою историю на данный момент.
Психолог: Спасибо. Давайте попробуем понять, почему так происходит и как справиться Вам с возникшими проблемами. Перед Вами набор карточек и поле. Возьмите по три карточки и положите их возле каждой рубрики:

  • Ресурсы, которые я использую.
  • Ресурсы, которые имею, но не использую.
  • Не рассматриваю как ресурс.
  • Ресурсы, которые хотел бы использовать.

Выбор производится в «закрытую».

Выбор клиентки:

Клиент: Вот это да!
Психолог: Вы можете прокомментировать попавшиеся Вам карточки?

Клиент: Попробую.

Первая группа «Ресурсы, которые использую часто»:

Клиент: Попробую. Ресурс, которые я использую это оптимизм. Это точно, иногда могу попытаться пошутить и некоторые проблемы превратить в шутки. Вторая картинка это для меня иерархия ценностей и первая это «пара», для меня важно чтобы рядом был близкий человек. Без опоры я чувствую себя подавленной и «бесцельной». (Плачет).
Психолог: Все хорошо, не переживайте у нас с Вами еще есть ресурсы, давайте посмотрим на них.
Клиент: Третья картинка это «вещи», да иногда мне помогает покупка новых вещей или «выброс» старых.

Вторая группа «Ресурсы, которые не использую»:

Клиент: Да, эти ресурсы, по крайней мере — спорт, а в моем случае — это были танцы, я перестала использовать. Хм (смотрит, на изображение смайликов), да иногда выделение из толпы — это ресурс. Я всегда ощущала себя не такой как все, но почему-то в большей мере это была проблема, но не ресурс. А вот эта картинка (с химиком) — это мой сын, у него есть набор для опытов и микроскоп, ему нравится проводить разные опыты. Я как-то мало включаюсь в его дела. Жаль, наверно.

Третья группа «Не рассматриваю как ресурс»:

Клиент: Интересные картинки. Да, коллектив для меня ресурсом не является. Творчество?! Люблю рисовать, но, наверное, не вижу должного эффекта, или, вернее, не верю в него. Зря, наверное. Капельки, смайлики. Что-то много у меня смайликов получается. (Смеется).

Четвертая группа «Ресурсы, которые хотел бы использовать»:

Клиент: Дружбу, да я хотела бы использовать и поддержку, она очень нужна. А еще хочу, чтоб меня защищали. Хотя, глядя на это дерево, я вижу, то, что сама могу быть защитой для своих детей и это же ресурс?! Правильно?! Да, а еще хочется свободы, душевной именно чтобы легко на душе. Правда, от этого легче. Неужели в мире столько ресурсов, которых мы не видим?! А сколько их еще не выпало! Вон, сколько у Вас картинок!!
Психолог: Да, ресурсов много, Вы правы, мы не всегда их видим и осознаем. Потеря одного ресурса это конечно печально, но есть и другие, есть то, что нас поддерживает и заставляет жить. Хотя слово «заставляет» мне не нравится. Давайте вместе подберем другое.
Клиент: Может, «помогает»?
Психолог: Хорошее слово, спасибо. Скажите, что Вы поняли для себя из нашей работы? Помогли ли Вам наши рассуждения?
Клиент: Спасибо. Я поняла, что ресурсов действительно много, что их стоит искать и не терять. Вот только как?! Но это я думаю вопрос для другой беседы.
Психолог: Спасибо, Вам. Вы проделали большую работу. Что Вы теперь думаете делать?
Клиент: Попытаюсь все это осознать и наполнить жизнь другими смыслами. Спасибо!
Резюме: Череда сменяющих друг друга стрессовых ситуаций повергла клиентку в состояние шока, растерянности. Казавшийся «выход» и найденное счастье опять обернулись крахом. Бесцельное, как она описывает, существование, необходимо наполнить смыслом. Но, имея двоих детей, не видя в них ресурса, и не являясь ресурсом для них, клиентка вряд ли могла выполнять родительские функции в нужной форме. Поэтому с клиенткой необходима психологическая работа по схеме работы с ресурсами: поиск-осознание — аккумулурование и т.д. На первой беседе состоялся первый этап работы. Следующий этап предполагается провести в следующую встречу.
Литература:

  1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т стр.115-116
  2. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.

Статья предоставлена номинантами Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года

Опубликовано 14 января 2016

Использование понятий «ресурс» и «потенциал» в психологии

Понятие «ресурс» и близкое к нему понятие «потенциал» широко применяется в психологии. Проблема потенциала является объектом изучения ряда авторов (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фром, К. Юнг, С. Л. Рубинштейн и др.). В психологии труда исходят из понимания, что для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию внутренних потенциалов , имеющихся у него резервов и дополнительных ресурсов (внутренних и внешних).

Отмечая значимость изучения ресурсов человека, знаменитый отечественный психолог, академик АПН СССР, создатель системной модели человекознания с центральной ролью в ней психологии Б. Г. Ананьев писал:

«для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, еще крайне недостаточно используемых обществом»

Общенаучное употребление понятия «потенциал» своими корнями уходит в философию Аристотеля, который рассматривал «акт и потенции личности». По Аристотелю, бытие делится на «потенциальное» и «актуальное», а личностное развитие рассматривается как процесс перехода от первого ко второму.

В. А. Ганзен и Л. А. Головей используют понятие «потенциал развития». Указанные авторы выделяют детерминанты и потенции (потенциалы) индивидуального развития человека. Потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием выполняемой деятельности, составляют своеобразное сочетание потенциалов развития человека. В научной психологии исследователи активно используют (и раскрывают) понятия «личностный потенциал» — при анализе карьерного успеха (Почебут Л. Г., Чикер В. А. , 2000), «потенциал личности» — при анализе саморегуляции (Леонтьев Д. А., 2000, 2006), а также понятия «интеллектуальный потенциал» человека, «интеллектуально-личностный потенциал» (Корнилова Т. В., 2007), «творческий потенциал» человека, и др.

А. Г. Маклаков в 1996 г. ввел понятие «личностный адаптационный потенциал» (ЛАП), под которым понимается взаимосвязанные особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. К составу ЛАП отнесены следующие показатели: уровень нервно-психической устойчивости; самооценка; уровень конфликтности; морально-нравственные качества; ориентация на существующие нормы поведения.

В современной научной литературе по психологии понятие потенциал человека, в том числе личностный потенциал употребляется наравне (и в связи) с понятием ресурс. Например, в одном и том же научном тексте одновременно используются термины «ресурсный потенциал» (образовательного пространства) и «потенциальный ресурс» (развития образования). Чаще всего, говоря о потенциале человека, имеют в виду его интеллектуальные (ментальные), личностные, нравственные и др. ресурсы.

Исследователи исходят предположения (или понимания) того, что существует некоторая совокупность свойств человека, рассматриваемая как внутренний потенциал (ресурс), который обеспечивает возможность успешного освоения профессии, высокоэффективную профессиональную деятельность и развитие человека как профессионала. Эта совокупность свойств С.А. Дружилов в 2002 г. обозначил как «индивидуальный ресурс профессионального развития» (ИРПР) и в последующих публикациях развивал концепцию становления профессионализма человека как реализации его ИРПР.

Понятие «ментальный ресурс» представлено в исследовании С. А. Хазовой. «Ментальный ресурс – это содержательная, относительно устойчивая характеристика внутреннего мира субъекта, это актуальное психическое свойство, проявляющееся в конкретной деятельности и оказывающее прямое влияние на ее эффективность». При этом ментальные ресурс видится как потенциально представленный в опыте человека, а в качестве определяющих выступают интра-субъектные условия – «внутренний мир человека». Феномен «ментальные ресурсы» может включать довольно широкий круг психических явлений: общие и специальные способности, стили и пр.

В. А. Толочек кроме интра-субъектных ресурсов (ресурсов внутри субъектов) выделяет и интер-субъектные (ресурсы не только во-вне субъектов, но и между субъектами взаимодействий). На основе эмпирических исследованиях автор установил, что ресурсы выступают как избирательно актуализируемые условия внутренней и внешней среды субъекта, изменяющие силу влияния и валентность (знак), определяющие социальную успешность субъекта выше «среднего» (среднестатистической). Позднее Толочек выделил также внесубъектные ресурсы – эффекты взаимодействия индивидуальности человека с условиями социальной среды (например, с типичными условиями родительской и своей семьи, рабочей микросреды, с условия социальной мезо- и макросреды).

Примечания

  1. 1 2 3 Толочёк В.А. «Задатки–способности–ресурсы» в детерминации социальной успешности человека /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 2714 с. — С. 1265-1272 ISBN 978-5-9270-0362-4
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — С. 4. — 288 с.
  4. Аристотель. Метафизика. О душе. // Соч. в 4-х т. — М.: Мысль, 1976. — 552 с.
  5. Ганзен В. А., Головей Л. А. Отношение между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельность. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1982.
  6. Рыбалко Е. Ф., Головей Л. А. Потенциалы возрастного развития // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1998. — С. 239-240. — 584 с. — ISBN 5-7896-0050-6.
  7. Грищенко Н. А. Интеллектуальный потенциал // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1998. — С. 186-188.
  8. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. — Автореф. дисс. докт. психол. наук. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1996. — 37 с.
  9. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства / Дисс. докт пед. наук. — М.: Ин-т содержания и методов обучения РАО, 2005. — 322 с.
  10. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс профессионального развития // Актуальные проблемы современной науки. — 2002. — № 4 (7). — С. 269-272. — ISSN 1680-2721.
  11. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 260 с. — ISBN 978-5-98222-702-7.
  12. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды. — Автореферат диссертации доктора психологических наук.. — Кострома, 2014. — 43-44 с.
  13. Толочек В. А. Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — Т. 4, № 2. — С. 115-123.
  14. Толочек В. А. Cтили деятельности: ресурсный подход. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 366 с. — ISBN 978-5-9270-0299-3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *