Репрезентативная система

Репрезентативная система

Высшая аттестационная комиссия

Запрос «ВАК» перенаправляется сюда; о Военно-академических курсах РККА (1921—1924 гг.) см. Военно-академические курсы высшего комсостава РККА.

Высшая аттестационная комиссия

ВАК

Высшая аттестационная комиссия на Викискладе

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) — существовавший в СССР и ныне существующий в России, Беларуси, Армении, Азербайджане, Молдове и ряде других постсоветских государств государственный орган, отвечающий за обеспечение государственной аттестации научных и научно-педагогических работников — присуждение учёных степеней доктора и кандидата наук, а также присвоение учёных званий.

В современной России данный орган носит название «ВАК при Минобрнауки РФ» (см. его сайт).

Необходимость создания подобного органа в СССР и постсоветских странах связана со значительным (в сравнении, например, со странами Запада) разбросом уровня научно-педагогических работников между различными вузами и научными институтами. Понятно, что в такой ситуации унификация требований к соискателям степеней и званий, а также централизованный контроль их выполнения приобретают особое значение.

ВАК СССР

В СССР ВАК была учреждена в 1932 году (первое заседание — в 1933 г., фактически начала работу в 1934 г.), воплотив в себе сталинскую модель науки, созданную в 1920-е годы в Советском Союзе. Ранее, в Российской империи учёные степени присуждались непосредственно в институтах и университетах, а после Октябрьской революции до принятия в 1934 году соответствующего постановления СНК в стране не существовало системы учёных степеней и званий. Создание единого аттестационного органа было вызвано общим дефицитом достаточно квалифицированных и одновременно идеологически выдержанных учёных, способных адекватно оценивать диссертационные работы.

ВАК неоднократно меняла подчинённость. До 1974 г. находилась при структурах управления высшей школой. С 1975 г. до 1991 г. входила в Министерство высшего образования СССР, возглавлялась министром и именовалась Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР.

Председателями комиссии являлись:

  • Кржижановский, Глеб Максимилианович — 1933—1936 гг.
  • Межлаук, Иван Иванович — 1936—1938 гг.
  • Кафтанов, Сергей Васильевич — 1938—1954 гг.
  • Елютин, Вячеслав Петрович — 1955—1975 гг.
  • Кириллов-Угрюмов, Виктор Григорьевич — 1975—1987 гг.
  • Шемякин, Евгений Иванович — 1987—1991 гг.

С распадом СССР в 1991 году ВАК СССР перешла под юрисдикцию России.

ВАК РФ

ВАК Российской Федерации существует с 1992 года. Официальные названия органа менялись. С 2011 года по май 2018 года ВАК была подчинена непосредственно Министерству образования и науки, а после его реорганизации перешла под юрисдикцию созданного Министерства науки и высшего образования РФ.

Согласно Положению о Высшей аттестационной комиссии ВАК РФ даёт Министерству заключения и рекомендации:

  • о диссертационных советах (создание советов, установление и изменение их состава, конкретизация их полномочий, приостановление, возобновление и прекращение их деятельности);
  • о присуждении учёных степеней на основе анализа аттестационных дел соискателей (по 2013 год — также о присвоении учёных званий);
  • о перечне и программах кандидатских экзаменов;
  • о перечне рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций;
  • о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об учёных степенях и учёных званиях на территории РФ.

Кроме того, ВАК участвует в разработке проектов законодательных актов по вопросам присуждения степеней и присвоения званий.

В соответствии с Положением о порядке присуждения учёных степеней диплом кандидата наук выдаётся ВАК на основании решения диссертационного совета учреждения, в котором происходила защита, а диплом доктора наук выдаётся на основании решения диссертационного совета и положительного заключения экспертного совета ВАК соответствующего направления. С 2016 года некоторые российские вузы и научные организации наделены правом присуждения степеней автономно от ВАК.

В 2002—2013 гг. ВАК присваивала звания профессора по специальности и доцента по специальности (последнее — аналог существовавшего до 2002 г. звания старшего научного сотрудника). С 2011 по 2013 гг. присваивала также учёные звания профессора и доцента по кафедре, до этого присваивавшиеся Рособрнадзором. С 2014 года звания именуются просто «доцент» и «профессор», а присваиваются непосредственно Минобрнауки и только по научным специальностям; старые звания «по кафедре» к ним приравнены.

Присуждение учёной степени или присвоение учёного звания оформляется соответствующим приказом министра образования и науки.

ВАКи по странам

  • Азербайджан — Высшая аттестационная комиссия при Президенте Азербайджанской Республики
  • Армения — Высшая аттестационная комиссия Армении
  • Беларусь — Высшая аттестационная комиссия Беларуси
  • Болгария — Высшая аттестационная комиссия Болгарии (болг. Висша атестационна комисия; упразднена в декабре 2010 года)
  • Грузия — Совет учёных экспертов Грузии
  • Казахстан — Комитет по контролю в сфере образования и науки Республики Казахстан
  • Кыргызстан — Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики
  • Молдова — Национальный совет по аккредитации и аттестации Республики Молдова
  • Россия — Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки России
  • Таджикистан — Высшая аттестационная комиссия при Президенте Республики Таджикистан
  • Туркменистан — Высший профессионально-аттестационный комитет Туркменистана Высшего совета по науке и технике при президенте Туркменистана (воссоздан в 2007 г. вместе с Академией наук Туркменистана)
  • Узбекистан — Высшая аттестационная комиссия Республики Узбекистан
  • Украина — Высшая аттестационная комиссия Украины (укр. Вища атестаційна комісія України), упразднена в декабре 2010 года, сайт не обновляется; функции ВАК были переданы Департаменту аттестации кадров (ДАК) Министерства образования и науки, в настоящее время те же функции исполняет Аттестационная коллегия Министерства образования и науки

> См. также

  • Диссертационный совет

Примечания

  1. М. Н. Волков. Статья «Высшая аттестационная комиссия». Большая Советская Энциклопедия 1969—1978. Дата обращения 1 октября 2017.
  2. 1 2 3 Высшая аттестационная комиссия (ВАК)…. Государственный архив Российской Федерации (фонд: Р-9506, опись: 123). Дата обращения 1 октября 2017.
  3. Ясницкий, А. Сталинская модель науки: История и современность российской психологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2015. — № 3-4. — С. 407—422.
  4. Krementsov, N. Stalinist science. Princeton, 1997
  5. Постановление СНК СССР от 13.01.1934 N 79. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик (13 января 1934). Дата обращения 14 декабря 2017.
  6. Сонин А. С. ВАК СССР в послевоенные годы: наука, идеология, политика // Вопросы истории естествознания и техники. — М.: Наука, 2004. — № 1. — С. 18—63. — ISSN 0205-9606.
  7. Постановление Совмина СССР от 29.12.1975 N 1067. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Дата обращения 20 июня 2017.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета (15 мая 2018). Дата обращения 16 мая 2018.
  9. Президент РАН заявил, что ВАК остается в ведении Миннауки. ТАСС (31 мая 2018). Дата обращения 31 мая 2018.
  10. Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (посл. изм. 28.08.2017). Система ГАРАНТ. — см. ст. 5; кроме того, в абз. 1 ст. 40 оговаривается, что аттестационное дело соискателя степени доктора наук передаётся в экспертный совет ВАК «вместе с текстом диссертации». Дата обращения 19 октября 2017.
  11. О перечне научных и образовательных организаций, которым предоставляется право самостоятельно присуждать учёные степени. Сайт «Документы Правительства России» (25 августа 2017). Дата обращения 1 октября 2017.
  12. М. Бударагин. «Сделаем степень кандидата аналогом PhD» (интервью с председателем ВАК). «Взгляд» (25 февраля 2013). — «ВАК… также присваивает учёные звания профессора по кафедре и доцента по кафедре «. Дата обращения 19 октября 2017.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 «О порядке присвоения ученых званий». Российская Газета. Дата обращения 12 декабря 2013.
  14. SCC. ԲՈՀ — Բարձրագույն որակավորման հանձնաժողով (арм.). www.boh.am. Дата обращения 20 июня 2017.
  15. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Официальный интернет-ресурс Комитета по контролю в сфере образования и науки. Дата обращения 20 июня 2017.
  16. Национальная аттестационная комиссия переименована в Высшую аттестационную комиссию (конго). Официальный сайт Правительства КР. Дата обращения 14 декабря 2017.
  17. Национальный Совет по Аккредитации и Аттестации. www.cnaa.md. Дата обращения 14 декабря 2017.
  18. ВАК (КОА). www.vak.tj. Дата обращения 10 мая 2018.
  19. В Туркменистане будет восстановлена Академия наук и ВАК, ЦентрАзия (13 июня 2007). Дата обращения 21 декабря 2017.
  20. OAK (узб.). www.oak.uz. Дата обращения 14 декабря 2017.

> Ссылки

Высшая аттестационная комиссия на Викискладе

Репрезентативные системы, понятие, классификация, особенности

Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) — это система, посредством которой человеком воспринимается и используется информация, поступающая из внешнего мира.

Репрезентативная система — понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

У каждого из нас есть несколько различных способов репрезентации собственного взаимодействия с миром. Ниже описывается несколько конкретных репрезентативных систем, которыми каждый из нас может воспользоваться для репрезентации собственного опыта.

У нас есть пять несомненных чувств, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения.

В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы репрезентировать собственный опыт.

Свой опыт мы можем хранить в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на шесть категорий:

Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит. Визуалы обычно любят кино, у них зачастую хорошая память на лица, они замечают разные мелочи и детали, которые остальным могут показаться просто «фоном». Многие визуалы не испытывают проблем с правописанием, так как часто запоминают, как пишутся слова, не по буквам или согласно правилам правописания, а помнят их целиком, как иероглифы.

Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации и подразделяется на аудиально-тональную и аудиально-дигитальную подсистемы. Люди с аудиально-тональной подсистемой хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом. Носители же аудиально-дигитальной подсистемы улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.

Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики зачастую выбирают максимально удобную и приятную к коже одежду, распространено мнение, что они любят со всеми обниматься, но это не так. Поскольку осязательный канал у кинестетиков — ведущий, им часто трудно дотронуться до неприятного им человека, даже просто, чтобы пожать руку, но к приятным им людям они достаточно часто прикасаются при разговоре — могут застегнуть не застегнутую пуговицу на собеседнике, стряхнуть пылинку или что-то поправить, что обычно кажется бестактностью не кинестетикам.

Олфакторная репрезентативная система опирается на обоняние, и поскольку она встречается реже, чем перечисленные выше, и знаний о ней у людей меньше, то часто ее относят к кинестетической. Олфакторы лучше всего чувствуют запахи, и приятный или неприятный, резкий запах может существенно отвлечь их от всего остального. Если человек при рассказе, допустим, о каком-то путешествии обязательно упоминает запахи — свежий морской воздух, запах кофе на туристической улочке старого города — или не может в принципе отвлечься от неприятного запаха, скажем, моющего средства для окон или пластика, то, скорее всего перед вами олфактор.

Густаторная система опирается на вкусовые ощущения. Так как она тоже достаточно редкая, не такая как олфакторная, но куда реже аудиальной, ее часто относят к кинестетической. Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения, зачастую именно эти люди ездят в гастрономические туры по странам и в их воспоминании о детстве почетные места занимают бабушкины пирожки и манная каша с комочками из детского сада.

Дискретная репрезентативная система опирается на логическое осмысление полученной извне информации. Часто ее вообще отказываются считать таковой, ведь она опирается не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные умственные построения. Обычно такие люди воспринимаются другими как немного «оторванные от реальности», но обычно они очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят все «раскладывать по полочкам» и алгоритмизировать, оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы для того, чтоб упростить и ускорить их выполнение/

Как видите, не все так просто в психологическом делении человека на типажи. И, как правило, оно не ограничивается четкими рамками — каждый человек многогранен и несет в себе определенную долю любого из перечисленных типов. В соответствии с указанными маркерами определяется тот или иной тип человека.

1. Кинестетический тип:

— эндоморфная конституция;

— нижний тип дыхания;

— расслабленная поза;

— медленный темп речи;

— низкий тембр голоса;

— жестикуляция на уровне диафрагмы;

— предикаты типа «ощущать», «чувствовать», «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «движение», «простой»;

— преимущественно нижние глазодвигательные реакции.

2. Визуальный тип:

— эктоморфная конституция;

— верхний тип дыхания;

— выпрямленная поза;

— быстрый темп речи;

— высокий тембр голоса;

— жестикуляция выше уровня диафрагмы;

— предикаты типа «видеть», «ясный», «точка зрения», «перспективы», «темный», «светлый», «обзор»;

— преимущественно верхние глазодвигательные реакции.

3. Аудиальный тип:

— мезоморфная конституция;

— средний тип дыхания;

— поза ближе к расслабленной, часто с наклоном головы в сторону собеседника (как бы прислушиваясь);

— средний темп речи;

— средний тембр голоса;

— жестикуляция на уровне диафрагмы;

— предикаты типа «слышать», «тихий», «громкий», «глухой», «гармоничный», «ритмичный», «созвучие»;

— глазодвигательные реакции преимущественно на среднем уровне.

Существуют ли указанные выше типы человека в чистом виде? Очевидно, нет, но для нас с практической точки зрения и не представляется важным точная классификация типов. Значительно важнее другое: выявление текущей динамики модальностей внутреннего опыта, выявление неконгруэнтностей (об этой важнейшей категории мы поговорим подробнее ниже), определение модальности, необходимой для присоединения, и т. д. Все это требует, прежде всего, быстрой и уверенной калибровки.

Рис. 1. Глазодвигательные реакции (а)

Ориентация, в том числе и на невербальные каналы передачи информации, является необходимым условием умения общаться, улавливать нюансы и тенденции поведения других людей. Но бессознательной калибровки недостаточно для целенаправленной работы в техниках структурной психосоматики. Следовательно, необходимо не столько даже обучиться ей, сколько структурировать соответствующие карты, добиться устойчивого пребывания центра осознания в данной зоне во время работы. Сразу же отметим, что ни один опытный специалист не калибрует «по опроснику», т. е. никто и никогда не определяет последовательно тип сложения, дыхания и т. д., — оценка производится сразу и «обзорно». Когда потом такого специалиста (оператора) спрашиваешь, по каким признакам он произвел классификацию, когда сам пытаешься описать процесс калибровки, единое действие начинает распадаться на фазы — да, действительно, глазодвигательные реакции такие-то, предикаты такие-то, все правильно, но явно ощущается, что нечто важное ускользает, не поддается вербализации. Дело в том, что, во-первых, калибровка осуществляется по «совокупному впечатлению», это скорее мастерство, нежели отработанная пооперационная процедура; во-вторых, терапевт находится на глубинных уровнях сознания — не ниже четвертого, на которых вербализация принципиально затруднена.

Описанные элементы являются базовыми — без овладения ими невозможно применение каких-либо техник, овладение же ими — это первый шаг к профессиональной деятельности. Но не только — владение калибровкой, присоединением и ведение на осознанном уровне чрезвычайно полезно и в широком круге обыденных житейских контекстов, оно позволяет осуществлять межличностные контакты на совершенно ином уровне эффективности. Прекрасными примерами успешной калибровки, присоединения и ведения являются отношения «мать-ребенок» и в тех партнерских парах, о которых говорят, что они живут «душа в душу». Вообще, отношения между половыми партнерами могут рассматриваться как самый очевидный случай близких отношений на невербальном уровне — здесь чисто телесные проявления значат «больше слов» и зачастую делают слова излишними.

Другой пример хорошего контакта на уровне присоединения и ведения — случай менее очевидный, но классический (с него, в частности, начинались исследования в области психологии малых групп). Это — так называемые слетанные пары летчиков-истребителей. Действительно, хорошие пилоты далеко не всегда могут образовывать удачные пары. В свое время случай подсказал, что совместимость может быть спрогнозирована заранее: в душевой одного из авиационных подразделений система подвода горячей воды была устроена таким образом, что изменение расхода воды в одной из соседних кабин влияло на температуру воды в обеих. Один из врачей обратил внимание, что некоторые соседи, не видя друг друга и не согласуя своих действий, легко и быстро добиваются комфортной для обоих регулировки, а у других это не получается. Первые пары были удачными партнерами и в воздухе. Этот пример показателен в нескольких отношениях:

— присоединение и ведение (а анализ показал, что в успешных парах всегда устанавливались отношения «ведущий-ведомый») может основываться на самых периферических феноменах в таких условиях, когда калибровка по глазодвигательным реакциям, типу дыхания и другим признакам просто невозможна;

— отношения «ведущий-ведомый» успешны лишь тогда, когда они экологичны для обоих участников.

Связь репрезентативных систем (модальности) со стилями энергоинформационного общения. Репрезентативные системы (модальности) — это пути получения, обработки, хранения и извлечения информации (картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы). Основных систем четыре: визуальная, внутренний диалог, аудиальная и кинестетическая. У каждого человека они развиты по-разному. Одни люди больше доверяют зрительной информации, другие — своим чувствам, третьи хорошо воспринимают информацию на слух и им не обязательно видеть собеседника, а четвертые не сразу воспринимают информацию, они должны ее обдумать.

1. Визуальная репрезентативная система — восприятие, обработка и хранение зрительной информации. Человека, у которого в большей степени развита визуальная система, будем называть визуалом.

2. Внутренний диалог — репрезентативная система, отвечающая за формирование и обработку мыслей, общение с самим собой.

3. Аудиальная репрезентативная система — восприятие, обработка и хранение слуховой информации. Человека, у которого в большей степени развита аудиальная система, будем называть аудиалом.

4. Кинестетическая репрезентативная система — восприятие, обработка и хранение чувственной информации (тактильность, обоняние, осязание, вкус). Человека, у которого в большей степени развита кинестетическая система, будем называть кинестетиком.

Рис.2. Основные репрезентативные системы.

Функционирование репрезентативных систем можно наблюдать, следя за движением глаз собеседника (глазными сигналами доступа). Эти движения могут быть мимолетными или фиксированными. Они являются бессознательными и обязательны при обращении к той или иной репрезентативной системе (рис.3).

Рис.3. Глазные сигналы доступа.

Сильные и слабые стороны команды. Рациональные команды, т.е. команды, составленные из людей, относящихся к рациональным типам, хорошо работают в ситуации стабильности, где нужны планомерные и последовательные действия, точность и терпение. В ситуациях хаоса, неопределенности они теряют цели, не успевают отслеживать ход событий и изменения.

Иррациональные команды — это команды революционеров, внедряющих новое. Их активность высока, но и высок риск их деятельности. Они целеустремленны, им любое море по колено, они отличаются гибкостью подходов. В то же время они не способны на стабильную монотонную работу, не любят подчинение, соблюдение правил.

Интуитивные команды продуцируют огромное число ценных идей и перспективных возможностей для предприятия. В них царит атмосфера непрерывного мозгового штурма. Вместе с тем они не способны реализовывать свои идеи ввиду отсутствия у членов команды организаторских данных, по способны создавать неимоверный хаос, постоянно теряя направление творчества.

Сенсорные команды действуют быстро, активно, целенаправленно, сметая на пути все преграды. Участники таких команд имеют высокий тонус, в них нет места слабым и слабостям, В то же время в этих командах отсутствуют новые идеи, некому указать на возможные неприятности в будущем, перед которым они испытывают страх.

Логические команды отличают четкий порядок, стабильность и предсказуемость, профессиональное администрирование, соблюдение договоров и дисциплина. Вместе с тем такие команды характеризуются холодностью во взаимоотношениях, в них нет сплоченности. Члены команды тяжело переживают конфликтные ситуации внутри предприятия, отсутствует внешняя дипломатия.

Эмоциональные команды характеризуются атмосферой тепла и уюта, притягательностью для внешних партнеров комфортным общением, внимательностью к человеку. В то же время в этих командах отсутствуют четкий порядок, дисциплина, нет конкретных результатов деятельности.

Таким образом, для эффективного развития в команде должно быть сбалансированное представительство людей, относящихся к разным стилям энергоинформационного общения. Хотя под определенные задачи можно создавать команды с преобладанием стилей, которые наиболее эффективны для их решения.

Типы репрезентативных систем

Задумывались ли вы о том, почему некоторые люди в свободное время любят слушать музыку, а другие предпочитают смотреть фильмы или читать книги? Почему одним нравится болтать по телефону, вторым переписываться в социальных сетях, а третьим выкладывать свои и рассматривать чужие фотки?

Все дело в том, что разные люди по-разному воспринимают информацию, поступающую к ним из окружающего мира.

Есть три основных канала восприятия, через которые человек обычно общается: глаза, уши и тактильные ощущения. И у каждого человека чувствительность этих каналов разная.

Через глаза мы воспринимаем зрительные образы – кино, фото, рисунки, то есть то, что можно увидеть. Людей, у которых преобладает восприятие через зрительные образы, называют визуалами.

Через уши мы принимаем различную аудиальную информацию – речь, музыку, шумы, то есть то, что можно услышать. Людей, предпочитающих слуховое восприятие, называют аудиалами.

С помощью тактильных ощущений мы можем почувствовать температуру, вкус, боль и др. Людей, воспринимающих информацию в первую очередь через ощущения, называют кинестетиками.

В последнее время стали выделять еще четвертый тип людей – дигиталов или дискретов. Этот тип очень редок по сравнению с остальными тремя. Особенность людей-дигиталов заключается в том, что они воспринимают информацию с помощью логики, цифровых расчетов и осмысления.

Рассмотрим каждый тип людей подробнее.

Визуал

Человек с преобладающей визуальной системой, как правило, быстро разговаривает, активно жестикулирует, нетерпелив в разговоре. Когда он что-то объясняет, то старается показать некий образ, который возникает перед его глазами. Визуал быстро схватывает все новое, легко запоминает информацию.

Признаки ведущей визуальной репрезентативной системы:

1. Подвижны и мобильны (энергичны).

2. Любят движение.

3. Состояние зависит от визуального окружения.

4. Обычно быстро говорят, нетерпеливы.

5. Не любят, когда их прерывают, так как тогда прерывается ход их мыслей-картинок.

6. Жестикулируют руками, особенно когда увлечены (так они указывают на мысленные воображаемые образы).

7. Вспоминают чувства в виде картинок.

8. Риторические вопросы чаще формулируют в форме: «Можете представить себе, что я пытаюсь сказать?», «Кто-нибудь видит смысл в этом?»

9. Не любят работать по телефону.

10. Любят графики, схемы, короткие выступления.

11. Физиологические признаки: дыхание поверхностное и частое, когда ищут ответ на вопрос, останавливают дыхание.

Способ построения и поддержания отношений с визуалом:

1. Делайте визуальные оценки – красивый, яркий, темный и т. д.

2. Активно слушайте, не прерывайте, повторяйте последнее предложение или несколько слов.

3. Задавайте вопросы, стимулирующие визуальную модальность.

4. Показывайте, вместо того чтобы говорить.

Аудиал

Аудиалы говорят размеренно, мысли излагают последовательно, их речь внятная. При необходимости они без труда могут дословно повторить изложение собственных мыслей. Аудиалы стремятся быть последовательными и логичными. Легко усваивают языки, они хорошие рассказчики, их приятно слушать.

Признаки ведущей аудиальной репрезентативной системы:

1. Склонны работать хорошо, если нет отвлекающих звуков.

2. Открыты обсудить дело со всех сторон.

3. Решения основаны на логике.

4. Непроизвольно двигают губами, когда думают или слушают.

5. Стараются доминировать в разговоре.

6. Шум — источник сильного дискомфорта.

7. Качество работы зависит от того, как хорошо она объяснена.

8. Любят воспринимать информацию с той же скоростью, с какой сами говорят.

9. Прекрасно говорят по телефону.

10. Быстро осваивают иностранный язык.

11. Физиологические признаки: дыхание ритмичное (метроном), диафрагмовое; вздыхают, когда принимают решения. Не так напряжены, как визуальные люди.

Способ построения и поддержания отношений с аудиалом:

1. Говорите с ними, богато интонируя свой голос.

2. Больше рассказывайте, чем показывайте («Скажи мне», «Объясни мне»)

3. Позвольте ему выговориться

4. Точные словесные инструкции будут стимулировать его работу.

Кинестетик

Кинестетики более чем другие способны к глубокому эмоциональному сопереживанию. Они обычно говорят медленно, низким приятным голосом. Их мышление интуитивно, а интуиция работает быстрее логики. Собственно сама логичность не имеет для них существенного значения, что позволяет им принимать неординарные решения. Кинестетики могут благотворно влиять на свое окружение и пользоваться большим уважением коллег.

Признаки ведущей кинестетической репрезентативной системы:

1. Два типа кинестетиков:

а) Внешние кинестетики — больше ориентируются на внешние чувства (мягкость кресла,

температура в комнате), склонны все держать в руках, ко всему прикасаться, в том числе и к людям, когда общаются;

б) Внутренние кинестетики — больше ориентированы на внутренние чувства, эмоции.

2. Могут вести себя как очень внимательные и терпеливые слушатели.

3. Ищут в разговоре глубокие эмоциональные пласты: что мотивирует, какие намерения, какие цели разговора?

4. Интуитивно воспринимают, в каком Вы состоянии.

5. Любят спорт и физическую активность и, как следствие, чаще бывают в лучшей физической форме, чем другие.

6. Ценят юмор (тонкий) и метафоры.

7. Физиологические признаки: дышат глубоко и очень медленно; говорят более низким голосом и медленнее визуальных н аудиальных людей.

Способ построения и поддержания отношений с кинестетиком:

1. Говорите о чувствах.

2. Дайте почувствовать вашу заинтересованность в обсуждаемом вопросе.

3. Периодически задавайте вопросы о том, нравиться ли ему, как обсуждаются дела, хорошо ли он себя чувствует, не хочет ли чего-нибудь.

Дигитал (дискрет)

Дигитала бывает сложно распознать, так как в общении он склонен подражать своему собеседнику, перенимать манеру поведения. Единственное его отличие это стремление к логике во всем – в разговоре, в поведении, в принимаемых решениях. Основное значение для них имеют слова, произнесенные или написанные, их смысл и значение. Дигиталов очень мало, буквально один на 10000. Так что шанс встретить его невелик.

Конечно, в чистом виде каждый из вышеперечисленных типов репрезентативной системы встречается крайне редко. Как правило, типы восприятия смешаны в той или иной степени. Однако практически у каждого человека можно выделить преобладающий или доминирующий тип восприятия. И от этого зависит его поведение, стиль общения, вкусы и предпочтения.

Всем привет! Несмотря на своё страшное и непонятное название, репрезентативная система – это всего лишь один из способов восприятия мира. Люди разные, как и их характеристики, то есть уровень памяти, тип мышления, способности, сила воли и многое другое. Зная то, каким образом другой человек получает информацию, мы можем выбрать методы, с помощью которых будет легче повлиять на его мнение и решения.

Визуальная репрезентативная система

Визуалы руководствуются образами, для них важна картинка. Считается, что их в мире наибольшее количество. У них развито воображение, которое вполне регулирует их внутренний мир и ощущения.

Признаки: сосредоточенный взгляд и ровная, выпрямленная спина. Дышит учащённо, в основном верхним, грудным способом.

Интересно, что на момент формирования образа, либо же сосредоточенного рассматривания того, что заинтересовало – способен задержать дыхание. Учитывая, что визуалам нужна картинка, длинную лекцию они не будут способны выдержать. Такова уж их психология.

Информация, которую требуется воспринимать на слух, утомляет и вызывает скуку. А работа при посторонних звуках станет невозможной, как и сон. Память, как вы уже могли догадаться, образная, поэтому при попытке что-то вспомнить, у них всплывают картинки перед глазами.

Важно не мешать им во время общения осматриваться по сторонам, а также не загораживать вид. Наиболее важен контакт глазами, именно такие люди способны замечать, что у вас изменилась причёска, появился новый элемент одежды, а также каким цветом глаза. Говорят быстро и громко, а всё потому, что картинки в голове проносятся молниеносно, и они стремятся успевать за ними.

Визуалы, в основном высокие, худощавые с тонкими губами. Голова поднята, взгляд устремлён вверх. Стараются держаться немного в стороне от собеседника, чтобы полностью его видеть. Шея в основном напряжена, наряду с плечами. Жесты на уровне лица, чтобы хорошо были видны.

Слова и фразы:

  • Посмотрите
  • Я рассмотрю ваше предложение
  • Ответ появился перед глазами
  • Я теперь вижу, что вы пытались мне объяснить
  • Хочу увидеть вас
  • Интересное зрелище
  • Мы там увидим что-то невообразимое

Аудиальная

Информацию улавливают, ориентируясь на звуки, как, в принципе, и запоминают её. Аудиалов намного меньше, всего лишь 20 процентов среди всего населения.

Признаки: дыхание в одном каком-то ритме, чётком и ровном, много говорят, стараясь как можно точнее и правильней изложить свои мысли, чтобы быть наверняка услышанным. Говорят настолько много, что окружающие устают от их присутствия. Порой даже разговаривают вслух с самим собой, когда остаются по каким-либо причинам в одиночестве.

Глаза часто «бегают», не столько потому, чтоб рассмотреть что-то, это просто помогает сосредоточиться и прислушаться. Акцентируют внимание на тембр голоса, интонации. Такого человека непросто обмануть касательно своего эмоционального состояния, так как разницу отследит мгновенно по тому, как именно вы говорите, будучи радостным или грустным и прочее. Жесты на уровне груди, руки ниже не опускают пытаясь что-то объяснить.

Либо полноватые, либо среднего телосложения. Интересно, что в контакте с другими стараются быть как можно ближе, подавая корпус тела ближе к собеседнику. Так лучше слышно. Но когда в голове происходит внутренний диалог, чтобы его лучше уловить, они отстраняются от партнёра.

Так что, если вы внимательны, то всегда сможете отслеживать, отвлекся собеседник, или всё-таки слушает вас и слышит. Голова чаще всего наклонена в одну сторону, а не повернута прямо к партнёру. Так обычно ведут себя люди, когда прислушиваются к тихим или далёким звукам.

Не обижайтесь на то, что контакт глазами будет редким, так как когда они смотрят на другого человека – им сложнее воспринимать поступающую информацию, они попросту отвлекаются.

Слова и фразы:

  • Я слышу
  • Я что, говорю на непонятном языке?
  • Пропустил мимо ушей
  • Держи язык за зубами
  • Не проронил ни слова
  • Вот такая манера говорить
  • Не могу слышать его голос
  • Вот послушай, что я тебе скажу
  • Это же неслыханно!

Кинестетическая

Им очень важно чувствовать и ощущать тактильно, то есть, дотрагиваясь, щупая. И это не только для того, чтобы лучше понять материал и прочее, кинестеты используют прикосновения как способ выразить свои чувства. Так же как и аудиалы, составляют всего лишь 20 процентов среди остальных видов.

Признаки: их легко распознать не просто заметив частые прикосновения к вам, но и, присмотревшись к движениям зрачков, которые обычно имеют направленность сверху вниз и вправо. Дыхание глубокое, животом, его называют мужским, так как у женщин оно более поверхностное, грудное.

Разговаривает немного замедленно, делая многочисленные паузы, дабы прислушаться к внутренним ощущениям. Сам голос низкий, хриплый или тихий. При контакте располагается очень близко, порой нарушая интимную зону. При жестикуляции руки вверх не поднимает, в основном это движения не выше уровня живота.

Пухлые и мягкие губы, как и, в принципе, очертания тела. Нередко бывает мускулистым, крепким и сильным. Темп жизни, как и движений – медленный, поэтому, если хотите обратить на себя внимание, либо поддержать человека, у которого ведущая тактильная модальность – прикоснитесь к нему, погладьте, или просто похлопайте по плечу.

Слова и фразы:

  • У меня чешутся руки, так хочется
  • Да я и пальцем его не трогал
  • Я человек с горячим сердцем
  • И зачем я только с вами связался?
  • Он довольно-таки толстокожий человек
  • Она вела себя хладнокровно
  • Не нужно мне тут хватать звёзды с неба!
  • Я загорелся желанием

Дигитальный

Несмотря на сложность самого слова, определение достаточно простое. Дигиталы – это люди, которые ориентируются на все вышеперечисленные типы репрезентативной системы, только на метауровне. Таких личностей не часто встретишь, так как представляют самое малое количество.

Признаки: используют логику, стараясь во всём найти связь и объяснение. Движение зрачков обычно сверху вниз и влево.

Губы сжаты, руки чаще всего в закрытом положении, то есть, скрещены на груди. Дыхание достаточно неровное, поверхностное, с периодическими паузами. Также можно заметить, что такой человек часто вздыхает, будто его что-то тревожит или печалит. Говорит как на автомате, без особого проявления эмоций, отчего может вызывать скуку своей монотонностью и размеренностью.

Внешних отличий от других типов практически нет, они выглядеть могут совершенно по-разному. Распознать можно по тому, что двигаются как роботы, механически, и используют в своей речи такие фразы, которые кажутся заученными и заранее подготовленными.

Опираются на цифры, статистические данные, поэтому распознать дигиталов сможете по таким фразам и словам, как:

  • Мне всё понятно
  • Ясно
  • Я знаю
  • Мне нужно подумать
  • Я должен поразмышлять
  • Это достаточно интересно

Олдфакторы и густаторы

Редко встречающиеся, но всё же существующие виды: олдфакторы (обоняние) и дегустаторы (вкусовые рецепторы ведущие), и то, они существуют в связи с профессиональной деятельностью, или с физическими ограничениями. У тех, кто потерял зрение, обостряются другие органы, с помощью которых они научаются воспринимать поступающую информацию, они лучше слышат, различая людей даже по походке и улавливая их настроение.

Дегустаторы даже по запаху способны назвать продукты, которые входят в состав какого-то блюда.

Фразы:

  • У него такая кислая мина была
  • Моя жизнь горькая, как таблетка
  • Мое сердце почуяло беду
  • Он такой слащавый, аж противно

Рекомендации в общении

  1. Учитывая тот факт, что большинство людей являются визуалами, встречаясь с новыми людьми, старайтесь использовать слова, более близкие их типу восприятия, тогда шанс быть услышанным и понятым значительно вырастет.
  2. Обращайте внимание, какую дистанцию выбирают по отношению к вам, тогда вы точно сможете понять, дигитал перед вами или нет. И если от вас находятся слегка на расстоянии, не нарушайте личное пространство собеседника, дабы не спровоцировать его на конфликт или желание попрощаться с вами. Более подробно о зонах контакта вы узнаете из этой статьи.
  3. В разговоре вам потребуется прислушаться к тому, какие слова использует партнёр, с чем связана его работа, как проводит свободное время, как он выглядит (опрятно, удобно, модно и прочее), а также как именно он получает необходимые знания и что любит. Проанализировав вышеупомянутое, вы легко сможете определить, к какому виду он относится.
  4. Если в ходе беседы вы замечаете, что ваши аргументы и доводы не действуют, подумайте, возможно, вы ошиблись и опираетесь на неподходящие выражения, которые не соответствуют типу репрезентативной системы собеседника? Возьмите на вооружение статью .
  5. Присмотритесь к ребёнку, чтобы понять, какая у него ведущая система, тогда мотивировать его и находить общий язык станет намного проще.
  6. Используйте полученные знания в рабочих процессах, подготавливая речь, презентации и доклады.

И помните, что людям свойственно меняться в течение жизни, поэтому даже если вы раньше считали себя, допустим, кинестетом, то профессиональная деятельность, члены семьи и способ проведения досуга могли оставить свой отпечаток, превратив вас в дигитала или аудиала. Так что периодически присматривайтесь к близким и ценным людям, возможно, старые методы обращения с ними утратили свою актуальность, отчего не выходит найти общий язык.

Кстати, рекомендую вам прочитать статью о работе своего подсознания, возможно вам будет интересно.

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Понятие и виды репрезентативных систем.

Итак, люди по разному представляют (репрезентируют) свой индивидуальный опыт. Доступные нам сенсорные системы, используемые для этого, могут быть названы системами репрезентации или лучше репрезентативными системами. Каждый человек имеет в своем распоряжении различные способы репрезентации переживания мира. Пути, посредством которых мы познаем (переживаем, репрезентируем) мир, проходят сквозь наши «врата восприятия» — органы зрения, слуха, кинестезиса, обоняния и вкуса. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть этого постоянного потока сенсорного опыта по множеству причин является чрезмерной или ненужной мы обращаем внимание не на все его элементы, а предпочитаем фокусироваться на той его системе (или системах), которая доставляет информацию наиболее соответствующую тому опыту, что у нас имеется. Мы располагаем языковой системой, с помощью которой можем представлять наш опыт можем его хранить непосредственно в системе в тесной связи с определенным сенсорным каналом

Репрезентативная система — понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Различают следующие Р. с.:

визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;

аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховые образы;

аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;

аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);

кинестетическая — опирающаяся, в основном, на ощущения.

дискретная — опирающаяся на логическое осмысление сигналов остальных систем.

Кроме этого иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) системы, однако они очень слабо распространены. Существует мнение, что понятие дискретной Р.С. не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, т.к. оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.

Репрезентативные системы и словарные предпочтения

При наличии выбора люди чаще употребляют слова, соответствующие их репрезентативной системе.

Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»

Аудиал: «Звучит похоже на правду»,

Кинестетик: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»

Дигитал: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы».

Практически это используется в методах НЛП в связи с невозможностью более точного анализа Р.С.(например, исследование данных ЭЭГ). Примером использования особенностей репрезентативных систем могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его репрезентативной системе (напр: «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его репрезентативной системе слов.

Ведущая репрезентативная система и референтная репрезентативная система

Ведущая система (чаще всего она же и первичная) запускает внутреннюю стратегию, в референтной приходит ответ. Смотри Ведущая и референтная система

Направление развития

Полезно разрабатывать те репрезентативные системы, которые у вас работают хуже (признак — вы ими реже пользуетесь), и наводить мосты между используемыми вами. Развитие личных репрезентативных систем.

Когда мы налаживаем мосты между нашими репрезентативными системами, тогда мир мы воспринимаем более ярче и красочней, более звучно и более терпко…. Как?

Визуальная===»Корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная===»Мычащая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Кинестетическая===»Теплая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная+Кинестетическая===»Мычащая корова медленно погружаеться в хрустящий снег»

Обычно картинки очень быстро появляються и изчезают. Если добавить кинестетику, картинки дольше остаются на экране.

14 вопрос

Понятие о репрезентативных системах

Репрезентативная система — преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации. ВАК — аббревиатура, обозначающая сенсорные репрезентативные системы — визуальные, аудиальные и кинестетические.

Репрезентативная система — практически синоним понятиям модальность и каналы восприятия, хотя между ними есть некоторые отличия. Смотри Репрезентативная система, канал восприятия и модальность

Понятие Репрезентативная система часто используется в НЛП.

Основные репрезентативные системы:

визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;

аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховые образы;

аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;

аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);

кинестетическая — опирающаяся, в основном, на ощущения.

понятийная (дискретная, дигитальная) — опирающаяся на логическое осмысление сигналов остальных систем. Существует мнение, что понятие дискретной Репрезентативной системы не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, т.к. оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.

Кроме этого иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) системы, однако они очень слабо распространены.

ВАК и сенсорная убедительность

Если в общении с партнером вы обращаетесь ко всем трем его репрезентативным системам, это дает наибольшую сенсорную убедительность от ваших слов. Когда он как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести.

Визуальный канал, аудиальный, кинестетический.

Репрезентативные системы и словарные предпочтения

При наличии выбора люди чаще употребляют слова, соответствующие их репрезентативной системе.

Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»

Аудиал: «Звучит похоже на правду»,

Кинестетик: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»

Дигитал: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы».

Практически это используется в методах НЛП в связи с невозможностью более точного анализа Р.С.(например, исследование данных ЭЭГ). Примером использования особенностей репрезентативных систем могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его репрезентативной системе (напр: «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его репрезентативной системе слов.

Ведущая репрезентативная система и референтная репрезентативная система

Ведущая система (чаще всего она же и первичная) запускает внутреннюю стратегию, в референтной приходит ответ. Смотри Ведущая и референтная система

Направление развития

Полезно разрабатывать те репрезентативные системы, которые у вас работают хуже (признак — вы ими реже пользуетесь), и наводить мосты между используемыми вами Р.С. Смотри Развитие личных репрезентативных систем

Когда мы налаживаем мосты между нашими репрезентативными системами, тогда мир мы воспринимаем более ярче и красочней, более звучно и более терпко…. Как?

Визуальная===»Корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная===»Мычащая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Кинестетическая===»Теплая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная+Кинестетическая===»Мычащая корова медленно погружается в хрустящий снег»

Обычно картинки очень быстро появляются и изчезают. Если добавить кинестетику, картинки дольше остаются на экране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *