Репертуарные решетки келли

Репертуарные решетки келли

Возможности применения методики «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли в различных областях психологической науки и практики

Каждый человек обладает индивидуальной суммой представлений о себе, мире, своем месте в нем, то есть определенной Картиной Мира. Картина Мира составляет центральную часть жизни человека, и большая часть наших действий, мыслей и поступков продиктована не объективными обстоятельствами, а субъективной Моделью Мира. Эту модель человек формирует на протяжении всей своей жизни в процессе приобретения жизненного опыта.

Одним из ученых, который предложил свой способ изучения строения индивидуальной Картины Мира был Джордж Келли. Согласно его теории личностных конструктов человек, подобно исследователю, стремится понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Теория Келли утверждает, что каждый человек действует в значительной степени как ученый: проводя наблюдения, делая индуктивные выводы, пытаясь сформулировать правила, объясняющие, как устроен мир, примеряя эти правила к новым фрагментам данных и наблюдая, соответствуют ли результаты тому, что ожидалось. Если правила оказываются действительно способными объяснить поведение, созданная таким образом «модель» полезна. В противном случае она нуждается в уточнении или отвержении в пользу альтернативной модели.

Разные люди могут строить совершенно разные модели, чтобы предсказать поведение других, — принцип, который Келли определил как «конструктивный альтернативизм». Ключевой признак «хорошей» мысленной модели состоит не в том, что она представляет вещи «в истинном свете» (что в любом случае не проверяемо), а в том, что она позволяет делать точные прогнозы в системе установок, имеющих значение для человека, который что-либо истолковывает .

По мнению Дж. Келли, «человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настольно неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла… Будем называть эти шаблоны, примеряемые опытным путем к истинному положению вещей, конструктами. Конструкты суть способы толкования мира» . Другими словами, человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его. Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться .

Конструкты организованы в систему, имеющую сложную иерархическую организацию и множество подсистем. В силу общности и cоциальности опыта человека многие конструкты у разных людей схожи. Однако поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют в одном экземпляре, лишь у данного конкретного человека.

Поставив себе целью выявить набор личностных конструктов испытуемого, Дж. Келли разработал классификационную методику, так называемый конструктивный тест . Данный подход, называемый репертуарным матричным тестированием, или, по современной терминологии, техникой репертуарных решеток (ТРР), будучи рассмотрен как совокупность методических приемов, представляет собой операциональную реализацию индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию. ТРР не ставит целью сравнение оценок и реакций человека с нормированными групповыми данными (что, конечно, не исключается), но стремится реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний .

В общем виде репертуарная решетка (РР) представляет собой матрицу, определенным образом организованную, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе структурированного интервью. Строки матрицы традиционно называются конструктами, столбцы — элементами. Первая проблема, которую должен решить исследователь, планируя эксперимент, — что использовать в качестве первичных конструктов. В ТРР применяются различные процедуры вызывания первичных конструктов у самого испытуемого. Наиболее известные из них: метод триад (испытуемому предлагается из трех элементов выбрать и назвать два наиболее сходных между собой и определить, чем они отличаются от третьего); метод полного контекста (испытуемый работает сразу со всем набором элементов, группируя и противопоставляя их различными способами) и их варианты, такие, как методы самоидентификации и самоперсонификации.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными. Например, в исследовании детей дошкольного возраста могут использоваться различные картинки, цвета в зависимости от цели исследования. Заметим, что в данной методике лучше пользоваться вызванными у клиента конструктами, нежели заданными самим экспериментатором. Вызванные конструкты оказываются более предпочитаемыми, более релевантными для самоописания, по вызываемым конструктам испытуемые лучше дифференцируют себя от других. Однако заданные конструкты в условии конкретных целей и задач оказываются удобнее. Поэтому в некоторых случаях можно применять и заданные конструкты.

При выборе элементов для решетки, как пишут Ф. Франселла и Д. Баннистер, необходимо учитывать два важных фактора: во-первых, элементы должны находиться в диапазоне пригодности используемых конструктов; во-вторых, элементы должны репрезентировать выборку, из которой они взяты .

В.И. Похилько разделяет результаты, получаемые при анализе репертуарной решетки, на две группы. В первую он включает формально-структурные характеристики системы индивидуальных конструктов (например, степень дифференцированности и интегрированности системы, выраженность первой главной компоненты, числа изолированных конструктов и т.д.). Вторая группа – содержательно-смысловые характеристики (например, расстояние между элементами и т.п.).

Таким образом, уже на этапе выявления конструктов исследователь получает богатый материал для интерпре­тации. Вербальные наименования конструктов дают пред­ставление о понятийном инструменте, задействованном у респондента для категоризации объектов исследуемого фрагмента реальности.

Поскольку конструкты, выявленные методом диад или триад, представляют собой интервальную шкалу, можно вычислить средние оценки и стандартные отклонения для каждого конструкта (элемента). Эти показатели дают информацию – как в среднем оценивает человек данную совокупность элементов по конструктам, и насколько однородны элементы в смысле данной характеристики-конструкта.

Взаимоотношения в системе конструктов могут быть установлены с помощью корреляционного анализа. Вычислив коэффициенты корреляции между конструктами, отбросив незначимые корреляции, уста­навливаем конструкты, работающие синхронно, что свидетельствует о наличии латентного фактора. Матрица интер­корреляций может быть обработана факторным (или кластерным) анализом, что позволит выявить глубинные конструкты, составляющие базис субъективного семантического пространства. На основании данных решетки можно проводить также анализ (корреляционный, кластерный, факторный) взаимоотношений между объектами в восприятии инди­вида, получить информацию о сходстве и различии между ними.

Техника репертуарных решеток широко используется западными психологами в клинической психотерапии, психодиагностике самосоз­на­ния. Надо заметить, что в отечественных научно-периодических изданиях по психологии ссылок на применение метода ТРР очень мало. Вероятно, это связано с трудоемкостью и сложностью интерпретации результатов, полученных с помощью данной методики. К тому же от исследователя требуется высокая квалификация и широта научного кругозора: интерпретация полученных результатов может потребовать выхода из «плоскости» рассматриваемых явлений в «пространство». На Западе в настоящее время идеи Келли и его измерительный инструмент начинают успешно применяться в менеджменте и профессиональном консультировании.

Нам представляется необходимым расширять сферу применения метода в отечественной психологической практике и научных исследованиях. Планируется изучение возможностей использования методики в следующих областях:

  1. в области профконсультирования – метод может определить, какую профессию человек идентифицирует как «идеальную» для себя, какие виды занятости он рассматривает как «сходные», помогает ему осознать, каковы его представления относительно профессий и занятости, и, таким образом, сделать правильный выбор.

  2. в области педагогической психологии – при помощи метода можно изучить построение субъектом семантического пространства из понятий, усваиваемых в русле преподаваемой дисциплины, что поможет оценить успешность усвоения новых знаний.

  3. в области перинатальной психологии – метод позволяет изучить образ будущего ребенка, который строит в сознании беременная женщина, что раскроет возможные причины трудностей, связанных с вынашиванием ребенка и психологическим состоянием матери во время беременности.

Естественно, что перечисленными сферами область применения метода не ограничивается. ТРР является универсальной методикой, мы рассмотрели лишь примеры использования данного метода. Франселла и Баннистер считают, что репертуарную решетку можно считать специфической разновидностью структурированного интервью. Обычно мы исследуем систему конструктов другого человека в ходе разговора с ним. В процессе беседы мы постепенно начинаем понимать, как он видит мир, что с чем связано, что из чего следует, как он оценивает события и людей и т.п. Решетка формализует этот процесс и позволяет применить математический аппарат для поиска и обоснования связей между конструктами данного человека, подметить индивидуальное, специфическое в структуре и содержании мировоззрения человека .

Литература:

  1. Келли Дж. Теория личности. – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.

  2. Купер, К. Индивидуальные различия.– М.: Аспект Пресс, 2000. – 527 с.

  3. Похилько, В. И. Психодиагностика индивидуального сознания// Общая психодиагностика/ под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – С. 228-244.

  4. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.

  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 484 с.

Техника репертуарных решеток

Техника репертуарных решеток основана на теории персональных конструктов, разработанной Дж. Келли и применяется для идентификации интерпретативных процессов, в которых человек конструирует значение по отношению к своему социальному контексту.

Теория персональных конструктов изображает человека в роли ученого, пытающегося извлечь смысл из своей среды, чтобы прогнозировать и взаимодействовать с будущими событиями.

Келли утверждал, что процесс смыслопроизводства опосредуется личной системой конструктов человека, которая обеспечивает упорядочивание, необходимое для обработки входящей информации. Эта система состоит из ряда взаимосвязанных и иерархически соотнесенных конструктов, которые являются биполярным сортирующим механизмом, который определяет сходство или отличие для данного события. Чтобы произвести смысл из события, человек должен отнести информацию к одному или другому полюсу конструкта.

Поэтому в задачу исследователя входит идентификация конструктов, которыми люди пользуются для того, чтобы произвести смысл из своего мира, и попытки понять способ, посредством которого мыслительные процессы человека обуславливаются событиями, которые они воспринимают.

Первый этап построения репертуарных решеток включает идентификацию исследователем (иногда вместе с участником) определенного количества (обычно между 6 и 12) элементов, которые являются терминами или категориями. Предполагается, что они релевантны для субъекта исследования — это могут быть люди, события или объекты. Потом названия этих элементов записываются на карточках и предъявляются респонденту, обычно по 3 штуки.

Далее исследователь задает вопросы, в которых респондентам предлагается выразить свое мнение по поводу взаимосвязи, которую они видят между этими элементами. Например, «Чем они похожи?» или «Чем они отличаются?»

Потом процесс повторяется с другими тремя карточками, и так до тех пор, пока не будет выстроена полная картина того, как человек конструирует свой особый контекст. Эта процедура, известная, как метод последовательных триад, дает возможность рассортировать элементы.

Эти данные потом могут быть внесены в решетку, которая соотносит элементы с конструктами, на которых основывается логическое объяснение человеком принятия решений, и респондента просят ранжировать каждый элемент по отношению к каждому конструкту, используя 5- или 7-бальную шкалу.

Репертуарные решетки использовались в исследовании стратегического менеджмента, в принятии решений, в исследовании рекрутинга, в управлении персоналом и в других областях организационного поведения. Можно использовать эту технику для отбора персонала, чтобы оценить реакции соискателей на задачи в ситуации рекрутинга. Пример заполненной репертуарной решетки для соискателя на должность менеджера по маркетингу, которая была адаптирована и упрощена с целью иллюстрации, представлена на рисунке. Решетка включает десять идентифицированных конструктов, относящихся к пяти элементам, которыми в данном случае являются: «нынешняя работа», «не понравившаяся прошлая работа», «понравившаяся прошлая работа», «нейтральная прошлая работа» и «идеальная работа». Эти элементы были представлены участнику в виде триад, и далее нужно было идентифицировать два, которые не понравились, и объяснить, что же отличало их от третьего элемента.

Этот процесс привел к созданию ряда конструктов, таких, как «карьерные возможности», которые использовались участником для того, чтобы связать один вид работы с другим. Потом участникам предложили указать на предпочтительный полюс каждого определенного конструкта, так что «карьерные возможности» были идентифицированы, как предпочтительные по отношению к «отсутствию карьерных возможностей». И, наконец, заявителя просили оценить каждый элемент на фоне каждого конструкта с использованием пятибальной шкалы с 1= «эмерджентный полюс» и 7= «противоположный полюс».

Как иллюстрирует рисунок, соискатель на эту должность поместил элементы «идеальная работа» и «не понравившаяся прошлая работа» на разных концах этих полюсов, как и следовало предполагать.

Рис. Пример репертуарной решетки, разработанной для того, чтобы выявить восприятие респондентом предпочтительных рабочих задач/

Конструкт — эмерджентный полюс Нынешняя работа Не понравившаяся прошлая работа Элементы, которые понравились на прошлой работе Нейтральная прошлая работа Идеальная работа Конструкт — противоположный полюс (7)
1. Карьерные возможности* 4 5 2 3 1 Отсутствуют
2. Строгий надзор 4 2 4 3 5 Предоставленная на собственное усмотрение*
3. Изменяемость* 2 5 2 4 1 Фиксировано
4. Стимулирующая* 1 5 2 4 1 Не стимулирующая
5. Инновационность* 2 4 2 3 2 Повторение
6. Сидячая, канцелярская работа 5 1 5 4 5 С перемещениями (мобильная)*
7. Без лидерской ответственности 4 5 4 2 4 Ответственность на лидере*
8. Административная работа 4 1 4 3 5 Работа с планированием*
9. Предпочтительно разнообразие* 2 5 1 3 1 Монотонная/ повторяющаяся
10. «Тихое пребывание» 2 2 5 3 5 Карьерное продвижение*

*отмечены предпочитаемые полюса

Как только репертуарная решетка заполнена, выполняется анализ данных. Он может быть интерпретативным или статистическим по своей природе.

Одна из проблем, связанная с использованием репертуарных решеток, заключается в том, что эта техника довольно сложна и для применения исследователем, и для респондента (заполнение по многим параметрам). Поэтому некоторые исследователи предлагают, что основная ценность этой техники должна заключаться в ее использовании в качестве инструмента для обеспечения возможности глубинного обсуждения и размышления над темой.

Техника репертуарной решетки может быть использована, как дополнение и как альтернатива структурированному интервью, и как основа для качественного исследования и анализа, и как механизм для генерирования данных, которые могут быть анализированы статистически, посредством применения количественных методов.

Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест)

Итак, познание людей — это познание того, как они конструируют мир. Каким образом мы получаем это знание о конструктах человека? Келли отвечает прямо: попросите самого человека сообщить вам, что представляют собой его конструкты.

«Если вы не знаете, что происходит у человека в голове, спросите его, он может сказать вам» (Kelly, 1958b, p. 330). Вместо того чтобы использовать тесты, которые были разработаны другими исследователями в связи с иными теоретическими системами, Келли создал свой собственный метод измерения — Репертуарный тест ролевых конструктов (Pen-тест)*. Как диагностическая методика, Pen-тест связан с теорией личности, наверное, теснее, чем любой другой личностный тест. Pen-тест был создан на основе теории конструктов, разработанной Келли, и предназначен для диагностики личных конструктов.

По сути Pen-тест состоит из двух процедур — составления испытуемым списка лиц (на основе списка названий ролей) и формирования испытуемым конструктов посредством сравнения триад из данного списка лиц. В ходе первой процедуры испытуемому дается список названий ролей, которые предположительно являются значимыми для всех людей. Можно привести примеры таких ролей: мать, отец, учитель, который вам нравился, или сосед, которого вам трудно понять. Как правило, предлагается порядка 20—30 ролей, и испытуемого просят назвать подходящего для каждой роли конкретного человека, которого он хо-

рошо знает и который эту роль исполняет. После этого экспериментатор выбирает трех конкретных людей из полученного списка и просит испытуемого указать, чем двое из них похожи и чем они отличаются от третьего. То, что в глазах испытуемого роднит двоих людей из этой триады, называется полюсом сходства конструкта, а то, чем третий от них отличается, называется полюсом контраста конструкта. Например, испытуемого можно попросить сравнить людей, названных им в качестве Матери, Отца и Любимого Учителя. Рассматривая этих троих людей, испытуемый может решить, что люди, ассоциирующиеся с ролями Отца и Любимого Учителя, похожи друг на друга своей общительностью и не похожи на Мать, которая отличается застенчивостью. Таким образом, сформировался конструкт «общительный—застенчивый». Испытуемого просят рассмотреть и другие группы, состоящие из трех персон, обычно бывает от 20 до 30 триад. При каждом предъявлении триады испытуемый генерирует конструкт. Данный конструкт может совпадать с предыдущим, а может быть и совсем новым, еще не использованным. Образцы конструктов, сформулированные одним из испытуемых, представлены в таблице 10.1.

Мы видим, насколько точно Pen-тест следует из теории Келли, так как он извлекает конструкты, или способы восприятия мира, которые люди формируют, определяя сходство двух вещей между собой и их отличие от третьей

Таблица 10.1. Репертуарный тест ролевых конструктов: примеры конструктов

ПОХОЖИЕ ФИГУРЫ

КОНСТРУКТ СХОДСТВА

НЕПОХОЖИЕ ФИГУРЫ

КОНТРАСТНЫЙ КОНСТРУКТ

Акцент на радость Мать

Спокойный Сестра

Хороший слушатель Бывший друг

Я и Отец

Учитель и Счастливый человек Друг мужского пола и Друг женского пола Несимпатичный человек и Работодатель

Отец и Преуспевающий человек Несимпатичный человек и Работодатель

Мать и Друг мужского пола Я и Учитель

Я и Друг женского пола

Работодатель и Друг женского пола

Используют людей в своих целях

Активный в местном сообществе Принижающий людей

Интроверт Самодостаточный Артистичный Искушенный

Симпатичный человек

Начальник Сестра

Бывший друг

Человек, которому

я помог

Друг мужского пола

Брат

Акцент на практичность Тревожная

Боится выражать свои чувства

Считается с другими

Неактивный в местном сообществе Уважающая людей

Экстраверт Зависимый Нетворческий

Неискушенный (простодушный)

вещи.

Особенно привлекательно здесь то, что испытуемые совершенно свободно могут выразить свой способ конструирования мира. В то же время в этом тесте имеется целый ряд важных допущений. Во-первых, предполагается, что список ролей, предъявляемый испытуемым, репрезентативен, т.е. представляет все наиболее значимые фигуры в их жизни. Во-вторых, предполагается, что конструкты, вербализованные испытуемым, — это действительно те самые конструкты, которые он использует, конструируя мир. Это связано с третьим допущением о том, что испытуемые могут вербализовать свои конструкты и готовы свободно высказываться о них в тестовой ситуации. И наконец, предполагается, что слова, которые испытуемый использует, называя свои конструкты, дают экспериментатору адекватное представление о том, как испытуемые упорядочили свои прошлые события и как они предвосхищают будущее.

Одна из самых замечательных особенностей Pen-теста — его колоссальная гибкость. Варьируя репертуар ролей или меняя инструкции, можно обнаружить огромный диапазон конструктов и значений. Например, была сделана модификация Pen-теста с целью определения конструктов, которые используют покупатели, приобретая косметику или парфюмерию. Эти конструкты затем были использованы рекламными агентствами для создания рекламы, которая апеллирует к потребителям (Stewart & Stewart, 1982). В одном исследовании был разработан Секс-Реп-тест для измерения значения, которое мужчины и женщины придают понятиям маскулинности и фемининности. В более ранних исследованиях полоролевых стереотипов было обнаружено, что и мужчины, и женщины воспринимают личностные характеристики, связанные с понятием маскулинности, более позитивно, чем характеристики, связанные с понятием фемининности. В отличие от подобных результатов, исследование с использованием Секс-Реп-теста показало, что женщины могут видеть в себе феминин-ные черты и все же сохранять высокую самооценку и душевное здоровье. Иными словами, культурный образ, или стереотип понятий маскулинности и фемининности может довольно сильно отличаться от личных значений, которые человек связывает с этими понятиями (Baldwin et al., 1986). На уровне обобщенных стереотипов личностные характеристики, связанные с понятием маскулинности, могут быть более предпочтительными, или желанными, как для мужчин, так и для женщин. А на уровне индивида, тем не менее, психологическое здоровье может выражаться у мужчин в том, что они воспринимают себя как маскулинный тип, а у женщин — в том, что они воспринимают себя как фемининный тип, причем ни тот ни другой тип не считает, что обладает заведомым превосходством над другим. Pen-тест предлагает нам метод, позволяющий выходить на этот уровень личных значений.

Тест репертуарных решеток Келли

В психологическом знании, несмотря на большое количество психометрических методик, существует достаточно мало методов качественного исследования личности. Одним из них является метод, разработанный Джорджем Келли. Он был одним из пионеров когнитивного направления в психологии со своей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, который гласит, что «любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования». Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущим событиям.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал «теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемости – непроницаемость».

Келли также описал различные типы личных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой (основной), периферический, жесткий и свободный.

Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций для объяснения мотивации человека. Он высказывал предположения, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают.

Келли рассматривал конструкты как биполярные и дихотомичные. Он также охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчиненными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, так же как непостоянны сами конструкты.

Келли изобрел универсальный метод оценки личности, который в гораздо большей степени известен и популярен, чем его концепция. Реп-тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и своего опыта.

Первоначально Реп-тест мыслился, как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента, и представить то, как клиент использует ее для оценки своего социального и материального окружения.

Существует много форм Реп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается список названия ролей – различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого. Испытуемого просят назвать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли.

Люди, которых испытуемый внес в список, называют фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей». Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадами для того, чтобы определить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Все роли используются в триадах приблизительно в равной степени, чтобы не оказывать выборочное давление на исследование основных конструктов испытуемого. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечня и применяется индивидуально.

Келли также разработал технику репертуарной решетки. Определение репертуарная означает, что элементы <группа объектов> выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны определенным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций, репертуара ролей, но место которых каждый конкретный человек мысленно представляет своих знакомых людей или конкретные предметы. Метод репертуарной решетки состоит в том, что «испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой – различные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые подходят к ролям. Затем испытуемого просят заполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив трех людей кружочками. Эти кружочки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. Испытуемого просят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих людей похожими друг на друга, и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый подчеркивает два кружочка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается не перечеркнутым. Затем испытуемый пишет слово или короткую фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке «полюс конструкта». В колонке «противоположенный полюс» он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Наконец, испытуемый проверяет оставшиеся фигуры в первом ряду и делает пометку в клетке, если характеристику полюса конструкта можно использовать для интерпретации этой фигуры. Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит все оставшиеся ряды. В результате получается решетка с фигурами вверху, различными конструктами в правых колонках и пустыми и помеченными клетками внутри прямоугольника.

Конечным результатом Реп-теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности. При анализе результатов исследователь рассматривает:

1) количество и разнообразие выявленных конструкций;

2) содержание и характер конструктов;

3) связь различных фигур с конструктами и между собой;

4) дополнительные характеристики конструктов, такие как их проницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность.

Спасибо за внимание!

С уважением, Алексей!

>Планируемые результаты обучения обществознанию в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС

5. Метапредметные результаты образования (согласно ФГОС):

19.10.2017
5
Метапредметные результаты образования
(согласно ФГОС):
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ФИО автора, должность
214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 20А
тел/факс: 8 (4812) 38-21-57
www. dpo-smolensk.ru

11. Этапы обучения обществознанию в основной школе

19.10.2017
11
Этапы обучения обществознанию в
основной школе
Примерная программа предусматривает выделение двух
самостоятельных, связанных между собой этапов:
Первый этап носит преимущественно пропедевтический
характер, связанный с проблемами социализации младших
подростков (5-6 класс); на этом этапе необходимо обеспечить
преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир»,
изучаемому в начальной школе;
Второй этап ориентирован на более сложный круг
вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и
способствует предпрофильной подготовке учащихся (7-9 класс);
на втором этапе последовательность изучения учебного
материала определяется с учетом возрастных рубежей
изменения социального статуса (расширение дееспособности),
социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ФИО автора, должность
214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 20А
тел/факс: 8 (4812) 38-21-57
www. dpo-smolensk.ru

27. Реализация системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС ОО:

19.10.2017
27
Реализация системно-деятельностного
подхода в соответствии с требованиями
ФГОС ОО:
Личностные – действия, направленные на самоопределение личности,
осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности,
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные – действия, обеспечивающие организацию деятельности
(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка).
Познавательные – действия, направленные на познание мира и решение
проблем (поиск, отбор и структурирование информации, построение
устного или письменного речевого высказывания, анализ, синтез,
классификация, сравнение, выдвижение гипотез, доказательство,
установление причинно-следственных связей, постановка проблем, выбор
оптимального решения проблемы).
Коммуникативные – действия, направленные на понимание других
людей, эффективно взаимодействовать с ними (активное слушание,
восприятие и передача информации в различных формах, распределение
работы в группе, самопрезентация).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ФИО автора, должность
214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 20А
тел/факс: 8 (4812) 38-21-57
www. dpo-smolensk.ru

Список персонажей для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли

Таблица 7

Таблица 8

Список персонажей для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли

Решетка

Конструкты выявляются следующим образом:

испытуемых спрашивают, чем двое из троих людей,

отмеченных кружками в первой строке (см. решет_

ку в табл. 7), «сходны между собой и тем самым от_

личны от третьего человека». Когда испытуемый

примет решение, его просят поставить крестики

в кружки, соответствующие тем двум людям, кото_

рые сходны между собой. Кружок, соответствую_

щий третьему, отличному от них человеку, остается

пустым. Затем испытуемому предлагается написать

в графе «Конструкты. Выявленный полюс» (см. ре_

шетку в табл. 9) слово или короткую фразу, разъяс_

няющую, чем именно эти люди сходны между со_

бой. Противоположные по смыслу характеристики

записываются под заголовком «Подразумеваемый

полюс». После этого испытуемый отмечает галочкой

всех других лиц, обладающих этой важной характе_

ристикой (по выявленному полюсу). Подобным же

образом заполняются и остальные строки решетки.

Анализ

В таблице 3 представлен образец решетки

Д. Келли. На ее примере мы проиллюстрируем не_

которые из предложенных им вариантов анализа.

Д. Келли предлагал до проведения статистической

обработки изучить решетку «невооруженным гла_

зом» и выяснить, что же испытуемый сообщает нам

непосредственно.

Д. Келли отмечал, что в данной решетке (табл. 9)

иногда встречаются ситуационные по своей приро_

де, а не только психологические или социальные

конструкты. Несмотря на это, вполне вероятно, что

испытуемый применяет их в более общем смысле.

Возможно также, что то, что мы считаем повторяю_

щимися конструктами, для испытуемого имеет раз_

личное значение. Хотя при описании, например,

триад 14 и 15 он применяет один и тот же вербаль_

ный ярлык, но использует его по_разному. Мать

в триаде 14 относится к полюсу «не девушка» (воз_

можно, испытуемый имеет в виду, что она немоло_

да), а в триаде 15 она объединяется с другим лицом

по принципу «обе девушки» (возможно, испытуе_

мый имеет в виду ее пол). Необходимо учесть так_

же, что в качестве сестры испытуемый выбрал муж_

чину, игравшего роль сестры в его жизни.

Не обращаясь за помощью к ЭВМ, можно также

подсчитать меру совпадения каждой пары строк.

Если вы возьмете лист бумаги, поместите его под

первой строкой решетки и отметите на нем все га_

лочки и крестики, а затем сдвинете этот лист на од_

ну строку вниз, то вы сможете подсчитать коли_

чество совпадений галочек (крестиков) в строках 1

и 2. Учитывая то, что количество случайных совпа_

дений равно половине всех возможных совпадений

(19 в данном случае), можно подсчитать вероят_

ность совпадения или несовпадения. Сопоставив

все строки, можно выяснить, как именно конструк_

ты связаны между собой. Этот же метод дает воз_

можность выявить, каким испытуемый видит дан_

ного человека по сравнению с другими людьми.

Д. Келли описывает метод непараметрического

фактора анализа для выявления основных измере_

ний, используемых испытуемым для упорядоче_

ния социального мира. Однако можно ограничить_

Продолжение табл. 8

ся изучением матрицы баллов совпадения для вы_

яснения, например, того, какой конструкт имеет

максимальный балл совпадения со всеми другими

конструктами или какой элемент имеет максималь_

ный балл совпадения со всеми другими элемента_

ми. Много информации можно получить при помо_

щи простой арифметики. Однако если вы хотите

изучить, скажем, факторную структуру решетки

или проанализировать большое количество реше_

ток, то вам лучше всего обратиться к помощи ЭВМ.

При работе с решеткой этого типа Д. Келли стол_

кнулся со следующей проблемой: иногда испытуе_

мый характеризует почти всех людей при помощи

только одногополюса конструкта. Обратите внима_

ние на конструкт 12 (табл. 9) — только 3 человека не

особенно верят в образование. Д. Келли предложил

при статистической обработке исключать такие

конструкты из решетки. Однако Д. Баннистер раз_

работал альтернативный метод: испытуемому пред_

лагается относить элементы поровну к выявленно_

му и подразумеваемому полюсам. Это позволяет

включить в обработку все конструкты, однако, су_

щественно ограничивает свободу испытуемого.

РАНГОВАЯ РЕШЕТКА

Этот метод предложила Филлида Салмон, а впер_

вые описал Д. Баннистер. Он позволяет снять про_

блему несимметричности конструкта, и многие

Таблица 9

Примеры применения теста личностных конструктов

Дж. Келли

Тест Дж. Келли широко используется в практике консультирования. Он направлен па анализ сложившейся системы конструктов личности, системы ценностей, личностных смыслов и т.п. Модификации методики уже нашли применение в исследованиях идентичности .

Испытуемым предлагаются различные категории для сравнения, которые в терминологии Келли называются элементами. По Келли, подбор элементов не столь важен для определения системы конструктов, как процедура их выявления, поскольку сравнение любых феноменов может дать возможность выявить конструктивную систему личности. Тем не менее, он должен быть адекватен задаче исследования и отражать субъективную картину мира личности, выступающую предметом анализа. Для анализа социальной идентичности важно в качестве элементов использовать либо сами идентификационные характеристики, либо социальные реалии, которые служат основой формирования идентичности. Например, в качестве списка элементов могут быть выбраны различные статусно-ролевые позиции (руководитель, подчиненный, организатор, лидер и т.д.).

Элементы для сравнения обычно предъявляются в виде триад. В этом случае, клиент должен выбрать два близких, по его мнению, элемента и сказать, чем они похожи и чем отличаются от третьего. В результате этого выявлялись субъективные признаки восприятия идентификационных характеристик. Процедура сравнения повторяется несколько раз (5—10). Общие качества фиксируются в таблице в графе «Выявленные признаки», которые в дальнейшем подвергаются статистической обработке.

Соподчиненность конструктов традиционно определяется на основе кластерного анализа, который наиболее распространен при использовании теста личностных конструктов. Он включает определение уровня сходства-различия каждой пары признаков, выявление количества образовавшихся кластеров, а также содержания, па базе которого выделены данные кластеры. На их основе проводится анализ типов когнитивных решеток испытуемых. При сопоставлении когнитивных решеток используются различные критерии, чаще всего сложность (дифференцированность) или простота (недифференцированность). Анализ решеток проводится путем сравнения двух видов кластерных деревьев: конструктов (выявление ведущего конструкта) и элементов (выявление типа решетки).

Тест личностных конструктов Дж. Келли (анализ межличностных отношений в целях психологического консультирования).

Дж. Келли как психотерапевту важно было понять критерии отношения одного человека к другому, а также к самому себе.

Тест личностных конструктов (ТЛК) включает в себя три составные части:

  • • классификационную сетку (позже она стала называться репертуарная решетка);
  • • список ролей (репертуар ролей, репертуарный список и т.п.);
  • • инструкцию.

Вдоль горизонтальной оси репертуарной решетки номерами кодируют названия ролей (в других вариантах их называют списком элементов). Вдоль вертикальной оси клиент вписывает свои конструкты.

Процедура выявления конструктов: клиенту предлагается заполнить 20 пронумерованных карточек (это названия ролей). На первой карточке он указывает свое имя, на второй — имя матери, на третьей — отца, на последующих — брага, сестры, мужа, бывшего возлюбленного, друга, бывшего друга, министра, врача, соседа, человека, который его отвергал, которого он жалеет, который представляет угрозу, привлекает, принимаемого учителя, отвергаемого учителя, начальника, преуспевающего человека, счастливого человека, высоконравственного человека. Делается оговорка, что эти карточки клиент сможет оставить себе или уничтожить.

Клиента просят взять три карточки с указанными номерами (на решетке они обозначены кружочками) и обратить внимание только на эти выделенные фигуры. «По какому существенному, на ваш взгляд, признаку двое из этих людей (любые двое из данной триады) сходны между собой и в то же время отличны от третьего?» Этот признак записывается в графе «Выявленный полюс» («Полюс сходства»). Отличный признак записывается в графе «Противоположный полюс» («Контрастный полюс»). После этого клиент отмечает галочкой всех других лиц, обладающих признаком, записанным в графе «Выявленный полюс». Подобным образом заполняются и остальные строки решетки. Затем проводится анализ данных, представленных в таблице (решетке). Выделяются роли и признаки, получившие максимальное количество «галочек».

Техника репертуарных решеток — вариант методики, разработанный для исследования профессиональных предпочтений в целях профессионального консультирования .

В конкретном примере к консультанту обращается девушка с просьбой помочь ей определиться с выбором профессии (специальности).

Выделим этапы работы.

1. Подбор элементов. Элементы следует выбирать так, чтобы они представляли репрезентативную выборку относительно исследуемой области. Например, в тесте Келли, который изучал межличностные отношения, это были различные ролевые персонажи: сосед, врач, учитель, родители и т.д.

В случае профессионального, карьерного консультирования, поскольку мы имеем дело с миром профессий, в качестве элементов использовались различные виды деятельности. Удобным с точки зрения применимости на практике примером классификацию профессий, является известная модель Е. А. Климова: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знак и человек — художественный образ . Список элементов состоял из 20 видов деятельности (по четыре из каждой сферы).

2. Выявление конструктов. Существуют различные способы выявления конструктов. Среди них одним из наиболее удобных для проведения и последующей обработки является метод триад. Это значит, что клиенту предъявляют по три элемента. Количество таких предъявлений может быть различным. В нашей модификации теста мы использовали десять триад, поскольку иначе процедура тестирования становится очень трудоемкой.

Десять раз клиенту предъявлялись карточки с написанными тремя видами деятельности из репертуарного списка по инструкции, состоящей из пяти ключевых вопросов.

Инструкция содержит следующие пункты.

  • • Скажите, пожалуйста, какие два любых из предложенных занятий кажутся вам ближе друг другу, похожими и одновременно отличаются от третьего?
  • • Почему, по какому признаку?
  • • Каким противоположным признаком обладает оставшееся занятие?
  • • Какой признак вам нравится больше? (Этот признак заносится в таблицу.)
  • • Пожалуйста, отметьте крестиком в таблице все занятия, где этот признак присутствует.

В графе «Предпочитаемый признак» записываются выявленные конструкты (пример показан на рис. 3.2).

.№

Предпочитаемый признак

чX

чX

чX

чX

чX

чX

Точность, сообразительность

чX

чX

чX

чX

чX

Работа с людьми

чX

чX

чX

чX

чX

Вежливость, терпение

чX

чX

чX

чX

Вкус, творчество

чX

чX

чX

чX

чX

чX

Общение с людьми

чX

чч

чX

Активность, результат

чX

чX

чX

чX

Знания, профессионализм

чX

чX

чX

чX

чX

Популяризация

чX

чX

чX

Творчество, независимость

чX

чX

чX

Креативность

Рис. 3.2. Пример заполненного бланка репертуарной решетки

Размер репертуарной решетки зависит от количества элементов и количества предъявления триад. В данном примере решетка представляет собой таблицу (20 х 10), где по вертикали закодирован список элементов (от 1 до 20), но горизонтали — порядковый номер триад (от 1 до 10) и предпочитаемый признак, который консультант вписывает в таблицу в соответствующую графу. Процедура выявления конструкта при гаком количестве элементов и триад занимает в среднем около получаса.

Процедура выявления конструктов — это совместная деятельность клиента и консультанта, но сути — разновидность метода интервью (клиническая беседа Ж. Пиаже, глубинное интервью 3. Фрейда и др.).

3. Обработка результатов.

Проводится в два этапа. На нервом этапе необходимо проанализировать заполненную решетку, Прежде всего надо посмотреть, что представляет собой заполненная решетка данного клиент (см. рис. 3.2). На ней сразу видны содержание конструктов, элементы (виды деятельности), получившие большее количество крестиков (предпочитаемых признаков), а также «сквозные» конструкты, которые личность относит к любым видам деятельности. Кстати, Дж. Келли также начинал анализ результатов с решетки. Он предлагал до проведения статистической обработки изучить решетку «невооруженным глазом» и выяснить, что же клиент сообщает нам непосредственно. Совершенно очевидно, что в любом случае, анализируя необработанную решетку или имея дело со статистическими выводами, мы накладываем на них свою собственную систему конструктов, отбирая заслуживающие внимания и представляющиеся нам важными.

Надо отметить, что решетка человека индивидуальна, отличается от других предпочитаемыми признаками (конструктами) и заполненными клетками. Наш опыт работы с методикой показывает, что предпочитаемыми признаками очень часто становятся требования, которые деятельность предъявляет к человеку, несколько реже — условия деятельности, перспективы, иногда — только самые общие характеристики деятельности. Наблюдаются большие различия в дифференцированности признаков.

В данном примере хорошо видно, что конструкты (предпочитаемые признаки) клиента отражают разнообразие признаков отношения к деятельности, не сводятся, как это иногда бывает, к большим группам, таким как «работа с людьми — работа с предметами» и т.п.

Первичный анализ решетки позволяет увидеть, какие признаки деятельности имеют значимость для человека, насколько разносторонне и многопланово представляются ему те или иные виды деятельности, какие особенности профессии могут влиять на отношение к ней.

Например, большое количество крестиков в столбце, как правило, свидетельствует о возможном предпочтении соответствующего занятия, а в строке — о важности для человека данного признака. Так, на примере (см. рис. 3.2) мы наблюдаем, что 13-й, 17-й и 19-й номера (все виды деятельности связаны с работой в сфере «человек — человек») получили наибольшее количество крестиков.

На втором этапе проводится математическая обработка данных. Подсчитывается мера совпадения каждой пары строк и столбцов, т.е. устанавливается близость между выделенными признаками путем сравнения строк и столбцов. В результате получаем две матрицы: первая — матрица субъективной близости между признаками (10 х 10), вторая — матрица субъективной близости между элементами (20 х 20).

После этого, строятся графические рисунки связи изучаемых признаков. Наиболее часто используется кластерный анализ. На рис. 3.3 и 3.4 приведены примеры кластеров.

Далее проводится анализ полученной информации. Отметим сразу, что полнота этого анализа во многом зависит от психологической квалификации консультанта и его конкретных целей. В нашем случае цель использования метода была связана с выявлением профессиональных предпочтений.

Что же мы получили в итоге?

Три предпочитаемых признака (см. рис. 3.4) слиты на высоком уровне значимости: «работа с людьми», «вежливость, терпение», «общение с людьми». Из этого с очевидностью следует, что для данного клиента предпочтение работы с людьми связано с ожиданиями возможности общаться. Следующий блок признаков базируется на двух: «популяризация» и «творчество, независимость». К ним близко примыкают признаки: «специальные знания» и «фантазия». Несколько обособлен от других признак «вкус, творчество». Наблюдается двоякая трактовка творчества — через независимость, с одной стороны, и соответствие каким-то канонам — с другой. Анализ кластера помогает понять, что «творчество как независимость» — более значимый признак. Следовательно, можно предположить, что для клиента важна работа, не просто предполагающая общение, но также творчество и принятие ее другими людьми.

Обратимся к рис. 3.4. Здесь мы видим один большой кластер и два маленьких, причем все они объединены на достаточно высоком уровне значимости. Дальнейший анализ, проводимый нами в этом направлении, позволил понять, что многие виды деятельности у клиента пока еще не дифференцированы, они осмысливаются по слишком специфичным для данной профессии признакам.

Рис. 3.3. Кластерное дерево конструктов

Рис. 3.4. Кластерное дерево элементов

Данные, выявляемые этой техникой, по Дж. Келли, достаточно стабильны, поэтому прогностическая значимость полученных результатов высока. В частности, в приведенном примере клиент будет искать в работе возможность общения, творчества и независимости. Многие виды деятельности, особенно те, которые впрямую связаны с людьми, могут удовлетворять этим требованиям. Более того, даже не очень связанные со сферой общения виды деятельности будут давать ей большие возможности для установления и поддержания контактов с людьми и проявления собственной независимости.

В нашем примере в результате применения репертуарных решеток мы получили информацию о дифференцированности признаков, по которым оценивается профессия; это помогло не только определиться с выбором, но и продумать копинг стратегии на этапе адаптации. Мы получили субъективную классификацию видов деятельности и систему признаков, привлекающих человека в них.

Консультанту важно, что метод дает возможность выявить индивидуальную систему представлений человека о различных видах деятельности, разобраться в субъективных причинах предпочтения конкретным человеком той или иной профессии. Уместно отметить, что при необходимости в консультировании репертуарные решетки дополняются данными наблюдения, беседы, а также личностными опросниками и др.

  • См.: Иванова Н. Л. Качественные методы в психологических исследованиях: репертуарные личностные методики. Ярославль : Аверс-пресс, 2007
  • См.: Иванова Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа
  • Данный пример можно использовать в работе с персоналом на этапе отбора и адаптации
  • См.: Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ ; Академия, 2004

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *