Референтной группы

Референтной группы

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

от англ. to refer – относить) – понятие в социологии, социальной психологии и психологии, обозначающее социальную (экономич., политич., проф., культурную и др.) группу, к к-рой индивид себя сознательно относит. Р. г. есть явление обыденного сознания членов общества. Понятие Р. г. было введено в амер. социальной психологии в 30-х гг. 20 в. в связи с установлением факта, что индивиды, принадлежащие к определ. социальной группе, строят свое поведение (в труде, быту) в соответствии с нормами, ценностями, принятыми в другой социальной группе, к к-рой они себя относят. Поэтому первоначально термин Р. г. использовался для обозначения таких представлений индивида о своей социальной принадлежности, к-рые не совпадают с его действит. социальным положением. Он помогал, по утверждению Г. Хаймена, разъяснить тот «парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют позиции групп, в которые они непосредственно включены» («Reflections on reference group», в журн.: «The Public Opinion Quartery», 1960, v. 25, p. 385). В дальнейшем было установлено, что деятельность и поведение индивида определяются не только его принадлежностью к группе, но и его представлениями о своей социальной принадлежности. Теория Р. г. изучает условия и факторы их образования, типы Р. г. Различают «реальные» и «вымышленные» Р. г. (в первом случае индивид, напр., относит себя к «инженерам», во втором – к «духовной элите», к-рой как группы реально не существует). Р. г. может совпадать с действит. группой индивида (инженер относит себя к технич. интеллигенции) или не совпадать (капиталист относит себя к рабочим). Для бурж. социологов характерна фетишизация субъективного отнесения индивидами себя в ту или иную группу. Вместе с тем понятие Р. г. может служить инструментом для изучения механизма взаимодействия объективного социального положения и субъективно ощущаемого (Р. г.) как факторов формирования поведения личности. Теория Р. г. находит применение в анализе различных явлений общества. Социологи-функционалисты (в частности, Мертон) используют ее для объяснения отклоняющегося поведения (deviant behavior). Она используется также при создании систем социальной стратификации общества. Понятие Р. г. имеет большое значение для понимания явлений антиобществ. преступного поведения. Оно применяется в психологии (для объяснения внутр. конфликтов личности), в психиатрии (прежде всего в форме концепции «конфликта социальных ролей»). Понятие Р. г. имеет большое значение в практике воспитат. работы (в школе, прежде всего): учет того, к какой группе относит себя ученик (к способным, неспособным, активу и т.д.). Учет обыденных представлений индивидов имеет важное значение для эффективности пропаганды. В сов. социологии термин «Р. г.» иногда переводится как «эталонная группа». Г. Андреева, Н. Новиков. Москва.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

невошедшее

111. ХУДОЖНИКИ:

— сайт художника Ryan Church, невероятное количество самых разнообразных концептов для кино

112. — сайт Виталия Булгарова — фантастического трехмерщика. Разнообразные концепты роботов и персонажей

113. — блог художника Izumo Jyuki, основателя стиля Industrial Mech

114. — блог Al Crutchley, роботы и техника

115. — блог Jacob Earl, килотонны роботов, классная работа с цветом

116. — блог Calum Alexander Watt, концепты персонажей и кадры ключевых моментов из Alien Isolate, иллюстрации

117. — блог Isaac Hannaford, космические корабли, пушки

118. — блог Wouter Gort, классные стилизованные концепты и иллюстрации

119. — блог Fausto de Martini, концепт-дизайн всего, органика, меха, роботы и так далее

120. — блог Ben Mauro, концепт дизайн широкого профиля

121. — блог Aaron Beck, концепт дизайн роботов, пушек и техники, иногда встречается персонажка

122. — блог Paul Richards, невероятного умного художника, пишущего крутые познавательные статьи о творчестве и рисовании (ссылки на переводы статей представлены ниже)

123. — второй блог Paul Richards, полностью посвященный исследованию Пин-Ап и эротического арта; если хотите научиться красиво рисовать и подвать сочных девок — вам сюда!

124. — сайт Daniel Simon, много отличного дизайна техники

125. — сайт Ben Procter, концепты энвайронмента и техники для кино

126. — блог Steve Burg, концепты космических кораблей

127. — сайт George Hull, концепты космических кораблей, техники, окружения

128. — сайт Yaron Levi, охренительнейшего 3d моделлера оружия и техники

129. — блог Christian Pearce, концепты робото и техники (в основном)

130. — сайт Carles Gonzales, персонажи

131. — блог John Liberto, классные космические кораблики и персонажи

132. — сайт Mike Nash, много роботов, киборгов и персонажки

133. — блог японского скульптора, делающего фигурки анимешных девочек под 3d печать

135. — уроки от мастера гиперреализма Marcello Barenghi

143. ГРУППЫ ПО РИСОВАНИЮ В ВК:

— академический рисунок (200к людей) (36 альбомов) (262 видео)

144. — уроки по рисованию (50к людей) (98 альбомов) (2400 видео)

145. — Digital Painting Classes шикарная группа по CG. Есть различные конкурсы и флешмобы (23к) (180 альбомов) (540 видео)

146. — группа Покрас-Лампас по каллиграфии (30к) (30 альбомов) (45 видео)

147. — CGONI.СG группа по рисованию.Проводятся ежемесячные флешмобы по тематикам. (12к людей) (167 альбомов)(500 видео)

148. ШКОЛА РИСОВАНИЯ. пошаговые уроки рисования по фото (118к людей) (30 альбомов) (890 видео)

149. — ВИРЛИНК.(30к людей)

150. — АКВАРЕЛЬ.группа по акварели (40к) (139 альбомов) (320 видео)

151. — БЕРЕШЬ И РИСУЕШЬ.тонна материалов по рисованию (90к)(91 альбом)(1420 видео)

152. УРОКИ РИСОВАНИЯ.тьма полезных статьей и вопросов по рисованию (430к) (190 альбомов) (1870 видео)

153. АРТ-ЭЛЛЕМЕНТ.арты художников (70к) (370 альбомов) (880 видео)

154. — блог СG (42К)(935 видео)

155. CG мир (6к)(320 видео)

156. Tutorials Drawing — Склад уроков по рисованию.Тьма контента конкурсов и уроков

(140к)(108 альбомов)(1660 видео)

157. — Референсы и пластическая анатомия для художников (12К)(104 альбома)

158. — КЛАД КОНТЕНТА ПО ТЕМАТИКЕ КОНЦЕПТОВ ИГРЫ ФИЛЬМЫ АНИМЕ АРТБУКИ (65К)

159. ТЕГ ЛИСТ ГРУППЫ Tutorials Drawing

#TD_референс@tutorials_drawing

#TD_референс_руки_и_ноги@tutorials_drawing

#TD_референс_архитектура@tutorials_drawing

#TD_референс_животные@tutorials_drawing

#TD_референс_одежда@tutorials_drawing

#TD_референс_детали@tutorials_drawing

#TD_референс_мужчины@tutorials_drawing

#TD_референс_женщины@tutorials_drawing

#TD_референс_оружие@tutorials_drawing

#TD_референс_пейзаж@tutorials_drawing

#TD_референс_интерьер@tutorials_drawing

#TD_работа_с_цветом@tutorials_drawing

#TD_поэтапное@tutorials_drawing

#TD_тело@tutorials_drawing

#TD_глаза@tutorials_drawing

#TD_рот@tutorials_drawing

#TD_эмоции@tutorials_drawing

#TD_голова@tutorials_drawing

#TD_ноги_И_руки@tutorials_drawing

#TD_одежда@tutorials_drawing

#TD_волосы@tutorials_drawing

#TD_детали_и_текстуры@tutorials_drawing

#TD_интересности@tutorials_drawing

#2_ЧАСА_НАБРОСКА@tutorials_drawing

#TD_конкурс@tutorials_drawing

#TD_книги@tutorials_drawing

#TD_концепт_арт@tutorials_drawing

#TD_животные@tutorials_drawing

#TD_архитектура@tutorials_drawing

#TD_нос@tutorials_drawing

#TD_перспектива@tutorials_drawing

#TD_художник@tutorials_drawing

#TD_уши@tutorials_drawing

#TD_шалости@tutorials_drawing

#TD_челлендж@tutorials_drawing

#TD_калейдоскоп_наций@tutorials_drawing

#TD_вопрос_на_миллион@tutorials_drawing

#TD_вдохновения_пост@tutorials_drawing

#TD_свет_и_тень@tutorials_drawing

#TD_кисти@tutorials_drawing

#TD_redraw@tutorials_drawing

#TD_help@tutorials_drawing

#TD_анимация_и_движение@tutorials_drawing

#TD_джунгли_зовут@tutorials_drawing

Виды референтных групп

Положительная референта группа — группа, которая мотивирует индивида быть принятым в ее состав и достичь отношение к себе как к члену группы. Например, для выпускника школы это может быть студенческая группа определенного высшего учебного заведения, в котором стремится учиться ученик.

Негативная референтная группа мотивирует индивида выступать против нее, или в которой не желает отношение к себе как к члену группы. Например, выходец из низшего класса отрекается от своей социальной среды и не желает, чтобы его идентифицировали с представителями «низов» * 129.

* 129: {Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. — М., 1984. — С. 197-203.}

Различают реальную и мнимую референтную группу.

Также можно говорить о таких видах референтных групп:

— Информационная — носители информации. Среди них различают носителей опыта и экспертов;

— Ценностная — является эталоном ценностно-нормативной системы;

— Утилитарная — это группа носитель материальных или иных благ, которые являются важными для индивида. Для лиц мужского пола утилитарной референтной группой являются женщины, а для женщин — мужчины;

— Группа самоидентификации — группа, с которой идентифицирует себя личность, членом которой себя считает.

Например, по данным ежегодного мониторингового исследования, которое проводит Институт социологии НАН Украины, на выборке, репрезентативной взрослому населению Украины, в 1992-2002 гг. 13% населения на вопрос «Кем вы себя, прежде всего, считаете?» (можно было выбрать только один вариант) отметили: «гражданином бывшего Советского Союза», в 2006г. такая самоидентификация была свойственна уже 7%, а в 2008 году. — 9% населения * 130. То есть для них Советский Союз — референтная группа самоидентификации, группа, к которой они принадлежали в прошлом, но считают и сегодня себя ее членами.

* 130: {Головаха Е., Горбачик А. Социальные изменения в Украине и Европе: по результатам «Европейского социального исследования» 2005-2007 годы. — М., 2008. — С. 35.}

Функции референтных групп

Референтные группы, в силу своей разнородности, могут выполнять различные функции * 131 в формировании социальных установок личности.

* 131: {Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология — М., 1984. — С. 197-203.}

Во-первых, навязывать, формировать стандарты — групповые нормы индивиду. Это нормативная функция референтной группы.

Во-вторых, она является эталоном, точкой отсчета для сравнения и выполняет сравнительную функцию.

Часто и нормативную, и сравнительную функции выполняет один и тот же референтная группа, но не всегда.

Выбирая себе референтную группу, индивид учитывает такие ее характеристики, как образ жизни, престиж, доход, а также ее открытость-закрытость, степень социальной дифференциации, автономность или зависимость группы, относительную социальную позицию, социальную силу группы и другие параметры.

Не всегда референтная группа выступает как группа членства, что можно было бы считать оптимальным вариантом для личности. Иногда возникают довольно противоречивые ситуации, когда индивид принял ценности, образцы поведения положительной референтной группы, а она не принимает его как члена группы. Тогда возникает ситуация Марги-нальности, которую определяют как маргинальность социальной роли.

Между группами членства и референтными могут возникать конфликты. Поллис Н. построил типологию референтного группового конфликта, который возникает при выборе тех или иных групп как референтных * 132:

* 132: {Фейгина А. А. Теория референтных групп в работах Роберта К. Мертона}

1) Конфликт между группой членства и референтной группой: возникает тогда, когда группа членства ожидает от индивида определенного типа поведения, характерного для этой группы, а поведение индивида не соответствует ожиданиям из-за ориентации на ценностно-нормативную систему референтной группы.

2) Конфликт между референтными группами: возникает, когда индивид выбирает как референтные несколько групп с противоположными стандартам.

3) Конфликт между установившейся идентичностью и привлекательной идентичностью: индивид «душой и телом» принадлежит к одной референтной группы, одновременно идентифицируя себя с другой, стремясь соответствовать ее стандартам.

4) Конфликт возникает, когда одновременно две группы есть и группами членства, и референтными группами, которые выдвигают противоположные требования: например, нежный и заботливый отец одновременно стремится кар ‘ерного роста и семейного согласия.

Социогрупова структура общества требует дальнейшего изучения: поиск реального набора основных элементов структуры, определение сущностных их характеристик, влияния, функций, конфликтных форм взаимодействия, проекции членства в группе на поведение индивида и тому подобное.

Социальная группа является одной из стержневых категорий социологии. Она описывает различные формы объединения людей. В социологическом анализе значительное внимание уделяют выделению показателей реальности социальной группы. К которым относятся: участие в качестве субъектов и объектов в реальных социальных отношениях; общие потребности и интересы, социальные нормы; ценности; взаимная идентификация; подобная мотивация; собственные символы; подобный стиль жизни; самовоспроизведению, отличная система социальных связей.

Классификация социальных групп дает возможность полнее выяснить их сущностные черты. Социальные группы разделяют по характеру взаимосвязи: реальные, номинальные, фиктивные; по времени существования: долгосрочные и кратковременные; за теснотой контактов между членами группы: большие и малые; мерою вхождения в группу: формальные и неформальные; по степени организации: неорганизованные и организованные. Понимание направленности поведения личности, ее ценностных ориентиров дает референтная группа, которая выступает как эталон, образец, ориентир деятельности индивида.

Использованная И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993.

2. Гавриленко И. М. Социология. Кн. 1. Социальная статика: учеб. пособие. — К., 2000.

3. Ильин В. Теория социального неравенства (структуралистского-конструктивистская парадигма). — 80СМиТ, 2 000.

4. Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. — М., 1984. — С. 197-203.

5. Кочанов Ю. Л., Шматко Н. А. Как возможна социальная группа? (К проблеме реальности в социологии) // Социологические исследования. — 1996. — № 12.

6. Мертон Р. Вклад в теорию референтной — группового поведения // Мет-рон Р. Социальная теория и социальная структура. — М., 2006. — С. 360-427.

7. Мертон Р. Связи теории референтных групп и социальной структуры // Метрон Р. Социальная теория и социальная структура. — М., 2006. — С. 428-562.

8. Огаренко В. М., Малахова Ж. Д. Социология малых групп. — М., 2005.

9. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособ. — М., 1995.

10. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

11. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

12. Фейгина А. А. Теория референтных групп в работах Роберта К. Мертона

13. Фролов С. С. Социология. — М., 1996..

14. ШаповалМ. Общая социология. — М., 1996..

15. Шкаратан О. И., Сергеев Н. В. Реальные группы: концептуализация и эмпирический расчет // Общественные науки и современность. — 2000. — № 5.

16. Щепански Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.

Теория референтных групп

  1. A) Отдельная группа кадров электронного документа, называемые слайдами
  2. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  3. Cоциальная группа как объект управления
  4. II группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
  5. II. Группа высших культур
  6. II. Краткая характеристика основных групп (отделов) водорослей и их отдельных представителей.
  7. III группа — трудовое право.
  8. Iгруппа – Критерии основанные на дисконтированных оценках, т.е учитывают фактор времени:NPV,PI, IRR,DPP.
  9. V (пятая) группа по электробезопасности
  10. V группа — болезни неправильного режима питания

Разработка основных положений теорий референтной группы в современной западной социальной психологии начинается с 40-х годов ХХ в. и связывается, прежде всего, с именами Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа, Г. Келли, Р. Мертона и других.

В понятии «референтнaя группa» сконцентрировaнa идея Мидa об «обобщенном другом». Рaзвитие человекa aвтор, как известно, рaссмaтривaет кaк процесс, состоящий из трех фaз: a) простaя игровaя фaзa, когдa индивид усвaивaет роль только одного другого; б) сложнaя игровaя фaзa, в которой индивид aссимилирует роли и устaновки нескольких других; в) фaзa «обобщенный другой» нaступaет тогдa, когдa индивид идентифицирует себя со всей общностью.

Термин «референтная группа» был введен Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Он использовал данный термин для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой являлась самооценка испытуемым своего статуса.

Позже понятие «референтная группа» использовал Т. Ньюком для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам». В связи с этим выделялись позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых принимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Негативной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у него стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать.

Окончательное утверждение понятия «референтная группа» связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. Основные идеи М. Шерифа выражены в его книге «Основы социальной психологии». Он подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в «систему отсчета» не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей «картины мира». Шериф предложил проводить различие между актуальной группой «членства», в которой человек действительно задействован, и референтной группой, к которой индивид может относить себя психологически – сознaтельно или бессознaтельно

Существенный вклад в разработку проблемы референтной группы внес Р. Мертон. Он применил понятие референтной группы в своей работе 1950 г., написанной в соавторстве с А. Китт «Американский солдат». Он предпринял попытку объяснить обнаруженное в исследовании различие установок солдат, находившихся в одинаковом положении, именно тем, что у них были разные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение и которые служили для них источником формирования определенных социальных установок.

Р. Мертон определил условия, при которых человек скорее выберет в кaчестве нормaтивной референтной группы не группу членствa, a внешнюю группу:

1. Если группa не обеспечивaет достaточный престиж своим членaм, они будут склонны выбирaть в кaчестве референтной группы внешнюю, не членскую группу, которaя, нa их взгляд, облaдaет большей престижностью, чем их собственнaя.

2. Чем больше изолировaн индивид в своей группе, чем ниже его стaтус в ней, тем более вероятно, что в кaчестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой рaссчитывaет зaнять более высокий стaтус.

3. Чем больше социaльнaя мобильность и возможности у индивидa изменить свой социaльный стaтус и групповую принaдлежность, тем более вероятно, что в кaчестве референтной группы он будет выбирaть группу с более высоким социaльным стaтусом.

4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зaвисит от его личностных хaрaктеристик.

В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона.

Келли использует термин «референтнaя группa» для описaния двух совершенно рaзных типов групп: мотивирующaя группa и этaлоннaя группa. В первом случaе группa может выскaзaть индивиду признaние или не признaвaть его. Во втором случaе группa служит лишь этaлоном для срaвнения, который индивид использует для вырaботки своих оценок. При этом любaя оценкa индивидом сaмой референтной группы совершенно не имеет знaчения. Группa может стaть референтной потому, что другие люди срaвнивaют с ней конкретного индивидa. Нaпример, если женщинa идет рaботaть мaнекенщицей и решaющим моментом является ее физическaя привлекaтельность, то не имеет знaчения, кaк воспринимaют ее внешность друзья, женщины из других стрaн или культур. Референтнaя группa в дaнной ситуaции будет состоять из других мaнекенщиц. То есть, референтной будет тa группa, с которой эту женщину будут срaвнивaть ее нaнимaтели.

Келли выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную.

Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им. Эти стандарты поведения обычно называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как нормативную. По мнению Келли, группа может выполнять эту функцию, если она в состоянии вознаграждать индивида за конформность и наказывать за неконформность.

Вторая функция референтной группы, по Келли, заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции. Келли отмечает также, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой, как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к которой он причисляет себя психологически.

Тaким обрaзом, в теории референтных групп покaзaно влияние ценностей, устaновок, норм обществa и конкретных групп нa сaмооценку и поведение индивидa. Интерaкционизм, кaк социaльно-психологическaя теория, изучaет взaимосвязь личности и обществa, нaходящую отрaжение в предстaвлениях человекa о других людях, ролях и стaтусaх личности, референтных группaх. В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной группы, однако абсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Символический интеракционизм стал одним из основных подходов в изучении взаимодействия людей, групп и общества. В теории управления и организации это направление оказало влияние на появление и развитие, прежде всего, культурологического и постмодернистского подходов, рассматривающих организацию как совокупность отношений (в том числе и с внешней средой), символов, ролей. То, что человеческий ресурс и организационная культура ныне рассматриваются как неотъемлемые компоненты организации — «заслуга» представителей символического интеракционизма, показавших мир социальных отношений сквозь призму восприятий, трактовок и символов. Символический интеракционизм оказал также непосредственное воздействие на понимание динамических процессов в организации, особенно таких, как организационные изменения и организационное обучение.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 113; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Социальная драматургия» И. Гоффмана. | К исследованию гендерных ролей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *