Речь о работе

Речь о работе

Как сделать свою речь красивой и грамотной?

Текстология.руРусский языкИнтересные факты о русском языкеКультура русской речиКак сделать свою речь красивой и грамотной?

Каждому образованному и культурному человеку, даже если он не выступает перед большими аудиториями, непременно нужно иметь правильную красивую речь и повышать свое мастерство оратора. Высокая грамотность свидетельствует о большом интеллекте. Она способствует лучшему пониманию вас окружающими и вызывает их уважение. Но, чтобы в совершенстве овладеть родным языком, нужно потрудиться.

Сделайте для себя грамматику предметом изучения. Возьмите на вооружение словари и справочники. Отлично поможет в этом хороший учебник русского языка и произведения великих русских поэтов и прозаиков. Также нужно непременно следить за своим голосом, отрабатывать дикцию.

Правила просты, но точное соблюдение их обязательно скажется на достижении результата:

1. Углубленное изучение родного языка повысит в разы вашу грамотность. Подумайте, часто ли в повседневной жизни вы ищите помощь в словаре или справочнике? Начните изучать словари.

2. Запоминайте правильность ударений в словах. В этом помогут толковый словарь и орфоэпический. Благодаря словарям вы перестанете быть косноязычным и будете правильно согласовывать предложения.

3. Чтение книг расширяет словарный запас, обогащает кругозор, делает вас эрудитом. Вывод: читать нужно постоянно и много.

4. Долой из речи слова-паразиты. Не бойтесь тишины собственных пауз. Каждый человек имеет право поразмыслить над тем, что собирается сказать. Взвешенная речь воспринимается умным собеседником позитивно. Не общайтесь с людьми, которые вас перебивают, недослушав. Они не научат вас ничему хорошему.

5. Перестаньте оправдываться фразами вроде «Ну вы же понимаете?» Уверенность в себе разбудит ваше красноречие.

6. Отрабатывайте технику речи. Всё приходит с опытом. Можно тренироваться перед зеркалом, можно включаться в общие споры и так тренировать красноречие. Для овладения красивой речью разработаны специальные методики, игры, техники. Применяйте те из них, которые наиболее подходят вам.

7. «Отшлифовывайте» голос, интонацию, дикцию. Упражняйтесь в грамотном дыхании. Просматривайте и прослушивайте записи самого себя на видеокамеру или аудиокассету. Подмечая огрехи, тут же делайте работу над ошибками. Можно развивать речь самостоятельно, можно пройти обучающий курс с наставником.

8. Наполняйте свою речь остроумием, импровизацией. Освойте словотворчество – это весьма увлекательное искусство. Создавайте свой собственный неординарный стиль.

9. Стремитесь сделать свою речь ёмкой, четкой, разборчивой, доходчивой. Избегайте занудства.

10. Чурайтесь софистики. Пусть ваша речь всегда будет не пуста и хитра, а содержательна и умна.

Учитесь редактировать сами себя

Замечайте слова-паразиты, ненужные междометия и прилагательные, которые обедняют речь. Выкидывайте и вычеркивайте их из своего лексикона нещадно. Поначалу будет сложно, но упорство и тренировки дадут свои плоды.

Музыка и жизнь / 1.Музыка: исполнение и преподавание

Канд. искусствоведения Лукачевская М.Л.

Нижегородская государственная консерватория (академия)им. М. И. Глинки,

Россия

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНОЙ ФРАЗОЙ

Единица мышления в музыкальном языке – фраза. Поэтому не удивительно, что прикосновение к любому новому музыкальному материалу, постижение эмоционального строя и характера сочинения начинается с работы над её особенностями. Говоря о фразировке, мы осознаём понятие это в двух плоскостях: семантика фразы, и, собственно, реальное бытие в звуке, выраженное посредством интонирования. Итак, фраза нас интересует, во-первых, как драматургическое зерно (сгусток мысли — эмоции), а во-вторых, как комплекс исполнительских приёмов, служащих для реализации этой мысли.

Фортепианный звук, исходя из молоточковой природы инструмента, а так же его акустических свойств, не имеет значительной протяжённости, свойственной струнным или духовым инструментам – он изначально обречён на затухание, прерывистость. Абсолютное legato на рояле с точки зрения физики – плод воображения пианиста; фраза выстраивается только в соотношении составляющих её звуков, теоретически располагающихся «пунктиром» на протяжении определённого отрезка времени.

Однако живое восприятие слушателей убеждает: рояль способен «петь» и «разговаривать», тонко отражая разнообразные оттенки настроения. Эта возможность открывается благодаря интонированию, предполагающему способности исполнителя войти в образную сферу сочинения и наполнить его живым пульсом. Органичное интонирование, пронизывающее ткань сочинения, должно основываться на понимании композиторского стиля, внимательном прочтении текстовых подробностей. Поэтому так важно приближение к смыслу и содержанию музыки. В этом заключается основная задача педагога в работе с учеником, отсюда проистекают все частные исполнительские задачи.

Лучшие представители исполнительской традиции «учились» искусству фразировки на инструменте у вокалистов, наполняя своё представление о фразе живым дыханием, смысловой выразительностью и тембровым разнообразием. Т. Лешетицкий рекомендовал подходить к фразировке «двумя путями: сознательным обдумыванием соотношений звуков в музыкальных фразах, с одной стороны, с другой же, путём обогащения своего общего художественного багажа впитыванием образцов исполнения первоклассных певцов.». Эта тенденция прослеживается и в методике Л. Николаева. Савшинский отмечал: в основе преподавания его учителя было стремление «открыть уши», научить «слушать и слышать во всех деталях, со всей тонкостью различения выразительные возможности и эстетические особенности фортепиано», «руки пианисту надо ставить как голос певцу».

Подробная работа над «одушевлённостью» музыкальной фразы, тонкостью и глубиной передачи эмоционального переживания, художественной содержательностью исполнения была привита русской фортепианной школой. Отсюда берёт начало традиционный способ работы инструменталистов – вокализация фразы. Мысленно «пропевая» мелодию на одном дыхании, ученик может с лёгкостью проанализировать естественное строение фразы в процессе её развития. Не менее показательным является известный метод подтекстовки, заключающийся в подстановке к мелодии интонационно подходящего текста. К этому способу «оживления» абстрактной фразы прибегали известнейшие педагоги — А. Рубинштейн, Игумнов, Гольденвейзер.

Отечественная школа культивировала понятие естественного «дыхания», лежащего в основе развития архитектонического чувства музыканта. Игумнов писал: «необходимо каждую интонацию, каждое гармоническое звучание рассматривать не в отдельности, как самодавлеющее, а иметь в виду его функциональное значение, рассматривать его в общей связи и, исходя из этого, придавать ему тот или иной характер».

Помимо воспитания «горизонтального» мышления, преподавание уделяло особое внимание культуре звука, «одухотворённому» контакту с клавиатурой рояля. Савшинский отмечал общие черты великих пианистов: «у них снимается ударная природа фортепьянного звука, свойственные ему затухание и прерывистость – пунктирность звуковой линии. Звучность инструмента оказывается способна к самой гибкой, тончайшей филировке и приобретает певучесть». Педагог подмечает способ достижения идеального туше: «При соприкосновении с клавишей не должно быть слышно ни шлепка, ни удара пальца об её поверхность, ни удара клавиши в «дно» клавиатуры. После соприкосновения с поверхностью клавиши палец должен продолжать её погружение» до упора в «дно».

Работая над фразировкой, мастера классической исполнительской школы придавали большое значение культуре агогики, поскольку степень внутренней свободы интонирования является показателем настоящего профессионализма. Лешетицкий рекомендовал ученикам: «…только, когда вы убедитесь, что, несмотря ни на какие оттенки силы и внесённую фразировку, это место при таком движении остаётся безжизненным и неестественным,- вносите в него небольшие ускорения и замедления». Опытный педагог советовал выровнять движение и приблизиться к естественности фразировки, приближаясь к смыслу музыки. Майкапар, вспоминая обучение у Лешетицкого, формулирует принцип его отношения к свободе агогики: «всякое ускорение требует после себя определённого замедления, так, чтобы в сумме они занимали столько же времени, сколько заняло бы вполне ровное исполнение».

Позже исполнительская практика подошла к идее создания интонационного «чертежа» фразы. Разрабатывая собственные принципы агогики, Игумнов анализирует «интонационные точки» музыкальной мысли. Он подчёркивает их значимость: «центральные узлы, на которых всё строится. Они очень связаны с гармонической основой. Теперь для меня в предложении, в периоде всегда есть центр, точка, к которой всё тяготеет, стремится». В конструктивной форме довольно легко представить интонацию, мелодию, ряд слившихся фраз, нуждающихся в подобной проработке. Зафиксировав рисунок энергетических подъёмов и спадов, мы переходим к практике, распределяя «дыхание руки» в соответствии с графическим представлениям.

Вслед за работой над отдельной фразой возникает задача объединения материала в более значительные построения. Этот этап требует умения рассчитать масштаб звучности и способности ощущать мелкие промежуточные кульминации, не покидая русла сквозного движения. Обратим внимание: метод организации основных драматургических пиков сочинения аналогичен принципу выстраивания кульминации внутри небольшого фрагмента.

Работа над фразировкой в современной музыке базируется на представлениях, сформированных классическими образцами. Сложность исполнения авторов нового века напрямую объясняется вариативностью агогики, высвобожденной от гармонических привязок. Интенсифицируется полифонизация ткани, причём соседствующие интонации могут оказаться чрезвычайно разнообразными по смыслу и стилю. Подробно рассматривая интонационный материал современных опусов, приходишь к выводу: работа над агогикой исключает схематизм, становится более разнообразной. «Одухотворяя» речевые ритмизированные фразы, мы реже пользуемся методом вокализации, но успешно прибегаем к словесной подтекстовке. В выстраивании содержательной логики сложного в языковом отношении сочинения, по-прежнему применяются хорошо известные способы работы над фразой, однако они требуют осмысленного и виртуозного использования.

Список литературы:

1.Майкапар. С. М Годы учения. Глава 5. Профессор Т. Лешетицкий и время моих занятий у него. Эл. ресурс beethoven.ru/node/993

2. Мильштейн Я. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова. Мастера советской пианистической школы, М. 1961

3. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Москва, 1980

4. Савшинский С. Пианист и его работа, Л., 1961

Что такое грамотная речь

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Как улучшить речь

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

  • Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

  • Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».
  • Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.
  • Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.
  • Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.
  • Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений.

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Одной из причин коммуникативной неудачи является недостаточно хорошая техника речи: мы говорим либо очень тихо, либо, напротив, очень громко, или у нас есть какие-то дефекты речи, которые мешают слушателю нас понимать.

Если выступающий имеет плохую дикцию, нечетко произносит слова, особенно окончания, его речь может быть неверно понята, из нее могут быть сделаны ненужные, неверные выводы, что может повлечь за собой самые непредвиденные последствия.

Тренировать произношение можно читая вслух. Еще лучше найти время и записать свой голос на магнитофонную пленку. При прослушивании сразу станут очевидны недостатки дикции. Если возможно, дома запишите любой свой доклад, который вы собираетесь сделать, например, вышестоящему руководителю, на видеомагнитофон и просмотрите запись на предмет произношения, дикции, жестикуляции. Или просто тренируйте свою речь перед зеркалом.

И, конечно, неоценимую услугу окажут Вам артикуляционные упражнения и регулярное произнесение скороговорок. Точнее их нужно было бы назвать «правильновыговорками», так как при проговаривании скороговорки в первую очередь мы стремимся к правильному артикулированию всех звуков и их сочетаний, а не к высокой скорости их проговаривания.

Совершенствование дикции — плод систематической самостоятельной работы, для достижения эффективности которой важны следующие факторы.

  1. Постепенность. Скороговорку нужно осваивать не спеша. Главное — повторять и не закреплять допущенные ошибки. Каждую скороговорку проговаривают сначала беззвучно, медленно, тщательно работая губами и языком. Потом постепенно усиливают громкость голоса. После того как вы сможете 4- 5 раз произнести среднюю по объему скороговорку без ошибок, можно наращивать темп ее проговаривания.
  2. Систематичность. Отработать скороговорку, а потом долгое время о ней не вспоминать — верный способ потерять достигнутое. Скороговорки помогают артикуляционному аппарату «запомнить» определенную последовательность и интенсивность движений всех его мышц. Чем чаще вы их включаете в привычную работу — тем лучше они будут это делать даже без вашего специального контроля, автоматически. Итак, скороговорки проговариваются не реже 1 раза в неделю, в идеале — после артикуляционной разминки.
  3. Разнообразие. Тренировать произнесение 1—2 сочетаний звуков — все равно, что учиться рисовать только 1—2 красками. Каждый раз нужно проговаривать скороговорки на разные сочетания согласных.
  4. Удовольствие. Когда мы делаем что-то по принуждению, основная часть наших усилий направлена на внутреннюю борьбу с собой, со своими эмоциями и желаниями, а не на дело, которым мы занимаемся. Значит, просто необходимо радоваться забавным текстам, вызванным ими ассоциациям и своим успехам.
  5. Творчество. Скороговорки — игровой фольклорный текст, поэтому они располагают к вольному обращению с этим текстом: это может выражаться в разнообразных продолжениях скороговорок, перестановке слов, причудливых сочетаниях скороговорок, придумывании своих текстов этого жанра.

Артикуляционная разминка

Поболтайте языком. Поболтайте языком во рту сначала сверху вниз, а затем слева направо и справа налево. Повторите упражнение.

Полоскание рта. Прополощите рот: надуйте щеки и поработайте ими и нижней челюстью так, чтобы воздух во рту перемещался либо от одной щеки к другой, либо от щек внутрь рта и обратно.

Лом — лопата. Попробуйте поочередно высовывать язык то плоский, как лопата, то острый, как лом.

Цифры. Напишите языком в воздухе цифры от 1 до 5. Получилось?

Пример. Точно так же напишите языком любой пример. Пусть даже 2+2 Примеры могут быть и сложнее!

Буквы. Таким же образом напишите в воздухе (или на воображаемом ст ле) 5 — 7 букв в любом порядке.

Загадка. Вы освоили новый вид письма? Отправьте друг другу воздушные общения и ждите адекватного ответа. Если вы друг друга поняли правильно, значит, артикуляционные упражнения для языка вы освоили.

Очень важен также тон речи. Именно он оказывает позитивное или негативное влияние на слушающего. Как писал Бернард Шоу: “Есть 50 способов сказать слово “да” и 500 оттенков слова “нет”. Тон речи может быть резким и безразличным, насмешливым и тревожным, интонации — командными, гневными и просительными.

Тональная окраска речи может помочь наладить эмоциональный комфорт диалога с посетителем, сотрудником. По интонации говорящего судят о его настроении и отношении к обсуждаемому вопросу.

Одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчеркнуто сухо, дерзко, высокомерно в зависимости от их общей звуковой окраски.

Общая звуковая окраска речи может подкреплять смысл, переданный составом слов высказывания, но иногда противоречит ему, заставляет нас понимать это высказывание совершенно по-другому. Например, фраза: “Я в восторге!” без интонации восторга сразу приобретает иронический смысл, противоречащий ее буквальному значению.

Следует особое внимание обращать на громкость и скорость своей речи. Очень громкий голос неприятен для слуха, особенно если он еще и высокий. Деловому разговору вредит речь торопливая. Не годится, если говорящий глотает отдельные слоги и целые слова. Но даже если при быстром темпе вам удается четко выговаривать каждое слово, собеседнику все равно будет трудно поспевать за ходом ваших мыслей. А у некоторых людей возникнет подозрение, что вы намеренно говорите скороговоркой, чтобы не дать им опомниться, навязать свою точку зрения.

Неприятна для слушателя и манера говорить медленно, растягивая слова, а также тихая, чуть слышная речь. Если вы говорите слишком тихо или невнятно, это также мешает ходу общения: партнер вынужден задавать встречные вопросы, чтобы убедиться, что понял вас правильно.

А задумывались ли Вы когда-нибудь, насколько звучание Вашего голоса связано с дыханием? Если области дыхания обширны и подвижны, голос чист и выразителен. Неправильное дыхание искажает голос: мы говорим слишком быстро или слишком высоко, учащенно дышим, прерываем речь, не закончив предложение. постоянно покашливаем, наша артикуляция становится нечеткой.

Говорить плавно и красиво помогает диафрагма. Именно благодаря ей мы можем моделировать голос — повышать или понижать, заставлять его звучать сильно, мощно или слабо. Поэтому для того, чтобы Вас голос был благозвучен, необходимо укреплять диафрагму.

Этому поспособствуют, например, такие упражнения:

  • Поставьте перед собой свечку так, чтобы дыхание было направлен на ее огонек.
  • Убыстряйте и замедляйте воздушный поток. Почувствуйте, как диафрагма управляет Вашим дыханием.
  • Теперь постарайтесь управлять не скоростью, а объемом дыхания. Откройте рот. как будто хотите зевнуть и выдохните. Наблюдайте за движением пламени.

Хотите отработать технику своей речи?

Хотите, чтобы Ваш голос звучал красиво и свободно?

Тогда записывайтесь на курс «Азбука риторики»!

>Глава 4. Техника речи

4.1. Техника речи как важнейший элемент речевой культуры

К.С. Станиславский писал: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их… Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед: мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане. ‹…›

Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождают, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть…

У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которые должен почувствовать говорящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически, вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется сердце. Живое слово насыщено изнутри»

. В приведенной цитате речь идет о важности работы над техникой речи.

Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.

Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Психотехника», «Орфоэпия», «Невербальные средства общения». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.

Дыхание – источник звука. «Быть в голосе» – значит освоить навык фонационного (речевого) дыхания, снять мышечное напряжение, приобрести гибкость, выносливость, звонкость, собранность и устойчивость звука. Опора дыхания – позвоночник, поэтому первая ступень к освобождению голоса – выработка привычки держать осанку, осознавать работу мышц, обеспечивающих речевой процесс. Важно научиться наблюдать себя как бы со стороны, акцентируя при этом внимание не на том, что вы делаете, а на том, как вы это делаете. Освобождение (релаксация) порождает энергию, обеспечивает продуктивность деятельности речевого аппарата. Правильное дыхание помогает нам ставить звук на опору и говорить с посылом. Задача упражнений по дыханию – не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас его. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция – это отчетливость и правильность произнесения отдельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Подвижные части артикуляционного аппарата должны работать активно, но без лишнего напряжения: нижняя челюсть хорошо размыкать рот (плавно, не дергаясь); язык и губы принимать и менять с нужной быстротой то или иное требуемое положение; маленький язычок, когда надо, подниматься, закрывая проход в носовую полость, а когда надо, открывать выдыхаемой струе воздуха путь в нос. Все звуки и их сочетания должны произноситься четко, легко и свободно, в любом темпе.

Коррекцией нарушений речи занимаются логопеды. Однако существуют так называемые дикционные нарушения, не патологического генеза, связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), малым раствором рта при произнесении гласных, нечетким произнесением согласных (так называемая «каша во рту»). Подобные проблемы устраняются с помощью специальных упражнений. Задача упражнений по дикции – отработка отчетливости, правильности произношения звуков и активизации артикуляционного аппарата.

Голос – основное выразительное средство устной речи. «Ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают и ничто не нуждается в постоянном внимании, как голос»

. Голос обладает различными свойствами, которые могут быть развиты и улучшены путем тренировки: силой, высотой (диапазоном), тембром, гибкостью (подвижностью), благозвучностью и полетностью.

Под силой голоса следует понимать большую или меньшую интенсивность работы речевого аппарата. Сила голоса не равноценна его громкости. Если силу голосу придает активизация работы речевого аппарата, то громкость достигается активизацией выдоха. Голос можно усиливать даже на шепоте. Именно сила голоса и отчетливость произношения обеспечивают хорошую слышимость речи.

Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, т. е. его диапазон, который неодинаков у разных людей. Обычно в него входят полторы октавы. Диапазон голоса условно делят на нижний, средний и верхний регистры. В нижнем регистре звучание голоса усиливается грудным резонатором, в верхнем – головным, на средних нотах должны работать оба. У хорошо поставленного голоса нет резких переходов от одного регистра к другому.

Тембр – это окраска голоса, которую ему придают обертоны. Он обусловлен индивидуально-психологическим строением речевого аппарата. Окончательно тембр устанавливается после «ломки» детского голоса и не изменяется на протяжении всей жизни. Изменить тембр нельзя, но можно «очистить» его от сипоты, хрипоты, гнусавости и других погрешностей.

Гибкость, или подвижность, голоса – это его способность свободно изменять силу и высоту в различном темпе речи. Активно произнося скороговорки или тексты, изменяя темп их произнесения, повышая или понижая голос, мы тренируем его подвижность, способность меняться без усилий и напряжения.

Приятное или неприятное впечатление, которое производит наш голос, зависит от такого его качества, как благозвучность. Благозвучный голос – это голос, чистый по звучанию, без хрипоты, сипения, гнусавости. В понятие благозвучности включаются также звонкость и «металличность».

Полетность голоса – это его способность «заполнять» то пространство, в котором он звучит, обеспечивать хорошую слышимость даже при небольшой силе. Тренируя полетность, надо прежде всего искать верное направление звука (вперед). Полетность требует также активного волевого посыла. Необходимо научиться ощущать расстояние: чем дальше объект, тем активнее должен быть посыл. Существует глубинная связь между голосом и телом.

В технику речи включаются также упражнения по психотехнике: на развитие умений словесного действия, наблюдательности – «калитки» к творчеству, по выражению Станиславского; на формирование способности передавать подтекст и т. д. Педагог является субъектом речевого воздействия. Он идет на «живой» контакт с детьми. Одна из основных задач его заранее запланированного воздействия – изменение установок, отношения, поведения объекта общения – слушателя.

Интонация является основным средством речевого воздействия на слушателей. Некоторые авторы пособий по технике речи и выразительному чтению считают, что «необходимо учить детей нужной интонации»

, и предлагают им задания, например, прочитать текст, передавая радость, печаль, гордость, ласку, страх и т. д. в зависимости от произведения.

Однако психолог Н.И. Жинкин всегда выступал против обучения интонации: «Спрашивается, как ищется интонация и можно ли обучиться хорошей правильной интонации. Ответ на этот вопрос отрицательный. Обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. д. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы постараетесь ее сделать, это будет замечено как фальшь»

. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как человек выражает свои мысли и чувства. В педагогическом процессе она возникает как результат глубокого проникновения в смысл высказывания. Интонация не только выражает эмоционально-волевые отношения людей, но и определяется ими, поэтомуправильно, например, просить учащихся попытаться прочитать текст с какой-либо целью (обрадовать, удивить, огорчить, предостеречь и т. д.) При этом надо думать о воздействии, которое хочешь оказать на слушателей, а не об интонации.

Усиливают выразительность речи и чтения такие невербальные средства общения, как жесты, мимика, телодвижения, мизансцены, свет, аксессуары, фонации (плач, смех, хохот и т. д.), которые органично связаны с интонацией и зависят от речевой ситуации и содержания высказывания. Психологи установили, что 60–80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств.

Жесты и мимика действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание собеседников на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, способствуют лучшему усвоению материала. Хотя жест – явление произвольное, пользоваться им нужно очень осторожно и сдержанно. Он должен соответствовать смыслу высказывания, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут испортить впечатление, утомить, вызвать раздражение собеседника.

От жестов значимых необходимо отличать жесты бессмысленные. Подобно тому, как некоторые люди насыщают свою речь словами-паразитами, типа «так сказать», «значит», «ну» и др., встречаются и такие, которые имеют привычку к какому-либо жесту-паразиту. Одни то и дело встряхивают головой, другие поправляют волосы, третьи – теребят пуговицу и т. д. Подобные жесты только отвлекают от восприятия содержания речи.

В зависимости от назначения жесты бывают: указательные, подражательные, изобразительные (или описательные), психологические, ритмические, физические (например, вы протягиваете руку, чтобы что-то взять). Разновидностью подражательных являются жесты символические: палец у губ, призывающий к молчанию; угрожающий палец, призывающий и т. д.

Но лучшим жестом является тот, который, не бросаясь в глаза, органически сливается со словом, усиливая его воздействие на слушателей.

Интересна связь жеста с логическим ударением. Она заключается в том, что «жестикуляция всегда сопровождает ударение»

. Например, кто-нибудь гневно произносит фразу: «Это вы мне сделали столько зла!». При произнесении слова «вы» чтец сделает выразительное движение рукой в сторону воображаемого обидчика.

Мимика (выражение лица) еще важнее для педагога, чем движения рук. Она является главным показателем и замечательным стимулятором эмоций, способна передавать целую гамму чувств и переживаний. При «неподвижном» лице теряется 10–15 % информации

. Мимика всегда должна соответствовать характеру речи и выражать доброжелательное отношение к слушателям. Чтобы научиться контролировать выражение своего лица, полезно понаблюдать за собой перед зеркалом.

Особую выразительность говорящему придают глаза. Они должны активно общаться с собеседниками, но не надо смотреть на него сверху вниз, искоса или снизу вверх.

Знаменитый ученый В.М. Бехтерев считал, что все разнообразие выражений по своей сути является смешением двух основных тонов мимики – положительного и отрицательного. Положительный тон отличается ровным, без складок, лбом, улыбкой, оживленным выражением лица. Отрицательный можно узнать по слегка опущенной нижней челюсти и уголкам рта, сдвинутым бровям. Полезно перед зеркалом отрепетировать приятную, легкую улыбку и появляться с ней перед слушателями, излучая внутреннюю энергию доброжелательности.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Однако большинство средств невербального поведения, по мнению А. Пиза

, приобретено нами и культурно обусловлено. Например, очень много говорит о возрасте, темпераменте, физическом состоянии человека его походка. Подчеркнутый стук обуви обнаруживает бесцеремонность и несдержанность характера, танцующая походка – несерьезность и забывчивость. Проницательный человек может многое прочитать по «говорящим» рукам, что нашло отражение в таких выражениях, как «всплеснуть руками», «махнуть рукой», «как рукой сняло» и т. п.

«Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно, говорить правильно и красиво. Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру… Техника должна быть подходом и возбудителем природы к творчеству». (К.С. Станиславский)

Предлагаемый комплекс упражнений с методическими рекомендациями под руководством опытного педагога поможет совершенствовать технику речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *