Ребенок в кружке

Ребенок в кружке

Спортивные кружки и секции: есть ли польза?

Есть ли польза для детей в посещении спортивных секций? Да, и ещё раз да! Конечно, польза есть, спортивные кружки положительно влияют на физическое развитие детей, выносливость, стойкость, формирует характер, ответственность. НО! Но каждый родитель должен помнить, что подбор спортивной секции должен выполняться индивидуально под каждого ребёнка, а не так: вот соседка, Маша отдала своего сына в каратэ и мы тоже туда отдадим. Это совсем неправильно!

Давайте разберёмся по порядку

Для начала, родителям надо определиться, насколько сильно ребёнок нуждается в дополнительном кружке. Вы хотите вырастить спортсмена — чемпиона? Или вы всерьёз думаете, что ребёнку просто нужна помощь в физическом развитие? А может вы из тех, «неважно чем, спорт модно, все туда и мы сюда»? Вы задумывались, сможет ли ваш ребёнок выдержать нагрузку, готов ли?

Спорт и физкультура – разные вещи!

До трёх лет ребёнка лучше вообще ни куда не водить. То, что преподают в современных кружках, для детей такого возраста, 1-3 года, родители могут прекрасно справиться сами, зато букеты вирусных заболеваний вам могут быть вполне обеспечены.

Любые дополнительные занятия желательно начинать после трёх лет, что бы там не говорили современные «группы раннего развития», они за это берут деньги, им положено так говорить.

Разумеется, самое трудное — это выбрать секцию. Конечно, если папа — выдающийся спортсмен, например в футболе, то не имеет смысла отдавать ребёнка на футбол, так как папа сам может с ним заниматься. Самое главное надо понять, чего хочет сам ребёнок. Если ребёнка принуждать и заставлять делать то, что он не хочет, результаты будут медленными и некачественными, хотя ребёнок будет стараться изо всех сил, и, возможно в будущем вы вырастите чемпиона, но будет ли счастлив он?

Нагрузку для ребёнка нужно вводить постепенно, начиная с занятий 2 раза в неделю, и желательно чтобы дорога до секции занимала меньше времени, чем сами занятия. Поверьте, заниматься 40 минут и быть в дороге более двух часов, очень утомительно. Если ребёнок походил в одну секцию, ему разонравилось, и он хочет попробовать что-то другое, и он не знает что выбрать, в этом нет ничего страшного, пусть ребёнок ищет, пробует. В спортивном кружке, да и в любом другом, ребёнок должен самореализовываться, чувствовать необходимость в этих занятиях, общение с единомышленниками должно приносить удовольствие, а не наоборот.

Часто родители говорят, мол, ребёнок быстро теряет интерес, и хочет пробовать что-то иное. Правильно, пусть пробует, а когда он ещё сможет это сделать, как не сейчас?

С чего начать?

Для начала можно записать ребёнка в бассейн. К слову, в бассейн записывают детей от двух — трёх лет, можно ходить вместе с ребёнком и выполнять несложные упражнения в игровой форме. Абонемент в бассейн стоит сравнительно не дорого, а пользы гораздо больше, чем от других видов спорта. Плавание влияет на все группы мышц, развивает координацию движения и понятное дело — закаливание. Я всегда обеими руками за бассейн.

Аэробика/танцы — подходит как для девочек, так и для мальчиков с любого возраста. Ритмичные движения под музыку развивают координацию, вырабатывается чувство ритма, пластичность, и это просто весело.

Не исключаются для малышей такие виды спорта, как фигурное катание (с четырёх лет). Хотя многие родители убеждены, что это «не мужское занятие» в чем очень ошибаются, мальчика, который отлично держится на коньках с удовольствием возьмут в будущем и в хоккейную группу и в конькобежную. Сюда же можно отнести катание на лыжах, роликах.

Лёгкая атлетика – развивает группы мышц, выносливость, учит в целом владеть своим телом, менее травматичен, чем, например, спортивная гимнастика или борьба. Хотя сейчас модно с трёх лет отдавать в секции каратэ, таеквандо, дзюдо и т.д., я лично не приветствую это.

Для более старшего возраста, 5 и более лет, уже можно выбирать: теннис, бадминтон, велоспорт, скейтборд, сноуборд, фехтование, боевые искусства, верховая езда, даже шашки, шахматы и многое другое.Естественно выбор той или иной секции должен соответствовать общему и физическому состоянию ребёнка.

Так, к примеру, не рационально мальчика с излишним весом отдавать на бег или футбол «сгонять жирок», кроме понижения самооценки от насмешек «товарищей» ничего хорошего не выйдет, каждая тренировка будет мучительна и тяжела, как физически, так и морально. Такого ребёнка лучше отправить в бассейн, лёгкую атлетику, дзюдо или даже хоккей (кстати, в этом виде спорта «хороший вес» даже приветствуется). Рослых же детей всегда с радостью принимают в баскетбол, волейбол, хотя в спортивной гимнастике не особо жалуют. И без сомнения, никак нельзя флегматичным деткам навязывать активные виды спорта, где присущи скорость, резкость, ловкость, скорее такой ребёнок в будущем сможет стать чемпионом по гольфу, боулингу или метанию ядра.

Главное, понимать и помнить!

Ребёнок — это НЕ инструмент исполнения ваших желаний или несбывшихся мечтаний и надежд. Ребёнок, в первую очередь, личность, которая имеет собственные желания, и каждый родитель должен их уважать!

Я всегда с печалью наблюдаю за родителями, которые до минуты расписывают режим своего ребёнка. Кружки, секции, сад, школа, при этом забывают самое ГЛАВНОЕ, они забывают внести в расписание время на отдых, на игры, на общение с друзьями, ну или просто время, когда ребёнок может заняться тем, что ему хочется, а не тем что «НАДО»! Есть время подъёма, когда нужно умываться и чистить зубы, есть время приёма еды, посещения бабушек и дедушек, и даже время, затраченное на дорогу, но нет у ребёнка собственного времени на свои нужды! Это плохо!

Ребёнку необходимо личное время! И неважно чем он будет занят в это время, это «его время». Он может спать, играть в компьютер, общаться с друзьями, читать, или просто бегать, но он выбирает сам, что ему делать! Чрезмерная перегрузка в итоге не улучшит физическое здоровье вашего ребёнка, а, наоборот, может усугубить.

Перенапряжение, усталость, депрессия, нервозность, рассеянность, сонливость — всё это может свидетельствовать о том, что ваш ребёнок устаёт и не выдерживает нагрузки. Ни когда не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Один ребёнок может: ходит в 3-4 секции, школу, помогать по дому и успевать гулять, при этом не испытывать каких либо сложностей. Другой ребёнок с трудом одолевает только школьный обучающий процесс и тратит много времени на домашние задания, и это не значит, что этот ребёнок глупее или хуже. Возможно, ребёнку не хватает родительского внимания, а родители не замечают и списывают на «лень» (но это уже отдельная тема).

Дорогие родители, прислушивайтесь к своим детям, экспериментируйте, познавайте, узнавайте, пробуйте! Если ребёнок «не нашёл себя в спортивном» кружке, ничего страшного, возможно ему намного интереснее будет заниматься авио-моделированием, ходить в радио- кружок, рисовать, петь, играть на каком-либо инструменте, шить, вязать, делать резьбу по дереву или выжигать, главное, что бы это было ИНТЕРЕСНО РЕБЁНКУ И ОН БЫЛ СЧАСТЛИВ!

Ищите золотую середину, а это можно достичь только совместными усилиями родителей и ребёнка. Опираясь на личные качества своего ребёнка, его желания и квалификацию тренера/мастера, можно достичь больших результатов.

Желаю отличных достижений!

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы, несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом. Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование, несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

5 класс

Ручное ткачество

6-8 класс

Переплетно-реставрационное дело

5-9 класс

Кружок цифровой фотографии

8-11 класс

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

5-9 класс

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

7-10 класс

Кружок юных водителей мопедов

4-7 класс

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

5-9 класс

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

1-4 класс

Начальное моделирование транспортной техники

4-8 класс

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

6-7 класс

Резьба по дереву

12 лет

Радиоконструирование, радиоэлектроника

5-7 класс

Электронная автоматика

6-7 класс

Кружок юных менеджеров

9-11 класс

Машинопись и делопроизводство

8-9 класс

Технология и физика металлов

8-11 класс

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

9-11 класс

Практическая астрономия

6-8 класс

Конспект занятия кружка «Декоративное творчество»

Алена Сергеевна Кириловская
Конспект занятия кружка «Декоративное творчество»

Конспект занятия кружка «Декоративное творчество» для младших школьников на тему «павлин».

Кириловская Алена Сергеевна, учитель начальных классов

Конспект разработан по всем требованиям и структуре ФГОС НОО.

Структура занятия кружка:

1. Организация начала кружка

2. Актуализация знаний, умений

3. Целеполагание

4. Планирование деятельности

5. Самостоятельное выполнение работы

6. Подведение итогов

7. Рефлексия

Цель: создание условий для формирования у детей интереса к искусству, истории и культуре народов, через изготовление поделки «павлин».

Задачи:

Образовательная: научить детей обводить свою ладонь. Обогащать знания обучающихся о павлине;

Развивающая: развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер;

Воспитательная: воспитывать интерес к культуре народов и бережное отношение к поделке. Воспитывать эстетический вкус при изготовление поделки.

Оборудование:цветная бумага и картон, клей, ножницы

Ход занятия:

1. Организация начала кружка:

Учитель: Долгожданный дан звонок

Начинается кружок

Кружок труда, кружок искусства,

Кружок добра и красоты

Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть на занятии кружка «Декоративное творчество». Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.

2. Актуализация знаний, умений:

Сегодня на занятии мы будем с вами делать поделку, а что это за поделка, вы узнаете после того, как отгадаете загадку. Давайте все успокоимся и будем внимательно слушать, приготовились, тогда слушайте:

Хвост раскрылся сам собой,

Словно веер расписной.

У хвоста есть властелин –

Независимый …

Учащиеся: павлин

Учитель: верно. Это павлин. А кто из вас может сказать кто же такой павлин?

(презентация)

Учащиеся: это птица, у которой большой и красивый хвост

Учитель: верно. Давайте обратимся к презентации и немного узнаем про эту удивительную птицу. (Презентация)

3. Целеполагание:

Учитель: Рассмотрите внимательно работу и скажите, чем сегодня будем заниматься на занятии?

Учащиеся: мы сегодня будем делать павлина из цветной бумаги и картона

Учитель: верно. А какие материалы и инструменты нам понадобятся?

Учащиеся: цветная бумага и картон, клей и ножницы

Учитель: верно.

4. Планирование деятельности:

Учитель: сегодня будем делать совместную поделку «Павлин». Внимательно рассмотрите и скажите, из каких частей состоит поделка? (презентация)

Учащиеся: нужно сделать туловище из желтого картона, из цветной бумаги хвост.

Учитель:Правильно. Прежде чем мы начнём выполнять работу давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.

Учащиеся: ножницы нужно передавать кольцом соседу, не тыкать ими в глаза, не кидать их, а передавать точно в руки

Учитель: правильно. Молодцы.

5. Самостоятельное выполнение работы:

Учитель: Сейчас приступить к самостоятельному выполнению задания.

Теперь нужно взять цветную бумагу любого цвета, приложить руку, которой вы не пишите (правша — левую, левша — правую)и обвести ее простым карандашом. Ладошка это будет хвост. Таких ладошек нужно сделать 7 штук,туловище одно. Для изготовления туловища возьмите трафарет и обведите его. Затем к туловищу приклеиваем ладошки. Рисуем глазик, клюв и лапки.

В ходе выполнения работы. если возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду и все объясню.

(в процессе выполнения работы проводит физминутку)

Стоит в поле теремок (изображаем крышу)

На двери висит замок (пальцы в замок)

Пришёл волк (ходьба на месте)

Он руками дёрг-дёрг («замок» дёргает влево, вправо, вперёд, назад)

Пришёл Петя- Петушок и ключом открыл замок (пальцы разжимаем и встряхиваем руки)

Молодцы, у вас хорошо получается. Ребята, наше занятие подходит к концу. (Кто не успел доделать, оставьте, доделаем на следующем занятии.)

6. Подведение итогов:

Учитель: Скажите, какая цель перед нами стояла?

Учащиеся: (сделать павлина)

Учитель:Считаете ли вы что мы её достигли?

Учащиеся:(нет, да)

Учитель: Почему?

7. Рефлексия:

Учитель: Чем мы сегодня делали с вами на занятии?

Учащиеся: (делали павлина)

Учитель: Были ли у вас трудности и в чём?

Учащиеся:(были, не было)

Учитель:Вызвало у вас занятие интерес?

Учащиеся:(да, нет)

Учитель:Появилось желание научить кого- нибудь?

Учащиеся:(да, нет)

Учитель:Появилось желание рассказать о занятии родителям?

Учащиеся:(да, нет)

Учитель: Спасибо за работу, мне было приятно с вам работать, до новых встреч. До свидания.

Занятия в кружках повышают самооценку школьников

Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе. Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина

Внешкольная деятельность до сих пор оставалась белым пятном исследований детства. Данные об учреждениях дополнительного образования детей, которые были получены в ходе Мониторинга экономики образования по результатам анкетирования 400 руководителей этих структур, не позволяют судить о предпочтениях детей и влияния внеклассной активности на их самооценку и развитие. Даниил Александров и Валерия Иванюшина впервые представили широкомасштабное исследование, которое позволяет дать ответы на эти вопросы.

Эксперты опросили самих потребителей внеклассных услуг – школьников. «Математика» проекта составила свыше 6 тысяч анкет, полученных в четырех регионах России: в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Томской областях.

Респондентами стали девятиклассники, живущие в населенных пунктах разной величины: от мегаполиса (Санкт-Петербург) до малых городов и сел. Их просили вспомнить свой опыт посещения кружков в начальной и средней школе (список разновидностей занятий включал 45 позиций). Сюжетами исследования стали охват и инфраструктура дополнительного образования, наиболее популярные виды занятий и возрастные «пики» внеклассной активности. Были изучены и причины неучастия в кружках. Наконец, анализировалась связь между внеучебными занятиями и самооценкой детей и удовлетворенностью школой.

Итоги исследования опубликованы в статье «Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников», вышедшей в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 3 за 2014 год.

Кружки доступны не всем

«Посещение различных кружков и секций школьниками в нашей стране представляет собой культурную традицию, – отметили Александров и Иванюшина, ссылаясь на развитую систему дополнительного образования в СССР. – Эта практика до сих пор широко применена».

Тем не менее, как подтвердило исследование, часть детей не участвуют во внеклассных занятиях. В больших городах таких респондентов – 4%, в средних и малых – 7%, в поселках – 15%.

Между тем, внешкольная деятельность позволяет детям приобрести те навыки, которые не всегда могут быть получены на уроках, подчеркивают авторы статьи. В этом смысле особенно плодотворны структурированные внешкольные занятия. Они проходят под руководством опытных наставников, укладываются в определенное расписание и нацелены на развитие специфических способностей. Среди социализирующих навыков, которые формируют кружки, эксперты выделяют умение работать в команде, тайм-менеджмент, целеустремленность, самостоятельность и умение общаться.

Для выяснения причин неучастия детей в кружках исследователи включили в анкету вопрос: «Есть ли какие-то занятия, на которые вы хотели бы ходить, но не ходите?». Примечательно, что ответы дали 70% респондентов, что свидетельствует о большом интересе школьников к внеурочной деятельности. Даже те, кто уже ходит в кружки, говорят о своем желании заниматься чем-то еще.

Те, кто не участвует во внеклассных занятиях, могли выбрать три варианта объяснений. Чаще всего респонденты сетуют на нехватку времени. Таковы ответы 70% школьников в больших городах и 55-60% детей в малых городах и поселках. Подобная ситуация может быть связана с возрастанием школьной нагрузки к девятому классу, комментируют авторы статьи.

Вторая частая причина, по которой дети не занимаются в кружках, – отсутствие в поселении инфраструктуры дополнительного образования. Если в городах этот вариант выбрали примерно четверть (25-28%) детей, то в поселках – уже половина школьников, рассказали эксперты. Таким образом, на селе спрос на кружки явно не удовлетворен.

Дороговизна занятий стала барьером, прежде всего, для детей из больших городов (22%). Очевидно, что в городе больше платных занятий, чем на селе.

Большинство школьников занимаются спортом

Виды занятий были разделены на пять категорий: спорт – 20 видов, искусство (музыка, танцы, живопись и пр.) – 9 видов, научные и технические кружки (10 видов), иностранные языки и другие занятия (шитье, макраме и пр.). По данным исследования, дети редко ограничиваются одним кружком. Среднее число кружков в год на человека – полтора-два. Причем спектр внеклассных активностей может меняться: дети пробуют себя в разных видах деятельности.

Наиболее популярны среди школьников спортивные занятия – это 57% внеклассной активности. На втором месте – искусство (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, театр), им занимаются четверть опрошенных. Иностранные языки – на третьем месте по популярности (9%).

Наименее востребованными оказались научно-технические занятия – в такие кружки ходят лишь 6% детей, подсчитали исследователи. Наиболее популярные – математические и компьютерные.

Это направление внешкольного образования нуждается в дополнительных мерах развития, констатируют исследователи. К слову, в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы особый упор делается на стимулирование исследовательской и конструкторской деятельности детей.

Девочки любят изящные искусства, мальчики – спорт

Гендерные предпочтения относительно кружков проявляются довольно ярко. И девочки, и мальчики одинаково часто занимаются плаванием и иностранными языками. Однако в остальном выбранные ими занятия различаются.

У девочек в почете танцы, пение, игра на музыкальных инструментах и изобразительные искусства. У мальчиков излюбленные занятия – футбол, единоборства, велосипед, ролики и скейтборд.

В начальной школе главные посетители кружков – девочки. В третьем и четвертом классах на одну девочку приходится 2,5 кружка, на одного мальчика – меньше двух. Однако в средней школе, к седьмому классу, частота посещений кружков у девочек и мальчиков выравнивается (2,45 кружка на мальчика и 2,4 кружка на девочку), а дальше мальчики и вовсе опережают девочек (для первых показатель – 2,54, для вторых – 2,33). Впрочем, к девятому классу интенсивность внеклассной деятельности снижается у всех.

С возрастом детей больше интересует культура тела

Исследователи выявили возрастные нюансы посещаемости кружков. Так, младшие школьники чаще посещают пение, танцы, изобразительные искусства, гимнастику, плавание и шахматы. В средней школе интенсивность этих занятий убывает. Частота занятий командными видами спорта (футбол, баскетбол и пр.), а также катания на велосипеде, роликах и скейтборде, напротив, достигает кульминации в средней школе (5-7 класс). Зато к девятому классу она падает.

Особняком стоят фитнес и аэробика у девочек и бодибилдинг и тренажерный зал у мальчиков. Эти занятия отражают формирование «взрослого» отношения к культуре тела, заботу о здоровье. Частота таких занятий возрастает к девятому классу.

В больших городах интенсивность занятий на протяжении всей школы заметно выше, чем в средних и малых городах и поселках. Впрочем, в мегаполисах и предложение намного шире.

Центрами дополнительного образования стали школы

Главным институтом, предоставляющим услуги внеклассного образования, стали общеобразовательные и специальные (музыкальные, спортивные, художественные) школы. В кружки, организованные в школах, ходят до половины опрошенных детей, а в кружки в специальных школах – в районе трети (30%), подсчитали Александров и Иванюшина.

Показательно, что даже командными видами спорта дети чаще занимаются в секциях при общеобразовательной, а не при спортивной школе.

Кружки повышают самооценку детей

Исследователи сравнили влияние, которое оказывают структурированные и неструктурированные (самостоятельные) занятия спортом на самооценку школьника – общую, физическую и академическую. Эти виды самооценки стали зависимыми переменными при построении регрессионных моделей. Независимые переменные – частота структурированных и «бессистемных» занятий.

Как можно было предвидеть, самая сильная связь существует между занятиями спортом и физической самооценкой. Причем эффект структурированных занятий выражен значительно сильнее (регрессионный коэффициент связи составляет 0,316; в случае с неструктурированными занятиями этот показатель – лишь 0,092).

«Занятия спортом также значимо связаны с высокой академической самооценкой, – подчеркнули авторы статьи. – Причем эффект сильнее для структурированных занятий». Регрессионный коэффициент связи составляет здесь 0,123 (для самостоятельных занятий – 0,040).

Общая самооценка также положительно связана со структурированными занятиями спортом, хотя эффект и довольно слабый (0,044).

В работе была выявлена связь между занятиями спортом и чувством удовлетворенности школой. Можно предположить, что эта связь будет сильнее тогда, когда школьники занимаются спортом именно в школе, а не в других учреждениях, добавляют исследователи.

Таким образом, структурированный спорт – а это, напомним, самая существенная часть внешкольных занятий – не только хорошо воздействует на физическое здоровье ребенка, но и помогает формированию позитивного отношения к учебе и к самой школе.

Необходимо и дальше исследовать, как занятия в кружках и секциях влияют на академическую успеваемость и социально-психологические установки детей с учетом их индивидуальных и семейных характеристик. Такие данные позволят сделать то, что давно назрело: сформулировать обоснованную стратегию формирования инфраструктуры дополнительного образования. А затем создать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие равный доступ к кружкам и секциям детям из разных семей и населенных пунктов, отметили исследователи.

См. также:

Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родителей и детей разделяет масс-культура
Современные дети живут в «сети»
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Детям мигрантов нужно помочь с адаптацией

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *