Ранняя математическая одаренность детей проявляется чаще всего

Ранняя математическая одаренность детей проявляется чаще всего

Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.

Типы и виды одаренности.
Психологические особенности личности одаренных детей.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;

  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;

  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.

Первый этап (2-3 года) — накопление эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

Второй этап (3-4 года) — погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны.

Третий этап (4-5 лет) — интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.

Четвертый этап (5-6 лет) — яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.

Пятый этап (6-7 лет) — Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Пятый этап развития детских способностей — это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный характеризует способы его деятельности.

Мотивационный – это отношение ребенка к действительности и к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:

  • Быстрое освоение материала и высокая успешность его выполнения;

  • Использование нестандартного мышления для решения каких-либо задач;

  • Новаторство

Мотивационный аспект поведения описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.

  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Формы проявления одарённости:

— Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

— Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.

Широта проявлений одаренности в различных видах деятельности.

— Общая (умственная) одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

— Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и т.д.).

Особенности возрастного развития одаренных детей.

— Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).

— Поздняя одаренность. Проявление одаренности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявлением одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Типы и виды одаренности.

Академическая одаренность. Она включает в себя 2 вида:

мотивационно – личностные характеристики и

способности к обучению. Для таких детей характерна: отличная память; красивая и грамотная речь; разносторонняя любознательность; наблюдательность; знание того, что не подвластно еще его ровесникам; высокая обучаемость; широкий кругозор.

Творческая одаренность поделена на виды: художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструкторская

Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, то, что он:

• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;

• находится в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;

• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным (новаторство);

• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;

• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;

• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;

• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;

• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.

•из всех занятий предпочитает рисование и лепку;

• экспериментирует с пластилином и глиной;

•способен слушать музыку часами;

• очень любит музыкальные занятия в группе;

• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;

• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;

•легко запоминает и прекрасно декламирует стихи.

Психомоторная одаренность и ее виды: спортивная и хореографическая.

Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:

• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;

• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;

• имеет хорошую зрительно–моторную координацию;

• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);

• с удовольствием занимается в танцевальных кружках;

• имеет хороший музыкальный слух, чувство ритма;

• обладает большой физической выносливостью.

Коммуникативная одаренность и ее виды: социально-личностная и лидерская.

• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;

• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;

• легко общается с детьми и взрослыми;

• легко находит себе друзей;

• лидер в общении с ровесниками;

• сочувствует и сострадает им;

• инициатор различных игр;

• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором он принимает участие;

• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;

• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;

• имеет организаторские способности;

• обладает большинством качеств характера человека, которого принято считать социально активным.

Из всех описанных выше типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша. Но в то же время — это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.

Психологические особенности личности одаренных детей. Психологическое развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют ряд характерных особенностей:

  • Такие дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

  • Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

  • Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

  • Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

  • Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

  • Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо (перфекционизм). Отсюда — постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

  • Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

  • Способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.

  • Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы

  • Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

  • Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

  • Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

  • Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несооб­разности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

  • У них очень часто возникают проблемы со сверстниками. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

  • Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

  • Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности одаренного ребенка.

Хотелось бы отметить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. И мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

В заключении хочется сказать, что при работе с детьми педагогу следует руководствоваться следующими правилами:

  • помоги, но не навреди.

  • заинтересуй, но не настаивай.

  • учитывай индивидуальность.

Материал подготовила: педагог – психолог МДОАУ № 99

Васильева Е.С.

Математическая одаренность и ее развитие

Аннотация: в данной статье проанализирован вопрос,связанный с проблемой развития математической одаренности подростков. В работе представлено понятие «математическая одаренность» в психолого педагогической литературе.

Ключевые слова: одаренность, математическая одаренность, способности,компоненты

Философская мысль искала ответы на вопросы о природе и источниках одаренности, анализировала природу гениальности, соотношение врожденного и приобретенного, рационального и интуитивного в проявлениях одаренности. Платон называл одаренность «божественной болезнью» и считал, что боги посылают «энтузиазмос» – мистический дух лишь избранным людям, которые и становятся пророками, поэтами, музыкантами .

Другой подход к пониманию одаренности сложился в эпоху Просвещения. Дж. Локк, отрицая божественную предопределенность человеческой одаренности, считал, что никакого дара (ни божественного, ни врожденного) не существует. Разум человека в момент рождения представляет собой «чистую доску». Процесс познания осуществляется на основе опыта. Одаренность же возникает под воспитательным воздействием.

Ф. Гальтон первым выдвинул гипотезу о том, что в развитии человека исключительная роль принадлежит врожденным, наследственным способностям, и что уровень этих способностей зависит от принадлежности ребенка к той или иной социальной группе . Выделившись в своеобразную единицу измерения одаренности, способности находят свою дальнейшую разработку в трудах таких известных психологов, как А. Бине, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер и др.

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом, А.М. Матюшкиным, В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования.

Подходы к изучению математических способностей, лежащих в основе данного вида специальной интеллектуальной одаренности многообразны. Теория математических способностей разработана и освещается в работах Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, И.А. Левочкиной, В.В. Суворовой и др. Под способностями к изучению математики В.А. Крутецкий понимает «индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики» .

В.А. Крутецкий подчеркивает, что особо одаренных к математике школьников характеризует своеобразная математическая направленность ума – склонность воспринимать многие явления через призму математических отношений, осознавать их в плане логических и математических категорий. Математически одаренных подростков характеризует: способность к логическому мышлению (способность мыслить математическими символами); способность к быстрому обобщению математических объектов, отношений и действий; математическая память (обобщенная память на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним) .

В.С. Юркевич определил следующие компоненты математической одаренности: способность к математическому обобщению; рациональность решения (способность находить наиболее краткий путь решения, отсекать лишнее, не имеющее прямого отношения к достижению цели, поставленной задаче); чувство «математической эстетики» (способность видеть красоту и изящество в простом и в то же время остроумном, кратком и экономичном способе решения); обратимость мышления; математическая интуиция .

Результаты исследований И.А. Левочкиной математически одаренных обучающихся 8-10 классов свидетельствуют, что у одаренных к математике подростков формируются такие особенности их умственной деятельности, как способность к обобщению математического материала (способность усматривать общее во внешне различном, единичном), гибкость мыслительных процессов, стремление находить более простые, но эффективные пути решения задач .

В исследовании Е.А. Крюковой математическая одаренность изучена в русле теории интегральной индивидуальности как целостное, разноуровневое, многокомпонентное, динамичное образование, определяемое особенностями индивидуальности, ее полом и возрастом. Математическая одаренность трактуется как «разновидность интеллектуальной одаренности, которая связана и развивается в специальной математической деятельности» .

Результаты исследования мотивационной сферы математически одаренных подростков А.В. Маркер свидетельствуют о высоких показателях учебных и социальных мотивов (мотив социального статуса, самореализации, социальной полезности, мотивационной направленности на предметы математического профиля, познавательной потребности) по сравнению с нормативными сверстниками .

В исследовании В.Ю. Шадрина математическая одаренность подростка понимается как интегративная личностная характеристика, в совокупности познавательных возможностей, специальных способностей и повышенной избирательной увлеченности математической деятельностью, обеспечивающая успешность и высокую результативность достижений, по сравнению с возрастной и социальной нормами, на основе индивидуального стиля освоения математических дисциплин .

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения Е.А. Крюковой и понимаем под математической одаренностью разновидность интеллектуальной одаренности, которая связана и развивается в специальной математической деятельности. Для педагогов наиболее важной является проблема развития математической одаренности различными средствами, в том числе социально-культурными технологиями.

Список литературы

  1. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
  2. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2002. – 288 с.
  3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2001. – 136 с.
  4. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 416 с.

Пианино

Моим друзьям, готовым принять любое мое творчество, посвящается.
Ярко одаренная личность в кругу ничтожеств обречена на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответственно «нормам» этого общества, то и на постепенное саморазрушение.
М.Ю.Лермонтов
Пианино.
Иван Иванович в ярости пнул пухлый старый диван ногой. Радио выкрикивало последние шлягеры, которые раздражали его. Шум за окном постоянно напоминал , что он живет в допотопной хрущевке, завещанной ему, как единственному внуку, покойной бабушкой. Единственному по мнению бабушки. Антонина Петровна полагала, что внукам «обычным», нигде себя не проявившим, столь щедрый подарок не нужен.
Иван Иванович был отнюдь не обычным.
Он рос спокойным добрым мальчиком, а учителя постоянно напоминали родителям о некоей его лености, совместно существующей с его способностями. Учась на тройки, Ваня занимался в спортивной секции и изредка приносил домой грамоты и конфеты от мэра города К. Отданный заботливыми руками матери в музыкальную школу, мальчик сопротивлялся, как мог, но все же ходил на гаммы.
Однажды, по принуждению директора школы, Ваня сходил на концерт известного в узком кругу пианиста. Смеясь, показывая всем своим видом искренний неинтерес, Ваня пинал впередистоящее кресло и ждал конца еще не начавшегося концерта. Вот зазвучали первые аккорды… Мальчик продолжал крутиться по сторонам. Он зевал. Но вдруг что-то заставило его вслушаться. Ваня боролся с желанием услышать, как люди борются с вредными и опасными привычками. Он разрывался между жаждой продолжения мелодии и стремлением ничем не отличаться от сверстников, заткнувших уши наушниками. Оглянувшись по сторонам, он увидел, что многие засыпают и не смотрят на него, и закрыл глаза, тоже притворившись спящим и наслаждался, наслаждался, наслаждался…
…Дома он первым делом открыл крышку пианино и провел рукой по холодным клавишам.
Пальцы запорхали по белым… Потом переметнулись на черные. Из нутра инструмента полилась мелодия. Иван закрыл глаза. Он наслаждался столь непривычной его слуху, заточенному под классическую лунную сонату, игрой. Он просидел за пианино до самого вечера. И , только когда последний фонарь на улице моргнул единственным глазом, он закрыл нотную тетрадь, в которой сохли скрипичные ключи и ноты до, ре, си, ля, фа…
Потом был его первый сольный концерт.
Потом первая победа на фестивале.
Потом первая запись партитуры его собственного сочинения.
После этого ни у бабушки, ни у мамы уже не оставалось сомнения относительно того, кем вырастит их любимый внук и сын.
С тех пор, как Иван Иванович впервые почувствовал себя человеком, не слившимся с толпой, подобно самому обычному хамелеону, а личностью, индивидуальностью, прошло всего несколько лет.
Многие местные газеты называли его самым молодым композитором современности. Учителя консерватории в шутку спрашивали, чем их порадует «Иван Моцарт». Афиши с его именем собирали залы.
Сегодня он был явно не в духе.
Иван Иванович только что вернулся из поездки в столицу. Туда ему посоветовали отправиться близкие друзья. Молодой композитор встречался с известнейшим критиком, г-ном Стультеным. Говорили, что это бывший иностранец, однако по его акценту, в котором смешались польские, арабские и, как ни странно, греческие обертоны, сложно было определить, кто он на самом деле. Стультен был не высоким и не низким. Он был то ли лысоват, то ли являлся обладателем незаурядной шевелюры. Говорил он не то плавно и нежно, не то лениво. В темноте зала, где состоялась их встреча, Иван не разглядел цвета его глаз.
-Ну-с, юноша, чем вы меня r;jouissez-vous, кхе-кхе,- пропел критик.
Иван молча, без улыбки, сел за рояль. Играя, он всегда закрывал глаза. Ему казалось, что он проваливается в особенный, только ему одному известный мир. Огромный зал наполнился переливами. Рояль то плакал, то смеялся. Временами гремел гром, а иногда, в особенно высоких нотах, можно было услышать шум капель воды, когда они, падая с высокого неба, звонко ударяются о крышу старого дома, где так приятно сидеть во время ливня, укутавшись в одеяло. Потом дождь закончился , и комната наполнилась светом. Стультен вышел в поле. Он долго бродил в зарослях золотых колосьев, которые щекотали его ноги. Он улыбался. Он видел себя маленьким ребенком, бегущим к маме, которая уже пять лет как умерла…
Иван закрыл крышку рояля.
Критик то ли кашлянул, то ли крякнул. Он заметил, что больше не сидит. Стультен поспешно плюхнулся на зрительское кресло.
— Кхм… Piuttosto buono,-каркнул он, заламывая вспотевшие руки.
Иван улыбнулся.
— Но вы не подходите нам,- заявил Стультен.
Иван на мгновение потерял дар речи. Через пару секунд, длившихся, по его ощущением вечность, он все-таки прошептал:
— Хорошо… Спасибо, что уделили мне время.
После этого он встал и поспешно вышел из зала. Дверь заскрипела звонко и протяжно.
Критик улыбался пухлыми щеками, кривил тонкие губы. Сколько таких зеленых молодых людей проходили через сито его блестящего, великого, неподкупного мнения. Временами он жалел их. Но дочка известного политика, г-на Оптимова, не пережила бы, если бы ее не взяли в качестве композитора в фильм известного режиссера. А папа бы не пережил тем более. Стультен нащупал в кармане мятую бумажку, и, весело насвистывая, покинул опустевший зал, наполненный давящей на барабанные перепонки тишиной.
***
Иван Иванович вскрикнул от боли. Большой палец левой ноги, только что благополучно познакомившийся с довольно твердой ножкой старенького дивана, пульсировал. Иван Иванович рухнул на диван.
Денег не осталось совсем. Написав музыку к тому фильму, он бы разбогател. То, что он получил с последнего концерта, те несчастные гроши, уже давно лежали на столе у пухлого доктора Коррупендова, решившему купить молодой жене десятую норковую шубу. А через две палаты от него бабушка Ивана Ивановича, ждущая пересадки костного мозга.
Иван Иванович запустил в густые каштановые волосы, обрамлявшие худое лицо с морщинами на высоком лбу, тонкие пальцы.
Он просидел так, наверное, больше двух часов.
Потом медленно поднял глаза и заметил телефон на обшарпанной стене.
Трясущейся рукой он набрал номер .
-Алло, Иван, это вы? Ну наконец-то,- сказал радостный мужской голос в трубке.
***
Через пару дней в городе К. появились афиши, кричащие о новой звезде, гениальном пианисте, авторе собственных мелодий , Мендаксове. Люди, побывавшие на его концертах, в восторге приходили домой, звонили друзьям, те друзья звонили своим друзьям… В общем, залы никогда не были пустыми, а в кассы выстраивались очереди жаждущих новой музыки, нового шлягера, сравнимые разве что с очередью за докторской колбасой в дефицитные советские годы.
В это же время бабушке Ивана сделали операцию.
***
Иван сидел на кухне и ничего не выражающим взглядом смотрел в окно. Он был раздавлен, убит.
Холодный кафель все ближе, ближе…
Дюйм за дюймом, сантиметр за сантиметром…
Вот скула острым ножом касается пола. Ресницы скользят по серой гладкости.
Ему казалось, что он по грудь в ледяном океане. Идет вперед, не разбирая дороги. Колкие брызги заливают глаза, языки льда пробивают насквозь тонкие руки. Он хочет выйти, спастись, найти теплую землю. Горячие слезы топят холодные искры.
И тут одна огромная волна накрывает с головой.
Иван судорожно открыл глаза.Пот заливал ладони.
Больше всего он ненавидел себя. Он понимал, что согласился на это сам, и это тревожило его больше всего. Он вспоминал, как , голодный, сидел в пустой квартире за фортепиано и писал, писал, писал… Не ради денег, ради души.
Теперь же никакого пианино не было. Не было, впрочем, и старого Ивана. Появилось что-то новое, мерзкое, ему незнакомое.
Он понял, что никогда больше его тонкие пальцы не выведут ни ноты.
***
Той ночью Иван Иванович умер.
Хоть после того близкие друзья и видели его иногда сидящим в полупустой кофейне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *