Работа с эмоциями

Работа с эмоциями

Техники управления эмоциями

Зачастую деятельность, подразумевающая тесную работу с людьми, является эмоционально затратной. И справедливо это даже в случае, если работа — любимая. Бывает, что при таком раскладе многие не позволяют себе проявлять эмоции, считая, что здесь они должны быть беспристрастными и предельно спокойными.

Но все мы люди, и остаемся таковыми даже в те часы, которые проводим на работе. К счастью или к сожалению, но в организме нет функции, которая бы позволяла отключать эмоциональную чувствительность в будние дни с 8 до 17. И, поскольку должность требует определенных норм поведения, человеку порой приходится сдерживать себя, оставляя эмоции без какого-либо выражения.

Подавление эмоций и попутное их накапливание подобно стихийному бедствию. Начинается с легкого ветерка скажем, недовольства в адрес коллеги). Потом недовольство нагнетается, и дальше события уже развиваются по принципу снежного кома. Начинает раздражать все, что бы ни происходило вокруг. Раздражение порождает злость, которая проникает все глубже в человека. Если не обратить внимание на свое внутреннее состояние и сейчас, злость перерастет в гнев. В свою очередь, гнев — сильнейшая эмоция, которую сдерживать будет уже сложнее, чем ей предшествующих. Но на данном этапе это еще возможно. Пиковым моментом этого стихийного бедствия является ярость, рождающаяся из гнева. Эта эмоция по своей сути неконтролируема. Здесь, даже при большом желании, соответствовать имиджу спокойного и уравновешенного сотрудника уж точно будет невозможно. И тогда — пишите пропало.

В связи с этим возникают вопросы: что же делать в подобных ситуациях? как предотвращать эмоциональные взрывы?

Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать. Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с личным здоровьем.

Обратимся к техникам управления собственными эмоциями, которые могут помочь вам сохранять как внутреннее, так и внешнее самообладание в необходимый момент.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ТЕЛА

Техника глубокого дыхания

Как известно, дыхание непосредственно связано с нервной системой. Таким образом, дыхательные упражнения могут стать экстренным способом регуляции своего состояния. В настоящее время весьма популярны методики, в которых используются глубокие вдохи и выдохи. Ниже приведено одно из упражнений подобного плана:

  • сядьте ровно. Досчитайте про себя до 4, сделайте глубокий вдох через нос. Таким же образом — выдох через рот на 4 счета.
  • затем на вдохе приподнимайте левую ногу. На выдохе — опускайте. То же самое повторите с правой ногой.
  • сделайте 4 подхода для левой и 4 для правой ноги.

Техника мышечной разрядки

Так же избавиться от напряжения помогает мышечная разрядка. Ее актуально использовать, например, в те моменты, когда чувствуете наступление злости.

Один из способов — сожмите кулаки со всей силы, и держите их в таком положении, пока не ощутите, что больше сил нет. Пальцы начнут расслабляться сами. Метод хорош тем, что его можно использовать в любом месте, позаботившись о том, чтобы хотя бы один кулак был спрятан.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ

Когда начнете закипать, раздражаться, возьмите паузу. В прямом смысле слова. Можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую, удобную для вас фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ. Так у вас получится погрузиться в состояние повышенной осознанности, что даст возможность успокоиться, проработать свои эмоции и принять более взвешенное решение.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника «Стрелоулавливатель»

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес — это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом — наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний.

В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель.

Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:

  • регулярно заниматься спортом, посещать массажиста, заниматься йогой, дыхательными практиками или любыми другими занятиями, которые будут соответствовать вашим потребностям в эмоциональной сфере;
  • перед началом каждого рабочего дня или предстоящего трудного разговора рисуйте у себя в голове идеальную картину этого, настраиваясь на положительный лад;
  • создайте для себя комфортные рабочие условия. Даже если у вас нет личного кабинета, уют можно создать и на рабочем столе: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, подберите канцелярские товары, с которыми работа будет в бо́льшее удовольствие, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите на монитор стикер с ободряющей надписью.

Эти рекомендации создают хороший общий фон в работе с эмоциями.

Из всех предложенных методов находите те, которые наиболее вам близки или удобны, и — к действию!

Помните, что мы сами выбираем, быть или не быть в плену собственных эмоций!

Давыденко Ольга Игоревна

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Работа с эмоциями

Работа с эмоциями — конструктивное, уважительное и серьезное взаимодействие с эмоциями, противоположное игнорированию, избеганию, борьбе или избавлению от нежелательных эмоций.

Например:

Оперативная работа с эмоциями в конфликте

Работа с гневом

Работа с душевной болью

Работа с неуверенностью

Работа с обидой

Работа со страхом

Работа с чувством вины

Работа с чувством стыда

Работа с конкретной эмоцией обычно начинается с ее принятия, после чего ищутся способы сделать эмоциональный процесс максимально полезным и минимально вредным для человека. Стало уже традиционным при работе с эмоциями воспринимать эмоцию как живую и заботящуюся о клиенте, часто транслируется тезис «Плохих эмоций не бывает», направленный на прекращение борьбы с эмоциями и начало уважительной с ними работы.

Работа с эмоциями как особый режим отношения бывает как уместным, так и нет, имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны.

Например, серьезное уважительное отношение к страхам ребенка оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: «Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!» – это СНЯТИЕ ФИКСАЦИИ.

В работе психолога очень важным является научить человека отслеживать и управлять собственными эмоциями:

— осознавать эмоции

— вербализировать эмоции

— принятие эмоции.

Когда ребенок ощущает какую-то жизненно важную потребность (в еде, внимании, уходе, любви и т.п.), которую он не в силах удовлетворить самостоятельно, он зовет на помощь.

Младенец плачем привлекает внимание матери и, ожидая, что она придет и даст то, в чем он нуждается. Если мать не приходит (или делает не то), ребенок будет чувствовать, как потребность становится все острее и острее, и будет плакать и кричать сильнее: потребность сама никуда не исчезнет. Если проигнорировать его нужду в еде и уходе, ребенок просто не выживет. Результаты неудовлетворения потребности в любви не так очевидны, потому, что убивают не сразу.

И если к ребенку так никто и не придет, он, конечно, перестанет кричать и плакать, но не от того, что потребность чудным образом исчезла, а от истощения. Ребенок в бессилии и отчаянии, он очень страдает, и к нему приходит понимание, что эта его нужда не может быть удовлетворена.

Он начинает искать источник страдания, и находит: это его собственные желания, и чем больше он хочет, тем больше он будет страдать. Так начинается путь «избавления от желаний».

Он учится забывать о своих чувствах и нуждах. Чтобы отвлечься от неудовлетворенности, ребенок будет старательно учиться: это дети с ранними достижениями, ранними интеллектуальными успехами. Ему свойственны самообвинения. Убежденность «я не такой», «я недостаточно хорош» подпитывается невозможностью направить матери свой гнев за то, что та, например, оставила в яслях и ушла. По сути, он направляет гнев, адресованный матери, на себя. «Она ушла не потому, что она плохая (мама не может быть плохой), она ушла, потому что я плох и не заслуживаю любви». Он очень рано научается оправдывать («понимать») других: «она ушла, потому, что ей надо зарабатывать деньги, и я не имею права требовать от нее быть со мной».

И тогда во взрослом возрасте мы имеем:

  1. «Я не знаю, чего я хочу». «Я хочу, чтобы вы мне сказали, что я хочу». Неумение тратить на себя деньги и другие ресурсы. Вера в собственную недостойность лучших условий, лучшей одежды, лучшей работы. Много альтруизма, желания заботиться о других. (Человек неосознанно делает другим то, в чем нуждается сам).

  • «Я не знаю, что я чувствую». Разучился очень давно…. Они не чувствительны настолько, что постоянно перерабатываются, переутомляются до истощения.

  • «Я не имею право просить, требовать – даже хотеть чего-то от других людей, особенно от тех, кто для меня ценен». («Я даже знаю, почему они мне это не дадут: у них свои дела и интересы, им не до меня»).

  • Сильнейший страх быть отвергнутым, отсюда – одновременно – демонстрация независимости. Так проявляется страх повторения раннего детского отвержения, «не-принятия», «не-любви».

  • «Я ни на кого не злюсь, я добрый». «Если что-то идет не так, это я сам виноват». Страх предъявлять негативные чувства. Самообвинения и масса негативных убеждений о самом себе.

Это описание характера депрессивного человека. Его 2 основные проблемы (хроническое неудовлетворение потребностей и невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств) с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

Трудно понять, чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот — у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова».

Вариант работы с эмоциями:

Когда вы замечаете у себя негативную эмоцию, например, страх или агрессию, представьте эту эмоцию в виде некоего образа. Образ может любой. Все зависит от вашего воображения. Поставьте мысленно этот образ перед собой и скажите ему следующее:

Я вижу тебя. Я принимаю тебя. Я даю тебе место.

А затем спросите у этого образа:

Что хорошего ты для меня делаешь?

Любая эмоция возникает у нас не просто как неконтролируемый импульс в ответ на некий раздражитель, но призвана защищать наше внутреннее «Я», а в определенных ситуациях и наше физическое тело. Дождитесь ответа: чем помогает вам та или иная эмоция, какую миссию по вашей защите она на себе несет.

Например, эмоция ярости может ответить следующее: «Я защищаю чувство твоего собственного достоинства от постороннего влияния. Я не хочу, чтобы кто-то мешал тебе добиваться своих целей». А эмоция страха может сказать: «Я хочу, чтобы ты семь раз подумал, прежде чем ввязываться в эту историю. Ведь я не хочу, чтобы тебя преследовали неприятности. А то может случиться, как в прошлый раз…»

Когда вы получите ответ, мысленно поблагодарите свою эмоцию за заботу о вас и скажите ей, что сейчас вы больше не нуждаетесь в ее помощи.

Возможно, для того, чтобы достичь устойчивых изменений в своем состоянии вам необходимо будет проделать эту работу не один раз, а несколько, на протяжении определенного времени. Это вполне нормально. Ведь все мы разные, имеем разный опыт и по-разному реагируем на одни и те же ситуации, а значит, и внутренняя работа будет проходить у нас в разном темпе. Главное — верить, что изменения к лучшему возможны и зависят от нашей последовательности и настойчивости, а в еще большей степени — от желания их произвести.

Наиболее эффективно работать с эмоциями со специалистом.

Этапы работы с чувствами клиента в консультировании

Одним из важнейших показателей тех процессов, которые происходят с клиентом, являются его чувства, занимающие цент­ральное место в психической жизни и межличностных отношени­ях любого человека.

В различной психологической литературе термины «чувство», «аффект», «эмоция» то используются как взаимозаменяемые, то четко дифференцируются.

В рамках данной работы не ставилась задача проводить анализ этих понятий и запутывать читателя. Под чувствами мы будем понимать возникающие у человека и доступные для осознавания переживания, возникающие вслед­ствие взаимодействия со средой. В зависимости от теоретической ориентации консультант может обсуждать, игнорировать, прояс­нять, усиливать чувства клиента. Однако чувства — это то, что ре­ально есть у клиента, и поэтому важно понимать, как работать с чувствами клиента в консультативном процессе.

Самый простой случай (хотя в консультировании не бывает простых случаев) — это понимание клиентом своих чувств. Например, клиент говорит: «Я злюсь на свою маму, но не могу ей об этом сказать. Что мне делать?». В этой ситуации мы будем уточнять, как давно клиент злится, по каким причинам, в каких ситуациях, как складывается взаимодействие клиента с мамой и т.д., т.е. будем исследовать поле, контекст, в котором возникла данная проблема. Но часто бывает так, что консультация «стопо­рится» из-за неосознаваемых клиентом чувств.

Первый этап работы с чувством — диагностический. Важно выявить, прояснить, какое именно чувство испытывает клиент. Для этого психолог задает вопросы: «Что Вы сейчас чувствуете?»; «Что сейчас с Вами происходит?»; «Вы злитесь (обижаетесь, ра­дуетесь, чувствуете себя виноватым)?»

Открытые вопросы являются более конструктивными, так как дают клиенту возможность обратиться к своему внутреннему миру. Закрытые же вопросы могут содержать ошибочные предположе­ния со стороны психолога. Например, клиент чувствует не злость, а вину, но боится сказать об этом психологу. Закрытые вопросы используются чаще всего в работе с алекситимиками (людьми, ко­торые испытывают трудности при вербализации своих чувств).

Клиенты нередко не могут дифференцировать свои чувства. Если психологу не удается напрямую выявить чувства клиента, он может сказать клиенту о том, что он видит со стороны, а затем проинтерпретировать этот факт, например: «Я заметил, что Вы сжимаете кулаки и отодвигаетесь от меня.

Мне кажется, Вы злитесь. Я прав?»; «У Вас появились слезы на глазах, когда Вы рассказывали о своем сыне. Вам жаль его?»

Если удалось обнаружить чувство, можно переходить ко вто­рому этапу — выявлению объекта: того, кому адресовано чувство. Клиент злится на кого-то, обижается на кого-то, завиду­ет кому-то. Чаще всего объект чувства — это человек. Психолог может выявить,- к кому именно клиент испытывает данное чув­ство, при помощи следующих вопросов: «На кого Вы обижаетесь (злитесь)?»; «К кому в своей жизни Вы испытываете сходные чувства?»; «Как Вы думаете, в отношении кого Вы испытываете нежность (грусть, вину и др.)?»

Иногда клиент знает, к кому направлены его чувства, но не может разобраться, какие именно. Так бывает в случаях с амбива­лентными чувствами. Например, клиент испытывает любовь к ма­тери и одновременно злится на нее. Тогда необходимо исследо­вать оба полюса. Пока клиент не осознает и не выразит свою злость, он не сможет почувствовать, насколько сильно он любит. На третьем этапе обычно выясняется потребность клиента в отношении выявленного объекта. Клиент хочет что-то получить от этого человека либо что-то ему отдать, вернуть. Иногда для клиента бывает важным эмоциональное реагирование в отноше­нии данного человека (людей). Психолог поддерживает процесс исследования клиентом своего внутреннего мира и выявляет потребности клиента с помощью следующих вопросов: «Что хо­тели бы Вы получить от..?»; «Для чего Вам злиться на..?»; «Что Вам нужно от..?»; «Для чего в Вашей жизни этот человек?»

Данный процесс позволяет выявить истинные потребности клиента. Например, клиентка злится на свою подругу, а потреб­ность, которая выявляется в ходе работы — это потребность в признании со стороны подруги. Пока эта потребность остается не проясненной, психолог и клиент могут сколь угодно долго рабо­тать над проблемой. Клиент может выражать чувства, «пересажи­ваться на разные стулья», но при этом не сдвигаться с места. И только после того, как прояснены все элементы триады «чувство—объект—потребность», можно искать другие, альтернатив­ные способы взаимодействия клиента с этим человеком, либо иные способы удовлетворения потребностей. Например: «Вы мо­жете сказать ей о том, что Вы хотите от нее получить?»; «Как Вы думаете, не лучше ли будет напрямую рассказать ей о своих чув­ствах?»

Обретая опору. Работа с чувствами и эмоциями


Обретая опору внутри, ты обнаруживаешь, что оказывается, это состояние всегда тебе было доступно через ощущение в теле, которому можно довериться. Это ощущение пронизано способностью чувствовать жизнь и приводить тебя в согласие со своей природой. Природой, в которой ты обретаешь место и право быть собой, в которой ты уходишь от условностей, которые поставил в своем воображении, представлении и убеждениях о себе.

Ты уходишь от разочарований, связанных с этими условностями. Цель статьи — приблизить к пониманию своей природы, а возможно и помочь почувствовать, что же нам дает твердую опору в жизни при прохождении кризисов и что служит для нас внутренним навигатором, который точно указывает на верность принятых нами решений.

Это статья о внутренней целостности, о здоровье тела и психики. Эти два процесса неразрывно связаны друг с другом. Проявления психики мы чувствуем через процессы, которые происходят в теле и отражаются в нем: ощущения, чувства, эмоции, память, мысли, мотивы и др.

Для лучшего понимания описанных в статье процессов, ознакомимся с некоторыми понятиями и их значениями.

Я выделю и опишу явления, которые присущи нам каждый момент времени и которыми я буду оперировать, это — ощущения, чувства и эмоции. Это взаимосвязанные процессы, но мы опишем каждый из них отдельно.

Под ощущением я имею ввиду, чувственный опыт, который отражает происходящее во внешнем мире и внутри организма. Ощущения переживаются как сложное целое и могут восприниматься как состоящие из многих взаимопереплетенных волокон — эмоций, чувств, которые проявляются теле.

Чувства — устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. В одном и том же чувстве могут объединяться и перетекать друг в друга эмоции положительные и отрицательные (так, любовь сопровождается и гневом, и радостью, и отчаянием, и ревностью и т.п.)

Эмоции это своего рода пеленг, который безошибочно дает понять — идет ли организм к тому результату, на который настроился и был запрограммирован, или отклоняется от результата. Через эмоцию как сигнал организма мы в единицу времени считываем очень много потоков информации о положении дел в организме и в окружающей среде, с которой мы связаны.

Внешняя среда это отношения с людьми, процессы и события, происходящие в нашей жизни.

В результате мы испытываем положительную “+” или отрицательную “-” эмоцию в каждый момент времени. Теперь непосредственно перейдем к вопросу, который многих волнует — как ощутить опору внутри себя, которая помогает справиться с переживаниями и пройти трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни? И вообще, есть ли она, эта опора?

На второй вопрос могу ответить сразу — эта опора есть, это “чувственное ощущение” в нас, которое указывает нам точное направление в жизни. Давайте последовательно разберемся в том, что я имею в виду под внутренней опорой и “чувственными ощущениями”.

Одно из осознаний, с которым человек непременно сталкивается в процессе психотерапии, состоит в том, что очень часто он любит и принимает себя “при условии что …”. Вместо троеточия можно подставить что угодно, к примеру, при условии что: в меня поверят другие; поймут другие; я не ошибусь; я буду сильным; я не покажу свою слабость; я буду красивее; мне не откажут… и так до бесконечности.

Я попрошу Вас сейчас сделать один эксперимент.

В текущий момент обратите внимание на свое дыхание, прислушайтесь к ощущениям в теле и обратитесь к себе через следующие фразы: Я чувствую себя хорошо и я благодарен, за то, что я именно такой, какой я есть. Я чувствую себя счастливым человеком. У меня все в порядке, и последние несколько дней я чувствовал себя хорошо и испытывал счастье. Я чувствую себя на своем месте. Я чувствую свою реализованность.

Прислушайтесь к ощущениям в себе и тому, как и где эти ощущения чувствуются в теле. Я прошу вас внимательно отследить то, что вы чувствуете. Если необходимо, уделите этому процессу несколько минут, чтобы ощутить более явные сигналы в теле и в целом почувствовать, сопротивляется ли что-то внутри Вас сказанному, либо же соглашается со сказанным.

Что Вы почувствовали?

Опишите, какие ощущения испытали в теле? Вы верите в то, что сказали?

Вы чувствуете, что сказанное Вами является для Вас правдой, если честно и от сердца настроится на ощущения? Не беспокойтесь, если Вам довелось испытать сопротивление сказанному или соприкоснутся с не очень приятными ощущениями. Все, что Вы испытали, отражает лишь текущее состояние, и мы делаем этот эксперимент не для оценки Вашего самочувствия, и никаких выводов исходя из этого делать не надо.

Вы также можете испытывать приятные чувства и переживания, такие как: чувство расслабленности, наполненности, тепла в теле и др.

Цель эксперимента направить Ваше внимание на то ощущение в теле, которое сплетено из чувств и эмоций, назовем его “чувственным ощущением”, и которое отзывается на сказанное Вами.

Во время терапевтических групп по “Психосоматике”, когда участники проходят подобный эксперимент, некоторые из них, прислушиваясь к своим ощущениям, могут испытать тревогу, страх, внутренний дискомфорт и неприятные ощущения в теле.

То, что переживается участниками, я воспринимаю как некий протест, зов, бунт внутренней сути, которая через ощущения в теле пытается до нас донести определенный сигнал, и восстановить целостность внутри. Важно, чтобы этот сигнал был распознан корректно. От того, как мы распознаем, воспринимаем и относимся к “чувственному ощущению” в теле и насколько готовы услышать себя через это ощущение, и зависит, восстановим ли мы целостность внутри или же будем бороться с проявившимся ощущением.

Для наглядности и лучшего понимания того, что описано выше, разберем один из случаев групповой работы на примере ощущений участницы и того, как она их восприняла. Проговорив про себя фразы (я чувствую себя счастливым человеком; я люблю себя и др.), которые способствуют проявлению “чувственных ощущений”, она испытала тревогу, беспокойство и желание отгородится от переживаний, связанных с обращением к себе. Как она объяснила, чувство тревоги было вызвано тем, что ей нужно что-то делать, искать, пробовать и быть какой-то — для того, чтобы ощутить себя хорошо.

Важно понять, что через ощущения в теле с нами говорит наша внутренняя суть. Казалось бы, ощущение тревоги поднимается вследствие того, что сказанное не соответствует действительности, и обстоятельства, в которых находится человек, заставляют его себя плохо чувствовать, а через эти фразы мы сами себе наступаем на наболевшую ”мозоль из проблем”.

Довольно часто именно так мы и воспринимаем неприятные ощущения. Мы находим объективные причины, по которым мы не можем себя чувствовать хорошо, отдавая право определять наше самочувствие представлениям и “программам в уме” о том, какими мы должны быть. Мы не хотим глубже войти в ощущение и пытаемся убежать от переживаний, тем самым теряя шанс услышать себя. Пытаемся принять и полюбить себя при условии — именно “условия”, которые человек перед собою ставит, в итоге становятся факторами, сквозь призму которых определяется его самочувствие.

Где же выход из ситуации, в которой оказался человек: он не принимает себя и не любит себя. Сразу обозначу, что выхода точно нет в размышлениях. Для того, чтобы работать с переживанием, важно спустится на уровень ощущений, а не пытаться работать только с уровня мыслительных установок и интерпретации переживания. «Итак, чем же умозрительные предположения и интерпретации отличаются от непосредственного ощущения проблемы, от прямого обращения к ней с вопросом?

Высказывая предположения, человек говорит: “Должно быть, это…” (должно быть, я боюсь того, что покажет проверка). Многим предположениям не хватает прямого, непосредственного контакта Интерпретации беспомощно повисают в воздухе, не имея под собой реальной опоры и подтверждения; предлагаются многие совершенно различные интерпретации, но не ясно, как выбирать между ними.

Чтобы сформулировать то или иное умозаключение, нам необходимо отвлечься от беспокоящего чувства и обратиться к мыслям по поводу этих чувств. Напротив, чтобы поставить вопрос о конкретной, непосредственно переживаемой проблеме, следует обратиться к самой проблеме и позволить ей проявиться, чтобы почувствовать ее полнее.

Необходимо прикоснуться к проблеме, а затем просто немного подождать, пока она сама “ответит” на наши вопросы.

В случае с тревогой и другими переживаниями важно настроится на то «чувственное ощущение” в теле (часть нас), с которого исходит эта тревога — мы испытываем тревогу посредством тела. К примеру, человек, прислушиваясь к ощущению и проходя в переживание, которое он испытывает, может осознать и почувствовать, что тревога поднялась вследствие того, что его внутренняя суть четко дает знать, что c ним все в порядке, а сама тревога возникла как сигнал, который говорит, что он воспринимает себя не целостно, он заблудился в своих убеждениях, представлениях о себе и находится в самообмане потому, что поставил перед собою условия, при которых он может себя полюбить.

Выход только в том, чтобы настроится на свое ощущение, направить на него внимание, побыть в этом ощущении, позволить ему проявится полностью, стать с ним единым целым, и тогда со временем человек осознает, что через это ощущение с ним говорит его целостность.

Переживание становится его союзником, а не врагом, от которого он бежит. Это переживание прокладывает мост в саму суть бытия человеком, где появляется возможность взаимодействовать с миром, опираясь еще и на свои ощущения, а не только логические и умозрительные расчеты. Психологические травмы также прорабатываются посредством работы с ощущениями.

Неудача при психотерапии может быть двух видов: во-первых, когда психотерапия состоит из одних лишь интерпретаций и вмешательств психотерапевта без реального процесса переживаний у клиента.

Неудача второго вида возникает, если пациент переживает реальные и конкретные эмоции, но они повторяются снова и снова. Юджин Джендлин. “Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями.” “Чувственные ощущения” могут быть «не явственные поначалу», и иногда их сложно сразу идентифицировать и назвать, они не настолько явны, как сильные эмоции — гнев, злость, страх, агрессия или наоборот радость и восхищение. Но они словно служат порталом для человека к себе настоящему и чувствуются в теле по-разному. Иногда — как комок в горле, мурашки по телу, ощущение колючести в области солнечного сплетения, ощущение тепла — через эти ощущения мы буквально чувствуем, как наша внутренняя суть отзывается на обстоятельства жизни, слова, сказанные нам, свои воззрения и решения — на все, что с нами происходит.

Уделяя внимание этим ощущениям, можно обнаружить то в нас, что бьется криком и просится наружу или же сжалось от страха, это те тонкие “чувственные ощущения” в теле, которые становятся нам доступны, после того как сойдут сильные эмоции. Настроившись на эти ощущения, мы имеем возможность совсем по-другому воспринимать то, что происходит. Проходя за сильные эмоции (прожив их) и настроившись на ощущения в теле, мы можем обнаружить, что за страхом или же гневом по отношению к другим людям стоит боязнь быть отвергнутым, а за чувством отвержения можно ощутить, что ему предшествовало желание подарить свою любовь или благодарность.

Таким образом, пройдя в саму сердцевину переживания, человек осознает, чувствует свой изначальный порыв, стремление дарить и любить другого. Именно с этого момента восприятие эмоций гнева меняется. Человек начинает испытывать то изначальное чувство любви, которое было подавлено страхом быть отвергнутым еще раз. А гнев оказывается тем сильнейшим импульсом, исходящим из его внутренней сути, который помогает человеку достучаться сквозь образовавшуюся “черствость — нежелание переживать боль отвержения” и обратить внимание на желание любить.

Меняется восприятие и меняется поведение человека. Распознав корень страха, человек обретает свободу проявления и вновь имеет смелость идти на контакт с другим. Это не концептуальный ответ, а ответ на уровне осознания, где сама проблема страх и гнев ей сопутствующий — становятся не тем с чем нужно бороться, а являются указателями на нарушение целостности.

Проблема становится не замком, а ключом к жизни, и ведет к контакту с ней через “чувственные ощущения” в теле, которые раскрывают саму суть бытия человеком, который взаимодействует с жизнью и с другими людьми, учитывая при этом свои ощущения.

Есть много примеров того, как у человека происходит переворот в сознании и восприятии себя. Об этом можно написать целую книгу, а цель этой статьи отразить принцип работы с переживаниями и, поделившись своим опытом, дать Вам почувствовать, вспомнить и осознать, что подобные инсайты происходили и в Вашей жизни, но теперь у Вас больше понимания, как и почему они произошли.

Это и есть развитие осознанности и лучшее понимание своей природы. Закончить статью я хочу записью из личного дневника. “Сегодня была утренняя Практика Молчания (ПМ), которая уже стала неотъемлемой частью жизни, в ней я прихожу в себя. Всегда, садясь в ПМ, я обнаруживаю волнение, оно разного порядка и тона: бывает восторженность, бывает страх и тревога, — практически никогда сразу в покое себя сразу не обнаруживаю. Волшебство практики в том, что это возможность услышать, что говорит тело через ощущения.

Ощущения говорят… Это стало мне большой опорой к тому, чтобы восстанавливать целостность внутри себя и убирать внутренние противоречия. Ощущая тревогу, я всматриваюсь в то, из чего она исходит. Всегда в теле есть эпицентр переживания, он может быть как статичный, так и блуждающий. Тело говорит, это отражается в неком целостном “чувственном ощущении”.

Есть эмоции и чувства, которые я могу сразу явно идентифицировать для себя, например, гнев, агрессия, радость, а есть более тонкие сигналы, которые я тоже чувствую телом, и не сразу даже могу сказать о чем они. Это целостное ощущение, которое как бы фоновое, и чтобы ощутить этот фон, нужно ему уделить внимание и вслушаться в ощущения.

Часто, вслушиваясь более внимательно, я чувствую, что внутри, как будто, часть меня звенит, сворачивается, либо бьется наружу — по сути, эта часть меня, это некое ощущение, которое стремится быть услышанным. Часто это смешанное чувство… Но очень важно прислушиваться дальше и принимать те сигналы, которые исходят из тела и чувствуются как некие энергетические всплески в теле — мурашки, покалывания, жжение, тепло, груз, давление.

На практике уже становится очевидным, что практически все сигналы тревоги, страха, подавленности, фрустрации — это следствие внутреннего «расщепления», которое происходит вследствие игнорирования своих чувств на протяжении определенного периода времени. Иногда это годы, а иногда минуты. Что я имею в виду под «расщеплением»?

Метафорически, это часть меня или то во мне, что очевидно знает, что верно и истинно по жизни. Это то, что хочет проявиться наружу, но забито контролем и страхом, который часто поддерживается обоснованиями и концепциями. Все это со временем превращается в невидимую тюрьму, очерченную ограничивающими убеждениями.

Ни одна эмоция, ни одно чувство и ощущение не возникает с пустого места,. Это следствие взаимодействия с миром, как внутренним так и внешним… Всегда ощущение содержит ключ к тому, чтобы понять, где я сбился с пути или же подтверждает верность пути и решения.

Все болезненные переживания это следствие расщепления на уровне между «психикой и телом». По сути, они неразделимы на уровне процессов, все информационные сигналы и высшая нервная деятельность происходит через тело.

Так вот, тело не врет. И проблемы начинаются, когда я ему не верю и, по сути, не прислушиваюсь к сигналам, которые оно подает. Выращенная и тренируемая годами неспособность чувствовать себя приводит к тому, что я становлюсь противоречив внутри и снаружи.

«Против — речи» — я не целостен, а я расщеплен в своих чувствах, мыслях и поступках и относительно себя, и относительно других. Так я начинаю говорить то, что не чувствую или убеждать себя в том, чего не существует. Чтобы научится восстанавливать целостность, я учусь слушать себя каждый день. В чем это выражается и как происходит? Прислушиваясь к ощущениям, я обнаруживаю в себе то, что не было услышано, проявлено и было подавлено. Обычно это ощущается вначале как тревога или страх. Настраиваясь на эти ощущения, я вслушиваюсь, как они отзываются в теле, и настраиваюсь на тонкие сигналы и ощущения тела, которые в обыденной жизни игнорируются.

Практически всегда итогом такого наблюдения есть обнаружение той части меня, которая была задвинута, проигнорирована, отвергнута либо мною самим, либо другими. И это она фонит болью, и тревогой, потому что нарушается целостность жизни (а я ею и являюсь), потому что часть проявления жизни (эмоция, переживание, желание проявится) была искусственно выброшена на обочину, или заперта, или придавлена (подавлена).

И что я могу сделать?

Могу только настроиться, на ту часть меня, из которой исходит этот крик… И быть с этим, быть внимательным к тому, что является во мне жизнью, понять о чем это чувство… Ничего больше не надо, просто прислушаться, иногда задать вопрос, какое именно чувство издается, изливается я из той части меня, которая обеспокоена? Сигнал становится услышан, целостность восстанавливается, отделенность уходит — я становлюсь слушающим себя же. Раздробленность уходит, ее место занимает целостность, но всегда возврат к этой целостности приходит через выявление того, что игнорировалось, и бунтом или же наоборот просто болью и внутренним стоном о себе заявляло. Всегда есть тот, кто услышит тебя мое дорогое «чувственное ощущение», прислушиваясь к тебе, я обретаю внутреннюю целостность и становлюсь с тобой за одно, обретая опору в том, как ты через тело чувствуешь жизнь и верное решение.

В этом я успокаиваюсь, потому что противоречия убраны и мы одно. Опора внутри.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *