Психософия

Психософия

ЛВЭФ «Эйнштейн» (типология Афанасьева)

1) ЛОГИКА (“догматик”)
2) ВОЛЯ (“дворянин”)
3) ЭМОЦИЯ (“сухарь”)
4) ФИЗИКА (“лентяй”)

1 Логика. Ключевая черта мировосприятия ЛВЭФ – логика, стремление обьяснить весь мир логическими принципами. На этом пути ЛВЭФ способен смело пересматривать логические принципы, сложившиеся за длительное время, если они оказались неспособными, предлагая революционные решения, которые кажутся не вмещающимися в здравый смысл. Логические решения ЛВЭФ обычно поражают своей нетривиальностью, эффективностью и новизной. Более того, умение уйти от устоявшихся решений ЛВЭФ особенно ценит (например, авиаконструктор Р. Л. Бартини любил задавать своим подчиненным по конструкторскому бюро вопрос: «А нет ли здесь кирпичной трубы?» — кирпичная труба, безупречно подходящая для печи, но очень быстро показавшая свою неэффективность и даже опасность на пароходе, была для него синонимом морально устаревшего, пусть и кажущегося общепринятым решения). Иногда именно ЛВЭФ способен собрать воедино разрозненные попытки решения фундаментальной проблемы и на основе синтеза выдвинуть целую концепцию.

2 Воля. ЛВЭФ отличается стремлением оценивать правоту идей (и выдвигающих их людей) максимально беспристрастно, не делая скидок ни на общественный статус авторов идей, ни на свои симпатии или антипатии к ним. ЛВЭФ стремится к активному сотрудничеству с другими людьми, всегда открыт дискуссиям. Однако при этом он умеет отстаивать свою правоту, настаивая на тех принципах, которые кажутся ему верными, и не стесняясь быть непонятым («Бог не играет в кости» — говорил Эйнштейн, не желая принять казавшийся ему столь странным вероятностный принцип квантовой механики).

3 Эмоция. Девизом мировосприятия ЛВЭФ по праву могут быть названы слова Спинозы: «Не плакать, не смеяться, а понимать». Это приводит к тому, что, с одной стороны, ЛВЭФ могут быть подчеркнуто, может быть, даже излишне холодны по отношению к тому, что вызывает у окружающих людей бурные эмоции, например, к моде, к эстрадным и театральным новинкам, с другой, именно ЛВЭФ с их умением контролировать чувства способны эффективно решать проблемы, с которыми бы мало кто справился, растратив силы, а главное, время на их эмоциональное переживание (блестящий пример ЛВЭФ – Орк Акеран, главный герой «Бегства Земли» Карсака, Верховный координатор, который смог предотвратить гибель Земли, а еще одним ярким представителем этого типа является Пол Атридес — главный герой «Дюны», в тяжелом испытании болью повторявший слова: «Страх убивает разум. Страх — лишение помощи в рассудке», эти слова являются программными для ЛВЭФ).

4 Физика. В вопросах восприятия материальной стороны мира ЛВЭФ следует принципу минимализма – следует довольствоваться минимумом необходимого, и если без какой-то вещи можно обойтись, то лучше без ее обойтись. Известны случаи, когда ЛВЭФ стремились избавляться от дорогих вещей (так, когда уже упомянутому Р. Л. Бартини подарили автомобиль, он вскоре пожертвовал этот автомобиль в дар одной из пограничных застав). В одежде для ЛВЭФ характерна скромность, неяркость, стремление носить одну вещь по много лет, и отсутствие статусных стереотипов в одежде (как вспоминал биограф того же Бартини, «странно было бы, скажем, директору завода явиться на работу в джинсовой паре. А Бартини все это было безразлично»). Вообще, значение материального мира для ЛВЭФ минимально.

А.Ю. Афанасьев об Альберте Эйнштейне и типе «Эйнштейн»

Много странного было, на первый взгляд, в характере Эйнштейна. Он, например, мог жениться на девушке только потому, что ему понравился ее голос. Милева Марич была невзрачна, хромонога, и “однажды один из сокурсников сказал Эйнштейну, намекая на ее хромоту: » Я никогда бы не отважился жениться на женщине, не вполне здоровой”. Эйнштейн тихо ответил: » Почему бы и нет? У нее милый голос.”” И женился.

В этом отношении Эйнштейн напоминает Роксану из ростановского “Сирано де Бержерака”. Она, как мы помним, способность глубоко и сильно говорить о чувствах ставила много выше внешней привлекательности. И как водится в таких случаях, причина подобных предпочтений в психическом типе Роксаны и Эйнштейна. При 3-й Эмоции и 4-й Физике чувствительность автоматически превалирует над чувственностью.

Повышенная чувствительность 3-й Эмоции, функции ранимой, вместе с тем требует известной сдержанности в проявлении чувств и не без удовольствия одергивает их излишне бурные проявления. Однокашник Эйнштейна вспоминал: «…то была одна из тех сложных натур, которые умеют скрывать под колючей оболочкой исполненное нежности царство своей интенсивной эмоциональной жизни. Случай повелел, чтобы этот мыслитель раскинул свой шатер в романтическом стане семейства Винтелер, где он чувствовал себя счастливым. Тогда, так же как и сейчас, он испытывал просто органическую потребность исполнять песни Шумана “Орешник”. “Лотос”…всех названий мне уже не припомнить. Этой музыкой наслаждался и Гейне, его излюбленный поэт. Часто бывало, что едва отзвучит последний аккорд, а Эйнштейн своей остроумной шуткой уже возвращает нас с неба на землю, намеренно нарушая очарование.

Эйнштейн ненавидел сентиментальность и даже в окружении людей, легко приходящих в восторг, неизменно сохранял хладнокровие.”

Язва по 3-й Эмоции Эйнштейна была столь глубока, что он открыто выступал против романтизма — течения, всеми “сухарями” осуждаемого, но не всеми осуждаемого открыто. Он говорил: » По-моему, в философии, так же как в искусстве, романтика — это своего рода незаконный прием, к которому прибегают, чтобы, не слишком утруждая себя, добиться более глубокого восприятия”. Более того, Эйнштейн отрицал необходимость красоты в науке, тем самым засушивая даже ту сферу человеческой деятельности, что суха по самой своей природе.

“Эйнштейн” — тип классического ученого, именно такого, каким привык представлять себе ученого обыватель: вечно погруженный в мир идей (1-я Логика),забывающий о хлебе насущном (4-я Физика), равнодушный к красоте (3-я Эмоция). “Эйнштейн” нередко выглядит карикатурой на ученого, действительность, конечно, намного сложнее, но в основных своих внешних параметрах карикатура верна.

По обыкновению 1-х Логик Эйнштейн всем ролям предпочитал роль одинокого мыслителя. Он сам писал, что “для ученого идеальным было бы место смотрителя маяка, “ и возражения друзей, будто человеку для творчества необходимо общество, не поколебали его позиции.

Тяга к одиночеству у Эйнштейна была двуприродна. Интеллектуальная автономность 1-й Логики сочеталась в нем с закоренелым индивидуализмом 2-й Воли. О “дворянской” сути своего характера он писал: ”Мое страстное стремление к социальной справедливости и чувство социального долга всегда находились в странном противоречии с явным отсутствием потребности в тесном общении с отдельными людьми и целыми коллективами. Я самый настоящий индивидуалист и никогда не отдавал безраздельно свое сердце государству, родине, друзьям и даже собственной семье, я был к ним привязан, но всегда испытывал неослабевающее чувство отчужденности и потребности в одиночестве; с годами это только усиливается… Человек такого склада, разумеется, частично утрачивает непосредственность, беззаботность, но зато он обретает полную внутреннюю независимость…”

Вообще, анализируя характер Эйнштейна, приходишь к выводу, что автономность и независимость его ума неотделима от автономности и независимости нрава, то и другое сливается в его натуре и предстает взорам посторонних как единое целое. Однокашник Эйнштейна писал: » Насмешливая складка в уголке пухлого рта с чуть выпяченной нижней губой отпугивала филистеров, отбивала у них охоту к более близкому знакомству. Условности для него не существовали. Философски улыбаясь, взирал он на мироздание и беспощадно клеймил остроумной шуткой все, что носило печать тщеславия и вычурности… Он бесстрашно высказывал свои взгляды, не останавливаясь перед тем, чтобы ранить собеседника. Все существо Эйнштейна дышало такой отважной правдивостью, которая в конечном счете импонировала даже его противникам”.

Будучи студентом, Эйнштейн, получив вместе с другими студентами инструкцию с описанием задачи и метода ее решения, бросал инструкцию в корзину и выполнял решения по-своему. Однажды разгневанный профессор спросил своего ассистента: » Какого вы мнения об Эйнштейне? Ведь он делает все не так, как я велел?” Ассистент ответил: » Это правда, господин профессор! Но его решения верны, а методы, которые он применяет, всегда интересны.” Кто возьмется судить в этом случае, что от независимости характера (2-й Воли), а что от эгоизма ума (1-й Логики)?

Неприхотливость в быту и бессеребрянничество Эйнштейна сделались легендой. Он отказывался от бесценных скрипок, превращал в книжные закладки банковские чеки с множеством нулей, был анекдотично небрежен в пище и одежде, и, думаю, нет нужды говорить, что все эти особенности поведения Эйнштейна восходят к его 4-й Физике.

Наверно, по справедливости этот психический тип кроме имени Эйнштейна должен был носить второе имя, имя Бердяева. Дело в том, что Бердяев был не просто “эйнштейном”, но человеком, как мало кто глубоко и честно глядящим в себя, и его книга “Самопознание” является выдающимся памятником исповедальной литературы. Любопытствующих я отсылаю к этой книге, а пока приведу лишь несколько очень выразительных цитат, исчерпывающе описывающих “эйнштейновский” порядок функций. Бердяев писал: » Я замечал малейшие оттенки в изменении настроений. И вместе с тем эта гиперчувствительность соединялась во мне с коренной суховатостью моей природы.Моя чувствительность сухая. Многие замечали эту мою душевную сухость. Во мне мало влаги. Пейзаж моей души иногда представляется мне безводной пустыней с голыми скалами, иногда же дремучим лесом. Я всегда очень любил сады, любил зелень. Но во мне самом нет сада. Высшие подъемы моей жизни связаны с сухим огнем. Стихия огня мне наиболее близка. Более чужды стихия воды и земли. Это делало мою жизнь мало уютной, мало радостной. Но я люблю уют. Я никогда не испытывал мления и не любил этого состояния. Я не принадлежал к так называемым “душевным” людям Во мне слабо выражена, задавлена лирическая стихия. Я всегда был очень восприимчив к трагическому в жизни. Это связано с чувствительностью к страданию. Я человек драматической стихии. Более духовный, чем душевный человек. С этим связана сухость. Я всегда чувствовал негармоничность в отношениях моего духа и душевных оболочек. Дух был у меня сильнее души. В эмоциональной жизни души была дисгармония, часто слабость. Дух был здоров, душа же больная. Сама сухость души была болезнью. Я не замечал в себе никакого расстройства мысли и раздвоения воли, но замечал расстройство эмоциональное. ”Безукоризненный диагноз “эйнштейна”, поставленный самому себе:1-я Логика, 2-я Воля, 3-я Эмоция.

В автобиографической книге Бердяева много примеров и на 4-ю Физику. Вот некоторые из них: » Близкие даже иногда говорили, что у меня есть аскетические наклонности. Это неверно, мне, в сущности, чужд аскетизм. Я с детства был избалован, нуждался в комфорте. Но я никогда не мог понять, когда говорили, что очень трудно воздержание и аскеза.. я имел аскетические вкусы и не шел аскетическим путем; был исключительно жалостлив и мало делал, чтобы ее реализовать… Жизнь в этом мире поражена глубоким трагизмом… Мне свойственно состояние тоски.. У меня никогда не было чувства происхождения от отца и матери, я никогда не ощущал, что родился от родителей. Нелюбовь ко всему родовому — характерное мое свойство. Я не люблю семьи и семейственности, и меня поражает привязанность к семейному началу западных народов. Некоторые друзья шутя называют меня врагом рода человеческого”.

Для полноты картины хорошо бы было привести пример на “эйнштейна”-политика. И по счастью, свежий и очень выразительный пример такого политика имеется — это Джордж Буш.

Джордж Буш, на мой взгляд, один из лучших президентов США за всю их историю. Еще в пору вице-президентства он обратил на себя внимание невозмутимостью, корректностью, деликатностью и лояльностью поведения. Он играл в команде Рейгана и вел себя строго в соответствие со своим местом в команде и правилами коллективной игры. Когда же пришел его черед занять Белый дом, Буш, не меняя ничего в духе рейгановской администрации ( у обоих была 2-я Воля), многое переменил во внешности и системе приоритетов.

Сохранились принципы коллегиальности, “делегирования ответственности”, стремление к консенсусу, работы не на себя, а на свое дело. Знающие люди говорили о Буше: » Он председательствует, но не ведет за собой..” ”… он рожден для этой роли. Но большую часть своей жизни он провел, работая на других. Создается впечатление, что теперь, когда он стал высшим должностным лицом в государстве, он работает на само президентство в качестве президента.» Вместе с тем, многое переменилось с приходом Буша в Белый дом. При Рейгане “официальные встречи, организованные сотрудниками Белого дома, превращались в приветственные, а не деловые. Как правило, президент встречал группу глупым анекдотом, вслед за тем зачитывал по карточке-шпаргалке высказывания, которые должны были поднять его авторитет. Когда говорили его гости, он хрустел леденцами и с пониманием кивал головой. Потом было “спасибо”, “благослови вас Бог” и “давайте сфотографируемся”.

Про Буша рассказывали иначе: » Буш — серьезный слушатель и задает серьезные вопросы. Шпаргалки и организованное фотографирование ушли в прошлое. ” «На смену политикам, набранным Рейганом… Буш привел деятелей совсем иного толка. Места в его правительстве заняли очень компетентные и обладающие, как правило, самыми широкими связями и опытом люди. Для них на протяжении всей политической карьеры идеологические пристрастия практически всегда играли второстепенную роль. Прагматизм и профессионализм — вот два основных качества, которыми, как считают американские наблюдатели, “в избытке” обладают те, кто во главе с Бушем составляет ядро новой администрации.”

Разницу в манерах этих двух президентов, очевидно, определило различие в положении Логик на ступенях их порядка функций. Логика — слабость Рейгана, являлась основной силой Буша и разносторонняя компетентность окрашивала все, что делала его администрация. Вообще складывается впечатление, что Бог ворожит Америке по-особому. Президентство Буша — явное тому доказательство. Надо же Ему было так подгадать, чтобы в самый опасный за послевоенную историю период, период распада Варшавского договора, Советского Союза, краха коммунистической идеологии, кризиса в Персидском заливе у руля американского государства оказался самый подготовленный для этой миссии президент. Оглядываясь сейчас назад, невольно поражаешься с каким умом, тактом и хладнокровием вышла Америка из этой всемирной передряги.

Особенно показательна с точки зрения психософии война в Персидском заливе. Как мы помним, человек конфликтует в соответствии со своим порядком функций, последовательно, сверху вниз пуская их в дело. Соответствующим образом вел себя по отношению к Ираку и Буш. Только когда стала очевидна бесполезность мирных средств воздействия на агрессора, он ударил, но ударил в соответствие со своим порядком функций: холодно и беспощадно (3-я Эмоция + 4-я Физика).

Хладнокровие 3-й Эмоции Буша сказалось и на результатах выборов в президенты на второй срок. Не положительно, разумеется. Американцам надоел президент, лишенный обаяния, с натянутой улыбкой, произносящий умные, но донельзя скучные речи. Хотя мы теперь понимаем, что Буш в силу 3-й Эмоции только выглядел бесчувственным, а не был им. Но… Буш пытался объясниться с публикой по этому поводу, говоря: “Конечно, президенту приходится переключаться с вопросов внутренней политики на вопросы внешней, а затем вновь на внутренние, все время. Иногда, как, например, сегодня с этим исполнявшим песню таиландским парнишкой-инвалидом из Бангкока, меня захватывает эмоция момента, и эмоции выходят наружу. Когда я смотрел на счастливое лицо этого брошенного родителями на улицах Бангкока слепого паренька, который теперь пел на южной лужайке, я должен признаться, что у меня был спазм. Но затем началось заседание Совета национальной безопасности, и думать о пареньке на лужайке было уже нельзя. Нужно было сконцентрироваться на важных вопросах национальной безопасности. Но такова жизнь. Это часть моей работы.” Однако американцы поленились вникать в сложности душевной организации президента и выбрали другого, пообаятельней, играющего на саксофоне. Бушу ничего не осталось, как утешать себя простым, очевидным, но мало действенным доводом: “Пудинг таков, каков он на вкус, а не таков, каким он выглядит.”

Сугубый рационализм и засушенность душевной организации “эйнштейна” как бы исключает плодотворность деятельности этого типа на культурной ниве. Однако многочисленные изображения самого Эйнштейна со скрипкой в руках уже намекают на чаще скрытую, но интенсивную эстетическую жизнь.

Скажу больше, можно назвать трех “”эйнштейнов”, не просто посвятивших искусству свою жизнь, но ставших величайшими в мировой истории живописцами. Читатель будет удивлен, но это: Андрей Рублев, Леонардо да Винчи и Жорж Сера.

О Рублеве практически ничего не известно, о Леонардо — очень мало, о Сера — немногим больше, чем о Леонардо. Но если рассортировать по известной нам схеме биографические крохи, а главное, поставить рядом их, несопоставимые по времени и пространству, произведения, то типичная “эейнштейновская” картина психической организации всех трех выстроится сама собой.

1-ая Логика. Произведения всех трех отличаются превосходящей всякое обыкновение интеллектуальной наполненностью. Анализ композиций Рублева, Леонардо, Сера показывает математическую выверенность каждой точки, детали, линии, т.е. демонстрирует чрезвычайную крепость головы художника, видную уже из того, как он строит композицию. То, что Леонардо был великим ученым и инженером, а Сера завистники ругали “химиком”, “математиком” лишь подтверждают выводы, следующие из анализа их особого композиционного дара. Сера крестиком пометил одно характерное высказывание в статье из журнала “Ар”: » В искусстве все должно быть сознательным”, — и нет сомнения, что под ним подписались бы и Рублев, и Леонардо.

2-ая Воля. Все трое ученичествовали недолго, быстро превзошли учителей и скоро нашли самостоятельную дорогу в искусстве. Хотя у Рублева и Леонардо учителя были на зависть — Феофан Грек и Перуджино. Все трое явились крупнейшими реформаторами живописи своего времени, но школ своих не создали и не похоже, чтобы стремились к этому. Для произведений Рублева, Леонардо, Сера характерны статичность и внутренний покой персонажей, природы, они как бы омываемы тишиной и мирным одиночеством самодостаточного человека. И все это — явные приметы “дворянской” психологии, сильной, независимой, творческой, покойной, уверенной в себе.

3-ья Эмоция. Живопись Рублева, Леонардо, Сера — это не живопись чувств, а живопись настроений, т.е. материй гораздо более тонких, нежели те, что обычно представляет живопись. Крайней сдержанностью отличается жестикуляция и мимика персонажей, какого-либо бурления не наблюдается и в видах природы, запечатленных на холстах этих художников. Хотя только улыбка “Джоконды” окрещена была “загадочной”, на самом деле все творчество Рублева, Леонардо и Сера загадочно в своей невыразимости, неформулируемости тех состояний, что, существуя на уровне ультразвука, лишь угадываются в их произведениях. Всякие попытки описать настроения “Джоконды”, “Звенигородского Спаса”, “Моста Курбвуа” обречены, потому что слов, адекватно передающих их нежность, тонкость и сложность просто не существует в природе.

4-ая Физика. Вместе с тем, если сильно упрощая и огрубляя, попытаться сформулировать типичное для творчества всех трех настроение, назвать их эмоциональную доминанту, то это будет печаль. Как уже говорилось, “лентяи” — народ ослабленный витально, и предпочтение отдает темноокрашенным эмоциям. Солнце на полотнах Сера и Леонардо если и светит, то не греет. Цвет в живописи всех троих сложен и не ярок, объемы не сочны по лепке, тела лишены силы и либидо, что естественно для иконописной традиции времен Рублева, но совершенно чуждо для традиции Ренессанса и импрессионизма.

Какого-либо психологического портрета Рублева история нам не оставила. О Леонардо современники иногда упоминали как о человеке крайне сдержанном в своих чувствах — и только. С Сера же один случайный его попутчик сделал небольшой психологический портрет, который мы с известными поправками можем перенести на Рублева и Леонардо, а равно на всех, занятых в искусстве “эйнштейнов”: » Обладающий чувством собственного достоинства, скромный и простой, однако до такой степени проникнутый мыслью о необходимости и достаточности науки и химии в искусстве, что это приводило в изумление.”

Разумеется, “эйнштейн”, трудясь на культурной ниве, не только в живописи готов заявить свой своеобразный талант. Но чтобы не растягивать повествование, только упомяну, что великолепным образцом “эйнштейна”-поэта был Николай Заболоцкий. Читайте его стихи, в них все сказано. Я же приведу лишь одно четверостишие Заболоцкого, в котором поэт с безукоризненной точности назвал в себе Низ и Верх:

“Сквозь рты, желудки, пищеводы,
Через кишечную тюрьму
Лежит центральный путь природы
К благословенному уму».

Тонкие черты лица, худоба, небрежность в одежде – характерные приметы облика «эйнштейна». Прическа короткая неухоженная, взгляд рассеянный, печальный, ироничный. Мимика и жест почти бесцветны. Ровный, монотонный голос. Речь маловыразительна, бедна на образы, шутлива, отличается подчеркнутой строгостью построений и пестрит выражениями, старательно указывающих на последовательность мысли, типа – «во-первых, во-вторых и т.д.» В лексике избегает подчеркнуто грубых и еще более подчеркнуто выспренных оборотов. В вопросах бытовых, хозяйственных, спортивных представляется существом вполне равнодушным. Слабость, обычно дилетантского свойства, одна – искусство: музыка, живопись, поэзия.

Типы в психософии: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Эйнштейн (ЛВЭФ) — это мыслители, теоретики и ученые, способные понять суть бытия.

Тип по психософии Эйнштейн (ЛВЭФ) — это тип умных, глубоко мыслящих, спокойных и сильных духом личностей. Их логика, сильное абстрактное мышление в сочетании с силой воли, уверенностью в своей правоте, позволяют Эйнштейнам достигать невиданных высот.

Эйнштейны постоянно мыслят, осознавая все факты и теории, которые встречаются им на пути. ЛВЭФ чётко понимают простую истину жизни: для них нет смысла заниматься каким-либо делом, если нет полного понимания всех деталей и процессов этого дела. Это умозаключение часто помогает Эйнштейнам выбрать верную стезю в жизни и идти по ней, преодолевая все препятствия.

Представители типа Эйнштейн часто бывают оторванными от жизни, развлечений, простого человеческого общения, что часто наблюдается в подростковом возрасте. Из-за четвертой физики эти люди бывают очень аскетичными, предпочитая думать, а не удовлетворять материальные потребности. Из-за третьей эмоции ЛВЭФ очень часто зажаты, неэмоциональны, необщительны.

В подростковом возрасте Эйнштейны часто закрываются в себе и изучают самостоятельно силы Вселенной. Именно в этот возрастной период и формируется их уникальное видение мира. ЛВЭФ часто будто стоят и смотрят со стороны на целостную картину мира. Эйнштейны могут ответить на сложные вопросы, касающиеся глобальных понятий.

В период взросления, когда люди вступают на тропу социализации, ЛВЭФ становятся также более общительными. Это период их раскрытия для общества. Они начинают сотрудничать с другими людьми, идти на контакт. Они легко постигают науки, быстро находят первую работу, вливаются в коллектив.

В период самостоятельной жизни Эйнштейны становятся инициаторами знакомств. Они могут первыми пойти на диалог, развязать дискуссию, если только они компетентны в интересующемся вопросе. Однако, эмоциональная составная здесь просматривается неотчётливо.

За ширмой общительного человека скрывается вспыльчивая, ранимая и недоверчивая личность. Эйнштейны могут резко вспылить, начать устраивать истерику, причем делают они это неосознанно и крайне редко. После эмоционального всплеска ЛВЭФ быстро отходят и успокаиваются. Могут переживать, не обидели ли они кого своим поведением. В свою очередь, виновников и обидчиков быстро прощают и налаживают с ними мирный контакт.

Что же касается трудовой деятельности, то здесь следует отметить, что личности типа Эйнштейн предпочитают интересную работу рутинной, при этом они стараются найти должность, в которой можно и денег заработать, и продолжить развивать свои идеи и мысли.

ЛВЭФ часто не чувствуют материального мира. К примеру, радость от покупки дорогой машины или квартиры быстро проходит, если и возникает вообще. Поэтому стимула к большим заработкам денежных средств они не имеют, хоть и стараются обеспечить себе неплохой доход хотя бы для того, чтобы реализовать все свои идеи в области первой логики.

Что же касается эмоциональной сферы, стоит отметить, что Эйнштейны часто посещают светские мероприятия. Они могут ходить в рестораны, кафе, музеи, кинотеатры. Однако им сложно длительное время выдерживать эмоциональное напряжение. Им нужно обязательно побыть наедине со своими мыслями и идеями. Эти люди быстро устают от толпы, они часто являются домоседами, предпочитая книжку вечеринке.

В жизни достигают немалых высот, при минимальных затратах сил и времени. Являются полезными сотрудниками, компетентными и образованными. Из них получаются прекрасные добрые начальники в частных структурах.

Отношения с другими типами:
Агапэ: Паскаль (ЛЭВФ)
Полное агапэ: Дюма (ФЭВЛ)
Эрос: Бухарин (ЭФЛВ)

Структура психософии (или «психе-йоги», сокращённо ПЙ) была впервые рассмотрена автором типологии Александром Афанасьевым в книге “Синтаксис любви”. Основополагающим базисом в психософии является четырёхэлементная модель, представленная набором функций, задаваемых уникальными комбинациями свойств их работы. Это свойства из следующих пар: “высокая/низкая”, “процессионная/результативная” и “принципиальная/непринципиальная” (также говорят “доминирующая/подстраивающаяся”). Функции в модели Афанасьева принято называть по их порядковому номеру: первая, вторая, третья и четвёртая. Так, например, первая функция модели задаётся комбинацией свойств “высокая”, “результативная” и “доминирующая”.

Задача функции – обрабатывать один из четырёх психософских аспектов таких как “эмоция”, “логика”, “воля” и “физика”. Каждый аспект может обрабатываться только одной функцией. Таким образом, четыре аспекта распределяются по всем позициям модели. Всего уникальных комбинаций распределения аспектов по функциям – двадцать четыре, каждая из которых представляет свой уникальный “психософский тип” (или “ПЙ-тип”). Например, существует тип “Эйнштейн” (записывается как “ЛВЭФ”) – у него: первая логика, вторая воля, третья эмоция и четвёртая физика. И если поменять местами любые два аспекта (переставить с одной функции на другую), получится новый тип.

Помимо психософии модель Афанасьева также применима в отношении других типологий, разработанных в последнее время: темпористики и аматорики (подробнее о которых Вы можете узнать на оригинальных авторских сайтах: temporistics.ru и amatorica.com). Далее перейдём к тому, с какими аспектами работает ПЙ-тип:

Аспекты в психософии

Как уже было сказано, в психософии рассматривается четыре аспекта: “эмоция” (Э), “логика” (Л), “воля” (В) и “физика” (Ф). По словам Афанасьева, они описывают соответствующие состояния “души”, “ума”, духа” и “тела” человека. Увы, но данных терминов явно недостаточно, чтобы в полной мере раскрыть наполнение аспектов, к тому же они скорее вносят дополнительное искажение смысла, нежели наводят на правильное понимание.

Психософия (как психологическая типология) изучает процесс взаимодействия людей друг с другом путём передачи своих аспектных состояний. Характер такого взаимодействия определяется свойствами функций модели ПЙ-типа, а его наполнение – свойствами воспринимаемого функцией аспектного состояния. Так, с помощью “эмоции” мы обмениваемся эмоциями и чувствами, с помощью “логики” – мнениями и представлениями, с помощью “воли” – желаниями и целями, и с помощью “физики” – реализацией физических потребностей.

Поскольку предметной области каждого аспекта соответствует своя собственная плоскость, не пересекающейся с другими аспектами, в поведении людей (их взаимодействии) можно по отдельности выделить явные проявления каждого аспекта. Помимо этого могут существовать и полиаспектные ситуации, которые затрагивают сферы разных взаимодействий. Так, например, занятие танцами можно рассмотреть одновременно как физическое взаимодействие (потребность в движении), так и как эмоциональное взаимодействие (обмен эмоциями с партнёром и зрителями).

Рассмотрим подробнее, что относится к каждому из аспектов:

К восприятию аспекта “эмоция” относятся такие взаимодействия как обмен эмоциями с собеседником, подстраивание или игнорирование чужих чувств, умение делиться своими переживаниями с другими, актёрское мастерство и естественность самовыражения, зависимость или независимость от собственных переживаний, способность к эмпатии. Положение эмоции влияет на отношение человека к стихам и изобразительному искусству, на предпочтения в кино и музыке, на умение чувствовать аудиторию и зрителей.

К восприятию аспекта “логика” относятся процессы, связанные с формированием и обменом мнениями и знаниями. Положение психософской “логики” влияет на наше умение спорить и вести дискуссии, на самостоятельность в формировании своей точки зрения, на умение понимать позицию собеседника, на способность менять своё мнение по мере появления новых фактов и сведений. Также, например, одним “логикам” свойственно больше ориентироваться как на их собственные умозаключения, тогда как другим – на мнение авторитетных источников.

К восприятию аспекта “воля” относятся качества и процессы, затрагивающие сферу нашего намерения, которое мы реализуем при постановке и достижении желаний и целей. Носители разных “воль” отличаются друг от друга различающимися подходами к реализации своих намерений. В зависимости от положения этого аспекта в модели ПЙ-типа, человек может помогать другим или ждать помощи от них, быть нацеленным на разделение ответственности и компромиссы или на индивидуальную реализацию своих желаний и целей (“каждый сам за себя”). Также аспект “воли” влияет на то, как человек принимает решения – делает ли он это самостоятельно или полагается на советы.

К восприятию аспекта “физики“ относятся качества и процессы, связанные с удовлетворением потребностей нашего тела, грубо говоря – со всем тем, чему сопутствует физическое взаимодействие человека с окружающей средой. Положение “физики” в модели ПЙ-типа выражается в образе жизни человека, в его вкусовых предпочтениях, в наличии или отсутствии интереса к спорту и физической активности, в отношении человека к питанию и кулинарии, гигиене, к своему здоровью. Также “физика” определяет жадность или щедрость человека, его отношение к собственности и деньгам, поведение в интимной сфере, косвенно влияет на телосложение и внешность человека.

Свойства функций в психософии

Как уже говорилось ранее, модель психософского типа представляет собой набор из четырёх функций. Каждая из этих функций задаётся комбинацией из трёх свойств, характеризующих определённые качества её работы. Так, функция может быть высокой или низкой, процессионной или результативной, а также принципиальной или непринципиальной.

Рассмотрим данные свойства:

Высокая функция формирует свое состояние самостоятельно и не слишком поддается влиянию со стороны других людей в своей аспектной сфере. Помимо этого, высокая функция сама стремится влиять на чужое состояние по данному аспекту. В свою очередь низкая функция поддается чужому влиянию в своей аспектной сфере, даже если ей того бы не хотелось, при этом она не имеет достаточной способности влиять на других людей по данному аспекту.

Результативная функция определяет низкую концентрацию человека на своем аспектном состоянии, его вытесненность и неосознанность, из-за чего человек не способен вкладывать много энергии во взаимодействие по данному аспекту. Результативные функции стремятся к стабильному аспектному состоянию, которое позволит им не концентрироваться лишний раз на этой теме. Процессионная функция, наоборот, определяет высокую концентрацию человека на своём аспекте, его постоянную осознаваемость, из-за чего человек имеет много энергии для реализации себя по данному аспекту. Процессионные функции стремятся к постоянной смене своего аспектного состояния, а также к взаимодействию с другими людьми, получению “обратной связи”.

Принципиальная функция определяет важность для человека данного аспектного состояния и интерес к его изменению/поддержанию в себе, а не в других людях. В свою очередь непринципиальная функция определяет интерес человека к чужому аспектному состоянию и нацеленность на изменение/поддержку аспектного состояния в другом человеке.

Функции в психософии

Таким образом, комбинациями данных свойств задаются функции модели Афанасьева. Рассмотрим их основные качества работы:

Первая функция – высокая, результативная и принципиальная. Для данной функции приоритетным является собственное аспектное состояние (хотя носитель типа и не осознаёт его в достаточной мере, поскольку оно вытеснено из сферы его внимания). Избегая частых изменений (чтобы лишний раз на них не концентрироваться), каждый человек стремится поддерживать стабильность аспектного состояния по своей первой функции. Помимо этого данное состояние слабо поддается влиянию окружающих людей – его изменение происходит обычно тогда, когда человек сам того пожелает. При этом первой функции свойственно стремление (прежде всего в своих интересах) влиять с помощью своего аспекта на других людей.

Вторая функция – высокая, процессионная и непринципиальная. Эта функция определяет повышенный интерес носителя типа к аспектному состоянию других людей и стремление влиять на него. Аспект, находящийся на позиции второй функции, осознается в полной мере и постоянно находится в сфере внимания человека. В связи с этим вторая функция стремится провоцировать изменения в аспектном состоянии (прежде всего чужом), чтобы заполнить им свое внимание. При этом сам носитель типа слабо поддается чужому влиянию, будучи самостоятельным в формировании своего аспектного состояния по второй функции. Таким образом, двойка определяет зону свободного творчества человека: ее процессионность дает много энергии для реализации себя по данному аспекту, а непринципиальность делает ее неуязвимой для критики.

Третья функция – низкая, процессионная и принципиальная. Данная функция, как и вторая, определяет осознаваемость носителем типа своего аспекта и постоянную концентрацию на нём. В связи с этим человек нуждается в постоянном изменении своего аспектного состояния для заполнения им своего внимания. При этом для тройки приоритетно своё собственное аспектное состояние, поэтому её внимание больше направлено на изменения в самой себе. Также данная функция заметно поддается влиянию со стороны (даже если она того не желает). По этой причине носителям типа свойственно концентрироваться на том, чтобы минимизировать нежелательные и максимизировать желательные влияния на себя. Важно подметить, что третья функция содержит в себе максимальный потенциал развития человека: ее принципиальность определяет наличие амбиций в своей сфере, а процессионность дает достаточное количество энергии на их реализацию.

Четвёртая функция – низкая, результативная и непринципиальная. Аспектное состояние, определяемое четвертой функцией, слабо осознаваемо, поэтому носитель типа стремится к поддержанию его стабильности, избегая лишних изменений, чтобы не расходовать на них свое внимание. Поскольку четверка неприципиальна, в первую очередь она направлена на обеспечение стабильности аспектного состояния других людей. Аспектное состояние человека по данной функции поддается влиянию со стороны в той степени, что не зависит от самого носителя типа. Поскольку четвертая функция является неприципиальной, она не избегает такого влияния, а лишь стремится к обеспечению стабильности в аспектном состоянии влияющего на нее человека, чтобы лишний раз не отвлекаться на изменения в нем.

Психософия

Психософия (Психе-йога, психейога, типология Афанасьева) — это типология, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую он по-своему интерпретировал. В отличие от соционики, которая исследует структуру человеческой психики, психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своем внутреннем мире и своих возможностях.

Согласно психософии, всю сферу человеческого бытия можно условно разделить на 4 аспекта — Физика (материя), Логика (знания) , Эмоция (эмоции, предчувствия), и Воля (цель).

Подробнее: Аспекты в психософии

По каждому аспекту у любого человека возможна одна из установок сознания (прим. — введено Василенко А.Э.), характеризующая отношение к себе и к окружающим по каждому из аспектов: принятие, или непринятие. Принятие обозначается знаком «+», непринятие — знаком «-«. Таким образом, установки сознания по каждому из аспектов бытия могут существовать в одной из четырех форм:

Я+ Вы- «Мое мнение — единственно верное, вашего мнения не существует.
Я+ Вы+ «Я оставляю за собой право думать так как я считаю нужным, ваше мнение я тоже учитываю»
Я- Вы- «Я не уверен в себе, но и ваше мнение вызывает у меня сомнение»
Я- Вы+ «Я не разбираюсь в этом и полностью принимаю ваше мнение».

Структура приоритетов человека:

Подробнее: Структура приоритетов. Функциональные установки в психософии

Комбинирование различных вариантов установок по каждому аспекту бытия дает нам 24 варианта типов в психософии (ПС-типов), обозначающиеся буквенными аббревиатурами (в зависимости от порядка каждого аспекта в его структуре) и псевдонимами.

Функция

1-я
(Я+ Вы-)
2-я
(Я+ Вы+)
3-я
(Я- Вы-)
4-я
(Я- Вы+)

ПС-типы

ВЛЭФ — Сократ Воля Логика Эмоция Физика
ВЭЛФ — Ахматова Воля Эмоция Логика Физика
ВФЭЛ — Твардовский Воля Физика Эмоция Логика
ВФЛЭ — Наполеон Воля Физика Логика Эмоция
ВЭФЛ — Толстой Воля Эмоция Физика Логика
ВЛФЭ — Ленин Воля Логика Физика Эмоция
ФЛВЭ — Аристипп Физика Логика Воля Эмоция
ФВЭЛ — Чехов Физика Воля Эмоция Логика
ФЭВЛ — Дюма Физика Эмоция Воля Логика
ФЛЭВ — Эпикур Физика Логика Эмоция Воля
ФЭЛВ — Борджа Физика Эмоция Логика Воля
ФВЛЭ — Гёте Физика Воля Логика Эмоция
ЭФЛВ — Бухарин Эмоция Физика Логика Воля
ЭЛВФ — Андерсен Эмоция Логика Воля Физика
ЭВЛФ — Газали Эмоция Воля Логика Физика
ЭВФЛ — Пастернак Эмоция Воля Физика Логика
ЭЛФВ — Руссо Эмоция Логика Физика Воля
ЭФВЛ — Пушкин Эмоция Физика Воля Логика
ЛФЭВ — Бертье Логика Физика Эмоция Воля
ЛЭВФ — Паскаль Логика Эмоция Воля Физика
ЛФВЭ — Платон Логика Физика Воля Эмоция
ЛВЭФ — Эйнштейн Логика Воля Эмоция Физика
ЛВФЭ — Лао Цзы Логика Воля Физика Эмоция
ЛЭФВ — Августин Логика Эмоция Физика Воля

Подробнее: Описание типов в психософии

Как и в соционике, в психософии изучается вопрос совместимости. Возможны различные варианты отношений между представителями различных ПС-типов, которые могут быть более, или менее комфортными, в зависимости от положения того или иного аспекта в структуре приоритетов каждого типа.

Подробнее: Интертипные отношения в психософии

Таблица интертипных отношений в психософии

Ссылки по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *