Психосинтез принципы и техники

Психосинтез принципы и техники

Психосинтез: 10 принципов практиктикования метода

  1. Заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая. Сидя дома на диване или в кресле, принимая ванну или лёжа в кровати, в транспорте, прогуляваясь по улице… Эти и подобные внешние условия способствуют вашей внутренней работе, когда вы можете на чём угодно сосредоточиться: на своих мыслях или воспоминаниях, на окружающих вещах, на собственном дыхании, ощущениях тела… Сосредотачивая своё внимание на чём угодно, вы получаете возможность войти в состояние, по-научному называемое трансом. Это природное состояние пассивной сосредоточености (не надо напрягаться на объекте внимания). Транс сопровождается телесным расслаблением, приятной усталостью, грёзами, спонтанностью движений. Это позволяет снизить сознательную работу и усилить работу бессознательной части вашей личности. Именно в этих последних предложениях кроется секрет любого гипноза. Это доказал знаменитый «мистер гипноз», американский гипнотерапевт Милтон Эриксон. Итак, заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая. Почти ничего.
  2. Психосинтез можно использовать и без трансового состояния. Многие техники психосинтеза направлены на работу с бессознательным в состоянии сознательного и волевого действия: в процессе преодоления любых трудностей, при решении логических и творческих задач, в процессе неинтересной, требующей усилий работе и т.д. Итак, трансовое состояние — необязательное условие практикования психосинтеза. Вы просто научитесь включать состояние транса, когда захотите, и выключать — когда захотите. В любом случае, это будет практика психосинтеза. Ваш новый навык.
  3. Всё что вы можете делать со своим опытом — это наблюдать за ним (отслеживать его), принимать и трансформировать его. Остальное делают за вас другие части вашей личности: они его проявляют и используют! Внешне это похоже на «ничегонеделание»: человек сидит и задумчиво анализирует или обобщает своё прошлое, мечтает о будущем, возвращается в настоящее и тому подобное. На самом деле, во время практикования психосинтеза вы как бы «промываете» свой опыт, делая его прозрачным, ясным, полезным для дальнейшего использования. Это не всегда приятно, но крайне необходимо для лучшего познания своих прошлых травм. Если вы отвергаете свой опыт или предпочитаете думать, что его у вас нет — это работа той части вашей личности, которая мало осознается. Она как бы самоуправляемая, автономная и независимая от вашего «Я». В психосинтезе такие части называют субличностями. Именно они используют ваш прошлый опыт нежелательным для вас образом: в ваших действиях, поведении и эмоциях. Итак, психосинтез — это работа с опытом, со своей личностью, с её сознательной и бессознательной частями.
  4. Психосинтез направлен на усиление сознательного «Я» — центра вашей личности, который может собрать ваше тело, мысли и эмоции в гармоничного человека благодаря сознательной регуляции бессознательных процессов. Основная функция вашего «Я» — это воля. Развивая волю, вы получаете навык синтезировать новую личность, объединяя то, что у вас уже есть, в целостность. Эта целостность использует все ваши ресурсы (в том числе и бессознательные), в центре которых — ваше «Я» и его воля. Вначале необходимо себя детально изучить, различая в себе все личностные элементы. Потом происходит работа с каждым элементом отдельно. Она направлена на его автотрансформацию, то есть на поиск и использование его позитивных возможностей. Затем все элементы собираются вашим «Я» в единую целостность, соотношение между которыми качественно изменяет личность в целом. Разобравшись в себе, не забудьте собраться!
  5. Сознательное «Я» — это отражение высшего «Я». Основатель психосинтеза, мудрый доктор и философ Роберто Ассаджиоли интересовался, куда же пропадает наше «Я», когда мы засыпаем и спим, напиваемся, получаем обморок или уходим в глубокий транс. Почему, когда мы просыпаемся или приходим в себя, сознательное «Я» тут же откуда-то появляется? Его ответ был таков: в сфере бессознательного существует наша сущность — настоящее, истинное, высшее «Я», которое всегда было, есть и будет. Я полагаю, что высшее «Я» — это наша душа в том смысле, который вы лично вкладываете в слово «душа». Это именно то, что вы понимаете под понятиями высшего, духовного, находящегося сверх вашего «Я», за его пределами. Высшее «Я» имеет своё призвание, жизненный смысл и влияет на реальную жизнь с помощью своего отражения — сознательного «Я». Таким образом нет двух «Я». Есть одно (истинное) «Я», которое отражается в нашей повседневности, когда мы бодрствуем, делая свои дела и совершая поступки. То есть сознательное «Я» — это отражение высшего «Я».
  6. Психосинтез — это не панацея от болезней и проблем. Это не супер-пупер технология лёгкого достижения счастья и успеха. В психологии есть множество методов оказания срочной психологической помощи. Следствия психосинтеза происходят с течением времени (это доказал Пьеро Феруччи, исследуя психосинтетические техники в разных культурах). Вначале это могут быть небольшие качественные изменения (например, умение быстро снять стресс), на основании которых происходят более важные перемены в жизни (например, отказ от вредных привычек). Именно таким образом психосинтез объединяет краткосрочную и долгосрочную помощь. В современном обществе существует множество псевдопсихологических услуг, которые обещают нам золотые горы, акцентируя внимания на золотых формулах успеха и счастья. Хотите верьте, хотите — нет. Психосинтез — это не панацея от болезней и проблем.
  7. Это — практика оказания себе психологической помощи и метод саморазвития. В психосинтезе нет никакой идеологии, никаких культов, религиозных или эзотерических идей и практик. В процессе психосинтеза человек может приобрести (а может и нет) опыт переживания различных состояний, в котором взаимоотношения сознательного и бессознательного имеют необычное сочетание. Это тоже транс. Транс без всякой мистики: новые переживания мы, как правило, необычно объясняем, ориентируясь на собственные установки. Верующий человек может наполнить этот опыт религиозным содержанием, эзотерик — древними учениями, и только психолог-учёный знает: необычные переживания — это нормальное свойство нашей психики. Для психосинтеза как метода психотерапии трансперсональные (внеличностные) переживания могут быть эффективными для тех, кто занимается реализацией своих духовных запросов. Но помните, в психосинтезе нет никакой идеологии, никаких культов, религиозных или эзотерических идей и практик. Есть только вы и ваш опыт. В том числе и духовный опыт.
  8. Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым. На это обратил своё внимание великий украинский учёный Владимир Роменец. Как только ваше сознательное «Я» начинает использовать воображение, именно тогда вы получаете навыки изучения, принятия, трансформации и даже использования своего опыта! Это совсем не значит, что практика психосинтеза создаёт для человека мир иллюзий и грёз. Сознание способно не только включить мечтание, но и переключить вас в реальную жизнь, в которой оно сможет по-новому действовать, изменяя её к лучшему. Как только сознание перестаёт использовать воображение, оно начинает управлять другими психологическими процессами — эмоциями, поведением, действиями, речью, телом, мыслями, памятью. В психосинтезе сознание человека принято называть сознательным «Я». Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым. Начинается и продолжается!
  9. Развитие личности предусматривает переживание кризисов, которые являются признаком этого развития. Это нормально. Без них не происходят перемены, ведущие к целостности. Мировой опыт использования психосинтеза свидетельствует о том, что каждый человек переживает четыре кризиса личностного и духовного развития, к которым он может быть готов, если узнает о них подробней. По мнению Р. Ассаджиоли, первый кризис происходит перед качественным скачком в саморазвитии. Второй кризис связан непосредственно с этим скачком. Третий кризис — это реакции человека и окружающих на явное развитие. Четвёртый кризис связан с качественной перестройкой личности вследствие обретения целостности, то есть реализации психосинтеза.
  10. Практика психосинтеза не заканчивается конкретными результатами в конкретное время: навыки саморазвития имеют свойство развиваться самостоятельно с течением жизни. Это происходит в вашем бессознательном. Психосинтез похож на многолетнее растение, которое вы посадили весной, оно расцвело летом, пока вы его поливали, а следующей весной оно снова дало ростки, но уже гораздо больше и без вашей помощи. Растение — это приобретённый или развитый вами навык, земля — это бессознательное, а вы — это вы.

Литература:

  1. Пеллерен М. Психосинтез / М. Пеллерен, М. Брес; пер. с фр. Ю.В. Крижевской. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 160 с.
  2. Руффлер М. Игры внутри нас / М. Руффлер. — . — М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. — 208 c.
  3. Ассаджоли Р. Психосинтез: принципы и техники / Роберто Ассаджоли. — — М.: Психотерапия, 2008. — 384 с.
  4. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика / Ассаджоли Роберто. — М.: «REFL-book», 1994. — 314 с.
  5. Малкина-Пых И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2004. — 352 с.
  6. Практика психосинтеза: Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста / Сост. и ред. Дж. Томас. — . — СПб.; МНПО «Жизнь», «Ферро-Логос», 1992. — 32 с.
  7. Практика психосинтеза: Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста / Сост. и ред. Дж. Томас. — . — СПб.; МНПО «Жизнь», «Ферро-Логос», 1992. — 32 с.
  8. Кучеренко Є. В. Інтегративні методи психосинтезу особистості: / Єгор Валерійович Кучеренко. — Ужгород, 2013. — 120 с.

Почему работает техника признания в РПТ

Одной из отличительных особенностей РПТ является так называемая техника признания. Она заключается в том, что ведущий и клиент (иногда просто ведущий) проговаривают определенные фразы – и, чудесным образом, происходит трансформация. Я в шутку называю эти фразы мантрами.

У этой техники есть очень весомый «плюс». Клиент не должен многократно переживать болезненное для него событие во всех подробностях. Достаточно признать лежащий в основе травмы инстинкт — и что-то происходит: становится легче, возвращается потерянный ресурс, происходит расслабление тела. Например, «я признаю инстинкт замереть и то, как он способствовал моему выживанию».

Но почему, позвольте спросить, это работает?

Объяснение, которое я слышал звучит примерно так, «бессознательное слышит правильные слова – и само делает свою работу».

Меня не очень удовлетворяет это объяснение. Для меня оно немного звучит как ответ на вопрос ребенка, «почему машина едет» — «потому что у нее мотор». Что значит, «бессознательное слышит слова»? Каким таким образом?

Я рассуждаю на эту тему не из-за чисто теоретического интереса. Мне кажется, что понимание в этом вопросе имеет практическое значение. Имея представление, почему работает техника признания, мы, может быть, сможем понять, когда она НЕ работает (или, когда она работает недостаточно эффективно). Я надеюсь, что понимание в этом вопросе поможет наработать лучшие навыки применения этой замечательной техники.

На мой взгляд, техника признания работает, задействуя разные механизмы.

Первый механизм: «почему вообще нужно признавать всякую гадость?» В этом отношении РПТ никак не оригинальная техника. Фактически все техники психотерапии работают на механизме признании. Можно сколько угодно говорить, что «я это уже забыл» или «я не хочу это помнить», или «мне легче об этом не вспоминать» — увы, это не работает. Любая травма держится на механизме исключения травматического опыта. Исцеление происходит тогда, когда исключенный опыт вновь включается, т.е. признается. Тогда человек становится более целостным и ему не нужно удерживать травму.

Если говорить об инстинктах, то хорошей метафорой будет залипшая кнопка звонка. Когда-то инстинкт сжаться помог вам выжить в похожем контексте (а, скорее, даже не вам, а какому-то далекому предку). И теперь в схожих контекстах вы все время будете сжиматься (автоматически включается помогший когда-то инстинкт). И поэтому мы как бы говорим: «Да, ОК, спасибо, я понимаю, что ты нужный и хороший инстинкт, ты мне помог». И инстинкт в ответ нам как бы отвечает: «Фу, наконец то, признали. Теперь можно уже перестать трезвонить. Дошло, наконец то, до хозяина!»

Второй механизм: терапевт работает собой. Терапевт произносит признание и проживает его внутри себя. Это похоже на то, что происходит в расстановках. Заместитель в расстановках проживает какую-то историю (клиента или его предка), проживает через себя, через свое тело. И история заканчивается. Травма – это всегда незавершенный процесс, и завершение ведет к исцелению.

И вот эту особенность очень важно понимать. Потому что если вы не умеете «работать собой», то простое копирование того, что делал Мастер, почти ничего не даст. И техника окажется малоэффективной.

Третий механизм: фокусирование. Фокусирование – это определенная техника (или «мета-техника», метанавык), которая заключается в способности удержать свое внимание на ощущении («felt sense»). Поскольку работаем мы, в основном, с материалом травматическим, то удерживать внимание на травматическом материале обычно неприятно, болезненно или вообще мало возможно. И произнесение (проговаривание) помогает нам сфокусироваться на болезненном материале.

Удержание внимания на травматическом материале (причем, обязательно на ощущении – речь не идет просто о ментальных построениях) позволяет нам прикоснуться к исключенному травматическому опыту, увидеть, что это безопасно, и, за счет этого, вновь включить этот исключенный опыт в нашу реальность (стать более целостным).

Я, кстати, когда работаю, прошу клиента именно пофокусироваться на том, что происходит, максимально позволить себе допрожить этот инстинкт.

Для меня это «докручивание» одного из механизмов, на котором, на мой взгляд основана техника признания. И обидно не использовать этот механизм в полной степени. Для меня в сессии очень важно выйти за уровень слов на уровень, когда что-то происходит в теле, что-то меняется на уровне физических ощущений и энергетики – и прежде всего это, а не слова, ведёт к изменению в состоянии клиента.

Четвертый механизм: разделение. В произносимых в технике признания фразах мы разделяем то, что происходило там и тогда, и то, что происходит здесь и сейчас. Это может формулироваться по-разному. Прием разделения широко используется в целом ряде техник. И он зарекомендовал себя как достаточно эффективный. «Сжаться там и тогда было очень выживательно – но сейчас тебе не нужно сжиматься для того, чтобы выжить» — примерно это нужно донести до клиента.

Еще одна фраза в формулах признания отдельно подчеркивает разницу между прорабатываемым инстинктом и выживанием семейной системы в целом (семьи, рода или системы вообще). Иногда это бывает значимо.

Пятый механизм: род (история). В конце мы обычно говорим, что мы признаем всю семейную систему и все травмы, связанные с прорабатываемым инстинктом. За счет этого возможно подключение к родовым механизмам или, говоря по-другому, к истории нашего тела. Скорее всего, прорабатываемый инстинкт «залип» когда-то давным-давно. Мы уже пришли в этот мир с целым рядом заложенных в нас реакций. Например, когда на нас орут, то наше тело хочет сжаться и куда-нибудь спрятаться. И это не хорошо и не плохо. Плохо только то, что такие «прописанные» реакции сужают нашу способность по-разному реагировать на стрессовые ситуации. Потому что, иногда действительно надо сжаться, а иногда убежать, а иногда дать в морду. Но если мы будем всё время сжиматься, отыгрывая старый травматический опыт и реакции, которые когда-то помогли, то наша способность выживать и эффективно действовать уменьшается. Поэтому мы признаем, что «да, этот инстинкт имеет историю, он достался мне в наследство, он помогал когда-то». И это просто расширение механизма признания на родовую историю. Признание же, как я уже говорил выше, целительно само по себе. Это первый необходимый шаг на пути к исцелению (к трансформации или к улучшению состояния).

Шестой механизм: правда. По сути, один из механизмов, за счет которых работает техника признания, похож на работу так называемых «разрешающих фраз» в расстановках (например, «мама, это твоё»).

Травма – это всегда «муть». Это отсутствие ясности. Это то, что скрывается от нашего осознания. Это то, что управляет нами, как раз, во-многом, за счет того, что оно не видно или не полностью видно.

Внесение ясности всегда будет целительно. Но здесь нужно понимать, что внесение ясности – это не механический процесс. Это работает тогда, когда мы, что называется, «попали». «Ах вот оно что!» Это работает тогда, когда мы смогли найти и проговорить правду. Правда вносит ясность, правда исцеляет.

Еще очень важно, что работают тут не просто слова, но состояние (клиента или/и терапевта). Правда – это не о словах, это о состоянии.

Именно поэтому, на мой взгляд, так важно, как можно точнее сформулировать инстинкт, лежащий в основе травматического переживания, и как можно точнее выявить цепочку травм, вплоть до того события, когда началось именно это неадекватное реагирование. Точность вносит ясность, а ясность целительна.

Авторский тренинг «Психосинтез. Возвращение целостности»

Мой гимн любви к психосинтезу.

Я вспоминаю с благодарностью к психосинтезу, что главные озарения о себе я получил, изучая именно его, вспоминаю, сколько лет я работал над его реформированным вариантом, вспоминаю, как много радости я видел, проводя этот тренинг, и хочу назвать этот текст «Гимн любви к психосинтезу».

Что такое психосинтез?

Ещё 40 лет назад поэт писал: «Я жду расщеплённого человека XXI-го века». Это — о нас, разрываемых всевозможными надо и нельзя, не знающих своего предназначения, пугливо озирающихся на чужое мнение.

Современная практическая психология пока не является единым целостным учением. Это очень затрудняет овладение ею. В ней сосуществуют около 400 уже признанных подходов к человеческим проблемам (психоанализ, психосинтез и прочие, прочие, прочие!).

Я специально изучал популярность интересных мне подходов во время нескольких поездок на учёбу в Западную Европу. Если говорить про психосинтез, то в Германии он входит в 20 признанных государством подходов, за работу в которых психолог может получать деньги от страховых компаний. В Англии психосинтез входит в 8 (из 400 претендентов!) официально допущенных к преподаванию в Университетах. На мой взгляд, это — ошеломительный успех для самого незанудного вида психотерапии и самопознания!

Кроме популярности подхода важна долговечность его существования, то, что это не очередная скороспелая «социодинамика», занимающая в мире место №900. Психосинтез входит в тройку самых долговечных подходов. Он был разработан почти 100 лет назад. Тогда (в это трудно поверить нынче!) в практической психологии существовали только два подхода — фрейдизм, учивший, что человек — раб непонятных ему подсознательных импульсов, и начальный бихевиоризм, видевший в человеке подобие большой крысы с суммой инстинктов и рефлексов.

Итальянский романтик Роберто Ассаджоли был сыном ученицы Блаватской, практиковал медитации, любил изучать языки, и был фанатичным альпинистом. Он ненавидел подавление личности. При Муссолини он бежал из тюрьмы и тайно жил в горной хижине, медитируя и развивая психосинтез.

Он был доктором медицины, долго учился у Фрейда и был его любимцем, но в 32 года его недовольство приземлённостью тогдашней психологии взорвалось, и он начал создавать своё учение — «Психосинтез». Он говорил: «Фрейд для изучения расчленяет психику («психо-анализ»), а мы будем учить людей с уже расщеплённой нецелостной психикой объединять её («психо-синтез») в красивую гармоничную целостность».

Спустя 100 лет нам это особенно важно.

Психосинтез не относится к деловым тренингам, это — учение о личностном росте, но бессмысленно тренировать свои деловые качества, если ваша личность нецелостна. Ведь окружающие будут чувствовать вашу расщеплённость, диктующую ограничения вашей слабеющей личностной силе.

Ассаджоли после многолетней тренировки в методиках самопознания и саморазвития, о которых ничего не знали современные ему приземлённые подходы, создал целостную систему собирания своей целостности.

Это — система очистки от своей неподлинности, открытия себя подлинного и принятия себя таковым.

Главная цель психосинтеза — открытие частей своей личности, враждующих между собой. Эта вражда отнимает много сил и обрекает на чувство выжатости. Процесс «примирения» враждующих частей личности проходит как увлекательное отключение от суеты: медитации, рисование, актёрская игра, сочинение стихов и прозы. Всё это — методы для психологической работы с частями личности.

Психосинтез учит парадоксальной технологии работы со своими недостатками, основанной на ежедневной тренировке своей мудрости (а не интеллекта, ибо это уже будет не психосинтез). Практикующие психосинтез неизбежно становятся мудрецами, и ничего тут не поделаешь, это так.
Они начинают видеть в повседневных проблемах их глубинную суть и спокойно работают со смыслом этой сути, а не с поверхностными случайностями. Их мышление приобретает масштабность, необходимую не только психотерапевту, но и любому глубоко думающему человеку. Занятия психосинтезом дают ощущение, что «завтра мне будет жить легче, чем вчера».
Психосинтез соединил в себе лучшее из арт-терапии, гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, «учений мудрости». И для многих любителей саморазвития психосинтез стал самым лёгким входом в прекрасный мир этих популярных в XXI веке подходов.

Ассаджоли был первопроходцем в сфере этих подходов — в «психологии высот» (в противоположность двум подходам «психологии неприятностей»). Зачастую из кабинета психоаналитика выходят с опустошающим чувством стыда за свои мысли и проступки в прошлом, с горечью за свои унижения в детстве. А после занятий психосинтезом остаются радость и чувство приобщения к высотам духа. А это — подзаряжает!

Я обучал психосинтезу с 1995 года, и постепенно накапливалось ощущение некоторых ограничений обучения классическому подходу Ассаджоли. Дело в том, что большая часть психосинтетической работы проделывается в лёгких трансах с помощью направленной визуализации. Когда за один визит к психотерапевту клиент 1–2 раза работает «в своей голове с закрытыми глазами», он не устаёт. А когда участник моего тренинга должен за 5 часов 5–6 раз напрячь внутреннее зрение, то у некоторых непривычных к фантазированию начинала болеть голова. А проводить занятия по полтора часа — не реально.

Я прервал те тренинги и стал продумывать пути улучшения. А тем временем поехал учиться в Англию и, конечно, в свободное время стал изучать обучение психосинтезу там. Оказалось, что есть уже 4 большие школы (подходы внутри подхода), которые весьма различаются. Разобравшись с их плюсами и минусами, я составил строгую единую схему психосинтеза из последовательных пунктов. По каждому пункту удалось расписать, как его проработать с помощью техник разных видов арт-терапии. Оказалось, что пункт 1 надо обязательно медитировать (как и было у Ассаджоли), а для пункта 2 медитацию можно с успехом заменить сочинением психологических стихов, 3 — сочинять музыку о себе, 4 — писать маленькую автобиографическую пьесу, 5 — разыгрывать её силами других членов группы, 6 — рисовать цветную картину и т.д. А вот пункт 7 надо по-прежнему обязательно медитировать.

Значительное расширение меню техник позволило каждому участнику тренинга опробовать разные их типы и выбрать более близкие себе, разрабатывая свой собственный оригинальный способ самопознания и саморазвития, дающий наибольшее удовольствие и насыщающий потребность в красоте.

А ведь главная причина того, что подавляющее большинство бросает «новую жизнь» через неделю-другую после её начала — то, что этим они утомляют свою волю, вместо того, чтобы кормить «новую жизнью» свои эмоции и чувство прекрасного! Только при этом условии новое дело становится любимым и вечерком тянет к нему, как к хобби, в том числе — к психологии и улучшению себя. Из-за открытия новых удовольствий некоторые после тренинга «Психосинтез» шли учиться к художникам, другие — в театральную студию, третьи — в литературный кружок.

Многолетние раздумья об удобстве участников тренинга по психосинтезу привели к тому, что после объявления в 2002 году о создании реформированного варианта обучения сразу собралось 8 групп тренинга. Участникам особенно понравилось добавление к тихому самопознанию изрядной доли общегруппового веселья, забавного сотворчества, после которого с хорошим настроением хочется опять погрузиться в изучение высот своей психики.

Некоторые подходы могут не только не совпадать с кем-то, но и не нравиться ему. А про мой новый психосинтез я не слышал критики за эти 8 лет. Спустя годы те, кого случайно встречал в городе (и кто не стал психосинтетиком) с радостной улыбкой и загорающимися глазами вспоминают тот месяц тренинга. Люди вспоминают восхитительную атмосферу общего творчества, когда ежечасно озарения у соседей по группе стимулируют ваше приближение к открытиям в себе. Они видят, сколько прекрасного таилось во вроде бы уже знакомых людях. Коллеги или соученики начинают больше уважать друг друга.

Изучение психосинтеза в коллективе даёт единомышленников, говорящих на одном профессиональном языке и могущих в будущем дать совет друг другу.

Психосинтез — это не технология жёсткого воздействия. Его мягкость и нетравматичность позволяют (в отличие от других подходов) сразу после четырёх занятий заниматься не только с собой, но и с другими (друзья, родные). Лёгкость и красота его техник делают его доступным и интересным детям, вплоть до старших дошкольников. Можно использовать их и в садиках, и в детских домах и т.п. Я обучал ему двенадцатилетних детей, а это был полный тренинг с теорией личности в объёме как для взрослых.

При этом на тренинге — никаких интеллектуальных перегрузок (воскресный отдых!), дополнительное чтение на дом выдаётся только для желающих углубиться в интересующие вопросы.

В отличие от разных видов арт-терапии, основанных только на техниках, психосинтез кроме техник имеет наполненную мудростью глубокую философию и тщательно проработанную теорию, дающую оригинальные ответы на важнейшие вопросы о жизни человека.

Из всех психотерапевтических подходов он, пожалуй, самый культурно-ориентированный. Он создан человеком, влюблённым в искусство и литературу, и в ученики Ассаджоли шли великие итальянские писатели ХХ века. Их увлекательную глубочайшую прозу я обязательно рекомендую на тренинге, чтобы дать вам побыть в атмосфере психологии, обогащённой гениями литературы — любителями психосинтеза.

Что получают в тренинге дополнительно к самопознанию личности и удовольствию от процесса?

  • Открытие многообразия образов и реакций в группе на одно и то же упражнение приводит к пониманию непохожести чужого внутреннего мира на мой, к пониманию бесполезности многих советов профанов «из моего опыта». Это вырабатывает объёмный взгляд на людей и их проблемы.
  • Рост уверенности в понимании себя сказывается и на росте общей уверенности в понимании других.

>Психосинтез: классическая и восточная версии

Главная / Тренинги / Образовательные программы / Психосинтез: классическая и восточная версии

Психосинтез: классическая и восточная версия

Автор и ведущий: Ключников Сергей Юрьевич — практический психолог с 30-летним стажем, кандидат философских наук, академик Российской Академии естественных наук (РАЕН), действительный член и официальный преподаватель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), старший научный сотрудник лаборатории «Экология культуры Востока» Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ, член Союза писателей России с 1997 года, автор 28 книг по практической психологии общим тиражом около 500 000 экземпляров и более 600 статей и по бизнес-психологии, теории и практике саморазвития, коучингу, дал более 200 радио и телеинтервью по вопросам практической психологии, действительный член Национальной гильдии профессиональных консультантов России (НГПК проконсультировал более 6000 человек и провел более 500 тренингов, постоянный эксперт Радио «Голос России», вещающего на 60 стран мира, член Международного Ноэтического Института, автор новой модальности (направления) в практической психологии и психотерапии «Восточная версия психосинтеза», утвержденной ППЛ в 2013 году.

Общая продолжительность обучения: 6 модулей-тренингов.

О программе:

  1. Программа повышения квалификации «Психосинтез: классическая и восточная версия» представляет собой практическое изучение этого важнейшего направления практической психологии и психотерапии. Восточная версия психосинтеза (EVP) — отечественная авторская модификация классического психосинтеза, разработанного итальянским психотерапевтом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли в первой половине XX столетия, адаптированная к российскому менталитету. Как и классический психосинтез, это направление работает в таких областях, как лечение психосоматических и психических расстройств, педагогика, воспитание и самовоспитание, арт-терапия, психология творчества. Однако сфера его применения несколько шире, — это область психологии достижений, обучение новым навыкам, спорт, менеджмент, бизнес. EVP учитывает новейшие разработки и достижения современной психологии и опирается на когнитивные исследования, на изучение тайн мозга и на нейронауки.
  2. Посредством психосинтеза в обеих версиях можно работать не только на лекциях, семинарах, мастер-классах и информационных обучающих программах, но также и на тренингах, как личностных, так и проходящих в бизнес-формате, а также на сессиях коучинга. Всего же EVP использует несколько сотен оригинальных психологических упражнений и психотехник. Помимо этого восточная версия психосинтеза предполагает диагностику достигаемых результатов, включающую в себя психодинамические графики, специальные опросники, дневники самоконтроля, анализ изменений реальной жизненной ситуации клиента.
  3. Связь EVP с другими системами психологии и психотерапии. Восточная версия психосинтеза работает в общем поле психотерапии и психологии саморазвития вместе с такими психотерапевтическими и психологическими направлениями как трансперсональная психология, гештальт-терапия, гуманистическая психология, позитивная психология, арт-терапия, ресурсная психология, которые направлены на гармонизацию и укрепление внутреннего мира человека, снятие душевных конфликтов и противоречий, обретение целостности, освобождение от негативных привычек и зависимостей, пробуждение скрытых ресурсов психики.
  4. Направленность Восточной версии. Основой всех этих методов является врожденная потребность в самосовершенствовании, сформулированная еще А. Адлером и концептуально разработанная Р. Ассаджиоли, в гармонии и обретении целостности, заявленной и разработанной гештальтом, в личностном росте и позитивных достижениях (гуманистическая и позитивная психотерапия), в духовной трансформации (трансперсональная психология). Восточная версия психосинтеза обобщает эти и другие подходы, предлагая иную, в чем-то более полную концепцию самого механизма психосинтеза и соответственно дополняя практические методы.
  5. Психосинтез как универсальный механизм человеческой психики. Психосинтез в восточной версии — это не просто метод психотерапии, а универсальный механизм психологической жизни человека, который в процессе своей жизни накапливает впечатления, эмоции, опыт, жизненное мастерство. Психосинтез может быть как осознанным, обучение которому проходит под руководством опытного психотерапевта или самостоятельно (если личность, пытающаяся синтезировать свои полярности и множественность является зрелой личностью) и неосознанным, стихийным, проходящим вслепую, как это делает большинство людей, собирающих внешние впечатления и внутренние переживания в копилку опыта. Эти впечатления могут быть, как позитивными, так и негативными, травматическими. В этом случае, чтобы освободиться от них, требуется сознательная работа, самостоятельная или руководимая специалистом.
  6. Путь синтеза. Путь, предлагаемый человеку восточной версией психосинтеза — это путь синтеза опыта, положительных внешних и внутренних впечатлений и трансформации негативных, что позволяет человеку двигаться в направлении эволюции сознания. Путь психосинтеза — это путь совершенствования, элевации (возвышения) потребностей, интеграции полярностей и множественности, приближения к высшему Я, возвращения себя и осуществление эволюционного сценария жизни. Совершенствование достигается благодаря возрастающему мастерству в саморегуляции, обретению целостности, понимаемой как синтез эффективности (умение достигать поставленных жизненно важных для человека целей), счастья (умения получать подлинную радость от достигнутого) и духовности (максимального приближения к совершенству и служения людям).

Предполагаемый результат обучения данной программе:

  • Овладение и практикой теорией психосинтеза,
  • проработка глубинных психологических проблем, в том числе и тех, которые связаны с профессиональной деятельностью — развитие в личной и профессиональной сфере,
  • получение навыков применения методов психосинтеза для работы с клиентами в процессе консультирования и тренингов.

Задачи программы:

  • обучение участников тренинга главным психотехникам и методам как классической, так и восточной версии психосинтеза,
  • овладение практическими методами работы с информацией, получаемой из сферы бессознательного,
  • обучение искусству работать с полярностями,
  • обучение искусству синтезирования психических ресурсов,
  • обучение искусству выстраивать эволюционные сценарии собственной жизни.

Для кого предназначена программа:

Программа курса «Психосинтез: классическая и восточная версия» предназначена с одной стороны для психологов, психотерапевтов, коучей, оргконсультантов и всех профессионалов, кто понимает, что это направление откроет для него новые возможности в его работе с людьми, поскольку оно дает принципиально иные инструменты, методы, психотехнологии и психотехники, позволяющие решить разнообразные поставленные задачи.

Участники, прошедшие данную программу из шести тренингов-модулей:

  • получат достаточно полное представление о базовых понятиях, методах и психотехниках, как классической, так и восточной версии психосинтеза;
  • научатся практическим методам работы с информацией, получаемой из сферы бессознательного и более глубоко, чем раньше познавать себя, собственные психологические процессы, части собственной психики (субличности), грани личности и черты характера;
  • работать в полярностями (конфликтующими противоположными частями психики), примирять и гармонизировать их;
  • синтезировать психические ресурсы, глубинные энергии, чувства, мысли, убеждения, стратегии, как друг с другом, так и с высшим Я, добиваясь состояния целостности и внутренней полноты;
  • выстраивать эволюционные сценарии собственной жизни и становиться устойчивыми победителями, которые способны преодолеть инволюционные и дезинтегрирующие негативные тенденции;
  • применять практические и очень эффективные методы психосинтеза в собственной жизни при обучении новым знаниям, умениям и навыкам, использовать их для достижения высоких результатов в своей профессии, бизнесе, творчестве, личностном и духовном росте;
  • привносить принципы, подходы и практические методы психосинтеза в работе с клиентами на консультациях и сессиях коучинга, с участниками семинаров и тренингов.

Введение в теорию и практику психосинтеза

Основы классического психосинтеза: теория, понятийный аппарат, методы работы с клиентами, психотехнологии и психотехники. Теория и практика. Области применения. Развитие внимания, воли осознанности. Как нужно работать с собственными субличностями: исследование, познание, именование, определение дальнейшей стратегии. Эволюция субличностей. Социальные роли, внутренние актеры. Практика отождествления — разотождествления.

Восточная версия психосинтеза. Основные идеи восточной версии психосинтеза. Почему в современной России нужна современная версия психосинтеза? Психосинтез как универсальный механизм психики и накопления опыта. Психосинтез и накопление опыта. Как измерить внешние и внутренние накопления человека? Внешний и внутренний психосинтез. Шкалы баланса.

Новый взгляд на дезинтеграцию психики. Понятие Присутствия (чувство «Я» или Хозяина самого себя). Эволюция сознания как постепенная интеграция субличностей.

Новая пирамида потребностей. Как комбинация потребностей и внимания создает картину мира? Восемь базовых картин мира и методы работы с ними. Техника работы с вниманием. Внимание и воля. Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом.

Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Психосинтез как метод работы с психологическими полярностями

Интеграция субличностей. Сенсорный психосинтез. Интеграция ощущений от органов чувств. Практическая синестезия. Практика «внутреннего цветения» (повышение интенсивности ощущений). Работа с внутренним пространством и внутренним временем. Психосинтезирующая саморегуляция. Интеграция субличностей в единый центр.

Выявление главных полярностей или полюсов сознания. Проявления полярностей в сфере эмоций, желаний, убеждений, волевых актов. Выстраивание остальных субличностей вокруг двух главных противоположностей сознания. Анализ форс-динамики ( движения сознания). Управление эмоциональными реакциями, мыслительными потоками, привычками и действиями.

Выявление противоположной силы, тормозящей начинания человека и ее постепенная нейтрализация с помощью третьей, уравновешивающей силы. Высшее Я — носитель примиряющей силы. Синтез состояний Внутреннего Ребенка, Внутреннего Взрослого и Внутреннего Родителя. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных недостатком сенсорной энергии, непримиримыми полярностями в сознании и борьбой между субличностями. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Применение психосинтеза в обучении новым навыкам, бизнесе, карьере

Стратегия создания внутри себя позитивных и эффективных субличностей («гениальный ученик», «богатый человек», «успешный лидер», «успешный психолог»). Сознательное самоприсутствие человека в своей жизни и самом себе. Self-forsing» («Усиление Я).

Пробуждение силы намерения обучиться новым умениям, навыкам и стратегиям. Воля к обучению и ее синтезирование с интересом и позитивными эмоциями. Методы восточной версии психосинтеза и быстрое обучение мастерству в значимой сфере.

Развитие финансового интеллекта и формирование в себе особого Я, отвечающего за достижение богатства. Рождение и укрепление лидерской субличности. Психосинтез состояния мастера, богача и лидера.

Карьера психолога. Связь глубинных проблем и выбор своего направления в психологии, включая модальность. Пробуждение способностей к пониманию проблем человека в консультировании.

Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с .проблемами в обучении, бизнесе, лидерстве. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Психосинтез как направление трансперсональной психологии

Искусство пробуждения вдохновения и состояния Потока. Методы пробуждения интуиции. Психотехники интуитивного созерцания» (специальной развивающей интроспекции) и «интуитивного взвешивания» альтернатив и вариантов поведения.

Метод интеграции собственных эмоциональных состояний и качеств с помощью управления психическими волнами (метод «психологического серфинга»). Негативные переживания и психотравмы как застывшие волны. Наука соединения интегрированных между собой субличностей с высшим Я. Психосинтезирующая интроспекция.

Исследование бессознательных, сознательных и сверхсознательных процессов. Синтез трех уровней сознания. Дыхательные практики психосинтеза. Психосинтез и внутренняя алхимия. Работа с сакральными символами (круг, квадрат, треугольник, крест, лестница, спираль, зерно, колесо, лабиринт, пещера и др.), четырьмя стихиями (Первоэлементами). Достижение трансовых пиковых состояний. Медитативные полеты. Выход за пределы обычного сознания и личности в сверхсознательные, сверхличностные, трансперсональные слои. Законы и методы установления контакта с высшим Я. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Психосинтез и творчество

Пробуждение в себе творца. Расширение творческого восприятия. Тренировка воображения и творческой воли. Работа над творческой мотивацией. Открытие творческого канала. Психосинтез и понимание глубинных смыслов искусства.

Методы вхождения в творческие состояния вдохновения и Потока. Условия, позволяющие пробудить состояние вдохновения. Творчество и воля: как соединить игру и усилие. Применение практических методов психосинтеза для раскрытия творческих способностей в искусстве, литературе, изобретательстве, живописи. Вербальное творчество. Искусство сторителлинга. Написание стихов, хокку, притч, афоризмов, рассказов. Тренировка умения писать научно-популярные статьи и книги на психологические темы. Рисование своих проблем, целей, внутренних пространств.

Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с их профессиональным выбором, психологическими травмами, глубинными проблемами, нехваткой энергетических ресурсов, творческими кризисами Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Синтез жизненных стратегий — эффективности, счастья и духовности

Понятие об эволюции и инволюции сознания. Эволюционные и инволюционные стратегии жизни. Скорость эволюции и вектор готовности работать над собой. Как измерить «угол наклона» воли по отношению к горизонтальной оси земного бытия и увеличить его, приподняв вектор духовной вертикали. Методы интеграции ума и эмоций («открытое сердце»), ума и тела («умное тело»), методы интеграции тела и эмоций («устойчивая радость»). Эволюция сознания и сценарии жизни.

Искусство достижения цели как философия и психологическая практика эффективности. Стратегия духовного совершенствования как проявление мастерства во внутреннем мире человека. Наука счастья как баланс между внешним и внутренним мастерством. Конкретные психологические и духовно-психологические методы и психотехники внутренней работы над собственными качествами и характером. Соединение эффективности, счастья и духовности в единый творческий Поток.

Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с противоречиями между намерением и действием, обретением целостного отношения к жизни, поисками цели и смысла жизни, выбора профессионального, творческого и духовного пути. Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Прошедшим программу выдаются:

  • По окончании каждого модуля — накопительные сертификаты ОППЛ свидетельства Европейской Ассоциации Психотерапии о соответствии пройденного курса образовательной программе Европейского Психотерапевтического Сертификата.
  • По прохождении программы — «Свидетельство о повышении квалификации» Института повышения квалификации ОППЛ.

практика психосинтеза

Дж. Томас «Практика психосинтеза»

ПРАКТИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста.

Составитель и редактор Дж. Томас

ВВЕДЕНИЕ

Известный специалист в области психосинтеза Роберто Ассаджиоли любил

повторять своим слушателям, что «практические занятия психосинтезом

позволяют достичь совершенства в несовершенстве». В этом утверждении,

сопровождае мом обычно характерным смешком, он раскрывает несколько главных

аспектов психосинтеза. Во-первых, подчеркивается важность практических

занятий, упорного повторения определенных упражнений, которые не дают

угаснуть процессу психосинтеза, идущего внутри личности. Во-вторых,

указывается на правомерность парадоксальной фразы: «Совершенство в

несовершенстве», которая говорит о непрерывном развитии и невозможности

достижения абсолютной законченности в бесконечной вселенной. В-третьих,

выражается необходимость активного участия самой личности в процессе

развития, сопровождаемая свободой выбора тех практических методик, которые

делают нашу жизнь богаче и осознанней. Нам не следует ждать момента, когда

это произойдет. На основе практики, привлекая на помощь наши знания и волю,

мы можем исцелить и укрепить свою личность, постепенно превратить ее в более

совершенное орудие для выражения нашего подлинного «Я». В-четвертых,

высказывается мысль о том, что психосинтез действительно является путем

совершенствования, более глубокого постижения смысла жизни. Это

совершенство, где сочетаются таинственность и повседневность. Оно

одновременно в нас и вне нас, целостно и индивидуально. Мы можем постепенно

подниматься на его новые и более высокие уровни через занятия и через

использование данной нам жизни во всей ее полноте, что по сути дела и

является самой лучшей из всех существующих практик.

Далее будут приведены двенадцать упражнений, которые апробировались в

течение долгих лет и которые, как показал опыт, имеют исключительно важное

значение с точки зрения психосинтеза. Одни из них были разработаны Роберто

Ассаджиоли, другие-специалистами институтов психосинтеза в Сан-Франциско и

Канаде. По мере накопления данных некоторые упражнения подвергались

пересмотру и переработке. Они впервые опубликованы вместе в одной книге. Нам

кажется, что это поможет лучше продемонстрировать взаимосвязь между

различными уровнями психосинтеза. Упражнения № 1-5 в основном касаются

личности; № 6-9-трансперсональных аспектов; № 10-12-духовного развития.

Слитые воедино, они уже образуют практическое руководство, которое может

быть использовано каждым, кто стремится к оздоровлению психики и духовному

росту как себя, так и других. Это обучающие упражнения в подлинном смысле

слова. Они составлены таким образом, чтобы человек понял, что он

представляет собой в действительности, а также смог открыть и реализовать в

процессе повседневной жизни то, что Ассаджиоли называл нашим «высшим Я».

Вполне возможно, что данные упражнения имеют некоторое сходство с другими,

созданными на основании широкого круга психологических и духовных традиций

Запада и Востока. Однако они не являются простой компиляцией из существующих

методик психосинтеза и доказали свое право на существование. Мы публикуем их

в надежде на то» что они будут с успехом использоваться на протяжении многих

последующих лет.

Упражнение № 1 Психологический дневник

Самосовершенствование — длительный процесс, поэтому большую помощь в нем

может оказать психологический дневник. Мы больше склонны называть его

психологической тетрадью, так как y большинства людей слово «дневник»

ассоциируется с юностью, когда все записи являлись лишь простым

перечислением тривиальных событий, а само его ведение часто вызывало

раздражение.

Психологическая рабочая тетрадь, о которой идет речь, служит для описания

нашего внутреннего мира и происходящих в нем изменений. Что касается внешних

событий, то следует регистрировать только те из них, которые тесно связаны с

нашими мыслями, чувствами и наблюдениями. Однако в центре внимания должны

находиться растущее осознание своего «Я», новый смысл, ценности и

взаимосвязи, которые мы открываем.

Ведение подобной рабочей тетради преследует несколько целей. Наиболее важная

из них — помочь достижению более четкой формулировки мыслей, ощущений и

наблюдений. Записывая что-то, мы стремимся проявить себя как можно шире. Мы

пытаемся выйти за пределы обычного мышления и банального изложения. Ведя

записи, мы сталкиваемся с необходимостью делать выбор из большого числа

точек зрения, что в значительной степени исключает возможность высказывания

взаимоисключающих мнений без осознания этого факта. При наличии какой-то

проблемы или путаницы мы получаем возможность более четко определить

обусловливающие их факторы и, таким образом, сделать первый шаг на пути их

разрешения.

Ведение записей значительно стимулирует творческий процесс. Попытка

справиться с проблемой и письменное изложение наших соображений по этому

поводу неизменно порождают стремление к осмыслению ассоциативных снячей, что

открывает широкий простор новым мыслям и возможностям, которые не

рассматривались нами ранее. Если мы научимся давать свободу разуму, то с

удивлением обнаружим, какие глубины понимания доступны нам при подобном

раскрепощении.

Ведение рабочей тетради как один из методов самосовершенствования имеет еще

несколько функций. Это дает возможность выражать наиболее безопасным

способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри нас. Если мы

научимся «выпускать пары» на бумаге, то сможем ослаблять напряжение и

понимать его истоки. Ведение записей — полезное упражнение, развивающее

способность концентрации, внимание и волю. Они могут помочь застенчивому и

скрытному человеку более свободно исследовать определенные свойства своей

личности. Принимая во внимание все перечисленные факторы, можно сказать, что

рабочая тетрадь — важная составная процесса психосинтеза. Ее

ведение-следствие личной инициативы. Таким образом, человек в значительной

мере сам управляет процессом развития и реализации личностных качеств.

Кроме записи можно делать какие-то зарисовки или прибегать к помощи других

наглядных средств выражения. Это могут быть образы, приходящие к нам во сне

или возникающие в нашем воображении; графики, абстрактные символы или любые

другие способы отображения мыслей в графической форме. Их важная роль

заключается в том, что они помогают нам выработать более четкие

представления и связать воедино различные концепции. Здесь следует также

упомянуть о том, что мы обычно называем спонтанным рисунком. Он выполняется,

когда мы находимся в расслабленном состоянии, а наше внимание зафиксировано

на какой-то проблеме, т.е. по существу мы рисуем машинально, думая о чем-то

другом. Подобные рисунки отражают наше подсознание и могут способствовать

лучшему пониманию себя.

Ниже приводится перечень разделов, которые могут быть использованы при

записях. Вы можете выбрать то, что в наибольшей степени соответствует вашим

нуждам и опыту. Время от времени вы должны пересматривать ваш выбор. Для

того чтобы проследить процесс развития и наметить его перспективы, следует

фиксировать дату каждой записи.

Размышления над идеями. Обозначение области, представляющей для вас

наибольший интерес, в которой вы хотели бы разобраться как можно глубже

(образование, религия, математика, теория систем, экология и т. д.)<

Размышления о людях. Осознание ваших взаимоотношений с людьми и ответы на

поставленные вопросы.

Размышления о событиях. Ваша реакция на важные события в жизни. Отмечайте

моменты, когда она протекала одновременно с событием.

Внутренний диалог. Различные мысли, рассуждения, предчувствия, вопросы,

проблемы, которые не подпадают ни под один из перечисленных разделов.

Сновидения. Описание, передача смысла, развитие снов, возможные

ассоциативные связи (запись следует делать сразу после пробуждения).

Образы. Визуализация и любой другой тип сенсорного восприятия. Регистрация

информации об образах, появляющнхся либо спонтанно, либо в процессе

использования определенных методик. Может передаваться в словесной форме и

(или) в виде рисунков. Определенную пцльзу приносит описание чувств и

ассоциаций, навеянных образом, а также его характеристика (форма, цвет

и т.д.), значение и, если возможно, интерпретация.

Игра воображения. Различные ситуации, истории, мечты и т, д., которые могли

послужить основой для работы вашего воображения. Здесь лучше всего

ограничиться записью тех воображаемых сцен или картин, которые несут в себе

заряд творческого потенциала.

Схемы. Графическое отображение теоретических построений (возможно, что y вас

возникнет желание включить их а раздел «Размышления над идеями»). Это

поможет вам зримо выразить ваши мысли, а также глубже понять их суть,

Медитация. Описание различных апробированных вами методик, тем медитации и

полученных результатов. Отметьте степень проникновения в суть вещей и

-глубину их интуитивного понимания.

Проблемы «Я». Описание чувства тождественности самому себе, ответы на

вопросы типа «Что есть я?», опыт воспоминания о своем прошлом, методики

медитации на тему о сущности бытия.

Воля. Описание различных уровней проявления воли, оценка ваших сильных и

слабых сторон. Отмечайте случаи и обстоятельства, когда вы сознательно

использовали свою волю, Запишите результаты упражнений по развитию воли.

Методика развития. Пережитый опыт, который не может быть включен ни в один

из указанных разделов. Наиболее полно отразите обстоятельства, когда

используемые методики либо помогли вам, либо оказались абсолютно бесполезны.

Выскажите свое мнение о причинах, приведших к успеху или неудаче в каждом

конкретном случае.

Наиболее яркие переживания. Описание всех случаев, когда ощущение радости,

любви, покоя, пробуждения личности и роста было наиболее глубоким и сильным.

Укажите обстоятельства, при которых имели место эти переживания, и их

последствия.

Причины раздражения. Ваши личные слабости, о которых вы знаете и которые

хотели бы преодолеть, Особое внимание следует уделить методам, помогающим

вам в достижении цели. Отмечайте все сильные отрицательные реакции,

испытываемые по отношению к другим людям. Это может указать на неосознанные

вами проблемы или способные возникнуть в будущем трудности, касающиеся

вашего «Я».

Цитаты. Выписывание цитат, имеющих для вас важное значение, с которыми вы

сталкиваетесь во время чтения.

Ведущие перспективы. Прослеживание процесса вашего развития во времени,

установление связи между прошлым, настоящим и будущим. В данном разделе

можно указать основные вехи (мосты, соединяющие то место, где вы были, с

тем, где вы находитесь сейчас или надеетесь оказаться в будущем), а также

точки пересечения пройденных и непройденных вами дорог и воспоминания.

Упражнение № 2 Ответ на вопрос «Что есть я?»

Данное упражнение составлено таким образом, чтобы помочь вам достичь

высокого уровня самосознания и открыть свое подлинное «Я». Оно основано на

допущении, что каждый из нас подобен луковице, то есть состоит из различных

пластов, скрывающих самое главное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь

положительный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты

нашей личности и наши взаимоотношения с окружающим миром. Некоторые из этих

пластов подобны фасаду или маске, скрывающим то, что нам не нравится в самих

себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы

неспособны осознать до конца. В любом случае где-то за этими пластами, в

глубине каждого из нас находится центр творчества и вибрации — наше

подлинное «Я», сокровенная сущность нашего существа. Упражнение,

заключающееся в ответе на вопрос «Что есть я?», легко и ненавязчиво подводит

нас к постижению этой сущности, пониманию и осознанию себя как личности,

тождественности самому себе.

Техника выполнения.

1. Выберите место, где вы сможете остаться наедине с собой и где вас никто

не потревожит. Возьмите лист бумаги, напишите число и заголовок «Что есть

я?». Затем постарайтесь дать письменный ответ на этот вопрос. Будьте как

можно более раскованны и откровенны. Периодически останавливайтесь и вновь

задавайте себе этот вопрос.

2. Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей.

Снова задайте себе вопрос «Что есть я?» и понаблюдайте за образом, который

предстанет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать

какие-то выводы, просто наблюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите

все, что вы видели. Охарактеризуйте ощущения, испытанные вами в связи с

образом, и его значение.

3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте

глаза и вновь спросите себя: «Что есть я?» Вы почувствуете колебания вашего

тела. Доверьтесь его мудрости, движение должно разворачиваться до тех пор,

пока y вас не возникнет чувство его завершенности. Возможно, вам следует

сопроводить происходящее каким-то звуком или пением. По окончании изложите

на бумаге пережитое вами.

Рекомендуется выполнять это упражнение в течение какого-то периода времени.

Его действие усиливается при повторных занятиях.

Упражнение № 3 Вечерний обзор событий

Это упражнение лучше всего выполнять в самом конце дня. Перед засыпанием

постарайтесь восстановить все события, прокручивая их как фильм. Однако

начните с конца, то есть именно с того момента, когда вы решили немного

поупражняться. Сначала вспомните все, что происходило поздно вечером, затем

после обеда, в полдень и т, д. Дойдите до утра и вашего пробуждения.

Вечерний обзор событий может быть использован для анализа жизни в целом и

себя в ней. Это упражнение может быть модифицировано (см. ниже), тогда оно

позволяет заострить внимание на каком-то одном аспекте «Я», на отдельной

модели, которую бы вы хотели познать глубже, на специфическом внутреннем

процессе. Наиболее важным фактором является тот настрой, с которым вы

выполняете упражнение. «Просматривая» прожитый день, старайтесь, насколько

возможно, выступать в роли отстраненного объективного наблюдателя, спокойно

и беспристрастно регистрирующего каждое событие. Переходите от одного

события к другому, сохраняя невозмутимость, не испытывая чувства радости при

успешном его разрешении или тоски и печали в случае неудачи. Цель упражнения

— беспристрастная регистрация в сознании смысла произошедшего, а не

повторное переживание всех событий.

Многие люди считают полезным записывать свои наблюдения, впечатления или

инсайты в психологическом дневнике (упр. 1). Перечитав написанное по

прошествии какого-то периода времени, вы можете уловить что-то новое,

незамеченное ранее.

Анализ подличностей

Данная модификация вечернего обзора событий представляет собой просмотр

произошедшего в течение дня с точки зрения заключенных в вас подличностей.

Подличности-это множество разнообразных личностей или психологических

формаций, которые заключены внутри вас и которые характеризуются

самостоятельными нуждами. целями и деятельностью. Некоторые из них

совершенно индивидуальны. Другие тривиальны и общеизвестны: ребенок,

родитель, искатель, зануда, поэт, одиночка и т. д.

Перед первым занятием необходим период интроспекции, позволяющий выявить те

подличности (возможно, две или три), которые, по вашему мнению, играют

важную или активную роль в данный период жизни. Если вы ведете

психологический дневник, то перечитывание записей может оказать вам

некоторую помощь.

Анализ различных аспектов

Данное упражнение-модификация вечернего обзора событий. Оно заключается в

просмотре произошедшего с точки зрения вашего тела, чувств и разума.

Возможно, вам захочется рассмотреть следующие моменты:

1. С каким из этих трех компонентов я идентифицирую себя большую часть

времени?

2. Какие из этих компонентов доминировали в определенных обстоятельствах,

имевших место в течение дня? Какова была активность каждого из них?

3. Какими ценными качествами или ограничениями характеризовался каждый из

компонентов? Как помогал или мешал каждый из них?

4. Отмечались ли какие-либо конфликты между ними?

5. Какое участие приняли вы в их гармонизации или управлении ими?

Вы можете обдумать эти вопросы непосредственно во время обзора событий или,

если это затрудняет выполнение упражнения, в момент его окончания.

Перечисленные выше пункты ставят своей целью указать вам на возможные

перспективы. Вы можете проанализировать некоторые из них, исключив

остальные. Однако это не относится к пункту 1, который является

фундаментальным. В самом начале не следует усложнять упражнение и отводить

на него более 15 мин.

Во время вечернего обзора событий вы можете также попытаться ответить на

следующие вопросы:

1. Какие подличности доминировали в разное время дня? Какие обстоятельства

(внешние или внутренние) заставляли их проявляться или, наоборот, исчезать?

Вступали ли они в конфликт между собой?

2. Какими ценными качествами или недостатками обладала каждая личность? Как

каждая из них помогала или мешала вам?

3. Чего хотела каждая подличность? На что стала похожа бы ваша жизнь, если

бы какая-то из них полностью одержала верх?

4. Не противились ли подличности тому, что вы хотели сделать? Какое участие

приняли вы в их гармонизации и управлении ими?

Анализ этих моментов также может быть проведен во время вечернего обзора

событий или, если вы испытываете какие-то затруднения, в момент его

окончания. Цель ответов на вышеуказанные вопросы — определение возможных

перспектив. Главная задача упражнения — хорошо познакомиться с заключенными

в вас подличностями. В самом начале не следует усложнять упражнение и

отводить на него не более 15 мин,

Упражнение № 4 Разотождествление

На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше «Я». Мы можем укротить,

контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

Фундаментальный опыт самосознания (открытие «Я») уже заключен в сознании

человека. Именно это отличает наше сознание от сознания животных. Однако

обычно самосознание скорее скрыто, чем явно. Мы ощущаем его как нечто

туманное и искаженное, поскольку оно смешивается с содержанием нашего

сознания и вуалируется им.

Постоянные, различные по характеру воздействия загрязняют сознание и

приводят к ложному отождествлению личности не с сознанием как таковым, а с

его содержанием. Если мы хотим достичь четкого и ясного самосознания, то

первое, что нам предстоит сделать,- не отождествлять себя с содержанием

нашего сознания,

Говоря более точно, привычным состоянием для большинства людей является

отождествление с тем, что дает нам ощущение существования в этом мире,

реальности или напряженности бытия. Это отождествление с частью самого себя

обычно взаимосвязано с ведущей функцией или ролью, которые мы играем в

жизни. Оно может принимать различные формы. Некоторые люди идентифицируют

себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе в

основном с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою

деятельность прежде всего с деятельностью тела. Существуют люди, которые

отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот

круг. Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной

частью их «Я», тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как

нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто

идентифицирует себя с разумом, скорее всего склонны говорить о себе с точки

зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди

часто рассматривают чувства в ощущения как нечто второстепенное или вообще

не осознают их. Многие из них избирают себе какую-то роль и действуют

сообразно ей в качестве «матери», «мужа», «жены», «студента», «бизнесмена»,

«учителя» и т. д.

Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной

степени удовлетворить человека, однако оно имеет серьезные последствия. Оно

мешает осознать истинное «Я», себя во всей полноте; то, чем человек является

на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает

возможность познакомиться с другими составляющими нашей личности и

использовать их в полной мере. Таким образом, наше «обычное» выражение себя

в тот или иной момент времени ограничено; это лишь часть того, что могло бы

быть продемонстрировано. Осознанное или неосознанное понимание, что мы не

имеем доступа к большей половине того, что заключено внутри нас, может

повлечь за собой разочарование и болезненные ощущения неадекватности и

страха.

Более того, длительное отождествление с ролью или ведущей функцией часто и

практически неизбежно приводит к опасной жизненной ситуации, которая рано

или поздно заканчивается появлением чувства потерянности и отчаяния. Это

часто случается со спортсменами, состарившимися и потерявшими физическую

силу; с актрисами, чья красота увяла; с матерями, дети которых выросли и

покинули их; со студентами, окончившими учебное заведение и столкнувшимися с

новыми обязанностями. Подобные ситуации могут вызывать серьезные и очень

болезненные кризисы. Их можно рассматривать как частичную психологическую

«смерть». Любые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве обречены на

провал. Единственным решением проблемы является повторное «рождение», т. е.

новый и более широкий подход к отождествлению. Это иногда требует ломки всей

личности, что приводит к новому, более высокому уровню и состоянию бытия.

Процесс смерти и возрождения представлен в символической форме во многих

мистических обрядах и описан на языке религии многими мистиками. В настоящее

время он вновь получил широкое распространение, но уже как трансперсональный

опыт и реализация,

Данный процесс часто протекает без ясного понимания его значения и даже

против воли и желания индивидуума. Однако сознательное, намеренное и

добровольное сотрудничество может в значительной степени способствовать его

развитию и ускорению.

Этого можно добиться путем выполнения упражнений, известных под названием

«разотождествление» и «отождествление», а вернее «самоотождествление». Они

помогают нам достичь свободы и права выбора любого аспекта Личности, с

которым мы хотим отождествления или разотождествления. Последнее зависит от

того, что нам кажется наиболее подходящим в возникшей ситуации. Таким

образом, мы можем научиться управлять всеми элементами и аспектами нашей

личности и искусно использовать их для достижения всеобъемлющего и

гармоничного синтеза. По этой причине упражнения играют главенствующую роль

в психосинтезе.

Они служат средством, помогающим осознать свое «Я» и развить способность

последовательно фокусировать внимание на каждом из основных аспектов

личности. Оставаясь сторонним наблюдателем, мы получаем возможность познать

.и исследовать их.

Первый этап, состоящий из упражнения «разотождествление» (в том виде, как

оно приведено далее) включает в себя три части, ведущие к осознанию

физического, эмоционального и ментального аспектов. Результатом их

выполнения является самоотождествление. После приобретения некоторого опыта

упражнение может быть расширено или видоизменено, о чем будет рассказано

ниже,

Техника выполнения

Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и

глубоких вдохов ‘(в качестве подготовительного этапа можно использовать

любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво произнесите

следующее:

1. У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое тело может пребывать в

различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или

усталым. Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным «Я». Я отношусь

к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять

какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо

обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее,

это не я. У меня есть тело, однако я не есть это тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты приведенного

выше утверждения. Затем сконцентрируйтесь на самом главном положении: «У

меня есть тело, однако я не есть это тело». Постарайтесь по возможности

сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем откройте глаза и

проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

2. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции

многообразны, они могут изменяться, становиться своей противоположностью.

Любовь может перейти в ненависть, спокойствие в гнев, радость в печаль. При

этом моя сущность, мое подлинное «Я» остаются неизменными. «Я» всегда «Я».

Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет,

потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими

эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими, и

гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они — это я. Я испытываю

какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции.

3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум — ценное средство

познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая

новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непрерывном

развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может

быть мной, моим «Я». С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это

орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум,

Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

4. После отделения своего «Я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и

утверждаю, что я — центр абсолютного самосознания. Я-центр воли, способный

наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также

управлять ими.

Сосредоточивайте внимание на ведущем положении; «Я — центр абсолютного

самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой

мыслью в закрепить ее в своем сознании,

Поскольку цель настоящего упражнения заключается в достижении особого

>Том Йоманс. 12 классических упражнений. Практикум по психосинтезу двенадцать классических упражнений психологическая рабочая тетрадь

1 2 3 4 5 6 7

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ

ДВЕНАДЦАТЬ КЛАССИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
  2. УПРАЖНЕНИЕ «КТО Я?»
  3. ВЕЧЕРНИЙ ОБЗОР
  4. УПРАЖНЕНИЕ В РАСТОЖДЕСТВЛЕНИИ
  5. УПРАЖНЕНИЕ В САМООТОЖДЕСТВЛЕНИИ
  6. ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ
  7. ПРОБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕЛАЕМЫХ КАЧЕСТВ
  8. НАДЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
  9. УПРАЖНЕНИЕ С ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛЬЮ
  10. ПСИХОСИНТЕТИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ
  11. ЦВЕТЕНИЕ РОЗЫ
  12. ВЫСШЕЕ Я

Заключение

Некоторые из этих упражнений были разработаны Роберто Ассаджоли, другие – сотрудниками Института психосинтеза в Сан-Франциско и Канадского института психосинтеза; все упражнения неоднократно пересматривались по мере углубления нашего понимания их механизмов. В комплексе они представляют собой «практику», которая доступна любому, кто хотел бы стимулировать свой психо-духовный рост. Это развивающие упражнения, призванные приблизить человека к его истинному истоку, к постижению и осуществлению в повседневной жизни того, что Ассаджоли называл «высшим Я».
Разумеется, приводимые здесь упражнения можно сочетать с другими методиками из широкого спектра психологических и духовных дисциплин, как восточных, так и западных; очевидно также, что арсенал психосинтетических упражнений ими не исчерпывается. Однако эти двенадцать упражнений вновь и вновь доказывают свою первоочередную значимость в практике психосинтеза, и мы публикуем их в надежде, что они будут приносить пользу людям еще не один десяток лет.
Том Йоуменс. Сан-Хосе, 1989

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Одним из самых полезных инструментов долговременного саморазвития служит рабочая тетрадь, дневник или журнал. Мы воспользуемся термином «рабочая тетрадь», так как у большинства людей слово «дневник» ассоциируется с воспоминаниями поры отрочества, когда дети нередко ведут тривиальные и обременительные записи о своих буднях.
Рабочая тетрадь в данном случае предназначена для того, чтобы фиксировать свою внутреннюю жизнь в ее развитии. Внешние события можно фиксировать постольку, поскольку они касаются внутренней жизни (чувства, мысли, наблюдения), но центральное место должно занимать постепенно развертывающееся осознание себя и мира, а также новые смыслы, ценности и взаимосвязи, которые вам удается обнаружить.
Такая рабочая тетрадь служит ряду задач. Она призвана прежде всего помочь вам яснее выразить свои мысли, чувства и наблюдения. Кроме того, записывая их, вы все больше раскрываете себя для себя. Пытаясь что-то записать, вы несомненно делаете нечто большее, чем если бы просто думали или говорили об этом. В процессе записи ваша мысль становится более ясной и определенной, – ведь вам приходится выбирать одну точку зрения из нескольких возможных. Это снижает вероятность непроизвольного самообмана, когда человек, сам того не подозревая, придерживается нескольких противоположных точек зрения. Ведя записи, вы сможете быстрее обнаружить подлежащую разрешению проблему или тупик, в котором вы оказались, – и тем самым сделаете первый шаг к выходу из создавшейся ситуации.
Ведение записей служит также сильным стимулятором творческого процесса. Известно, что когда предстоит разрешить какую-то проблему, достаточно записать несколько мыслей по этому поводу, чтобы вызвать появление новых связанных с ними идей. А идеи эти, в свою очередь, открывают новые подходы к проблеме, новые возможности, о которых человек ранее не думал. Если вы научитесь таким образом расширять горизонт своего мышления, то будете искренне изумлены глубиною своей способности проникать в суть вещей. Способности, которая ждет своего высвобождения.
Как метод саморазвития, рабочая тетрадь имеет и другие полезные стороны. Она позволяет совершенно безвредно для окружающих выражать любые переполняющие вас разрушительные эмоции. Научившись «выпускать пар» с помощью записей, вы обретете средство снятия внутреннего напряжения и сможете узнать, чем было вызвано последнее. Кроме того, ведение записей служит хорошим упражнением по развитию навыков сосредоточения, внимания и волевого контроля. Человеку робкому, неохотно выражающему свои мысли в непосредственном общении, это может помочь свободнее раскрывать себя. Таким образом, поскольку рабочая тетрадь ведется исключительно по личной инициативе, которую человек проявляет в моменты сознательного включения в процесс самопознания и саморазвития, она может стать важным инструментом осуществления психосинтеза.
Помимо текстовых материалов в рабочую тетрадь можно заносить также рисунки и другие изображения. Они могут быть самого разного толка. Во-первых, это могут быть образы, которые явились вам в снах, фантазиях или визуализациях. Во-вторых, схемы, абстрактные символы и другие наглядные изображения, которые можно использовать для графического выражения идей. Последнее способствует выработке ясных представлений и помогает делиться ими с другими людьми. И наконец, существует так называемый «автоматический рисунок», который делается в состоянии рассеянного внимания или когда внимание сосредоточено на чем-то другом, – например, когда вы, размышляя о чем-либо, машинально водите ручкой по бумаге. Такие рисунки отражают работу подсознания и могут использоваться для того, чтобы глубже понять себя. Таким образом, они могут стать полноправной частью рабочей тетради.
Ниже даны названия возможных тем для рассмотрения в рабочей тетради. Исходя из своего опыта и потребностей, вы могли бы выбрать те из них, которые представляют для вас наибольшую ценность. Разумеется, вы в любое время сможете пересмотреть сделанный выбор. Очень важно датировать каждую запись, чтобы иметь в дальнейшем ясную картину своего развития.
Диалог с идеями: Включите сюда название любой сферы, в которую вам хотелось бы глубже проникнуть – например, Воспитание, Религия, Математика, Теория систем, Экология и т.д.
Диалог с другими людьми: Открытия или вопросы, связанные с межличностными отношениями.
Диалог с событиями: Ваша реакция на наиболее значимые события вашей жизни; отмечайте случаи очевидной для вас «синхронии» (значимая одновременность событий, «схлопывания»).
Внутренние диалоги: Разнообразные мысли, раздумия, предчувствия, проблемы или размышления, которые не входят в другие разделы.
Сны: Описание, контекст, ассоциации, углубленное размышление над своими снами (которые легче всего записывать сразу после пробуждения).
Мыслеобразы: Визуализации или переживания другой сенсорной модальности. Сюда могут входить образы, возникающие спонтанно или благодаря использованию методики направляемого воображения. Их можно фиксировать с помощью записей или рисунков. Полезно фиксировать чувства и ассоциации, возникающие в связи с тем или иным образом или какими-то его частями (форма, цвет и т.д.), отмечать, какое он для вас имеет значение, а также предположительное его толкование, если таковое имеется.
Воображение: Фантазии, истории, ситуации и т.д., которые могут послужить толчком для работы воображения. Желательно ограничиться в этом разделе образами, которые несут определенный творческий заряд.
Диаграммы: Графические модели теоретических построений (хотя их можно включить в раздел «Диалог с идеями»). Они помогут вам выражать мысли в зримой форме, что может оказаться полезным для обретения навыков наглядного пояснения своей мысли.
Медитация: Заметки о приемах медитации, с которыми вы экспериментировали; исходные объекты медитации, достигнутые результаты. Отмечайте все полученные таким образом интуитивные прозрения.
Я: Заметки об определяющих чертах своей личности, ответы на вопрос «Кто я?»; опыт, полученный благодаря «самовоспоминанию» и применению других методик вопрошения о сути своего существа.
Воля: Заметки об опыте приложения волевых усилий, оценка своих сильных и слабых мест. Отмечайте все ситуации и связанные с ими обстоятельства, в которых вы сознательно использовали свои волевые качества; отмечайте результаты упражнений по развитию воли.
Методы саморазвития: Опыт использования методов, которые не вошли в другие разделы. Как можно полнее фиксируйте обстоятельства, в которых вам помогли (не помогли) те или иные методы, а также свое мнение о причинах, лежащих в основе успеха или неудачи в применении того или иного метода.
Пиковые переживания: «Сильные» или «глубокие» переживания покоя, радости, любви, расширения сознания, просветления и т.п.; обстоятельства и результаты этих переживаний.
Затруднения: Слабости, о которых вы знаете и от которых хотели бы избавиться. Особое внимание следует уделить методам, с помощью которых вы пытаетесь это делать. Фиксируйте также все выражено негативные реакции на других людей – это может помочь вам выявить свои еще не осознанные проблемы, которые проецируются на окружающих.
Цитаты: Важные для вас цитаты из прочитанных книг.
Временная перспектива : Ощущение своего движения во времени, – из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. Можно отмечать вехи своего жизненного пути, «развилки» (дороги, по которым вы пошли или не пошли), воспоминания.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *