Психология обучения

Психология обучения

Обучение

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель её — достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. Это достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика, и требует от обеих сторон процесса обучения приложения усилий и действий, способствующих успешному достижению поставленных целей. Необходимо также совпадение поставленных целей, а в случае их несовпадения, приведение целей во взаимное соответствие всеми участниками процесса обучения в процессе общения. Учитель должен прилагать усилия и организовывать учебный материал по форме и содержанию для улучшения понимания учеником знаний, которые он воспринимает в процессе обучения. Уровень понимания учеником воспринятой информации зависит от затрачиваемых учеником усилий по овладению материала, а также от уже имеющегося уровня знаний, который был воспринят и понят учеником ранее.

Формулировки понятия «обучение»

Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.

  1. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными».
  2. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными. В процессе обучения учащиеся получают определенное образование».
  3. «Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение — процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)».
  4. «Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной частью воспитания в широком смысле».
  5. «Ведь обучение — это сознательная, целенаправленная деятельность педагогов и учащихся».
  6. «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс».
  7. «Оно (обучение) становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в относительно независимое социальное явление — средство передачи социального опыта… Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единство, целостную сферу человеческой деятельности».
  8. «Понятие „обучение“ характеризует организованный процесс, порождаемый взаимодействием двух деятельностей, — преподавания и учения».
  9. «Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека».
  10. «Обучение — основной путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т. д.
  11. «Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста и др.) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний».

В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.

Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории.

Обучение — это познание или общение?

Часто обучение определяется как вид познания — процесс нахождения истины, отражение объективной реальности в сознании учащегося. Ориентация на такую точку отсчёта вынуждает учёного и практика концентрироваться вокруг происходящего в голове человека, подменять дидактическую позицию психологической.

Потребность в дидактике как отрасли знаний появилась тогда, когда стало необходимым обучать не одного ученика, а сразу нескольких. Вопрос, как организовать обучение одновременно многих людей, и задаёт смысл всей дидактической теории. Неслучайно, что даже в познавательных парадигмах формы организации обучения традиционно делятся на фронтальные, групповые и индивидуальные. Эта типология никак не вытекает из форм и способов познания, а в её основу положен количественный признак — охват учащихся учебного коллектива, участвующих в определённой учебной ситуации. (Для отдельных случаев такая типология вполне удовлетворительна.)

Всё больше учёных придерживаются позиции, что обучение — это процесс взаимодействия субъектов, а точнее: особым образом организованное общение между теми, кто обладает знаниями и определённым опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает. В науке под общением понимается осуществляемое звуко-знаковыми средствами взаимодействие субъектов в целостности трёх его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В ходе общения воспроизводятся и усваиваются все виды человеческой деятельности, общественный опыт, культура. «Такой общеметодологический уровень представлений об обучении предполагает понимание обучения как материального процесса с наличием объективных законов существования и объективных закономерностей исторического развития».

Почему при понимании обучения происходит подмена общения познанием?

В ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:

  • взаимодействие между обучающим и обучаемым,
  • непосредственные умственные и физические действия, которые осуществляет обучаемый для присвоения некоторого учебного содержания, способа деятельности.

Смешение двух этих видов активности приводит к неточному представлению об обучении как особом виде познавательной деятельности.

В. В. Краевский подчёркивает, что с дидактической позиции главным выступает отношение между двумя деятельностями — преподаванием и учением. Отношение «обучающий — обучаемый» является первичным, порождающим отношение «обучаемый — учебный материал». (Понятно, что познавательная деятельность человека осуществляется и за пределами обучения, но тогда эта активность не может считаться обучением.)

Таким образом, если отвлечься от психической составляющей субъект-субъектных отношений (существующей в голове в момент, когда субъекты ставят цели, производят действия, преобразуют некоторый объект), то обнаруживается та материальная сторона, в которой кроется сущность обучения и без которой учебное познание может не состояться. На первый план выступает со-бытийная ситуация, организованная определённым образом.

Уровни структурной организации обучения

Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Обучение как система тоже имеет сложную структурную организацию.

Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации:

  1. Масштаб деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса. Этот уровень задаётся разными позициями и деятельностями субъектов в их непосредственном взаимодействии с другими субъектами, а также в ситуации «индивидуального» действия.
  2. Масштаб учебного занятия (учебного коллектива). На этом уровне организации обучения рассматривается, как и в какие событийные образовательные ситуации включены члены учебного коллектива. Система «учебное занятие» ухватывается такими понятиями, как общие (базисные) формы организации обучения, организационная структура учебных занятий, ведущая организационная форма обучения, общий фронт или его отсутствие, учебная кооперация, учебный маршрут, со-бытийная ситуация и др.
  3. Масштаб институциональной системы обучения (образовательного учреждения). Отражается вопрос, как организовано образовательное пространство учреждения или сети учреждений.
  4. Масштаб общественно-исторического способа организации обучения (общественно-исторической формации) — уровень сферы образования: её предназначение среди других сфер общества какой-либо эпохи; базовые образовательные процессы и обслуживающие их; структурные единицы, обеспечивающие разворачивание базовых и инфраструктурных процессов; морфология участников сферы образования. Используются понятия «образ жизни», «сфера образования», «общественно-исторический способ организации обучения», «система образования», «типы отношений со-бытия», «общественно-принятые цели образования» и др.

На каждом уровне выделяются свои элементы и ведущие понятия.

Примечания

  1. Большая Советская Энциклопедия. — 1954. — Т. 30., c. 406
  2. Энциклопедический словарь. 1964. — Т. 2, c. 118
  3. Педагогическая энциклопедия. 1966. — Т. 3, c. 286
  4. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1968, c. 263
  5. Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина — М.: Просвещение, 1975, c. 5
  6. Педагогика школы/Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977, c. 252
  7. Дидактика средней школы/Под ред. Скаткина М. Н. — М.: Просвещение, 1982, c. 131
  8. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского — М.: Педагогика, 1984, c. 109
  9. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984, c. 18
  10. Советский Энциклопедический Словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1984, c. 908
  11. Краткий педагогический словарь пропагандиста/Под ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. — М.: Политиздат, 1984, c. 159
  12. Мкртчян М. А. Перспективы развития дидактики // Инновации в образовании. 2011. № 5. С. 42-50.
  13. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М. Педагогика 1989. 159 с.
    Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.
    Материалы сайта общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения: www.kco-kras.ru.
  14. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. С. 31.
  15. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособ. / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. С. 12.
  16. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. С. 24, 57.
  17. Лебединцев В. Б. Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения // Инновации в образовании. 2012. № 3. С. 5-19.
  18. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. — Молекулярная биология клетки (Том 1, М.: Мир, 1986—1987)
  19. 1.4. Обучение искусственных нейронных сетей (недоступная ссылка). Дата обращения 16 января 2007. Архивировано 13 января 2007 года.
  20. http://admin.tehnosklad.ru/Programming/Introduction%20to%20expert%20systems/Glava%2020/Index2.htm (недоступная ссылка)

Как системная организация учебная деятельность имеет относительно устойчивые («статические») компоненты и связи между ними. Устойчивые структурные элементы условно можно назвать «скелетом» учебной деятельности. Это те ее составляющие, которые являются для нее относительно стабильными и абсолютными. Проще говоря, без них деятельности просто не существует. Такими составляющими являются:

— предмет обучения;

— ученик (субъект обучения);

— собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия);

— учитель (субъект обучения).

Предмет обучения — это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. Ученик — это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения. Учебная деятельность — это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки. Учитель — это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.

Устойчивые компоненты соединяются друг с другом связями, среди которых основными будут: мотивационные, эмоциональные, когнитивные, информационные. Общая направленность учебной деятельности — гностическая, предметная.

Все перечисленные элементы должны соотноситься друг с другом в гармоничном единстве. Только тогда система будет функционировать с максимальной эффективностью. Любой дефект или выпадение какого-либо компонента приводят к деформации, деструкции или же распаду всей системы. Она оказывается не в состоянии выполнять свою основную функцию — обучающую.

По сравнению с другими видами деятельности, учебная деятельность имеет свою специфику. Традиционная схема «субъект — собственно деятельность — объект — результат» выглядит так:

Если в качестве «объекта» выступает личность ученика («Л» (person) ученика), то схема приобретает принципиально иную окраску. Основной, активной силой в обычных видах деятельности является «субъект». В учебной деятельности активность исходит как от «субъекта» (учителя), так и от «Р — person» (ученика).

Все основные составляющие деятельности: мотив, способы деятельности, результаты начинают приобретать двойственное личностное значение, обусловленное личностью ученика и личностью учителя. Объектом учебной деятельности выступает целостная личность («Я») учащегося, т.е. сложная психосоциальная система. Не менее сложной системой является и личность учителя. В совокупности своих взаимных воздействий на предмет изучения, способы преподавания и результат они образуют суперсистему «учебная деятельность». Известно, что воздействие на какой-то элемент системы влечет за собой изменение состояния всей системы. При сложном сочетании как минимум двух личностей (учителя и ученика) воздействие на различные участки системы «учебная деятельность» идет постоянно. Следовательно, сама система постоянно находится в активном динамическом изменении. Учение всегда влечет за собой перестройку и сознания, и психических свойств участвующих в нем личностей.

Психологические составляющие процесса обучения

Понятие «психология обучения», её цель и задачи.

Психология обучения — это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение — универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения — анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;

системно-структурный анализ педагогического процесса;

раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Психологические составляющие процесса обучения.

Как системная организация учебная деятельность имеет относительно устойчивые («статические») компоненты и связи между ними. Устойчивые структурные элементы условно можно назвать «скелетом» учебной деятельности. Это те ее составляющие, которые являются для нее относительно стабильными и абсолютными. Проще говоря, без них деятельности просто не существует. Такими составляющими являются:

— предмет обучения;

— ученик (субъект обучения);

— собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия);

— учитель (субъект обучения).

Предмет обучения — это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. Ученик — это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения. Учебная деятельность — это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки. Учитель — это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.

Прекрасным летним вечером я распивала традиционный коктейль с моей лучшей подругой Алисой. Алиска – невероятная личность. Она увлекается всем и вся. Каждую неделю у нее новая любовь, новая бизнес-идея и запись на очередные курсы.

В тот вечер я смотрела, как она феерично размахивает руками, рассказывая об очередном любовном увлечении. Затем, ее интонация изменилась. Алиса понизила голос и торжественно заявила: «А вообще, я наконец-то нашла себя».

«Ну, сейчас она объявит, что записалась на курсы макраме», — почти закатила глаза я.

Но подруга удивила: «Я хочу быть психологом. Как думаешь, с чего начать изучение психологии?».

Безусловно, психология сейчас пользуется все большей популярностью. Но никогда не думала, что «ты ж психолог» я буду называть свою Алиску!

Вразумительного ответа на вопрос: «Почему ты хочешь стать психологом?» от подружки я так и не услышала. Придется разбираться самой. И помогать.. куда же я денусь-то.

Так все же, почему так стремительно увеличился интерес к человеческому сознанию? И с чего начать изучение психологии?

Совет №1. Сформулируй цель изучения

Первая истина, которую я усвоила, стара, как мир. Прежде чем начать изучать психологию, нужно четко определить: для чего тебе нужны эти знания?

Моя приятельница Лола пользуется огромной популярностью у мужчин. Она красива, умна и невероятно привлекательна. Но даже женщины очарованы ею и хотят вытащить на «еще одну» чашечку кофе! Секрета нет. Лола – профи в области психологии, и давно уже нашла ключик к человеческому сознанию.

Как-то она поведала мне, что каждый человек – это ребенок. Стоит найти ключ к внутреннему ребенку, и барьер между вами исчезнет. Для этого достаточно внимательно слушать и анализировать.

Мотивы для того, чтобы начать изучение психологии могут быть разными:

  • налаживание контакта с окружающими,
  • построение бизнес-отношений,
  • достойное воспитание ребенка,
  • улучшение качества брака и еще 100 и 1 причина.

Ведь наше поведение, образ нашего мышления, наши поступки – все это наша психология. Начать изучать эту науку – значит, начать погружение вглубь, в мотивы и следствия.

Сделав глоток кофе, я задумалась. Ведь вряд ли влиятельнейшие мира сего – специалисты только в одной «своей отрасли»? Не построив качественных отношений с окружающими людьми, не поднимешься слишком высоко.

Вывод делай сама.

Совет №5. Осознание

Начать изучение психологии человека стоит с…осознания человеческих пороков.

Ты должна понимать что:

Ты не имеешь права осуждать и давать оценочное суждение о человеке, его проблеме.

Ты должна хранить всю информацию, которую тебе доверил человек, углядев в тебе специалиста.

Ты должна быть бескорыстной. Ни в коем случае не используй свои знания в психологии для манипуляции людьми и их решениями в своих корыстных целях. Никогда не используй полученную информацию для шантажа.

Ты не должна навязываться. Всегда помни, что если ты и приблизилась к пониманию человеческой души, нельзя требовать откровенности, лезть не в свое дело. Если человек захочет с тобой обсудить свою проблему, он сделает это.

Не берись помогать человеку, только начав изучение психологии. Помни, что человеческая психика очень хрупкая. Если нанести ей урон, это может остаться травмой на всю жизнь.

Психология человека — это наука, которая изучает людей, их поведение, мышление, причины поступков. Зная мотивы, согласно которым индивид действует в той или иной ситуации, можно добиться желаемого, например, положительного разрешения своего вопроса или просто наладить отношения с окружающими. Психология аккумулирует все важнейшие знания о человеке. Люди, которые хотят достичь высот в обществе, должны не только их знать, но и уметь применять на практике. Ведь наша жизнь — это постоянная борьба со сложившимися обстоятельствами ради победы личных интересов. Люди борются за более высокооплачиваемую должность, за то, чтобы создать семью с понравившимся человеком, привлечь к себе внимание, добиться популярности, узнаваемости, заработать больше денег. Именно психологические знания и помогают индивиду достичь желаемых результатов.

Что такое психология человека, основные её направления

Психология изучает психику индивида, особенности её проявления и функционирования, а также закономерности развития. В переводе с греческого — это наука о душе человека. Это учение прошло длинный путь становления, впитав в себя много полезных знаний. В 19 веке психология стала самостоятельной дисциплиной. Благодаря этой науке, люди научились понимать природу психических явлений. Существуют различные направления психологии человека, которые изучают разнообразные поведенческие, нравственные, мыслительные, бессознательные, личностные вопросы. Подобная систематизация позволяет более детально рассмотреть и понять природу психических явлений.

Основные направления психологии человека:

  1. Когнитивное — изучает форму и содержание познавательной деятельности. Мышление и интеллект определяет поведение индивидуума. Данный раздел выясняет, каким образом приобретаются, сохраняются и используются различные знания.
  2. Ассоциативное — изучает психику на основе ассоциаций. Согласно этому учению сознание формируется под влиянием ощущений и чувств. Сложные понятия легче воспринимаются благодаря их отождествлению с более простыми. На закрепление ассоциаций влияет частота их повторения.
  3. Гештальт психология — попытка объяснить психические процессы благодаря существованию неких целостных образований — «гештальтов». Посредством восприятия и мышления окружающие предметы воспринимаются органами чувств как целые формы.
  4. Гуманистическая — изучает личность человека и его возможности. Люди живут в мире своих переживаний, и в зависимости от ситуаций исполняют различные ролевые функции. Основная задача жизни индивидуума — самосовершенствование. Человек задумывается о высоком, только удовлетворив свои низшие потребности.
  5. Глубинная — изучает бессознательные процессы. Эта наука считает неосознанные явления движущими силами человеческого поведения. Основателем психоанализа является З. Фрейд. Психика индивидуума включает бессознательные и вытесненные из сознания формы. Основу личности составляют иррациональные, эмоциональные, инстинктивные процессы. Благодаря психоанализу учёным удаётся выяснить причины психических явлений.

Какие книги по психологии помогут новичку?

Для того чтобы самостоятельно изучить психологию человека, нужно прочитать книги подобной тематики. Психология человека изучается с азов. Прежде чем понять сложные научные выводы, нужно выучить основные термины и определения. Такую информацию можно найти в учебниках первого курса по психологии. После освоения терминологии можно перейти к изучению работ классиков — З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Самые известные авторские произведения по психологии: Экман Пол «Узнай лжеца по выражению лица», Н.В. Батурин «Как управлять эмоциями», Мартин Селигман «Путь к процветанию», Дэн Ариели «Вся правда о неправде», Элис Мьюир «Уверенность в себе». Кроме книг есть много интересных журналов: «Экспериментальная психология», «Российский психологический журнал», «Экзистенциальная и гуманистическая психология».

Психологию нужно изучать по книгам. Полученные знания рекомендуется закреплять на практике. Прежде чем советовать людям, психолог должен поработать над собой, изменить свой характер и поведение. Вначале следует изучить самого себя. Для того чтобы суметь помочь другим, будущему психологу нужно самостоятельно преодолеть свои фобии, избавиться от собственных комплексов и проблем.

Зачем нужны уроки психологии?

Психологические знания важны в любой области человеческой жизнедеятельности. Иногда люди не знают, как поступать в той или иной ситуации. Им на помощь придут уроки социальной психологии. Они пригодятся каждому, кто хочет добиться взаимопонимания с окружающими, понять причины происходящих событий, мотивы поведения других людей. Знания по психологии помогают разрешить собственные проблемы и стойко отражать любые неприятности, встречающиеся на жизненном пути. Психологическую науку можно изучать самостоятельно по книгам или с помощью рекомендаций специалистов.

Уроки по психологии заключают в себе знания из множества теоретических материалов. Они созданы опытными психологами, которые не только стремятся донести различные научные выводы до умов своих учеников, но и адаптируют их под практическое применение. В каждом уроке даются полезные советы и различные рекомендации.

Обучение начинается с изучения человека как личности. Прежде чем понять поведение людей, нужно исследовать причины, влияющие на их психику. Психологические знания можно применять на практике, благодаря специальным методам психологии. Зная все основы психологии нужно научиться воздействовать на окружающих и выстраивать с людьми дружеские отношения.

Почему уроки психологии от специалиста лучше самостоятельного чтения? Учебный курс специально рассчитан на людей, которые ничего не понимают в данной науке, но хотят быстро научиться разбираться в людях. Опытный психолог даёт возможность изучить теорию и тут же рассказывает, как полученные знания применить на практике. Без подобных подсказок можно годами изучать книги по психологии, но так и не знать, как повести себя в конфликтной ситуации.

Помимо книг и учебников, специалист на своих уроках использует психологические игры, упражнения. Они помогают людям закрепить выученный материал и лучше понять себя и окружающих. На уроках ученики могут принять участие в психологических экспериментах, изучить психологические эффекты, пройти тесты, посмотреть видеоматериалы.

Желающие изучить психологию могут обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину, или пройти у него онлайн-обучение.

Значение психологии в жизни человека

Уже в раннем детстве происходит формирование личности. Каждый человек впитывает в себя информацию из окружающего мира. Под влиянием этих знаний формируется характер человека. На жизненном пути каждый индивидуум встречает немало проблем. В зависимости от характера и желания человек может справиться с трудностями или, наоборот, покориться судьбе.

Большое значение во всевозможных проблемных ситуациях имеет самоконтроль. Если индивид умеет контролировать свои эмоции, его тяжело вывести из равновесия. Такая личность знает, как вести себя в обществе, как нравиться людям, добиваться желаемого результата.

Существуют простые правила, соблюдая которые можно легко добиться успеха:

  • необходимо научиться разбираться в людях;
  • со всеми окружающими нужно сохранять хорошие отношения;
  • всегда необходимо уважать интересы других членов общества;
  • нельзя опускать руки перед трудностями;
  • бороться за свои интересы нужно в любой ситуации;
  • не стоит постоянно винить себя за ошибки и часто вспоминать свои неудачи;
  • чтобы добиться успеха, нужно постоянно что-то делать;
  • нельзя бояться совершать поступки и брать на себя ответственность.

Люди по-разному себя ведут, попадая в незнакомую ситуацию. Некоторые начинают предпринимать активные действия. Более робкие и мнительные индивиды, наоборот, могут упасть духом. Разная реакция на одинаковую ситуацию объясняется индивидуальными особенностями личности, воспитанием, образованием, моральной закалкой.

Морально неподготовленный индивид не знает как правильно себя вести, встретившись с опасностью. Вместо того, чтобы действовать или, спасаясь, убегать, он может потерять ясность мысли, стать полностью неподвижным и уязвимым.

Для того чтобы индивидуум смог справиться с различными бедами, которые с высокой долей вероятности попадутся ему на жизненном пути, нужно подготовиться к негативным ситуациям, закалить психику и волю. Выполнить эту задачу можно с помощью знаний из области психологии. Если человек психологически готов к любым неприятностям, его ничем не испугать, он может адекватно среагировать на опасность и правильно действовать в любой ситуации.

Интересные факты в психологии

Знания о психологии человека способствуют личностному росту, помогают наладить хорошие отношения с окружающими людьми, добиться успехов в профессиональной сфере. Научные достижения в этой области приоткрывают дверь в мир нового и непознанного, позволяют понять причины, побудившие индивидуумов поступать так, а не иначе.

Подборка интересных психологических фактов:

  1. Человек чувствует себя счастливым, если его мозг постоянно чем-то занят. Ничто так не удручает, как отсутствие новой информации и возможности переключать своё внимание с одной темы на другую.
  2. Мозг работает даже во время сна. Проснувшись утром, человек помнит лишь то, что для него действительно важно.
  3. Серое вещество всегда сигнализирует о возможной опасности. Правда, некоторые сигналы люди склонны игнорировать, полагаясь на везение.
  4. Если человек хочет заняться чем-то новым, ему нужно около двух месяцев, чтобы привыкнуть. Спустя 60 дней любое новшество будет доведено до автоматизма и не вызывать дискомфорта.
  5. Люди, которые по ночам видят страшные сновидения, как правило, во сне мёрзнут.
  6. Для того чтобы избавиться от тревожных мыслей, рекомендуется почитать новую книгу. Она поможет переключить внимание лучше, чем музыка, спорт, алкоголь или просмотр кинофильмов.
  7. Если человек надеется получить слишком много, то он очень болезненно воспринимает неудачу. Чем скромнее планы, тем спокойнее реакция на поражение.
  8. В незнакомом месте люди держатся правой стороны. Очередь слева всегда короче той, что справа.
  9. Люди более охотно нарушают порядок, если видят признаки царящего вокруг беспорядка.
  10. Индивиды неохотно вступают в спор со спокойным человеком. Их больше привлекают слишком эмоциональные противники.
  11. Чем дольше люди спят, тем меньше они подвержены риску психического расстройства.
  12. Для того чтобы установить с кем-либо хорошие отношения, нужно назвать его имя.
  13. Что сделать, чтобы быстро заснуть: нужно лечь на спину, закрыть глаза, закатить зрачки вверх. Именно в таком положении людей одолевает сон.
  14. В дискуссии часто побеждает тот, кто кричит громче остальных. Хотя зачастую слишком эмоциональный спорщик бывает неправ.
  15. Малокомпетентные люди чаще добиваются высот, потому что неспособны оценить масштаб и последствия своих ошибок. Они отличаются твёрдолобостью, их не мучает совесть, они ведут себя слишком самоуверенно — опять же в силу своего непрофессионализма.
  16. Преступниками редко становятся красивые люди. Они и так получают всё, чего хотят от жизни — за счёт своего обаяния или просто за чужой счёт.
  17. Люди, которые заняты разрешением какой-то проблемы, часто не видят, что у них происходит под носом.
  18. Собеседники могут смотреть друг другу в глаза лишь пару секунд. Пристальный взгляд свидетельствует о влюблённости или о скрытой агрессии.

Методы психологического воздействия на людей

Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.

Методы воздействия на человека:

  1. Заражение — способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
  2. Внушение — индивиду внушают поступать так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
  3. Убеждение — индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить. В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
  4. Подражание — осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека. Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.

Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.

Психология личности — это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.

Личностно ориентированное обучение русскому языку в аудитории высшей школы



Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам.

В. А. Сухомлинский

Создание благоприятных условий для всестороннего развития и саморазвития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, психолого-педагогических и возрастных характеристик — это одно из главных предназначений высшей школы, которое ориентирует педагогов на формирование у студентов положительного отношения к обучению. В последнее время личностно-ориентированное обучение стремительно завоевывает образовательное пространство, т. к. данный вид обучения способствует созданию благоприятной для студентов обучающей и воспитывающей среды.

Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования, чем учитель. Главная цель такого подхода — не усвоение учебной программы, а развитие личностных способностей студентов к образованию.

Личностно-ориентированное обучение представляет собой синтез педагогики, психологии и гуманистической философии. В традиционной модели обучения учитель занимает место субъекта, а ученик это всего лишь объект обучения. В личностно-ориентированных технологиях ученик занимает место субъекта, т. е. два субъекта педагогического процесса взаимодействуют и сотрудничают. Ярким примером личностно-ориентированных технологий является педагогика сотрудничества, представителями которой являются А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Г. Шацкий, Ш. А. Амонашвили. Педагогика сотрудничества обычно рассматривается как «проникающая» технология, входящая во многие педагогические технологии как их часть. Концепция сотрудничества предполагает совместную развивающую деятельность учителей и учеников на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга. В концепции сотрудничества ученик рассматривается как субъект педагогического воздействия. Поэтому два субъекта одного процесса должны взаимодействовать, быть равноправными партнёрами, составлять союз более опытного с менее опытным, при этом ни один субъект не должен стоять над другим.

Многие современные ученые-методисты и психологи (П. Я. Гальперин. Д. Брунер, Т. К. Донская, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и другие) считают, что человек овладевает знанием мира в том виде, в котором оно представлено родной речью. Особую актуальность при этом приобретает личностно- ориентированное обучение русскому языку (Е С Бутагова, Е А Быстрова, Т. К. Донская, Н В Еременко, И А Устименко, И С Якиманская), как обучение, создающее оптимальные условия для полноценного проявления, формирования и развития языковой личности. В процессе личностно-ориентированного обучения русскому языку оправдано применение следующих методов и приёмов: «Диаграмма Вена», «Чтение с пометками», «Чтение с остановками», «Синквейн», «Ассоциирование», «Свободное письмо», «Таблицы ЗХУ», «Мозговая атака» — то есть таких методов, приемов, форм работы, которые позволят учителю актуализировать субъектный опыт ученика, обеспечить развитие личностных структур и возможность самостоятельного получения и применения знаний, выработки рефлексивно-оценочных умений. В основном при личностно-ориентированном обучении преобладает парно-групповая деятельность и самостоятельная, а также поисковые и проектные методики.

Личностно-ориентированное обучение невозможно осуществить без индивидуализации и дифференциации обучения.

Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения и содержания образования. Первый из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, второй — создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых обучающимся.

Принцип дифференциации является одним из основных организационно-методических и психолого-педагогических принципов в обучении и реализует себя в понятиях «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход» в обучении.

Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Все обучающиеся в группе разные: одни из них сильные, другие — слабые. Поэтому и при объяснении нового материала, и при опросе студентов необходим личностно-ориентированный подход, учитывающий соотношение принципа посильности обучения для каждого обучающегося с обучением на высоком уровне. Чтобы стимулировать интерес к учению, надо создать в учебном процессе ситуацию успеха. Поэтому каждое предполагаемое задание должно состоять из двух частей:

а) задание на уровне базовых знаний;

б) задание повышенной сложности.

Так, содержание заданий при личностно-ориентированном подходе в обучении, может быть одинаковым для всей группы, но при этом для сильных обучающихся время на выполнение работы уменьшается. Предлагаются задания большего объема или более сложные. Слабым обучающимся дополнительно могут быть даны карточки-консультации или планы предстоящего ответа, которые позволят им справиться с заданием. Так же могут быть использованы задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых обучающихся.

Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально- психологические особенности обучающихся, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у обучающихся разных уровней обученности. Контроль может быть текущим и тематическим (после изучения крупной темы, раздела).

Таким образом, при личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий создаются особые отношения между преподавателем и обучающимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды. Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации

Литература:

  1. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — Москва.: 1996
  2. Сафин В. В. Педагогические технологии. Т., 2001
  3. Рекомендации для преподавателей ВУЗов по внедрению основных принципов самостоятельного образования. Вестминстерский университет, Т.,2006.
  4. Вопросы интернет образования № 67,

Личностно ориентированное обучение

Образование невозможно без обращения к личности. Дело лишь в том, какую роль играет личность в этом процессе – роль цели или средства.

Традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно-вещной образованности человека, использует личность как средство, опирается на механизмы мотивации, ценностной ориентировки, смыслопоиска как своего рода движущие силы достижения заданных извне целей. Развитие же этих личностных механизмов совершается в данном случае попутно, в той мере и в тех аспектах, в каких они оказываются необходимыми, востребованными для социальной идентификации индивида.

Личностно ориентированное образование, напротив, рассматривает механизмы личностного существования человека – рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. – как самоцель образования, достижению которой в конечном счете подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что содержание обретает качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида. Педагогическая реальность – это приобщение индивида к смыслу, а не только к знанию.

Говоря о механизме личностного развития, необходимо подчеркнуть аспект скрытности, «интимности». Нужно отмечать то действительное содержание внутренней работы человека от того, как он эту «работу» презентует другому. В этом смысле педагогика личности основывается на помощи растущему человеку, в преодолении и снятии внутреннего конфликта. Человек, не любя, по словам В.В. Высоцкого, когда к нему «лезут в душу», мечтает одновременно быть понятым, услышанным, причем «правильно» с его точки зрения.

Образование в современном понимании практически не рассматривает способность к духовной самореализации, т.е. к становлению человека личностью. Чаще всего этот процесс соединяют с «воспитательной работой», однако этого недостаточно.

Личность как носитель сознания и воли может развиваться только произвольно, лучше сказать «добровольно». Однако механизм принуждения нельзя при этом исключить совершенно. Он оказывается как бы «встроенным» в личность, и педагог нередко прибегает к нему, воздействуя на личность через стыд и неприятные переживания.

Учебный процесс, становящийся сферой личностного опыта, обретает адекватные этому опыту черты:

— открытость учащимся всех аспектов этого процесса – целей, содержания, выборы методов и форм, оценки результатов;

— известная непредсказуемость продуктов учебной деятельности, что достигается благодаря качественно новым свойствам педагогических средств. – их дискуссионности, имитации, ролевому моделированию, режиссуре и т.д.

Наиболее известные, общепризнанные научные концепции ЛОО:

1. Психолого-дидактичская концепция (И.С. Якиманская)

2. Аксиологичепская концепция (И.Б. Котова А.В. Петровский, Е.К. Шиянов)

3. Проективная модель (Н.И. Алексеев)

4. Культурологическая модель (Е.В. Бондаревская)

В.И. Гинецинский, В.С. Ильин, М.В. Кларин, С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына и др.

Недостатки знаниево-просветительской парадигмы:

· недостижимый для понимания объем знаний;

· функции образования не сводятся к знаниевому насыщению человека («недообразованность человека в собственно человеческом аспекте»).

Все концепции: от обыденного понимания личностного подхода как этико-гуманистического принципа, предполагающего уважение прав человека и достоинств ребенка до различных вариантов реконструкции содержания и процессуальных характеристик образования для его переориентации на личность как приоритетную цель.

Суть концепции ЛОО В.В. Серикова:

1. Личность выступает как специальная цель образования;

2. определение содержания образования (опыт «быть личностью» – избирательность, рефлексия, смыслоопределение, волевая саморегуляция, соц. ответственность, креативность, автономность);

3. Создание ситуации развития личности – совокупность педагогических условий, актуализирующих «механизмы» личностной самоорганизации воспитанника (вхождение в пространство значимых для него проблем).

Задача педагога – помочь ученику «обобщить» этот разрозненный жизненный опыт, извлечь из него уроки, сформулировать свои жизненные принципы.

Помощь – специальные технологии (выявление жизненных проблем ученика и включение содержания обучения в их контекст – т.е. использование обучения в качестве средства их решения и совместно с ребенком проектировать его жизнедеятельность).

· диалог;

· игровое моделирование жизненных ситуаций.

Традиционный подход поиска средств педагогической деятельности: выявление закономерностей протекания педагогического процесса – определение средств педагогической деятельности (нормативов, предписаний, способов ее осуществления) – «передача» этих средств работникам.

Приложение

Традиционная парадигма Всегда знай, как ребёнок должен себя вести. Система требований — главное в твоей работе. Умело управляй коллективом- это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос. Ты — хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте. Учёба — главное в жизни ребёнка, его работа, его долг. Хороший ученик — хороший ребёнок, плохой ученик- плохой ребёнок. На уроке все должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто отвлекается — нарушитель, накажи его. За неправильный ответ — накажи. За подсказку — накажи, за опоздание — накажи. За крик, бег, нарушение формы — накажи. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удаётся- накажи всех. Родители — твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители — одна сила. Хорошо учиться — это значит хорошо выполнять твои задания. Ты- образец, твоё решение задачи- образец, твоя грамотность, твои навыки- образец. Если ты потеряешь лидерство — ты больше не учитель. Гуманистическая парадигма Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним ищи. Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам. Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило — у него была причина это сделать. Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг. Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Спеши признать незнание свое. Откажись от определений — простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил — знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй строго плану — он принадлежит только тебе. Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял. Не сторож ты ученику, не следователь, не судья. Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках. Не ошибается ребенок, а ищет свой путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *