Психологическое время

Психологическое время

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Психологическое время

В психологии человека существует объективное, измеряемое время протекания психических явлений. Это время простой сенсомоторной реакции со своей структурой (латентный и двигательный компоненты), время мыслительного решения задачи от постановки вопроса до нахождения ответа. Есть определённость психических состояний и свойств во времени. Психика как свойство мозга имеет объективные временные параметры в виде скорости, ритмов, темпа, последовательности фаз психических процессов. Во многом это зависит от свойств нервной системы и типа темперамента.

Объективное психологическое время существует и как время психического индивидуального развития с последовательностью фаз и закономерной их длительностью. Возрастные особенности психики первично зависят от количества прожитых лет, фазы жизни — топологии времени. Психологический возраст может не совпадать с биологическим и хронологическим (паспортным). Так что в один и тот же момент один и тот же человек может состоять в разных возрастах, и половозрелость, например, может сочетаться с умственной и личностной инфантильностью.

Наряду с объективным психологическим временем существует и субъективное, т. е. субъективное отражение временных характеристик материальных процессов в природе, обществе и самом человеке. Это, во-первых, непосредственное ощущение и восприятие временных интервалов типа отмеривания и оценивания сравнительно с эталоном. Психология исследует способность человека ориентироваться во времени, находит её зависимость от свойств индивида, его сенсорной организации и темперамента. С другой стороны выяснились зависимости оценки времени от заполненности интервалов. Незаполненные отрезки времени воспринимаются более длительными, насыщенные событиями и впечатлениями — короткими. Но в памяти всё наоборот: заполненные интервалы времени вспоминаются как длинные, а незаполненные, скучные, кажутся короткими.

Ориентация человека во времени зависит от знаний о нём и отражается не только непосредственно в восприятии и ощущениях, но и в мышлении. Благодаря мышлению мы имеем представление о глубине исторического и геологического времени (история Земли), можем думать о бесконечности времени Вселенной и философски соотносить свою жизнь с историей человечества и вечностью. Таким образом, субъективное время — отражение и ориентация в объективном времени — обеспечивается психическими процессами, начиная от ощущений и кончая мышлением.

В ЭТОМ круге явлений нас будет особо интересовать субъективное личностное время, или психологическое время личности как отражение в сознании личности её жизненного пути во времени. Конкретная форма представленности субъективного психологического времени личности названа Б.Г.Ананьевым субъективной картиной жизненного пути (СКЖП) (См. гл. 6).

В терминах времени личность осознаёт свою жизнедеятельность на жизненном пути. При этом она устанавливает связи между событиями жизни, в том числе причинно-целевые, причинно-следственные. Е.И.Головаха и А.А.Кроник, известные исследователи времени личности, определяют его как форму переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути (2, 213). В СКЖП отражаются случившиеся события и обстоятельства жизни, но также находит своё выражение жизненная программа личности, устремленная в будущее, построенная на основе осознания личностью событий и обстоятельств, их влияния на её жизненные планы (3).

Отражение времени жизни имеет явный аксиологический аспект: человек дорожит временем жизни, хочет успеть воплотиться в делах и вкусить все радости бытия. Ценность времени осознаётся в контексте жизненного пути, что влечёт за собой появление практического отношения к времени: временем не только дорожат, им пытаются овладеть, организуя особым образом свою жизнедеятельность. Поэтому в психологии существует точка зрения, согласно которой личностное время — это психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления жизнедеятельности через определённый способ жизни (4, 5).

Отражение, ценностное отношение и управление временем жизни — необходимые функции субъекта жизнедеятельности. Для их осуществления в трех временных модальностях у человека существуют способности памяти о прошлом, восприятия настоящего и воображения, направленного в будущее. Но все три временные модальности поддаются осмыслению в процессах биографического мышления. Оно интегрирует воспоминания, восприятие и воображение, вовлекая в свой поток образы настоящего, прошедшего и будущего. Именно посредством биографического мышления личность определяет свои жизненные выборы, а значит, судьбу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Психологическое время личности

Психологическое время личности — это реальное время психологических процессов, состояний и свойств личности, в котором они функционируют. И развиваются на основе отраженных в непосредственном переживании и ценностном осмыслении объективных временных отношений между событиями жизни различного масштаба. Время в сознании и поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Взятое в биографическом масштабе, психологическое время предстает как осмысление человеком своей жизни, отношений между основными событиями жизненного пути личности.

Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком. В форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который в отличие от хронологического, биологического и социального может быть назван психологическим возрастом личности. Прежде чем рассмотреть его подробнее, необходимо сделать некоторые замечания.

Понятие «психологический возраст», как указывалось, нередко упоминается в научной литературе. Однако чаще всего оно ассоциируется с возрастом психических или психофизиологических функций, наиболее ярким примером чего является «интеллектуальный возраст», определяемый путем сравнения результатов решения человеком различных тестов со средними результатами в данной возрастной (хронологической) группе. Такое понимание возраста, несмотря на свою распространенность, представляется теоретически некорректным. Дело в том, что понятие возраста имеет вполне определенную временную нагрузку, являясь характеристикой длительности существования той или иной системы и выступая по существу мерой ее прошлого. Поэтому понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Использование понятия возраста теоретически оправдано лишь в том случае, если оно носит именно временной смысл с возможностью измерения соответствующих ему единиц времени.

Что же касается понятия «психологический возраст личности», то этот возраст — мера психологического прошлого личности, подобно тому, как хронологический возраст — мера его хронологического прошлого.

Специфические особенности психологического возраста таковы. Во-первых, психологический возраст — это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуалъная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Длительность

Известно, что А. Бергсон (1992) приложил немало усилий, чтобы отделить пространство от времени и построить понятие чистой длительности. Поскольку нас интересует психологический аспект темы, мы искали соответствующее выражение и нашли его в комментариях Ж. Делеза: по Бергсону, чистая длительность объединяет три понятия – сознание, память и свободу. В «Материи и памяти» Бергсон применяет замечательную модель, объединяющую восприятие и память, – перевернутый конус, упирающийся вершиной в плоскость. Точка, где сливаются сознание и реальность, обозначает восприятие, а остальная часть перевернутого конуса – память, где на разных уровнях в сжатом виде хранятся все впечатления прошлого. Восприятие так же подвижно, как и реальность, – здесь проблема синхронизации психического процесса с процессом в окружающем мире уже решена. Чистая длительность – на уровне восприятия, в точке контакта психики с реальностью, но она неотделима от памяти, всегда несет на себе груз прошлого .

Длительность – это переживание процесса, его течения, тягучести. Это переживание первично, от него следует начинать рассмотрение времени, его следует искать и в ожидании, и в воспоминании, в восприятии, ощущении, во внимании. Но что такое длительность как живое переживание в образе мира? Это и чувство процесса, и переживание перехода, которое включает и знание о трудностях, владение приемами их преодоления, конкретные воспоминания случаев и т.д. Переживание длительности возникает из усилия, которое испытывает субъект, которое он прикладывает, чтобы преодолеть сопротивление материала, обстоятельств, тела, людей, вещей и т.д. Тканью длительности является чувство преодоления.

Временная последовательность – это процедура, процесс – она прямо связана с длительностью. Сама последовательность характеризуется длительностью, это сумма длительностей отдельных частей процесса. Знание процесса, процедуры дает знание длительности, дает возможность оценить длительность до исполнения или после, по памяти. Процесс наблюдаемый предстает как последовательность изменений и промежутков между такими моментами изменений. Важно определить, в чем изменения: форме, качестве, пространстве, составе. Важно понять, что означают промежутки между моментами изменений – каковы ритмы, насколько они устойчивы, каковы тенденции качественных изменений.

Событие – это те моменты, когда подвергается испытанию устойчивость процесса, когда в процессе происходят важные качественные изменения. Событие разрушает процесс, но для характеристики процесса события важны не меньше, чем длительность и последовательность. Важно понять, в чем они, как они происходят. Событие позволяет глубже понять процесс и роль субъекта в процессе.

Событие имеет длительность и последовательность. Длительность выступает не только через восприятие и память, но и через внешний процесс, который раскрывается сам по себе, объективно, противостоит субъекту, отличается от восприятия и сознания, выделен из них. Кроме того, длительность, на наш взгляд, предполагает еще ряд психических компонентов, среди которых и мыслительная работа субъекта, когда он столкнулся со сложной задачей. Длительность – это поиск решения, движение к результату; длительность это не только состояние сознания, но и актуальная его работа. Для нас важны здесь и другие формы внутренней работы – опознание, проживание чувств, аффектов и эмоций. За длительностью стоит и совместное переживание разнообразных процессов, связанных с совместной деятельностью.

Таким образом, длительность выступает как процесс, содержащий последовательность перетекающих друг в друга актов – перцептивных, мыслительных, коммуникативных, исполнительных, данных субъекту в их течении, продолжительности, изменении. Характеризуя процесс, психология не может ограничиваться только длительностью: необходимо раскрыть пространство процесса, его динамику (энергия, потенциал, напряженность и т.д.), показать специфику языка, на котором можно подробно его описать, раскрыть роль другого человека в осуществлении процесса. На деятельность человека необходимо взглянуть через его жизнь; необходимо внимательно прислушаться к его речи – ее смыслу и звучанию, установить, кому она адресована, и определить роль другого человека в деятельности субъекта.

Длительность как временная характеристика неотделима от процесса, который длится. Переживание субъектом длительности процесса – сердцевина времени. Длительность такова, каков характер процесса: скучный, однообразный, сведенный к небольшой группе событий (как, например, у штурмана при длительном полете над сибирской тайгой), или изобилующий множеством дел, встреч, людей (как у бизнесмена). Время – форма внутреннего чувства (И. Кант) .

Термин «переживание» легко связывается со сроком, моментом процесса: запуском, началом, событиями, изменениями в процессе. Переживание длительности связано с конкретным отрезком определенного процесса, выделяемым по однородности или специфическому характеру изменения. У субъекта есть основания, по которым он определяет начало и конец отрезка. Как известно, время – аппарат, обеспечивающий сравнение или синхронизацию деятельности с другим процессом. Если конец промежутка – момент синхронизации, то в переживание длительности войдет переживание успешности усилий по синхронизации.

Переживание длительности необходимо для выполнения временного определения и, как следствие, сопровождает выполнение любых временных задач. Переживание длительности содержит разнообразные оттенки эмоций (напряжение, азарт, страх и пр.) и выражается множеством глагольных форм, хорошо знакомых из обыденного языка: «отстаем!», «успеваем!», «обгоняем!». Необходимо различать пассивное переживание длительности, которое возникает при восприятии движения, и переживание длительности при исполнении деятельности, которое является активным процессом с открытым участием моторики . Переживание длительности процесса обычно совпадает с промежутком процесса, но может и отставать от него. Переживание длительности синхронно воспринимаемому или управляемому субъектом процессу, когда величина отрезка процесса достаточно велика, в противном случае переживание будет лишь сопровождать завершившийся отрезок процесса и станет памятью длительности того отрезка, который уже позади. По-видимому, переживание длительности инертно и может относиться к предстоящему отрезку процесса. Это наталкивает на мысль об отделимости переживания длительности от процесса, к которому оно относится. Если восприятие отрезка процесса не замаскировано каким-то ярким событием или процессом, у субъекта возникнет отчетливое переживание длительности.

Субъективное переживание легко отрывается от процесса, протекающего в присутствии субъекта. Мы продолжаем переживать прошедшее событие, например неудачу в попытке решения задачи, особенно если препятствием для решения стал другой человек. Известно переживание предстоящего испытания, встречи, переговоров и т.д. Само переживание может получить богатую гамму эмоций.

Длительность, переживаемая при восприятии процесса, отличается от длительности процесса в воспоминании или в ожидании. Отличие определяется ясностью и отчетливостью восприятия, его убедительностью, чувством присутствия субъекта. Различия между воспоминанием и восприятием, ожиданием и восприятием можно отыскать путем анализа. Видимо, при затруднениях отличие может быть установлено по характеру изменения процесса в результате практического действия, когда субъект может установить, к чему относится переживание – к наличному или ожидаемому, или вспоминаемому процессу.

Всякая деятельность предполагает выдерживание сроков, ритмов, упорядочение и синхронизацию. Сравнивая термины, отметим, что выдерживание длительности предполагает активность субъекта, препятствие к исполнению задачи и более сложный психический механизм: волевой процесс преодоления. Переживание схватывает ощущение и указывает на некоторый эмоциональный тон.

Выдерживание при синхронизации – это усилие, прикладываемое к тому, чтобы не опоздать к сроку или не опередить его, не сделать чего-то преждевременно. Выдерживание требует внимательного отслеживания процессов в окружающем мире, ведь с ними связан смысл срока. Выдерживание длительности при упорядочении собственных действий или операций – это последовательность, которую необходимо выдержать, не пропустив ни одной операции, аккуратно выполнить каждую, чтобы не задержать получение результата.

Трактовка длительности как резерва и смысла деятельности, предметной наполненности длительности предполагает понимание того, что переживание длительности фрагмента процесса задает горизонт настоящего. Переживание длительности создается и удерживается памятью, в нем есть устремленность на финал, срок. Словно плот, движущийся по реке, переживание длительности динамично и стационарно.

Длительность – это не просто переживание, отнесенное к некоторому отрезку на временной шкале. Длительность необходимо рассматривать в совокупности трех аспектов:

  • 1) какой именно процесс развертывается перед субъектом, какие именно предметы изменяются или двигаются (т.е. в предметной отнесенности)?
  • 2) какие воспоминания, восприятия и ожидания процесса или предмета связаны в единстве временного синтеза?
  • 3) как развертывается процесс, какова динамика тех изменений, которые претерпевают предметы?

Например, для руководителя, переходящего на новую должность и пребывающего в процессе перехода, важно освоить новые функции, установить и закрепить новые отношения с людьми, которых знал прежде, поскольку теперь ему придется приказывать, и к этому нужно привыкнуть самому и приучить людей, которые, возможно, были равными, подчиняться его приказам: от этого зависит длительность и результат должностного перехода. Для трудоспособного человека длительность – это резерв для исполнения замыслов, планов дел, творчества. Не пассивное ожидание, а активное исполнение, поскольку длительность – это временной резерв, который быстро тает.

Длительность необходимо рассмотреть как резерв вместе со сроком, который определяет возможность субъекта сделать намеченное. Как можно понять временной резерв психологически? Только через знание того, что есть темпоральные возможности (знание своих возможностей и темпа их развертывания, умение отслеживать успешность осуществления намеченного) и нетемпоральные возможности субъекта (способности, навыки, сенсомоторные паттерны, владение эмоциями, умение налаживать отношения с людьми), но и их следует понимать в движении, изменении. Например, если пилот не летает, его навыки разрушаются быстро, а при возвращении к полетам восстанавливаются медленно и не всегда до исходного уровня.

Длительность (как управление временным резервом) – возможность исполнить намеченное дело за промежуток, оставшийся до заданного срока. Здесь есть определенная двойственность: деятельность включает процесс исполнения технологии и исправление ошибок, коррекцию отклонений. Поскольку качество исполнения не бывает совершенным (иногда могут возникать ошибки), исполнитель оценивает длительность так: это резерв, который дает возможность выполнить заданное и исправить то, что шло не так, как намечено. Эту двойную работу субъект должен выполнить за время, которое рассчитано и обычно используется для правильного исполнения в обычном режиме. Иногда субъект вынужден перепланировать деятельность на ходу, учитывая то, что нужно исправить и доделать.

Таким образом, процесс деятельности опытного специалиста, мастера своего дела – воплощение общей идеи, оригинальная импровизация, которая наложена на стандартную методику (или технологию), осуществляется в рамках требований к процессу и ограничений на исполнение. Такая деятельность может выполняться только при наличии определенного уровня автоматизмов. При жестких ограничениях на длительность, задаваемых технологией, понятно, что смысл целого процесса и смыслы отдельных этапов (тех, что уже пройдены, пусть неудачно, и тех, которые еще должны быть пройдены) должны распределяться по разным уровням деятельности, функционирующим параллельно. Например, гидроакустик имеет жесткие временные нормы для опознания типа судна, и от его действий зависит безопасность корабля.

Именно исходя из знания временного резерва, можно понять смысл деятельности, совершаемой субъектом за оставшийся до наступления срока промежуток времени. Такую же логику можно применить и для толкования резерва любой психической деятельности: перцептивной (при решении задач обнаружения, различения, опознания), мыслительной, коммуникативной, задач осознания, понимания или осмысления.

Принятие решения – пример такой работы: это связывание текущего с прошлым и будущим. Временной синтез как особая характеристика сознания и способ соединения настоящего, прошлого и будущего подробно представлен в прил. ЭП-4-1. При переходе от монотонного труда к сложной ситуации субъект должен предвидеть последствия, проводя анализ и синтезируя ситуацию, фактически выделяя и создавая ее из множества усложняющихся обстоятельств, которые постепенно превосходят обычные средства и возможности субъекта. Такая работа позволяет предвидеть отдельные события и размышлять о каждом отдельно, соотнося его с последствиями; это работа по расщеплению монолита целостной длительности потока трудового процесса, в который погружен субъект. При этом субъект не должен утратить чувства целостной длительности, он должен оставаться в потоке и чувствовать его движение. Иначе и выделение дискретных событий окажется бесполезным, поскольку они должны удерживаться как целое – в их множественности и соотнесенности, в их движении, изменении, переходе. В связи с принятием решения профессионалы говорят о том, насколько важно учитывать последствия ситуации. Здесь значимы опыт и время – резерв, которым располагает субъект .

Общие свойства ощущений

Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация.

Качество — основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.

Интенсивность — это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора. Согласно закону Вебера – Фехнера, интенсивность ощущений (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя (I): E=k log I + c.

Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция».

При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Этот промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период неодинаков у каждого вида ощущений: для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущения не возникают одновременно с воздействием раздражителя, они не исчезают сразу же после прекращения его воздействия. Продолжительность ощущений, их последействие, называется инерцией ощущений. Например, инерция зрительного ощущения равна 0,1-0,2 с. След от раздражителя сохраняется в виде последовательных образов.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует характеру раздражителя, т.е. он сохраняет то же качество, что и воздействующий раздражитель. Отрицательные последовательные образы меняют (отрицают) характер раздражителя.

И. Гёте (1749-1832), немецкий поэт и ученый, в «Учении о цвете» писал:

«Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в мужской футболке с цветными изображениями, я пристально посмотрел на нее, стоящую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного цвета морской волны».

Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Тема 11. Становление личности

Задание 11.1. Исследование жизненных целей

(модификация методики А. Адлера)

Процедура.Каждый студент работает индивидуально. Необходима ручка и 4 отдельных тетрадных листа.

Общая инструкция: «Сейчас вам будет предложен перечень заданий, связанных с Вашими жизненными планами. На выполнение каждого задания Вам отводится 2 минуты. Ещё 2 минуты Вы можете просматривать выполненное задание и, при необходимости, уточнять формулировку».

Лист первый: «Озаглавьте его “Каковы мои жизненные цели?”. Отмечайте всё, что приходит в голову, независимо от того, насколько это Вам покажется общим, или абстрактным, или тривиальным. По моему сигналу завершите описание ваших целей и в течение 2 минут просмотрите свой список. После этого отложите лист в сторону».

Лист второй: «Озаглавьте его “Как бы я хотел(а) провести ближайшие три года”. Процедура выполнения задания такая же, как и в предыдущем случае. Не забывайте, откладывая лист, переворачивать его обратной стороной».

Лист третий: «Озаглавьте его “Если бы я узнал(а), что мне осталось жить шесть месяцев с сегодняшнего дня, как бы я прожил(а) их”. Процедура выполнения повторяется».

Лист четвёртый: «Озаглавьте его “Три наиболее важные цели”. Запишите сюда 3 цели, которые кажутся Вам наиболее важными из всех ранее записанных».

Обработка результатов:

1. Сравните свои ответы по всем четырём листам.

2. Отметьте темы, которые прошли через различные, названные вами цели.

Анализ результатов и выводы:

1. Относятся ли Ваши цели к какой-нибудь определённой категории (например, личной или социальной)?

2. Проанализируйте сходство и различие целей на первых трёх листках.

3. Чем отличаются три цели, которые Вы выбрали в качестве наиболее важных для себя, от других названных Вами целей?

Контрольный вопрос:

Какая связь существует между целями человека и его повседневной жизнью?

Задание 11.2. Исследование уровня самоактуализации личности

(методика Э. Шостром)

Процедура. Работа индивидуальная. Каждый студент сам отвечает на вопросы теста, который представлен в приложении. Ответы заносятся в бланк.

Форма 11.2

Бланк ответов

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ

Инструкция: «Из двух вариантов утверждений выберите тот, который Вам больше всего нравится или лучше согласуется с Вашими представлениями, точнее отражает Ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который даётся по первому побуждению».

Обработка:

1. Проверить свои ответы по Ключу.

2. Подсчитать общий балл «стремления к актуализации».

3. Подсчитать тенденции по 11 шкалам (ответы по шкалам № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 умножить на 1,5).

4. Можно количественные показатели представить графически, расположив на оси абсцисс 11 шкал самоактуализации, на оси ординат их числовое значение (максимум равен 15).

Анализ результатов и выводы:

1. Дайте качественную характеристику Вашего стремления к самоактуализации.

2. Насколько влияет на Ваше становление как личности стремление к самоактуализации.

3. Как Вы думаете, влияет ли степень Вашего стремления к самоактуализации на успехи в учёбе?

Контрольные вопросы:

1. В каких отношениях находятся понятия «личностный рост» и «самоактуализирующаяся личность»?

2. Стремление к самоактуализации и степень её проявления больше влияют на успех в профессиях «человек–человек» или «человек–техника»?

Тема 12. Жизненный путь личности

Задание 12.1. Исследование жизненного пути личности

(методика «Психологическое время»)

Процедура.Исследование проводится со всей подгруппой одновременно, но каждый работает индивидуально. Исследование проводится в три этапа; для каждого будет дана своя инструкция. Необходима ручка, линейка и тетрадь.

Инструкция 1 этапа: «Запишите самые важные с Вашей точки зрения события прошедшей и/или будущей жизни. Желательно, чтобы количество событий было не менее десяти, но и не превышало двадцати. Рядом с каждым событием поставьте дату (если событие длилось/будет длиться определённый промежуток времени, то даты начала и конца). Если Вам не хочется раскрывать сути события, Вы можете его «зашифровать» (например, «страшный дом», не объясняя смысла события, произошедшего в этом доме), или просто поставить дату. Внесите все данные в форму 12.1″.

Форма 12.1

Психологическое время

Номер Событие Дата Оценка Тип события
1. 2. … 20.

Инструкция 2 этапа: «Оцените каждое из выделенных событий по тому, насколько они оказались (окажутся) радостными или грустными для Вас, проставляя в соответствующей графе таблицы рядом с событием оценки от –5 до +5».

Инструкция 3 этапа: «Теперь проанализируем связь событий между собой. Для этого Вам надо взять последнее по времени событие прошлого и указать несколько событий из списка (не более трёх), которые, на Ваш взгляд, послужили причиной данного события. При этом отмечайте не только формальную связь, но и субъективную связь событий для Вас (Событие 7 «Поступил в вуз» связано с событием 5 «Окончил среднюю школу», но и с событием 4 «Обещал умирающей матери, что не брошу школу и обязательно поступлю в вуз»). Проделайте такую же работу для событий будущего. По ходу работы Вы вправе добавлять в список отдельные значимые события, если считаете это необходимым. Отношения представьте графически».

Рис. 1. Пример графического изображения отношений

между событиями

Обработка результатов:

1. Отнесите каждое событие по ключу к определённому типу событий (одному или нескольким).

2. Подсчитайте количество событий прошлого и количество событий будущего.

3. Подсчитайте количество событий радостных и количество событий грустных.

4. Подсчитайте, на сколько лет Вы ушли в прошлое, и на сколько лет – в будущее.

Анализ результатов и выводы:

1. Отметьте, какие типы заданий вызывали наибольшие затруднения.

2. Каковы наиболее значимые для Вас изменения в жизни?

3. К каким сферам жизни они относятся?

4. Какие периоды Вашей прошлой и будущей жизни Вы бы определили для себя как кризисные? Почему?

5. Как Вы думаете, от кого и/или от чего зависит, оправдается ли прогноз будущего, который Вы дали?

Контрольные вопросы:

1. Что такое жизненный путь личности?

2. Что является единицей анализа и описания жизненного пути человека?

Задание 12.2. Исследование жизненных ценностей личности

(методика М. Рокича «Ценностные ориентации»)

Процедура.Исследование проводится со всей подгруппой одновременно, но каждый студент работает индивидуально. Бланки заданий предоставляются преподавателем. Все ответы фиксируются в таблице под номером соответствующего задания (в бланках ничего отмечать не надо).

Инструкция: «Сейчас Вам будут предложены поочерёдно два перечня ценностей. Вам надо проранжировать их (расположить по степени значимости). Сáмому значимому Вы присвоите ранг №1, наименее значимый получит ранг № 18. В Вашем списке не должно быть двух одинаковых цифр. Свои ответы внесите в таблицу».

Форма 12.2

Терминальные ценности Инструментальные ценности
Номер ценности Присвоенный ранг Номер ценности Присвоенный ранг

Обработка результатов:

1. Сгруппируйте отдельно ценности первого и второго ряда в блоки. Критерий для выделения блоков и количество блоков Вы выбираете самостоятельно.

2. Обсудите в подгруппах, почему Вы предложили именно такое деление по блокам.

Анализ результатов и выводы:

1. Отметьте, выделение каких ценностей вызвало наибольшие затруднения.

2. Охарактеризуйте свою систему ценностей.

3. Какие проблемы во взаимоотношениях с членами Вашей студенческой группы могут возникнуть у Вас из-за различий в системе ценностей?

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается различие между «терминальными» и «инструментальными» ценностями?

2. Можно ли объяснить различия ценностей людей различиями в их социальной среде в прошлом или настоящем?

3. Существуют ли гендерные различия в системе ценностей людей юношеского возраста?

ManageWeb.ru

Изучение психологических аспектов восприятия и переживания времени ведется чуть ли не с первых дней существования науки психологии. Уже в начале XX века психологи довольно подробно изучили временные свойства ощущений и образов восприятия (так называемое «чувство времени»). С середины XX века исследовательские интересы сместились на изучение более «глобальных» временных аспектов психики, например, стали активно исследовать «психологическое время» личности и ее отдельных подструктур.

Автор, рискуя навлечь на себя немилость коллег-психологов, выделил три основных вида психологического времени: восприятие, представление и концепция времени (табл. 10). Разумеется, выделенные виды ни в коей мере не являются строгой научной систематизацией. Виды времени и их описания, представленные в таблице, предназначены скорее для того, чтобы охватить наиболее известные феномены «психологического времени», изучаемые современной психологией, в удобной для всех изучающих ТМ форме.

Таблица 10

Виды психологического времени

Вообще-то говоря, по каждому виду психологического времени, вынесенному в отдельные пункты данной таблицы, написано довольно много серьезных книг и научных статей. Подробное рассмотрение каждого из пунктов таблицы заняло слишком бы много времени.

Например, такая сторона личностного времени, как внутренняя концепция «событий — обыденности», весьма подробно рассматривается в экзистенциальной философии и в экзистенциально-ориентированной психологии и психотерапии. «Событие» — личностно значимая для человека «часть мира», имеющая собственные уникальные пространственно-временные характеристики. Причем границы и особенности динамики пространственно-временных характеристик события зависят в первую очередь от характера индивидуального переживания и понимания происходящего. Очевидно, что проживание внутри событийного времени и последующее его понимание будут сильно различаться у разных людей, даже если они объективно находились в одной и той же ситуации.

Обобщить временные характеристики «событий» и построить формальную модель «событийного времени» невозможно, но можно «постичь» временные характеристики чужого события, «соприкоснуться» с ним посредством качественно выстроенной коммуникации. Качественно выстроенная коммуникация («подлинный диалог») эмпатий-но вовлекает нас в переживание события, делает его соучастником, и тогда нам становится доступным понимание временных характеристик события («так, как если бы на месте этого человека был я»). «События» составляют историю личности и определяют содержание и временные характеристики его судьбы в целом.

«Обыденность», которая противопоставляется «событиям», вообще не наделяется временными характеристиками. По своей сущности обыденность является отрезком жизни, в котором событий не происходит. Обыденность — это период ожидания событий (во время которого мы испытываем разного рода экзистенциальные эмоции — скуку, тревогу, тоску и т. п.) или создания их посредством своей активности. Этот от-резокжизни может быть измерен часами, но с субъективной точки зрения он является авременным, «пустым», «неподвижным». Недаром в экзистенциальной философии обыденность любят сравнивать со сном или смертью, когда человек «как бы не существует».

Вспомните каких-либо }фких представителей своей профессии, с ко-• торыми вы лично знакомы. У кого из них более точное представление о времени в процессе работы: у молодых или пожилых; у начинающих или у имеющих большой трудовой стаж; у мужчин или у женщин?

Какие еще личностные особенности, характерные именно для вашей профессиональной деятельности, имеют большое значение для точного представления времени в различных трудовых ситуациях?

Что именно в вашей работе является «событием» (неважно

Страницы: 1 2Психологическое время – это категория, определяющая восприятие временных отношений и событий жизненного пути, как отражение психики человека. Отличие от классического астрономического времени заключается в субъективности восприятия, зависящего от множества различных факторов, не всегда имеющих отношение даже непосредственно к личности. Психологическое время включает такие параметры, как скорость протекания событий, их удалённость в прошлом или будущем, сжатость или растянутость одного и того же временного промежутка в личностном восприятии.

Кроме этого, понятие психологическое время затрагивает такие категории, как понимание конечности жизни или ощущение безвременья, возрастных этапов (время в которых также тянется с различной скоростью), а также существования всего земного и исторической связи событий.

Психологическое время личности касается не только индивидуального пути, но также последующих и предыдущих поколений, ощущение непрерывности событий или их кластерной последовательности. Каждый человек оценивает время собственной жизни неотрывно от культурного и общечеловеческого контекста, пережитых событий и исторических моментов, значимых для личности. Психологическая минута редко соответствует тому, что отмеряет секундная стрелка, а в зависимости от настроения меняется либо в более продолжительное время, либо субъективно укорачивается.

Понятие психологического времени

Психологические особенности восприятия времени подвергаются изучению особенностей и механизмов этого феномена длительное время. Само понятие психологическое время всегда подразумевает исключительно субъективное восприятие временного промежутка человеком. Напрямую ощущение скорости течения времени связано с уровнем интереса человека к происходящему, выполняемой деятельности или собеседнику. Многочисленные наблюдения показывают, что при интересе к происходящему человек не замечает, как проносятся часы, но при скуке или негативе одна минута может казаться вечностью. Наблюдалась разница восприятия времени в зависимости от возраста, так у детей один день может быть равноценен целому году, тогда как во взрослом возрасте целый год может промелькнуть, как один день.

Космическое время является постоянным и непрерывным, в то время как психологическое время может замедляться или ускоряться, как перемотка фильма. Непрерывность происходящего или отрывочность времени может говорить о душевном состоянии человека, возможных психических и физиологических нарушениях. Некоторые объясняют это провалами в памяти или выборочным запоминанием, но если для человека время часто прерывается и поток событий не связан с категориями прошлого и будущего, то это свидетельствует о неврологических нарушениях (обычно поражения правого полушария). Вариант, когда время прерывается, но отсутствуют органические поражения, может указывать на серьёзный жизненный кризис, психологическую травму, определённый душевный надлом.

Тесная связь ощущения времени рассматривается в психологии, поскольку напрямую влияет на переживание конечности жизни, экзистенциальное понимание её смыслов или тупика сложившейся ситуации. Психологическое время человека является критерием гармоничности жизни и личности – чем равномернее оно течёт, чем меньше в нём разрывов, тем больше смысловых и ценностных связей во всей жизни человека.

В социально-культурном аспекте умение воспринимать и анализировать прошлое и будущее необходимы для непосредственного индивидуального самоосознания личности самой себя, как части единого большого процесса. Умение сравнивать себя с остальными во временном контексте и историческом ракурсе даёт понимание конечности собственной жизни и вариантов её продолжительности, что в итоге непосредственно влияет на построение жизненного пути, выбор целей и смыслов.

Возрастные кризисы наступают тоже не по паспортному возрасту, а по психологическому. Так в межличностных отношениях человек может ощущать себя на сорок, среди друзей на двадцать, а на работе на тридцать пять. Это всё обуславливается эмоциональным состоянием, социальным окружением и присутствующими требованиями.

Механизмы восприятия времени

Восприятие времени обусловлено определёнными механизмами и факторами, поскольку отдельного органа восприятия не существует, как например визуального или обонятельного. Из главных субъективных факторов и закономерностей выделяются те, зависящие от степени наполненности отрезка и увлечённости. Когда на единицу времени выпадает высокая плотность событий и они все крайне интересны субъекту, то такой промежуток в непосредственном переживании воспринимается короче, чем объективное время.

Наоборот происходит при монотонной деятельности, отсутствии событий или же при отсутствии интереса к происходящему. Когда пережитое оценивается по прошествии времени, то там где было больше событий и больше интереса, человеком оценивается, как более длительный период. То время, которое было потрачено без увлечения или в ожидании, потом воспринимается значительно короче, обесценивается. В данной закономерности одну из ключевых ролей играет переключение внимания – чем больше моментов переключения, тем длиннее воспринимается отрезок, поэтому, чем разнообразнее события и деятельность, тем быстрее время ощущается в настоящем (не происходит переутомления внимания) и тем больше растягивается при оценке (из-за множественности событий).

Влияние эмоциональных переживаний на протяжении временных отрезков способно их укорачивать или удлинять. Свойство психики состоит в том, что все негативные эмоции переживаются субъективно дольше, а позитив наоборот сжимается. Это связано с потребностью избавления от неприятного и получения радости – психика не приспособлена к длительному переживанию страха или боли, поэтому удлиняется восприятие этих переживаний, чтобы быстрее были предприняты попытки изменения ситуации.

Изначальное ощущение времени формируется на основе цикличных явлений окружающей среды – восходы солнца, смена времён года, особенности жизни и реакции организма. Именно такая цикличность изначально позволяет человеку приобрести базовые навыки примерного ориентирования во временном пространстве. Потом подключаются описанные ранее механизмы наполненности и интереса деятельности.

Со временем восприятие времени начинает меняться, поскольку любое событие, его длительность личность соотносит с предыдущим опытом. Так студенты начинают ориентироваться, когда закончится пара или вставать на работу без будильника. Но потом это соотнесение изменяется, поскольку текущие промежутки соотносятся не только между собой, но со всем прожитым периодом. Именно этим объясняется ощущение, что с возрастом время течёт быстрее. Один год у трехлетнего ребенка – это треть его жизни, а может и половина, если младенчество он не помнит. Но год в восприятии пятидесятилетнего человека составляет очень мизерную часть, сравнимую с неделей жизни для ребёнка.

Проблема времени в психологии

Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет. Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо. В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.

В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов. В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания. Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью. А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.

Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей. Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным. Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.

На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах. Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *