Психологический запрос

Психологический запрос

Прояснение клиентского запроса.

Если запрос не ясен.

Внутриличностный конфликт. Бывает так, что он локальный. Какая то часть тебя хочет «ехать», вторая хочет «сидеть дома». А чего больше хочется – об этом знает только ветер. Принятие решения. Сложный вопрос, особенно когда доводы за или против приводит именно рассудок.

Чего же хочет твое тело и душа, в отличие от разума? Это не увидеть сложно, поскольку, ты не успеваешь отследить еще свое желание, как что-то такое внутри тебя поднимается, распирает грудную клетку, колет шилом в попу, разжигает там же пионерские костры и под девятое ребро еще пихает.

Иррационально. Алогично. Непредсказуемо. Хочу. И точка. Твой персональный тот самый «гвоздок» не дает тебе ошибиться, и ты «едешь» или «сидишь дома» совершенно естественно. Если, разумеется, слушаешь себя.

Если не слушаешь, то подсознание твое молчит. Как бы молчит. «Молчит» оно до поры до времени, пока не устанет стучаться к тебе в голову, и не поднимется огромной Тенью из своих глубин и не закроет ясны очи красными «шторками» ярости с воплем: «доколе на мне можно ездить!», не разбушуется истерикой, слезами и обидами.

Прорыв содержания бессознательного – вот как называется аффект. Это тотально мощно. Страшно. Жутко. И …очищающе.

Цель юнгианской терапии – «помирить» Эго и Тень. К.Г. Юнг говорит об интеграции этих частей личности и обретении таким образом, Самости.

Такая терапия – по устранению «неочевидного» внутреннего конфликта человека может проводиться без запроса, в формате не направленной терапии (анализа личности).

Запрос здесь, при решении исконного конфликта, понятное дело, размыт и не совсем конкретен. Это про то самое: «духовный рост», «развитие», «познание себя». И, разумеется, каков запрос, таков ответ. Результат анализа может быть неожиданным и интересным. Познание себя. Для многих очень привлекательно и увлекательно. Полезно, выгодно и эффективно. Но не для всех, конечно, мы все разные.

Для такого рода анализа можно использовать метод Юнга «Активное воображение». Это — аналог погружения в гипноз, с другими целями, другими сроками и более метафорично.

Отличие активного воображения от сновидений наяву – обязательный фактор участия «сновидца» в моральном конфликте участников его «сновидения». Для этого требуется аналитик.

На выходе из погружения – понимание причин тревожащей ситуации и личные выводы. Еще – шаг на пути интеграции Эго и Тени. Процесс, я думаю, пожизненный, если идти «до конца».

В таком процессе могут проявляться те запросы, с которыми работать можно точечно и продуктивно, с конкретным результатом. Такие запросы решает Гипноз.

Ваша Ирина Панина

Расклад «Прояснение запроса»

Каждый клиент, приходя к психотерапевту или психологическому консультанту, формирует запрос на работу. Он говорит о том, чего хочет достичь в процессе психологической работы и каких изменений он ожидает.

Сам процесс формирования запроса – это часть терапии. Психолог может помочь клиенту в этой нелегкой задаче, но сформулировать запрос за клиента он не имеет права.

Запросы могут быть сформулированы из травмированной части клиента или от лица той его части, которая, например, находится в эмоциональной зависимости. Подобные запросы, как правило, наслаиваются на скрытые темы клиента, над которыми он не может работать сам и поэтому видит их только у других.

Запрос также может быть сформулирован «от ума», клиенту не хватает эмоционального участия и готовности внутренне раскрыться. Иногда клиент и вовсе оказывается неспособным обозначить свой запрос. В случае подобных затруднений на помощь специалисту могут прийти метафорические ассоциативные карты. Этот инструмент помогает сравнительно легко обойти сопротивление клиента и получить доступ к его бессознательному.

Расклад «Прояснение запроса» поможет клиенту определиться, чего же он на самом деле хочет получить от психотерапии, а также даст совет, каким образом этого можно достичь.

Техника «Прояснение запроса»

Для данной техники подойдет любая универсальная колода метафорических карт. Карты тянем в закрытую, вскрываем по очереди и подробно обсуждаем возникшие мысли и эмоции.

1. Чего я хочу? Запрос на терапию
2. В чем моя проблема?
3. Мои стратегии достижения цели?
4. Совет. Как мне нужно себя вести, чтобы достичь желаемого?

Пример из практики

Клиентка пришла на консультацию и немного запуталась в формулировании того, чего она хотела бы получить в результате нашей с ней работы. Конечно, хочу быть счастливой? Что это значит для меня? Быть в согласии с самой собой. Быть уверенной в себе.

Я выбрала для работы свою любимую колоду – «В гостях у сказки». Для прояснения своего запроса клиентка в закрытую вытащила карты на 4 позиции расклада (см. иллюстрацию):

Далее со слов клиентки:

«Чего же я хочу? Золушка на балу. А все просто, я бы сама никогда не догадалась. Я хочу признания. Обычного признания и восхищения со стороны других людей. Хочу, чтобы люди видели меня и теряли дар речи от моей крутости. Какие детские желания! Но это так и есть, если называть вещи своими именами.

В чем моя проблема? Винни-Пух в гостях у Кролика. Я часто чувствую себя какой-то нелепой, неправильной. Все у меня не как у нормальных людей. Мне постоянно кажется, что я попадаю в глупые ситуации, а люди смотрят на меня или осуждающе или как на невиданную зверушку. Или же я кому-то мешаю, как этот Винни-Пух мешает Кролику и съедает все его запасы.

Каким образом я пытаюсь достичь своей цели? На картинке я вижу себя в роли Ивана-царевича. Он вооружился разными волшебными инструментами, которые дала ему Баба Яга. Лицо его выражает суровую решимость справиться с любым препятствием, которая возникнет на его пути. Иван-царевич напряжен, ему сложно расслабиться. Так и я трачу слишком много душевных сил и энергии, чтобы понравиться людям, чтобы выглядеть важной, нужной и красивой… Хожу по тренингам, где разные «бабыяги» учат меня жизни. Много читаю, работаю над собой.

Что нужно делать, чтобы добиться желаемого? Стрекоза и Муравей. «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» (с). Может быть, это странно, но я не вижу себя в роли положительного героя – Муравья. Я здесь Стрекоза. Я слишком много усилий трачу на простые вещи. Может быть, стоит просто жить сегодняшним днем и не заморачиваться? Если я буду сама собой, то и люди будут ко мне тянуться. А может быть, в этом случае уйдет и потребность всем нравиться, если я буду нравиться самой себе, такая, как есть?»

В ходе дальнейшей работы с помощью неглубокого транса клиентка погрузилась в свое бессознательное, чтобы отыскать ответы на вопросы в далеком прошлом опыте. В прошлых жизнях или в далеком детстве, юности все мы переживали полезный опыт решения самых разных задач. Если этот опыт воспроизвести в памяти, оживить то эмоциональное состояние, это может хорошо помочь в решении текущих проблем.

Клиентка попросила показать ей состояние полного принятия себя, которое она, возможно, когда-то переживала.

«Я полулежу на мягкой кушетке, вокруг меня целый ворох цветных мягких подушек. Я мужчина где-то на Ближнем Востоке. В руках у меня мундштук кальяна, передо мной танцуют танец живота полуобнаженные девушки. Я наслаждаюсь жизнью и полностью доволен собой.

Принимаю ли я себя? Безусловно! Более того, мне в голову не может даже прийти случайная мысль о том, что кто-то может не восхищаться мной. Ведь я самый красивый, умный, благороднейший из благородных. Мне ежедневно говорят об этом придворные льстецы.

Что будет, если кто-то засомневается в моей «солнцеликости»? Ну, во-первых, ему отрубят голову. 🙂 Но дело не в этом. Я абсолютно уверен в своей неотразимости, ничто и никто не может поколебать во мне эту уверенность. И я бы хотела перенести хотя бы часть этой уверенности в свою настоящую жизнь».

Используемая колода МАК: «В гостях у сказки»

В соответствии с этикой психотерапии реальные случаи публикуются с согласия клиента, диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

(с) Ирина Федорова

Теги>Менеджмент

Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»

Различают виды запросов, с которыми обращаются к школьному психологу: запрос об информации; запрос о разрешении конфликтов; запрос о поддержке. Важно четко установить для себя, кто субъект обращения: родители, учителя, администрация или сами дети. Запросы могут быть и неконструктивными, например запрос с предельным обобщением, манипулятивный, рентный и игровой запросы.

Игровой запрос. Жалоба абсолютно не обоснованна: в реальности у ребенка не существует не только тех проблем, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения родителя к ребенку, просто узнав о новом виде услуг, он поспешил ими воспользоваться. Родитель случайно, по настроению обратился к психологу, «сгустил краски», на самом деле в реальном общении у него нет требующих вмешательства проблем.

Запрос с предельным обобщением. Родитель может обращаться профилактически, потому что он человек аккуратный, обстоятельный, тревожный и «всегда жаждет лучшего», хочет, чтобы его ребенок «всегда его слушался», «учился лучше всех» и пр. Жалоба в таких случаях обоснована только отношением самого родителя: такая жалоба выявляет реальность неадекватного родительского отношения. В этом случае может оказаться необходимой работа с личными проблемами обратившегося человека.

Рентный запрос. Запрос об изменении поведения ребенка без затрат и включенности самого родителя. При этом жалоба частично или полностью обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель. При этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями, либо обоих видов отношений. В этом случае необходима работа с обратившимся, но как с родителем, с его отношением к ребенку.

Манипулятивный запрос. Это запрос об изменении других лиц (их мыслей, чувств, желаний) без их согласия. В этом случае не следует поддаваться на манипуляцию. Либо необходима, при его согласии, работа и с самим родителем, и с ребенком, а возможно, и с обоими супругами.

Конструктивные запросы связаны с определенными видами жалоб.

Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснованна: ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке. В этом случае нужна работа с ребенком, учителем, сверстниками, а родители могут выступить как союзники психолога.

Некоторые из вариантов обращения родителя к школьному психологу в дальнейшем не предполагают работы с ребенком, однако решить это можно только после тщательного содержательного анализа обращения родителя. Другими словами, диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка оказывается необходимой во всех случаях жалоб на детей.

Запрос клиента

Запрос клиента — то, что клиент хочет получить в результате, его задача, которую он должен сформулировать как цель.

Первое, с чем сталкивается психолог-консультант — это отсутствие запросов. Люди приходят с жалобами, а не с запросами.

Конечно, исключения бывают. Деловые люди, приходящие на коучинг, часто приходят с запросами очень грамотными и продуманными. А вот домохозяйки и молодые девушки с личными вопросами чаще приходят с невнятными жалобами и неадекватными запросами. Им проще переживать, чем думать и точно формулировать свой запрос. «Мне плохо, помогите!» «У меня вот такие проблемы…» и «Что мне делать?» — это не запросы, а разводилово на жалость. Отвечать на вопрос «Что мне делать?», не уяснив, что клиент хочет на самом деле — не стоит. «Что у вас плохо, понятно. Что вы не хотите — услышали. А что вы хотите?» — Как правило, звучат общие слова, часто в негативных формулировках (избавиться, прекратить), но и это уже шаг вперед.

Например. «Что я поняла из твоего письма? Проблем у тебя много: ты бываешь одинок, ты сердишься на родителей, при этом ты разумен и бываешь энергичным. Твое письмо большое, но главного в нем я не поняла: что ты хочешь, какие задачи ставишь. Если ты хочешь работать — придумай, догадайся, определи: чего ты хочешь. Напиши мне, пожалуйста, одну, две, три свои цели. И я тебе скажу, с какими из них я буду работать».

На этом этапе главная задача консультанта — перевод жалоб клиента в его цели и задачи.

Не с каждым запросом вам нужно работать. Иногда необходимо убедиться, что клиент пришел к вам именно с тем, что он говорит, а не с какими-то другими, посторонними для психологической консультации целями. Может быть, он просто к вам клеится? Другой нередкий вариант «пустого» запроса — придумывание клиентом проблемы, которой на самом деле не существует.

Часто это разговор о страхах. Обязательно уточните, как часто возникает у нее страх, который ее беспокоит, в чем он конкретно выражается и какие реальные беспокойства он приносит. Если окажется, что это страх высоты, который возникает раз в несколько лет, когда девушка подходит на горе к пропасти, то, видимо, девушке дешевле не подходить к краю пропасти, нежели за деньги работать на эту тему с консультантом.

Кто должен формулировать запрос клиента? — Казалось бы, странный вопрос, поскольку вроде бы очевидно: свой запрос должен определить и сформулировать сам клиент. Это его жизнь, это ему плохо, он и знает, что ему нужно. Однако — не все так просто. Обычная ситуация начала консультации — это отсутствие внятного запроса. Клиент готов раз за разом описывать свою проблему (проблемы за проблемой) и смотреть на консультанта жалобными глазами в надежде, что тот все понял и сам ему скажет, в чем его запрос. Вариант — ожидает лечения… Тут ошибкой может быть как формулирование запроса за клиента, так и отсутствие помощи клиенту в выборе и формулировке его запроса.

Если клиент ленится думать и хочет, чтобы консультант трудился за него: делает несчастные глаза и разыгрывает позицию Жертвы, не стоит за него выполнять работу по формулированию его запроса, не стоит подкреплять его дурную привычку жалеть себя и эксплуатировать других. Тут хорошо настоять, чтобы клиент определил свой запрос сам. Он раз за разом рассказывает о своих проблемах, вы раз за разом спокойно выслушиваете и интересуетесь: «Понятно. А что вы хотите?» Отвечать на вопрос «Что мне делать?», не уяснив, что клиент хочет на самом деле — не стоит. На вопрос «Что мне делать» самый простой ответ — вопросом: «А что вы хотите?»

Иногда можно немного помочь, но формы и размеры помощи здесь разнообразны, от ироничного «Вы хотите об этом поговорить?» «Вы хотите поужасаться вместе со мной?» до более конструктивного: «Вы хотите, чтобы я сделал для вас — что?» или «Что будет для вас настоящим результатом нашей консультации?»

Имейте терпение, не надейтесь всегда получить на это разумные ответы. И пусть вас не вводят в заблуждение формулировки: «Хочу изменить ситуацию, не знаю как». «Есть несколько вариантов решения – не могу выбрать». «Знаю, что хочу сделать, но не могу решиться на первый шаг» — варианты психотерапевтического реагирования.

Не ведитесь: это продолжается разводилово на жалость. Вслушайтесь: это негативные формулировки, тут есть только жалоба на проблему, но нет постановки как либо конкретной цели. И клиент ждет, что вы за него сделаете его работу.

Если же клиент старается, честно ищет решение проблемы, но ему не хватает опыта и квалификации свою ситуацию правильно проанализировать, чтобы грамотно сформулировать проблему и поставить задачу — ему вполне можно помочь, когда-то предложив ему те или иные формулировки его возможных целей, а когда-то полностью решив за него, какая у него проблема, к чему теперь ему нужно стремиться, какие задачи ставить и что конкретно теперь следует делать. Такие вопросы опытный консультант решает самостоятельно.

Частая ситуация, когда клиент сам не знает, на что жаловаться, потому что жаловаться готов на все подряд. Еще тяжелее, если это семейное консультирование, и супруги вываливают на консультанта проблему одну за другой. В этой ситуации, если клиент дает, по сути, несколько проблем нам на выбор, право консультанта самому определить, чем следует заниматься. Ориентиры для выбора: с чем справится консультант (не беритесь за задачки, которые не знаете как решать), с чем справится клиент (берите самую простую для клиента задачу), где результат будет более очевидным (близким и наблюдаемым, который можно проконтролировать и на факт которого можно позже опираться).

Нужно учесть, что во многих случаях клиент формулирует своей запрос и цель, исходя из мифов популярной психологической литературы: в случае плохих отношений в коллективе он может быть убежден, что все дело в манипуляциях окружающих, соответственно ставит задачу научиться противостоять манипуляциям, не замечая, насколько конфликтно его собственное общение. Или, в другой ситуации за ситуацией неуверенности девушка сразу видит проблему нехватку родительской любви в своем детстве и просит научить ее любить себя, раз уж не ей не хватило в детстве родительской любви. В этих случаях идти по пути клиентского запроса — неконструктивно, в таких случаях задачу консультации формулирует консультант, как человек более компетентный в подобного рода ситуациях.

Так же, как врач решает, как вас лечить правильно. Если у вас болит живот, то или иное направление лечения после обследования должен определять специалист: он специалист, ему виднее.

Как правило, тупиковыми оказываются запросы типа: «Мне важно понять, чего я хочу», «Почему со мной это постоянно происходит?», «Я просто хочу разобраться в ситуации», или «Мне не понятно, почему он так поступает!» Более продуктивными оказываются формулировки не понимательные, не феноменологические, а действенные, поведенческие: «Помогите мне определиться, в какой институт поступать», «Хочу научиться строить долгосрочные отношения с достойными мужчинами», «Хочу сделать выводы, как на будущее мне себя вести в такой-то ситуации», «Какую позицию мне занять в отношении моего молодого человека, если у меня на него такие-то планы, а он занял позицию следующую…»

Как и при формулировки любой цели, самыми важными моментами в формулировке запроса обычно оказывается позитивность формулировки, конкретность и ответственность. Чем быстрее консультант переведет клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, поможет так или иначе сформулировать конкретную задачу консультации, тем успешнее пойдет все дело дальше.

Типы запроса

Запросом называется явно выражаемая клиентом просьба или жалоба, содержащая словесную формулировку своих трудностей, разрешения которых он ждет от психолога.

  1. Неконструктивные запросы

  1. Нереалистичные запросы. Такие запросы содержат в себе пожелание, которое явно невозможно выполнить, обычно оно предусматривает в качестве цели какое-то идеальное состояние. Клиент использует слова типа «всегда» или «никогда». «Хочу всегда быть спокойным» или Хочу больше никогда не злиться на мужа/жену» или «Как сделать , чтобы ребенок всегда меня слушался?» и т.д. Люди с подобными запросами ориентированы на идеализированные требования (перфекционизм) к себе, к людям и миру. На самом деле их пожелания служат лишь средством защиты от реальных проблем, решения которых они избегают. Им следует оказать помощь в переформулировании своих запросов, для этого необходимо показать неосознаваемые ими проблемы. «Наверное вам почему-то трудно сохранять спокойствие». Следует предложить клиенту для начала избавиться от завышенных и нереалистичных требований к самому себе, а затем поставить другие задачи.

  2. Неопределенные запросы. Клиент не может конкретно определить, что же он хочет. Например, клиент рассказывает длинную историю (или много историй) не делаю выводов и не формулируя своих желаний. Или формулирует проблему совершенно абстрактным и заумным способом, или просто высказывает гнев и возмущение по поводу других людей, или рассказывает о чем-то для него эмоционально значимом, но не говорит,что бы он хотел получить от терапевта. Такие клиенты часто либо сами не понимают, что они хотят, либо надеются на инициативу терапевта, ждут совета как от друга, хотят, чтобы их пожалели, либо бояться терапевта и т.п. Следует задавть наводящие вопросы и максимально конкретизировать запрос. Можно спросить «Чем же я могу вам помочь?».

  3. Манипулятивные запросы. Такой запрос содержит в себе просьбу об изменении не самого обращающегося, а третьих лиц, т.е. об управлении другим человеком без его согласия. Потрясает вопиющая безграмотность подобных обращений. В случае манипулятивного запроса психолог должен разъяснить, что мы не можем решать проблемы третьих лиц заочно, тем более если они этого не хотят. Такой запрос следует перевести в русло работы с самим обращающимся, с его проблемами, которые могут быть связаны с третьими лицами. Манипулятивный запрос проявляется в желании управлять отношениями другого, его мнением, его желаниями, поведением или эмоциями. Это неприемлемо. Особый случай – стремление клиента манипулировать самим психологом. Психолог может обнаружить его не сразу, но чем раньше, тем лучше. Некоторые клиенты приходят на консультацию только лишь для того, чтобы «победить» терапевта, или доказать что с ним все равно нельзя ничего сделать, или заставить терапевта проявлять к ним жалость, или для того, чтобы терапевт принял на себя ответственность за проблемы клиента и т.д.

  1. Конструктивные запросы

  1. Запрос об информации. Клиент хочет просто получить психологическую информацию по важным для него вопросам. Такие запросы достаточно часто встречаются ввиду вопиющей психологической безграмотности населения, нехватки популярных знаний по многим важнейшим темам, распространенности ряда заблуждений. Две формы такого запроса:

А) Запрос о границах нормы или причинах симптома. В данном случае клиенты интересуются тем, насколько серьезно то, что их дети, близкие или они сами проявляют какие-то неадекватные способы поведения или эмоциональные реакции;

Б) Запрос о возможностях психологического изменения и его прогноз. В этом случае клиентов волнует вопрос о возможности коррекции, прогноз событий, если заниматься или не заниматься коррекцией, какая нужна коррекция, какова ее длительность и т.д.

  1. Запрос о помощи в самопознании. Этот запрос имеет много общего с предыдущим, но требует более глубокого исследования. Три формы:

А) об определении способностей или выбора профессии; Здесь, прежде всего, необходима психодиагностика, порой лучше переадресовать запрос к специалисту в области профориентации. Однако может понадобиться простое собеседование, и иногда терапевтическая работа.

Б) о структурировании Я-концепции; Этот вариант предполагает исследование личности. Человек интересуется, какой он на самом деле, какой у него характер. Следует выяснить, а какие мотивы заставляют клиента искать ответ на вопрос, а что в его жизни не так.

В) о помощи в самопринятии и самопонимании. В Данном случае клиент хочет лучше понять самого себя, уладить какой-то внутренний конфликт, понравиться самому себе. В подоплеке таких запросов может быть чувство вины, родительские директивы типа «ты не такой» и др. глубинные причины. Поэтому здесь необходима серьезная терапевтическая работа.

  1. Запрос о помощи в саморазвитии. Несколько форм такого запроса:

А) о развитии когнитивных способностей(памяти, мышления, внимания и т.д.) В этом случае клиента лучше перенаправить в одну из многочисленных групп, занимающихся тренингами соответствующих способностей, или посоветовать соответствующую литературу для самостоятельных занятий. Однако следует выяснить почему возникла такая потребность, не скрывается ли за этим какая-то другая проблема, или комплекс неполноценности.

Б) о развитии коммуникативных навыков (общения)Данный вариант запроса решается также за счет специальных тренингов различного уровня и направленности. Существуют тренинги межличностного общения, тренинги уверенного поведения, тренинги делового общения и т.д. Также следует разобраться в подлинных мотивах клиента, может быть дело не в отсутствии навыков общения, а в наличии каких-то комплексов.

В) о развитии навыков саморегуляции (релаксации, управления эмоциями и т.д.)Этот вариант лучше всего решается на группах телесной терапии, йоги, релаксации, свободного дыхания и т.д. Иногда можно обойтись простыми советами по саморегуляции.

  1. Запрос о трансформации. В этом случае клиент хочет добиться серьезных изменений в своей личности или состоянии. Существуют четыре основные формы этого запроса:

А) О личностном росте. Это такое изменение личности, при котором достигается ее развитие, переход на новый эмоционально-интеллектуальный уровень. Это качественный переход, когда проблемы предыдущего этапа становятся простыми, легко решаемыми.Человек обретает большую широту взглядов, большую гибкость и способность понимать других людей, начинает воспринимать жизнь стратегически, а не реагировать на ситуацию, развивается его философия жизни. В случае такого запроса рекомендуются группы личностного роста. При этом важно выяснить какую цель преследует клиент, стремясь к личностному росту. Это поможет сориентировать его, либо поработать индивидуально.

Б) Экзистенциальный запрос.Предполагает вопросы типа: как найти смысл жизни? Как достичь самореализации? Как жить здесь и теперь? В. Франкл и экзистенциальная психология.

В) Об изменении жизненного сценария. «Хочу стать другим человеком», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь». Теория транзактного анализа Э. Берна и теория стиля жизни А.Адлера. Чаще всего причиной неудовлетворительного сценария являются детские решения, принимаемые ребенком на основе родительских предписаний.

Г) О достижении личной целостности. Выражается в первичном ощущении внутренней противоречивости, отсутствии подлинности бытия. «Хочу обрести внутренний мир», «Хочу стать самим собой» и т.д. За этим запросом может скрываться проблема личной идентичности, конфликт между желаниями личности и требованиями общества, последствия родительского предписания «не будь собой».

  1. Запрос о снятии симптома. Это наиболее распространенная форма запроса, когда клиент хочет избавиться от неприятных для него последствий своей психологической проблемы. Другой вопрос, хочет ли он решать эту проблему. Симптомов великое множество, но их можно объединить в следующие группы:

А) Жалобы на эмоциональные нарушения. Это и депрессии, и фобии, и тревоги, и постстрессовые состояния, и эмоциональные зависимости, и чувство вины и стыда, и душевная боль, и горе, и печаль, и разочарование, и неуправляемый гнев, и навязчивые мысли и действия.

Б)Психосоматические нарушения. Их чрезвычайно много: это головные боли, некоторые болезни органов дыхания (хронический ринит, астма), ряд сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма и др), ожирение, нервная анорексия, булимия, язва желудка и ДПК, запоры, диарея, определенные нарушения работы щитовидной железы, нейродермит, псориаз, ревматоидный артрит, некоторые гинекологические заболевания, предменструальный синдром, сексуальные расстройства.

В) Коммуникативные проблемы. Это не просто отсутствие навыков общения. Коммуникативные трудности могут быть следствием социофобии, речевой фобии, чувства стыда или вины, чувства неполноценности или отверженности. Они могут быть результатом тех или иных особенностей характера (вспыльчивость, дистимность), а иногда и следствием серьезного психологического заболевания. К этой категории можно отнести и застенчивость, и неспособность понимать и выражать чувства (алекситимия), и заикание и т.д.

Г) Когнитивные нарушения. Могут затрагивать любые психические процессы, ответственные за познание мира. Это нарушения памяти, внимания, мышления и восприятия, такие как ложные воспоминания, замедленное мышление, рассеянность внимания, те или иные виды амнезии, дезориентировка сознания и т.д.

Д) Нарушения характера. Искажения характера встречаются в той или иной форме повсеместно. Они предопределяют многочисленные психологические проблемы, с которыми сталкивается личность. Такие искажения в психологии называются акцентуациями характера, т.е. когда та или иная черта оказывается сильно выраженной и определяет неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции. При чрезмерном развитии той или иной патологической черты характера можно говорить не об акцентуации, а о психопатии (расстройстве личности). В ходе консультаций можно диагностировать ту или иную черту характера, дать клиенту соответствующие разъяснения, дать совет, как найти позитивное применение данной особенности характера или постепенно компенсировать ее. Консультант должен помнить, что за фасадом многих симптомов и проблем стоят устойчивые черты характера, без коррекции которых первичная задача решена быть не может.

АНАЛИЗ ЗАПРОСА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Задача психолога — привести запрос в максимально конкретную форму, доступную для решения, или отклонить его ввиду неразрешимости, но предложить в этом случае реалистичную задачу, решение которой могло бы способствовать личностному росту клиента и улучшения его жизни.

Анализ запроса должен привести к заключению терапевтического контракта между клиентом и консультантом. Контракт всегда сосредотачивает усилия на главной задаче. Без контракта процесс терапии рискует постоянно отклоняться в неизвестном направлении, поскольку каждый частный вопрос может вызывать множество новых вопросов и ассоциаций, в результате производиться много работы, но она остается бессистемной и не приводит ни к каким результатам. (есть виды терапии где контракт не заключается – гештальттерапия, психоанализ, гуманистическая терапия).

Обычно контракт заключается устно в форме выражаемого соглашения о том, какая основная цель должна быть достигнута.

Важнейший смысл контракта состоит именно в том, что клиент обязуется работать над самим собой, ведь без его активного и ответственного участия ничего не получиться.

Над заключением контракта клиент работает вместе с терапевтом, но заключает его, по сути дела, с собой. Контракт иногда необходимо перезаключать по ходу терапии, если выясняется, что какая-то другая задача оказалась более значимой.

Контракты могут быть простыми и неопределенными.

Простой контракт – клиент сразу предлагает конкретную задачу, при этом понятно для чего ему необходимо ее решение, и очевидна его готовность к сотрудничеству.

Неопределенный контракт – клиент затрудняется с формулировкой своей проблемы, может бояться выразить свои истинные цели, может говорить очень неконкретно, не понимая для чего ему все это нужно. И здесь терапевту нужно провести работу по уточнению и формулировке действительно важного для клиента контракта. С помощью следующих средств:

  • Логический анализ (уточняющие вопросы, выявление противоречий, конкретизация понятий и сведение их к определенным терминам и т.п.)

  • Упрощение выражений (терапевт просит клиента сказать тоже самое, но простым языком)

  • Иллюстрация примером (терапевт просит клиента объяснить проблемную ситуацию с помощью примера)

  • Моделирование (проиграть проблемную ситуацию в «здесь и теперь»)

  • Выявление целей (спросить клиента для чего ему необходимы те результаты, к достижении. Которых он стремиться, «Что вы будете делать, когда данная проблема уйдет из вашей жизни?», «Что вы получите хорошего, когда избавитесь от этой фобии – депрессии, заикания?» «А зачем ванн надо это менять?»)

НЕПРИЕМЛЕМЫЕ КОНТРАКТЫ

В ряде случаев терапевт может столкнуться вроде бы с адекватно сформулированным, мотивированным, но все-таки неприемлемым контрактом, предлагаемым клиентом. Если терапевт допустил ошибку и принял такой контракт, то работа будет неуспешной до тех пор , пока контракт не будет пересмотрен.

  1. Родительский контракт. Это контракт исходящий из родительского Эго-состояния клиента. Заключая контракт, он предъявляет к себе требования, которые должен выполнить. Если «должен», это значит, что «не хочет» ничего выполнять. Поэтому, приступая к выполнению контракта, он превращается в Ребенка, который с помощью различных хитростей или прямого саботажа сопротивляется его выполнению. При этом терапевт, который принял контракт, начинает играть роль Родителя клиента, и уговаривает, распекает, пытается добиться от последнего выполнения его собственных пожеланий. В такой ситуации у терапевта ничего не получается, а клиент начинает еще суровее критиковать себя и испытывать свою разросшуюся вину. К родительским контрактам относятся, как правило, все контракты типа перестать пить, курить, переедать, принимать наркотики и т.д. Сюда же могут относится контракты заставить себя учится, писать диссертацию, рано вставать, убирать квартиру и т.д. С позиции Родителя клиент понукает и обвиняет самого себя, а с позиции Ребенка – сопротивляется, испытывает отчаяние и вину. Чувство вины, с его точки зрения, является достаточной расплатой за то, что он ничего не делает для достижения успеха. При обнаружении родительского контракта, терапевт договаривается с клиентом добавить в него следующие слова: «Я все равно добьюсь успеха, даже если это понравиться моему терапевту, моей группе, моей матери(отцу)». Одним из важнейших моментов, позволяющих решить эту проблему, является отказ клиента испытывать вину и стремиться к победе над Родителем. Бывает, что клиент предлагает нормальный контракт, но в ходе работы над его выполнением он незаметно подменяет его родительским, ставя терапевта в позицию Родителя по отношению к себе. При этом отвечает терапевту в духе6 «Да, это все правильно, но…», за этим «но» следует длительное объяснении почему он не может это сделать. Если вы это заметили, то стоит похвалить клиента за силу, ум, изворотливость, проявленные при сопротивлении. Например, «Ты молодец, здорово ты меня провел!», «Ты просто герой сопротивления, я бы тебе медаль выдал!». Так или иначе терапевт работает над тем, чтобы Внутренний ребенок клиента вновь решил жить и быть здоровым, чтобы клиент хотел добиться результата для себя, а не потому что он должен кому-то.

  2. Контракты на изменение других. Клиент считает, что для решения его проблемы необходимо, чтобы изменился не он, а кто-то другой: жена/муж, родители, дети, все люди на свете… А они об этом даже и не знают. На самом деле такая постановка вопроса помогает ему избегать ответственности за свои проблемы, он уверенно связывает свои страдания с поведением других людей или обстоятельствами или отрицает свою автономию. Более того, он настаивает на своей зависимости, он представляет себя жертвой других людей, не имеющей своей воли и, похоже, не имеющей разума. Подобный контракт необходимо отклонять, но вместо него следует предлагать другой, основанный на тех целях, к которым стремится клиент, предлагая достичь их вне зависимости от поведения других людей. Человек сам выбирает свои чувства и поведенческие реакции, никто не может заставить его чувствовать себя плохо и вести себя неправильно, за исключением случаев прямого насилия, угрозы жизни ограбления и т.д. (это краеугольное положение психологии). Если индивид ощущает эмоциональную зависимость от других людей или обстоятельств, то необходимо работать против этой зависимости, помогая ему обрести самостоятельность и уверенность. Если он подвергается эмоциональному шантажу и давлению, то можно помочь ему научиться противостоять подобным воздействиям. Манипулятивный контракт может проявляться не сразу. Сначала предлагается нормальный контракт, скажем, чтобы избавиться от чувства зависти. Однако когда терапевт пытается помочь клиенту изменить свои мучительные чувства, он выдвигает тезис о том, что не может изменить свои чувства, пока не будет иметь то, что не хуже, чем у кого-то другого. Поскольку терапевт не может дать клиенту, то, что тот хочет, то он чувствует себя в ловушке. В таком случае клиенту следует объяснять, что наверное он обратился не к тому специалисту, что психолог является специалистом во внутреннем мире человека, там он и может добиться изменений, но только при содействии самого клиента и никак иначе.

  3. Игровые контракты. Это контракты, которые втягивают терапевта в игру (по Э.Берну). Клиент хочет, чтобы терапевт одобрил то, что причинит ему боль или сделает его несчастным. На внешнем плане он выдвигает вроде бы благовидную цель, но на самом деле стремиться к достижению другой, скрытой цели, приводящей не к решению, а к усугублению проблемы.

  4. Вечные контракты. Некоторые клиенты готовы очень усердно работать над достижением цели, которой почему-то никак не могут добиться, но уверены, что в будущем это обязательно свершиться. Когда терапевт предлагает им изменить что-то в себе прямо сейчас, они находят разные предлоги, чтобы этого не делать. Такие клиенты, решая проблему, не рассчитывают на результат, он их пугают, они полагают, что это само произойдет когда-то. Их секретный план — оставаться несчастными до полного исцеления. Деятельность по самоанализу и «косметическому ремонту» становиться самоцелью. Предлагается заключать с такими клиентами единственный контракт – перестать заставлять себя страдать по поводу прошлого. Им необходимо помочь принять самих себя и научиться получать удовольствие от жизни.

  5. Скрытые контракты. Терапевт может невольно заключить с клиентом скрытый контракт, который препятствует исполнению основного контракта. Скрытый контракт состоит в том, что тем или иным образом терапевт вместе с клиентом отрицают наличие у последнего силы и автономии, достаточных для решения его проблемы, — клиент превращается в жертву. Это скрытое соглашение о том, что клиент может избегать достижения объявленной цели, а терапевт не будет ему в этом препятствовать. Например, терапевт потакает клиенту, когда тот избегает тех чувств, которые следует пережить, когда он не хочет думать над своей проблемой, не хочет действовать. Терапевт соглашается с тем, что клиент не может этого делать. Даже построение тех или иных вопросов порой содержит в себе разрешение на то, чтобы клиент мог избегать ответственности и не справляться с простыми задачами.(Можетели рассказать мне..?, Когданачаласьваша депрессия?). Слова клиента, когда речь заходить о необходимости что-то сделать: — Я попытаюсь, Я попробую. На деле это означает, что клиент собирается заменить действия попыткой. Поэтому необходимо сказать «Пробовать – значит не делать», или иронически «Попробуйте, попробуйте..», или директивно «Не надо пробовать — просто сделайте это прямо сейчас». Еще одно утверждение клиента «Я не могу». Как правило это относиться к простым и очевидным действиям, которые он, конечно же может, но не хочет. Нужно попросить его сказать «Я не хочу» или «Я не буду». (Если терапевт признает, что обстоятельства заставляют человека чувствовать, то клиент тут же оказывается жертвой и проблема не имеет решения.) Человек может считать, что другие люди заставляют его чувствовать злость, вину, унижение, обиду, страх. Однако это справедливо для случаев прямого физического воздействия. Человек сам выбирает свои чувства, и обычно это те чувства, которые уже стали чертой его характера. Еще один прием клиента, заключается в том, чтобы говорить о задаче в неопределенной форме, но так чтобы терапевт принял это выражение за конкретные намерения. Для этого используются слова «может быть», «вероятно», «возможно», «наверное». К категории способов обмануть терапевта и самого себя также относиться «первое жульничество». Клиент обычно в самом начале встречи объявляет о каких-то своих особенностях, которые делают результат терапии маловероятным. Он говорит об этом как бы между делом, и терапевт может этого не услышать, но у клиента создается ощущение, что он честно предупредил и может теперь следовать тому, что сказал о себе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ

Дополнительные контракты необходимы для успешного выполнения основного контракта. Виды:

  1. Клиенту предлагается сказать или вписать в основной контракт определенные фразы. Например, «Я добьюсь успеха даже если это понравиться моему терапевту, моей группе и моей маме.»

  2. Антисуицидальные контракты. Они необходимы в работе с клиентами, совершавшими попытки самоубийства или имеющими такие склонности.

  3. Антитабачный, антиалкогольный, антинаркотический. Эти контракты заключаются если ведется работа по избавлению клиента от табачной, алкогольной и т.п. зависимости.

  4. Антипсихозный контракт, заключается при работе с психотической личностью.

КОНТРАКТЫ С КЛИЕНТАМИ ПОНЕВОЛЕ

Это могут быть алкоголики, которых жены заставили лечиться; наркоманы, которых принуждают лечиться родители; дети с асоциальным поведением; подростки не желающие учиться и т.д. Клиент, пришедший поневоле, считает, что ответственность за его изменения лежит на тех, кто его направил на терапию. Ему это не нужно, и он скорее будет сопротивляться, чем сотрудничать. Поэтому предлагается первым делом узнать у клиента, что от него хотят эти другие, чтобы ни в коем случае не занять их позицию. А потом поинтересоваться, чего он сам бы хотел изменить в себе, чтобы добиться каких-то своих целей. Как ни странно, но решая вопрос об изменениях, которые хотят клиенты поневоле, терапевт способствует и достижению тех целей, которые ставят перед собой те, кто направил к нему этих клиентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *