Психические функции

Психические функции

36. Учение Л.С.Выготского о высших психических функциях и его вклады в психологию.

Л.С.Выготский (1896-1934) является одной из самых выдающихся личностей отечественной психологии XX в., автором культурно-исторической теории развития психики. Он первым поставил вопрос о необходимости конкретно-психологического изучения сознания.

Сознание необходимо рассматривать как психологическую реальность, играющую важнейшую роль во всей жизнедеятельности человека. Основная гипотеза культурно-исторической теории: психические процессы человека опосредуются своеобразными психическими орудиями, подобно тому, как труд опосредуется орудиями труда. В психологических процессах человека следует различать два уровня: первый – “разум (психический процесс), предоставленный самому себе”, второй – разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. При этом в психической сфере человека решающее значение имеет второй, “орудийный” уровень. Психика человека формируется в процессе использования особых средств регуляции психической деятельности, которыми являются культурные знаки. По Выготскому, человеческое сознание складывается в процессе интериоризации, перевода первоначального внешнего практического действия, процесса во “внутренний план”, импульсивное действие преобразуется в действие произвольное. Л. С. Выготский считал, что знаки языка являются орудиями, используя которые, субъект создаёт свой внутренний мир. Единицами внутреннего мира человека являются значения и смыслы. Дальнейшие исследования Выготского касались изучения явлений опосредования на примере функции мышления. Он считал, что речь как система знаков становится основным средством мышления высших психических функций, основным средством построения личности. Выготский исследовал мышление и речь у детей. В своих трудах он много полемизировал с Ж. Пиаже, который истолковывал эгоцентрическую речь как проявление изначально присущей ребенку асоциальности. Выготский показывал, что эгоцентрическая речь изначально социальна. Она является важнейшим средством мышления, рождающегося во внешней, предметной деятельности ребенка. Вербальное мышление складывается по мере интериоризации деятельности; эгоцентрическая речь при этом не отмирает, а становится внутренней речью.

Высшие психические функции

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.

Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

Высшие психические функции — культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой.

Еще раз основные пункты, характеризующие ВПФ. Это функции:

  • Социальные по своему происхождению — говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм — интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.
  • Опосредованные по строению — внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом — представления о том, что в культуре принято и понятно.
  • Произвольные по характеру регуляции — человек может ими сознательно управлять.

Список ВПФ

К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции — вопрос спорный.

Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ — функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.

Высшие психические функции

Высшие психические функции — исторически неверное наименование одного из центральных понятий теоретической концепции Л. С. Выготского, который открыто полемизировал с защитниками идеи «психических функций» и настаивал на использовании выражения «высшие психологические функции», (ВПФ). Высшие психологические функции — наиболее сложноорганизованные психофизиологические процессы. Согласно Выготскому и его последователям периода «инструментальной психологии» 1920-х годов, «высшие психологические функции» возникают на основе «натуральных психологических функций», за счёт опосредствования их «психологическими орудиями», например, знаками. К началу 1930х годов Выготский отказался от «функции» как центрального понятия своей теории. Благодаря массированной и систематической фальсификации и искажения научного наследия Выготского, подмене понятий, а также цензуре и систематической правке его текстов в посмертных публикациях его работ, в массовую русскоязычную пост-выготскианскую психологию было введено в обиход выражение «высшие психические функции» и ошибочно представлено как центральное понятие незавершенной психологической теории Выготского.

Понятие «высших психологических» функций у Выготского

Понятие высших психических функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века, а в русскоязычной психологической традиции оно ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» для обозначения объекта его исследования не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п. Выготский подчеркивал важность понимания этих явлений именно как «высших психологических»: «Сознание определяет жизнь (образ), но оно само возникает из жизни и образует ее момент: ergo жизнь определяет жизнь через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни (от динамики) — взяли его как понятие психического, а не психологического, — мы закрыли себе всякий путь к выяснению и объяснению его главнейшего свойства: определять образ жизни и поведения, действовать, влиять». При этом Выготский подчеркивал принципиальную важность различения психологических и психических явлений с точки зрения диалектической психологии и, в частности, его психологической теории:

Диалектическая психология … не смешивает психические и физиологические процессы, она признает несводимое качественное своеобразие психики, она утверждает только, что п с и х о л о г и ч е с к и е процессы едины. Мы приходим, таким образом, к признанию своеобразных психофизиологических единых процессов, представляющих высшие формы поведения человека, которые мы предлагаем называть психологическими процессами, в отличие от психических и по аналогии с тем, что называется физиологическими процессами.

Более того, в своих текстах, опубликованных при жизни их автора, Выготский никогда не использовал выражения «высшие психические» для описания явлений, которые описывала и изучала его психологическая теория. Понятие «высших психологических» функций также активно разрабатывалось в работах сотрудников Выготского и Лурии 1920х годов, а наиболее ярким примером экспериментальной разработки этой темы (в частности: проблем произвольного запоминания и активного внимания) является монография А. Н. Леонтьева, опубликованная в 1931 году под названием «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций». Основным результатом этих исследований стала разработка так называемого параллелограмма развития.

Тем не менее, сразу после его смерти тексты Выготского стали подвергаться систематической редакторской правке при подготовке к публикации начиная уже с середины 1930-х годов, что в конечном счете привело к системным искажениям и фальсификациям его научного наследия в послевоенных публикациях работ Выготского на протяжении всего советского периода 1950х-1980х годов, включая шеститомное собрание сочинений Выготского, вышедшее в начале 1980-х годов под редакцией М. Г. Ярошевского и других.

По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930-х годов, а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени, так и в работах самого Выготского, в начале 1930-х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920-х годов.

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» было введено в оборот и стало активно использоваться в работах группы советских исследователей «круга Выготского-Лурии». Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признаков «высших психических функций». В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Высшие психические функции в «выготскианской» психологии

Структура

Обычно к высшим психологическим функциям относят опосредованные (то есть, не природные, «натуральные», а возникшие в ходе культурного развития) восприятие, воображение, память, мышление и речь. Однако, вопреки заблуждениям, высшие психологические функции не являются специфически человеческим приобретением. Их наличие показано у высших приматов, китообразных, некоторых птиц (например, у попугаев и врановых) и даже головоногих моллюсков. Они могут быть механистически разложены на составляющие их естественные процессы:

А —> Б

Здесь при натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память большинства животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А —> X —> Б

Высокоорганизованная память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы:

Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его. Этот анализ, проведенный последовательно и до конца, всегда приводит к одному и тому же результату, именно он показывает, что нет такого сложного и высокого приема культурного мышления, который бы не состоял в конечном счете из некоторых элементарных процессов поведения… В наших экспериментальных исследованиях мы ставим ребенка в такую ситуацию, в которой перед ним возникает задача запомнить известное количество цифр, слов или другой какой-либо материал. Если эта задача не превышает естественных сил ребенка, ребенок справляется с ней естественным или примитивным способом. Он запоминает, образуя ассоциативные или условно-рефлекторные связи между стимулами и реакциями.

— Выготский Л.С Проблема культурного развития ребенка // Педология. 1928. № 1. С. 58-77

В такой формулировке учение о высших психологических функциях предстаёт как классический пример физиологического редукционизма и механицизма в науках о человеке.

Мозговая организация

Идеи о системной организации поведения, психологических процессов и деятельности человеческого мозга появились в научном творчестве Выготского и некоторых его сотрудников не ранее начала 1930х годов, благодаря чему понятие изолированных «высших психологических функций» стало постепенно отходить на второй план. Именно тогда зародились, — а позднее были существенно развиты, — представления о том, что психофизиологическим коррелятом формирования высших психологических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психологическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.

Примечания

  1. Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London and New York: Routledge BOOK PREVIEW
  2. Кайлер П. «Культурно-историческая теория» и «Культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) в реальность // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 5 (1). С. 34-46
  3. 1 2 Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.; Л.: Учпедгиз, 1931. — 280 с.
  4. 1 2 Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций // А. Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: ранние работы / Ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — М. Смысл, 2003. — С. 27-198.
  5. Yasnitsky, A. (Ed.) (2018). Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. London and New York: Routledge BOOK PREVIEW
  6. Завершнева, Е. (2008). Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2) // Вопросы психологии, (2), 120—136
  7. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61 (переиздан с искажениями в 1982 в «Собрании сочинений» Выготского, т. 1, стр. 132—148
  8. Keiler, P. (2012). «Cultural-Historical Theory» and «Cultural-Historical School»: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 2012, 5 (1), 1—33
  9. Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, 5 (1), с. 34—46
  10. Ясницкий, А. (2016). Ревизионистская революция в выготсковедении и наследие Выготского в 21 веке
  11. Yasnitsky, A. & van der Veer, R. (Eds.) (2015). Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. London and New York: Routledge
  12. Yasnitsky, A., van der Veer, R., Aguilar, E. & García, L.N. (Eds.) (2016). Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores
  13. Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н. А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
  14. См., напр., Левин, Курт (1931). Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии
  15. См., например: «Высшие и низшие функции не строятся в 2 этажа: их число и названия не совпадают. Но и не наше прежнее понимание: высшая функция есть овладение низшей (произвольное внимание есть подчинение себе непроизвольного внимания), ибо это и значит — в 2 этажа». Выготский, запись «Symposium 4 декабря 1932 г.» (семейный архив Л. С. Выготского). Цит. по Завершнева (2007). «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л. С. Выготского) // «НЛО» 2007, № 85
  16. Лурия, А. Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. — М., 1947
  17. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.

Высшие психические функции: причины нарушений у детей и взрослых

Высшие психические функции, также именуемые когнитивные способности личности – сложные по структуре и организации психофизиологические феномены. Процессы высшей психической деятельности не являются результатом генетического наследия человека. Они не даны от рождения, а формируются пожизненно и являются следствием индивидуального опыта человека. Их происхождение и развитие обусловлено культурными и социальными факторами.

Все виды когнитивных способностей человека не существуют изолированно: они системно связаны друг с другом. Особенность высших психических функций: возможность и необходимость сознательного управления ними.

По современным представлениям, когнитивные способности человека базируются на простой условно-рефлекторной деятельности мозга. Это подтверждает тот факт, что любой психический процесс неоднородный по структуре. Он протекает в двух взаимосвязанных плоскостях: на природном (натуральном, непроизвольном, биологическом) пласте и на приобретенном (высшем, произвольном, культурном) уровне.

С помощью высших психических функций человек осуществляет рациональное познание окружающей действительности и целенаправленно взаимодействует с внешним миром. Когнитивные способности обеспечивают восприятие информации, проводят обработку, синтез и анализ данных, дают возможность запоминать, хранить и воспроизводить сведения. Благодаря высшим психическим функциям субъект может обмениваться информацией, отбирать требуемые факты для построения жизненной стратегии, осуществлять избранную программу действий.

Виды высших психических функций

Высшими психическими функциями являются следующие когнитивные способности человека:

  • речь;
  • праксис;
  • гнозис;
  • память;
  • внимание;
  • интеллект.

Речь

Речь – исторически сформированный вид коммуникации и взаимодействия в человеческом сообществе посредством языковых конструктов, которые создаются и применяются согласно установленным канонам. Речевые способности подразумевают два процесса. Первый из них носит название экспрессивная речь, что представляет собой формирование, формулирование и изложение личных мыслей с помощью языковых средств. Второй процесс именуется импрессивная (сенсорная) речь, характеризующаяся способностью человека воспринимать слышимые и видимые языковые конструкции, понимать значение символов устной и письменной речи.

Праксис

Праксис – существующие у индивидуума практические навыки целенаправленной двигательной активности, возникшие в результате личного опыта и благодаря полученному профессиональному образованию. Такие способности приобретаются и накапливаются в течение всей жизни человека. Праксис включает огромное количество простых и сложных регулярно осуществляемых субъектом двигательных программ. Примерами двигательной активности выступает и навык ходьбы, который усваивает ребенок к одному году жизни, и сложные профессиональные акты, например, сборка агрегата в определенном алгоритме действий. Проведение сложных видов двигательной активности обеспечивает правильная последовательность сокращения мышц скелетной мускулатуры. Выполнение сложных актов обеспечивает поступающая информация от проприоцепторов и воспринимаемые речевые сигналы.

Гнозис

Гнозис – когнитивная способность человека, обеспечивающая возможность синтеза простых сигналов от сенсорных систем в целостные зрительные, слуховые или тактильные образы. Гнозис обеспечивает восприятие информации любой модальности и дает возможность из разнородных сигналов составить цельную картину. Благодаря этой высшей психической функции индивид не только видит какой-то объект, но и узнает его и выделяет из ряда других предметов благодаря слаженной работе отдельных анализаторов и извлечения требуемой информации из памяти.

Память

Память – способность субъекта усваивать из жизненного опыта сведения, сохранять информацию о явлениях окружающего мира и возникших реакциях организма на произошедшие события, многократно воспроизводить и использовать сохраненные данные для решения возникающих задач. Эта когнитивная способность также позволяет при необходимости дополнять и изменять запомненные сведения.

Проведенные исследования установили три стадии формирования памяти человека, каждой из которых соответствует определенный вид: сенсорная, кратковременная и долговременная память. В сенсорной памяти сберегаются сведения, полученные от органов чувств при воздействии на них определенных стимулов. Продолжительность сохранения информации минимальная: на время присутствия раздражителя, что не превышает 0,5 секунды. В кратковременной памяти усвоенные данные сберегаются не более двадцати секунд. Если не происходит повторения информации, то сведения разрушаются под воздействием вновь получаемых данных. В долговременной памяти усвоенные данные сберегаются пожизненно.

Внимание

Внимание – сознательная функция, подразумевающая избирательное направление восприятия на определенный предмет или явление. С помощью этой высшей психической функции происходит поиск и обнаружение сигнала с последующим сохранением бдительности и отождествлением полученной информации. Внимание включает в себя два компонента: непроизвольный вид и произвольный тип. Благодаря непроизвольному вниманию происходит адекватное и своевременное восприятие стимулов окружающего мира. Посредством произвольного внимания человек фокусирует психическую активность для достижения установленной цели.

Интеллект

Понятие интеллекта подразумевает способности индивидуума к рациональному познанию окружающей действительности. Эта функция высшей психической деятельности обеспечивает адаптацию человека к вновь открывшимся условиям, позволяет обучаться, понимать информацию и запоминать полученные сведения. Благодаря интеллекту человек способен применять усвоенные концепции на практике, может проводить анализ и синтез информации, готов делать какие-то умозаключения. По своей сути интеллект – совокупность всех функций высшей психической деятельности.

Нарушения высших психических функций

Под нарушениями высших психических функций подразумевают ухудшение памяти, снижение способностей к целенаправленному вниманию, речевые расстройства, ухудшение работоспособности мозга в целом и иные когнитивные дефекты. Когнитивные нарушения противопоставляются исходному уровню умственных способностей, который различен у разных людей.

Нарушения высших психических функций у детей и взрослых принято подразделять на три категории в зависимости от тяжести возникших дефектов: на легкие, умеренные и тяжелые расстройства. Определение тяжести нарушений происходит путем диагностики с использованием различных психометрических шкал.

  • При легких нарушениях высших психических функций показатели когнитивных способностей человека фиксируются в диапазоне среднестатистической нормы для конкретной возрастной группы. При легких нарушениях допускаются также незначительные отклонения значений в ту или иную сторону. Особенностью расстройств, протекающих в легкой степени тяжести – сохранение у больного критической оценки своего состояния: пациенты осознают факт ухудшения их умственных возможностей по сравнению с исходным уровнем. Как правило, такие больные сильно обеспокоены произошедшими с их когнитивной сферой изменениями. Они осознанно и целенаправленно описывают свои жалобы врачу. Однако произошедшие с ними перемены не доставляют хлопот и не притягивают внимание окружающих. Легкие нарушения высших психических функций не влияют на привычный образ жизни и не создают каких-либо затруднений в самообслуживании. Согласно проведенным обследованиям больных неврологического профиля легкие нарушения определяются у 40% пациентов. Также статистика указывает, что от когнитивных расстройств легкой степени тяжести страдает не менее 20% лиц пожилого и преклонного возраста.
  • Основанием для констатации расстройств высших психических функций средней тяжести являются результаты обследования, при которых показатели умственной работоспособности выходил за допустимые пределы для конкретной возрастной нормы. Однако умеренные нарушения не приводят к дезадаптации больного, не ограничивают его самостоятельность, независимость и дееспособность. Человек с такой проблемой самостоятельно указывает на возникшие у него трудности. Он жалуется на быструю утомляемость при осуществлении умственной деятельности, указывает на трудности с запоминанием и воспроизведением информации, описывает ухудшение способностей к восприятию новых учебных сведений. Также ухудшение когнитивных возможностей становится заметным окружающим. При умеренных расстройствах особа утрачивает возможность проведения сложных видов интеллектуальной активности. Распространенность расстройств высших психических функций умеренной степени тяжести среди людей пожилого и преклонного возраста превышает планку в 15%. При этом у половины пациентов, имеющих проблемы неврологического профиля, фиксируется снижение когнитивного потенциала.
  • Тяжелые нарушения высших психических функций – сложные необратимые расстройства, при которых субъект утрачивает способность к самообслуживанию, утрачивает возможность адаптации в социуме и нуждается в помощи окружающих. При тяжелых расстройствах происходит распад психических функций, определяется стойкое ухудшение познавательной деятельности, утрата ранее приобретенных знаний, неспособность на практике использовать усвоенные навыки, отсутствие способностей к усвоению новой информации.

Причины нарушения высших психических функций

Описано несколько десятков отдельных, самостоятельных форм болезней, в клинической картине которых присутствуют нарушения высших психических функций. Такими нозологическими единицами являются как первичные патологии мозга, так и разнообразные соматические заболевания, болезни нервной системы, психотические расстройства, при которых наблюдается ухудшение когнитивных способностей человека.

Причиной нарушения высших психических функций могут быть дегенеративные заболевания нервной системы – обширная группа недугов, которые вызваны процессом прогрессирующей гибели нейронов, напрямую не связанным с установленными внешними агентами или внутренними факторами. Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие нейродегенеративные заболевания:

  • сенильная деменция альцгеймеровского типа, ключевой особенностью которой являются накопление амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков в тканях головного мозга;
  • деменция с тельцами Леви, характеризующаяся развитием признаков паркинсонизма, появлением отягощающихся когнитивных нарушений, возникновением рецидивирующих визуальных галлюцинаций, существенным перепадом в течение суток уровня интеллектуального потенциала;
  • фронтотемпоральная дегенерация – наследственная патология, носящая нерегулярный характер, при которой поражаются лобные и височные доли;
  • кортикобазальная дегенерация – спорадическая болезнь нервной системы с доминантным поражением лобно-теменной покрышки и черного вещества, для которой характерно скопление в нейронах гиперфосфорилированного тау-белка;
  • болезнь Паркинсона – болезнь, вызванная постепенным отмиранием двигательных нейронов, продуцирующих дофамин;
  • прогрессирующая надъядерная офтальмоплегия – недуг, характеризующийся отсутствием произвольных содружественных движений глаз в горизонтальной или вертикальной плоскости;
  • болезнь Гентингтона – генетическое заболевание, проявляющееся сочетанием прогрессирующего хореического гиперкинеза и психотических расстройств.

Очень часто причиной нарушения высших психических функций являются сосудистые патологии и дефекты головного мозга, которые развились из-за острых или хронических сбоев в мозговом кровообращении. Причиной ухудшения когнитивных способностей человека могут быть:

  • ишемический инсульт, сопровождающийся размягчением участка мозговой ткани – инфарктом мозга;
  • мультиинфарктное состояние, представляющее собой множественные небольшие инфаркты в белом веществе полушарий головного мозга, внутренней капсулы, оснований вентральной части заднего мозга;
  • хроническая церебральная ишемия, вызванная постепенным ухудшением кровоснабжения головного мозга с нарастающими различными изъянами в его работе;
  • геморрагический инсульт – кровоизлияние в вещество мозга в результате разрыва кровеносных сосудов.

Причиной нарушения когнитивных функций являются дисметаболические энцефалопатии – диффузное поражение структур черепной коробки, являющееся следствием нарушений обмена веществ при различных заболеваниях висцеральных органов. Ухудшение когнитивных нарушений наблюдается при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической энцефалопатии. Еще одна вероятная причина нарушения высших психических функций – дефицит в организме тиамина, цианокобаламина, фолиевой кислоты. Угнетение познавательной способности может наблюдаться в результате отравления ядами химического происхождения, как промышленными, так и бытовыми веществами.

Распространенная причина изменений функционирования головного мозга – бесконтрольный прием медикаментов и наркотических веществ. Выраженная когнитивная дисфункция наблюдается при приеме психотомиметических отравляющих веществ, при злоупотреблении холинолитическими средствами. Угнетающее влияние на функционирование нервной системы оказывают барбитураты, обладающие амнестическим действием. Причина нарушения когнитивных способностей – использование высоких доз бензодиазепинов, антипсихотиков, нормотимиков.

Нарушение высших психических функций часто определяется при нижеследующих состояниях:

  • ВИЧ энцефалопатии, определяемой у 15-20% больных СПИДом;
  • синдром кортико-стриоспинальной дегенерации, являющийся основным признаком прионной болезни;
  • панэнцефалиты – воспаление головного мозга, характеризующееся поражением белого и серого вещества;
  • болезнь Бейля – заболевание сифилитического происхождения;
  • рассеянный склероз – хроническая аутоиммунная патология;
  • прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия – демиелинизирующее инфекционное заболевание нервной системы, при котором происходит асимметричное поражение головного мозга, инициированное активацией вируса JC (полиомавируса человека 2).

Ухудшение когнитивных способностей человек может быть результатом или отдаленным последствием травм черепной коробки. Нарушение высших психических функций определяется при доброкачественных или злокачественных новообразованиях головного мозга. Еще одна причина угнетения функционирования мозга – разнообразные ликвородинамические нарушения, обусловленные нарушением секреции, резорбции и циркуляции цереброспинальной жидкости.

Если причиной ухудшения высших психических функций выступают нарушения метаболизма, то при устранении провоцирующего фактора когнитивные способности человека восстанавливаются до нормального состояния. Однако при большинстве хронических сосудистых и прогрессирующих дегенеративных заболеваний головного мозга нарушения психических функций носят необратимый характер.

Психология и поведение человека

Что называется высшей психической функцией.Отме­ченные в заключение предыдущего параграфа особенности высших достижений животных в психическом развитии предполагают существование у человека таких психологиче­ских свойств, которых нет у животных. Подобных свойств довольно много, и им посвящена остальная часть данного учебника. Эти свойства, характерные исключительно для че­ловека и отсутствующие у животных, практически охваты­вают все стороны психологии и поведения человека: позна­вательные процессы, психологические состояния, личност­ные особенности, межличностные отношения.

Когда-то, в конце XIX — начале XX в., психология как современная экспериментальная наука еще только начинала развиваться, с трудом завоевывая себе право считаться на­стоящей наукой, и психологи не решались браться за иссле­дование сложных психологических явлений, свойств и форм социально-культурного поведения человека. Их усилия в ос­новном сосредоточивались на изучении простейших познава­тельных процессов, да и среди них ученые-психологи иссле­довали в основном ощущения, восприятие, память и мыш­ление в их элементарных формах.

Однако уже тогда возникла и позднее прочно закрепилась сознании ученых мысль о том, что человек существенно отличается от животных по особенностям своих познавательных процессов. Эту мысль высказывали и развивали многие психологи в Европе, в США и в России. Значитель­ный вклад в разработку этой идеи внес выдающийся отече­ственный психолог Лев Семенович Выготский, предложив­ший для обозначения познавательных процессов человека понятие высшей психической функции. С помощью этого по­нятия он обозначил психический процесс, который ради­кально преобразовался под влиянием истории существова­ния людей, их культуры и благодаря этому достиг высшего уровня своего развития.

Высшими психическими функциями Выготский называл свойственные только человеку восприятие, внимание, па­мять, воображение, мышление и речь. Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рожде­ния. Высшие психические функции он приобретает в про­цессе жизни в результате обучения и воспитания. Такие функции имеют произвольный и опосредованный (иногда го­ворят «опосредствованный») характер.


К натуральным психическим функциям Выготский отно­сил такие познавательные (психические) процессы, которые формируются и развиваются по мере созревания мозга и не­зависимо от обучения и воспитания. Это, например, механи­ческая и непосредственная память1.

1 Механической называют память, при которой запоминание происходит в результате простого, многократного повторения запоминаемого материала, без его умственной обработки, то есть осмысления. См. также далее.

Непосредственная память — это память, в которой запоминание материала осуществляется прямым путем, в результате его непосредственного восприятия или воздействия на органы чувств. См. также далее.

Иногда природные, или натуральные, психические функции вслед за Выготским на­зывают элементарными, подчеркивая тем самым их отличие от высших, гораздо более сложных психических функций.

Чем отличаются высшие психические функции от эле­ментарных психических функций.Итак, рассмотрим более подробно два главных отличия высших психических функ­ций от элементарных.

Произвольность высших психических функций означает их осознанность, подчиненность воле человека и управляе­мость с его стороны. Это, например, произвольное внимание, произвольное, сознательное запоминание или припоминание какого-либо материала.

Опосредованность высших психических функций указы­вает на то, что для сознательного, волевого контроля и уп­равления соответствующими функциями человек обращает­ся к каким-либо, придуманным им же самим, средствам, ко­торые, в свою очередь, могут быть знаковыми системами, орудиями и инструментами, входящими в состав материаль­ной человеческой культуры. К примеру, опосредованная па­мять — это такая память, при которой человек пользуется письменной речью для сохранения и припоминания матери­ала, то есть записывает его для сохранения в памяти и за­тем, по соответствующей записи, в нужный момент времени припоминает материал.

Если человеку необходимо что-то воспринять, вниматель­но рассмотреть, то прежде, чем начать это делать, он ставит перед собой соответствующую задачу, внутренне настраива­ется на восприятие, внимательно изучает воспринимаемый объект и в ходе самого восприятия контролирует соответст­вующий процесс. При этом образ воспринимаемого предме­та возникает не случайно, не спонтанно, а целенаправленно и сознательно конструируется самим человеком в ходе вос­приятия и далее проверяется на его соответствие восприни­маемому объекту. Такое восприятие и называется произ­вольным, оно тесным образом связано с мышлением челове­ка. Произвольный характер также имеет внимание, участву­ющее в процессе восприятия.

Человек в отличие от животных наделен волей, то есть способностью сознательно регулировать и целенаправленно управлять как своим внешним поведением, так и внутренни­ми, психологическими процессами. Однако эта способность человеку с рождения не дана, он ее постепенно приобретает в процессе обучения и воспитания.

Немаловажную роль в этом играет то, что ребенок, разви­ваясь, постепенно овладевает средствами психологической саморегуляции, прежде всего речью. Сначала он использует речь для управления действиями тех людей, с которыми об­щается, а затем начинает использовать речь для управления собственными действиями. Вначале речь как средство произ­вольной саморегуляции используется в ее внешней форме (ребенок вслух сам себе дает определенные команды и сам же их затем выполняет). После этого ребенок обращается к внутренней речи как средству саморегуляции. Таким обра­зом, опосредованность высших психических функций озна­чает, что их главным регулятором у человека в конечном счете становится его внутренняя речь.

Л.С.Выготский, однако, рассматривал этот вопрос не­сколько шире. Имея в виду произвольность и опосредован­ность высших психических функций, он говорил о том, что эти два важнейших качества связаны с изобретением и ис­пользованием людьми орудий и знаковых систем. Под ору­диями он понимал, прежде всего, разнообразные орудия тру­да, инструменты, машины и приборы, с помощью которых люди изучают окружающий мир и получают возможность точнее и глубже его познавать.

Одним из таких «орудий», появившимся в более поздний период истории человечества, становится язык как система письменных знаков и логика мышления. Язык является од­ной из важнейших для современного человека знаковых си­стем. К числу других знаковых систем можно отнести услов­ные обозначения, которые применяются в различных видах специальной деятельности человека, например знаки или специальные языки, которыми пользуются составители гео­графических карт, физики, химики, математики, регули­ровщики дорожного движения и т.п.

Овладевая современными знаковыми системами, чело­век получает возможность не только общаться со специали­стами, но и получает знания, заложенные в соответствую­щих знаках. К примеру, овладевая научным языком, чело­век одновременно усваивает и соответствующие научные понятия. В результате его элементарные психические функции постепенно превращаются в высшие психические функции.

Но к существованию высших психических функций отли­чие человека от животных не сводится. Кроме психических функций или познавательных процессов у человека наблю­даются высшие психологические состояния и высшие психо­логические свойства.

Что такое высшие психические состояния и высшие психологические, личностные свойства человека. Квыс­шим психическим состояниям относятся такие, как вдох­новение, восторг, восхищение, а также высшие чувства человека: нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие. Эти состояния не характерны для животных, хотя элементарные психические состояния в виде простейших биологических эмоций типа удовольствия или неудовольст­вия, страха или гнева можно обнаружить и у нас. Соответ­ствующие высшие психические состояния, как и высшие психические функции человека, являются культурно обу­словленными, то есть возникли у людей в исторический пе­риод их существования, под влиянием развития и освоения культуры.

Когда характеризуют психологию человека в ее наиболее устойчивых, отличительных свойствах — таких, с помощью которых объясняют, например, нравственные поступки, то пользуются понятием личность. Оно включает в себя то, что делает данного человека отличным от других людей и от жи­вотных (о животных говорят как об особях и обсуждают только их индивидуальные, но не личностные, особенности). Человек же обладает множеством собственно личностных свойств. К ним относят способности, характер, чувства, от­ношения (социальные установки), индивидуальный стиль детельности. Всего этого у животных нет, и из всех индиви­дуальных особенностей, которые отмечаются у человека как у личности, у животных можно обнаружить лишь признаки темперамента.

Кроме высших психических функций, состояний и лич­ностных свойств человек обладает многими важнейшими психологическими особенностями, приписываемыми ему с древнейших времен и до сих пор считающимися такими осо­бенностями, которых у животных определенно нет. Это — сознание, разум, воля, совесть, ответственность, мораль, ду­ховные потребности. Рассмотрим их подробнее.

Что называют сознанием, разумом иволей человека.Сознание можно определить как знание и умение человека описывать, передавать словами или с помощью каких-либо других, понятных людям знаковых систем какую-либо ин­формацию. Поскольку главной знаковой системой для чело­века является естественный язык (язык, на котором говорят люди), а форма его существования — речь, то и сознание ча­сто связывают со знанием языка и с владением различными видами речи: устной, письменной, диалогической, моноло­гической, бытовой, научной и т.п. Знания также могут существовать и на бессознательном уровне, например храниться где-то в нашей памяти, одна­ко в нужный момент времени мы не сможем их припом­нить.

Различают коллективное и индивидуальное, сознание лю­дей. В коллективное сознание входят знания, которыми рас­полагают все люди или группы людей, а в индивидуальное сознание — знания, которыми обладает отдельно взятый че­ловек. Знания, входящие в состав сознания, всегда хранят­ся и передаются с помощью определенных знаковых систем, то есть в закодированном виде. Этим человеческие знания отличаются от знаний, которые имеются у животных.

Пользуясь уже введенными выше терминами, знания, входящие в состав сознания, можно назвать опосредованны­ми (они получены с помощью определенных средств или орудий), а знания, не включенные в сознание, — непосред­ственными. Животные, таким образом, располагают только непосредственными знаниями.

Разум — это способность человека размышлять, прини­мать разумные решения и действовать в соответствии с ни­ми, а не на основе эмоций или под влиянием воздействий со стороны. Поведение человека, противоположное разумному поведению, называют импульсивным. Животным свойствен­но только импульсивное поведение, а человеку кроме им­пульсивного присуще также и разумное поведение.

Иногда под разумом понимают высшие, интеллектуаль­ные способности человека, и в этом случае разум практиче­ски отождествляют с интеллектом человека. Интеллект, в свою очередь, — это высокий уровень развития мышления человека. Разумным в широком смысле слова называют по­ведение человека, когда он действует сознательно, по собст­венной воле. Следовательно, разум как психологическое ка­чество человека практически всегда сосуществует с его во­лей и сознанием.

Воля — это некоторая внутренняя, психологическая си­ла, которая позволяет человеку вести себя сознательно и ра­зумно, осуществлять свободный выбор, принимать и выпол­нять принятые решения, преодолевать препятствия.

Что такое совесть, ответственность, мораль, духовные потребности человека.Совесть — это эмоциональное, нрав­ственное переживание человека, включающее в себя глубокое сожаление о том, что он сам или кто-то другой наруша­ет нормы человеческой морали.

Человек без совести не думает, какой вред его поступки могут принести другим людям, не переживает по этому по­воду и не берет на себя вину за это.

Ответственность — это личностное психологическое свойство, побуждающее человека отвечать за то, что проис­ходит с ним, вокруг него или с другими людьми. Человек, обладающий этим свойством, всегда думает о том, к каким последствиям приведут его действия, как они скажутся на благополучии его самого и других людей.

Совесть и ответственность — это моральные чувства. Са­ма по себе мораль представляет собой совокупность норм, или правил, поведения, которым следуют люди в отношени­ях друг с другом; в них проявляется также отношение к об­ществу, природе, к животным. Нравственно или морально воспитанный человек — человек, знающий и соблюдающий нормы морали, принятые в цивилизованном, высококуль­турном обществе.

Духовными называют потребности, связанные со стремле­нием человека к интеллектуальному и нравственному само­совершенствованию. В их число входит потребность больше знать, глубже понимать происходящее, быть совестливой, ответственной, морально чистоплотной личностью. Все это, безусловно, человеческие отличительные психологические особенности, и если они в анализе психологических свойств человека игнорируются, то мы имеем дело с неполным, ис­каженным описанием, похожим на описание психологии животного. Далее мы увидим, что в определенный период времени в истории психологической науки действительно имели место попытки представления именно такой, непол­ноценной, животноподобной психологии человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *