Психиатр в 2 года

Психиатр в 2 года

Содержание

LiveInternetLiveInternet

7 проверенных способов, как выйти из депрессии, а также как ее не стоит лечить. Советует практикующий психиатр.
Не люблю я осень.
Вот еще раннюю, не дождливую, теплую, напоминающую лето – еще куда не шло.
Но вот гадость, которая начинается в октябре-ноябре, ненавижу просто.
Слякоть, холод, порывы ветра, противный моросящий дождик, голые деревья.
А плюс ко всему – еще и переход на зимнее время, из-за чего из офиса ты выходишь в глубокую ночь, хотя на часах всего 18.00.
Все это страшно удручает даже здорового человека, а уж тех, кто ищет рецепты, как лечить депрессию, и вовсе может довести до нехороших мыслей.
Именно осенью столь коварная болезнь, как депрессия, обостряется, и именно в этот период следует предельно внимательно отнестись к своему психическому здоровью.
Мой эксперт знает, как лечить депрессию
Депрессия – серьезное заболевание.
Я об этом прекрасно знаю, поэтому решила не раздавать советы, основанные лишь на моем скромном опыте.
Я обратилась за помощью к настоящему доктору.
Нину Васильевну я знаю еще со своих студенческих лет.
Она – практикующий психиатр, поэтому не единожды в своей практике сталкивалась с этой болезнью и успешно с ней боролась.
У нее часто спрашивали, как выйти из депрессии.
Решила спросить и я.
Нина Васильевна нашла время в своем плотном графике и поделилась опытом с моими читателями.
Первое, на чем акцентировала внимание доктор, так это на том, что относиться легкомысленно к депрессии нельзя ни в коем случае.
Не нужно бояться, что вас сразу упекут в сумасшедший дом.
Так давно никто не делает.
И уж точно не стоит рисковать своим здоровьем в угоду общественному мнению.
Родные и друзья, если они настоящие, конечно, вас обязательно поддержат. А что там думают малознакомые люди вас вообще не должно интересовать.
15 главных признаков депрессии http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/15-glavnyh-priznakov-depressii.html
И еще одна рекомендация от Нины Васильевны в качестве прелюдии: если сомневаетесь с диагнозом, обязательно отправляйтесь к специалисту.
Доктор не только скажет вам точно, страдаете ли вы от депрессии или у вас обычный стресс, но и пропишет индивидуальное лечение, возможно даже с использованием медикаментов.
7 способов, как выйти из депрессии
В предыдущей статье мы говорили о симптомах депрессии, поэтому, думаю, вы сможете диагностировать ее у себя или у близкого человека самостоятельно.
Я попросила Нину Васильевну посоветовать, что делать, чтобы побыстрее избавиться от этого скверного заболевания.
Оказалось, что все ее рекомендации легко применимы в домашних условиях:
1. Займитесь спортом.
Если один из симптомов депрессии – вялость, упадок сил, то не стоит начинать с больших физических нагрузок.
Пусть это будет десятиминутная утренняя зарядка.
А еще лучше – записаться на йогу, пилатес или в тот же тренажерный зал, но предупредить тренера, чтобы разработал для вас щадящий режим тренировок.
2. Гуляйте на свежем воздухе.
Если ваше место работы не слишком далеко от дома, то откажитесь от общественного транспорта и ходите на работу и с работы пешком.

Это поможет вам и мозг насытить кислородом, и лишние килограммы прогнать со своей фигуры.
Если работаете далеко от дома и просто вынуждены пользоваться общественным транспортом или собственным автомобилем, то прогуливайтесь хотя бы минут 30 во время обеденного перерыва и после работы.
И старайтесь выходные проводить на свежем воздухе.
Как справиться с депрессией? Советы психолога http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/kak-spravits…pressiej-sovety-psihologa.html
3. Ухаживайте за собой, даже если на это нет ни сил, ни желания.
Один из симптомов депрессии – нежелание заботиться о своем внешнем виде.
Через «не могу» посещайте парикмахера, мастера маникюра-педикюра, косметолога, заставляйте себя накраситься и причесаться с утра, смыть декоративную косметику вечером и нанести крем.
4. Питайтесь правильно.
У больных депрессией наблюдаются проблемы с питанием: кто-то объедается гадостью, кто-то не может впихнуть в себя ничего.
Боритесь и с одним, и со вторым симптомом.
Ешьте побольше овощей и фруктов, не отказывайтесь от шоколада, орехов, сухофруктов.
Введите в свое меню печень, жирные сорта рыбы, мясо.
5. Отдохните.
Во время депрессии следует избегать переутомления и источников стресса.
Оптимальный вариант – взять отпуск и купить путевку в санаторий.
Здоровый сон http://dnevnyk-uspeha.com/interesnye-fakty/zdorovyj-son-ili-bolnoe-bodrstvovanie.html, отсутствие стресса, трехразовое питание, процедуры вернут вас к жизни.
6. Нейтрализуйте источники негатива.
Да, наш мир несовершенен: где-то случаются наводнения, теракты, ураганы и засухи, голодают дети, умирают бездомные животные, а нечестные на руку чиновники продолжают набивать карманы.
Здоровая психика может вынести весь этот негатив, а вот больная – нет.
Избегайте плохих новостей и даже – негативных мыслей.
Побольше позитива!
7. Общайтесь с родными и близкими.
В вашем состоянии одиночество противопоказано.
Преодолевайте желание спрятаться ото всех в своей квартире.
Не стоит вам находиться наедине со своими мыслями в столь трудное для вас время.
Как не стоит лечить депрессию?
Помимо рекомендаций, что нужно делать во время лечения, Нина Васильевна дала несколько советов, чего стоит избегать, когда вы пытаетесь выйти из депрессии:
1. Алкоголь и наркотики.
Я не ханжа и не зануда, да и Нина Васильевна – тоже, поэтому мы не будем вам читать лекции о здоровом образе жизни.
Бокал хорошего вина или 50 грамм коньяка еще никому не повредили.
Но топить депрессию в стакане – глупая затея, кроме этого заболевания заработаете себе еще и алкоголизм.
Наркотики мы вообще не обсуждаем. Это – зло!
2. Нельзя идти на поводу у своих пагубных желаний.
Ну, подумаешь, хочется побыть в одиночестве или поваляться в постели до обеда, или забить на работу и остаться дома, или съесть за раз коробку шоколадных конфет.
Да и вспышки ярости http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/upravlenie-gnevom.html у всех бывают.
Эти желания нормальны, если они посещают здорового человека и – раз в пятилетку.
Больным депрессией нужно с ними бороться!
3. Игнорировать медикаментозное лечение.
Многие люди до сих пор пребывают в плену пещерных представлений: антидепрессанты пьют лишь психи, они вредны для человека, они вызывают привыкание и превращают в наркомана и т.д.
Все это глупости!
Если, конечно, вы купили антидепрессант из-под полы по рекомендации кого-то в интернете, то с вами может произойти что-то и похуже.
А вот от прописанных доктором лицензированных лекарств вреда не будет.
О том, что такое депрессия и в каких случаях
необходимо обращаться к психиатру,
смотрите в видеосюжете:

И напоследок Нина Васильевна решила повторить для моих читателей: похвально, что вы пытаетесь узнать, как выйти из депрессии самостоятельно, но помните, что специалист справиться с этой проблемой гораздо лучше и быстрее, чем вы сами.

Уважительные отношения

Будьте уважительны, разговаривайте со взрослым человеком, как со взрослым.

Что это значит? Это отношения на равных. Вы признаете, что несмотря на то, что он психически болен, он – равный вам. Он такая же личность, как и вы. Со своими желаниями, со своими особенностями характера, с достоинствами и недостатками, и вы принимаете его таким полностью и обращаетесь ко всей личности в целом.

Вы подчеркиваете своим уважением, что он взрослый человек, пусть даже из-за болезни у него появились некоторые изменения в восприятии, дефекты в мышлении и некоторые особенности психической жизни. Если это взрослый человек, то отношения должны строиться на отношении взрослого к взрослому, с подростком – как к подростку.

Как пример: душевнобольной человек похож на человека, лишенного: ноги, руки, глаз, слуха. Естественно, это рождает некоторые особенности поведения. Другое дело – то, что у душевнобольного человека есть изменения в мышлении и восприятии, и они – незаметны. Но тем не менее они есть, и это не предмет насмешек. Ведь над слепым человеком никто не смеется. Все понимают, что он страдает от своего увечья, и его уважают, несмотря на то что он не может видеть. Также и в ситуации с душевнобольным, нужно уважать его мнение, его личность, его переживания, даже если он лишен каких-либо эмоциональных проявлений чувств.

Принцип спокойствия, определенности и открытости.

В общении с душевнобольным очень важно быть спокойным, четким, определенным и открытым.

Что это значит? Это значит, вы должны следить за тем, чтобы ваше общение с душевнобольным было предельно простым, четким и понятным.

Правила общения с психически больными людьми нацелены на то, что нужно выстраивать общение с такими людьми, учитывая особенности их мышления и восприятия. А особенность их в том, что в их состоянии невозможно воспринимать сложноподчиненные, эмоционально-окрашенные фразы, им нужны очень простые, внятные послания.

Необходимо быть готовым на любой его поступок, на любую его эмоцию реагировать открыто. Спокойно и открыто. Если он в этот момент агрессивен, вы должны спокойно сказать, что он сейчас агрессивен. И открыто признать, что вы по этому поводу чувствуете, что это пугает, раздражает, не нравится. Четкость и определенность подразумевают, что вы выстраиваете свою коммуникацию однозначными предложениями и словосочетаниями. Чтобы фразу нельзя было интерпретировать двояко или другим способом. Ваше послание душевнобольному должно быть четким и понятным, как армейский приказ.

Помни, что он болен!

Необходимо реагировать не на личность, а на болезнь.

Душевную болезнь нельзя видеть, как, например, соматическую болезнь. Например, если у человека нет глаза, то видно, что он – слепой, что ему трудно ухаживать за собой, что он может быть неопрятным, неаккуратным. Это понятно для окружающих: человек слепой и он имеет право быть неаккуратным. При душевных болезней дефект, который наносит болезнь, не виден. При шизофрении нарушаются мышление, эмоции, волевые качества.

Психически больной человек внешне может выглядеть адекватным, спокойным, физически крепким. Но все же он болен. Он не может в силу своей болезни выполнять какие-то обычные вещи. Он может на ваши просьбы, высказывания, разговоры отреагировать неожиданно, парадоксально. Вы должны быть готовы к неадекватным парадоксальным поступкам, потому что он болен. И реагировать не на личность, а на болезнь. Например, ваш брат болен. Вы знали его как доброго ребенка, а заболев, он периодически превращается в крайне агрессивного, злобного монстра. И вы должны понимать и учитывать, что ваш брат по-прежнему добрый, ласковый, но в силу своей болезни и в периоды обострения он может меняться.

Таким образом, если всегда помнить о том, что ваш родственник психически болен, это поможет вам правильно и адекватно реагировать на поступки и высказывания вашего родственника, тем самым опять же сохранить дружелюбие в семье.

Отделяйте болезнь от человека

Вы должны хорошо диагностировать симптомы болезни, а так-же проявления личности человека.

Это тоже помогает сохранять дружелюбную дистанцию, а также уважительное отношение к личности душевнобольного.

Важно помнить и понимать, что если ваш душевнобольной родственник проявляет во время обострения заболевания какие-то агрессивные или необычные, неадекватные действия, то это не он себя ведет, это болезнь так себя через него выражает. Например: если человек употребил алкоголь, он ведет себя агрессивно, неадекватно, раздражительно. В этом случае просто говорят – это не он, он выпил, проспится и будет как прежде. Если ваш психически больной родственник вас обвиняет в том, что вы повернули ручку вправо и этим стали воздействовать на него, это тоже надо учитывать, это не нападение с его стороны, это симптом болезни.

Если он говорит, что вы очень злой, вы хитрый и вы влияете на него какими-то лучами, он это говорит не потому, что он плохо к вам относится, а потому что странный, сумеречный, непредсказуемый, хаотичный душевный мир заставляет его быть таковым.

Если ваш родственник тяжело болен, то ограничьте контакты

Необходимо помнить, что душевнобольные люди часто уходят в свой внутренний мир, бывают моменты, когда им вообще не нужны внешние контакты.

И если в эти периоды активно начать вмешиваться в мир больного человека, то скорее всего психически больной человек воспримет ваше желание помочь, ваше участие как атаку на него. Если вы видите, что ваш родственник занят какими-то своими внутренними мыслями, если он озлоблен, явно переживает острое психическое состояние, лучше однозначно оставить его в покое и не трогать. Таким образом вы снижаете и ликвидируете провоцирующие факторы.

Это хорошо сказывается в первую очередь на самочувствии больного: когда вы ограничиваете контакты, то снижаете уровень конфликтов и недопонимания, уменьшаете провоцирующие факторы, которые могут усиливать его психотическое состояние. С другой стороны, когда вы ограничиваете контакты, вы сохраняете свое душевное спокойствие, свое душевное здоровье. ограничить контакты можно в домашних условиях или, например, госпитализировать. Госпитализация происходит, когда вы видите, что сам он не в состоянии справиться со своими внутренними ощущениями, тогда вы вмешиваетесь в ситуацию, решается вопрос о начале медикаментозного лечения в клинике.

Но очень часто, оставив душевнобольного наедине с его внутренним миром, вы получаете то, что через некоторое время он успокаивается, проходит страх, тревога. После этого вы сможете спокойно начать общение и прояснить ситуацию, узнать, что он чувствовал в этот момент. И вполне возможно, в этом спокойном состоянии больной может добровольно согласиться на госпитализацию, если вы оба посчитаете, что он не может сам справиться с проявлениями болезни. Таким образом, вы сохраняете дружелюбные и доверительные взаимоотношения. Ваш родственник видит, что вы не позволяете себе насильно вмешиваться в его личную жизнь. Спокойное и терпеливое отношение окружающих оказывает исцеляющее действие на здоровье душевнобольного.

Позитивный настрой, даже при неудачах

Очень важно видеть пусть даже небольшие изменения в лучшую сторону. И всегда – радоваться маленьким удачам.

Повторное психотическое обострение родными и близкими воспринимается как неудача, как ухудшение состояния в целом. Но если вы много работали над собой и своими взаимоотношениями после первого психоза, наладили коммуникации с психически больным человеком, при очередном обострении вы сможете договориться на добровольную госпитализацию. а добровольная госпитализация – это хороший показатель доброжелательных отношений в семье. Благодаря вам психически больной человек быстрее адаптируется к своему состоянию, может понимать себя и может донести до вас свои ощущения и переживания. Да, болезнь разрушительно действует на личность, и человек уже не сможет функционировать как прежде. Но важно говорить себе: «Да, мой брат болен, но он милый, добрый, ласковый и может помогать по дому – это положительные изменения». Ваш близкий спит ночами – это уже хорошо. Ваш близкий самостоятельно встает по утрам – это позитивные сдвиги.

На вопросы, касающиеся долгосрочных целей, отвечайте – не знаю.

Будущее душевнобольных обычно неопределенное, обычно болезнь приводит к ухудшению общего функционирования, поэтому говорить о каких-то долгосрочных задачах – невозможно.

Вполне возможно, что до болезни ваш родственник занимался какой-либо деятельностью, например, занимался большим спортом. Заболев шизофренией, он продолжает пребывать в уверенности, что он будет заниматься своим делом, будет участвовать в тренировках, выигрывать соревнования, готовиться к Олимпиаде. Если на эти планы ответить однозначно: «Нет, ты никогда не вернешься в большой спорт», разрушатся межличностные отношения, а человек лишится смысла жизни.

Необходимо подбирать правильные выражения. Уместным будет предложить: «Давай мы сделаем так, ты для начала будешь просыпаться по утрам и делать утреннюю гимнастику или пробежку, это, на мой взгляд, более реально, чем участие в олимпийских играх».

Исходя из принципа спокойствия, честности и открытости лучше ответить: «я не знаю. Давай сегодня займемся утренней гимнастикой, а в будущем – посмотрим». Больные часто спрашивают: «Смогу ли я выздороветь?». Можно ответить честно: «Я не знаю, на данный момент это сказать очень трудно, но если ты будешь совершать определенные действия, например, принимать таблетки, посещать групповую терапию, то твое состояние значительно улучшится».

Не допускайте, чтобы болезнь вашего родственника превратила вашу жизнь в хаос

Вы должны заботиться о себе. Если вы сами этого не сделаете, то тогда кто позаботится о вас, о вашем сыне или дочери?

Очень важная рекомендация. Частая стратегия мам – если заболел ребенок, то все время, все усилия направлены только на него. Необходимо осознавать: даже если вы живете с душевнобольным родственником, нельзя забывать о том, что его жизнь – это его жизнь. Если близкого поразила болезнь, это не значит, что ваша жизнь должна превращаться в хаос, что все ваши цели должны быть подчинены болезни этого человека. Вы не должны лишать себя своей личной жизни. В самолетах пассажиров всегда обучают правильному поведению при катастрофах: учат надевать кислородную маску сначала на себя, а потом уже на ребенка. Профессионалы понимают: если родителю станет плохо, в общей панике помочь его ребенку будет некому. Здесь точно такое же правило, спросите себя: «Если моя жизнь будет протекать в хаосе, то кто же тогда поможет моему ребенку?».

Забота о себе должна проявляться в первую очередь в том, что откинуть все мысли о собственной вине в происходящем. В болезни вы не виноваты, она уже случилась с вашим близким. Если вы хотите ему помочь, то будьте в порядке сами. Люди, живущие рядом с психически больным человекам, часто подвержены невротическим заболеваниям. поэтому близким и родным душевнобольного особенно нужна психотерапевтическая помощь и поддержка.

От вашего душевного здоровья зависит душевное здоровье вашего родственника.

Продолжайте свое образование по общению с душевнобольными.

Необходимо осознать, что больной родственник будет меняться, с каждым новым обострением меняется его личность. И следовательно, параллельно надо будет менять и свое отношение к нему.

Душевнобольной человек – это качественно новый человек. С болезнью он приобретает новые качества, которые могут быть непонятны для вас. Поэтому родственникам необходимо учиться общаться с психически больным человеком. Нужно видеть симптомы болезни, правильно реагировать на симптомы, видеть динамику болезни, уметь сдерживать свои эмоции и поддерживать дружелюбный тон в общении, несмотря на испытываемые больным психотические бури, потрясения, циклические изменения настроения и социального функционирования.

Здесь существуют 2 стороны проблемы. Первая – это особенности течения болезни, вторая – это ваше душевное состояние.

Поэтому важно постоянно беседовать с теми, кто разбирается в этой болезни, или с теми, кто уже сталкивался с подобными ситуациями. Это могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, группы поддержки, те люди, которые также имеют в семье душевнобольного родственника. Несмотря на то что больны не вы сами, вы тоже нуждаетесь в поддержке. Вы постоянно находитесь в непосредственном контакте с больным, а это очень большое напряжение и стресс.

Существует несколько возможностей для обучения и отработки навыков по общению с душевнобольным человеком.

  1. Самообразование. Вы читаете специальную литературу.
  2. Беседы с профессионалами. Получаете устные рекомендации.
  3. Посещение специальных лекций или тренингов по развитию навыков коммуникаций с душевнобольными.
  4. Собственно сама психотерапия. Это может быть индивидуальная или групповая работа. В этом формате вы в полной мере сможете освоить правила общения с психически больными людьми. Известный факт – родственники душевнобольных подвержены неврозам. Соответственно, нуждаются в специальной реабилитации, чтобы не снижалось качество их жизни. Знания позволяют повышать свои механизмы защиты.

Дополнительно по теме:

  • Душевнобольные люди. Как найти с ними взаимопонимание?
  • Общение с психически больным человеком. Как и почему?
  • Обращение с просьбой как способ решить трудности в общении с душевнобольными людьми.
  • Трудности в общении с душевнобольными. Принцип определения реальной цели и ожиданий для душевнобольного.

Стигматизация 

Автор врач-психиатр Воронов Виталий

Раздел медицины, известный как детская психиатрия — важное направление, значимость которого переоценить невозможно. Многие дети подвержены различным психическим заболеваниям, поэтому специалисту в данной сфере приходится иметь дело с психическими патологиями, их симптоматикой, причинами возникновения, особенностями диагностики и лечения, а также профилактикой психических болезней у детей и подростков. Специальная медицинская подготовка помогает врачу проводить диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию психических нарушений.

Нередко к психиатру обращаются для оказания помощи в связи с имеющейся врожденной патологией или наследственным заболеванием. Кроме проявления врожденных аномалий, психиатр, работающий с детьми, сталкивается с недугами и отклонениями, приобретенными в процессе роста ребенка. Причиной многих проблем является воспитание детей, которое часто приводит к самым серьезным нарушениям в подростковом возрасте. Часто на прием к психиатру приходят родители, которые понимают, что их ребенок страдает задержкой развития. Истинной причиной патологии могут быть изменения в организме, которые возникают в переходный период или кроются совершенно в ином, но установить это под силу только специалисту.

По роду своей деятельности доктор консультирует родителей и учителей по вопросам воспитания, а также создания благоприятной среды в семье и детском коллективе. Кроме того, детский психиатр занимается вопросами направления ребенка в специализированный детский сад или учебное заведение, определяет, должен ли ребенок заниматься индивидуально, кому необходимо освобождение от экзаменов, а кому нужно оформлять инвалидность.

Совет обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается многими родителями как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.

В нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются с чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не рождается ребёнок, страдающий психическим заболеванием, поэтому родителей долгие годы может преследовать чувство вины и собственной несостоятельности. Это явление называют стигматизацией («стигматизация» — негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую).

Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые из них всё ещё неизвестны науке.

Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?

В раннем возрасте — общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).

В дошкольном и раннем школьном возрасте — гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.

В подростковом возрасте — нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.

Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет».

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру — дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет — и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.

После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:

  • при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
  • при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения — берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив;
  • при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется под диспансерное наблюдение — он нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении. Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.

Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии.

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.

N.B. Если у родителя возникают сомнения – это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка – важнее всего.

Случается, что нарушения детского поведения вовсе не являются отклонениями, хотя и выглядят как нечто ужасное, неправильное.

Олег Рой — писатель, а не психолог и психиатр, сказал: «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает».

Повод задуматься.

Чем отличаются психолог и психотерапевт?

Основным отличием детского психиатра от психолога является наличие высшего медицинского образования. Кроме того, врач устанавливает диагноз, проводит лечебный курс, используя современные методики, включающие медикаментозную терапию.

В обязанности детского психолога входит решение эмоциональных и поведенческих конфликтов, помощь в социальной адаптации и личностном развитии, проведение различных тренингов. Но лечением психических расстройств этот специалист н занимается.

При подозрении на серьезные патологии психолог может направить маленького пациента к детскому психиатру для постановки диагноза и разработки оптимальных методов лечения.

Психотерапевт — специалист, работающий преимущественно на частной основе. Для борьбы с психическими расстройствами доктор использует исключительно методы психотерапии, без лекарственных препаратов и госпитализации.

Поэтому при проявлении у малыша серьезных нарушений в психическом развитии лучше всего обращаться именно к детскому психиатру, в силу более высокой квалификации и широко спектра применяемых лечебных методик.

С какими признаками и состояниями необходимо обращаться к специалисту?

Внеплановая консультация ребенка у детского психиатра необходима при проявлении следующих настораживающих признаков:

  • страхи, беспричинная повышенная тревожность, нервозность;
  • судорожные приступы;
  • проявления истерии, приступы агрессии;
  • отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное чувство голода;
  • постоянная бессонница или чрезмерная сонливость;
  • суицидальные попытки;
  • проблемы в общении с родителями, педагогами, сверстниками;
  • задержки умственного и речевого развития;
  • патологические фантазии, не восприятие реальных событий;
  • неспособность к запоминанию новой информации;
  • заикание на фоне перенесенного психоэмоционального потрясения;
  • энурез и энкопрез (недержание мочи и кала).

При проявлении у ребенка хотя бы одного из перечисленных выше симптомов необходимо отвести его на прием к доктору. Своевременное обращение к психиатру позволит избежать многочисленных осложнений, дальнейших патологических изменений в детской психике и повысит результативность лечения.

В обязательном порядке дети посещают психиатра перед поступлением в первый класс.

Методы терапии

Лечение психических расстройств у детей проводится по индивидуальной схеме с учетом поставленного диагноза, возрастных особенностей ребенка. В большинстве случаев предлагается проведение терапии в амбулаторных условиях. Госпитализация требуется в тех случаях, если ребенку нужен постоянный уход, наблюдение специалистов, определенные условия, которые невозможно обеспечить на дому.

В борьбе с душевными заболеваниями у маленьких пациентов детские психиатры делают особый акцент на работе с психоэмоциональным состоянием ребенка. В этом плане прекрасные результаты дают психотерапевтические методики.

В некоторых случаях требуется курс медикаментозной терапии. Все препараты необходимо принимать только по врачебному предписанию, строго соблюдая схему приема и рекомендованную дозировку.

Большое внимание уделяется личностному развитию, социальной адаптации детей, имеющих психические расстройства. Поэтому детские психиатры занимаются коррекцией образа жизни маленьких больных, проводят отдельную работу с их родителями.

Важно понимать, что психиатрическое лечение детей проводится только с согласия родителей, а по достижении пациентом 15 летнего возраста — при согласии самого пациента.

Современные специалисты не ставят ребенка на учет принудительно, родители всегда могут отказаться от госпитализации. Кроме того, лечение психиатрических заболеваний проводится анонимно, предполагает соблюдение врачебной тайны. Поэтому не стоит волноваться о том, что, если родители отведут ребенка к психиатру, об этом узнают в детскому саду или школе.

Просто о сложном. Взгляд детского психиатра.

Статью решила построить вот каким способом. Возраст, когда ребенка по этому приказу нужно показать психиатру и конкретные признаки (симптомы), которые могут насторожить внимательных родителей. Эти симптомы — ни в коей мере не повод для паники, причины впасть в уныние или начать искать виновных. Это повод лишь для одного — очной консультации (с ребенком) у специалиста: врача-психиатра, психолога. Последние две позиции, на мой взгляд ни в коем разе не взаимозаменяемы, хотя однозначно обе полезны.

Ну-с, начнем.

1 год — Родители иногда просто недоумевают, а нам точно к Вам надо? Надо, надо…На что стоит обратить внимание? Ребенку год, он

Не реагирует на имя (не отзывается, не поворачивает голову, вообще будто не слышит),

Не реагирует на дискомфорт (мокрые, грязные ползуны, если конечно, малыш не пребывает постоянно в памперсе, в которых, как известно, всегда сухо и комфортно), голод,

Не реагирует (будто не понимает) простые просьбы: дай, принеси, идем,

Не «играет понарошку» -пить из игрушечного стакана, говорить по игрушечному телефону,

Не показывает пальцем (указательный жест), когда его что-то заинтересовало, удивило,чтобы поделитьсяс Вами (последние две позиции могут оцениваться в сроки не 12, а 16-18 месяцев)

Количество речевой продукции -1-2 или 10-15 слов важно, харатеризует определенным образом уровень развития. но не является абсолютно неблагоприятным прогностическим признаком .

3 года — Ребенок не говорит вообще, словарный запас ограничен простейшим набором, приобретенном на первом году жизни, отсутсвует фразовая речь (сочетание двух -трех слов: «Мама, дай пить».

Не слышит, не реагирует /слабо реагирует на обращенную речь,

Любит заниматься определенными играми: расставлять что-то в ряд, однообразные игры, отсутствие замысла, сюжета в игра, использование неигровых предметов: пуговицы, веревочки, мусор, скрепки.

Избирателен в еде (крайние случаи), привержен привычным ритуалам, одежде, маршрутам, любые изменения воспринимаются тяжело, могут провоцировать истерики.

Холодность к ухаживающим лицам (мама, бабушка) или чрезмерная зависимость, отказ от контактов с кем бы то ни было другим.

Выраженные нарушения сна, поведения (повторяющееся поведение, самоповреждение).

Когнитивный дефицит (определяет специалист, заподозрить может мама, сравнив ребенка со сверстниками).

7 лет — отказ от общения со сверстниками в пользу особых увлечений, «непонимание» социальных правил, норм, правил игр.

Чрезмерное фантазирование, уход в мир фантазий, отрыв от реальности.

Четко очерченный когнитивный дефицит, задержка интеллектуального развития, трудности освоения и усвоения учебного материала, школьная неуспеваемость.

Выраженные страхи, фобии, расстройство поведения (в том числе СДВГ — требуется тщательнаяя дифференциации психологических от психиатрических случаев).

10 лет — на первое место выходят школьные трудности, зависимость (?) от гаджетов, компьютерных игр,

страхи, фобии, расстройство поведения (см. ранее), асоциальное поведение (воровство, хулиганство, буллинг) — консультация психолога обязательна.

раннее половое созревание (интерес к области сексуальности),

14-18 лет — пубертат со всеми его прелестями.

Период манифестации эндогенных процессов. Обращаем внимание на эмоциональные фон — стойкое снижение настроение, потери или нарастание аппетита, нарушение сна!!! : бессонница, частые ночные пробуждения, сноговорение, снохождение, инверсия ритма сон-бодрствование -бессонница ночью и сонливость днем, чрезмерное приподнятое настроение в течение некоторого времени, что сменяется периодом сниженного настроения.

Максимализм, фатализация, катастрофикация -склонность к суицидальному поведению. Важно отслеживать изменения в настроении, привычном поведении подростка как в худшую, так и лучшую сторону, увлечение и интерес к вопросам, касающимся способов ухода из жизни, появление новых знакомых, групп в социальных сетях, попытки «наладить отношения, исправить ошибки» также могут иметь особый смысл.

Аутизация, отход от контактов, затворничество, уход в виртуальный мир игр, сериалов, потеря интереса к учебе и бывшим увлечениям, отгороженность.

Особенности поведения: ритуалы, нахождение знаково и символов, избегающее поведение (страхи, фобии, магическое мышление).

Интеллектуально-мнестические снижения, когнитивный дефицит — трудности с совоением школьной программы.

Каждый возраст и этап развития по-своему прекрасен и сложен. Консультация у врача-психиатра, врача-психотерапевта, тем более детского/подросткового психолога не приведет к жутким последствиям из серии «перечеркнуть ребенку жизнь, псих.учет и т.п. и т.д., это лишь некая информация от специалиста, имеющего определенные компетенции и опыт.

Практически в каждом случае своевременно обращение за помощью позволяет сориентировать родителей, оказать необходимую и достаточную помощь, для того, чтобы ребенок или подросток имел максимальное количество возможностей реализовать себя и свой личностный потенциал.

От года до трех

  • 1.Сужение пищевого рациона до одного-двух продуктов. Ребенок отказывается жевать, принимает пищу только в жидком виде.
  • 2. «Манежный бег», или бег по кругу, может сопровождаться вычурными движениями. При этом попытки остановить, переключить внимание вызывают сопротивление, гнев.
  • 3. Бесцельное блуждание от одного объекта к другому. Попытки увести, привлечь к игре вызывают негативную реакцию.
  • 4. Появление стереотипных движений: потряхивание кистей рук, раскачивания, кручение веревочек, тряпочек.
  • 5. Утрата ранее приобретённых навыков и функций. Например, ел твёрдую пищу и перестал, навыки опрятности были сформированы – и опять малыш начал пачкать штанишки; говорил предложениями — вдруг замолчал, словарный запас уменьшился. Откат назад может быть реакцией на стрессовую ситуацию, а может оказаться дебютом психического заболевания. Важный фактор таких изменений — внезапность.
  • 6. Ребенок выстраивает игрушки, обувь в определённом порядке, при этом если порядок нарушается, следует истерика, агрессивное возбуждение.
  • 7. Попытки изменить маршрут прогулки вызывают тревогу и панику.
  • 8. Игра долгое время остается примитивнои? (пересыпание, переливание, постукивание предметом о предмет). Сюжетная игра не развивается.
  • 9. Малыш не проявляет интереса к людям. Во время прогулки старается увести маму с детской площадки. При попытке других детей приблизиться может ударить или стремится убежать.
  • 10. Внезапные приступы возбуждения, которые могут сопровождаться криком, бегом, хаотичными движениями. Эпизоды появляются неожиданно и так же внезапно прекращаются.
  • 11. Нарушения сна. Пробуждение с криком, при котором малыш осматривается по сторонам, вскакивает и бежит. Или ребёнок ходит по ночам, а на попытки уложить его в постель не реагирует, «не слышит» и «не видит» вас.
  • 12. Проведение гигиенических процедур, стрижка ногтей или волос вызывает негативную эмоциональную реакцию. Ребёнок впадает в истерику как будто вы пытаетесь отрезать ему руку или ухо.

В моей практике был случай, когда ребёнок категорически отказывался стричь ногти. Мама решила отрезать ногти, пока малыш спал, а наутро сообщила, что они просто отвалились. Ребёнка захватила сильная тревога, страх, что он распадается по кусочкам. Появилась необходимость в госпитализации. Страх был симптомом эндогенного заболевания.

От трех до шести лет

  • 1. «Замирание», «зависание», ребёнок внезапно прекращает свою деятельность, его взгляд устремлен в одну точку. Часто воспринимаются как эпизоды задумчивости и мечтательности.
  • 2. Каломазание при отсутствии критического отношения к происходящему со стороны ребенка.
  • 3. Свои потребности ребенок в основном выражает жестами.
  • 4. Повторения слов, целых предложений и фраз. Ребенок заимствует текст из рекламного ролика, мультфильма, компьютерной игры и др. Повторяет услышанное (чаще последнюю фразу) или что-либо, относящееся к давнему периоду. Повторениям свойственна определенная интонация, оторванность от контекста происходящего.
  • 5. При укладывании спать повышается тревожность, ребенок отказывается спать в привычном месте. Расспросы и уговоры лишь увеличивают страх. Бессонница — симптом, требующий пристального внимания в любой возрастной категории.
  • 6. Особый интерес к стереотипно повторяющимся играм, где ребенок отождествляет себя с придуманным персонажем, героем мультфильма. При этом игра приобретает навязчивый характер. Ребенок полностью захвачен, одержим процессом. Предложение сменить род деятельности вызывает агрессию.
  • 7. Жестокость и агрессивность к насекомым, животным. При этом ребенок не ощущает разницы между живым и неживым (игрушкой). Может толкнуть малыша, ударить собаку, задушить хомячка, не испытывая чувства вины, но с интересом к этому.

Четырехлетнего мальчика привели на консультацию по причине трудностей в установлении контактов со сверстниками. Родители рассказали о том, что у ребёнка примерно год назад появилась «игра», которая начиналась с бега по кругу, после чего он ложился на кровать и начинал трясти ногами, имитируя бег. Как правило, попытки прервать это действие вызывали агрессию. Такое состояние требует дифференциальной диагностики между кататоническим возбуждением, эпилептическим пароксизмом и обычной игрой.

От шести до пятнадцати

  • 1. Появление навязчивых движений, переходящих в ритуалы. Например, прежде чем выйти из дома, ребенок дотрагивается до ручки двери, стоит на одной ноге, дергает себя за ухо и т. п. Появление однообразных движений: перебирание, скрещивание пальцев, кручение пуговицы и т. д. Действия могут со временем усложняться, а могут исчезать и заменяться другими.
  • 2. Навязчивое выдергивание волос, бровей.
  • 3. Появление страха, связанного с посещением общественных мест, кружков, школы. Важно учитывать, может ли ребёнок рассказать о причине появившегося дискомфорта.
  • 4. Частые жалобы на боли в животе, на головную боль. Повторяются в виде приступов, сопровождающихся страхом, моторным беспокои?ством.
  • 5. Появление чувства своей «неодинаковости», ощущение физической перемены. Чаще всего изменившимся кажется выражение лица, улыбки. Сокращается круг общения. Снижается аппетит, подросток отказывается от приёма пищи с целью улучшить физическое состояние тела.

В каждой возрастной категории резкое «изменение характера» ребенка с апатией, отгороженностью, плаксивостью или, напротив, злобностью, агрессивностью, присутствие тревоги и страха, изменение самочувствия в течение дня со сменяющимися аффектами – повод записаться на консультацию к детскому психиатру.

Мифы о психиатрах

О психиаторах ходит множество мифов. Самые распространенные утверждают, что эти специалисты «любят» назначать тяжелые препараты (а от них ребенку станет хуже или он превратится в «овощ»), что обращение к психиатру по месту жительства приведет к постановке на учет, и тогда о будущей карьере нужно забыть.

На прием привели девочку, у которой в возрасте трех с половиной лет не было фразовой речи, наблюдались вспышки агрессивного поведения, отсутствовала мотивация к обучению. По заявлению матери была взята под динамическое наблюдение, переведёна в специализированный детский сад. Там девочка получала квалифицированную помощь дефектолога, логопеда, нейропсихолога. Благодаря слаженной работе профессионалов девочка успешно окончила первый класс общеобразовательной школы и была снята с наблюдения.

Собираясь на прием к детскому психиатру, стоит записать все, что вызывает беспокойство в поведении ребенка. Прием детей в возрасте до пятнадцати лет осуществляется в присутствии родителей или законных представителей.

Задавая вопросы проясняющего характера и исходя из возрастных особенностей ребенка, врач предложит: собрать пирамидку, отгадать загадку или раскрыть скрытый смысл пословиц. При необходимости психиатр порекомендует провести дополнительные обследования.

В своей практике я приглашаю пациентов на повторный прием через одну-две недели для более подробного и объективного осмотра. Иногда на первой встрече ребенок в силу стрессовой ситуации «показывает» себя с одной стороны, а спустя неделю это оказывается совершенно другой ребенок. А бывает, что на первом приеме ребенок не готов говорить о самом сокровенном, а в следующий раз рассказывает про «человечков», живущих у него в шкафу, или о том, какое удовольствие ему доставляет мучить кошку.

Важно напомнить родителям, что без письменного согласия врач-психиатр не имеет права брать ребенка под динамическое наблюдение, такая задача и не стоит перед специалистом. Основанием взятия под наблюдение является установленный диагноз тяжелого психического заболевания. Сведения, которые вы предоставите в кабинете детского психиатра, охраняются «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и не могут быть разглашены третьим лицам без вашего согласия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *