Программа я и мы

Программа я и мы

Занятие-игра «Кто я? Какой я?»

Данное занятие в игровой форме может проводиться как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательных учреждениях.

Дети очень зависимы от мнения окружающих и людей, особенно близких. Их самооценка по этой причине нестабильна, а часто у младших школьников и подростков занижена. Отсюда у этих детей наблюдаются страхи, тревожность, неуверенность в своих силах, еще большая ориентация на позицию других людей.

При этом 6-7 летки, вплоть до подросткового возраста, редко задумываются о себе, не осознают свои сильные и слабые стороны, не знают себя (и это при том, что находятся в возрасте критичности, все отлично подмечают в других), их оценка еще не сформировалась. Не уважая себя – нельзя воспитать уважение к другим людям, а вне общества человек не может существовать.

Цель занятия «Кто я, какой я?»: помочь ребенку лучше узнать самого себя, осознать свою индивидуальность, самоценность и ценность личности другого человека, увидеть взаимозависимость себя и общества, осознание и анализ сильных сторон своей личности.

Игра «Знакомство»

Все участники, называя свое имя, перечисляют 5 своих положительных качеств.

Инструкция: каждый поочередно называет свое имя и отвечает на вопрос «Какой я хороший?», называя при этом 5 позитивных качеств.

Обсуждение: необходимо всем вместе проанализировать, какие качества были названы, почему их можно назвать «хорошими», в каких ситуациях они смогут стать плохими. Почему при наличии одинаковых черт люди все же сиьно отличаются друг от друга (разный путь формирования личности: влияние семьи, социального окружения, условий жизни)?

Основные трудности: Дети часто испытывают затруднения в определении положительных свойств своего характера. Они часто называют те черты, что им не нравятся в себе. Педагогу стоит подчеркнуть, что у любого человека может быть множество отрицательных качеств, но при этом не меньше и положительных черт. Для того, чтобы облегчить задачу, можно использовать заранее подготовленный перечень различных позитивных характеристик, из которого дети могут выбрать те свойства, что, по их мнению, присущи им.

Игра «Магазин»

Дети обмениваются между собой своими положительными чертами, дополняя свою личность теми качествами, которые, по их мнению, им необходимы.

Цель: Осмысление ценности своей личности и ценности другого человека путем сравнительного анализа индивидуальных характеристик личности каждого участника.

Инструкция: «Представьте, что вы попали в магазин, в котором продаются ценные качества, положительные черты. Продавцы и покупатели – вы сами, со своим набором хороших характеристик, которые одновременно являются и товаром, и денежным средством. По очереди каждый из вас может купить какое-либо недостающее вам качество у свои друзей в обмен на то, которое выберет у вас ваш товарищ – продавец.» Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не испробует роль «продавца». По желанию детей круг можно повторить.

Обсуждение: Участники обсуждают значимость своих качеств, и тех, которые они приобретают. Важно проанализировать, почему каждый выбрал именно эти качества, почему решил, что данное свойство ему необходимо. Может кому-то пришлось добавить себе черту, которой нет ни у одного из участников. Также можно выделить качества, наиболее необходимые в современном обществе, обсудить, почему и для чего они нужны.

Игра «Волшебник»

Цель: осознание и анализ разных сторон своей личности, развитие способности принимать себя таким, какой ты есть.

Инструкция: Педагог говорит: «Нам на занятие волшебник подарил две корзины. В одну мы можем спрятать ненужные нам черты характера, и они больше никогда не появятся, а из другой какие-то взять, необходимые нам»

Вопросы для обсуждения: Какие качества были спрятаны в корзину для ненужных? Почему? Какие были позаимствованы из волшебной корзины? Зачем?

Игра «В одной лодке»

Дети отбирают личностные качества, из выше названных, самые необходимые в совместном плавании на одном корабле в открытом океане.

Цель: Дать возможность ребенку осознать необходимость опираться не только на свои сильные стороны, но и видеть положительное в других людях, а также понимать взаимосвязь, взаимозависимость и необходимость людей друг в друге.

Инструкция: «Ваш корабль потерпел крушение. Вы чудом спаслись, и все оказались в лодке посреди Тихого океана. Но ваша лодка перегружена. Ваша задача: оставить в лодке самые необходимые качества, из тех, что выбрали с собой на корабль, чтобы спастись с их помощью. Попробуйте прийти к общему решению Учтите: время для этого ограничено.»

Обсуждение: Рассмотреть вопрос о том, какие качества были оставлены. Проанализировать то, как дети понимают выражение «в одной лодке». Доплывет ли лодка до берега, если каждый в ней будет действовать на свое усмотрение или полагаться только на себя. Педагогу можно провести аналогию между символами «мы в лодке» — «мы в обществе».

Как часто вам доводилось слышать этот вопрос, напрвленный к вам?
И как вы на него отвечаете?

ПОПРОБУЙТЕ ОТВЕТИТЬ СЕЙЧАС…

Я…

Ну как, получилось?

И кто же ты такой (такая)?…..

Когда человек думает о себе, произносит гордое местоимение «я» — кого он себе представляет? Личность, обозначенную в паспорте фамилией, именем и отчеством, зарегистрированную по определенному адресу? Нетленную и бессмертную сущность, именуемую душой? Карапуза, каким был в незапамятные года? Слегка помятую физиономию, отразившуюся с утра в зеркале? Или «Я» — это тот, кто взлетел по карьерной лестнице, или тот, кто дрожит, заслышав недовольный голос начальника. Тот, кто проводит хитроумные финансовые комбинации, с упоением поет в компании под гитару, боится пауков, сидит на диете, отчаянно мечтая вписаться в новый костюм, не знает, как найти общий язык с подрастающим отпрыском… В общем, тебя — много. Какие-то сущности копошатся в глубинах этого самого «я», составляя удивительные комбинации. Если задуматься, если вглядеться — невероятно, как они, эти самые сущности, еще не разнесли в пух и прах хрупкую скорлупку личности.

Откуда же внутри тебя такое множество разных людей?

Как они туда попали, кто является тобой?

Ваше «Я», как картина из пазлов, состоит из множества различных элементов, которые в психотерапии называют

САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЕДИНИЦАМИ СОЗНАНИЯ.

Что такое «Самостоятельные Единицы Сознания»?

СЕС — действующие самостоятельно, отвечающие за устойчивый и достаточно обобщённый класс поведенческих, эмоциональных и когнитивных реакций человека его части, которые обладают самостоятельным сознанием, причем настолько, что иногда заставляет вас поступать вопреки вашему «сознанию».

Личность создаётся системой её ролей. Человек одновременно может выполнять множество ролей, руководимых СЕС. Например: трусливый мужичок, убегающий от любых ситуаций конфронтации. Или: преданная женщина, считающая себя недостойной любви. Или: боящийся больших денег исполнительный безынициативный работник.

Т.е. иногда (а психологи говорят- всегда!) наши собственные части мешают нам быть счастливыми и успешными.

На семинаре нам предстоит работа с самостоятельными единицами сознания — с программными комплексами, которые управляют вашим организмом и системой Психика-Тело иерархически. Существует некое Первое Я, ваше Эго, которое объединяет всю систему.

Первое «Я» человека выявляется с большим трудом, как некоторое осознание/ощущение «Я как целостность». А под ним находятся уровни:

Идентичности — посредством вопросов «Кто «Я»?» (например, мужчина).

Субличности — «Какой (какая) «Я»?…» (например, как Мужчина я могу быть Трусливым или Задиристым Мужичком и еще много кем).

Части — «Что я делаю, когда «Я»?…» (например, будучи Мужчиной, но Трусливым Мужичком, я бегу прочь от любой ситуации конфронтации).

Субчасти — «Что я чувствую, ощущаю при этом, когда я? …» (например, в идентичности Мужчины субличности Трусливого Мужичка, который бежит сломя голову от ситуации конфронтации, я ощущаю леденящий ужас внизу живота).

Основные нарушения в программной работе человека, в его жизнедеятельности, определяются тем, что нарушается принцип иерархии во взаимодействии частей. Например, субчасть страха, или часть страха, которая находится на 3- или 4 -м уровне иерархии, начинает главенствовать во всей системе.

Собственно, ваша работа на семинаре будет заключаться в том, чтобы восстановить иерархию частей, именно тех, которые не позволяют в достаточной степени быть вам благополучным в любом направлении его жизнедеятельности.

Работа с обитателями (частями) человеческого «Я» необходима для следующего набора проблем:

В области эмоций:
  • неприятные эмоции, такие, как депрессия, раздражение, гнев, неудача, зависть, опасение или боязнь, тревога или беспокойство, одиночество, опустошенность, страх;
  • препятствия к реализации эмоций.
Привычки (навязчивые как наркотики):
  • Трудности с питанием, такие, как переедание, повышенное чувство голода или потеря аппетита;
  • Чрезмерная привязанность к курению, выпивке, сексу, взаимоотношениям, деньгам, вещам или чему-нибудь еще;
  • Такие, сопровождающие «нервозность», привычки, как кусать пальцы или ногти, барабанить по столу, нервный смех и т.д.;
  • Плохое самоощущение в случае, если кто-то другой в чем-то превосходит. Стремление выглядеть лучше всех, иметь самое лучшее или больше всех, быть самым популярным и т.д.;
  • Затруднения в том, чтобы понять свои собственные желания. Делание того же, что делают другие, даже если это не нравится. Согласие с другими, даже если на самом деле этого согласия нет;
  • Концентрация внимания на доставлении удовольствия другим. Делание чего-то для других за свой счет. Стремление делать почти все, что угодно, чтобы добиться любви и одобрения других;
  • Избегание общения с людьми. Чувство опасности рядом с людьми, которые не угрожают;
  • Нежелание, неспособность или страх полностью «быть собой». Избегание близости в близких взаимоотношениях. Трудности в «присутствии» с другим человеком;
  • Боязнь быть непринужденным;Убежденность в невозможности жить без другого человека. Мысли о смерти при одном только предположении, что определенного человека не будет рядом. Поиск самого себя через чье-то мнение о себе;
  • Трудности в том, чтобы доверять кому-то. Убеждение, что другие имеют злые намерения. Представление о том, что только несколько человек являются «хорошими людьми». Стремление говорить такие вещи, как «этот Мужчина – ничтожество», или «Эта женщина – лицемерка»;
  • Тенденция чрезмерно доверять людям. Игнорирование недостатков других людей. Убежденность в том, что есть кто-то более зрелый или развитый;
  • Стремление быть единственным ответственным. Негативные эмоции по поводу «неподконтрольных» действий других людей;
  • Огорчения, когда кто-то другой ошибается;
  • Трудности выполнения обещания. Неумение сказать «нет». Согласие, сопровождающееся последующим отказом;
  • Стремление всегда быть в центре внимания. Дискомфорт, когда кто-то другой привлекает внимание к себе;
  • Настоятельная потребность спорить о том, кто прав. Отстаивание своей позиции, даже когда вам ясно, что другой человек прав. Трудности в признании собственных ошибок;
  • Постоянные размышления о проблемах в отношениях с теми, кто стал причиной проблемы. Споры о том, кто ошибся. Убеждение, что другие люди должны взять вину на себя и признать, что они являются причиной ваших проблем. Стремление осудить кого-то за ошибки и недостатки. Трудности в прощении кого-то;
  • Стремление взять на себя ответственность за ошибки и переживания других людей. Ощущение необходимости давить на людей;
  • Навязчивое стремление поднять свой престиж и статус в глазах окружающих. Стремление преувеличить правду и даже лгать для того, чтобы поддерживать хороший имидж;
  • Нечестность и ложь для того, чтобы добиться от других желаемого.

Проблемы с восприятием собственного или воображаемого образа:
  • Трудности в принятии собственного «несовершенства»;
  • Чрезмерная критика себя и своих поступков, когда была совершена небольшая ощибка;
  • Неадекватно заниженная самооценка;
  • Чувство стыда за себя или за свое поведение;
  • Желание повышать чувство собственного достоинства или самоуважения;
  • Ощущение недостаточности понимания самого себя – затруднения при ответе на вопрос «Кто я?».
Другие категории:
  • Наличие физиологической болезни, которая может быть вызвана подавлением эмоций или стрессом;
  • Ощущение себя подчиненным или зависимым;
  • Оскорбительное поведение по отношению к другим;
  • Факт физического, сексуального, психологического насилия или эмоционального давления в личной истории;
  • Убежденность в том, что со своими поступками нужно бороться самостоятельно;
  • Выполнение хотя бы иногда чего-то чрезмерно кропотливо или не до конца;
  • Полная поглощённость мыслями о богатстве;
  • Ощущение множества внутренних конфликтов;
  • Наличие мыслей, которые буквально «преследуют»

Семинар поможет Вам существенно изменить качество вашей жизни к лучшему. Каждый участник семинара получит возможность решать свои личные задачи или исправлять проблемы.

Что можно решить с помощью психотерапии СЕС?
  • Создать мотивацию к изменениям.
  • Исцелить психосоматические недуги.
  • Скорректировать вес.
  • Прояснить нерешаемую проблему (здоровья, отношений, денег), и найти её решение.
  • Определить, сформулировать свои цели, найти своё место в жизни.
  • Решить проблемы профессионального и личностного роста.
  • Повысить самооценку (беспричинное чувство жертвы, обиды, вины, одиночества, ущербности, подавленности).
  • Избавиться от различных форм зависимости (алкогольной, наркотической, и т.д.).
  • Выйти из депрессии.
  • Освободиться от различных фобий, панических атак.
  • Преодолеть психологические травмы, тревожности, стрессовые состояния (в том числе, при расставании с близкими людьми).
  • Устранить (принять) горе утраты родных, близких.
  • Избавиться от состояния внутренней раскщеплённости, постоянных внутренних противоречий.
  • Разрешить проблемные отношения между детьми и родителями, между супругами, и в том числе проблемы безбрачия.
  • Наследственные (родовые) проблемы и семейные убеждения.
На семинаре Вы узнаете:
  1. Что такое витальность?( карты, программы, сценарии и обусловленности)
  2. Что такое Самостоятельная Единица Сознания (СЕС)?
  3. Как работают СЕС?
  4. Как развиваются или не развиваются СЕС и как с этим жить?
На семинаре Вы научитесь:
  1. Правильно разбираться в Самостоятельных Единицах Сознания (как врождённых, так и приобретённых);
  2. Трансформировать негативный способ действия СЕС;
  3. Растворять и даже создавать новые Самостоятельные Единицы Сознания
  4. Объединять конфликтующие между собой СЕС;
  5. Восстановить связь с отторгнутой СЕС;
  6. Вернуть утраченную СЕС.
  7. Менять свои привычки и способы поведения;
  8. Достигать нового качества жизни;

В Вашем арсенале появятся отличные инструменты для преодоления внутреннего сопротивления, для избавления от груза не всегда удачного прошлого и различных зависимостей, приобретёте практические навыки и расширите творческие возможности для профессионального роста и самореализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *